Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Я была, как и ты, свободной,
Но я слишком хотела жить.
А. Ахматова
"Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова - роман философский, в котором не только затронуты многие вечные вопросы: о жизни и смерти, смысле человеческого существования, таланте и бездарности, но и совершена попытка разгадать тайны человеческой души.
Очень многое в жизни человека зависит от того, насколько он свободен, и речь здесь идет не столько о внешней свободе, хотя и она тоже важна, сколько о внутренней: свободе выбора, независимости суждений, умении избегать связующей власти обстоятельств. Так, например, Иешуа Га-Ноцри, даже изувеченный побоями и приговоренный к смерти, не изменяет себе, своим принципам, продолжает до последней минуты своей жизни (и даже после смерти) нести людям добро. Он остается свободным внутренне, несмотря на то, что у него нет никакой возможности вырваться из рук своих врагов.
А вот - Понтий Пилат. Казалось бы, облеченный властью могущественный римский прокуратор должен пользоваться абсолютной свободой и независимостью. Но он зажат в тисках своей должности и не может даже спасти Иешуа, как бы ему ни хотелось этого.
Самое ужасное, что людей, подобных Пилату, бесчисленное множество и в реальной Москве 30-х годов. Им даже еще хуже, чем прокуратору: не все современники Булгакова понимают, что находятся в рабстве у общественного мнения, карьеры, удовольствий. Так, литературные критики "говорят не то, что хотят сказать", горожане без лишних сомнений покупают "осетрину второй свежести", служащие Управления зрелищ по указанию начальства поют в ненавистном им хоре. Суровое время и неумение следовать в своей жизни четким принципам сделали этих людей слабыми и безвольными, хотя они, конечно же, так не считают.
Совсем по-другому воспринимается Мастер, отстаивающий свой роман перед критиками, зажатыми в тесные рамки литературных течений, указаний свыше и в жесткие тиски понимания, как именно должно быть. Но истинное творчество - это прежде всего свобода, безудержный полет мысли и фантазии, поэтому при кажущемся внешнем поражении Мастер все же выигрывает этот бой, хотя и не в земной реальности.
Маргарита тоже личность независимая и, на мой взгляд, еще более сильная, чем Мастер. Однажды сделав выбор, она бесстрашно борется за возможность достижения цели. Маргарита готова на любые испытания, на жертвы и лишения, чтобы иметь право жить так, как хочет, и любить.
Я думаю, что только внутренне независимый человек способен на творческое изменение своей жизни и мира в целом. Но эта свобода - не анархия, а большая ответственность перед самим собой и окружающими людьми. На самом деле очень сложно освободиться от рабства множества условностей, которыми наполнена наша повседневная жизнь, а это говорит о том, какую колоссальную работу нужно проделать человеку, чтобы добиться истинного освобождения.