РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»


Когда-то Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных материальных условиях человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И в этом нам помогает природа, она дает духовные силы. Пушкин писал роман «Евгений Онегин» около восьми лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося, зрелого человека и художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных, Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая разносторонность его дарования. Изображая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой картине передает свое особенное, порой неуловимое обычным глазом, видение.

Пейзаж у Пушкина не бесчувственный, он имеет свой смысл. Автор пишет: «Иные нужны мне картины: люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор...». Перед поэтом Пушкиным - жизнь и ее повседневная проза. Уже в первых главах «Евгения Онегина» дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора: «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Новы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель.

Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!». Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурною чредою, С любовью лечь к ее ногам. Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете.

Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит. Пушкин пишет: «Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубравы, Журчанье тихого ручья. На третий роща, холм и поле Его не занимали боле, Потом уж наводили сон, потом увидел ясно он, Что и в деревне скука та Же...». Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в свете, который успел своим ядом отравить его, Евгений не был поэтически тонкой натурой, как Ленский, он был ценителем женской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, но душа молчала. Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком.

Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: «Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины; в глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны». И далее продолжает: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Татьяна близка автору тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы».

Многие писатели отмечали, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте. «Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок», а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где «стада бродили по лугам» и «сени расширял густые огромный, запущенный сад». Какая идиллия! Казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то, чем она жила. Пушкин о Ленском пишет: «Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну». Это все очень близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности. Но Ленскому дает вдохновение, Ольга, он приписывает ей черты, которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне пустая и недалекая, она казалась Ленскому другой.

Он боготворил в ней то, что ему хотелось видеть, то есть «невинной прелести полна, она цвела, как ландыш потаенный, незнаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой», а вместо ландыша оказалось, что вырос глупенький сорнячок, который «он любил, как в наши лета уже не любят, как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». Сон Татьяны оказался пророческим, она чутка, у нее хорошо развита интуиция. Я думаю, что такую душу она получила от матери-природы. На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму - Пушкин смотрит глазами Татьяны. Так любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне или поэзия русских Святок со старой песней о потерянном мужицком рае. Поэтические картины природы в «Евгении Онегине» просто великолепны.

«Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви! Какое томное волненье в моей душе, в моей крови», - пишет автор. Все эти лирические отступления помогают нам лучше понять героев и эпоху, проникнуть в душу самого автора, ощутить полноту и краски жизни, Белинский очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает лучший тип русского национально характера своей эпохи. Душе поэта чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность.

Богатая духовная жизнь позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту. Пейзаж очень важен в романе: он создает психологически верные портреты, героев и передает дух времени. Картины природы в творчестве Пушкина, кроме того, служат превосходным средством воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Природа делает нас нравственно чище. В «Евгении Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина, критик Томашевский, написавший ряд замечательных работ о поэте, отметил, что «точность описаний, отказ от жеманства, правдивость отличают поэзию Пушкина и ставят ее в первый ряд по грандиозности изображения русской природы».