Конспект урока Информатики Отношения между понятиями 4 класс


Тема урока: «Отношения между понятиями»

(Конспект урока информатики в 4 классе)

Ахмадиева Любовь Леонидовна,

Учитель информатики и ИКТ,

МБОУ «СОШ №1» п. г.т. Уренгой Пуровского района, первая квалификационная категория, п. г.т. Уренгой Пуровского района ЯНАО

Цель: познакомить с симметричными и несимметричными отношениями между множествами (род-вид, вид-вид)

Задачи:

Обучающая: формировать понятие «множества», учить определять отношения между множествами, актуализировать понятие «симметрия»

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Развивающая: развивать навыки анализа и систематизации материала

УМК: Матвеева Н. Д. Информатика и ИКТ

Оборудование: компьютер учителя, проектор








Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

1

Организационный момент

- Добрый день. Сегодня на уроке информатики мы совершим увлекательное путешествие по бескрайним просторам Африки.

Раз, два, три – полетели.

А вот и тема урока

Слайд 2

Слайд 3

2

Актуализация знаний

- Как вы считаете, чему мы должны сегодня научиться, с чем мы должны сегодня познакомится?


- Мы должны узнать, какие отношения существуют между понятиями

- Мы должны научиться определять отношения между понятиями

Слайд 3

- А что такое понятие?

- Понятие – это, то как человек воспринимает окружающий мир

Слайд 3

- А какие отношения между понятиями мы уже изучали?

- Включение, пересечение

Слайд 3

- В каких отношениях находятся данные понятии?

- Понятия «бегемот» и «слон» включены в понятие «звери»

Слайд 4

- Покажите на диаграмме Эйлера это отношение

- Сверим правильность выполнения

Работают в тетради

Слайд 5

3

Изучение нового материала

- А как можно показать отношения между понятиями «звери», «слон» и «бегемот» на схеме

Предлагают свои варианты.

(подвести к слайду 5)

Слайд 6

- А почему от понятия «звери» идут стрелки к понятиям «бегемот» и «слон»

-Как называются понятия, в определение которых можно включить другие понятия?

- Потому что понятие «звери» более емкое по своему значению, оно включает в себя понятия «слон» и «бегемот»

- Родовые

Слайд 6

- А почему понятия «слон» и «бегемот» стоят рядом? Почему мы не поставили стрелку от бегемота к слону или наоборот?

- Потому что слон и бегемот – звери

- Понятия «слон» и «бегемот» - видовые понятия

Слайд 6

- Посмотрите на схему. Расскажите, какие отношения могут быть между видовыми и родовыми понятиями?

- Отношения между понятиями могут быть симметричные и несимметричные.

Несимметричные отношения – это отношения между родовыми и видовыми понятиями

Симметричные отношения – это отношения между видовыми понятиями

Слайд 7

- А что такое симметрия?

- Симметрия – это когда объект можно разделить на две одинаковые половинки в зеркальном отражении

Слайд 8

- Вернемся к нашей схеме. Где на схеме симметричные понятия? А где – несимметричные?

- Отношения между понятиями «звери» и «слон» - несимметричные

- Отношения между понятиями «звери» и «бегемот» - несимметричные

- Отношения между понятиями «бегемот» и «слон» - симметричные

Слайд 9

5

- Молодцы! Мы славно потрудились, давайте продолжим прогулку по Африке.

Встаем на физминутку, повторяем за мной движения и слова

- Мы охотимся на льва,

- Не боимся мы его

- У нас большой пистолет

- И острый меч!

- Ой, что это?

- Ой, кто это?

- Это река. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь – дорога напрямик. Поплыли.

- Ой, что это?

- Ой, кто это?

- Это болото. Ее не обойдешь. Под ней не проползешь. Над ней не пролетишь – дорога напрямик. Попрыгали.

- Ой, что это?

- Ой, кто это?

- Это же лев!!! Ой, боюсь-боюсь! Побежали обратно…

- Болото…

- Река…

- Славно поохотились!

Шагают на месте

- Мы охотимся на льва

- Не боимся мы его

Показывают «пистолет»

- У нас большой пистолет

Показывают меч

- И острый меч!

- Ой, что это?

- Ой, кто это?

Изображают плавание

- Ой, что это?

- Ой, кто это?

Изображают перепрыгивание через кочки

«Бегут»обратно

«Перепрыгивают кочки»

«Плывут»

6

Закрепление изученного

- Смотрите, а лев-то нас догнал…

- И как же быть?.. Я думаю, мы должны выполнить задания льва.

Нам необходимо определить в каких отношениях находятся загаданные львом понятия

Слайд 10

Слайд 11 - 12

7

Итог урока

- Молодцы! Вот мы и вернулись из путешествия в наш поселок.

- Что мы изучили на сегодняшнем уроке?


Ответы детей


Слайд 13

8

Домашнее задание


Слайд 14