СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

3с.

ГЛАВА 1.ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»…………………………………………………….

5с.

1.1. Семья: понятие, типы, функции………………………………………

5с.

1.2. Проблемы семьи в современном обществе…………………………..

15с.

ГЛАВА 2.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ……………………………………………………..

17с.

2.1. Сущность и содержание социальной защиты семьи………………...

19с.

2.2. Технологии социальной работы с семьей…………………………….

23с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

31с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

32с.


Введение

Семья - ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» - такое определение семьи дается Э.Г. Эйдемиллером. Ключевым словом в этом определении могут считаться «отношения», так как семья - это система, элементами которой являются члены семьи, связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими, родительско-детскими, родственными и т.п2

.

Семья является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи3

.

Актуальность.Тема курсовой работы очень актуальна в современном мире, так как в семье находят отражения все социальные проблемы, характерные для современного общества.

Объект данной курсовой работы семья.

Предмет - работа социального работника с семьей.

Цель курсовой работы - изучить семью и семейные отношения со всех сторон. Определить виды и способы социальной работы с семьями.

Задачи:

1. Проанализировать типы семей, выделить среди них актуальные для социальной работы.

. Перечислить основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности.

. Описать проблемы современных семей.

. Перечислить направления социальной работы с семьей и раскрыть их содержание.

Степень разработанности проблемы

Вторая половина прошлого столетия вошла в историю началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П. Арнаутова, А.Я. Варга, Т.А. Маркова и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на исследование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания.

Отдельных научных исследований истории социальной работы с семьями сегодня практически нет.

Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с семьями находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах Е.И. Холостовой широко освещены такие темы, как проблемы и кризисы семей и социальная работа с ними.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1.Институциональная характеристика понятия «семья» .

1.1. Семья: понятие, типы, функции

Отечественная философская мысль определяет семью как ячейку общества и важнейшую форму организации личного быта, основанную на супружеском союзе и родственных связях.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни4.

Видный специалист в изучении семьи А.Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения5.

Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи6.

Разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Тем не менее, в рассмотренных дефинициях семьи исследователи в качестве семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизни. Разнообразие подходов к определению понятия «семьи» дают основания представлять ее как сложное, социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной структуры и малой группы7.

Типы семьи

На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей по следующим признакам:

- по количеству детей: бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья;

- по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья;

- по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками; двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками; прочие семьи;

- по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);

- по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) семьи (имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации;

- по семейному стажу: молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары;

- по типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы, выделяют семьи с «физиологическим» или наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; семьи с промежуточным типом потребления;

- по характеру проведения досуга: открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг);

- по характеру распределения домашних обязанностей: традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди);

- по типу главенства (распределению власти): авторитарные (подчинение жены мужу или мужа жене и детей родителям) и демократические (основана на взаимном уважении членов семьи, на распределении семейных ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, с личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни;

- от условий организации семейного досуга: студенческая семья (оба супруга обучаются в вузе) и «дистантная» семья (раздельное проживание брачных партнеров из-за специфики профессии одного из них или обоих: семьи моряков, геологов, артистов, спортсменов и т.д.);

- по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная (супруги и другие члены семьи высоко оценивают друг друга, конфликтов практически нет, есть собственные традиции и ритуалы), устойчивая, педагогически слабая (низкие воспитательные характеристики); нестабильная (высокий уровень неудовлетворенности обоих супругов семейной жизнью); дезорганизованная (внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет); социально неблагополучная; проблемная (отсутствие взаимности у супругов); конфликтная (наличие психологической несовместимости у супругов); распадающийся семейный союз; распавшаяся семья;

- по составу супругов в нуклеарной семье: полная и неполная (один из родителей отсутствует);

- по социально-ролевым признакам: традиционные (стержнем системы являются не межличностные, а социально и культурно заданные отношения между ее членами; децентрические (ребенок занимает центральное место, родители живут для него предполагая, что в будущем он станет жить для них); супружеские (отношения равноправных партнеров на основе доверия, уважении, терпимости, доброжелательности);

- по характеру общения и эмоциональных отношений в семье: симметричные (оба супруга имеют равные права, никто не подчиняется другому); комплементарные (один из супругов подчиняется другому); метакомплементарный (ведущее положение занимает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости, манипулируя, таким образом, своим партнером)8.

В общей системе родственных отношений существуют два основных типа семейной структуры:

  • Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
  • Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер9
  • .

Семьи бывают различными и по количеству входящих в семью членов, и по взаимоотношениям между членами, и по количеству (отсутствию) детей, и по ряду других признаков, но проблемы существуют буквально во всех типах семей и эти проблемы по мере возможности необходимо решать, так как роль семьи в современных исторических условиях крайне велика.

Функции семьи

Представляют собой набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связаны с потребностью общества в институте семьи и с потребностью личности в принадлежности к семейной группе. Значительная часть этих функций выполняет женщина.

Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. По мнению А.Г. Харчева функции семьи можно классифицировать следующим образом:

1. Репродуктивная функция.

Одной из основных функций семьи является репродуктивная функция, которая состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в продлении человеческого рода. Данная функция характеризует наличие личных потребностей в семье и детях, определённую жизненную стабильность, наличие домашнего хозяйства и конкретного уровня качества жизни .

Репродуктивная функция - это естественный биологический процесс продолжения жизни, в котором участвуют женщина и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и с обществом.

Семья, как закономерно возникший институт развивающейся цивилизации, выполняла функцию воспроизводства населения, она обеспечивала выживаемость человека в тяжелых условиях жизни.

Историческая трансформация форм семейного общежития обусловила изменение репродуктивной функции.

Репродуктивная функция семьи может выступать, как и неспецифическое явление жизнедеятельности семьи. «Институт семьи» существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей.

2. Функция содержания детей.

Современный кризис усугубляет материальное и духовное состояние семьи. Содержание, уход за детьми неразрывно связаны с отношением к детям и воспитанием их. Они находятся в прямой зависимости от достатка слоя, к которому принадлежат родители.

Функция содержания детей составляет основу жизни семьи. Данная функция семьи в периоды экономических трудностей и дефицитов или невысокого социального и материального положения родителей приобретает большое значение, становясь тяжелой необходимостью. Увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейВ настоящее время только у 7% детей нет родителей, у остальных родители оказались не в состоянии воспитывать свое потомство.

. Сексуальная функция.

Культура сексуальных отношений есть специфическая часть общей культуры личности, которая проявляется в области интимных отношений. Для семейной жизни актуальность сексуальной потребности подвержена общим закономерностям полового поведения. Одной из них является зависимость удовлетворенности семейной жизни от качества реализации сексуальной потребности. Разрешение дефицитарности этой функции семьи возможно посредством изменения качества коммуникативной функции, развития эффективно и искренне общаться.

Семья осуществляет регулирование сексуального поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Основным фактором сексуального поведения является полоролевая идентичность - культура сексуальных отношений. Данная роль является совокупностью психологических установок более или менее адекватных типичным, ожидаемым, принятым в обществе, которые были сформированы главным образом в родительской семье.

4. Экономическая и хозяйственно-бытовая функции.

Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего при наличии неполной семьи). В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи и ведение домашнего хозяйства.

Хозяйственно-бытовая функция - удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получения их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье. Хозяйственно-бытовая и экономическая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, способствуя приумножению благосостояния семьи, сохранению и увеличению здоровья ее членов.

Благосостояние семьи зависит в современном обществе от уровня доходов и материальных потребностей, социального статуса и запросов ее членов. Способность к труду зависит практически от всех функций семьи, но особенно сильно от воспитательной, общения и от хозяйственно-бытовой деятельности.

. Воспитательная функция.

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Реализация воспитательной функции семьи происходит, как множество воздействий малой социальной группы на каждого своего члена в течение всей жизни, формируя личность ребенка. Соответственно это постоянное взаимное влияние детей и родителей друг на друга. Семенному воспитанию присущи непрерывность, продолжительность и устойчивость. Причины многих личностных проблем взрослых людей заложены в детстве несовершенным воспитательным воздействием родителей и семьи в целом.

. Коммуникативная функция.

Особую роль в жизни человека играет общение. Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностями, который включает в себя несколько функций: коммуникативную - обмен информацией, интерактивную - оценка и взаимодействие, и перцептивную - восприятие и понимание людей.

Общение является основой семейных взаимоотношений. Общение удовлетворяет потребность членов семьи в человеческих контактах, информации, уважении и взаимопонимании. Коммуникативная функция исполняет роль духовного и культурного общения. По многообразию и содержанию коммуникативная функция оказывает большое воздействие на семейную жизнь. Целью данной функции является установление связей между людьми, супругами и детьми в условиях их совместной жизнедеятельности. Формирование различных социальных культур, ориентации, отношений, духовности и здоровья человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения: от атмосферы семейного психологического климата, от проявления в поведении и общении тех или иных стереотипов и установок взрослых членов семьи.

Межличностные отношения - это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимодействий, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения.

Оптимальные возможности для интенсивного взаимодействия младшего и старшего поколений и взаимного развития семейной культуры осуществляются посредством общения с ближайшим окружением, родственниками, соседями, друзьями, коллегами. Общение с представителями разных категорий социума предъявляет многогранные требования к таким компонентам культуры личности, как терпимость, доверие и вариативность в интересах. Доверие во многом определяет потребность в установлении новых контактов. Другим фактором коммуникативности является наличие жизненного опыта и критичное и реалистичное его осмысление, т.е. наличие рефлексии. Задача родителей показать ребенку многообразие человеческих проявлений, как положительных, так и отрицательных, с целью обеспечения социализированного развития и становления молодого человека. При утрате доверия и откровенности между подростком и родителями коммуникативную функцию по отношению к подростку исполняют случайные люди. Проводниками подростка во взрослый мир становятся друзья, дворовая компания и все те, кто может удовлетворить потребность подростка в уважении, новых знаниях, чувстве защищенности в значимой группе и причастности к взрослому миру. Задача социализации детей должна решаться в семье, но при дефицитарности ее педагогических возможностей эту проблему необходимо эффективно компенсировать методами социально-культурной деятельности.

. Эмоциональная функция.

Роль эмоций в жизни человека трудно переоценить. Взаимодействие в браке и семье происходило во все времена вне зависимости от социально-экономической ситуации, на глубокой эмоциональной основе. В народной мудрости бытует мнение, что браки заключаются на небесах, т.е. в душах, где правят чувства.

Великим чувством, которым живет человек, является любовь. Она дает ему решимость, силу, знания к изменению судьбы, к новым свершениям и трудам. Брак без чувств, основанный на удовлетворении абсолютно всех потребностей супругов, в народном сознании не воспринимается как искренний и стабильный. Чувства обеспечивают членам семьи возможности к перенесению тягот приспособительного периода. Отсутствие этого психологического механизма компенсации ведет к неспособности поддержания стабильных и духовных отношений, проблемам в воспитании детей и ухода за престарелыми родителями. Эмоции имеют приспособительную природу происхождения. Их целью является устранение опасных для жизни человека состояний. Без положительных стимулов невозможно становление человека, полноценного члена общества, достойного семьянина, супруга и родителя.

Чувственная основа человеческого бытия есть эффективный инструмент последующего общественного воспитания. Во многом они есть объект рекреативной деятельности. Неблагополучная семья полна тягостными переживаниями, которые подрывают материальное и духовное ее благополучие, осложняя взаимодействие ее членов, негативно изменяя совместное времяпрепровождение. Семья теряет целостность как группа, у ее членов появляются собственные ценности, ресурсы семьи используются неэффективно.

. Досуговая функция.

Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь взаимопонимания между всеми ее членами, как совместный активный отдых - это и походы пешком, на байдарке, велосипеде и т.д.

Важнейшей функцией семьи в жизнедеятельности является организация досуга. Ее главная цель, - общение, поддержание гармонии в семье ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле.

Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более двух часов, не считая сна. Общение родителей и детей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения школьных программ, значительно реже - в совместных прогулках на природе, играх и т.п10.

1.2 Проблемы семьи в современном обществе

Все множество проблем, связанных с современной семьей можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».

.Социально-экономические проблемы.

К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

.Социально-бытовые проблемы.

К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям.

.Социально-психологические проблемы.

Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилие в семье11.

Как показывает анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению, решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:

) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;

) социально-правовая работа и социальная педагогика.

Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу отношений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют вопросы, связанные с суицидальным настроением, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией12.

.Проблемы стабильности современной семьи.

Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком. Проблемы этой группы также связаны с состоянием, динамикой, факторами рождаемости, ее социально-типологическим и региональным аспектами, а также состоянием и факторами планирования семьи.

.Проблемы семейного воспитания.

В данной группе проблемы семьи могут рассматриваться: состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи13

.

ГЛАВА 2.Сущность и содержание социальной работы с семьей.

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностыо своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции.

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала14.

Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

- социально-психолого-педагогическую (психолoго·- педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

.- координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб)15.

Социальная работа с семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании нормального функционирования семьи16. Социальная работа с семьей сегодня представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне.

Эта деятельность осуществляется специалистами по социальной работе с семьей различного профиля. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой17

.

2.1. Сущность и содержание социальной защиты семьи

Социальная защита семьи - это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др18

.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей:

- Денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

- Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

- Юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно практические конференции и конгрессы.

- Федеральные, региональные целевые и социальные программы типа «Планирование семьи» и «Дети России» и другие19

.

Социальная поддержка семьи предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения специалистов с семьями, временно оказавшимися в затруднительных обстоятельствам по вопросам профессиональной переподготовки (образование членов семьи), трудоустройства, обеспечения заработком и т. д. она включает медицинское страхование, а так же различные формы (моральную, психолог –педагогическую, материальную и физическую) помощи индивидов и групп, предлагающих модели ролей, социальное сочувствие и единство. Социальная поддержка семьи предполагает меры предупредительного и восстановительного свойства для семьи в случае смерти близкого человека, болезни, безработицы и т. п.

Важную роль в социальной поддержки семей в условиях развития рыночных отношений играют Центры занятости всех уровней, которые решают следующие задачи:

  1. сбор и распространение информации по вопросам социальной поддержки семьи;
  2. предоставление консультационных услуг по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
  3. содействие в открытии предприятий семейного типа;
  4. профессиональная ориентация детей и подростков;
  5. выплата пособий по временной не занятости;
  6. консультирование по вопросам подбора и использования рабочей силы;
  7. оказание помощи в кадровом обеспечении;

8.социально –психологическая работа с клиентами.

Социальная поддержка необходима семьям со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Она приобретает особое значение в тех регионах, территориях, где мало или практически отсутствуют женские вакансии. различные виды социальной поддержки позволяют остановить личностную и семейную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства20

.

Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.

Предполагают, что потребность в социальном обеспечении испытывают все семьи, по крайней мере, изредка, и многие из этих услуг могут предоставляться волонтерами, не имеющими специального образования. Социальной обслуживание семьи –это одновременно и система социальных услуг, бесплатно предоставляемых преимущественно пожилым семьям и семьям инвалидов на дому и в учреждениях социального обслуживания, не зависимо от форм собственности.

Неоценимую роль в этом сегодня выполняют 190 территориальных Центров социальной помощи семьи и детям, 444 отделения по работе с семьей и детьми, в центрах социального обслуживания и 203 других учреждений социального обслуживания семей и детей (40), вниманием которых охвачено минимум четыре группы семей:

  • многодетные, неполные, бездетные, разводящиеся, молодые,семьи несовершеннолетних родителей;
  • малообеспеченные, имеющие неизлечимо больных людей;
  • семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально-конфликтными отношениями, и жестким обращением с детьми;
  • семьи, имеющие в составе лиц, осужденных или вернувшихся из мест лишения свободы21
  • .

Их основными задачами являются:

1.Выявление причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и их потребности в социальной помощи.

.Определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям, нуждающимся в социальной помощи.

.Поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций.

.Социальный патронаж семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

.Анализ уровня социального обслуживания семей, прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовки предложений по развитию сферы социальных услуг.

.Привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей. В системе учреждений социального обслуживания семей и детей активно развивается специализированная психолого-педагогическая помощь.

Сегодня ее повсеместно представляют Центры психолого-педагогической помощи населению, основными задачами которых являются:

  • повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родительского общения;
  • помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;
  • повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;
  • помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, в овладении знаниями их возрастных психологических особенностей, предотвращении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;
  • психологическая помощь семьям в социальной адаптации к изменяющимся социально –экономическим условиям жизни;
  • регулярный анализ обращений в Центр и разработка рекомендаций для местных органов государственной власти по профилактики кризисных проявлений в семье22.

2.2 Технологии социальной работы семьей

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. - используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление детей из семьи, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

1. Экстренная помощь при наличии внутрисемейной жестокости

Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей)23. В нашей стране научный интерес к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (бытовые убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков и педагогов, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов) свидетельствуют о его возрастание.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию - это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими психическими, физическими или иными способностями - например, общаться с друзьями или соседями, запрещать жене заниматься внедомашними делами, приобретению образования, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни24

.

Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, а так же умышленное использование отравляющих или психотропных веществ и т.д.

Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям - это прикосновения к их половым органам, принуждения к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается коррекции.

Для лиц, переживших насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.

Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения - одна из важнейших задач социального работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит в силу непонимания, малолетства и др. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения не остается. Поэтому следует знать прямые или косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, лишняя сексуальная осведомленность, проблемы с едой, беспокойный сон. Кроме того страх ребенка перед каким-то членом семьи и отказ оставаться с ним на едине.

Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании социального работника, психолога, врача должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило это немедленное удаление ребенка из семьи.

К технологиям, используемым в случае семейной жестокости, относится также организация социальных приютов, которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими25.

. Работа с «трудными» детьми

Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечение его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и собственно социальные компоненты - например, оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий26

.

3. Работа с семьей алкоголика

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с зависящим лицом, его семьей, социальным окружением - это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, так как после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, длительно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объединения или клубы лиц - приверженцев безалкогольного образа жизни или создания такого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, - движение «Анонимные алкоголики»27

.

.Работа с конфликтной семьей

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, с заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения - материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения28.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия - аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон взаимоотношений супругов. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов супруг может смягчить свое отношение к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные намерения - хочет ли он улучшения отношений или развода. Другая диагностическая методика - популярный на Западе метод «скульптурной группы»: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других29.

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение30

.

Таким образом, проанализировав направления деятельности социальной работы в отношении семей, можно сделать вывод, что помощь семьям оказывается системно и в большом объеме. Несмотря на все усилия государственных и негосударственных организаций в помощи семьям, проблемы внутрисемейных отношений и вообще сохранения ценности семьи, остаются актуальными и по сей день.

Заключение

В курсовой работе я проанализировала типы семей, выделила среди них актуальные для социальной работы: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи и т.д.

Перечислила основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно –бытовой, экономической, сфере первичного социального контроля, сфере духовного общения, социально –статусной, досуговой, эмоциональной, сексуальной. Тем самым, подтвердив потребность общества семье, как социальном институте.

Описала проблемы современных семей, разбив их на несколько групп: Социально –экономические проблемы, Социально –бытовые проблемы, Социально –психологические проблемы, Проблемы стабильности современной семьи, Проблемы семейного воспитания, Проблемы семей группы риска.

Перечислила направления социальной работы с семьей и раскрыли их содержание: социальная защита семьи, социальная поддержка семьи, социальной обслуживание семьи. В рамках социального обслуживания семьи заострили свое внимание на Центрах социально помощи семье и детям.

Пришла к выводу, что современная российская семья переживает кризис, но способствовать восстановлению престижа и стабильности семьи может и должен социальный работник. Семья как залог стабильности общества в целом требует пристального внимания со стороны органов государственно власти и общественности, принятия большего объема мер по улучшению положения семей, все это должно осуществляться, в том числе и с помощью социальных работников.

Список использованной литературы

1.Аверин А.П. Социальная защита отдельных категорий населения : учебное пособие.- М.: Изд-во РАГС, 2009. - 116 с.

2. Агапов Е. П. Семьеведение: Учебное пособие , — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. — 400 с.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2002.

4. Антонов А.И. Социология семьи .Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. - 640 с.

5. Александрова О.В., О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева Психология социальной работы: Учебное пособие : Под общ. Ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2004. - 351с.

6. Басов Н.Ф. Социальная работа: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 364 с.

7. Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006 -217с.

8. Зайнышев И. Г Социология семьи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.

9. Зритнева Б.И. Социология семьи : учеб. пособие для студентов вузов, — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.—150с.

10.Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ: Логос, 2002. – 640 с

11.Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка,1997

12.Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2010. — 272 с.

13. Сигида Е.А. Содержание и методика социальной работы : учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 346 с.

14. Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2002.

15. Ханжин Е.В., Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева, О. О. Низовцева, С. И. Винокурова Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144с

16. Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.

17. Холостова Е. И. Технологии социальной работы. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 400 с.

18. Холостова Е. И. Словарь справочник по социальной работе. – М., 1997. – 397 с.

19. Холостова Е. И., О.Г. Прохорова, Черняк Е.М – М.Издательство Юрайт,2012. –403с.

20. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие. 2-е изд.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.— 212 с.

21.Целуйко В.М.Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

22. Циткилов П. Я. Технология социальной работы: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Наука-Спектр, 2011. — 448 с.

23. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник. Ростов н/Д: «Феникс», 2006. — 400 с. («Высшее образование»).

24. Черняк Е. М. Семьеведение: Учебное пособие —М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 3 2 0 с.

25. Шарин В. И. История социальной работы: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 368 с.

26. Якушев. А.В.Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. —М.: "А-Приор", 2007. - 224 с.

2 Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006 .- 24

3 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2002 - 36.

4Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 1997.- 123

5Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.-27

6 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2002.-25

7 Холостова Е. И., О.Г. Прохорова, Черняк Е.М – М.Издательство Юрайт,2012. –16

8 Зритнева Б.И. Социология семьи : учеб. пособие для студентов вузов, — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 32

9 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 2002-.67

10 Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2003.-154

11 Якушев. А.В.Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. — М.: "А-Приор", 2007- 65

12 Якушев. А.В.Социальная защита. Социальная работа: Конспект лекций. — М.: "А-Приор", 2007-68

13 Агапов Е. П.Семьеведение: Учебное пособие , — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. — 115

14 Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2010. — 16

15 Холостова Е. И., О.Г. Прохорова, Черняк Е.М – М.Издательство Юрайт,2012. –357

16 Шарин В. И. История социальной работы: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «ДашковиК°», 2011. — 252

17 Басов Н.Ф. Социальная работа: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. —334

18 Аверин А.П. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб-

ное подобие.- М.: Изд-во РАГС, 2009. - 30-32

19 Басов Н.Ф. Социальная работа: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 167

20 Циткилов П. Я. Технология социальной работы: Учебное пособие — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Наука-Спектр, 2011. — 342

21 Основы социальной работы: учебной пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 60

22Девицина, Н.Ф. Семьеведение: учебное пособие/ Н.Ф. Девицина -М.: ВЛАДОС-пресс, 2006.- 93

23

24 Холостова Е. И. Социальная работа с семьей: Учеб-Х73 ное пособие. 2-е изд.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.— 87

25 Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2002.-132

26 Аверин А.П. Социальная защита отдельных категорий населения : учебное подобие.- М.: Изд-во РАГС, 2009. - 48

27 Ханжин Е.В., Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева, О. О. Низовцева, С. И. Винокурова Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 86

28 Ханжин Е.В., Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева, О. О. Низовцева, С. И. Винокурова Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 91

29 Чернецкая А.А. Технология социальной работы: Учебник. Ростов н/Д: «Феникс», 2006. — 64

30 Технологии социальной работы/Под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 145

33

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ