Силлабо-тоническая система стихосложения
Силлабо-тоническая система стихосложения помимо равного количества ударений требует и соразмерности слогов. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Начало силлабо-тоническому стихосложению положили Тредиаковский и Ломоносов. В силлабо-тоническом стихосложении единицей измерения стиха является стопа. Стопа - это ритмическая единица стиха, которая включает в себя один ударный / и примыкающие к нему безударные слоги (один - двусложная стопа или два - трехсложная). Порядок расположения ударных и безударных слогов в стихе называется размером. В силлабо-тоническом стихосложении пять основных размеров.
Двусложные: хорей - ударение на первом слоге, ямб - ударение на втором слоге.
Трехсложные: дактиль - на первом слоге, амфибрахий - на втором слоге, анапест - на третьем слоге.
Для того чтобы определить размер, надо расставить ударения в стихе, посмотреть, на какие - двух - или трехсложные стопы делится стих.
Примеры:
Хорей: Буря мглою нёбо кроет… (А. С. Пушкин)
Ямб: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын… (М. Ю. Лермонтов)
Дактиль:
Славная осень. Здоровый, ядрёныйВоздух усталые силы бодрит,(Н. А. Некрасов)
Амфибрахий: Сижу за решёткой в темнице сырой… (А. С. Пушкин)
Анапест: На заре ты её не буди… (А. Фет)
В XX в. в русской поэзии продолжается развитие стихосложения. В. Маяковским был создан декламационно-тонический стих, составивший новаторскую основу его поэзии. Каждый стих делится на смысловые части; в конце каждой строки стоит самое важное слово, которое выделяется интонационно. Ритм основан не на равном количестве ударных слогов, а на интонационном выделении слов. Графически это выразилось в знаменитой "лесенке" В. Маяковского:
Я люблю зверье.
Сплошная плешь, -Из себя
И то готов отдать печенку.Мне не жалко, дорогая,
Ешь!
Хотя декламационно-тонический стих не стал основной системой стихосложения, его использовали многие поэты: Н. Асеев, И. Сельвинский, Я. Смеляков, А. Вознесенский.