Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии

red54;;Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Ландшафт …………………………………………………………….5

1.1 Культурный ландшафт……………………………………………………8

1.2 Требования для культурного ландшафта……………………………..10

Глава 2 Типология Культурных ландшафтов…………………………….12

Глава 3 Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии……………………………………………………………………….18

3.1 Культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта……………………………………………………………………...18

3.2 Культурный ландшафт –природно-культурное наследие…………..21

Заключение……………………………………………………………………..23

Список Литературы……………………………………………………………29

Введение

Ландшафтоведение –раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы –ландшафты как части географической оболочки Земли. Слово «ландшафт» (нем. Landschaft) немецкого происхождения, означает вид местности, ограниченный ее участок. Закрепившись как термин в географии в конце XIX начале XX в, он приобрел определенный научный смысл и дал название одному из ее направлений ландшафтоведению. Объектом изучения ландшафтоведения является географическая оболочка; предметом ландшафтная сфера, состоящая из геосистем разных уровней. Предмет исследования ландшафтоведения (ландшафтная сфера) как самостоятельный раздел географии включает:

1)природно-территориальные комплексы или геосистемы разных уровней;

2)морфологическую структуру ландшафтов и их организацию;

)региональное ландшафтоведение и районирование;

)динамику ландшафтов;

)эволюцию ландшафтов;

6)закономерности антропогенной трансформации, эволюции и формирования природно-антропогенных и культурных ландшафтов;

7)оптимизацию природопользования на основе ландшафтного подхода.

Задачи ландшафтоведения состоят во всестороннем познании природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов: закономерностей их дифференциации и интеграции, развития и размещения, их различных свойств, структуры, функционирования, динамики и эволюции. Задачи ландшафтоведения ограничиваются изучением наземных геосистем. Ландшафтоведение как часть физической географии входит в систему физико-географических наук

Ландшафтоведение рассматривает происхождение, структуру, изменение, пространственную дифференциацию и интеграцию ландшафтов, а также их отдельные свойства, взаимосвязи элементов и морфологических частей, их изменения под влиянием природных и антропогенных факторов. В пределах ландшафтоведения сформировался ряд направлений: морфология ландшафта, геотопология, геохимия ландшафта, физика ландшафта, прикладное ландшафтоведение и др. Ландшафтоведение опирается на ряд общих подходов и методов: системный, сравнительный и исторический подходы, дистанционные (в т.ч. космические) и стационарные исследования, математические и картографические методы.

Главный метод ландшафтоведения –ландшафтная съемка. Особое значение приобретает картографическое и математическое моделирование. К важнейшим задачам ландшафтоведения относятся разработка теоретических основ рационального природопользования, в т.ч. охраны природы

Глава 1 Культурный ландшафт

Культурный ландшафт понимается как результат совместной работы, совместного творчества человека и природы, произведение человека и природы.

В географическом смысле культурный ландшафт —не просто результат сотворчества человека и природы, но также целенаправленно и целесообразно формируемый природно-культурный территориальный комплекс, который обладает структурной, морфологической и функциональной целостностью и развивается в конкретных физико-географических и культурно-исторических условиях. Его компоненты образуют определённые характерные сочетания и находятся в определённой взаимосвязи и взаимообусловленности.

В отечественной научно-географической лексике понятие «культурный ландшафт» отчасти корреспондируется с пониманием антропогенного ландшафта и во многом синонимично понятию «исторический ландшафт». Выделение культурного ландшафта в системе географических ландшафтов важно в том отношении, что в отечественном ландшафтоведении до настоящего времени основными операционными понятиями являются «природный ландшафт» и «антропогенный ландшафт».

Природный ландшафт —это пространственная среда, в пределах которой основные ландшафтные компоненты сформировались и существуют без участия человека. Ведущую роль в природном ландшафте играют рельеф и почва. Геоморфологическая структура определяет размещение и движение вод и в значительной степени воздействует на состояние и движение воздушных масс. На основе этих трех компонентов развивается живая природа —растительные сообщества, животный мир и другие биогенные компоненты ландшафта. Литогенная основа наиболее стабильна, живая природа наиболее изменчива. Однако именно растительность и животный мир обеспечивают устойчивость и саморегуляцию ландшафта.

Рис. 1. Природный ландшафт

Рис. 2. Антропогенный ландшафт

В природных системах складывается баланс между производством биомассы и ее усвоением. Складываются пищевые (трофные) цепочки, в которых участвуют растения и организмы.

Как правило, у животных и насекомых, вредных для сельского хозяйства и отдыха людей, в пределах стабильной экологической системы существуют естественные враги, которые регулируют их численность и распространение. В природном ландшафте складывается биогеоценоз —устойчивый обмен веществ между всеми компонентами ландшафта. В этом смысле природный ландшафт выступает как единый живой организм, обладающий функциями защиты и самовосстановления. Скелетом этого организма является рельеф: его изменения неизбежно вызывают изменения во всех компонентах.

Антропогенный ландшафт в той или иной степени преобразован человеком, В нем изменены природные компоненты: водный режим, растительность, фауна, рельеф и почва. В него входят различные сооружения, культурные растения, измененная почва и др. Существенная особенность антропогенных ландшафтов —сложное сочетание природной самоорганизации и управления со стороны людей. Большинство современных ландшафтов относятся к антропогенным.[1]

Культурный ландшафт —это целостная, территориально-локализованная совокупность природных, технических и социально-культурных явлений, сформировавшихся в результате влияния природных процессов и художественно-творческой, интеллектуально-созидательной и жизнеобеспечивающей деятельности людей. Один из наиболее существенных критериев культурного ландшафта —гармоничное сочетание культурного наследия, традиционной и современной культур.

Физические границы территории культурного ландшафта, выдвигаемого для включения в Список культурного наследия, зависит от его функциональности и различимости. Отобранный образец должен в каждом случае достаточно убедительно представлять культурный ландшафт, который он иллюстрирует, во всей его полноте. Не должно исключаться и выдвижение протяженных линейных участков, представляющих культурно значимые транспортные и коммуникационные сооружения.

Основными свойствами культурного ландшафта являются:

.Высокая производительность и экономическая эффективность;

2. Оптимальная экологическая среда для жизни человека.

Для создания культурного ландшафта необходимо следующее:

рациональное использование и расширенное воспроизводство природных ресурсов. Поэтому один из главных признаков культурного ландшафта –максимальная биологическая продуктивность и интенсивный БИК.
эффективная утилизация возобновимых и практически неисчерпаемых энергетических ресурсов (солнечной радиации, геотермического тепла, энергии ветров и приливов). Осуществление инженерно-технических мероприятий, не вступающих в противоречие с естественными структурами геосистем, не нарушающих их природных механизмов.

Предотвращение нежелательных стихийных процессов (природного и техногенного происхождения). Оптимизация санитарно-гигиенических условий (включая биогеохимическую ситуацию как причину возникновения природно-очаговых болезней). Создание условий оптимального функционирования геосистем. Культурные ландшафты менее устойчивы, чем исходные ландшафты. Поэтому из нескольких возможных следует выбирать наиболее устойчивую модификацию, более экономичную, требующую меньших средств для своего поддержания. Так же как в природных геосистемах, устойчивее при прочих равных условиях многокомпонентные геосистемы.

Требования для культурного ландшафта:

Для функционирования ландшафта при превращении его в культурный необходимо соблюдать следующие требования:

- культурный ландшафт не должен быть однообразным, но он обусловлен сложным морфологическим строением, что затрудняет использование земель (применять сельскохозяйственную технику) (например, в Нечерноземной зоне России, где распространены холмисто-моренные таежные ландшафты с большим числом болот и переувлажненных почв, с чередованием небольших массивов пашни, лугов с лесными массивами). Однако и проводившееся в одно время укрупнение полей, и борьба с мелкоконтурностью вряд ли оправданы; лучше технику приспосабливать к ландшафту, чем провоцировать эрозию почвы и другие нежелательные последствия;

- в культурном ландшафте не должно быть антропогенных пустошей, заброшенных карьеров, отвалов, свалок, служащих источниками загрязнения, все они должны быть рекультивированы;

- при организации территории следует стремиться к увеличению площади под растительным покровом, включая посевы сельскохозяйственных культур, среди которых обязательно должны быть травы; рекультивируемые площади желательно занимать древесными насаждениями, устраивать природоохранные зоны в виде древесно-кустарниковых полос;

-на части культурного ландшафта желательно экстенсивное приспособительное использование земель, так как естественные ценозы довольно эффективно используют солнечную энергию и при определенных условиях экономически не менее выгодны, чем посевы культурных растений, при разумном уходе за лесами, естественными лугами, пастбищами и даже болотами (особенно верховыми) и с них можно получать продукцию, полезную для человека, и это будет способствовать охране природы;

- культурный ландшафт должен иметь охраняемые территории, на которых могут быть расположены заповедники —строго охраняемые земли, где разрешены только научные исследования без всякой хозяйственной деятельности и без массового посещения людьми; природные резерваты, заказники разного назначения (в том числе и охотничьи), а также редкие или интересные природные объекты: водопады, формы рельефа, геологические обнажения, уцелевшие остатки коренных растительных сообществ и т. п. Хорошо сочетаются природоохранные, рекреационные, культурно-воспитательные и экономические функции ландшафта в национальных и природных парках;

- при организации территории ландшафта необходимо учитывать горизонтальные связи между его составляющими, направление потоков веществ и их интенсивность, что очень важно при размещении промышленных предприятий, жилых кварталов, зеленых зон, водоемов, участков пашни при расчлененном рельефе;

-на территории культурного ландшафта должен быть выполнен комплекс работ по улучшению, восстановлению и облагораживанию гидрографической сети: восстановление малых рек, создание водоемов, регулирование поверхностного и подземного стока, улучшение качества поверхностных и подземных вод;

- при создании культурного ландшафта завершают его внешним благоустройством —рекультивация земель, рациональное размещение угодий, создание природоохранных зон, а также удачное вписывание в ландшафт различных сооружений (это предмет ландшафтной архитектуры).

Перечисленные мероприятия по рациональному размещению угодий, правильному их использованию и охране необходимо сочетать с мероприятиями по повышению их потенциала —различные мелиорации, т. е. активное регулирование процессов функционирования ландшафта.

Высказанные соображения начинают реализовывать в научных и практических проработках по ландшафтному земледелию. Именно сельскохозяйственное производство, несмотря на кажущееся несильное влияние на природные системы, но благодаря широкомасштабному развитию является мощным природоизменяющим фактором. Важность этого вида природопользования и значительные негативные экологические последствия потребовали в первую очередь системного анализа и перехода к адаптивным природосберегающим технологиям.

Культурный ландшафт - Культура (лат. cultura«обрабатывание», «возделывание», «культивирование») —целенаправленное изменение чего-либо для получения определенных жизненных материальных или духовных благ. В расширенном философском понимании это любые надстройки природы, связанные с человеческой деятельностью. «Культура —это вторая, очеловеченная природа». Культура как весьма сложное много - аспектное явление и понятие может иметь множество определений. С естественно научных позиций культура —это совокупность способов и форм социальной адаптации человека в окружающей среде, приемы, технологии и правила целенаправленной материально-производственной и духовной жизнедеятельности человека, ориентированные на оптимизацию его взаимоотношений с окружающей средой ([2]стр.108).

Понятие культурного ландшафта

В современную эпоху, когда цивилизация переживает экологический кризис, на между народном уровне разрабатывается стратегия защиты окружающей среды. Одним из возможных путей выхода из кризиса является сохранение, восстановление и развитие культурного ландшафта. В настоящее время понятие "культурный ландшафт" имеет три определения:

1.В традициях русской географической науки оно означает "хороший" антропогенный ландшафт, изменённый человеком по определённой программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.

2.Второе определение характеризует культурный ландшафт как некую местность, которая в течение длительного исторического периода была местом обитания определённой группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей.

3.В третьем случае под культурным ландшафтом понимают ландшафт, в формировании и развитии которого активную роль играют духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от поколения к поколению в виде информации, являющиеся его частью и испытывающие на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта.

Глава 2 Типология культурных ландшафтов

В настоящее время существует несколько классификационных признаков культурных ландшафтов:

1.По степени культурных преобразований и по жизнеспособности ландшафта (целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты)

2.По исторической функции ландшафта (ландшафты сельскохозяйственные, промысловые, сакральные, заповедные, мемориальные и т.д.). В данном случае исторические функции ландшафта определяют его специфические особенности. Функциональная ориентация ландшафтов указывает на воспроизводящие процессы и действия, необходимые для поддержания их в "рабочем" состоянии.

3.По типу культуры (ландшафты усадебные, дворцово-парковые, монастырские, горнозаводские, военно-исторические, сельские и городские). В данном случае типы культуры обладают или обладали собственным "почерком" освоения ландшафта. В соответствии с этими типами культур образуются чётко выраженные типы ландшафта: усадебный, дворцово-парковый, монастырский, горнозаводской, военно-исторический (ландшафты полей сражений), архаичный или традиционный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы).

4.По природным характеристикам. В системе типологий культурного ландшафта наряду с культурологическими основаниями обязательно должны присутствовать и природные, поскольку культурный ландшафт - это результат сотворчества человека и природы. Эти основания должны быть существенны с позиций отношения человека и природы. Среди таких оснований чаще всего называют: гипсометрический уровень и рельеф (ландшафты низменные, равнинные, холмистые, грядовые, горные, нагорные и т.д.), характер растительности (лесной, луговой, болотный, степной и пр.), отношение к водотокам и акваториям (приморский, приозёрный, приречный), генезис и морфология (водно-ледниковые, дюнные, террасовые, долинные ландшафты и т.д.). Как правило, выбираются те характеристики, которые наиболее весомы в процессе созидания культурного ландшафта.

В документах ЮНЕСКО для оценки культурных ландшафтов применяется типология культурных ландшафтов, основанная на таких классификационных признаках, как степень культурных преобразований и жизнеспособность ландшафта. Согласно ей существует три основные категории культурных ландшафтов:

1.Целенаправленно созданные (рукотворные) ландшафты. К данной категории прежде всего относятся объекты ландшафтной архитектуры - парки и сады. Они создаются по замыслу художника и их характерной особенностью является определённая планировочная композиция. В своём развитии данные объекты подчинены целеполагающей деятельности человека, в связи с чем представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта садов и парков всегда сообразуется с их эстетическими качествами. Различают три субкатегории целенаправленно созданных ландшафтов:

1.1 Ископаемые - как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия. Это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции. Например Мучу –Пикчу.

Рис 1 Мачу-Пикчу

1.2 Реликтовые - в России это усадебные, дворцово-парковые и некоторые монастырские ландшафты.

Рис 2 Петергоф г. Санкт-Петербург

1.2 Развивающиеся - ландшафты, продолжающие своё существование благодаря деятельности человека, направленной на восстановление, сохранение и развитие его объектов и функций.

2. Естественно сформировавшиеся ландшафты. В ландшафтах такого типа природные процессы в результате длительных, целенаправленных воздействий претерпевают определённые изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. Примером могут служить многие сельские и исторические индустриальные ландшафты. Такие ландшафты чаще всего формируются благодаря аборигенным (туземным) экофильным экстенсивным культурам, находящимся в гармонии с окружающей их природой и идентифицирующим свой мир как часть природы. Различают три субкатегории ландшафтов:

2.1 Ископаемые - археологические ландшафты, хранящие в себе свидетельства истории, выявленные путём раскопок, и являющиеся в настоящее время экспозиционным пространством своеобразного "музея под открытым небом", т.е. вырванным из активной социально-экономической жизни.

2.2 Реликтовые - в отличие от ископаемых такие ландшафты продолжают жить и развиваться, но время их расцвета уже осталось в прошлом. В основном это "угасающие" ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий.

Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей.

Рис 2. Озеро Байкал

2.3 Развивающиеся - такие ландшафты могут быть связаны с географически детерминированными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племён, северных евразийских народов. Эти культуры являются уязвимыми в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, и его сохранение - важнейшее условие их существования.

3. Ассоциативные ландшафты. К этой категории относятся ландшафты с сильными религиозными, художественными и культурными ассоциациями, а также чисто природные ландшафты без каких-либо материальных объектов культурного наследия - мемориальные ландшафты, хранящие память о важнейших событиях или великих личностях, ландшафты, нашедшие отражение в творчестве выдающихся деятелей искусства, и сакральные ландшафты. Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т.д. При этом культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры. В целом же, для более полной характеристики ландшафта лучше проводить его типологию по нескольким классификационным признакам. Благодаря этому повысится

Уровень систематизации ландшафтного наследия и наметятся новые пути решения задач по управлению ландшафтами.

Рис Парк Версаль (Париж)

Глава 3 Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии.

Культурный ландшафт за последние десятилетия стал предметом повышенного интереса, особенно в России. Привлекает значительное внимание и само понятие «культурный ландшафт». Оно никогда не принадлежало всецело какой-либо одной области знания или деятельности, но культурный ландшафт как таковой исследуется, осмысливается и представляется в основном географией (понимаемой широко). Один из ведущих лейтмотивов всей географии –именно ландшафт. Статья представляет обзор основных концепций культурного ландшафта в российской географии, краткий и безоценочный. Рассматриваются научно-секулярные интерпретации ландшафта, хотя сакральный аспект - важный атрибут ландшафта. Я ограничился лишь теми областями отечественной географии, где актуальны понятие и сюжет ландшафта, хотя есть области к ним близкие, но обходящиеся без понятия ландшафта.

Культурный ландшафт - феномен и предмет (как научный, так и культурный), который заведомо дан как семейство концепций, и ни одна из них на универсальность и монополизм не может претендовать.

Культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта

В этой парадигме –почти сложившейся и самой распространенной в изучении культурного ландшафта - он понимается и исследуется как природный ландшафт, измененный человеческой деятельностью и дополненный ее артефактами. Культурный ландшафт здесь совершенно не отличен от антропогенного ландшафта. Представление о природном ландшафте –базовое, исходное и очень развернутое, а вот человеческая деятельность трактуется обычно нерасчлененно и неполно, лишь как внешний источник телесных, физико-химио-биологических воздействий на природный ландшафт; он мыслится исходным во всех отношениях –логически, исторически, методологически, хотя и не является таковым ни в каком из отношений. Иначе говоря, культурный ландшафт - это такой природный ландшафт, на который воздействовал еще один природный фактор –деятельность человека.

На такой основе активно ведется изучение антропогенной трансформации природного ландшафта, как спонтанной, так и сугубо целенаправленной. Культурный ландшафт понимается здесь только как антропогенно трансформированный природный ландшафт, причем нынешнее состояние ландшафта в максимально возможной степени должно объясняться именно изменением природных угодий как таковых –утрата или восстановление лесов, заболачивание или осушение, замена растительности (это сельское хозяйство) и т.д. и т.п.

Изменение ландшафта под воздействием человеческой деятельности трактуется как динамика природных состояний; человеческая деятельность практически не выводит ландшафт из этого ряда. Важная проблема - сама мера трансформации и диагностика антропогенного ландшафта по мере трансформации, ведь разные компоненты ландшафта меняются в разной мере: человек мало изменил рельеф Невской дельты или долины средней Москвы-реки, но растительность сменена почти целиком [6]. В примечательной книге Г.А. Исаченко [1] весь наблюдаемый ландшафт Северо-Запада России именно так досконально описан и объяснен, но вот Петербурга в этой картине просто нет (белое пятно на карте), поскольку его культурный ландшафт подобному объяснению явно не поддается.

Направление складывается исключительно как продолжение (экспансия) природного ландшафтоведения, целиком пребывает в его кадровых, методологических и институциональных рамках; оно игнорирует то, что уже известно о закономерностях собственно культурных компонентов ландшафта и их динамики.

Культурный ландшафт –элементы культуры на природной основе

Следующей группой подходов является представление, согласно которому культурный ландшафт сохраняет и наследует природную основу. Антропогенные, или культурные элементы в этом подходе «тактично» дополняют природную основу, и что не менее важно, в целом следуют закономерности природных элементов. Традиционный сельский ландшафт именно таков.

В центре описанного в предыдущем разделе подхода было понимание культурного ландшафта как продолжения природного ландшафта; здесь культурный ландшафт - наложение отдельных высоко-статусных элементов культуры на сплошную природную основу. Например, рассматривается собственно культурная география ландшафта. Тот подход сплошно охватывал территорию –этот избирательно; там исходным был природный компонент –здесь культурный. В этом подходе исследуются, в частности, исторические и городские ландшафты. Ряд интересных работ целой группы ученых - В.Н.Калуцков, Т.М.Красовская и др. также рассматривает культурный ландшафт как такого рода наложение сети культурных объектов на сплошную природную основу [2, 4]. В понятии культурного ландшафта здесь акцентируется смысл, вносимый культурными элементами в природный ландшафт, в частности, сакрализация природных элементов. Наложением культурно-реликтовых элементов (в частности, говоры) на природную основу являются и попытки «районирования» культурного ландшафта России. Это суммативистский подход, когда к природному ландшафту добавляется еще один компонент, территориально не сплошной, но зато самый важный. Культурная география, новое направление, –также работает с представлением о культурном ландшафте или близкими содержаниями; близок культурный регионализм и исследования геокультурного пространства [5, 7].

Следующий подход можно считать разновидностью только что описанного, но в силу специфики задач и развитости он характеризуется отдельно и более подробно.

Культурный ландшафт –природно-культурное наследие

В Культурном ландшафте принципиально изолированных мест в ландшафте нет. В этом и состоит важнейшая специфика ландшафта. Совершенно объективно все более важные и признанные на всех уровнях, включая международный [8], задачи сохранения природного и культурного наследия потребовали работы с ландшафтом, в том числе и особенно с культурным. В нашей стране эти работы наиболее активно идут в Институте природного и культурного наследия [3]. Здесь я выделю главные особенности связки «ландшафт –проблема наследия»:

  • совершенно определенная, конкретная, социально-культурная практическая проблема требует разработки особой концепции культурного ландшафта,
  • эта концепция оказывается достаточно широкой именно в силу специфики своей практической направленности,
  • типологическое и территориальное разнообразие объектов наследия и многообразие их ситуаций, в том числе взаимодействия с территориальным окружением, требует достаточно емкого представления о ландшафте,
  • культурный ландшафт в контексте решения проблем культурного и природного наследия выступает в двоякой функции:
  • собственно ландшафт –один из все более важных видов объектов наследия,
  • сохранение наследия - определенная ландшафтная практика, хотя бы только в силу простой необходимости обеспечения охранных зон, режимов доступа и т.п.
  • исследования и разработки ведутся в сравнительно крупном масштабе, для отдельных территорий, что накладывает отпечаток на содержание представлений о культурном ландшафте, но зато позволяет реализовать представления картографически,
  • еще более существенный отпечаток накладывает сам материал –содержательно насыщенные, глубокие по смыслу, культурно ценные, нередко сакральные или сакрализованные, часто уникальные объекты и территории,
  • наделение конкретного объекта статусом «наследия» является внешним,
  • проблему представляет плюрализм мнений разных групп по поводу того, что именно полагать наследием вплоть до противоречий и конфликтов (ср. известную проблему реставрации – на какой именно момент существования объекта его реставрировать?),
  • наделение объектов всемирного наследия высоким статусом автоматически повышает их привлекательность (наплыв посетителей), что столь же автоматически может усугубить ситуацию (автор наблюдал это на Байкале),
  • объекты наследия по самому определению задаются в широком контексте, в пределе всемирном, что может означать острые коллизии прав на объект и реакции местного населения,

концепция культурного ландшафта в аспекте наследия должна развиваться в концепцию зонирования всей территории, как это произошло в природоохранной деятельности с переходом от идеи охраны локальных заповедников к тотальному экологическому зонированию, что потребует выработки заведомо иной концепции культурного ландшафта.

Заключение.

Концепция культурного ландшафта объединяет многие проблемы сохранения природного и культурного наследия. "Общество всё более осознаёт недостатки отраслевых принципов и подходов в области охраны окружающей среды и территориального управления и закономерно пытается компенсировать их возвратом к целостному, системному, комплексному и территориально гармоничному восприятию и устроению окружающего пространства, имя которому - культурный ландшафт"

Так что же отличает культурные ландшафты от всех прочих, измененных хозяйственной деятельностью? Каковы их характерные черты с геоэкологической точки зрения?

Культурный ландшафт, как и другие природно-антропогенные геосистемы, включает три основные составляющие, три подсистемы: природную, социальную и производственную. Это было показано В. В. Докучаевым еще 100 лет назад в его учении о природных зонах. Названные составляющие взаимодействуют друг с другом посредством прямых и обратных вещественных, энергетических и информационных связей. Образование культурного ландшафта тогда становится возможным, когда это взаимодействие достигает полной гармонии, когда подсистемы оптимально соотносятся между собой и целым. Гармоничность культурного ландшафта определяется прежде всего антропогенным фактором, способностью и стремлением социума вести экофильное, рациональное природопользование.

Из сказанного вытекает непреложный вывод: в культурном ландшафте социальная составляющая должна обладать высокой экологической культурой. Какой бы совершенный сельскохозяйственный ландшафт ни создали мелиораторы, но если крестьянин-хлебороб не научился в нем по-настоящему культурно работать, деградация земель неизбежна. То же можно сказать о городских, рекреационных и других культурных ландшафтах, эксплуатация которых —большой не только физический, но и интеллектуальный и духовный труд.

Использование культурного ландшафта должно быть таким, чтобы он оптимально выполнял свойственные ему социально-экономические функции (ресурсовоспроизводящие, средообразующие, природоохранные и др.)- В связи с этим необходимо постоянное поддержание производственно-экологическою потенциала культурного ландшафта. В геоэкологии и социальной экологии это требование нашло отражение в законе социально-экологического равновесия. Суть его в следующем: "Общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды...". У Б. Коммонера на этот счет есть меткий афоризм: "ничто не дается даром". К нему он добавляет пояснение: "...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно ... все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен". Один из главных законов земледелия так и называется —"закон возврата ". Он требует возмещения потерь плодородия возделываемых земель путем внесения органических и минеральных удобрений, восстановления структуры почвы, оптимизации ее водного и воздушного режимов и т. п.

В свою очередь, поддержание устойчивого функционирования культурного ландшафта, будь он сельскохозяйственным, городским или рекреационным, невозможно без организации постоянного контроля за его состоянием. Иными словами, непременной частью культурного ландшафта должен быть мониторинг; главная цель которого - обеспечение текущей информацией систем управления культурным ландшафтом.

В естественных условиях регуляция всех процессов осуществляется механизмами, выработанными в ходе длительной эволюции ландшафтной сферы. Биогеохимический круговорот вещества и энергии —главный фактор ее саморегуляции. В антропогенных ландшафтах не удается избежать трансформации, а нередко и полного разрушения этого круговорота. Утраченная саморегуляция замещается антропогенным управлением. Без него культурный ландшафт существовать не может. В случае прекращения или ослабления управления, ухода и охраны со стороны человека культурный ландшафт деградирует, теряя способность выполнять заданные ему социально-экономические функции. Так происходит с заброшенными пахотными землями, превращающимися в бурьянистую залежь, дичающими без должного ухода садами и парками, населенными пунктами, дорогами и мостами, лишившимися текущего и капитального ремонта, и т. п.

Различают два основных вида управления антропогенными ландшафтами: "мягкое" и "жесткое". "Мягкое" управление направлено на мобилизацию природных сил самого ландшафта для поддержания его устойчивости. Оно производится путем воздействия главным образом на биоту и природные воды. Еще А. И. Воейков и В. В. Докучаев призывали окультуривать природную среду, преобразуя ее растительный покров, поверхностные и подземные воды. Эти компоненты ландшафта легче других поддаются искусственным изменениям и служат эффективными рычагами мягкого управления.

Естественная и культурная растительность и водоемы -главные элементы экологического каркаса культурных ландшафтов, цель которого - поддержание устойчивого функционирования природно-производственных геосистем. Таковы защитные лесонасаждения, массивы искусственного залужения, парки, лесопарки, озера, пруды, реки и т. п. К мягкому регулированию ландшафта относится гидромелиорация, ориентированная на оптимизацию водных режимов земель посредством осушения, орошения и обводнения. Тысячелетия функционируют оазисы, созданные на орошаемых землях в пустынных районах. Уже в эпоху бронзы существовали Самаркандский, Бухарский и Хорезмский оазисы в Узбекистане, Мургабский и Тедженский - в Туркмении. В результате искусственного осушения в цветущие сады и плантации превращены ранее заболоченные земли Колхиды, освоены под сельскохозяйственные угодья болота Полесья. Только с помощью "мягкого" регулирования (полезащитных лесонасаждений, прудов и водоемов) создан по проекту В. В. Докучаева культурный сельскохозяйственный ландшафт в Каменной степи на юге Воронежской области.

"Жесткое" ландшафтное регулирование производится, как правило, путем создания инженерно-технических сооружений: гидроузлов, плотин, шлюзов, каналов, всевозможного рода защитных сооружений в виде дамб, волноломов, водоотводов, опорных стенок, водосливных лотков и т. п. Они способны защищать от разрушительных природных процессов города, поселки, железные и шоссейные дороги, промышленные и энергетические объекты, рекреационные комплексы и др. Для примера сошлемся на опыт защиты южноказахстанского города Алматы (бывшая столица Казахстана) от катастрофических селей. Со дня основания в середине XIX века город неоднократно подвергался их разрушительному воздействию. Сели сходили с гор Заилийского Алатау по долинам рек Малой Алмаатинки и Большой Алмаатинки. В 60-е годы высоко в горах, в урочище Медео была возведена грандиозная противоселевая плотина высотой около 300 м. С тех пор она не раз спасала город от катастрофических селей.

Другой пример. Вдоль черноморского побережья Кавказа от Туапсе до Сухуми тянется узкая лента железнодорожного полотна. Она зажата между горами и морем. В результате железная дорога постоянно находится под угрозой разрушения абразионными процессами со стороны моря, обвалами, оползнями, оплывинами и селями - со стороны гор. На большей части своего протяжения она "жестко" защищена множеством инженерно-технических сооружений. Среди них: железобетонные буны, волноломы, волноприбойные стенки вдоль берега моря, бетонированные водосливы, водоотводы, опорные стенки у подножья гор.

Инженерно-технические сооружения, внедряемые в ландшафт, являются в нем чужеродным образованием. Они быстро стареют, разрушаются природными процессами и сами нуждаются в постоянном уходе и охране. Экологическая и экономическая эффективность их со временем падает. Начинает работать "правило старого автомобиля", согласно которому поддержание, разрушающегося инженерно-технического сооружения обходится подчас дороже строительства нового. Помимо того, техногенные изменения среды способны вызывать неблагоприятные цепные реакции в ландшафтах, которые, к сожалению, не всегда учитываются.

Как видно, жесткое управление ландшафтом, хотя и является иногда единственно возможным, сопряжено с большими экономическими затратами и чревато зачастую неблагоприятными побочными эффектами. Прежде чем прибегать к нему, необходимо мобилизовать все резервы естественной регуляции ландшафта путем "мягкой" перестройки его структуры и функционирования. Это требование в первую очередь касается культурных ландшафтов.

Здоровая, экологически благоприятная среда обитания —еще одна характерная черта культурного ландшафта. Не может ландшафт быть культурным, если он непригоден для нормального, безопасного проживания в нем человека. Как бы ни был благоустроен городской ландшафт, но если его воздушный бассейн насыщен выхлопными газами автотранспорта, выбросами промышленных и энергетических предприятий, его невозможно отнести к культурным ландшафтам. Как бы ни было эффективно растениеводство, но если оно сопровождается накоплением ядохимикатов (пестицидов) и азотных соединений в нижних звеньях агроландшафтной катены, то этот ландшафт далек от культурного.

Особые требования предъявляются и к внешнему облику культурного ландшафта - его пейзажу. Во французской географической литературе термины "пейзаж" и "ландшафт" используются как синонимы. В отечественной науке они не идентичны. Под пейзажем в российской школе ландшафтоведения подразумевается внешний облик ландшафта, воспринимаемый визуально с определенной точки обзора. Восприятие культурного ландшафта должно удовлетворять высоким эстетическим требованиям. Проще говоря, культурный ландшафт должен быть красив. В древнегреческой натурфилософии как бесспорная истина признавалось: красивое есть полезное (Сократ). Эта простая оценка красоты апробирована временем.

Польза эстетичного ландшафта заключается не только в поддержании физического и духовного здоровья его обитателей, но и в воспитательном потенциале. Красивый ландшафт способен растить экологически и этически совершенного человека. Видно, неслучайно в чарующей красоте царскосельских садов и парков вырос поэтический гений А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой. Напротив, изуродованный производством ландшафт духовно растлевает своих обитателей.

Итак, главные особенности культурного ландшафта с геоэкологической позиции выражаются в следующем: а) гармонизация природной, социальной и производственной подсистем; б) оптимальное и устойчивое функционирование; в) минимизация деструктивных процессов; г) здоровая среда обитания; д) наличие постоянного мониторинга; е) антропогенная регуляция, охрана и уход; ж) высокое художественное достоинство пейзажного облика

Список литературы

1. В рекомендациях и рисунках использованы материалы кн.: Пойкер X. Культурный ландшафт: формирование и уход. М., 1987

2. Казаков Л. К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. К. Казаков. —-е изд., испр.-М. : Издательский центр «Академия», 2008. —с

3 Статья Ю.А.Веденина и М.Е.Кулешовой "Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия", опубликованной в журнале "Известия АН. Серия географическая, 2001, № 1, с.7-14"

4.Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование / А.Г. Исаченко. –М., 1991. –с.

5. Николаев В. А. Ландшафтоведение. Семинарские и практические занятия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 94 с

6.ВладимирКаганский Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии. Литература:

  1. Исаченко Г.А. «Окно в Европу»: история и ландшафты. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та. 1998. –с.
  2. Калуцков В.Н., Иванова А.А., Давыдова Ю.А. и др. Культурный ландшафт Русского Севера: Пинежье и Поморье.- М.: Изд-во ФБМК, 1998- 136 с.
  3. Культурный ландшафт как объект наследия. Под. ред. Ю. А. Веденина, М.Е. Кулешовой. –М.: Институт наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. –с.
  4. Куракова Л.И. Современные ландшафты и хозяйственная деятельность. -М.: Просвещение, 1983. –с.
  5. Манаков А.Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. —Псков: Центр «Возрождения», 2002. — с.
  6. Низовцев В.А. Антропогенный ландшафтогенез: предмет и задачи исследования // Вестник Моск. ун-та. —Сер. 5. География. —. —№ 1. —С. 26–.
  7. Стрелецкий В.Н. Географическое пространство и культура: мировоззренческие установки и исследовательские парадигмы в культурной географии // Известия АН. —Серия географическая. —. —№ 4. —С. 18–.
  8. Fowler P. J. World Heritage Cultural Landscapes 1992-2002 // World Heritage Papers 6. UNESCO World Heritage Center, 2003. –p.

Интернет ресурсы

1).http://biofile.ru/geo/2118.htmlэ

15

Культурный ландшафт: основные концепции в Российской географии