Конспект урока окружающего мира «Мы идём по улице»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 168
«Детский сад комбинированного вида»
Конспект урока окружающего мира
«Мы идём по улице»
Подготовила
Родионова Ирина Анатольевна,
старший воспитатель
Кемерово, 2015
Цель:
Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Учить избегать опасных ситуаций на дороге. Продолжать учить составлять последовательные рассказы по сюжетным картинкам из личного опыта. Формировать умение грамматически правильно строить и употреблять в речи сложные предложения. Развивать навыки коллективной работы.
Материал: Мольберт; иллюстрации с изображением дорожных знаков; макет горда и светофора; игрушечные автомобили; фигурки пешеходов; костюм Незнайки; сдутый мяч; серия сюжетных картинок «Незнайка на улице»:
Незнайка и Чиполлино идут по тротуару. У Незнайки мяч. Незнайка подбрасывает мяч ногой.
Мяч катится на проезжую часть, по которой мчится легковая машина и немного позади – грузовик. Незнайка бежит за мячом, Чиполлино пытается его удержать.
Водитель легковой машины видит Незнайку, неожиданно выскочившего на дорогу, пытается свернуть. Автомобили сталкиваются.
На месте аварии стоят два водителя, работник ГИБДД и Незнайка. Он опустил голову с виноватым видом, держит в руках сдутый мяч.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения. Знаете ли вы, почему так говорят: «Тише едешь, дальше будешь?»
Дети: Если водитель едет быстро, он может попасть в аварию, потому что становится невнимательным. За превышение скорости водителя транспортного средства может остановить работник ГИБДД. Чем медленнее едет автомобиль, тем легче водителю рассмотреть дорожные знаки.
Воспитатель: Правильно, чем аккуратнее и спокойнее ведут себя на проезжей части все участники движения, тем меньше происходит происшествий на дороге. Вы когда-нибудь были свидетелями дорожного происшествия? Расскажите об этом.
(два – три ребенка составляют рассказы из личного опыта)
Воспитатель: Для организации движения пешеходов и водителей и обеспечения их безопасности на дорогах установлены дорожные знаки. Каждый участник движения не только должен знать, что они обозначают, но и выполнять их требования, чтобы не произошло дорожно-транспортного происшествия – аварии. Скажите, какие дорожные знаки вы, дети, знаете?
(дети называют дорожные знаки, которые они рассматривали на предыдущих занятиях, экскурсиях. Воспитатель выставляет их на мольберт и предлагает детям поиграть в игру)
Игра «Дорожные знаки»
(Каждый ребенок выбирает любой дорожный знак и рассказывает, что он обозначает, для кого из участников дорожного движения предназначен и что может произойти, если водитель или пешеход не заметят его или не выполнят его указание)
Воспитатель: А теперь хочу предложить вам загадки:
Не летит, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глаза жука
Два блестящих огонька (автомобиль)
Он мчится вдоль по улице,
Ворчит скороговоркой.
Машинам не угнаться
За этой тараторкой (мотоцикл)
Стоит у края улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
Запылал у чучела
Изумрудный глаз –
Значит, можно улицу
Перейти сейчас (светофор).
(Воспитатель выставляет на стол макет улицы, маленькие игрушечные автомобили, фигурки пешеходов, светофор и дорожные знаки. Затем предлагает двум-трём детям смоделировать на макете ситуации, при которых водители или пешеходы нарушают правила дорожного движения, и объяснить, почему подобные действия опасны)
Воспитатель: Дети, вспомните стихотворения, которых говорится о том, что обозначают сигналы светофора.
1 ребенок: Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни –
Зелёный, жёлтый, красный.
2 ребенок: Загорелся красный свет –
Стой на месте, хода нет!
3 ребенок: Загорелся жёлтый свет.
Он дает тебе совет:
- Подожди, не торопись,
Свет изменится, дождись!
4 ребенок: Свет зелёный говорит:
- Проходите, путь открыт!
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения на дороге. А вот герой одной сказки, ничего не знает и всегда всё забывает. Как вы думаете, кто это?
Дети: Незнайка.
(входит Незнайка; он неряшливо одет, держит в руках сдутый мяч и набор картинок).
Воспитатель: Незнайка, что случилось? Почему ты такой грустный, почему у тебя такой мяч?
(Незнайка, тяжело вздыхая, протягивает картинки. Воспитатель выставляет их на мольберт без соблюдения последовательности изображенных на них событий).
Воспитатель: Дети, давайте разберемся, что же случилось с Незнайкой.
(Дети раскладывают картинки в соответствии с развитием сюжета. Два-три ребенка составляют по ним рассказы)
Воспитатель: Незнайка, неужели всё так и произошло? (Незнайка кивает головой)
Воспитатель: Да, правил поведения на дороге ты не знаешь! Почему же ты их не учишь, ведь ты уже большой? Наши дети давно их знают и соблюдают.
Незнайка: Научите меня, я хочу быть дисциплинированным и умным, как вы, дети.
Воспитатель: Конечно, мы поможем тебе, Незнайка. А чтобы остаться тебе на занятии, ты должен привести себя в порядок и внимательно слушать и выполнять то, о чём я буду говорить.
(Незнайка поправляет на себе одежду, расчесывается, а воспитатель предлагает ему вместе с детьми выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения)
Воспитатель: Наш Незнайка потянулся,
(поднимают руки и потягиваются)
Раз нагнулся, два нагнулся,
(делают наклоны вправо-влево)
Руки в стороны развёл,
(разводят руки в стороны)
Мячик свой он не нашёл.
(поворачивают голову вправо-влево)
Чтоб пропажу отыскать,
Надо на носочки встать,
(ставят руки на пояс, встают на носочки)
Наконец, нашёлся мяч,
Он готов пуститься вскачь.
Вы попрыгайте немножко
По спортивной по дорожке.
(выполняют прыжки)
Но не стоит, мячик мой,
Так скакать по мостовой.
Воспитатель: Давайте, дети, поиграем. Я начну предложение, а вы его продолжите:
Я могу перейти через дорогу, только если…
На проезжей части нельзя играть, потому что …
Если не соблюдать правила дорожного движения, то …
Воспитатель: Предлагаю отгадать загадку:
Посмотри, силач какой!
Он взмахнул одной рукой –
И остановился вмиг
Пятитонный грузовик.
Незнайка: Я знаю, это кран, он может зацепить и задержать любую машину.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, прав ли Незнайка?
Дети: Нет, это регулировщик.
Воспитатель: Правильно, дети. А как вы думаете трудная ли работа у регулировщика или инспектора дорожного движения? Какими качествами должен обладать человек этой профессии? (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Представьте теперь, дети, что вы работаете инспекторами дорожного движения. Как выглядит ваша форма? Какие предметы вы используете для регулирования движения пешеходов и автотранспорта? Что входит в ваши обязанности? (дети высказывают свои предположения)
Незнайка: Ой, как у вас тут интересно! Оказывается, я ещё многого не знаю. Но я тоже хочу задать вам, ребята, вопросы, попробуйте помочь мне:
Почему нельзя играть с мячом рядом с проезжей частью? (играя с мячом рядом с проезжей частью, можно создать аварийную ситуацию)
Для чего существуют пешеходные переходы? (Для безопасного перехода через дорогу)
Почему опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом? (Водитель транспорта может не заметить человека и травмировать его)
Почему нельзя выходить на проезжую часть из-за кустов или заборов? (Водитель не видит перебегающего человека и может травмировать его)
Почему дети должны держать за руку взрослого при переходе через дорогу? (Взрослого надо слушаться и С взрослым не страшно переходить дорогу)
Незнайка: Спасибо вам, ребята, за то, что объяснили мне, как нужно вести себя на улицах города. Теперь - то я буду внимательным и осторожным, а если мне понадобится помощь, то я обращусь к вам.
Воспитатель: Конечно, Незнайка, приходи к нам, мы гостям всегда рады и всегда поможем тебе.
(Незнайка прощается и уходит)
Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие по улицам города. Сегодня мы тоже многому научились. Дома вместе с родителями нарисуйте улицу нашего города, принесите свои рисунки, и мы их разместим в галерее.
Список литературы
1.Кобзева Т. Г. Правила дорожного движения. – Волгоград: Учитель, 2015. -183с.
2.Старцева О. В. Школа дорожных наук. – М.: Сфера, 2012. -36с.
3. Шалаева Г. П. Правила поведения для воспитанных детей.- М.: Эксмо, 2007. -249