Методика преподавания литературы по кейс технологии

red0; Оглавление

Введение

ГЛАВА 1.Кейс технологии как метод анализа конкретной ситуации.

1.1.Суть метода кейсов.

1.2. Важнейшие характеристики кейс технологии.

ГЛАВА 2.Изучение художественных произведений с помощью кейс технологий.

2.1. Кейсы различной степени сложности.

2.2. Целевая направленность кейс методов.

ГЛАВА 3. Методика преподавания литературы по кейс технологии.

3.1. Структура и содержание кейса.

3.2. Пример применения кейс метода на уроке литературы. Изучаемое произведение –рассказ «Цифры» И.А.Бунина (7 класс).

ГЛАВА 4. Кейс технологии как механизм эффективного обучения литературе.

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В национальной доктрине развитие образование ставится задание постоянного обновление содержание образование и учебно-воспитательного процесса. Определена роль гуманитарных дисциплин в духовном росте школьников и цель литературного образование, которая заключается во введение человека ученика в мир прекрасного приобщении к национальному и мировому искусству слова воспитание потребности в чтении интереса к художественному слову формировании высоких эстетических вкусов способности творчески воспринимать, прочитанное способствовать воспитанию духовно богато самоотверженного гражданина. И поскольку обществу сегодня необходимо гармонично развития личность перед школой стоит задача её воспитать. Миссия школ заключается в том, чтобы помог каждому ребёнку осознать смысл своей жизни определить ориентиры собственного будущего. Поэтому на всех уроках и особенно уроках литературы необходимо учащимся давать не просто сумму знаний, а сформировать жизненную компетентность как способность личности к оптимальным действиям базируются на знаниях ценностях полеченных благодаря знаниям.

Ориентация на такие особенности современного учебно-воспитательного процесса обусловливает выбор учителем интерактивных технологий обучения, использование которых даст возможность подготовить молодого человека к социальной активности в обществе. Именно потому можно говорить что цель работы - состоит в том чтобы показать как использование

Кейс технологии на уроке литературы способствует активизации внутренних резервов учащихся реализации их природных способностей,

стимулирует самостоятельное мышление. Интерактивные уроки способствуют формированию у учащихся основанных познавательных умений и навыков, дают примеры моделей поведения в разных жизненных обстоятельствах.

В ходе работы будут предоставлены примеры использования различных интерактивных упражнений на уроках литературы; упражнения –это способ создания творческой атмосферы на уроке; они дают возможность полнее реализовать личностно ориентированное обучение. В работе последовательно доказывается, что использование кейс технологий способствует повышению читательской и речевой культуры, формированию умений самостоятельного анализа учебной анализа учебной деятельности, учитель имеет возможность рационально распределить свое время на урок и подготовить помощников для реализации заданий на уроках.

Задачи работы: рассмотреть современные методы интерактивных технологий преподавания литературы;

-проанализировать новейшие подходы организации обучения помогут сделать процесс обучения эффективным, интересным, разнообразным,

- бать понятие кейс технологии и рассмотреть классификацию технологий интерактивного обучения,

- привести примеры использования кейс технологии при изучении лит.

Произведения.

При написании работы использованы научно-методические пособия учебные пособия и др. источники содержание информацию по данной теме.

Таким образом, в работе представлена суть кейс технологии интерактивной технологии и методы использования этой технологии на уроках литературы, при обучении литературе. Использование кейс технологии обучения –это реальная возможность выполнить современные требования к обновлению содержания и форм обучения в школе.

Работа состоит из Введения, трёх разделов заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1.Кейс технологии как метод анализа конкретной ситуации.

.1.Суть метода кейсов.

А.Эйнштейн когда-то сказал: « Где это только возможно обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием образовательного стандарта включающим умение применять приобретённые знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей. Все эти умения можно развивать, используя кейс метод.

Кейс –многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов (кейс-технологии) является методом кейс предполагает рассмотрение предложенных случаев жизненных или профессиональных ситуации суть метода (применительно к обучению литературе) в том, что обучающемся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую из художественной литературе ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую комплекс знаний кейс необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя: демократия в процессе получения знаний, учащийся равноправен с другими в процессе обсуждения проблемы2

.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как систему, в которую интегрированы другие более простые методы познания. Это может быль «мозговой штурм» на уроке литературы по роману Ф.М Достоевского «Преступление и наказание», когда обучающиеся получают задание проанализировать за определенное время представленные учителем посторонние материалы и выявить их общность с романом или метод классификации идей относительно ситуации например, работа с шуточным текстом доверенности К.Чуковского когда нужно быстро обсудить текст, найти в нём ошибки и представить свои варианты. Это могут быть игровые методы, например, представление вариантов поведения героев ситуации на уроках и рус языка и литературы, когда « семеро смелых учеников опоздали на урок» или «урок-суд над Родионом Раскольниковым», который позволит старшеклассникам почувствовать себя в роли профессионалов, решающих судьбу человека. Мысленное экспериментирование представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента в том, что он учит видеть причинно-следственные связи пути развертывания будущего, скрытую динамику.

Фраза «Представьте себе что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента на уроке рус языка и литературы, например, вид классе: «Представьте себе что у нас открылась тур фирма. Вам заказали рекламный проспект о замечательных возможностях активного отдыха в наших местах Подумайте о чём можно рассказать что показать Как оформить»; или «Представьте себе, что вы- художники. Нарисуйте отношения Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова (домашнее задание). В целом же деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая- сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая –деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом организует деловой настрой на работу оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации3.

1.2. Важнейшие характеристики кейс технологии.

Итак, кейс-технология - это интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний сколько на формирование новых качеств или умений у обучающихся .

Одной из важнейших характеристик кейс - метода является умение воспользоваться теорией обращение к фактическому материалу в связи с этим с ещё большей остротой встаёт вопрос повышения эффективности образования. Перед каждым учителем –предметником ставится задача сформировать у будущих выпускников систему знаний не существующих в отрыве друг от друга а взаимосвязанных ; знаний не абстрактных а конкретных.

Самыми сложными для использования кейс- технологии являются уроки литературного чтения поскольку именно на этих уроках при работе с текстом учитель подводит учащихся к той или иной мысли.

При составлении заданий на уроках литературного чтения учитель использует несколько уровней сложности:

- первая степень сложности : есть практическая ситуация есть решение. Ученики определяют , подходит ли решение для данной ситуации.

Например, при изучении повести Пушкина «Дубровский», перед учениками ставится проблемный вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что Владимир Дубровский «благородный разбойник»?

- вторая степень сложности: есть ситуация –решения нет.

Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе герое как личности. Сравнить найти точки соприкосновения, определить различия.

- третья степень сложности: есть практическая ситуация- определить проблему и найти пути решения.

Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения

Работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

Ситуативные задачи (кейсы) на уроках литературы могут быть связаны:

- с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения.

- с составлением маршрута передвижения героем произведения.

- с составлением хронологических таблиц произошедших событий.

В частности, целью уроков литературы должны стать не только расширение словарного запаса учащихся, не только изучение произведений классиков русской литературы, но и развитие у школьников умения мыслить, анализировать, развивать способности к собственному творчеству с использованием богатств устной и письменной речи.

Русская литература - кладезь тем и проблем, не имеющих однозначного толкования, обширное поле для политики и выражения собственных мыслей и мнений.

Однако, для получения достойных результатов недостаточно только обозначить цель. Необходимо найти технологию обучения, которая позволила бы максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников.

Кейс технологии –один из таких механизмов. Их сюжетную канву на уроках могут составлять как художественная, так и публицистическая литература. В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально –этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества –гуманизм4.

ГЛАВА 2.Изучение художественных произведений с помощью кейс технологий.

2.1. Кейсы различной степени сложности.

Кейс метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова», «Евгений Онегин –посредственность или личность», «Печорин - злодей или несчастный человек», «Базаров –глупый умник» и т.п.

На уроках литературы, как уже говорилось выше используются кейсы различной степени сложности. Первая степень предполагает наличие практической ситуации и её решения. Учащимся предлагается определить подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли другое решение.

Например: согласны ли вы с утверждением критика Н.Добролюбова назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами А.С.Грибоедова о том что в его комедии «Горе от ума» -

«25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация - необходимо найти её решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19 века»? или «Чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и.т.д.

Третья степень сложности: есть практическая ситуация - определить проблему и найти пути решения. Например, «чем вызван конфликт Базарова и П.П.Кирсанова и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?

Все вышесказанное ещё и ещё раз подтверждает, что метод кейсов ориентирован на самостоятельную и групповую деятельность учащихся, в которых или приобретаются коммуникативные умения

Кейс технология совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов ролевая игра ситуативный анализ и др. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал дополнительную информацию, а главное –научиться работать как совместно так и самостоятельно5

.

Процесс обучения с использованием кейс –методов позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении. Использование кейс –метода позволяет вызвать потребность в знаниях познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности развивает эмоционально - волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

О сущности кейс технологии говорились путь выше; стоит повторить, что учебный материал подается учащимся в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой роботы:

- самостоятельного осуществления целеполагания;

- сбора необходимой информации;

- её анализа с разных точек зрения;

- выдвижения гипотезы;

- вывозов;

-заключения;

-самоконтроля процесса получения знаний и его результатов;

Теперь, давайте более точно определим целевую направленность кейс технологии.

2.2. Целевая направленность кейс метода.

Цели кейс метода заключаются в:

- активизации учащихся, что в свою очередь повышает эффективность обучения;

- повышении мотивации к учебному процессу;

- отработке умений работы с информацией в том числе умения затребовать дополнительную информацию необходимую для уточнения ситуации;

- умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

- приобретении навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме убедительно отстаивать свою точку зрения;

- выработке навыков критического оценивания различных точек зрения осуществлении самоанализа самоконтроля и самооценки.

Совокупность самых разнообразных кейс методов при обучении литературе рождает современную эффективную технологию, которая направлена: на подбор заданий для возможности использования разных путей решения на блочно –модульное построение изучения нового материала на организацию самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку при работе с кейсом на общение и обмен ответами на концентрацию всех видов деятельности по этапам работы.

Главным условием использования кейс технологии в обучении литературе является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации задачи практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися6.

ГЛАВА 3. Методика преподавания литературы по кейс технологии.

3.1. Структура и содержание кейса.

Средством для достижения поставленных целей преподавания литературы является кейс как пакет документов для работы учащихся. Что же представляет собой по структуре и содержанию этот пакет:

- предъявление темы урока, проблемы вопросов задания;

- подробное описание спорных ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно - методическое обеспечение;

- наградный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам;

Примерная схема обучения по кейс методу:

Учитель

Ученики

  • - Разработка кейса
  • - Определение списка необходимой литературы.
  • - Разработка плана урока.
  • - Руководство групповой работой.
  • - Организация итогового обсуждения.
  • - Оценка работы учащихся.
  • - Получение кейса.
  • - Изучение литературы.
  • - Самостоятельная подготовка.
  • - Организация предварительного обсуждения.
  • - Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения заданий.
  • - Предоставление и отстаивание своего варианта решения.
  • - Выслушивание точек зрения других участников.

Каждый из этих структурных этапов имеет свою методику преподавания:

1. Подготовка учителем и учащимися:

На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывается, что учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:

Учащихся на данном этапе работают с учебно-методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применимы самые различные методы и приёмы обучения.

3. Проверка усвоения изученного материала. Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новые материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос взаимопроверка, ответ по карточкам и т.п.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.).

4. Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс технологии т.к. это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того как учащиеся разделены на малые группы для роботы, они начинают самостоятельную работу.

Существуют собственно принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:

- принцип сотрудничества (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятиях).

- принцип коллективизма (работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).

- принцип ролевого участия (добровольность при выборе ролей ; удовольствие от роли; тактичность в смене ролей)

- принцип ответственности (ученик отвечает материал не учителю а одноклассникам ; используются методы самоконтроля и самооценки) .

Для эффективной работы малыми группами соблюдаются определенные правила:

- общность проблемы для всех;

- общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаются группы примерно равных возможностей);

- количество человек в группе – не более 5-ти (для эффективной работы каждого);

- выделение лидера (формального или неформального);

- создание контролирующей группы (например ,Экспертов);

- гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;

- учёт возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны посильными и решаемыми);

Выполнение этих правил даёт возможность организовать развивающий учебный процесс так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут осмысленный перебор известных им способы решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта конструируют новый способ.

5. Особое внимание при роботе в малых группах обращается на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

Также важно обратить внимание на критерии оценок роботы по этапам занятия: грамотное решение проблемы новизна и неординарность решения проблемы краткость и четкость Изложения теоретической части качество оформления решения проблемы, этика ведения дискуссии, активность работы всех членов микро группы.

3.2. Пример применения кейс метода на уроке литературы. Изучаемое произведение –рассказ «Цифры» И.А.Бунина (7 класс).

Основой обсуждения является поступок главных героев, которые, имея очень чуткую натуру тем не менее, поддаются негативному порыву и вступают в конфликт.

Содержание кейса:

Тема уроке: воспитание детей в семье.

Герои рассказа И.А. Бунина «Цифры»: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Проблема : возможно ли было избежать конфликта?

Вопросы :

- В чём причина конфликта?

- Кто виновен в возникновении этого конфликта?

-Как ведут себя участники конфликта?

-Быль ли вашей жизни подобные ситуации? Как вы поступали в таких случаях?

-Какие советы психологов помогли бы избежать конфликта?

Представление результата:

Каждая мини группа учащихся разыгрывает свои варианты развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

Выбор организации уроков литературы с применением кейс технологии огромен; коммуникативные творческие игровые методы (дискуссии, дебаты, проекты стихи алгоритмы и т.п.)

Таким образом, напрашивается вывод ,что применение кейс технологии при обучении литературе специально подобранные упражнения тексты и домашние задания способствуют развитию речевой и письменной деятельности, умению представить себя в письменных текстах и устных выступлениях, работать письменной информацией, формированию мотивации, рефлексии.

В последнее время всё больше говорится об использовании кейс технологии в форме сетевых уроков. Но далеко не всегда кейс метод предполагает использование компьютерного обеспечения, так как в пакете заданий может содержаться вся необходимая для анализа информация (иногда даже в пакет информации даётся больше, чем нужно, чтобы учащиеся умели отделять нужное от ненужного главное от второстепенного).

Теперь давайте рассмотрим классификацию кейс технологии.

Классификации кейс технологий:

Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того какой именно творческой роботы они требуют. В частности выделяются методы инцидента разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа. Естественно при использовании каждого из перечисленных методов ученики также получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответ для понимания сути проблемы.

Содержание кейсов может быть самым разнообразным; по типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные обучающие аналитические исследовательские систематизирующие и прогностические ;

По структуре выделяются структурированные и неструктурированные кейсы здесь же выделяются первооткрывательские кейсы.

Также различаются кейсы и по объёму:

полные кейсы (предназначены для роботы в группе в течение нескольких дней) и сжатые кейс (для разбора непосредственно на занятии ), а также мини- кейс.

Почему же так возросло внимание к использованию кейс технологий при обучении литературе?

ГЛАВА 4. Кейс технологии как механизм эффективного обучения литературе.

Многие исследования, проводимые в сфере образования, выявили довольно удручающие результаты и определили довольно слабые места образовательной системы в целом, в процессе изучения литературы, в частности. Это яркое свидетельство того, что давно поставленная цель - готовить выпускников к свободному использованию учебных навыков в повседневной жизни –не достигается. В значительной степени подобное происходит из-за отсутствия должного внимания к практической составляющей содержания обучения в школах, следствием чего является нехватка у учащихся знаний и умений, которые они могут применить на практике.

Становится ясно, что обеспечивая учеников багажом базовых (теоретических) знаний, современная система обучения не способствует развитию у них ситуативного навыка (практические знаний).

Конечно же, в связи с этим с ещё большей остротой встаёт вопрос повышения эффективности образования, вопрос о необходимости нахождения новой современной результативной технологии обучения, которая позволила бы максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учащихся.

Всем ходом данной работы нам удалось убедиться, что кейс технологии - это и есть такой механизм.

Наиболее простой вариант кейса –учащимся даётся отрывок некоего текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, как будут развиваться события дальше.

Например, рассказ Л.Толстого «После бала» или отрывок из повести «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается под другим мальчиком.

После обсуждения, которое е обычно получается бурным, эмоциональным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются ещё долго и после этого.

Единственный недостаток подобного вида творческой роботы - анализу подлежат только короткие произведения либо отдельные отрывки из романов и повестей.

Кейс технологии при обучении литературе заставляют думать, мыслить, анализировать, а это необходимое условие изучения художественного произведения7

.

Например, при разборе романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» предлагается третья степень сложности кейсов (о степенных сложности говорилось выше). Учащимся предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить такой кейс предлагается сразу после первого прочтения романа. Как правило, большинство учащихся при этом сбивается на простой пересказ прочитанного, воспроизводят сюжет. Гораздо меньшее число учеников главной темой проблему несходства характеров разных поколений дворянского общества и т.д.

Решений и вариантов может быт огромное множество. Кейс может быть представлен в вида одного мышь всего предложения –цитаты из текста. Например, как вы понимаете пушкинские строки: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она?» или лермонтовские строки: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя , судьбой монах?» и т.д. Подготовленные в письменном виде эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учениками и составляют основу беседы диспута и т.п. под руководством преподавателя. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением. Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе в работе в парах в индивидуальной работе результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации защиты проекта сочинения –миниатюры устного выступления и др.

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом осуществляется переход от ориентации образования на усреднённого ученика к ориентации на индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Современные требования к подготовке школьников, безусловно, не ставят под сомнение традиционные каноны образования, но требуют существенного расширения процесса обучения. Придерживаясь требований системности и комплексности учебно-воспитательного процесса, педагоги и целые школьные коллективы вынуждены прибегать к использованию альтернативных компонентов обучения. Эта работа началась не сегодня и даже не вчера и постоянно совершенствуется.

Кейс метод - одно из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии - на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данного метода на учеников не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу.

В последние годы человечество переживает информационный бум, связанный с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, иметь навык её критического анализа и приёмов использования разнообразных, подчас противоречащих друг друга сведений, для решения ставящихся жизнью задач. Особенностью современности является постоянные расширение информационного поля, что усложняет выбор.

Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия учащихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать решения - оригинальные и нестандартные.

Кейс технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь к этому решению; кейсы в отличии от задач, имеют несколько решение и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

Однако многие исследователи и даже сторонники кейс технологий, не считают кейсы панацеей от всех бед.

И это действительно так. Ведь для школьной программы подобного рада методы - лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путём. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьёзные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета основных законов и закономерностей.

К сожалению, у нас в последнее время стало модным увлекаться какими-либо зарубежными проектами, видеть их в реализации решений всех вопросов.

Тут стоит озадачиться вопросом, почему же передовая образовательная наука несколько десятилетий не воспринимала кейсы, хотя об их существовании давно и хорошо было известно? Только ли потому, что не было никакой нужды в специалистах и людях, способных нестандартно мыслить? К тому же настолько ли кейсы новаторское явление как о них это говорится? Ведь, по сути они сочетают в себе множество методов, не первый год использующихся в школе. Это уроки –диспуты, уроки –викторины, предметные олимпиады, деловые и ролевые игры, проектно –исследовательская работа, сократовские чтения и ещё очень многое другое. То есть так или иначе образование пришло к тем же формам, только несколько иным путём.

И всё же, вышесказанное отнюдь не отвергает положительного начала кейс технологий но при этом ясно и другое: разработкой пакетов заданий («портфелей») должны самым серьёзным образом заниматься профессионалы, научно-методические отделы соответствующих образовательных институтов. Когда это делается на «поверхностном» уровне, когда каждый учитель пытается внедрить новшество фактически вслепую, теряется идеологическое начало, суть творческой или аналитической работы. Если идти этим путём, то при большом желании к кейс технологиям можно причислить даже чтение по ролям; а ведь задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам только по формальным признакам. Каждый кейс должен представлять собой серьёзную разработку с учётом возрастных особенностей и творческих способностей учащихся.

Заключение.

Кейс технологии или кейс методы обучения - сравнительно новое явление. Между тем, кейс метод как форма обучения возник ещё в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом «Case» (портфель, чемоданчик), другие - с латинским словом «Casus» (сложный, запутанный случай). Думается, и те и другие в чём –то правы, поскольку суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от тестируемого, требуется либо выявить проблему и пути её решения либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Так, например, в США студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них. Практика показала, что в дальнейшем, оказавшись в аналогичной реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения.

В 1920 г был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на Case study. В 50 –е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в западной Европе.

В России кейс технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, 8 школах бизнеса.

Считается, что наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, а также для формирования знаний по тем дисциплинам, где несколько ответов на вопрос могут соперничать между собой по степени истинности.

Первоначально наши вузы и школы бизнеса пользовались переводными кейсами, однако они имели недостаточную эффективность, поскольку формулировавшиеся в них задания не учитывали отечественную специфику организации производства законодательства и т.д. Лишь в конце 2000-х стали появляться кейсы, основанные (или моделировавшиеся ) на отечественном опыте компаний, фирм, учреждений.

Применительно к теме курсовой работы, мы отметили тенденцию необходимости использования кейс технологии в образовательной сфере, в частности при обучении литературе. И здесь кейс технологии призваны научить поиску нужной информации, умению формировать собственное мнение, способности делать выводы, детально исследовать проблему, развивать умение воспринимать мнение других людей и работать в команде, иметь возможность соотносить теорию с реальной жизнью, уметь искать нестандартные решения проблем и задач, креативно мыслить, интерпретировать прочитанное, а в дальнейшем свободно использовать полученные учебные навыки в повседневной жизни.

Список литературы.

  1. Вылегжанина И.В. «Организация и апробация дистанционного обучения»

( Киров, КИПК, «научно-методический журнал» № 4, 2007 С.18)

  1. Пажитнева Е.В. «Кейс технологии для развития одарённости»( Москва //литература в школе – №4 С.25)
  2. Паринов С. И. «Кейс бум» ( Новосибирск, ИЭОПП, 2002 С. 37
  3. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: учебно-практич. пособие (М. ; Нар образование , 1998. С. 54)
  4. Селевко. Г.К. «Современные образовательные технологии» (М; Ладога -100 2001 С.96)
  5. Третьяков Л.И. «Управление учебным творчеством» (М; Новая школа , 1997. С. 113)
  6. Каминская Л.П. «Характеристики кейс метода» (М; СОШ 21004 №51 С.38)
  7. Короткова Н.Р. «Изучение литературы при помощи кейсов» (М; Наука 2001 С.87)
  8. Завгородняя Е.Г. «Главные условия использования кейс технологии» (М; школа 2013. С.15)
  9. Дзатцеева Т.С. «Кейс технологии на уроках Литературы” (М; Просвещение 2012 С.105)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ

ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ

Кафедра русского языка и литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА

КЕЙС ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

Выполнил:

студент III курса 33- группы

ФРФ УзГУМЯ

Худойбердиев Мухиддин

Научный руководитель:

Ташкент –


2 Каминская Л.П. «Характеристики кейс метода» (М; СОШ 21004 №51 С.38)

3 Каминская Л.П. «Характеристики кейс метода» / М.; «Новая школа»,1997. С.113

4 Н.Р.Короткова, «Изучение литературы при помощи кейсов»/ М.; «Наука»,2001 С.87

5 Дзатцеева Т.С. «Кейс технологии на уроках Литературы” (М; Просвещение 2012 С.105)

6 Завгородная Е.Г. «Главные условия использования кейс технологий»/ М.; «Школа».2013 С.15

7 Завгородняя Е.Г. «Главные условия использования кейс технологии» (М; школа 2013. С.15)

Методика преподавания литературы по кейс технологии