Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям

Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям

Предпосылки оказания финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям

Согласно принятому законодательному акту, регламентирующему распределение налогов между бюджетами, наиболее весомые в количественном отношении налоги закреплены за федеральным бюджетом. Региональные и местные налоги невелики, их доля в консолидированном бюджете страны незначительна. В то же время нагрузка на территориальные бюджеты постоянно возрастает. Это обусловлено не только тенденцией к передаче с федерального на территориальные бюджеты многих расходов по финансированию объектов производственного и социокультурного назначения, но и инфляцией, в результате которой содержание этих объектов удорожается и увеличиваются затраты, связанные с социальной защитой населения. Территориям необходима финансовая помощь.

Наиболее важный способ передачи средств из вышестоящих бюджетов нижестоящим - отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. И эта форма финансовой помощи существует более 60 лет. Она имеет ряд преимуществ, главные из которых - единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

В случаях когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т.е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов в абсолютной сумме. Разновидностью дотаций являются субвенция, т.е. целевая передача средств, и субсидия -предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов.

И наконец, в случае имеющихся в территориальных бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Однако все перечисленные виды финансовой помощи территориальным бюджетам обладают общими, весьма существенными, недостатками. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, в зависимости территориальных органов власти от вышестоящих органов, в наличии элементов иждивенчества у территориальных органов власти. Все это требовало и требует совершенствования методов предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам, обеспечения их необходимыми финансовыми ресурсами.

В 1992-1993 гг. в России работала организованная Всемирным банком реконструкции и развития (ВБРР) группа иностранных специалистов. Она занималась вопросами развития бюджетного федерализма в России. По ее рекомендации в механизм межбюджетных отношений в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. 2268 с 1994 г. была введена новая форма оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации - трансферты.

Входя в единую бюджетную систему страны, все бюджеты взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения действуют в основном в связи с оказанием территориальным бюджетам финансовой помощи. Финансовая помощь территориальным бюджетам из бюджетов других уровней осуществляется в целях выполнения территориальными органами власти возложенных на них функций и в целях выполнения ими полномочий, переданных им органами власти других уровней.

Формами предоставления территориальным бюджетам финансовой помощи могут быть: межбюджетные трансферты, субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры.

Для оказания финансовой помощи в составе бюджетов созданы:

  1. в федеральном бюджете
    • Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР);
    • Фонд регионального развития;
    • Фонд компенсации;
    • Фонд софинансирования социальных расходов;
    • Фонд реформирования региональных финансов;
  2. в региональных бюджетах
    • региональные фонды финансовой поддержки поселений;
    • региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
    • региональные фонды муниципального развития;
    • региональные фонды софинансирования социальных расходов;
    • региональные фонды компенсаций;
  3. в бюджетах муниципальных районов - районные фонды финансовой поддержки поселений. Кроме того, из бюджетов высшего уровня в нижестоящие бюджеты могут выделяться бюджетные кредиты.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ поступают из пяти федеральных фондов.

Методика распределения Федерального фонда финансовой поддержки регионов Действует с 1994 г. Фонд образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Методика его распределения неоднократно изменялась. С 1 января 2005 г. действует следующая методика.

1. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций из Фонда (БОi) определяется по формуле

где

ИНПi - индекс налогового потенциала РФ;

ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта РФ.

Индекс налогового потенциала (ИНП) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Федерации. ИНП применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения или в абсолютном размере. (Методику расчета ИНП рассмотрим далее.)

Индекс бюджетных расходов (ИБР) - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий. ИБР применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов РФ в расчете на душу населения или в абсолютном размере. (Методику расчета ИБР рассмотрим далее.)

Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

  1. Объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ, рассчитывается в два этапа, причем для каждого из них устанавливается критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

Общий объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ (ФФПРi), определяется по формуле

ФФПРi = Т1i + Т2i,

где Т1i, T2i - объемы дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ на первом и втором этапах соответственно.

На первом этапе объем дотаций из Фонда распределяется между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых до распределения дотаций из Фонда не превышает уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, и определяется по формуле

Т1i = ПД1i,

где П - степень сокращения отставания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ от уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равной 85%;

Д1i - объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ до уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания бюджетной обеспеченности (при условии, что Д1i > 0).

Объем средств, необходимый для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ до уровня, установленного в качестве первого критерия выравнивания бюджетной обеспеченности, определяется по формуле

Д1i = А • (К1 - БОi) • ИБРГi •Нi,

где

А - средний уровень налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения, рассчитанный на очередной год на основе показателей прогноза консолидированного бюджета РФ, представляемых в составе материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

K1 - уровень, установленный в качестве первого критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 60%;

Нi - численность постоянного населения субъекта РФ на конец отчетного года (без учета населения закрытых административно-территориальных образований и г. Сочи).

На втором этапе объем дотаций из Фонда распределяется между субъектами Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых с учетом дотаций из Фонда, распределенных на первом этапе, не превышает уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, и определяется по формуле

где ФФПР - общий объем дотаций из Фонда на очередной финансовый год;

T1i - общий объем дотаций из Фонда по всем субъектам РФ, распределенных на первом этапе;

Д2i - объем средств, необходимых для доведения уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ с учетом дотаций из Фонда, распределенных на первом этапе, до уровня, установленного в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности (при условии, что Д2i > 0).

Объем средств Д2i определяется по формуле

где К2 - уровень, установленный в качестве второго критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, принимается равным 100%.

Методика расчета ИНП субъекта РФ. ИНП рассчитывается по формуле

где - общая величина добавленной стоимости отраслей экономики (в основных ценах) в расчете на душу населения по субъекту РФ с учетом аналогичного показателя по РФ соответственно за три года до последнего отчетного года (н - последний отчетный год);

- расчетная общая величина добавленной стоимости отраслей экономики (в основных ценах) в расчете на душу населения по субъекту РФ с учетом аналогичного показателя по РФ, определяемая исходя из объема промышленного производства за последний отчетный год;

- поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики субъекта РФ.

Величина добавленной стоимости по субъектам РФ и в среднем по РФ рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики за три года до последнего отчетного года, при этом из нее исключается добавленная стоимость страхования и сельскохозяйственной продукции, производимой населением. При распределении дотаций из Фонда из величины добавленной стоимости исключается добавленная стоимость отраслей экономики по закрытым административно-территориальным образованиям и г. Сочи, но учитываются индивидуальные нормативы зачисления налоговых доходов.

Расчетная общая величина добавленной стоимости отраслей экономики (в основных ценах) за последний отчетный год по субъекту Российской Федерации определяется по формуле

где i — объем промышленного производства за последний отчетный

год по субъекту РФ;

i -1 — общая величина добавленной стоимости отраслей экономики

(в основных ценах) за год, предшествующий последнему от¬четному году, по субъекту РФ;

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 605

РГ1 - объем промышленного производства за год, предшествующий последнему отчетному году, по субъекту РФ.

Поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики субъекта РФ рассчитывается по формуле

K iотp = пром • ,пром • 1шюм + сх • ,сх + св • ,св + стр iстр + тр • гтр + торг • ,торг + жкх • iжкх + пр • O,пр,

где Тпром, Тcх, Тсв, Тстр, Ттр, Тторг, Тжкх, Тпр - средний по РФ относитель¬ный уровень налоговой нагрузки на промышленность, сельское хозяйство (без учета продукции, произведенной населением), связь, строительство, транспорт, торговлю и коммерческую деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство и прочие отрасли экономики; О,-пром, О;сх, O;св, O;стр, О;тр, О;торг, О;жкх, О;пр — доля добавленной стоимости промышленности, сельского хозяйства (без учета про¬дукции, произведенной населением), связи, строительства, транс¬порта, торговли и коммерческой деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и прочих отраслей экономики в общей величине добавленной стоимости отраслей экономики субъекта РФ за три года до последнего отчетного года; Kt пром - поправочный коэффициент на отраслевую структуру про¬мышленности субъекта РФ, рассчитываемый по формуле

К'пром — 2-i v отр ' ^Л'отр />

где Тотр - средний по РФ относительный уровень налоговой нагрузки на основные отрасли промышленности (электроэнергетика, топ¬ливная промышленность, черная и цветная металлургия, хими¬ческая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная про¬мышленность, промышленность строительных материалов, лег¬кая, пищевая, микробиологическая, медицинская промышлен¬ность и прочие отрасли промышленности); О; отр - доля соответствующих отраслей промышленности в общем объ¬еме продукции промышленности субъекта РФ за три года до последнего отчетного года.

Относительный уровень налоговой нагрузки на топливную про¬мышленность и пищевую промышленность умножается на дополни¬тельный поправочный коэффициент по этим отраслям.

Дополнительный поправочный коэффициент на отраслевую структуру топливной промышленности субъекта РФ рассчитывается по формуле

606

IV. Расходы бюджета

^'топл = нд • Огнд + Тнп • Огнп + Тг • Огт + Туг • Огуг ,

где Тнд, Тнп, Тг, Туг - средний по РФ относительный уровень налоговой нагрузки соответственно на нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую и угольную промышленность;

О;нд, О;нп, О; г, О; уг - доля соответственно нефтедобывающей, нефтепере¬рабатывающей, газовой и угольной промышленно¬сти в общем объеме продукции топливной про¬мышленности (по сумме учтенных отраслей) дан¬ного субъекта РФ за три года до последнего отчет¬ного года.

на отраслевую рассчитывается

Дополнительный поправочный коэффициент структуру пищевой промышленности субъекта РФ по формуле

^'пищ = Трыб • О, рыб + Тлв • 0/лв + Ттаб • 0/таб + Тпр • 0/пр ,

где Трыб, Тлв, Ттаб, Тпр

Оi рыб, Оi лв, Оi таб, Оi

— средний по РФ относительный уровень нало¬говой нагрузки на рыбную, ликеро-водочную, табачную и прочие подотрасли пищевой про¬мышленности; пр — доля соответственно рыбной, ликеро-водоч¬ной, табачной и прочих подотраслей в общем объеме продукции пищевой промышленно¬сти субъекта РФ за три года до последнего отчетного года.

Методика расчета ИБР субъекта РФ

формуле

ИБР рассчитывается по

ИБРГ = узп • кзп + Ужку • Лжку + Уц • кц,

где Узп — расчетный удельный вес расходов на оплату труда, включая начисления на оплату труда, и других расходов, на формирова¬ние которых оказывает влияние уровень оплаты труда, в сред¬нем по консолидированным бюджетам всех субъектов РФ при¬нимается равным 0,55;

кзп - коэффициент дифференциации заработной платы в субъекте РФ;

Ужку — расчетный удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальные услуги, а также других расходов, на формирование которых оказывает влияние стоимость жилищ¬но-коммунальных услуг, в среднем по консолидированным бюджетам всех субъектов РФ принимается равным 0,25;

жку — коэффициент стоимости жилищно-коммунальных услуг в субъ¬екте РФ;

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 607

Уц - расчетный удельный вес прочих расходов в среднем по консо¬лидированным бюджетам всех субъектов РФ принимается рав¬ным 0,2;

кц - коэффициент уровня цен в субъекте РФ.

Коэффициент дифференциации заработной платы в субъекте РФ определяется по формуле

где край - средневзвешенный (по численности населения соответствующих городов и районов) районный коэффициент к заработной плате, установленный федеральными нормативными правовыми актами в этих районах (городах) субъекта РФ;

;тер — средневзвешенные (по численности населения соответствующих городов и районов) территориальные надбавки к заработной плате, установленные федеральными нормативными правовыми актами в этих районах (городах) субъекта РФ;

Е1 - расчетная надбавка для определения компенсации затрат на проезд к месту использования отпуска для работников бюджет¬ной сферы субъекта РФ;

кр - коэффициент расселения населения по субъекту РФ;

кзп - средневзвешенный по РФ с учетом численности постоянного на¬селения субъектов РФ коэффициент дифференциации заработной платы.

Коэффициент расселения населения по субъекту РФ рассчитыва¬ется по формуле

( +1)

где И;, И - удельный вес населения, проживающего в населенных пунктах с численностью населения до 500 чел., в численности посто¬янного населения субъекта РФ на конец последнего отчетного года и в среднем по субъектам РФ на конец последнего отчет¬ного года соответственно.

Расчетная надбавка для определения компенсации затрат на проезд к месту использования отпуска работников бюджетной сфе¬ры субъекта РФ определяется по формуле

где Мот - коэффициент отдаленности, который устанавливается диффе¬ренцированно по экономическим районам (зонам) с увеличени¬ем в два раза для субъектов РФ, не имеющих выхода на желез¬нодорожную сеть (Северный экономический район - 0,4 (0,8), Уральский и Западно-Сибирский экономические районы - 0,6

608

IV. Расходы бюджета

(1,2), Восточно-Сибирский экономический район - 0,8 (1,6), Дальневосточный экономический район - 1 (2));

Кот — территориальные надбавки к заработной плате, установленные федеральным законодательством в отношении районов Крайне¬го Севера и приравненных к ним местностей данного субъекта РФ;

Сот - удельный вес населения районов (городов) Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в численности постоянного населения субъекта РФ на конец последнего отчетного года.

Средневзвешенный по РФ с учетом численности постоянного населения субъектов РФ коэффициент дифференциации заработ¬ной платы рассчитывается по формуле

k зп _ у Аk р +kj +Е,-)-k,- -H;-

2Л н

где Н; - численность постоянного населения субъекта РФ и всех субъектов РФ на конец последнего отчетного года.

Коэффициент уровня цен в субъекте РФ рассчитывается по формуле

|}(i+^)(^W

где Б,, Б - стоимость фиксированного набора товаров и услуг соответст¬венно в субъекте РФ и в среднем по субъектам РФ;

к,т - коэффициент транспортной доступности субъекта РФ;

Ab - доля населения в возрасте до 17 лет и лиц старше трудоспособ¬ного возраста в численности постоянного населения соответст¬венно в субъекте РФ и в среднем по РФ на конец последнего отчетного года;

№ - средневзвешенный по РФ с учетом численности постоянного населения субъектов РФ коэффициент уровня цен.

Коэффициент транспортной доступности субъекта РФ рассчи¬тывается по формуле

отд k

3-2-3

3

Но

где i, — плотность транспортных путей постоянного действия (желез¬ных дорог и автодорог с твердым покрытием) соответственно в субъекте РФ и в среднем по РФ на конец последнего отчет¬ного года;

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 609

Нг-отд — удельный вес населения субъекта РФ, проживающего в районах с ограниченными сроками завоза товаров и в горных районах, в численности постоянного населения данного субъекта РФ на конец последнего отчетного года. Для определения удельного веса населения субъекта РФ, проживающего в горных районах, применяется коэффициент затрат 0,5.

Для субъектов РФ, в которых плотность транспортных путей постоянного действия выше аналогичного показателя в среднем по РФ, отношение 3/З принимается равным 1.

Средневзвешенный по РФ с учетом численности постоянного населения субъектов РФ коэффициент уровня цен определяется по формуле

кц = (Б,-/Б)(1 + ^д)(А,-/А)^H .

^ H

Коэффициент стоимости жилищно-коммунальных услуг в субъ¬екте РФ рассчитывается по формуле:

жку (1 + *тд)-(Ж,.0,1 + 0,9)

' ' г,жку

где Г, - предельная стоимость жилищно-коммунальных услуг, включая капитальный ремонт, из расчета на 1 м2 в месяц в субъекте РФ; Ж, - коэффициент покрытия расходов на жилищно-коммунальные

услуги денежными доходами граждан в субъекте РФ; жку — средневзвешенный по РФ с учетом численности постоянного на¬селения субъектов РФ коэффициент стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Коэффициент покрытия расходов на жилищно-коммунальные услуги денежными доходами граждан в субъекте РФ рассчитывается по формуле

Г ^ А Г

Ж

где Ф, Ф - среднедушевые денежные доходы граждан в субъекте РФ и по субъектам РФ; Г - предельная стоимость жилищно-коммунальных услуг, включая капитальный ремонт, из расчета на 1 м2 в месяц в среднем по субъектам РФ.

Другие фонды финансовой поддержки регионов Дальнейшее совершенствование методов финансовой поддержки регионов шло по пути создания новых фондов.

610

IV. Расходы бюджета

В 2000 г. был создан Фонд регионального развития, который предназначался для аккумуляции инвестиционных ресурсов, на¬правляемых в регионы. Средства Фонда выделялись для финанси¬рования федеральных программ развития регионов.

В 2001 г. в федеральном бюджете был создан Фонд компенсаций. Средства этого фонда в виде целевых субвенций направлялись на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых феде¬ральными органами власти). Цель его — обеспечение равного дос¬тупа всех граждан к социальным гарантиям государства.

Фонд софинансирования социальных расходов был создан в 2002 г. в составе федерального бюджета для частичного возмещения расхо¬дов территориальных бюджетов в связи с повышением первого раз¬ряда единой тарифной сетки работников бюджетных учреждений и предоставления населению субсидий по оплате жилищно-ком¬мунальных услуг.

Фонд реформирования региональных финансов был создан в 2002 г. для финансового оздоровления, содействия реформированию бюд¬жетной сферы, стимулирования экономических реформ в регионах. Источником формирования фонда являлись средства займа в ВБРР и средства федерального бюджета.

24.3. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты предоставляются в форме:

. финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дота¬ций из региональных фондов финансовой поддержки поселе¬ний, дотаций из региональных фондов финансовой поддерж¬ки муниципальных районов (городских округов); . субвенций местным бюджетам из региональных фондов ком¬пенсаций; . средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с по¬гашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта РФ перед федеральным бюджетом; . иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; . бюджетных кредитов местным бюджетам. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ мест¬ным бюджетам (за исключением субвенций из региональных фон¬дов компенсаций) предоставляются при условии соблюдения соот¬ветствующими органами местного самоуправления бюджетного за¬конодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 611

В целях унификации методологии формирования и распределе¬ния средств фондов финансовой помощи местным бюджетам Мин¬фин РФ разработал и утвердил приказом от 27 августа 2004 г. 243 «Методические рекомендации субъектам Российской Феде¬рации и муниципальным образованиям по формированию меж¬бюджетных отношений».

Фонды финансовой поддержки муниципальных образований созда¬ются в целях предоставления муниципальным образованиям фи¬нансовых ресурсов для обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Эта задача решается путем сокращения отставания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов с низким уров¬нем бюджетной обеспеченности собственными доходами от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий. То есть финансовая помощь выделяется муниципальным образованиям с не¬достаточным уровнем бюджетной обеспеченности. Но бюджетная обеспеченность зависит от налогового потенциала муниципального образования. Следовательно, для определения необходимости выде¬ления финансовой помощи конкретному муниципальному образо¬ванию в процессе бюджетного планирования надо сделать расчеты его налогового потенциала и бюджетной обеспеченности.

Методика расчета налогового потенциала Налоговый потенциал -это оценка доходов, которые могут быть собраны в бюджет муни¬ципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. При расчете этой величи¬ны используются показатели, объективно характеризующие воз¬можности получать налоговые доходы с налоговой базы, закреп¬ленной за муниципальным образованием, а не данные о фактиче¬ских доходах за отчетный период.

Расчет налогового потенциала может производиться двумя ме¬тодами: (1) на основе оценки налоговой базы в разрезе муници¬пальных образований соответствующих типов по агрегированному показателю (аналогичному валовому внутреннему продукту, объему промышленного производства и товарооборота); (2) с использова¬нием налоговой базы по видам налогов.

1. Расчет налогового потенциала по первому методу произво¬дится по следующей формуле:

НПГ'=ПД • НБГ • К,/НБ,

где НП; - объем налогового потенциала /-гo муниципального образования; НБ; - объем добавленной стоимости (промышленного производства,

фонда оплаты труда) в /-м муниципальном образовании; ПД - суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых

доходов в бюджеты всех муниципальных образований данного

типа;

612

IV. Расходы бюджета

НБ - суммарный по субъекту РФ объем добавленной стоимости (про¬мышленного производства, фонда оплаты труда);

К; - поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики /-гo муниципального образования, определяемый как

Щ= U(ij/i) • ( j /) /( j /)},

где ДЦ - объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по у-й отрасли экономики (промышлен¬ности) в z-м муниципальном образовании;

Д; - объем добавленной стоимости (промышленного производства,

фонда оплаты труда) по всем отраслям экономики (промыш¬ленности) в -м муниципальном образовании;

Д/, Д - объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) по у-й отрасли экономики (промышлен¬ности) по всем муниципальным образованиям;

Д - объем добавленной стоимости по всем отраслям экономики

(промышленности) и по всем муниципальным образованиям;

Г,-, Г - прогнозируемый (отчетный) объем всех налоговых доходов, за¬крепленных за муниципальными образованиями, соответст¬венно по у-й отрасли и по всем отраслям экономики (промыш¬ленности).

В целях обеспечения наиболее стабильного распределения фи¬нансовой помощи рекомендуется использовать отчетные данные для определения налогового потенциала за несколько периодов (лет).

2. Налоговый потенциал по второму методу оценивается по ви¬дам налогов, если можно выделить и оценить косвенные показатели налоговой базы по этим налогам в разрезе муниципалитетов. На¬пример, для земельного налога, который является основным мест¬ным налогом, в качестве такого показателя можно использовать кадастровую стоимость земли (возможно, с корректировкой на фе¬деральные и региональные льготы для отдельных категорий налого¬плательщиков и земель), подоходного налога - доходы населения, объем фонда оплаты труда, налогов на малый бизнес - объем това¬рооборота. В табл. 24.1 приведен рекомендуемый перечень показа¬телей, которые могут использоваться для оценки косвенной налого¬вой базы по отдельным налогам.

Налоговый потенциал по видам налогов оценивается исходя из предположения, что имеющаяся на территории муниципального образования налоговая база используется со средней по региону эффективностью (с одной единицы измерения, в которых выражена налоговая база, собирается одинаковый объем налога). Для этих налогов налоговый потенциал оценивается путем умножения пока¬зателя, выбранного в качестве налоговой базы на среднюю репре¬зентативную налоговую ставку. Средняя по субъекту РФ репрезен-

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 613

тативная налоговая ставка рассчитывается как среднее по всем му¬ниципальным образованиям соотношение между прогнозируемыми налоговыми сборами и налоговой базой данного налога.

Таблица 24.1. Рекомендуемый перечень показателей, используемых для оценки косвенной налоговой базы

Налог Рекомендуемый показатель

(в порядке убывания точности соответствия

базы поступлениям налога)

Налог на доходы физических лиц

Земельный налог Фонд оплаты труда, среднедушевые доходы населения, добавленная стоимость, объем промышленного производства Кадастровая стоимость земель, стоимость основных фондов, добавленная стоимость

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и единый налог, взимаемый в связи с примене¬нием упрощенной системы на¬логообложения Транспортный налог

Налог на имущество физиче¬ских лиц

Единый сельскохозяйственный налог

Налог на имущество организа¬ций

Налог на прибыль организаций

Налог на игорный бизнес

Акцизы на алкогольную про¬дукцию, пиво

Акцизы на нефтепродукты

Налог на добычу общераспрост¬раненных полезных ископаемых

Объем розничного товарооборота (в том числе по категориям продукции), средне¬душевые доходы населения, добавленная стоимость

Количество транспортных средств, средне¬душевые доходы населения, добавленная стоимость, объем промышленного производ¬ства, численность городского населения Стоимость имущества физических лиц, среднедушевые доходы населения Объем выпуска сельхозпродукции, кадаст¬ровая стоимость земель, численность сель¬ского населения

Стоимость основных фондов, стоимость имущества, объем добавленной стоимости, объем выпуска промышленной продукции Объем прибыли, объем выручки, объем добавленной стоимости, объем выпуска промышленной продукции Количество игровых столов, автоматов, тотализаторов и букмекерских контор, среднедушевые доходы населения, числен¬ность городского населения Объем производства алкогольной продук¬ции и пива, объем розничной продажи алкогольной продукции, пива Объем реализации нефтепродуктов, объем добавленной стоимости, количество авто¬мобилей, протяженность автодорог, объем промышленного производства Объем добычи общераспространенных по¬лезных ископаемых, стоимость общерас¬пространенных полезных ископаемых

614

IV. Расходы бюджета

Таким образом, налоговый потенциал, рассчитываемый по ви¬дам налогов, определяется по следующей формуле: НПу = НБу • ПД, /НБу,

где НП;/ - налоговый потенциал /-го муниципального образования по у-му

налогу; НБ;/ - налоговая база у-го налога в /-м муниципальном образовании

в прогнозном году; ПД,- - суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений по у-му налогу

в бюджеты; НБ; - суммарная по субъекту РФ налоговая база у-го налога.

Таким образом, налоговый потенциал по всем видам налогов в целях данного расчета определяется по формуле

НПг=Х(НП),

где НП; - сумма налоговых потенциалов по видам налогов в /-м муници¬пальном образовании (объем налогового потенциала).

Кроме показателя налогового потенциала при расчете бюджет¬ной обеспеченности используется поправочный коэффициент рас¬ходных потребностей. Он используется для оценки различий между муниципальными образованиями в стоимости предоставления од¬ного и того же объема бюджетных услуг на одного жителя муници¬пального образования.

Поправочный коэффициент расходных потребностей рассчиты¬вается по формуле

KРП,.=Х(Дгk,у/ко),

где КРП; - поправочный коэффициент расходных потребностей /-го му¬ниципального образования;

Д,- - доля влияния у-го ценового фактора в среднем по субъекту РФ;

Кц - значение у-го ценового фактора в /-м муниципальном образо¬вании;

К, - значение у-го ценового фактора в среднем по субъекту РФ.

Методика расчета бюджетной обеспеченности Распределение фонда финансовой поддержки на основе оценки уровня бюджетной обеспеченности осуществляется в целях повышения этого уровня у наименее обеспеченных муниципалитетов. Уровень бюджетной обеспеченности показывает, во сколько раз больше или меньше объем доходов бюджета конкретного муниципального образования, приведенный к сопоставимому виду с помощью учета ценовых фак¬торов и численности потребителей бюджетных услуг (населения),

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 615

среднего по всем муниципальным образованиям данного типа объ¬ема доходов на душу населения. Уровень бюджетной обеспеченно¬сти муниципалитетов собственными доходами до распределения средств фондов финансовой поддержки (БОi) может быть опреде¬лен по следующей формуле:

БОi = (НПi/{Нi • КПРi})/(ПД/Н),

где НПi — налоговый потенциал i-го муниципального образования; Нi — численность населения i-го муниципального образования; ПД — суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых

доходов в бюджеты всех муниципальных образований одного

типа; Н — численность населения субъекта РФ.

Если уровень бюджетной обеспеченности муниципального об¬разования, полученный с помощью данной формулы, больше еди¬ницы (например, 1,2), это означает, что оно обеспечено дохода¬ми выше, чем все муниципальные образования этого типа (на 20%). И наоборот, если уровень бюджетной обеспеченности меньше еди¬ницы (например, 0,6), значит, это муниципальное образование обеспечено доходами в меньшей степени, чем муниципальные об¬разования этого типа в среднем (на 60% от среднего уровня).

Полученные уровни расчетной бюджетной обеспеченности слу¬жат базой для дальнейших действий по расчету финансовой помо¬щи из фондов финансовой поддержки.

Выравнивание бюджетной обеспеченности может производиться различными методами, в частности методом

• пропорционального выравнивания;

• выравнивания до максимально возможного уровня;

• комбинированным методом.

1. Пропорциональный метод выравнивания бюджетной обеспечен¬ности заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки пропорционально отставанию уровня бюджетной обес¬печенности муниципалитетов от уровня бюджетной обеспеченно¬сти, выбранного в качестве критерия выравнивания. То есть в слу¬чае принятия решения о том, что право на получение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности имеют муни¬ципалитеты, уровень бюджетной обеспеченности которых отстает от среднего более чем на 30% (уровень бюджетной обеспеченности которых от 0 до 0,7), критерий выравнивания будет равен 0,7. Му¬ниципальные образования, имеющие уровень бюджетной обеспе¬ченности выше данного критерия выравнивания, не будут получать средства из фондов финансовой поддержки.

616

IV. Расходы бюджета

Формула для расчета распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности имеет следующий вид:

Г= • /,

где Ф, Ф - объем средств фонда финансовой поддержки соответственно для z-го муниципального образования и всех муниципальных образований (одного типа); О;, О - объем средств, недостающих для достижения соответствен¬но /-м муниципальным образованием и всеми муниципаль¬ными образованиями уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюд¬жетной обеспеченности.

Объем средств, недостающих для достижения уровня бюджет¬ной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравни¬вания бюджетной обеспеченности, определяется по формуле

г= г • , • • ( - г),

где Д - средние подушевые налоговые доходы всех муниципальных обра¬зований одного типа в прогнозируемом году; К - критерий выравнивания бюджетной обеспеченности.

Объем средств, недостающих для достижения муниципальным образованием уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности, рассчитывается только по муниципалитетам, уровень бюджетной обеспеченности которых меньше критерия выравнивания бюджет¬ной обеспеченности (БОг < К).

Средние подушевые доходы всех муниципальных образований одного типа в прогнозируемом году рассчитываются по формуле

= /,

где ПД - суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых дохо¬дов в бюджеты всех муниципальных образований одного типа; Н - численность населения субъекта РФ.

Уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образова¬ний после распределения средств финансовой помощи может быть определен по следующей формуле:

1г = ,+ ,/(, • , • ).

2. Метод выравнивания бюджетной обеспеченности до максималь¬но возможного уровня заключается в распределении средств фондов финансовой поддержки таким образом, чтобы после выравнивания уровень бюджетной обеспеченности наименее экономически разви¬тых муниципалитетов был одинаков.

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 617

Формула для расчета средств на выравнивание бюджетной обеспеченности до максимально возможного уровня имеет сле¬дующий вид:

где Фi — БО —

БОi —

КРПi —

Нi —

Д —

Фг = (БО - БОг) • (КРПГ • Нг • Д),

объем средств фонда финансовой поддержки для /-го муници¬пального образования;

минимальный уровень бюджетной обеспеченности муници¬пальных образований, до которого осуществляется выравни¬вание;

уровень бюджетной обеспеченности /-го муниципального об¬разования до распределения средств на выравнивание бюд¬жетной обеспеченности;

поправочный коэффициент расходных потребностей /-гo му¬ниципального образования;

численность населения /-го муниципального образования; средние подушевые налоговые доходы всех муниципальных образований одного типа в прогнозируемом году (определяет¬ся по формуле, используемой для пропорционального подтя¬гивания).

3. Комбинированные методы предполагают либо использование последовательно метода пропорционального выравнивания и мето¬да выравнивания до максимально возможного уровня, либо исполь¬зование метода пропорционального подтягивания несколько раз с различными критериями выравнивания бюджетной обеспеченно¬сти. Фонд финансовой поддержки при этом делится на части.

Для использования одновременно методов пропорционального выравнивания и выравнивания до максимально возможного уровня используются те же формулы. После распределения каждой части фонда финансовой поддержки определяется уровень бюджетной обеспеченности муниципалитетов, который становится объектом выравнивания для последующей части.

Определение величины фондов финансовой поддержки муни¬ципальных образований - важный этап планирования межбюджет¬ных отношений. От качества этого планирования, правильного оп¬ределения величины этих фондов во многом зависит решение про¬блемы бюджетной обеспеченности муниципальных образований, стабильности межбюджетных отношений и стабильности доходов местных бюджетов.

Региональные фонды финансовой поддержки

1. Региональный фонд финансовой поддержки поселений (ФФПП) об¬разуется в составе бюджета субъекта РФ в целях выравнивания бюджетной обеспеченности поселений по исполнению своих пол¬номочий по решению вопросов местного значения поселений.

618

IV. Расходы бюджета

Размер фонда рассчитывается исходя из разницы в оценках суммарных расходных потребностей и доходных возможностей по¬селений и на основе следующей формулы:

ФФПП = В • (Р - ПД),

где Р - суммарная оценка расходных потребностей на выполнение пол¬номочий поселенческого уровня;

ПД - суммарный прогноз доходов поселений по всем видам местных и закрепленных налоговых и неналоговых доходов;

В - доля разницы оценок расходных потребностей и доходных воз¬можностей бюджетов поселенческого уровня, которая будет по¬крываться из регионального ФФПП.

Существуют и другие способы расчета регионального ФФПП:

(1) закрепленная доля от налоговых (неналоговых, финансовой помощи) доходов бюджета субъекта Российской Федерации -обеспечивается наибольшая зависимость между возможно¬стями регионального бюджета и объемом регионального ФФПП;

(2) закрепленная доля от объема расходных полномочий посе¬ленческого уровня - обеспечивается наибольшая зависи¬мость между объемом потребности бюджетов поселенческо¬го уровня и объемом регионального ФФПП;

(3) закрепление минимального уровня бюджетной обеспеченно¬сти - обеспечивается заданный целевой уровень выравни¬вания бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Объем регионального ФФПП определяется исходя из потребности в осуществлении заданного выравнивания;

(4) индексация объема регионального ФФПП от уровня про¬шлого года - обеспечивает наиболее стабильный объем средств на обеспечение выравнивания.

2. Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных рай¬онов (городских округов) (ФФПР) создается в составе бюджета субъ¬екта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) по исполнению своих полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов.

3. Районный фонд финансовой поддержки поселений образуется в составе бюджета муниципального района в целях выравнивания бюджетной обеспеченности поселений по исполнению своих пол¬номочий по решению вопросов местного значения поселений. Та¬кое выравнивание является дополнительным по отношению к тому, которое было достигнуто в результате распределения средств из ре¬гионального ФФПП. Объем его рассчитывается по методам, анало¬гичным для регионального ФФПП.

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 619

Фонд муниципального развития Создается в составе бюджета субъекта РФ. Основное назначение фонда - способствовать соци¬ально-экономическому развитию, повышению обеспеченности на¬селения объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Поскольку вопросы развития объектов социальной и инженер¬ной инфраструктуры для решения вопросов, относящихся к полно¬мочиям органов местного самоуправления, должны решаться в пер¬вую очередь за счет собственных средств муниципалитетов, при определении объема фонда муниципального развития (ФМР) учи¬тывается не только уровень обеспеченности граждан объектами со¬циальной сферы, но и уровень бюджетной обеспеченности.

Распределение средств ФМР может основываться как по фор¬муле, общей для всех муниципальных образований, так и на основе процедур конкурсного отбора инвестиционных проектов (про¬грамм) муниципальных образований. Возможна также комбинация этих методов.

Расчет субсидии из ФМР производится по следующей формуле:

ФМРГ= ФМР • П/П,

где ФМРi

ФМР Пi, П

- объем средств из фонда /-го муниципального развития

/-му муниципальному образованию;

- общий объем средств фонда муниципального развития;

- расчетный объем потребности соответственно /-го муници¬пального образования и всех муниципальных образований в инвестиционной финансовой помощи.

Расчетный объем потребности муниципального образования оп¬ределяется по следующей формуле:

Пг = (Оп • КСНГ - Ог) • С • КРПГ • Н/БОг,

где Оп - средний показатель уровня потребности в определенных объ-

ектах социальной и инженерной инфраструктуры в муници¬пальных образованиях (в расчете на одного жителя или по¬требителя соответствующих бюджетных услуг);

О; - показатель уровня обеспеченности в определенных объектах

социальной и инженерной инфраструктуры в /-м муници¬пальном образовании (в расчете на одного жителя или по¬требителя соответствующих бюджетных услуг);

КСН; - поправочный коэффициент структуры населения /-гo муни¬ципального образования, отражающий объективные разли¬чия в потребности определенного количества объектов со¬циальной и инженерной инфраструктуры в муниципальных образованиях в расчете на одного потребителя;

КРП; - поправочный коэффициент расходных потребностей /-гo му¬ниципального образования, отражающий объективные разли-

620

IV. Расходы бюджета

чия в стоимости создания единицы соответствующих объек¬тов социальной и инженерной инфраструктуры;

С - средняя стоимость создания единицы соответствующих объ-

ектов социальной и инженерной инфраструктуры;

Н; - численность постоянного населения /-гo муниципального

образования;

БО; - уровень бюджетной обеспеченности /-гo муниципального об¬разования после распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) Созда¬ется в составе бюджета субъекта РФ. Основное назначение фонда -содействие и поддержка социально значимых мероприятий, отно¬сящихся к полномочиям органов местного самоуправления, путем софинансирования за счет средств бюджета субъекта РФ с учетом выполнения получателями рекомендуемых стандартов предоставле¬ния определенных бюджетных услуг.

Общий размер ФССР определяется исходя из желаемого уровня софинансирования соответствующих видов социальных расходов. Для каждого из приоритетных видов расходов, софинансируемых из данного фонда, этот уровень примерно равен отношению части фонда, направляемой на софинансирование соответствующего вида расходов, и прогнозируемого объема расходов местных бюджетов на реализацию собственных полномочий по этому направлению.

Формула для расчета средств регионального ФССР (в части со¬финансирования одного определенного приоритетного вида расхо¬дов) имеет следующий вид:

Г = • Г • (г /),

где ФССР; - размер средств из фонда софинансирования социальных рас¬ходов /-му муниципальному образованию;

ФССР - общий размер фонда софинансирования социальных расхо¬дов;

КРП; - поправочный коэффициент расходных потребностей i-гo му¬ниципального образования, отражающий объективные разли¬чия в стоимости предоставления данным муниципальным об¬разованием соответствующих бюджетных услуг в расчете на одного потребителя, а также соответствие политики муници¬пального образования региональным приоритетам;

П; - численность потребителей соответствующих бюджетных услуг в /-м муниципальном образовании;

П - численность потребителей соответствующих бюджетных услуг в муниципальных образованиях, получающих субсидии из фонда софинансирования социальных расходов.

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 621

Поправочный коэффициент расходных потребностей учитывает факторы, влияющие на стоимость предоставления бюджетных услуг одному потребителю этих услуг, и рассчитывается как

КРПГ = (Н, • КС, • КСУДГ'/БОГ')/2(КСГ' • КОД, • Н,/БО),

где КРП; - поправочный коэффициент расходных потребностей /-гo муниципального образования;

КСУД; - коэффициент удорожания стоимости предоставления бюд¬жетных услуг /-гo муниципального образования, рассчиты¬ваемый по формуле, аналогичной расчету корректирующего коэффициента бюджетных расходов в методике распределе¬ния регионального ФФПП;

КС; - коэффициент соответствия /-гo муниципального образования установленным приоритетам бюджетной политики;

БО; - уровень бюджетной обеспеченности /-гo муниципального об¬разования после распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности;

Н; - численность постоянного населения /-гo муниципального об¬разования.

Региональный фонд компенсаций Образуется в составе бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год в целях финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления от¬дельных государственных полномочий РФ и субъекта РФ. В случае наделения органов местного самоуправления отдельными полномо¬чиями РФ средства на их исполнение зачисляются в Федеральный фонд компенсаций и поступают в бюджет субъекта РФ с после¬дующим зачислением в региональный фонд компенсаций (РФК). Таким образом, РФК формируется за счет:

. субвенций из Федерального фонда компенсаций на осуществле¬ние органами местного самоуправления отдельных государст¬венных полномочий, переданных им федеральными законами; . собственных доходов и источников финансирования дефици¬та бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осущест¬вления органами местного самоуправления отдельных государ¬ственных полномочий, переданных им законами субъекта РФ. Средства РФК предоставляются местным бюджетам в форме субвенций. Органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение переданных им полномочий только в пределах суб¬венций, предоставленных им из регионального фонда компенсаций. Каждый вид субвенций регионального фонда компенсаций должен распределяться между всеми муниципальными образова¬ниями, осуществляющими соответствующий вид переданных пол¬номочий по единой методике, утвержденной законом субъекта РФ.

622

IV. Расходы бюджета

Распределение субвенции каждого вида по данной методике произ¬водится пропорционально численности потребителей соответст¬вующей бюджетной услуги или лиц, имеющих право на получение трансфертов населению. При расчете объема субвенции учитывают¬ся объективные условия, влияющие на стоимость предоставления бюджетных услуг или объемы выплат.

Субвенции из местных бюджетов в фонды финансовой поддержки Этот инструмент межбюджетных отношений получил название «отрицательные трансферты». Они могут взиматься с наи¬более высоко обеспеченных муниципальных образований в целях перераспределения этих средств другим, малообеспеченным, муни¬ципалитетам. Отрицательные трансферты, выплаченные из бюдже¬тов поселений, зачисляются в региональный ФФПП. Отрицатель¬ные трансферты, выплаченные из бюджетов муниципальных рай¬онов (городских округов), зачисляются в региональный ФФПР.

Перечисление такой субвенции из бюджета поселения или му¬ниципального района (городского округа) в бюджет субъекта РФ может быть предусмотрено в случае, если расчетные налоговые до¬ходы местных бюджетов соответствующего типа в два раза и более превышают средний по всем муниципальным образованиям (того же типа) уровень в расчете на одного жителя. При этом изъятию в виде отрицательного трансферта подлежит не более 50% объема превышения двукратного уровня расчетных налоговых доходов среднего по субъекту РФ уровня.

Если муниципальное образование не исполняет обязательств по перечислению указанной субвенции, органы государственной вла¬сти субъекта РФ имеют право снизить для такого муниципалитета нормативы отчислений от федеральных и (или) региональных нало¬гов, а также централизовать часть поступлений от местных налогов в бюджет субъекта РФ в пределах расчетной субвенции.

Объем отрицательных трансфертов рассчитывается до распреде¬ления соответствующих региональных фондов финансовой под¬держки. Критерием изъятия отрицательных трансфертов, подлежа¬щих перечислению из бюджетов поселений или муниципальных районов и городских округов в соответствующий региональный фонд финансовой поддержки, является превышение подушевых расчетных налоговых доходов муниципального образования в по¬следнем отчетном году установленного порогового уровня. Для ка¬ждого типа муниципалитетов законом субъекта РФ может быть ус¬тановлен свой уровень.

Объем отрицательного трансферта из бюджета муниципального образования (ОТг) рассчитывается по формуле

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 623

ОТг- = А • (БО, - У) • Н, • КРПГ • Д,

где А

БОi

У

Нi КРПi

Д

- доля изъятия превышения доходов муниципальных образова¬ний уровня бюджетной обеспеченности, являющегося основа¬нием для применения отрицательного трансферта;

- уровень бюджетной обеспеченности /-го муниципального об¬разования;

- уровень бюджетной обеспеченности, являющийся основани¬ем для применения отрицательного трансферта;

- численность населения /-го муниципального образования;

- поправочный коэффициент расходных потребностей /-го му¬ниципального образования;

- средние подушевые налоговые доходы всех муниципальных образований одного типа в прогнозируемом году (определя¬ются по формуле, используемой для пропорционального вы¬равнивания бюджетной обеспеченности).

Рассчитанные объемы субвенций из местных бюджетов в соот¬ветствующий фонд финансовой поддержки утверждаются в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и предусматриваются в бюджетах соответствующих муниципальных образований. Муниципальные образования перечисляют утвержден¬ные объемы субвенций в бюджет субъекта Российской Федерации.

24.4. Субвенции территориям

Субвенции территориям из федерального и региональных бюджетов Как уже отмечалось, в последние десятилетия все бо¬лее распространенной формой предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции. Это обусловлено не только ограни¬ченностью финансовых ресурсов, но и необходимостью более эф¬фективного их использования на основе целевого предоставления и освоения денежных средств. Предоставление территориям субвен¬ций регламентируется законодательными актами. В Бюджетном ко¬дексе РФ это отражено в гл. 16 (ст. 133, 136). В наибольшей степе¬ни вопрос о финансовой помощи территориям в виде субвенций рассматривается в Законе РФ «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, ав¬тономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 ию¬ля 1992 г. 3303-1. В соответствии с законодательством действу¬ют следующие условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий. Субвенции предоставляются для финан¬сирования конкретных мероприятий. При этом использование суб¬венции не ведет к изменению форм собственности на финансируе¬мые с их помощью объекты и проекты.

624

IV. Расходы бюджета

Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование. Получатель субвенций обязан отчитаться об их ис¬пользовании в установленном порядке.

Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Возврат субвенции или досрочное пре¬кращение субвенционного финансирования осуществляются на ос¬новании решения органа, предоставившего субвенцию. Решение о возврате субвенции должно быть принято не позднее трех меся¬цев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности.

Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после при¬нятия соответствующего решения.

Субвенции могут быть текущие и инвестиционные.

Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств территори¬альных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных со¬циальных расходов. К общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населе¬ния, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Инвестиционные субвенции из вышестоящего бюджета предна¬значены для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударст¬венных капитальных вложений. К общегосударственным капиталь¬ным вложениям относятся капитальные вложения на развитие со¬циальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплекс¬ное развитие территории, подлежащие первоочередному бюджетно¬му финансированию.

Объем и распределение субвенций из федерального бюджета рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ при постатейном рассмотрении и утверждении федерального бюджета.

Не использованные в отчетном году или возвращенные субвен¬ции перечисляются в федеральный бюджет следующего за отчетным финансового (бюджетного) года.

Право на получение текущих субвенций из федерального бюд¬жета имеют республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, в общих доходах консолидированных бюджетов которых доля бюджетных доходов, необходимых для финансирова¬ния общегосударственных социальных расходов, превышает сред¬нюю по РФ.

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 625

Перечень общегосударственных социальных расходов, гаранти¬рованные Российской Федерацией объемы и нормативы их финан¬сирования, закрепление этих расходов за соответствующими уров¬нями бюджетной системы на очередной финансовый год устанав¬ливаются Минфином РФ и утверждаются Федеральным Собранием РФ при рассмотрении и утверждении федерального бюджета.

Текущие субвенции из федерального бюджета предоставляются при условии выделения на финансирование соответствующих ста¬тей общегосударственных социальных расходов доли доходов кон¬солидированного бюджета республики в составе Российской Феде¬рации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга не ниже средней по Россий¬ской Федерации.

Запросы органов представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, ав¬тономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на полу¬чение текущих субвенций из федерального бюджета представляются в Федеральное Собрание РФ и Минфин РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году.

Минфин РФ до 15 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит на рассмотрение Федерального Собра¬ния РФ предложения об объеме текущих субвенций из федерально¬го бюджета республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Мо¬скве и Санкт-Петербургу и их распределении по статьям общегосу¬дарственных социальных расходов, закрепленным за соответствую¬щими бюджетами.

Текущие субвенции из федерального бюджета, утвержденные Федеральным Собранием РФ, должны обеспечивать в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной об¬ласти, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, имеющих право на их получение, объемы финансирования закреп¬ленных за их бюджетами общегосударственных социальных расхо¬дов не ниже гарантированных Российской Федерацией нормативов.

Инвестиционные субвенции из федерального бюджета могут быть предоставлены республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу, доходы бюджетов которых согласно заключению Минфина РФ недостаточны для финансирования за¬крепленных за ними общегосударственных капитальных вложений.

Заключения Минфина РФ о возможности финансирования за счет средств бюджетов развития республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных ок-

626

IV. Расходы бюджета

ругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений представляются на рассмотрение Федерального Собрания РФ в составе обосновываю¬щих материалов к предложениям о предоставлении инвестицион¬ных субвенций из федерального бюджета.

Инвестиционные субвенции из федерального бюджета предос¬тавляются только на инвестиционные проекты и программы, про¬шедшие экспертизу и получившие одобрение Минэкономразвития России. Условия и порядок представления инвестиционных проек¬тов и программ на экспертизу устанавливаются Минэкономразви¬тия России.

Запросы органов представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, ав¬тономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на полу¬чение инвестиционных субвенций из федерального бюджета, вклю¬чающие экспертные заключения Минэкономразвития РФ, пред¬ставляются в Федеральное Собрание РФ и Минфин России до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году.

Минфин России до 15 сентября года, предшествующего очеред¬ному финансовому году, вносит на рассмотрение Федерального Со¬брания РФ предложения о предоставлении инвестиционных суб¬венций из федерального бюджета и конкретные инвестиционные проекты и программы.

Предложения Минфина РФ о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета должны быть одобрены в за¬ключениях Комиссий Федерального Собрания РФ.

Контроль за использованием субвенций из федерального бюд¬жета возлагается на Федеральное Собрание РФ и Минфин России.

Органы представительной власти республик в составе Россий¬ской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюдже¬та обязаны представить в Федеральное Собрание РФ и Минфин России отчет об использовании полученных субвенций.

Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть прекращено в случае нарушения органами представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, авто¬номной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга норм налогового и бюджетного законодательства РФ.

По решению органов представительной власти республик в со¬ставе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга часть субвенций из федерального бюджета может быть направлена на

24. Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям 627

финансирование общегосударственных социальных расходов или капитальных вложений, закрепленных за местными бюджетами. Изменение назначения субвенций, передаваемых в местные бюдже¬ты, не допускается.

Методика распределения субвенций из Федерального фонда компенсаций В качестве примера регламентирования субвен¬ций из федерального бюджета приведем «Методику распределения между субъектами РФ субвенций из федерального фонда компенса¬ций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты».

Размер субвенций, предоставляемых субъекту Российской Феде¬рации (Si), определяется в следующем порядке.

1. Определяются для каждого субъекта Российской Федерации

затраты на содержание одного военно-учетного работника (Si ) ор¬

гана местного самоуправления:

S i = S зп + S аренда + S связь + S рансп + Sшм.расх + S ком.усл + S мат. обесп ,

где S3n - расходы на оплату труда военно-учетных работников, вклю-

чая соответствующие начисления на фонд оплаты труда; Sатеши - расходы на оплату аренды помещений; Sсвязь - расходы на оплату услуг связи; Sттонсп - расходы на оплату транспортных услуг; SKOMTOCX - командировочные расходы; Sкомусл - расходы на оплату коммунальных услуг;

SMax обесп— расходы на обеспечение мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи, расходными материалами.

2. Определяется количество военно-учетных работников (Nосвобi) и работников, осуществляющих работу по воинскому учету в органе местного самоуправления по совместительству (Nсовмi), на основа¬нии сведений, поступивших в Министерство обороны Российской Федерации из военных комиссариатов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из норм опреде¬ления количества военно-учетных работников, установленных По¬ложением о воинском учете, утвержденным Постановлением Пра¬вительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. 1541;

3. Определяется размер субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации (Усуб.) (региональные фонды

компенсаций):

суб; — v-^освобг "'"''совмг ' fy) ' ";>

где ki — коэффициент рабочего времени;

628

IV. Расходы бюджета

Tсовмi - количество часов рабочего времени в год, рассчитанное в сред¬нем на одного работника, осуществляющего работу по воин¬скому учету в органе местного самоуправления по совмести¬тельству в i -м субъекте Российской Федерации;

tосвобi - количество часов рабочего времени в год, рассчитанное на одного военно-учетного работника исходя из норм, установ¬ленных Трудовым кодексом РФ;

Nсовм i — количество работников, осуществляющих работу по воин¬скому учету в органе местного самоуправления по совмести¬тельству;

N освобi - количество военно-учетных работников;

Si - затраты на содержание одного военно-учетного работника.

4. Общий размер субвенций (Fsum суб), предоставляемых бюдже¬там местных субъектов Российской Федерации, рассчитывается пу¬тем суммирования размеров субвенций, исчисленных для каждого субъ¬екта Российской Федерации (региональных фондов компенсаций);

п

'sumсуб = "^ ' субI ' суб 2 + … + "субn> i = l

где и - количество субъектов Российской Федерации, имеющих территории, где отсутствуют военные комиссары; Vсуб. - размер субвенций, исчисленный бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Рассмотрите причины оказания финансовой помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям.

2. Охарактеризуйте межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

3. Каков порядок формирования и использования средств Феде¬рального фонда финансовой поддержки регионов?

4. Дайте характеристику Фонду регионального развития, Фонду компенсаций, Фонду софинансирования социальных расходов, Фонду реформирования региональных финансов.

5. Расскажите о межбюджетных трансфертах из бюджетов субъек¬тов РФ.

6. Объясните содержание методов выравнивания бюджетной обес¬печенности муниципальных образований.

7. Каков порядок формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов?

8. На какие цели используются субвенции из федерального и ре¬гиональных бюджетов?

Финансовая помощь субъектам РФ и муниципальным образованиям