Методы управления логистическими затратами на ОАО «Молочная благодать»

Курсовая работа

на тему: «Методы управления логистическими затратами»

Выполнил студент

Группы 36 ОДЛ

Свистухин Дмитрий

Проверила преподаватель

Кордюкова С.А.

Москва 2014 г.

Содержание

Глава 1

Теоритические основы выбора вида транспортных средств в канале распределения товаров.

1.1

Виды и характеристика транспортных средств

1.2

Каналы распределения товаров

1.3

Выбор вида транспортного средства в канале распределения товаров.

Глава 2

Анализ логистической деятельности на предприятии ОАО «Молочная благодать»

2.1

Характеристика предприятия

2.2

Характеристика транспорта и транспортировки сырья и продукции ОАО «Молочная благодать»

2.3

Предложения по оптимизации транспортного обеспечения логистики ОАО «Молочная благодать»


Введение Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции – это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т. д.

В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.

В настоящее время в России происходят разгосударствление и приватизация транспортного и складского хозяйства. Интенсивно формируется рынок транспортных и транспортно-экспедиционных услуг.

Следует добавить, что парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим показателям. Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50 %, а по воздушным судам – 70 %. Спад производства, рост цен, инфляция и снижение платежеспособности клиентуры способствует снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому резко уменьшены запуски и обновление транспортных средств.

Все виды транспорта имеют свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.

Для решения задачи выбора вида транспорта необходимо учитывать следующие факторы: на какой критерий — стоимость или скорость доставки — делается упор; вид перевозимого груза, его упаковки; объем перевозки; объем запаса и т.д.

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса выбора вида транспортных средств в канале распределения товаров .

Данная цель обозначила следующие задачи, которые рассмотрены в данной курсовой работе:

-раскрыть теоретические аспекты выбора вида транспортных средств в канале распределения товаров

-раскрыть практические аспекты выбора вида транспортных средств в канале распределения товаров

-сформулировать выводы и предложения по совершенствованию выбора видов транспортных средств

Объектом изучения данной курсовой работы является деятельность ОАО «Молочная благодать»

Предметом – выбора вида транспортных средств на предприятии ОАО «Молочная благодать»


Глава 1. Теоритические основы выбора вида транспортных средств в канале распределения товаров.

  1. Виды и характеристика транспортных средств

Для начала, дадим определение понятию «транспорт». Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Транспорт в зависимости от масштаба его использования подразделяется на две самостоятельные группы - магистральный и промышленный. Маги стральный транспорт (транспорт общего пользования) применяется на путях сообщения, связывающих крупные города, промышленные центры и экономические районы.1 На рис. 1 представлена классификация видов транспорта:

Рис. 1. Общая классификация видов транспорта

Магистральный транспорт может быть сгруппирован следующим образом: универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специальный (трубопроводный); внутренний (перевозки внутри страны) и внешний (международные перевозки); круглогодичный (железнодорожный, автомобильный) и сезонный (внутренний водный). Ведомственный транспорт предприятий и организаций принято называть промышленным транспортом. Магистральный и промышленный транспорт (за исключением трубопроводного) может осуществлять как грузовые, так и пассажирские перевозки. Каждый из приведенных видов транспорта имеет свои специфические особенности и преимущества, имеющие определенное значение для производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования - участников макрологистической цепи.

Для перевозки тяжёлых и крупногабаритных грузов на большие расстояния, чаще всего выбирают железнодорожный транспорт. Поезда могут передвигаться с постоянной и достаточно высокой скоростью, а так же могут работать в комбинации с другими видами транспорта.

Железнодорожный транспорт является одним из важнейших видов современного транспорта. В настоящее время железнодорожный транспорт воплотил в себе результаты длительного процесса развития сети железных дорог и постоянного совершенствования отдельных их элементов - рельсовых путей, станционных построек, средств тяги, вагонов, средств связи, сигнализации и без опасности.

В организации, планировании, управлении, регулировании и координации функционирования железнодорожного транспорта выделяются два самостоятельных, но тесно связанных между собой направления производственно-хозяйственной деятельности: перевозка грузов (транспортировка грузов по заданным маршрутам в конкретное место назначения, обеспечение контроля за движением грузов в реальном масштабе времени); техническое обслуживание (комплекс научно-технических, исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечение ремонта и обслуживания подвижного состава, сопровождающееся высокой трудоемкостью, материалоемкостью и энергоемкостью).

Автомобильный транспорт перевозит грузы по автодорогам и имеет значительную сферу применения как при доставке продукции на короткие и средние расстояния, так и на дальние расстояния, когда требуется перевезти специфичные виды грузов и при этом сократить время их доставки.

Однако автомобильный транспорт является наиболее трудоемким и затратным видом транспорта в связи с относительно малой грузоподъемностью и вместительностью автомобилей. Себестоимость перевозки грузов на автомобильном транспорте значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте.

Но в целом большая часть грузов перевозится по автомобильным дорогам. (Например, в Великобритании 60% всех грузов перевозится именно таким образом.)

Внутренний водный транспорт занимает специфическое место в транспортном обслуживании. Он обеспечивает доставку грузов в отдельные территориальные образования, не имеющие развитых сухопутных путей сообщения, и пере возку рядов грузов, в основ ном массовых навалочных (уголь, строительные и лесные материалы). Следует отметить, что речные бассейны полностью или частично изолированы и образуют самостоятельные транспортные рынки.

Морской транспорт широко применяется в международных перевозках и внутренних каботажных (судоходство между порта ми одной страны) перевозках. Наибольшая доля в объеме перевозок и грузообороте приходится на международные сообщения.

Воздушный транспорт (самолеты и вертолеты) является самым скоростным, но при этом и самым дорогостоящим видом транс порта, осуществляющим грузовые перевозки, поэтому он играет значительную роль, в первую очередь в пассажирских перевозках на дальние расстояния и при недостаточной развитости сухопутной транспортной инфраструктуры в некоторых территориальных образованиях.

Трубопроводный транспорт. Достоинством данного вида транспорта является низкая себестоимость при высокой пропускной способности, а так же высокая степень сохранности грузов.

К недостаткам трубопроводного транспорта относятся низкая скорость перемещения (как правило, не более 10 километров в час) и негибкость (транспортировка осуществляется между фиксированными точками). А также узкая номенклатура подлежащих транспортировки грузов (жидкость, газы, эмульсия).

Промышленный транспорт представляет собой производственный транспорт промышленных предприятий, осуществляющий внутренние перевозки грузов (заготовки, детали, узлы, агрегаты, готовая продукция) и внешние кооперированные перевозки между предприятием и поставщиками или потребителями. Поэтому промышленный транспорт, с одной стороны, неотъемлемая часть производственного процесса, с другой - важнейшее звено транс порта общего пользования.

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, преимущества и недостатки, которые определяют возможности его использования в логистической системе (табл.1).

Таблица 1

Сравнительные логистические характеристики разных видов транспорта

Вид транспорта

Преимущества

Недостатки

Сфера использования

Железнодорожный

Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Относительно низкие тарифы. Высокая скорость доставки на большие расстояния.

Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность до конечных потребителей. Недостаточно высокая сохранность груза.

Практически не ограничена.

Морской

Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на далекие расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок.

Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. Жесткие условия к упаковке. Низкая частота отправок.

Практически не ограничена.

Внутренний водный (речной)

Высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость.

Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от неравномерности глубины рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность работы. Недостаточная надежность перевозок и сохранности груза.

Практически не ограничена.

Автомобильный

Высокая доступность. Возможность доставки груза «от дверей до дверей». Большая маневренность и гибкость. Высокая скорость доставки груза. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза, возможность его отправления маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее приемлемого перевозчика. Менее жесткие требования к упаковке товара.

Низкая продуктивность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Низкий уровень эксплуатационных показателей.

На короткие расстояния (до 300 км)

Воздушный

Самая высокая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наилучшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок.

Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность.

Практически не ограничена

Трубопроводный

Низкая себестоимость. Высокая продуктивность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость.

Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты и т.д.), ограниченная доступность малых объемов транспортируемых грузов.

Ограничена номенклатурой грузов.

Рассмотренные виды транспорта (и их характеристики) в совокупности и при своем взаимодействии в смешанных перевозках образуют единую транспортную систему, которая представ лена разнообразным подвижным составом, путями сообщения (сухопутные, водные, воздушные), парком различных погрузочно-разгрузочных механизмов и другими вспомогательными устройствами и оборудованием, обеспечивающие процесс перевозки грузов.

1.2 Каналы распределения товаров

По количеству посреднических звеньев все каналы распределения делятся на каналы различного уровня. Звено логистической системы, деятельность которого направлена на приближение товара и права собственности на него к конечному потребителю, является уровнем канала.

Каналы нулевого уровня характеризуются полным отсутствием посредников, т. е. производитель напрямую работает с потребителем, а каналы первого уровня – наличием одного посредника, и т. д. Еще одной характеристикой канала распределения является протяженность, которая соответствует количеству уровней между производителями и потребителем.

Каналы распределения подразделяются на горизонтальные и вертикальные.

Независимо друг от друга производителем и посредником образуются горизонтальные каналы. Отдельное звено горизонтального канала выступает как юридическое лицо, функционирующее за свой страхи и риск и пытающееся увеличить свою прибыль.

Это иногда приводит к снижению общей прибыли всей системы, что идет вразрез с теорией логистики и принятому в рамках этой теории принципу экономических компромиссов.

Вертикальные каналы распределения состоят из звеньев, между которыми устанавливаются взаимосвязи. Распространенной бывает ситуация, когда участник канала распределения является собственником остальных. При этом среди участников процесса распределения вводятся иерархические отношения соподчинения, и канал работает как единое целое.

Потребитель, в современных условиях, имеет возможность автономно выбирать участников канала, которые по общности критериев наиболее соответствуют его требованиям.

Планирование каналов распределения.

1. Проведение исследовательской работы по сбору информации, нужной для планирования распределения товаров и услуг.

2. Анализ соответствия товара требованиям поставщика.

3. Переговоры с возможными потребителями продукции.

4. Финансирование движения товаров по каналам распределения.

5. Информационная поддержка.

В зависимости от типа макрологистической системы каналы распределения имеют различное строение. В логистических системах с прямыми связями каналы распределения не имеют оптово-посреднических фирм. В эластичных системах такие посредники имеются.

При выборе канала распределения совершается выбор способа товародвижения.

Канал распределения характеризуется не только числом входящих в него элементов и свойством их взаимосвязей, но и видами входящих в него элементов, т. е. работающими на всей его протяженности посредниками.

каналы распределения, и факторы влияющие на их выбор:
- характер товара;
- транспортабельность товара;
- географическое положение производителей;
- наличии конкурентов;
- широта ассортимента;
- сроки и условия хранения.
Таким образом, чем больше ассортимент товара и количество производимой продукции, тем разветвленней логистическая сеть, сложность которой ограничивается условиями и сроками хранения продукции.

Различают прямой и косвенный сбыт
Прямой сбыт – производитель продукции вступает в непосредственные отношения с потребителем.

Косвенный сбыт – производитель прибегает к услугам независимых посредников

При выборе каналов распределения продукции и сети каналов товародвижения, следует учитывать:
- особенности конечных потребителей;
- возможности самой фирмы изготовителя;
- характеристики товара;
- степень конкуренции;
- характеристики и особенности рынка;
- сравнительную стоимость различных распределенных систем.

Прямой сбыт возможен когда:
- количество товара велико и может оправдать затраты на прямой сбыт;
- потребителей не много и они расположены на относительно небольшой территории;
- товар требует высокоспециализированного сервиса;
- объем партии достаточен для повагонной отправки или отправки контейнером;
- имеется достаточно собственных базовых складов;
- товар используется не многими потребителями;
- цена часто меняется.

Косвенный сбыт рекомендуется, если:
- множество потребителей в каждом секторе экономики и организация сбыта требует создания мощной сбытовой сети, а средств на это нет;
- рынок разбросан географически;
- разница между продажной ценой и себестоимостью не велики;
- возможность значительно экономить на транспортных расходах;
- осуществляется выход на мало изученный рынок;
- послепродажный сервис не требуется.

размещение распределительного центра. Алгоритм:
1) Изучается конъюнктура рынка и разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через логистическую систему.
2) Разрабатывается система снабжения товарами потребителей, выбираются каналы распределения.
3) Составляются схемы распределения материальных потоков внутри логистической системы.
4) Осуществляется выбор варианта размещения распределенного центра по денежному критерию (приведенные затраты, чистый дисконтированный доход, прибыль по вариантам и другое).

1.3. Выбор вида транспортного средства в канале распределения.

Поскольку транспортные операции являются непосредственным выражением связей между отдельными этапами товародвижения, эффективность этого процесса в большой степени зависит от способа реализации перемещения.

Задача выбора вида транспорта решается во взаимосвязи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержка оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных чертах различных видов транспорта.

Выделяют шесть основных факторов, которые влияют на выбор транспорта:

– время доставки;

– частота оправлений груза;

– надежность соблюдения графика доставки;

– способность перевозить различные грузы;

– способность доставлять груз в какую-либо точку территории;

– стоимость перевозок.

В табл. 2 приведена оценка факторов, которые влияют на выбор вида транспортного средства. Единице соответствует наилучшее значение.

Таблица 2

Оценка разных видов транспорта в разрезе основных факторов, которые влияют на выбор вида транспорта

Вид транспорта

Факторы, которые влияют на выбор вида транспорта

Время доставки

Частота отправлений груза

Частота отправлений груза

Способность перевозить различные грузы

Способность доставлять груз в какую-либо точку территории

Стоимость перевозок

Железно-
дорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Авто-ный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5

 Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители учитывают до шести факторов одновременно. Так, если отправителя интересует скорость, его основной выбор сосредотачивается на воздушном или автомобильном транспорте. Если его цель – минимальные расходы, выбор ограничивается водным и трубопроводным транспортом. Больше всего преимуществ связано с использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется рост его доли в объеме перевозок. Однако окончательный вывод о варианте доставки грузов основывается на технико-экономических расчетах.

Доставка одним видом транспорта характерна для унимодальной (одновидовой) транспортировки. Однако на практике при принятии решений о транспортировке необходимо учитывать сложные компромиссы между разными видами транспорта, для чего используются смешанные – интермодальные перевозки.

Интермодальная транспортировка – это перевозка двумя или несколькими разными способами. Цель интермодальной перевозки – получить комбинацию преимуществ нескольких отдельных способов, избегая при этом их недостатков. Это позволяет обеспечивать интегрированные транспортные услуги с наименьшими расходами, например, комбинируя низкие расходы перевозок по воде с гибкостью автомобильного транспорта или высокую скорость воздушных перевозок с затратами автомобильного транспорта.

Для интермодальных перевозок важны системы перемещения продукции между способами перевозок. В данном случае необходимо обеспечить бесперебойное движение, и лучший способ для этого – использование модульных или единичных грузов. Поэтому все виды продукции помещают в стандартные контейнеры, для эффективного перемещения которых и для минимизации задержек при перегрузках с одного типа транспорта на другой или от одного перевозчика к другому используют контейнерные порты и терминалы. Альтернатива контейнерам – контрейлерные перевозки, когда грузовики или трейлеры для более быстрых перевозок на большое

Глава 2. Анализ логистической деятельности на предприятии ОАО «Молочная благодать»

2.1 Характеристика предприятия

Кушвинский гормолзавод был основан в 1969 году и первоначально считался государственным предприятием пищевой молочной продукции. В 1996 году предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество «Кушвинский гормолзавод». С 9 июня 2007 года ОАО «Кушвинский гормолзавод» решением общего собрания акционеров переименован в открытое акционерное общество «Молочная Благодать». ОАО «Молочная благодать» расположен в Свердловской области, г. Кушва, по адресу: ул. 40 лет Октября, д. 2 [17].

Предприятие специализируется на выпуске молочной продукции и занимает лидирующие позиции. Производимая на ОАО «Молочная благодать» продукция обладает определенной рыночной спецификой. Большинство наименований молочной продукции, являясь продуктами первой необходимости, находят гарантированный сбыт в рамках рынков, на которых производящее их предприятие занимает доминирующие позиции. К таким видам относят: молоко, кефир, сметану, творог и т.д. Обозначим основные виды продукции, выпускаемой ОАО «Молочная благодать»:

  • молочные продукты (молоко пастеризованное, молоко топленое, масло сливочное);
  • кисломолочные продукты (варенец, ряженка, кефир, биокефир, йогурт, снежок, сметана, творог, сырок, сырок глазированный);
  • сыр (сырная масса со вкусом грибов, сырная масса со вкусом зелени, сырная масса со вкусом бекона).

Поставки молока-сырья осуществляются от 29 хозяйств в основном из

четырех районов Свердловской области, удельный вес которых составляет: Алапаевский район – 41,5%, объём поставок по сравнению с 2009 годом вырос на 8,9%. Соответствующие показатели по Верхотурскому району составили 19,9% и 11,9%, по Пригородному району – 11,8% и 8,8%, по Ирбитскому району – 18,6%, который дал наибольший прирост объёмов поставок 53, 4%. Из хозяйств значительного роста объёмов поставок по сравнению с 2009 годом добились ООО «Агрофирма «Заря» на 54,2%, СПК «Колхоз «Дружба» на 56,6%, СПК «Килачевский» на 40,1% (все Ирбитский район), СПК «Колхоз им. Чапаева» на 12%, ООО «Коптелово» на 26,6%, КХ Молокова на 14,5% (Алапаевский район), ООО ДСП «Совхоз «Богословский» на 29%. В то же время наблюдается снижение объёмов поставок от хозяйств Пригородного района на 1,2%, в том числе от ООО «Нижнесалдинское» на 12%, от ГУП «Совхоз «Верхнесалдинский» на 5,9%.

Основные экономические показатели работы ОАО «Молочная благодать» за 2010 год представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Основные экономические показатели ОАО «Молочная благодать»

Наименование показателей

Ед. измерен.

2010 год

2009 год

Соотношение

2010 года к

2009 году в %

Произведено товарной продукции

(без НДС), в том числе цельномолочной:

- молоко

- диетпродукты

- сметана

- творог

- масло сливочное

Тыс. руб.

Тонн

-----

-----

-----

-----

-----

1 257 087

51 144

22 343

7 439

2 488

1554

278

953 412

43 286

17 224

6 682

2 235

1 468

218

132

118

130

111

111

106

128

Получено от cельхозтоваропроизводителей молока-сырья

Тонн

49 635

44 350

112

Затраты на производство товарной продукции

Тыс. руб.

1 182 435

879 429

134

Прибыль

Тыс. руб.

74 652

73 983

101

Рентабельность

%

6,3

8,5

74

Производительность труда

Тыс. руб. на 1 чел.

3 299

2 837

116

На всю продукцию предприятия имеются сертификаты соответствия, подтверждающие безопасность продукции. Для осуществления контроля качества продукции на предприятии функционирует лаборатория. Благодаря модернизации, установке нового оборудования завод имеет возможность проводить самый тщательный анализ сырого коровьего молока [17].

Территория завода имеет кольцевой проезд для транспорта, с асфальто­бетонным покрытием. На территории, в радиусе 30 метров от производственного корпуса размещены хозяйственно-складские помещения, котельная завода.2

В санитарной зоне расположены четыре артезианских скважины.

Производственный корпус выполнен по принципу однозального помещения, внутренние стены облицованы на всю высоту глазурованной плиткой.

ОАО «Молочная Благодать» – это своего рода автономный минигородок, который полностью и самостоятельно снабжает себя теплом, паром, сжатым воздухом, горячей водой. На территории завода площадью 2,71 гектара расположены производственный корпус, хозяйственно-складские помещения, котельная завода, 4 артезианские скважины, лаборатория, собственный автопарк [17].

Наличие на молзаводе развитой сферы вспомогательного производства позволяет экономить средства и сохранять цены на продукцию предприятия в доступных для торговли и населения пределах.

В 1969 году мощность завода составляла 30 тонн молока в смену. Модернизация на всех участках производства позволила увеличить мощность завода в четыре раза. Фактическая мощность на 01.01.2012 г. 120 тонн молока в смену.

По своему уровню развития ОАО «Молочная Благодать» подходит к такому этапу технического и технологического развития, когда в процессе приема и переработки молока практически исключается непосредственный контакт людей с продукцией.

С целью улучшения потребительских свойств продукции, на предприятии пущена в эксплуатацию машина по упаковке продукции в пакеты «пюр-пак» RG-50. Такая упаковка более привлекательна по внешнему виду по сравнению с упаковкой в полиэтиленовые пакеты, а также более удобна при транспортировке для оптовых покупателей и потребителей. Продукция в такой упаковке подлежит более длительному хранению и может транспортироваться в более удаленные от завода районы.

На заводе ежегодно происходит обновление оборудования, а так же постоянная модернизация производства, позволяющая соответствовать современным качественным требованиям.

2.2 Характеристика транспорта и транспортировки сырья и продукции ОАО «Молочная благодать»

В недавнем прошлом завод отказался от доставки сырья железнодорожными цистернами. Привозить молоко автотранспортом оказалось быстрее и эффективнее.

Транспортировка молочной продукции завода осуществляется автотранспортом с изометрическими кузовами, оборудованными холодильными установками и регистрирующими приборами. Каждый раз перед погрузкой проходит проверка санитарных паспортов, личных медицинских книжек водителей и состояние автотранспорта. Без разрешения ответственного лица погрузка готовой продукции не допускается. Мойка и дезобработка автотранспорта производится в изолированном помещении в полном соответствии с санитарными правилами.

Доставка готовой продукции в сотни точек, расположенных на территории всей Свердловской области, потребовала серьезного внимания к созданию собственной транспортной базы. В итоге кушвинский завод «Молочная Благодать» теперь располагает грузовым автопарком и гаражом.

В настоящее время на балансе ОАО «Молочная благодать» для доставки сырья находится 3 молоковоза с объемом цистерн в 16 тонн, а также 4 молоковоза с объемом цистерн в 14 тонн.

Для доставки готовой продукции до места реализации используются грузовые автомобили рефрижераторы с грузоподъемностью 1,5 и 3,5 тонны. На сегодняшний день завод располагает 6 грузовыми автомобилями рефрижераторами марки «Газель», а также 7 грузовыми автомобилями рефрижераторами марки «Hyundai».

Большее количество транспорта в автопарке завода эксплуатируется уже более пяти лет. Стоит отметить, что на балансе предприятия числится 2 грузовых автомашины, не используемых в эксплуатации (восстановлению не подлежат) и подлежащих списанию.

Путь продуктов питания от непосредственного производителя до прилавка часто сопровождается неполадками. Различные накладки с транспортом, несоответствие транспортного средства санитарным нормам, отсутствие или некорректное оформление сопроводительных документов, самые разные задержки в пути – все эти малоприятные обстоятельства нередко ставят под угрозу сохранность продуктов. В особенности, если речь идёт о молочной продукции.

Данный вид продуктов питания требует соблюдения некоторых важных условий транспортировки. И прежде всего – это, соответствующим образом оборудованный и снабжённый всеми необходимыми документами, автомобиль. Для автоперевозки молока в жидком виде используются специальные молочные автоцистерны, а перевозка в разлитом виде (пакеты, бутылки и т.д.), а так же в виде фасованных молочных продуктов (сметана, творог и т.п.) осуществляется в изотермических фургонах. Ведь данные продукты входят в категорию скоропортящихся, поэтому перевозка молочных продуктов требует соблюдения определённого температурного режима [17].

Для осуществления перевозки контейнеров, молокозавод пользуется

специальными автомобилями-контейнеровозами, в настоящее время таких автомобилей на балансе предприятия всего два. В самом начале осуществления транспортной деятельности молокозавод был вынужден прибегать к услугам частных водителей и различных отдельных транспортных автобаз, в процессе работы с которыми он сталкивался с целым рядом определенных трудностей.

В первую очередь, трудности возникали из-за отсутствия должного уровня оперативности. А различные автобазы, в свою очередь, принимали заявки только за 2 – 3 дня до непосредственного осуществления транспортировки груза. Кроме всего прочего, проблемы заключались еще и в определенных колебаниях по стоимости перевозок.

Также стоит отметить, что совсем не каждый водитель был в состоянии предоставить документы, необходимые для осуществления деятельности по транспортировке, что приводило к необходимости значительного сужения круга партнеров до количества автобаз и водителей, которые имели официально оформленные разрешения и лицензии.

Еще одним источником проблем была техника, которая явно находилась в ненадлежащем, порой даже плачевном, техническом состоянии, а это, далеко не каждый раз, могло удовлетворить требования завода.

Сделав тщательный анализ сложившейся ситуации, заводом было принято решение приобрести собственную технику.

Планирование транспортировки – это один из наиболее важных моментов в осуществлении всего транспортного процесса. Это обусловлено тем, что при таком подходе будет в значительной степени сокращаться длительность цикла самой коммерческой операции. Кроме того, подобный подход к процессу стал необходим из-за постоянного увеличения стоимости хранения, а также из-за определенной необходимости реагировать на динамично изменяющийся потребительский спрос [17].

На заводе процессом оптимизации проектирования доставки товара полностью занимаются логисты. Среди задач логистов выступают также

детализация и конкретизация всех организационных мероприятий, которые связаны с осуществлением транспортировки груза, для обеспечения значительного снижения затрат на транспортировку, осуществления своевременной доставки груза, обеспечения наиболее полного удовлетворения всех требований и предпочтений непосредственного грузоотправителя. В основе планирования транспортировки груза лежит график и расписание осуществления самой транспортировки, которые составляются на основании систематизации всех заключенных с грузоотправителями соглашений или договоров, анализе поданных заявок на транспортировки, а также на изучении непосредственных грузопотоков. Изучение грузопотоков предполагает проведение тщательного анализа всех осуществленных за определенный временной промежуток транспортировок груза, не только на отдельно взятом маршруте следования, но и на всей дорожной сети. Анализ грузопотоков бывает выборочный и сплошной. Сплошной анализ производится по всем маршрутам одновременно, а выборочный – лишь на отдельно взятом маршруте следования.

Среди основных методов получения информации о грузопотоках выделяют натурные и отчетно-статистические данные. Чаще всего используют именно отчетно-статистический способ, осуществляемый на основании анализа данных о доходах, полученных от осуществления транспортировки продукции, а также массы всех транспортируемых продукций на маршруте.

Среди основных задач ОАО «Молочная благодать» в процессе организации транспортировки продукции следует выделять такие:

  • надлежащее удовлетворение всех потребностей клиентов в осуществлении транспортировок продукции посредством автомобильного транспорта;
  • обеспечение качественного обслуживания клиентов;
  • соблюдение всех намеченных планов по осуществлению транспортировки продукции;
  • эффективная эксплуатация транспортных средств, увеличение показателей производительности труда, значительное снижение транспортных издержек и расходов;
  • обеспечение систематического получения прибыли.

Кроме всего прочего, качественная система на заводе осуществления транспортировки продукции обеспечивает:

  • тщательную координацию работы всевозможных подразделений и персонала завода;
  • обеспечение оптимальной организации движения;
  • обеспечение кратчайших сроков в транспортировке продукции;
  • обеспечение наиболее эффективной эксплуатации подвижных составов автомобильного транспорта;
  • обеспечение надлежащего уровня безопасности транспортировки;
  • обеспечение рентабельности транспортировок.

В процессе транспортировки продукции выполняется целый ряд специальных мероприятий.

Во-первых, составляется конкретный маршрут транспортировки и схема этого маршрута, в которой указываются всевозможные, опасные участки. Что касается допустимой протяженности маршрута транспортировки груза посредством автомобильного транспорта, то этот показатель определяется в соответствии с установленным по действующему законодательству времени работы и отдыха водителя, скоростных расчетных нормативов и технологии в осуществлении непосредственной транспортировки.

Во-вторых, выбирается марка и тип автомобильного транспортного средства, в соответствии с погодно-климатическими условиями и состоянием дорожного покрытия.

В-третьих, разрабатывается график передвижения. Это производится на основании определения наиболее оптимальных значений в скорости

движения транспортного средства по всему маршруту, по его отдельным участкам и между всеми остановочными пунктами.

Из-за небольшого срока хранения молока и молочных продуктов их перевозка всегда четко организована. Перевозка молока и молочной продукции производится круглосуточно, в строгом соответствии с графиком, согласованным грузоотправителем и получателем.

Все бочки, фляги, ящики и корзины, в которых перевозится молочная продукция, опломбирует завод. Грузополучатель должен проверить целостность пломб на люках цистерн и таре, и только после этого заполнить соответствующие документы о получении продукции.

2.3 Предложения по оптимизации транспортного обеспечения логистики ОАО «Молочная благодать»

Следствием возрастающей конкуренции на рынке товаров и услуг является повышение уровня требований клиентов. В таких условиях развитие любой компании, ориентированной на обслуживание большого числа потребителей, должно быть очень динамичным. Его целью является предоставление услуг, качество и объем которых будут соответствовать ожиданиям клиентов. Вполне вероятно, что даже фирме, добившейся на рынке высшего уровня сервиса и застывшей на миг в благодушном созерцании открывающихся перспектив и возможностей, в итоге придется увидеть спины обгоняющих и стремительно удаляющихся конкурентов. Регулярные исследования предпочтений экономически активных групп российских потребителей показывают постепенное изменение критериев выбора услуги.

Несомненно, низкая цена и высокое качество товара по-прежнему являются важнейшими в этом списке, однако они уже не просто желательны, но скорее обязательны для конкурентоспособной услуги. Сегодня потребители все чаще обращают внимание на дополнительные критерии, такие как сроки доставки, возможность получения заказанного товара в четко оговоренное время, а также качественное информационное сопровождение процесса выполнения заказа.

Пока не все фирмы могут предложить своим клиентам доставку товара в день получения заказа, обычной практикой является доставка на следующий день. Однако очевидно, что в настоящее время стандарты

обслуживания становятся более жесткими, и от способности соответствовать им будет зависеть положение компании на рынке.

Попытаемся проанализировать и определить те факторы, от которых зависят сроки выполнения клиентского заказа, и предложить пути совершенствования соответствующих процессов на примере ОАО «Молочная благодать».

Сокращение цикла «заказ-поставка». При определении длительности цикла «заказ-поставка» нередко сталкиваются интересы разных подразделений компании. В рассматриваемом предприятии особенно остро стоит вопрос взаимодействия транспортного подразделения и отдела маркетинга.

Менеджеры отдела сбыта заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее доставить товары от поставщика до места реализации готовой продукции. В то же время транспортники стараются организовать максимально экономичный маршрут и стремятся дождаться момента, когда транспортное средство, выполняющее доставку, будет заполнено полностью. Очевидно, необходимо считаться с мнением обеих сторон. От успеха сбыта зависит благосостояние всей фирмы, а грамотное управление транспортными расходами может существенно повлиять на конечную стоимость товара. Разумеется, успех сбыта также зависит от цены товара.

Известно, что затраты на производство некоторых товаров составляют лишь около 10 % их стоимости, в то время как доля расходов на доставку может достигать 50 %, а в ряде случаев и больше.

Увеличение же количества используемого транспорта является закономерным следствием сокращения цикла «заказ-поставка» из-за удлинения расстояния до каждого из клиентов, большой вероятности последовательной отправки нескольких машин в одну и ту же точку и неполного использования ресурсов. Если не оптимизировать применение транспортных средств, издержки могут резко возрасти, что сведет на нет положительный эффект от повышения уровня сервиса, и только современные

логистические подходы позволяют найти правильное решение этой сложной двухкритериальной задачи [9, c. 79].

На балансе молокозавода, как мы уже рассмотрели выше, находится 7 молоковозов для доставки сырья, 2 автомобиля-контейнеровоза, 13 автомобилей рефрижераторов для доставки готовой продукции. В целом количество автотранспорта отвечает потребностям предприятия на сегодняшний день, но стоит отметить, что для доставки продукции из 13 автомобилей только 7 обладают грузоподъемностью до 3,5 тонн. На наш взгляд, доставка готовой продукции до точки реализации была бы быстрее и экономичнее, если количество автомобилей грузоподъемностью 3,5 тонны увеличилось до 10.

Далее рассмотрим основные параметры, влияющие на длину цикла «заказ-поставка».

Количество заявок в день и средний размер заказа – ключевые параметры для определения длительности цикла «заказ-поставка». Очевидно, что чем объемней заказы и чем больше заявок приходит в единицу времени, тем короче оптимальный цикл, поскольку уменьшается количество точек в маршруте. При этом уменьшаются и удельные расходы на доставку благодаря эффективному использованию ресурсов автотранспорта.

Состав клиентов. Корпоративные заказчики гораздо более предсказуемы, чем частные. Однако преимуществом обслуживания частных лиц является обычно более гибкий график (расширенные границы самой ранней и самой поздней доставки). Кроме того, с частным заказчиком легче договориться о переносе заказа на другое время в случае возникновения каких-либо проблем.

Разнообразие ассортимента. Чем уже номенклатура товара, тем стабильней список клиентов, полней информация о товаре и параметрах заказа, стандартней и привычней упаковка. Соответственно, используемые складские технологии гораздо проще, а шансы возникновения сбоев и нарушения ритмичности циклов ниже.Стандартная единица отгрузки и уровень сервиса. Выбор стандартной единицы отгрузки (вагон, контейнер, паллета, фабричная упаковка и т.д.) существенно влияет на соотношение «уровень сервиса / стоимость транспортно-складской технологии». Вагоны или контейнеры обычно не требуют складской обработки и в большинстве случаев могут доставляться клиенту напрямую от поставщика. В этом случае продолжительность цикла зависит от качества информационной связи в цепи поставок и выбора надежных поставщиков. При переходе на продажи паллетами или фабричными упаковками в процесс выполнения заказа вносится дополнительный этап складской обработки, но при этом значительно расширяется круг потенциальных клиентов. Продажа со склада штучного товара требует организации внутрискладского производства (для преобразования промышленного ассортименты в торговый), участков комплектации, упаковки и маркирован. Это максимально удлиняет цикл «заказ-поставка», но позволяет добиться самой высокой привлекательности услуги в глазах клиентов.

Комплекс мер по повышению производительности отдела доставки зависит, прежде всего, от сложности поставленной задачи и может включать как принятие организационных мер, уменьшающих влияние человеческого фактора на всех этапах обработки заказа, так и практически полную автоматизацию операций планирования маршрутов, контроля и управления транспортными средствами диспетчерской службой.

Границы и местоположение зон обслуживания определяются по такому критерию, как простота перемещения по сети дорог зоны, а размеры зависят от максимального количества заказов, которые могут быть обслужены одним транспортным средством.

Задачей менеджеров отдела доставки при использовании этого метода является не планирование маршрутов (водитель сам определяет оптимальный порядок доставки), а актуализация параметров зон.

Стандартизация транспорта. Использование под каждый из видов

доставки (центр города и т. п.) транспорта со стандартными параметрами облегчает процесс формирования маршрутов и обеспечивает полную взаимозаменяемость в случае невыхода водителя на работу. Маршрут формируется не под конкретную машину, характеризующуюся неповторимыми особенностями кузова, скоростью передвижения и техническим состоянием и управляемую конкретным водителем, а под марку автотранспорта. При этом изменение в маршрутном листе фамилии водителя и государственного регистрационного номера автомобиля не приведет к необходимости переформирования готового транспортного модуля с товаром или корректировки последовательности посещения пунктов маршрута.

Так же следует отметить что применение GPS навигаторов на борту автомобиля позволит заранее прокладывать маршрут следования и отслеживать реальное место нахождения транспортного средства и сократить число махинаций связанных с сливом топлива во время простоя автомобиля.

Как уже отмечалось выше, на балансе предприятия числится 2 автомашины, не используемых в эксплуатации (восстановлению не подлежат) и подлежащих списанию. С этого транспорта предприятие уплачивает налог на имущество организаций и транспортный налог, что является не оправданными расходами. Таким образом, следует продать на запчасти эти две автомашины.

Далее хотелось бы остановиться на технологии перевозки.

Контейнерные перевозки широко используются для транспортирования продовольственных продуктов непосредственно с пищевых предприятий, холодильников в торговые залы магазинов. При этом обеспечивается постоянство температурных и других режимов на всем пути следования.

По-видимому, нет, ни одного продукта питания, столь деликатного и уязвимого, начинающего портиться буквально с первых минут своего появления, как молочные продукты. Поэтому сохранение молока, как исключительного по значению пищевого продукта, следует считать важной задачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что транспортное обеспечение логистики ОАО «Молочная благодать» отвечает как требованиям законодательства, так и потребностям завода и потребителей. ОАО «Молочная благодать» является финансово устойчивым и рентабельным предприятиям.

Транспортировка сырья производится при использовании молоковозов. А транспортировка готовой продукции осуществляется автотранспортом с изометрическими кузовами, оборудованными холодильными установками и регистрирующими приборами. Каждый раз перед погрузкой проходит проверка санитарных паспортов, личных медицинских книжек водителей и состояние автотранспорта. Без разрешения ответственного лица погрузка готовой продукции не допускается. Мойка и дезобработка автотранспорта производится в изолированном помещении в полном соответствии с санитарными правилами.

На заводе процессом оптимизации проектирования доставки товара полностью занимаются логисты. Среди задач логистов выступают также детализация и конкретизация всех организационных мероприятий, которые связаны с осуществлением транспортировки груза, для обеспечения значительного снижения затрат на транспортировку, осуществления своевременной доставки груза, обеспечения наиболее полного удовлетворения всех требований и предпочтений непосредственного грузоотправителя. И на наш взгляд, взаимодействие отдела сбыта с транспортным обеспечением осуществляется на высоком профессиональном уровне.

Доставка сырья и готовой продукции в сотни точек, расположенных на территории всей Свердловской области, потребовала серьезного внимания к созданию собственной транспортной базы. В итоге кушвинский завод «Молочная Благодать» теперь располагает солидным грузовым автопарком и гаражом.

Благодаря чётко скоординированной системе управления, а также наличие собственных средств, достатка сырья и наличия механизированных машин ОАО «Молочная благодать» сможет достаточно в короткое время увеличить и реализовать произведенную продукцию на рынок потребителей, завоевать доверие сегментов рынка и расширить каналы сбыта своей продукции.

Также нами были предложены меры по оптимизации транспортного обеспечения логистики ОАО «Молочная благодать», реализация которых, пусть не кардинально, но заметно улучшит реализацию продукции молокозавода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балобанов А. О., Морозова И. В. Транспортная логистика и интермодальные перевозки. Изд-во: Астропринт, 2004.
  2. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М.: Олимп-Бизнес, 2006.
  3. Беспалов Р.С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки. М.: Вершина, 2007
  4. Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б., Куликов А.В. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов – М.: Горячая линия-Телеком, 2006.
  5. Гаджинский А.М. Основы логистики. М: ИВЦ «Маркетинг», 1995.
  6. Голиков Е. А., Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес-логистики. М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1993.
  7. Левкин Г.Г. Логистика: теория и практика. Учебное пособие, 2009.
  8. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротина. М.: Юристь, 2002.
  9. Мясникова Л.А. Основы логистики: Учебное пособие. М.: СПб ГУЭФ, 2005.
  10. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  11. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 4-е издание, переработанное и дополненное. М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
  12. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика. - СПб.: Инвест-НП, 2006.
  13. Щербаков В.В. Основы логистики Изд-во: Питер, 2009.
  14. Щербаков В.В., Парфенова А.В., Смирнова Е.А. Коммерция и логистика (Выпуск 9). СПб ГУЭФ, 2011.
  15. Эффективность логистического управле Под общ. ред. д.т.н., проф. Л.Б. Миротина. М.: Экзамен, 2009.
  16. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник 2011 г. http://www.gks.ru/

1

2

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Методы управления логистическими затратами на ОАО «Молочная благодать»