Поиски человеком смысла жизни (по повести А. П. Платонова «Сокровенный человек»)


Художественный мир А. П. Платонова. Вера А. П. Платонова в силу добра, в свет души человеческой не могла не найти своего воплощения на страницах произведений писателя. Герои Платонова - это люди-преобразователи, смело подчиняющие себе природу, устремленные в светлое будущее. Поиск ответов на вечные вопросы и строительство нового часто сопряжен с мотивом странничества, сиротства. Эти постоянно сомневающиеся и жаждущие истины люди, любимые герои А. П. Платонова, ищут "смысл жизни в сердце". Насыщенность повествования, философичность и универсальность обобщений отличают произведения А. П. Платонова, свой метод писатель определил так: "Сущностью, сухою струею, прямым путем надо писать. В этом мой новый путь".

Повесть "Сокровенный человек" (1928). Произведение посвящено событиям, связанным с революцией и Гражданской войной. Главный герой, машинист Фома Пухов, после смерти жены попадает на фронт и участвует в Новороссийском десанте. Он не понимает смысла своего существования, балагурит и провоцирует людей на спор, во всем сомневается, да и само имя героя вызывает ассоциацию с Фомой неверующим. Его несет по земле в общем людском потоке по "проселкам революции". На сложные жизненные вопросы герой старается вначале не обращать внимания, но сокровенный внутренний мир берет верх над всем внешним. Широко распространенное в "новой" литературе 20-х гг., "преображения" сознания героя под влиянием революции с Пуховым не происходит. На фоне скрытого вырождения хороших идей "природный дурак" Пухов остро ощущает несоответствие ожиданий и реальности и испытывает разочарование, а потому некоторые его шутки провоцируют читательскую грусть. Показателен яркий эпизод экзамена, который сдает Фома Пухов: "Что такое религия? - не унимался экзаменатор. - Предрассудок Карла Маркса и народный самогон. - Для чего нужна религия буржуазии? - Для того, чтобы народ не скорбел. - Любите ли вы, товарищ Пухов, пролетариат в целом и согласны ли за него жизнь положить? - Люблю, товарищ комиссар, - ответил Пухов, чтобы выдержать экзамен, - и кровь лить согласен, только чтобы не зря и не дуриком!"

Чувство разочарования в конце 1920-х гг. становится для самого Платонова острым, болезненным. Стихия, которая должна была преобразовать общество, подчинилась официозной обрядности. Радость жизни, рожденная революцией, и тревога за ее будущее отражаются в повести.

Вся композиция повести подчинена решению авторского замысла, отразившегося в самом названии: пройти с героем его дорогу, на которой Пухов пытается уяснить все происходящее вокруг него. В пути и происходит саморазвитие персонажа. "Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работавшим против вещества всего мира, прояснялось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция - как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь. Это было трудно, резко и сразу легко, как нарождение". Причин, по которым герой отправляется в путь, автор открыто не называет, но читатель понимает их самостоятельно. "Сокровенный человек" - это человек, с необычным, сокрытым в глубине души миром, стремящимся к познанию окружающего и не поддающегося навязываемым извне общепринятым представлениям о жизни.

В современной цивилизации, по мнению писателя, потеряно родство человеческих душ, связь между человеком и миром природы. Долгий путь обретения истины в себе, чтобы изменить что-то и вокруг, совершает Фома Пухов. Он намного честнее окружающих его "строителей будущего". "Природный дурак" не стремится воспользоваться возможностью карьерного роста. Герой отправляется в Новороссийск, определяя для себя свое решение внутренней необходимостью: "Горные горизонты увидим; да и честней как-то станет! А то видал - тифозных эшелонами прут, а мы сидим - пайки получаем!.. Революция-то пройдет, а нам ничего не останется!" Показателен в этом плане другой персонаж повести, воплощающий в себе иную правду времени, - матрос Шариков. Фома не терпит лозунговости, пустой болтовни, Шариков же прекрасно усвоил дух времени, нашел себе "теплое" местечко и на совет Пухова лично "укреплять революцию" делом ("бери молоток и латай корабли") отвечает настоящим хозяином: "Чудак ты, я ж руководитель Каспийского моря! Кто ж тогда будет заправлять тут всей красной флотилией?"

Знаменательно, что духовный поиск не приводит к внешним изменениям главного героя: в начале повести мы видим его машинистом снегоочистителя, а в конце машинистом нефтяного двигателя. Поезд (а в творчестве А. П. Платонова это символ революции, сам писатель отмечал: "Слова о паровозе-революции превратили для меня паровоз в ощущение революции"), в который садится герой, идет в неизвсст - ном направлении (этот символ приобретает эпический характер). Вспыхнувший было интерес к собственному будущему ("Куда он [поезд] едет?"), быстро сменяется у Пухова смирением ("Поезд трогался куда-то дальше. От его хода Пухов успокаивался и засыпал, ощущая теплоту в ровно работающем сердце"). Фоме нужно пройти по дорогам страны самому, увидеть все собственными глазами, прочувствовать своим сердцем (сказывается неверующая натура). Новороссийск, освобождение Крыма от Врангеля (механик на судне "Шаня"), поездка в Баку и встреча с матросом Шариковым составляют определенные этапы жизни героя и обретения Пуховым смысла своего существования. Сама дорога, движение становится сюжетообразующим началом, и как только герой останавливается где-то, его жизнь теряет остроту, утрачивается духовный поиск. Зворычный и Шариков, например, в своем застывшем состоянии такого развития не получают.

Попытка героя разобраться, как изменилась жизнь людей под влиянием "исторической бури", приводит персонаж к мысли, что истинная цель, подлинные чувства утрачены. Звучащий на страницах повести мотив смерти тесно связан с мотивом всеобщего сиротства. (И тот и другой становятся центральными в творчестве А. П. Платонова.) Тема смерти вводится в повествование не случайно. Революция не только не смогла воскресить мертвых (философская идея Н. Федорова была воспринята самим А. П. Платоновым), но принесла, и автор постоянно обращает на это внимание читателя, новые смерти.

Некая бесчувственность сердца главного персонажа в начале пути (режет колбасу на гробе жены) сменяется ощущением глубокого единения с миром, что и понимается как смысл жизни. В финале повести происходит прозрение: "Пухов шел с удовольствием, чувствуя, как и давно, родственность всех тел к своему телу. Он постепенно догадывался о самом важном и мучительном. Он даже остановился, опустив глаза, - нечаянное в душе возвратилось к нему. Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции".

Своеобразие языка. В произведении находит свое отражение авторское представление о нерасторжимости мира внешнего и внутреннего, материального и нематериального. В повести "Сокровенный человек" изображение жизни осуществляется в единстве комического и трагического начала. Язык платоновского произведения отразил поиски нового языка, под знаком которого прошло начало XX в. Символические образы, которые в ряде произведений писателя повторяются, начинают выполнять лейтмотивную функцию. "Странный" язык повествователя Платонов использует для выражения внутреннего мира героя, который не имеет слов для передачи своих переживаний и умозаключений. В основе языка Платонова лежит книжная речь с обилием отвлеченной лексики (На стенах вокзала висела мануфактура с агитационными словами), смещением привычных языковых связей, когда последующее слово трудно предсказуемо, свертыванием и развертыванием предложений (Наконец поезд уехал, постреливая в воздух - для испуга жадных до транспорта мешочников), намеренным использованием тавтологических повторов и др.

А. П. Платонов создает произведения, в которых изображает не вещи, не предметы, а их смысл, писателя интересует не быт, а бытие, суть вещей. Образ Фомы Пухова, соединяя в себе "высокую трагическую и смеховую культуру", становится одним из целой галереи ищущих и сомневающихся платоновских героев.