Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи . . .

  1. Значение библиотеки в современном мире . . .
  2. Функции и задачи современной сельской библиотек и. .

Глава 2. Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на

примере с.Гришино Заринского района Алтайского края . 21

2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки . .

.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой . .

Заключение . . . . . . . . .

Список литературы . . . . . . . .

Тема «Сельская библиотека: современные функции и задачи »

Биопи-117 Малеева Н.В.

Введение

Актуальность. Политика организации и использования библиотечных ресурсов, уровень государственной поддержки библиотек во многом зависят от определения сферы компетентности последних в меняющейся системе экономических отношений. Анализ мирового библиотечного опыта показывает, что в условиях рыночной экономики в сфере взаимоотношений библиотеки с государством имеют место две противоположные тенденции.

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является сценой сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой культурной парадигмы, вторая - с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций.

Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций.

Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.

Таким образом, тема реализации сельской библиотекой своих функций и задач, несомненно, актуальна.

Объект исследования – библиотека

Предмет исследования - современные функции и задачи

Цель курсовой работы: анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края.

Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:

  1. Изучить функции и задачи сельской библиотеки на современном этапе;
  2. Проанализировать реализацию сельской библиотекой своих функций и задач на примере сельской библиотеки с.Гришино Заринского района Алтайского края.

Метод исследования: анализ опубликованной литературы.

Изученность темы. Эволюцию основных направлений деятельности библиотек, состояние, тенденции и перспективы развития библиотек исследуют С. Р. Баженов, Г. А. Брус, Б. С. Елепов, О. Л. Жижимов, Н. С. Каленов, В. П. Кулагин, Н. А. Мазов, Н. И. Морозова.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, определены объект и предмет исследования, поставлены исследовательская цель и задачи, обозначены методы исследования, дана историография проблемы. В конце введения приведена структура курсовой работы.

Основная часть исследования состоит из двух глав: в первой главе рассмотрено значение библиотеки в современном мире и ее функции и задачи. Вторая глава исследования состоит из двух разделов, в которых проведен анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач.

Список литературы содержит 49 наименований источников.

Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи

  1. Значение библиотеки в современном мире

Библиотека –один из древнейших культурных институтов. За долгий период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения. Назначением первых библиотек было хранение документов. Со времени своего возникновения до сегодняшних дней библиотека прошла первый этап эволюции общественной миссии: от обслуживания нужд правящей элиты до удовлетворения общественных потребностей[10,С.12]. Библиотека превратилась в социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты и обеспечивающий устойчивость связей и отношений в рамках общества.

Современный этап развития общества называют переходным. Технологический прогресс обеспечил высокий уровень развития информационных технологий и компьютерной техники. Их воздействие распространяется на образ жизни людей, их образование и работу, взаимодействия власти и общества. Появляются новые способы хранения, обработки и распространения информации. Происходит формирование единого мирового информационного пространства. Процесс информационного производства приобретает индустриальный характер.

Количественное увеличение информации привело к возникновению проблем между информацией и ее потребителями. Затрудняется поиск необходимой информации или знания. Иллюзорная возможность получения готового ответа на любой вопрос снижает интерес и способность к самостоятельной мыслительной деятельности. Возрастает угроза манипулирования общественным сознанием. Преодолеть возникшие противоречия возможно при наличии развитой интегрированной системы социальных институтов, обеспечивающих производство информационно-знаниевых ресурсов, свободный доступ к ним.

Информация сегодня многими рассматривается как особая ценность. Существует даже такая точка зрения, что она превращается в реальную производительную силу. Появился новый термин, обозначающий современный уровень развития общества - информационная цивилизация или информационное общество. Активным сторонником этого подхода к пониманию современного общества является, в частности, Я.Л. Шрайбер. Он считает, что информационные технологии начинают доминировать в обществе и в его экономике, становится базовым, уровень их развития определяет уровень развития страны в целом.

Роль библиотек в этом процессе - это роль посредника, транслирующего информацию от производителей к потребителям. Трудно сказать, насколько большинство библиотек в нашей стране уже освоили эту роль. Но важно отметить, что большинство библиотек, как муниципальных, так и ведомственных (не говоря уж о федеральных или национальных) претендуют именно на такую роль в современном мире.

Однако существует и другое мнение. Так, Г.П. Фонотов считает, что востребованность библиотек сегодня определяется не тем, что они превратились или превращаются в информационные центры, а тем, что являются гуманитарными учреждениями, «социальной функцией которых является активное участие в образовании и воспитании человека, его интеллектуальной и практической деятельности, развитии науки и искусства, их взаимообогащении, обеспечение прав личности на использование духовных ценностей, укрепление ее физического и духовного здоровья». Программа библиотечной деятельности, предложенная Фонотовым, достаточно обширна, но собственно информационную деятельность он не отвергает, но и не рассматривает в качестве основной функции библиотек. По его мнению, библиотека собирает и хранит источники знания, а не информацию, поэтому информация - не цель, а средство трансляции знания.

А.И. Остапов и А.Л. Гончаров выделяют три парадигмы библиотечного дела, представленные разными авторами:

-структурно-функциональная: библиотека представляет «документальный ресурс», а не информационный;

- когнитивная: предмет труда библиотекарей – «знание»;

- информационная.

Таким образом, разброс мнений о том, какова роль библиотек в современном мире, достаточно широк. Интерес к этой проблеме очень большой, о чем свидетельствует огромное количество статей и других печатных работ на эту тему. Большинство авторов говорят именно об информационной функции библиотек как самой современной и востребованной. Но нельзя сказать, что эта точка зрения неоспорима.

Определим основные понятия, касающиеся данной темы.

Поскольку информация, как и сами библиотеки, есть феномен культуры, следует определить это родовое для них понятие. Известно, что в литературе существуют десятки, если не сотни определений понятия «культура». Проанализировать их все не представляется возможным в рамках данной работы, да и не является, на мой взгляд, необходимым. Достаточно произвести дефиницию этого понятия по отношению к другим, связанным с библиотечным делом.

Так, Белик А.А. дает такое расширенное определение культуры: «Культура... есть особая форма жизнедеятельности человека, качественно новая по отношению к предшествующим формам организации живого на Земле». Но это определение слишком широкое, мало что объясняющее по существу. Наиболее точным представляется определение культуры, опубликованное в «Философском энциклопедическом словаре»: «Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

Это определение является наиболее полным и достаточно точным.

Вместе с тем, есть и другой подход к проблеме культуры - понятие информационной культуры. С этой точки зрения все - и материальные предметы, искусственные и природные, и реалии духовной культуры, включая мысли и чувства, - все есть информация или носитель информации. Один из специалистов по библиотечному делу и приверженцев идеи информационной цивилизации, К.К. Колин пишет о «глобализации информации» и указывает на такую проблему, связанную с расширяющейся «информатизацией», как «информационная безопасность». Он говорит о всеобщем характере «информационной цивилизации».

Однако информация сама по себе ничего не производит и не порождает, поэтому нет смысла говорить о глобальном или фундаментальном значении «информационной цивилизации». Само понятие «цивилизации» всегда связывалось скорее с понятием гражданского общества и правового государства, т.е. с особым общественными бытием людей, нежели с техникой, технологией и информацией. Можно говорить об информационном подходе к реальности как об одном из возможных концептов мировосприятия вообще (наряду, скажем, с религиозным, сциентистским, экономическим, эстетическим и т.д.), но не о том, что «все есть информация» (ведь точно таким же образом для экономиста «все есть экономика», для верующего –«всюду Бог», для эстетика –«все есть красота»).

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация во взаимоотношениях библиотеки, ее работников и читателей: библиотеки прежде всего по причине своей финансовой несостоятельности оказались не способными угнаться за выпуском новых книг и приспособиться к изменившимся интересам и потребностям читателей.

Это обнаружилось не только в комплектовании фондов, не только в качестве предоставляемых библиотеками услуг, но и в стереотипах мышления и поведения библиотечных работников. Частные (личные) библиотеки, скорее всего, если и выросли, то незначительно, но теперь они стали подбираться владельцами более целенаправленно, более качественно; люди уже не покупают все подряд, что является дефицитом, а предпочитают покупать только то, что действительно их интересует. Тем более что книги стали достаточно дорогими. Таким образом, специализированные личные и ведомственные (например, институтские) библиотеки стали реальным конкурентом публичных библиотек.

В силу этих и некоторых других причин (которые следует вскрыть в ходе специального социологического исследования) оппозиция «библиотекарь – читатель» приобрела характер скрытого конфликта.

Этот конфликт выражается в следующих моментах:

- «читатель всегда неправ» во взаимоотношениях с библиотекой: правила пользования библиотечными услугами устанавливает именно библиотека, без учета интересов читателя;

- читатели «в отместку» стараются не замечать библиотекаря как человека - они видят в них лишь функцию слепой силы под названием «библиотечная система»;

- сама библиотека рассматривается явно или неявно читателями как строго функциональная система, а не место для нормальной работы, т.е. главной, если не единственной, обязанностью библиотеки является предоставление для решения некоторых задач книг (или, если угодно, информации), не более того; все остальное видится как довесок, не очень обязательный, к этой главной функции;

- со стороны библиотечных работников содержанием их отношения к читателям является недоверие; в свою очередь, читательское отношение к библиотекарям характеризуется презрением или пренебрежением; и то, и другое в повседневности выливается в раздражение;

- фундаментальное непонимание библиотекарями и читателями друг друга: каждый из них занимается своим делом, но вынуждены они это делать по непонятным для сторон причинам на одной территории. Но два этих дела разняться по содержанию - библиотекари видят свою основную задачу в собирании и хранении книг, а читатели - в получении и обработке информации (книги как носители этой информации оказываются лишь случайной формой).

Давно пришло время принципиально нового подхода к работе библиотек. То, что сегодня мы стали называть новым понятием «открытый доступ», есть давно забытое старое. Еще классик библиотековедения Ш. Ранганатан говорил о том, что первым законом библиотечной деятельности является принцип «Книги для использования». Т.е. библиотечные фонды не должны становиться огромными хранилищами книжных архивов, доступ к которым весьма ограничен, а должны превратиться в инструмент общества, способный оперативно предоставлять пользователям всю необходимую информацию в виде книг и других документов.

Отсюда - иная роль библиотекаря: из хранителя книг он должен превратиться в специалиста, способного оценить психологию каждого читателя, понять его интересы, уметь поддерживать с ним диалогическое общение по поводу книг и их поиска, т.е. он должен стать чем-то вроде офис-менеджера, ориентированного на читателя, а не на рутинные внутри библиотечные дела. Причем эта работа имеет индивидуализированную направленность.

Нужно понять, что общество не есть нечто отдельно от человека существующее, оно состоит из людей, отдельных личностей, индивидуумов. «Обобществление потребления», к которому все так привыкли за годы «социализма» и частью которого была библиотека, вовсе не лучший способ действительного потребления чего бы то ни было, а особенно –«пищи духовной». Обслуживание, направленное как бы на все общество сразу и ни на кого конкретно, предполагало некий усредненный подход, поточные формы удовлетворения потребностей людей, а, следовательно, уравниловку.

Пережитки этой психологии сохраняются и в библиотечной среде: библиотекари зачастую по-прежнему видят в читателе не главный объект своей деятельности, а в лучшем случае средство достижения своих корпоративных целей. В худшем же случае они воспринимают пользователя библиотеки как врага, пытающегося украсть у них время, покуситься на их нервную систему, разорить «их» книжный фонд, наконец. Нужна психологическая переориентация библиотекарей, в особенности тех из них, которые работают непосредственно с читателями, чего, к сожалению, практически не делается.

Нацеленность библиотек на индивидуальное потребление предоставляемых ими информационных услуг должна выражаться не только в психологической перестройке библиотекарей, но и в самой организации работы библиотек. Некоторые объективные факторы делают профессию библиотекаря кастовой, как бы оторванной от всего остального мира (что, кстати говоря, издавна было характерно для библиотечной деятельности, поскольку в основном она была уделом монастырей, храмов и, соответственно, их служителей - хранителей книг).

Переход к информационному обслуживанию для библиотеки предполагает кардинальное изменение ряда ее функций, возникают совершенно другие отношения между пользователем и библиотекой, заключающиеся, по существу, в отношениях купли-продажи, т.е. такие, которых ранее не было.

Действительно, любая распечатка библиотекой текстов является платной услугой библиотеки. Поэтому она может превратиться в некое подобие книжного магазина или архива, что существенно меняет и психологию библиотекаря. И хотя эти услуги являются сегодня весьма востребованными со стороны разных категорий читателей-пользователей, теряется одна из составляющих деятельности библиотеки как культурного центра - снижается доля общения между читателями и библиотекарями.

Становятся трудноосуществимыми различные культурные мероприятия, ранее проводимые библиотеками в довольно широких масштабах. В недалеком будущем, возможно, широкое распространение получит практика удаленного доступа в библиотеки через Сеть, что уже сейчас осуществляют некоторые крупные библиотеки.

Поэтому многие специалисты библиотековеды говорят о том, что библиотеки должны стремиться избегать чрезмерной коммерционализации, не ориентируясь только на прибыль. Они должны заботиться о том, чтобы их услуги были доступны всем, т.е. они должны выполнять свою функцию как социальный институт, утверждающий социальную справедливость и равные возможности для пользователей.

Транслируя информацию, библиотеки все больше сталкиваются с необходимостью анализа содержания имеющихся в библиотеке источников. Например, Интернет, чьи услуги сейчас предлагают библиотеки, содержит массу информации, плохо отобранной и почти никак не систематизированной. Ее использование требует от потребителя высокой квалификации, которой он не всегда владеет. Поэтому от самих библиотечных работников требуется соответствующая подготовка и навыки по отбору и предварительной систематизации информации из Интернета.

В значительной мере это касается и информации на бумажных носителях: ее объем и скорость обновления также значительно выросли и будут, видимо, еще расти. Таким образом, беря на себя роль информационного центра, библиотеки вынуждены брать на себя и обязанность предварительной фильтрации, систематизации и осмысления транслируемой информации. То, что сейчас исследователи библиотечного дела стали называть «организацией знания».

Сегодняшняя ситуация в связи с изменением роли (точнее, разных ролей) библиотек свидетельствует о том, что они оказались как бы на распутье - возникло явное противоречие между необходимостью представлять традиционные услуги, и возникшей потребностью вписаться в информационные потоки современного общества.

Без своих основных функций библиотека может просто перестать быть библиотекой, т.е. тем специфическим социальным институтом, роль которого в обществе ничем заменить нельзя. Следует учесть, что увлечение компьютеризацией и информационными технологиями приводит к отставанию в развитии традиционных услуг библиотеки - быть хранителем и транслятором знаний, запечатленных на бумажных и других носителях.

Думается, именно знаниевая стратегия должна сегодня лежать в основе деятельности библиотек, ибо именно передача знаний, а не информации как таковой, всегда делало библиотеку духовным центром любой цивилизации. Ведь информация тем и отличается от знания, что она есть то, во что превращается знание в результате формализации при помощи различных технических средств и интеллектуальных процедур. Образно можно сказать, что если говядина - это знание, то информация - это тушенка, консервы из этой говядины. Разницу между тем и другим, наверное, никому объяснять не надо.

Основным мотивом обращения к библиотечным ресурсам, как следует из ряда социологических исследований, является сегодня потребности образования. Поэтому информация в ее «чистом» виде востребована редко.

Итак, роль библиотек сегодня двуедина - с одной стороны, они сохраняют свою миссию хранителя и транслятора знаний, духовного центра; с другой стороны, они отчасти превращаются в поставщиков информации. В первом случае они выполняют свои функции безвозмездно, в соответствии с Законом РФ «О библиотечном деле», во втором случае они стремятся заработать деньги, предоставляя потребителям информационные услуги, но зато теряют свой имидж как особого социального института, работающего ради культуры, а не прибыли.

Сегодня библиотечное дело потеряло те высокие лозунги, под сенью которых оно развивалось во времена борьбы за коммунизм. Рыночная идеология как была чуждой сознанию библиотекарей, так она и осталась не воспринятой ею. Это вполне закономерно, ведь, как сказано, библиотекари привыкли видеть в своей работе высшую ценность, рассматривать ее как культуртрегерскую миссию, как служение идее, а не как средство зарабатывания денег.

А миссия такова, какова она есть, в ней нельзя ничего менять в принципе и даже трудности, сопряженные с нею (в частности, недостаток финансов, авторитарное руководство), воспринимаются как неизбежные и даже необходимые: они лишь подчеркивают значимость самой миссии.

  1. Функции и задачи сельской библиотеки

Современная библиотека с полным основанием может быть определена как интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Ее миссия продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Она имеет несколько аспектов:

  • содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;
  • сохранение документированного знания как общественного достояния [6,С.45].

Функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Мемориальная функция является родовой функцией библиотеки. Собирая и сохраняя документальные источники, библиотека является воплощением «памяти человечества», служит гарантом появления новых качеств социальной памяти, обеспечивает устойчивость общественной жизни. Она сохраняет знание и культуру в наиболее удобном для восприятия, распространения и использования виде. Сохраняя электронные документы, библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам. Осуществляя систематизацию, хранение и распространение культурного наследия, библиотека организует навигацию в мире культуры, в мире информации и знаний.

Современная библиотека не только заботится о сохранности документов, но и обеспечивает доступ к ним путем создания метаданных, экспонирования своих коллекций, перевода сохраняемого документированного знания в другие форматы и на другие носители.

В рамках коммуникационной функции библиотека организует взаимодействие человека с социальной памятью всего человечества, передавая ему в пользование все накопленное цивилизацией общественное культурное достояние. Библиотека включается в сложную систему социальной коммуникации, создает возможности для членов общества удовлетворять свои потребности в информации и знаниях.

Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям заключается в информационной функции и способствует утверждению социальной справедливости, снижению социальной напряженности в обществе. Расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость общественного развития, выравнивающего возможности производства и потребления информации разных категорий населения.

Техническая и технологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функции современной библиотеки. Она становится полноправным субъектом информационного пространства, создает основу для многих современных информационных и знаниевых процессов. Особенность информационной функции современной библиотеки в том, что она реализуется ею в тесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, с использованием различных каналов распространения информации.

Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное . С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой - создает электронные информационные ресурсы, доступные за ее физическими стенами, предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.

Развивая когнитивную деятельность, библиотека превращается в одну из самых продуктивных и массовых систем управления знаниями. Она предоставляет широкие возможности обращения к коллективной памяти, снимая противопоставление внешнего и внутреннего знания, создает особые «метаинструменты», с помощью которых управляет массивами знаний. Систематизируя знания, выделяя фрагментарный и глобальный его уровни, библиотека, обеспечивает объективность и глубину познания окружающего мира.

Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной, информационно грамотной личности, становится главной базой непрерывного образования и самообразования. Выполняя образовательную функцию, библиотека остается одним из универсальных способов познания[1,С.245].

Являясь неотъемлемой и органической частью культуры, выступая в качестве величайшей ценности общечеловеческой культуры, она представляет собой один из важнейших факторов культурного развития, распространения, обновления и приращения культурного достояния стран и народов, обеспечения преемственности мирового культурного достояния. Культурная функция современной библиотеки усиливается за счет стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.

Реализуя социализирующую функцию, библиотека обеспечивает включение конкретного человека в культуру, способствует его социокультурной идентификации, помогает личности раскрыть свой креативный потенциал.

Ее когнитивная функция отражает участие в процессах управления знаниями и производства нового знания. Она предполагает деятельность современной библиотеки по структурированию и систематизации интегрированного знания (особенно в сетевой электронной среде), а также его обработку и синтезирование.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, а библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, количественно удваивающейся каждые пять лет.

Задачами современной библиотеки можно выразить следующим образом:

Информационно-документальное обеспечение образовательного процесса учреждения и самообразования детей, педагогов и других категорий читателей.

Формирование информационно-библиографической культуры школьников через обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиск, отбор и критическую оценку информации.

Совершенствование традиционных и нетрадиционных форм индивидуальной и массовой работы.

Повышение уровня библиотечного и информационно- библиографического обслуживания школьников и педагогов;

Достижение «стандарта чтения» т. е. того уровня читательской компетенции и читательского развития детей и подростков, который необходим для здоровья нации, обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

Обеспечение открытости библиотеки для всех детей и подростков, соблюдение равных прав и возможностей для детей и подростков всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

Создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;

Обеспечение доступа пользователей –детей и подростков к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для них форме[5,С.3];

Взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;

Обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям и подросткам;

Развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;

Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио - и арттерапии, терапии творчеством;

Формирование, организация, обеспечение сохранности и эффективности использования библиотечного фонда универсального содержания [8,С.40].

Таким образом, по первой главе можно сделать следующие выводы.

Библиотечная услуга (в материальной и нематериальной ее формах) может рассматриваться как товар, имеющий стоимость, и одновременно как посредник обмена социальным опытом между читателями и библиотечными специалистами, причем второй аспект превалирует над первым в силу социальной направленности библиотечной деятельности. Именно социальная направленность формирует критерии качества и эффективности библиотечных услуг, обслуживания, а также определяет особенности распределительных отношений в сфере библиотечных услуг - они проявляются в платности, льготности и бесплатности их потребления.

Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания –это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и свое место в жизни, быть конкурентоспособным.

Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и её ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.

Глава 2. Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края

2.1 Характеристика особенностей сельской библиотеки

Значительная часть сельчан живет сегодня в обстановке дефицита информации. В тоже время наблюдается рост читательской активности сельских жителей, связанный, прежде всего, с появлением новых профессий, новых технологий, неизбежных и в сельской местности. Информационные запросы селян в определенной мере сравнялись с потребностями городских жителей. Отмечается их новизна и разнообразие: проблемы земельного законодательства, налогообложение, кредитование, вопросы ценовой и инвестиционной политики, внедрение новых эффективных технологий, реализация сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства [1, с.60].

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению.

В настоящее время как никогда ранее повышается потребность в достоверной, полной и своевременной правовой информации. Она нужна людям для того, чтобы в определенной жизненной ситуации принять оптимальное, не противоречащее закону решение, в полной мере реализовать или защитить свои права. В связи с письмом Президента «Об организации в муниципальных библиотеках сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления» (1997г.) широкое распространение в различных регионах страны получили библиотечные центры муниципальной и правовой информации [35,с.28].

Несмотря на разные возможности, задача каждой сельской библиотеки —стать надежным источником муниципальной правовой информации. Самостоятельно решая вопросы жизнедеятельности муниципального образования, местная власть издает акты управления, обязательные для исполнения всеми расположенными на ее территории учреждениями, организациями, предприятиями, должностными лицами и гражданами [36;с.112]. На основании Закона все официальные документы (уставы муниципальных образований, постановления, распоряжения, решения) должны обязательно передаваться как районными, так и сельскими администрациями в районную библиотеку. Обеспечение населения правовой информацией федерального и краевого уровней достигается посредством осуществления обязательной подписки сельских библиотек на общегосударственные и краевые полноформатные газеты («Российскую газету», «Труд» и др.) [2,с.75].

Информационная поддержка предпринимательства на селе —одно из важных направлений деятельности сельских библиотек, позволяющее им активно содействовать экономическому развитию своей территории. Именно фермерам и частным предпринимателям зачастую нужна информация, готовая к употреблению, содержащая конкретные рекомендации и советы, фактографические данные делового, коммерческого и финансового характера.

Многие руководители хозяйств заинтересованы в коллективном информировании, поэтому заключая договоры на информационное обслуживание, сельские библиотеки работают с сельскохозяйственными производственными кооперативами, фермами, ветеринарными станциями и другими сельскохозяйственными предприятиями. В ряде районов остаётся востребованной система индивидуального информационного обслуживания специалистов сельского хозяйства: агронома, зоотехника, заведующего машинно - тракторными мастерскими, экономиста [3, с.121].

Сельский бизнес —это не только производство, бытовые услуги и торговля, налоги с которых должны стать основой экономики сел, но и личные подсобные хозяйства, производящие сегодня 98,6% картофеля, 88,9% овощей и более половины продукции животноводства в крае. Для селян подсобное хозяйство —это хороший и порой единственный способ заработать. В этом им могут оказать помощь библиотеки, осуществляя информационное обслуживание по экономике приусадебного и домашнего хозяйства, усадебному быту. Доказали свою жизнеспособность библиотечные клубы «Хозяин», «Доход», «Доярушка», действующие во многих районах [19, с.90].

В условиях стремительного процесса обновления знаний библиотека становится центром знаний в широком смысле этого слова. Многие общественные деятели, ученые, писатели России говорят о появлении в стране вторичной безграмотности и падении интереса к чтению. На библиотеках в большей степени лежит ответственность за продвижение чтения, развитие воображения и творческих способностей детей и молодежи. Учитывая, что на селе сильно сократилась сеть дошкольных учреждений, особенно детских садов, библиотеки призваны обеспечить и самых юных, постигающих буквы читателей всем необходимым для их духовного развития.

В этом традиционном направлении сельскими библиотеками накоплен немалый опыт. Возросла роль библиотек в информационной поддержке образования, увеличился спрос на литературу в помощь освоению учебного процесса, произошли серьезные изменения в школьной программе [5,с.26].

В последние годы по инициативе местных властей в ряде районов произошло слияние сельских и школьных библиотек. Однако, несмотря на общее в работе, эти библиотеки имеют принципиальные различия. Если школьная библиотека, прежде всего, должна обеспечивать учебно- воспитательный процесс школы, то сельская —призвана развивать стремление к самообразованию, самовоспитанию, к организации полноценного досуга. Кроме того, сельские библиотеки обеспечивают образовательный процесс не только молодежи и школьников, но и взрослого населения, поскольку существует постоянная необходимость повышения квалификации или освоения новой профессии из-за угрозы безработицы. Разнятся не только функции, но и ресурсы, и режим работы этих библиотек [16, с.8].

Выполнение мемориальной функции —одна из важных задач сельских библиотек. Более всего она проявляется в создании летописей сел, биографических описаний местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей и просветителей, наиболее ярких событий. Пробудить глубокий интерес у жителей и читателей к истории села, уважение к односельчанам, прославившим его боевыми и трудовыми свершениями, сохранить и приумножить культурные традиции позволяют краеведческие уголки, мини-музеи, созданные в библиотеках.

Такие важные социальные функции как содействие творческой самореализации людей, расширение круга интересов и культурных потребностей сельских жителей, оздоровление нравственного климата сельские библиотеки выполняют, непосредственно участвуя в жизни местного сообщества. В связи со спадом сельскохозяйственного производства в последнее десятилетие резко обострились социальные проблемы: безработица, низкий уровень жизни населения в силу низкой оплаты труда (в сельском хозяйстве она составляет 60 % от величины прожиточного минимума). Библиотеки стали центрами психологической поддержки и социальной реабилитации различных групп населения: инвалидов, безработных, участников локальных войн, пожилых и малограмотных людей, трудновоспитуемых подростков, членов многодетных, неполных и неблагополучных семей, детей, находящихся в детских домах и интернатах. Они работают по социально значимым программам: «Милосердие», «Семья. Женщины. Дети», «Здоровый образ жизни». С целью возрождения традиций семейного чтения в районах на базе сельских библиотек создаются специализированные библиотеки семейного чтения [32,с.112].

В последние годы получило развитие сотрудничества библиотек со службами занятости. Оказывая помощь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, библиотеки тем самым снижают социальную напряженность в районе. Особенно возрастает эта роль библиотеки в отдаленных деревнях, где нет возможности создать специализированные службы социальной поддержки населения [33, с.17].

Возможности качественного выполнения информационной и образовательной функций во многом зависят от главного ресурса -библиотечных фондов. Слово «фонд» в переводе с латинского означает «сущность», поэтому вполне понятно, что без качественного фонда библиотека лишается своей сущности.

Информационное обеспечение развития своей территории библиотека может качественно осуществлять только в тесном сотрудничестве с органами местного самоуправления [20, с.16].

Сельские библиотеки решают проблему комплектования фондов и улучшения обслуживания читателей путем поиска дополнительного финансирования. Одно из решений —участие в программах, конкурсах на получение грантов, объявляемых российскими и международными фондами и центрами. Эффективный способ привлечения внебюджетных средств —проведение благотворительных акций. Сегодня и во многих селах проводятся акции «Новые книги —детям!» [9, с.14].

Таким образом, только осмысление своей роли в новых социально- экономических условиях и тактика созидательного взаимодействия с органами местного самоуправления, с местными организациями и предприятиями, с представителями местного сообщества позволят сельской библиотеке активно осуществлять информационное обеспечение развития своей территории, играть роль интеллектуального центра села, заботиться о подрастающем поколении[13, с.36].

2.2 Реализаций функций и задач сельской библиотекой

Предоставляемые библиотекой продукты и услуги характеризуются не только сами по себе, но и во взаимодействии с другими учреждениями, такими как центральная библиотека, администрация района, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

В 2009 году поселковая библиотека начала работать по программе взаимодействия с сельскими учреждениями. Программа была разработана центральной Заринской библиотекой и направлена на сотрудничество сельских и поселковых библиотек района с комитетом по социальной защите населения, женсоветом села, отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, учреждениями образования, фельдшерско —акушерскими пунктами и центром занятости Заринского района.

При составлении плана на год, библиотекари включали пункты программы в свой план работы, в течение года анализировали успешные и потерпевшие неудачу мероприятия, трудности и достижения в работе с партнерами, вносили коррективы.

Библиотеки Заринского района приоритетным направлением выбирают работу в рамках программы «Семья. Женщины. Дети», сотрудничая с женсоветом, комитетом по социальной защите населения.

Анкетирование «Книга в вашем доме: вчера, сегодня, завтра» показало следующие результаты:

В основном анкеты заполняли мамы (15чел.), всего 2 бабушки приняли участие в анкетировании и не одного папы. Следовательно, женщины чаще посещают библиотеку, также деятельность библиотекарей по привлечению отцов в библиотеку не развита.

Средний возраст детей у родителей, участвовавших в анкетировании 10-12 лет, так называемый «переходный» возраст, когда проблема «отцов и детей» наиболее остра. И три мамы не указали возраст своего ребенка. Это может быть вызвано либо невнимательностью родителей, либо респонденты не совсем ответственно подошли к заполнению анкеты.

Дети респондентов записаны и в сельскую (6 чел.), и в школьную (10 чел.) библиотеки. Это говорит о том, что дети нуждаются в информации и с удовольствием посещают библиотеки. Две мамы не указали, записан их ребенок в библиотеки или нет, что показывает недостаточное внимание родителей к интересам детей.

Средний возраст родителей, когда они приобщились к чтению 7 лет. Из этого следует, что они приобщились к книге в школе, после того, как научились читать. В этом заслуга их учителя.

Средний возраст детей, когда они приобщились к чтению, равен 6 годам. Причем у девочек 5-6 лет, а у мальчиков 6-7 лет. Из этого можно сделать вывод, что девочки в более раннем возрасте стремятся к познанию окружающего мира и что родители занимались с детьми еще с дошкольного возраста и готовили их к школе. Только два респондента не знают, в каком возрасте они и их дети приобщились к чтению, что так же указывает на недостаток внимания родителей к развитию ребенка.

На вопрос «Какая книга пробудила у Вас интерес к чтению?» родители называли сказки (4 чел.), учебник «Родная речь», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Фантазеры» Н. Носова, «Чук и Гек» А. Гайдара, «Алые паруса» А. Грина. и др.

На вопрос «Какая книга пробудила интерес к чтению у Вашего ребенка?», ответы были следующие: «Букварь» (3 чел), сказки (6 чел.), учебник «Родная речь» (4 чел.). В связи с этим можно предположить, что родители пробуждали интерес детей к чтению теми же книгами, которые с детства оставили положительные эмоции у них самих. Два респондента не смогли ответить на эти вопросы, один дал ответ «не помню».

Самыми популярными книгами в детстве родителей были «Тимур и его команда» А. Гайдара (3 чел.), «Динка» В. Осеева, «Алые паруса» А. Грина, «Белый Бим черное ухо» Г. Троепольского, «Четвертая высота» Ильина, «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Книги, названные родителями посвящены теме добра, нравственности, трудолюбия. Не смогли вспомнить популярные книги своего детства два человека.

На вопрос «К чьим советам Вы прислушивались в детстве при выборе книг?» самым популярным был ответ «библиотекаря» (9 чел.), на втором месте советы друзей (5 чел.), к советам других людей прислушивалось 3 чел. и один брал книги, по которым сняты фильмы. Первое место, отданное респондентами библиотекарю, дает право говорить о профессионализме библиотекаря, который был для респондентов не авторитарным хранителем книг, а доброжелательным «хозяином» книжкиного дома, другом, помощником в выборе книг, который приобщал к добру и справедливости.

Для своего ребенка родители хотели бы заказать книгу: познавательную; яркую, красочную о животных; нравственной тематики; о взаимоотношениях сверстников, то есть книги той темы, о которой они читали сами и которая так актуальна сейчас. И только одна мама назвала конкретное название «Васен Трубачев и его товарищи».

респондентов читают любимые книги вслух вместе с детьми, один не читает, и один в обязательном порядке, то есть все родители стараются найти общие интересы с детьми через совместное чтение и обсуждение книг.

У всех опрошенных есть дома книги, много и детских и взрослых (у 7 чел.), в основном книги для взрослых (у 2 чел.), в основном детские (у 3 чел.), только энциклопедии (у 1 чел.), выписывает детские журналы один человек. Несмотря на финансовые трудности, родители стараются выделить средства из семейного бюджета на приобретение книг для детей.

человек, из числа опрошенных интересуются, что читает их ребенок, «иногда» —чел., совсем не интересуется чтением ребенка —чел., остальные затруднились ответить. Эти цифры говорят о желании родителей знать, какую литературу читает их ребенок, чем интересуется.

Большая часть опрошенных считает чтение необходимой частью жизни, 4 чел. считают чтение необходимой частью учебы, «чтение —это развлечение», такое мнение высказали 4 чел. и 3 чел. считает это способом получения необходимой информации. Отрадно, что ни один из опрошенных не считает чтение зря потраченным временем, хотя такой вариант ответа был предложен.

На вопрос «Какие 5 книг Вы бы взяли на необитаемый остров?» были получены следующие ответы: М. Митчел «Унесенные ветром» (2 чел.); Дюма «Граф Монтекристо», «Три мушкетера» (2 чел.); Гюнтекин «Птичка певчая»; Моккалоц «Поющие в терновнике»; Черкасов «Хмель»; Егоров «Солона ты, земля»; Шолохов «Тихий Дон»; Г. Троепольский «Белый Бим черное ухо»; Лондон «Белый клык», «Рассказы»; разные (3 чел.). Представленные произведения, разные на первый взгляд, объединяет то, что их тематика не многим отличается от книг детства. Эти произведения о нравственности, любви, преданности, суровой правде жизни.

Анализ результатов анкетирования показал, что родители пытаются приобщить детей к семейному чтению, за исключением двух, но испытывают при этом трудности из-за недостатка знаний в педагогике и психологии ребенка, а так же способов воздействия на чтение детей. Поэтому библиотекарям необходимо разработать программу по работе как с родителями, так и с детьми по семейному чтению, используя различные формы и методы библиотечной деятельности. Кроме того, необходимо скоординировать роботу с учителями, психологом и школьным библиотекарем.

С родителями, проявляющими пассивный интерес к чтению и увлечениям детей, необходимо проводить целенаправленную работу.

Основные направления работы сельских библиотек с комитетом по защите населения в рамках программы «Библиотека в жизни села»

В последнее время массовые библиотеки все чаще воспринимаются как социальные центры. Это связано с тем, что большая часть населения ощущает свою незащищённость в социальном смысле, многие живут в условиях не только материального, но и морально- идеологического, духовного, культурного дефицита. Задача гуманизации библиотечного обслуживания становится чрезвычайно актуальной, особенно когда речь идёт о пользовании библиотекой читателями особой категории [28, с.24].

Взаимодействие библиотеки с учреждениями социальной сферы способствуют расширению функций [23, С.30].

В тесном сотрудничестве библиотеки Заринского района работают с комитетом по социальной защите населения администрации Заринского района. Отдел по социальной защите администрации Заринского района был создан в 1993 году, а в 2001 году отдел был преобразован в комитет по социальной защите администрации.

Комитет состоит из трех отделов:

отдел субсидий;

отдел пособий и других социальных выплат;

отдел по социальной работе с населением.

Комитет администрации Заринского района по социальной защите населения является структурным подразделением администрации района, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в области защиты населения. Он обеспечивает государственную поддержку малообеспеченных слоев населения района, пожилых граждан и инвалидов, развитие системы социальных учреждений и служб, реализацию государственной политики в области социальной защиты.

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комитетами администрации района и районным Советом народных депутатов, администрациями сельсоветов, предпринимателями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, в том числе негосударственными [22, с.1].

Благодаря сотрудничеству с отделом по социальной защите населения, библиотеки уточняют списки семей социального риска своего села, организуют акции по поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе акцию «Соберем детей в школу», реализует социальные проекты, организует познавательный отдых детей в период каникул.

Библиотека активно сотрудничает со школами. Важность этого направления трудно переоценить. Библиотека —это фундамент культуры. На этой основе зиждется культура как общества в целом, так и каждого человека. [21, с.13]. Многие исследователи утверждают, что книга формирует духовную, образовательную и социально ценную личность [27, с.25]. Внимание библиотек к детям, подросткам определяет будущее региона, города, района [4, с.37].

Для детей и подростков рассматривают библиотеку как источник получения знаний, необходимых для получения образования и освоения профессии, как место общения со сверстниками, как возможность получения от доброжелательного библиотекаря при решении жизненных проблем [15, с.46].

Работа библиотеки должна быть тесно связана с деятельностью школы. На протяжении нескольких лет работа библиотек в помощь учебно- воспитательному процессу в рамках программы «Библиотека и школа: пути дальнейшего сотрудничества».

Литература в помощь школьной программе выделена в отдельные стеллажи и расставлена по предметам.

Ведется информационная работа в помощь школьной программе. Для учителей выпускаются информационные списки литературы и обзоры новых книг «Новая литература в помощь пед. процессу».

Облегчает труд учителю написание рефератов, докладов и т.д. которые дети могут написать по книгам сельских библиотек, в том числе по книгам, поступившим по мега проекту «Пушкинская библиотека». В филиалах для детей и учителей были организованы выставки- просмотры, тематические подборки, выставки отраслевой и справочной литературы. После нового поступления книг по мега проекту книговыдача в библиотеке поселка увеличилась на 150 единиц. Поступившие новые книги все читались неоднократно.

В помощь школьной программе оформлялись книжные выставки: «По планете знаний», «Мир живой природы», «На рубеже веков», «Я познаю мир».

В работе с выставками использовались разнообразные формы: обзоры, беседы, праздники знаний, литературно- познавательные игры и т.д.

Совместно с учителями начальных классов, учителями литературы библиотекарь организовывает мероприятия по творчеству писателей, в рамках программы «Писатели —детям». Это позволяет детям в игровой форме познакомиться с творчеством писателя, его произведениями, узнать много интересного и получить приз за свои знания.

С детьми начальных классов библиотекарь проводит такие мероприятия в Неделю детской и юношеской книги.

В книжкину неделю были оформлены следующие выставки «Мир И. Токмаковой»; «Сказочная страна»; «Книги- юбиляры: В. Сутеев» Кто сказал «Мяу?» и С. Михалков «Дядя Степа»; «Творчество Т. Александровой» и др.

Традиционным стало и совместное проведение методических объединений учителей русского языка и литературы, истории, где библиотека знакомит педагогов с новинками литературы в помощь работе, с методическими рекомендациями, проводит презентации собственных изданий.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально- трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда.

Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16- 17 летних молодых людей. Это связано с расширением их материальных и духовных потребностей, а также продолжающим процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодёжи выходит работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом является выбор профессии [26, с.26].

Служба занятости и библиотека выполняют необходимую для общества функцию социализации личности, а одно из ее направлений- профессиональная ориентация [2, с. 15].

С целью выявления интересов и склонностей своих читателей- старшеклассников, заведующая библиотекой в первую очередь провела анкетирование «Кем бы ты хотел стать?», «Нравится ли тебе...»

По результатам анкеты были оформлены тематические полки, а затем постоянно действующая выставка «Мир и мы в нем», состоящая из разделов: «Куда пойти учиться», «В мире профессий», где литература менялась в зависимости от профессии, которая представлялась: «Учитель- звучит гордо», «Механизатор- главная профессия на селе», «Техника вокруг нас» и другие.

Эта выставка являлась составной частью авторской программы «Человек в мире профессий» [17, с.3].

В ходе работы по программе выставка дополнялась подборками книг из единого фонда ЦБС, информационными листками, выпущенными методическим отделом и отделом обслуживания центральной районной библиотеки в серии «Твои дороги, выпускник». В фонд библиотеки приобретено справочное пособие «Куда пойти учиться».

По разделам выставки систематически проводились обзоры литературы: «Тем, кто любит мастерить», «Шьем», «Готовим очень вкусно»; беседы «Эти не мужские —мужские профессии», «Тем, кто выберет профессию военного» и другие.

В помощь выбору профессии в библиотеке оформлена картотека «О профессиях, производстве и людях труда» с разделами «Куда пойти учиться», «В мире профессий», «Дела творческие»: о людях и их профессиях. В работе с картотекой учитывались интересы пользователей, потребности хозяйства в кадрах, а так же подбиралась информация о востребованных в настоящее время профессиях. Оформлен также рекомендательный список литературы «Куда пойти учиться».

Библиотека на селе —это единственный информационный центр для учеников, учителей, работников хозяйств, пенсионеров и представителей местной власти.

В функции сельской библиотеки входит создание фонда документов органов местного самоуправления и организации свободного доступа к ним.

Не во всех селах и поселках района существует договор о передаче всех опубликованных и «неопубликованных», утвержденных главами местных администраций документов. Это представляет одну из проблем предоставления полной информации по вопросам местного самоуправления.

Свободный доступ к нормативным документам повышает информированность читателей, способствует установлению контактов между жителями сел и их властью.

Налажено сотрудничество библиотеки с отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, с государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Помимо индивидуальной работы с детьми «группы риска», библиотекарь проводит профилактические беседы правонарушений с детьми и родителями по серии информационных листков, выпускаемых методистом по работе с детьми и инспектором по пропаганде.

В рамках правового воспитания детей в библиотеке организован клуб «Юные знатоки права», на занятиях которого дети изучают свои права и ответственность за какие —либо действия.

Таким образом, по второй главе можно сделать следующие выводы.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению.

Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

В 2009 году поселковая библиотека начала работать по программе взаимодействия с сельскими учреждениями. Программа была разработана центральной Заринского библиотекой и направлена на сотрудничество сельских и поселковых библиотек района с комитетом по социальной защите населения, женсоветом села, отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, учреждениями образования, фельдшерско - акушерскими пунктами и центром занятости Заринского района.

При составлении плана на год, библиотекари включали пункты программы в свой план работы, в течение года анализировали успешные и потерпевшие неудачу мероприятия, трудности и достижения в работе с партнерами, вносили коррективы.

Заключение

Таким образом, по курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Библиотека современной модели ведет разработку эффективных стратегий и методов поиска, структурирования и предоставления знания.

Социальными функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, а библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, количественно удваивающейся каждые пять лет.

Будучи не только организатором знания, но и его творцом, современная библиотека участвует в формировании основного ресурса нового общества знаний, а значит, становится строителем этого нового общества.

Библиотечная услуга (в материальной и нематериальной ее формах) может рассматриваться как товар, имеющий стоимость, и одновременно как посредник обмена социальным опытом между читателями и библиотечными специалистами, причем второй аспект превалирует над первым в силу социальной направленности библиотечной деятельности. Именно социальная направленность формирует критерии качества и эффективности библиотечных услуг, обслуживания, а также определяет особенности распределительных отношений в сфере библиотечных услуг - они проявляются в платности, льготности и бесплатности их потребления.

Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики.

Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания –это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и своё место в жизни, быть конкурентоспособным.

Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению. Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

В 2009 году поселковая библиотека начала работать по программе взаимодействия с сельскими учреждениями. Программа была разработана центральной библиотекой и направлена на сотрудничество сельских и поселковых библиотек района с комитетом по социальной защите населения, женсоветом села, отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, учреждениями образования, фельдшерско —акушерскими пунктами и центром занятости Заринского района. При составлении плана на год, библиотекари включали пункты программы в свой план работы, в течение года анализировали успешные и потерпевшие неудачу мероприятия, трудности и достижения в работе с партнерами, вносили коррективы.

Список литературы:

  1. Бернард, Л. Россия остается читающей страной /Л. Бернард//Университетская книга.-2009. - №9. - С.48-51.
  2. Басов, С.А. Методологическое значение цели в исследовании библиотечной деятельности // Вопросы управления библиотечными системами. - Л., 1986. - С.46-64.
  3. Барсукова, Н. Сельские библиотеки сегодня и завтра / Н. Барсукова // Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно —исторического наследия Кузбасса: материалы науч.-практ. конф. к 100-летию Мариинской публ.биб-ки / Департамент культуры администрации Кемеровской области ; КОНБ. —Кемерово, 2005. —С. 59-60.
  4. Библиотеки и органы местного самоуправления: пути сотрудничества: материалы краев. науч.-практ. конф. / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; ред. Л. И. Лукьянова. —Барнаул, 2003. —с.
  5. Библиотеки. Население. Местная власть. Информационное сотрудничество продолжается: сборник документов и материалов / ред. И. Б. Михнова. —М., 2003. —с.
  6. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ. фак. ин-тов культуры. –М.: Книжная палата, 1998. –с.
  7. Библиотечное дело: терминологический словарь / РГБ. —-е изд. —М., 1997. —с.
  8. Бутновская, М. Библиотека —муниципальный общедоступный центр / М. Бутковская, И. Шелудько // Библиотека. —. —С. 26-27.
  9. Гусева, И. Развиваться вместе с обществом / И. Гусева // Библиотека. —. —С. 26-27.
  10. Дворкина, М.Я. Модель технологии библиотечного обслуживания // Сов. библиотековедение. - 1988. - N 5. - C. 56 - 62.
  11. Дворкина, М.Я. Что представляет собой библиотечная услуга // Там же. - 1990. - N 1. - C.20-26.
  12. Дедюля, С. Что имеем сохраним / С. Дедюля // Библиотека. —. —№ 4. - С. 10-18.
  13. Дрешер, Ю. Корпоративное управление и корпоративная культура в библиотечно-информационной сфере / Ю. Дрешер, Т. Атланова // Научно-технические библиотеки. —. —№ 9. —С. 14-18.
  14. Единое информационно —культурное пространство библиотек России: материалы конференции РБА / РГБ. —СПб, 2002. —с.
  15. Ермолаева, М. Муниципальная библиотека и местное самоуправление / М. Ермолаева, Е. Фокеева. —М., 2002. —С. 21-34.
  16. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки. –. –№ 3. –С.3-12.
  17. Жильцов, Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. - М.: МГУ, 1991. - 191 с.
  18. Карташов, Н. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н. Карташов // Библиотековедение. —. —№ 4. —С.17-25.
  19. Кожевникова, Л.А., Павлова, Л.П., Соколова, И.Г. Библиотечная услуга и ее экономическая оценка: Препринт 93-2 / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 1994. - 20 с. - Библиогр.: с.19-20.
  20. Лазебик, Л. Библиотека как фактор социальной защиты населения / Л. Лазебик // С теплом и лаской к человеку: материалы областной науч.-практ. конф. —Волгоград, 2002. —С. 15-20.
  21. Манилова, Т. Муниципальные библиотек и местное самоуправление: некоторые результаты федеральной библиотечной политики / Т. Манилова // Научно-технические библиотеки. —. —№ 5. —С. 27-33.
  22. Матлина, С. Современная сельская библиотека: формула жизни / С. Матлина // Аргументы и факты. —Новая библиотека. —. —№ 4 (апр.). —С.8-9.
  23. Мелентьева, Ю. Библиотека и юношество: поиск взаимопонимания / Ю. Мелентьева / / Библиотека. —. —№ 7. —С. 16-20.
  24. Мелентьева, Ю. Сельские библиотеки: Проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособ. —М.: Леберея, 2003. —с.
  25. Муниципальная библиотека: место и роль в становлении местного самоуправления: метод. рекомендации / ЛОНБ. —Благовещенск, 1988. —с.
  26. На пороге взрослой жизни: метод. материалы в помощь профориентационной работе / ОДЮБ; науч.-метод. отдел. —Мурманск, 2003. —с.
  27. Неформальные объединения в библиотеках // Библиотека. —. —№ 10. - С. 9-12.
  28. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. –М.: Либерия –Бибинформ, 2007. –Ч.1.: Теоретические основы ББК
  29. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 года № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 22 авг. 2004 года): [Электронный ресурс] // Гарант
  30. Окно в мир профессии: сборник метод. материалов. —Киров, 2002. —с.
  31. Положение о библиотеке —муниципальном общедоступном информационном центре // Библиотека. —. —№ 9. —С. 60-64.
  32. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение. –. –№ 1. –С.64-71.
  33. Протопопов, Е. Главное —грамотно организовать и использовать накопленную информацию / Е. Протопопов // Библиотека. —. —№ 2. —С. 9-14.
  34. Публичная библиотека в условиях местного самоуправления: пособие / сост. Е. Борисова. —СПб., 2000. —с.
  35. Публичная библиотека —центр информации для населения, образования и бизнеса: материалы рос.- герм. Семинара. —М., 1999. -48 с.
  36. Пути активизации влияния на пользователей / сост. Г. Олзоева // Новая библиотека. —. —С. 16-20.
  37. Роль библиотек в становлении местного самоуправления: материалы науч.-практ. конф. —Южно- Сахалинск, 2000. —с.
  38. Сельская библиотека на путях выхода из кризиса: сборник тезисов докладов к межрегион. науч.-практ. конф. / РНБ; сост. Л. Михеева, Н. Семенова. —СПб, 2002. —с.
  39. Сельские библиотеки Алтая: из опыта работы. Вып. 3 / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; сост. Л. Медведьева. —Барнаул, 2003. —с.
  40. Сельские библиотеки Алтая: проблемы сохранения и развития. Вып. 7 / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; сост. Л. Медведьева. —Барнаул, 2004. —с.
  41. Сельские библиотеки Алтая: Современные тенденции развития. Вып.5-6 / АКУНБ им. В.Я. Шишкова. —Барнаул, 2003. —с.
  42. Сельские библиотеки в новых условиях. Ч.1. —М.: Леберия, 1996. —с.
  43. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение. –. –№ 1. –С.39-42.
  44. Создание публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек: материалы круглого стола. —М., 2000. —с.
  45. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Профессия, 2009. –с.
  46. Столяров, Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. - М.: Книга, 1991. - 191 с.
  47. Технология социальной работы: учебник / МГУ социальные работы; соц.-технолог. ун-т. —М. : ИНФРА, 2005. —с.
  48. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. –М.: Либерия, 2010. –с.
  49. Турьянский, А. Сельский житель должен иметь доступ к информации / А. Турьянский // Библиотека. —. —№ 9. —С. 12-15.

43

Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края