Патриотическая тема в лирике М. И. Цветаевой


Тема Родины занимает центральное место в поэзии каждого серьезного поэта, потому что без знания и уважения своих корней и традиций, без преданной любви к земле, на которой жили твои предки, не может состояться ни одна Личность.

Реализация темы Родины в поэзии М. И. Цветаевой. Развитие темы Родины, любви к ней начинается в творчестве М. И. Цветаевой с осознания себя москвичкой, с проникновения в историю, культуру, традиции. Через внимание к родной речи поэтесса ощущает глубинную причастность к судьбе своей страны, а родной город дает чувство защищенности, дома:

Москва! Какой огромныйСтранноприимный дом!Всяк на Руси - бездомный.Мы все к тебе придем."Стихи о Москве" (1916)

Образ Родины в лирике М. И. Цветаевой - это безграничные пространства, ощущение красоты, свободы, полета. Образ родины, Москвы часто неразрывно связан с образами церквей, колоколов, что становится олицетворением мужества, силы и готовности защищать свою святую землю:

Облака - вокруг,Купола - вокруг.Надо всей МосквойСколько хватит рук!"Стихи о Москве" (1916)

Отношение поэтессы к революционным событиям в России не было однозначным. Эта противоречивость отношения М. И. Цветаевой к новой власти, новому строю объяснима была распространенными в то время надеждами интеллигенции на "ветер перемен", а реальность не соответствовала представлениям многих о революции как о мирных преобразованиях. Смерти, голод, страдания и, как апофеоз - Гражданская война, не могли оставить безучастным чуткое сердце поэта.

Вынужденный отъезд за границу и пребывание на чужбине в течение долгих лет особенно обостряет чувство патриотизма. М. И. Цветаева осмысляет свое место в русской поэзии. Во многих стихотворениях возникает мотив сиротства, выброшенности, забытости. В стихотворении "Расстояние: версты, мили…" (1925) поэтесса говорит о попытке уничтожить, превратить в сор "сплав вдохновений и сухожилий":

По трущобам земных широтРассовали нас, как сирот.

Все годы, проведенные в эмиграции, М. И. Цветаева чувствует тоску и боль по России. Каждый кустик, каждая травинка на Родине воспринимаются как живые существа, с которыми хочется общаться ("Русской ржи от меня поклон" (1925). Это были годы суровых испытаний, безысходности и нескончаемых страданий:

Тоска по родине! ДавноРазоблаченная морока!Мне совершенно все равноГде совершенно одинокой Быть…"Тоска по родине" (1934)

Тяжким становится осознание невозможности вернуться на родину, ту, которой Россия была когда-то, дом срыт с земли, как срыта и душа человеческая, не способная жить без родной земли. Оцепенение души смягчает лишь трепетное отношение к русскому слову, возможность через него прикоснуться к святым истокам:

О неподатливый язык!Чего бы попросту - мужик,Пойми, певал и до меня:- Россия, родина моя!"Родина" (1932)

Лирическая героиня стихотворения "Родина" (1932) вспоминает красоту "тридевятой" земли. Оксюморонное обращение в конце второй строфы стихотворения показывает абсурдность ситуации, в которой оказалось множество эмигрантов:

Но и с калужского холмаМне открывалася онаДаль, - тридевятая земля!Чужбина, родина моя!

Раздвоенность внутреннего мира героини, душа которой осталась на родине, а тело находится на чужбине, предстает в противопоставлении антонимов даль - близь, а лексический повтор усиливает эмоциональное напряжение. Каким бы ни было расстояние до родной земли, Россия притягивает к себе сильнее любого магнита, манит и не дает покоя:

Даль, отдалившая мне близь,Даль, говорящая: "Вернись Домой!"Со всех - до горних звезд -Меня снимающая мест!

Обилие восклицательных предложений в стихотворении как бы передает крик души лирической героини, который обретает звук в последней строфе:

Ты! Сей руки своей лишусь,Хоть двух! Губами подпишусьНа плахе: распрь моих земляГордыня, родина моя!

В эмиграции духовная связь поэтессы с Родиной не ослабевала. Возвращение М. И. Цветаевой на родную землю не могло не произойти, но страна, в которую приехала поэтесса, была уже другой.

Той, где на монетахМолодость моя,Той России - нету.Как и той меня."Страна" (1931)

В поэзии М. И. Цветаевой отразились трагические события русской истории XX века. От цикла "Стихи о Москве", ставшего своеобразным прологом темы Родины в лирике М. И. Цветаевой, через "Лебединый стан" и последующие произведения поэтесса создавала летопись судьбы родной земли. В статье "Искусство при свете совести" она написала: "Меня вещи всегда выбирали по примете силы. <…> Каким-то вещам России хотелось сказаться, выбрали меня".