Продвижение туристических услуг Минска и Минской области на рынке Польши

red5;МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ЧУО «МИНСКИЙ КОЛЛЕДЖПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Курсовая работа по учебной дисциплине «Организация туризма»

Продвижение туристических услуг Минска и Минской области на рынке Польши

Автор работы

Учащаяся 2-го курса группы Т-22 Боровская Е.И.

Руководитель

Преподаватель Бобрович А. А

Минск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..

Глава 1. Туристические услуги Минска и Минской области……………………………

Глава 2. Объекты размещения и общественного питания Минского района.

Глава 3. Сотрудничество партнёров и поставщиков в процессе проектирования, планирования, организации, реализации туристических услуг Минска и Минской области…………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников………………………………………….

Введение

На сегодняшний день актуально говорить о потенциале развития туризма в Республике Беларусь. Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике, поэтому необходимо стремиться к повышению доли дохода от туризма в бюджете страны. Беларусь и, в частности, Минская область, имеют большой потенциал развития туризма. В определении актуальности исследования, важнейшее значение приобретает анализ экономической, географической и культурно-исторической ситуации Минской области. Актуальность подтверждается повышенным интересом Министерства Спорта и туризма к освоению новых мест туристического назначения в Минской области, активным расширением сети экскурсионно-познавательных туристских программ и маршрутов, появлению новых объектов.
Минская область –одна из шести областей Беларуси. Расположена в центральной части страны. Регион не имеет границ с другими государствами, зато граничит со всеми другими областями республики. Минская область –один из наиболее экономически развитых регионов страны. На территории района находятся 169 памятников истории и культуры, из них 51 памятник археологии, 14 –архитектуры, дворцово- и усадебно-парковые ансамбли.
Наиболее интересные в экскурсионном плане следующие объекты –Историко-культурный комплекс «Линия Сталина», ГУ «Историко-культурный музей-заповедник «Заславль», «Мирский замок», «Дудутки».
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить структуру формирования, продвижения и реализации туристических услуг населенных пунктов Минского района.

Задачи работы:

  1. Проанализировать туристические ресурсы Минска и Минской области.
  2. Исследовать туристический потенциал района.
  3. С помощью работы со специальной литературой, выявить сильные и слабые стороны дальнейшего развития туризма на рынке Польши.
  4. Охарактеризовать способы реализации и продвижения тех туристических услуг, которыми обладает район.

Методы исследования: сравнительный и аналитический.

Предмет работы: туристические рынок Польши.

Объект работы: совокупность туристических агентств, экскурсионных бюро и другое.

ТУРИСТИЧЕУКИЕ РЕСУРСЫ И ОБЪЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

По географическому положению природным рекреационным ресурсам Минская область занимает выгодное место с точки зрения туризма.

Минская область —центральная, самая большая по территории область Республики Беларусь, граничит со всеми областями республики. Площадь –,9 тыс. квадратных километров, наибольшая протяженность с севера на юг –км, с востока на запад –км. Занимаемая площадь (с Минском) составляет 19,4% площади Беларуси.

Минская земля богата такими полезными ископаемыми, как калийная и каменная соли, торф, глина, сапропели, песчано-гравийные материалы, железная руда, горючие сланцы, минеральная вода и другие. На территории Минщины проходит водораздел между реками Балтийского и Черного морей —Неманом и Днепром. Большинство озер края ледникового происхождения. Они составляют неотъемлемую часть ландшафтов области. Самые большие из них —Нарочь и Свирь. Минская область обладает уникальными культурно-историческими памятниками. Среди которых Несвижский архитектурный комплекс резиденции Радзивиллов, включенный в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всего в Минской области насчитывается 3542 культурно-исторических памятников, среди которых 2564 памятника истории, 286 архитектуры, 692 археологии.

Эффективность использования имеющегося туристского потенциала тесно связана с развитием соответствующей инфраструктуры (как специализированной туристской, так и общей). Главными составляющими туристской инфраструктуры являются: средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда (рекламно-информационное обеспечение, указатели, справочные бюро, информационные щиты, сеть туристских маршрутов и т.д.), система обеспечения безопасности и медицинского обслуживания туристов.В комплексе услуг, предоставляемых туристам, ведущее место принадлежит средствам размещения.

По состоянию на 1 января 2005 г. в г. Минске насчитывалось 27 средств размещения (10 % от республиканского уровня) - гостиниц с единовременной максимальной вместимостью 4 993 места (около 21 %). Количество работающих в данной сфере - 2 321 человек (35 %). За 2004 год было размещено 331 207 человек, в том числе 199 584 жителя Беларуси. Общая полученная выручка - 33 773 740 тыс. рублей. Из имеющихся гостиниц по форме собственности: 16 - государственной (размещено 158 874 человека), 11 - частной (172 333 человека). В зависимости от типа и разрядности гостиницы распределены следующим образом: 4-звездочные - 1, 3-звездочные - 5, высшего разряда Б - 3, I разряда - 2, II разряда - 4, III разряда - 5, IV разряда - 2, без разряда - 5.

И хотя в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры –возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов, ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам, все же большинство гостиниц Минской области не имеют классификации, соответствующей современным потребительским требованиям и международным стандартам.

Обеспечением питания жителей и гостей республики занимается 10800 объектов общественного питания, в Минске –объектов.

Минск является одним из крупнейших транспортных узлов в Восточной Европе. Через Минск проходит несколько транспортных коридоров общеевропейского значения. Национальный аэропорт «Минск» является главным аэропортом республики и способен обслуживать 5,8 млн. пассажиров в год. Строительство нового железнодорожного вокзала, модернизация минской кольцевой автодороги существенно улучшили состояние внешних транспортных коммуникаций в Минской области. Вместе с тем в состоянии данной отрасли имеется ряд проблем:

несоответствие многих транспортных магистралей мировым стандартам;

недостаточное развитие придорожной инфраструктуры на Минской кольцевой автодороге и на подъездах к городу;

низкое качество обслуживания при международных перевозках;

отсутствие сети стоянок для туристских автобусов в районах, наиболее часто посещаемых туристами;

загруженность исторического центра г. Минска автотранспортом и прохождение через него крупных транспортных потоков;

отсутствие в достаточном количестве доступной и понятной туристам и горожанам информации о маршрутах общественного транспорта и расписании движения автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси.

Одной из важнейших проблем туристской инфраструктуры Минской области является отсутствие единой туристской информационной среды. Большинство туристов из дальнего зарубежья остро ощущают отсутствие указателей, вывесок, информационных щитов, рекламных проспектов и путеводителей на английском и других иностранных языках. В Минске отсутствует сеть туристских информационных бюро, которые оперативно оказывают услуги по предоставлению справочной информации, бронированию гостиничных мест, выбору экскурсий и туров, обеспечению рекламно-информационной продукцией и т.д. Недостаточно развиты рекламно-информационное обеспечение и сеть туристских маршрутов.

Особое внимание необходимо уделить обеспечению безопасности и внедрению системы страхования туристов, а также организации качественного и недорогого медицинского обслуживания гостей столицы, что должно стать благоприятным фактором для развития туризма в городе.

Таким образом, важнейшим условием развития туризма в Минской области является улучшение основных компонентов туристской инфраструктуры, таких как средства размещения, предприятия питания, транспортная сеть, туристская информационная среда.

В Минской области на высоком уровне находится развитие курортов. Курорт –это местность, обладающая природными лечебными факторами (климат, минеральные воды, грязи и др.) и специальными учреждениями для лечения и отдыха (санатории, санатории-профилактории, грязелечебницы, пансионаты, дома отдыха, туристско-оздоровительные комплексы и др.)

Здесь сосредоточена основная часть месторождений минеральных вод Беларуси. Развиваются бальнеологические курорты, на базе источников минеральных вод работают санаторные и лечебно-профилактические учреждения. Выделяют два курорта республиканского значения: лечебно-оздоровительный курорт Нарочь (курортный поселок «Нарочь» - население 3,4 тыс. человек (на 2006 г.)), ежегодно его посещает около 100 000 отдыхающих, и лечебно-оздоровительный курорт Ждановичи, здесь используются сапропелевые лечебные грязи. В Борисовском районе выделяется месторождение лечебных торфяных грязей Мазница, которое содержит торфы, схожие с лечебными грязями курорта Франтишковы Лазни (Чехия).

Основными предпосылками формирования оздоровительно-туристских ресурсов являются гидрография, рельеф, климат, растительность. В условиях Минской области, наиболее привлекательными природными объектами для массового туризма являются элементы гидрографии. Наиболее привлекательными для туристов являются озера, расположенные группами, то есть находящиеся вблизи друг друга и соединенные протоками. Самыми известными не только в Минской области, но и на территории всей Беларуси являются: нарочанская озерная группа, Голубые озера. Одним из главных условий для организации оздоровительного отдыха и туризма на озерах является приемлемое качество вод. На основании оценки качества вод озера Беларуси делятся на 3 группы:

Озера с чистой водой высокого качества

Озера с условно чистой и слабозагрязненной водой

Загрязненные озера

Нарочанская озерная группа относится к первому типу. Благодаря этому здесь прекрасно развит оздоровительный туризм.

Спортивный туризм занимает в области чуть ли ни одну из главенствующих ролей. На сегодня предприняты все попытки для создания благоприятных условий развития туризма в столице и на территории не столь удаленной от нее. Главными спортивными центрами стали государственный спортивно-оздоровительный комплекс «Логойск» и «Силичи».

Среди прочих видов туризма, получивших наибольшее распространение в Минской области, можно отметить:

Агротуризм

Событийный туризм

Активное развитие агротуризм получил в западных странах в 60-х –начале 70-х гг. в условиях высокой урбанизации и ухудшении состоянии окружающей среды в городах. В Беларуси агротуризм стал развиваться в 90-е годы. Важную роль в его становлении сыграло создание в 2001 году Глицуновой В.А. общественной организации «Агро и экотуризм». Были проведены обучающие семинары, конференции, встречи с международными экспертами в этой области, опубликованы рекламно-информационные материалы. Активизации развития агроэкотуризма содействовал указ Президента № 372 2006 г. «О мерах по развитию агроэкотуризма в РБ», по которому владельцы агроусадеб освобождаются от уплаты налогов.

Сейчас именно в Минской области наиболее актуально развитие агротуризма. Отдых «на селе», проживание в небольших уютных домиках, катание на лошадях, приобщение к простому быту и укладу жизни становится довольно популярным и постепенно набирает обороты. К тому же сказывается относительная дешевизна по сравнению с проживанием в гостиницах, на турбазах. Но в то же время, по сравнению с учетом уровня зарплат в РБ, стоимость проживания в подобных усадьбах в Европе гораздо ниже.

Событийный туризм на сегодняшний день также один из модных направлений индивидуального туризма.

Он позволяет искушенным путешественникам посетить фестивали, карнавалы, концерты и спортивные мероприятия. Этот вид туризма идеально подходит для людей увлеченных, мобильных, но зачастую не располагающих избытком свободного времени.

Существует несколько направлений в событийном туризме:

Культурные события

Музыкальные события

Выставки

Спортивные события

Мода и шоппинг

Природа

Праздники

Необычное

VIP туры

Деловой туризм

В Минской области развитие получили направления событийного туризма в спорте, музыке, выставках и праздниках. Этим направлением занимаются такие туристские фирмы, как «ТрэйдВояж», «Турлюкс», «Фэнтези Турс» и другие.

Исходя из всего вышесказанного, самыми перспективными направлениями развития туризма, на мой взгляд, являются культурно-познавательный, лечебно-рекреационный, спортивный, сельский (агротуризм) и событийный туризм. По этим видам туризма в Минской области имеется хорошая база и сформулированы основные пути развития.

Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам и туры выходного дня. Особую популярность туризм в Миснке и Миснкой области вызывает у соседних стран. Россия, Украина, Польша, Литва.

[http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/5228/1/khomich_bekta_2010_trudy.pdf

http://refoteka.ru/r-164082.html

Национальная программа развития туризма РБ на 2006 –гг. ]

Особенности реализации и проектирования туристических услуг

Актуальность изучения динамики и структуры туристского обмена между Республикой Беларусь и Республикой Польша, рыночных возможностей оптимизации туристских потоков обусловлена существующей тенденцией к интенсификации сотрудничества в сфере туризма между Республикой Беларусь и соседними государствами. В то же время численность туристов, выезжающих из Республики Беларусь в Республику Польша, и прием польских туристов в Беларуси резко сокращались, начиная с 2003 г. Так, объем туристского потока из Беларуси в Польшу уменьшился с 1078,31 тыс. человек в 2003 г. до 4,56 тыс.человек в 2008 г. Уменьшение туристского потока из Беларуси в Польшу обусловлено развитием альтернативных предложений и качественных услуг-заменителей на рынке выездного туризма Беларуси (страны Прибалтики, Румыния); изменением предпочтений белорусов в пользу экзотических направлений отдыха (Турция, Египет, Тайланд, Мальдивы, Китай, острова Карибского региона); развитием внутреннего (экологического, сельского) туризма в республике. К числу барьерных факторов туристского обмена относятся также ужесточение визового режима и системы таможенного пропуска на границе между двумя странами, многократное увеличение стоимости визы, распоряжение «По вопросу размера финансовых средств, которыми должен располагать гражданин, въезжающий на территорию Польши». В период с 2003 по 2008 г. посещение польскими туристами Республики Беларусь сократилось почти в 4 раза [1]. Падение объемов туристских прибытий из Польши в Беларусь объясняется вступлением Польши в Европейский союз, снятием визовых и таможенных ограничений для польских туристов на пересечение границ государств Евросоюза, изменением потребительских приоритетов польских туристов в новых условиях дифференциации предложения на рынке выездного туризма страны. Важным фактором является также достаточно высокая стоимость белорусского туристского продукта, формируемая за счет конкурентной силы национальных поставщиков транспортных услуг и услуг размещения. Несмотря на проявившиеся негативные тенденции туристского обмена между Беларусью и Польшей, общее историческое прошлое, пограничное положение (протяженность общей границы между двумя странами —км), общей границы между двумя странами —км), богатство природно-рекреационных и культурно-исторических ресурсов обеих стран служат предпосылками для изучения маркетинговых возможностей взаимодействия организаторов туризма в странах-соседках. Важным идентификатором необходимости проведения глубокого анализа перспектив и возможностей развития выездного туризма в Польшу, помимо снижения показателей объема туристских потоков, стала также низкая заинтересованность предприятий туристского бизнеса республики в создании и реализации турпродуктов, ориентированных на различные сегменты рынка выездного туризма в Польше. Идея проведения маркетинговых исследований ключевых факторов, определяющих интенсивность туристского обмена между Беларусью и Польшей возникла в рамках международного научно-образовательного проекта «Организация маркетинговых исследований для оптимизации туристского обмена между Республикой Беларусь и Республикой Польша», реализуемого совместно кафедрой международного туризма факультета международных отношений Белорусского государственного университета (г. Минск) и факультетом туризма и гостиничного хозяйства Гуманитарной Академии им. А. Гейштора (г. Теханов, Польша).

Оценка современных тенденций развития туристского обмена между соседними странами предусматривала проведение зеркального анализа текущего состояния и возможностей для роста туристского рынка обеих стран и методически поддерживалась дублированием основных направлений исследования для получения системного представления о ключевых факторах определяющих интенсивность туристских потоков.

В последние 20 лет возрос интерес к Белоруси у Поляков.  До этого они довольствовались тем, что белорусские туристы ехали в Польшу. В декабре 2007 года произошел первый виток кризиса, который ощутили и белорусские турфирмы, и европейские, ведь поток туристов значительно сократился, в том числе и в Польшу. Это катастрофа для нашей страны, для Польши и для всей инфраструктуры туризма. Чтобы вернуть белорусского туриста, польская сторона приглашала представителей наших турфирм на два польско-белорусских форума, сначала в Белосток, затем –в Краков. Однако главную причину, ставшую препоной для автобусных туров выходного дня, –консульский сбор размером 60 евро –устранить так и не удалось. Тогда Белорусские турисчические организации предположили, что пришло время повернуть туристический поток в другую сторону: из Польши в Беларусь. Решено было провести первый белорусско-польский форум в Минске, на который приехали 32 представителя польского турбизнеса. С белорусской стороны на встрече присутствовало всего шесть турфирм. Перед тем как отправиться в Беларусь, наши польские коллеги интересовались у организаторов, безопасная ли наша страна…

Представителей польских турфирм очень заинтересовали заповедники Беларуси с возможностью наблюдать за жизнью диких животных. Интерес вызвал детский отдых. Возможно, поступят предложения отправлять в летнее время детей в наши лагеря. Понравилась возможность приезжать в Минск на театральные спектакли, в оперу и балет, ведь для многих поляков в Беларуси языкового барьера не существует. Сегодня в Польше много внимания  уделяют агротуризму. Директора польских турфирм высоко оценили наши сельские усадьбы. Мы также старались показать места, связанные с нашей общей историей. Так, поляков заинтересовала программа по шляхетским усадьбам Беларуси вдоль литовской и польской границ, которая когда-то из-за отсутствия спроса была отложена в долгий ящик. До этого поляки чаще ездили только в приграничные районы Беларуси: в Гродно и Брест. У тур фирм Беларуси была цель показать центральную, Минскую область. Мы принимали гостей в Минске, были в Логойске, Борисове, Смолевичах, Мире, Несвиже. Мы хотим, чтобы поляки в полной мере открыли для себя Беларусь.

Главным препятствием приезда поляков в Беларусь может стать наша отельная база. Во время визита в Беларусь польские гости неоднократно отмечали низкую категорию гостиниц. Кроме того, цены на отели очень высоки. Курс евро вырос во всем мире. И соответственно цены в валюте везде снизились, а у нас они неумолимо ползут вверх. По белорусским тарифам польский турист может снять комфортабельный номер в центре любой европейской столицы. 

Туристические агенства, которые организуют прием гостей:

Виаполь, Минск турист, Центр курорт, Топ тур.

Реализация туристического продукта:

  1. Установление контакта с клиентом (Может организовываться как через телефонные переговоры, используется стандартная фраза «Здравствуйте, агенство «Ол сизонс трэвел», менеджер Екатерина, слушаем Вас». Если потребиетль приходит в агенство, специалист по продажам должен поприветствовать его стоя.)
  2. Выявление основных потребностей клиента ( стоимость, дата отъезда/ приезда (вылета), направление). Обязательно необходимо поинтересоваться о следующих паспортных данных, если продается выездной тур, связанный с оформлением визы: срок действия паспорта (не старше 10 лет, не позже 3-6 месяцев), наличие двух свободных страниц
  3. Процесс представления туристических услуг ( Использование служебного каталога и слайд- шоу, не содержащих бытовых фотографий)
  4. Определение основных противоречий (Дата выезда/ приезда (трансферного ТС), дата вылета/ прилета, расположение отеля ( учет береговой линии и наличия пляжного шаттла), вид из окна, наличие и/или аренда кондиционера, тип пляжа ( песочный, галечный, насыпной), инфраструктура пляжа, тип питания, количество мест в номере, тип номера, этаж).
  5. Оформление типового договора на оказание туристических услуг и прочих сопроводительных документов (1. Договор(преамбула, предме, права и обязанности сторон, реквизиты), 2.Программа тура- приложения №1 3.Догоаор о третьих лицах ( если требуется) –приложение №2 4.Дополнительное соглашение сторон №3 (2) 5.Чек 6.Страховой полис 7.Билеты 8.Информационные материалы(буклеты и т.д) 9.Инструктаж о технике безопастности и правилах прохождения паспортно- таможенного контроля при пересечении границы 10.Комплектация сопутствующих документов (согласие на выезд зарубеж для несовершенолетних, справки о доходах, фотографии, ксерокопии трудовой книжки и т.д).
  6. Дальнейшая помощь в решении организационно- взовых вопросов.

[www.minsk-region.gov.by

http://www.tio.by/newspaper/1423]

Продвижение туристических услуг Минска и Минской области на рынке Польши