Популяция недорослей



Популяция недорослей 25 марта 2013 г.

Поводом для написания статьи стал специальный репортаж "День мужчин. 8 марта", показанный 11 марта 2013 г. по ТВЦ. Разумеется, формат специального репортажа не позволил коллективу авторов широко и глубоко проанализировать проблему, да это и невозможно сделать, ибо тема поистине безгранична. Позволю себе привлечь внимание читателя лишь к некоторым аспектам обозначенной в репортаже проблемы.

Вот уже более тридцати лет каждый раз под новый год по многим телеканалам на просторах СНГ традиционно демонстрируется кинофильм Эльдара Ряза-нова "Ирония судьбы или с лёгким паром". Большинство зрителей, наслаждаясь тонким юмором фильма, не видит за этим смехом откровенные слёзы. Как и положено Великому Мастеру, он предъявляет обществу проблему, не навязывая своего решение, а призывая, смеясь, глубоко задуматься: над кем смеёмся? и так ли уж это смешно?

Какой же всё-таки милый и беспомощный в наш жестокий век этот Женя Лукашин! Он воспитан и опекаем мамой, хотя ему уже давно за 30. У него не хватает смелости не только остаться у любимой женщины, но и сделать ей предложение, а потому она сама приезжает к нему из Ленинграда. Ну прямо взрослый ребёнок! Без всякой иронии можно сказать, что он типичный герой нашего времени.

Сейчас у поколения интеллигентного и обаятельного Жени свои взрослые дети, но при этом и поколение Жени и поколение их детей остаются "взрос-лыми детьми". Вот только игры и игрушки у них сейчас другие: поездки на Мальдивы или в Таиланд, яхты, самолёты, автомобили... Хотя и очень дорогие, но всё-таки игрушки. И поведение у них типично детское: хороший ребёнок - получи "конфетку", плохой - марш в угол...

"Мужиков-то настоящих нынче нет!", - вопль отчаяния и любимая тема для разговоров в женских компаниях. - Вот раньше!.." "Да! Действительно так!" - соглашаются с ними учёные-психологи, в том числе и мужчины. Солидарны с ними биологи, медики и этологи. "Это абсолютно нормальный и естественный процесс", - утверждают они. Так ли это? Об этом и поговорим далее.

Впрочем, когда при мне иные женщины пытаются укоризненно произнести назойливо-бытовое: "А мужчин-то больше нет!", то я парирую следующей ба-нальной фразой: "Мужчина появится лишь тогда, когда рядом с ним окажется настоящая женщина!"

Около 1860 года медики впервые описали особое расстройство, которое на-звали психическим инфантилизмом. Оно регистрировалось главным образом у мужчин и до настоящего времени считается почему-то мужской болезнью. Хотя... но об этом ниже.

"Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел",- писал гени-альный Александр Сергеевич в "Евгении Онегине". У тех, кто вовремя не со-зрел психически, в поведении и характере много детского, т. е. инфантильного.

Инфантилизм бывает болезненный и неболезненный, границы между ними размыты, и не так уж редко одно переходит в другое, считала Г. Е. Сухарева (научный руководитель психиатрической больницы им. В. П. Кащенко г. Мос-ква).

Наиболее часто встречается гармонический инфантилизм, при котором че-ловек ведет себя соответственно более младшему возрасту. То, что нормально для 6-летнего, то будет вызывать удивление, а иной раз и недоумение, если об-наружится у 10-летнего. Отставание в созревании эмоционально-волевой сферы обычно заметно до 15-20-летнего возраста, потом различия сглаживаются и лишь у очень немногих заметны в зрелом возрасте. Гармонический инфанти-лизм - категория психологическая, не патологическая. Вызывается он различ-ными неблагоприятными факторами, среди которых на первое место следует поставить социальные воздействия: проще говоря - воспитание.

Оглянитесь вокруг! С кого брать пример иному мальчишке, входящему во взрослую жизнь? В детском саду, в школе, в кабинете врача, даже в милиции - нигде он не обнаруживает мужчин. Да и дома отца нет: либо постоянно на работе или с друзьями (рыбалка, охота, вино и домино...), либо отсутствует в семье как таковой. Такой мальчишка с раннего детства приучается к тому, что вокруг него одни только женщины, окружающие его, как правило, чрезмерной любовью: ведь на сына одинокие женщины, обыкновенно, переносят и свою любовь к отсутствующему мужчине. У мальчишки постепенно формируются иждивенческие настроения, равнодушие, нежелание брать на себя ответст-венность. Подобное оранжерейное воспитание ни к чему хорошему привести не может. Все это касается не только лиц с гармоническим инфантилизмом, но и с другими видами задержки эмоционально-волевого развития.

Г. Е. Сухарева выделяла еще один вид инфантилизма - дисгармонический, когда наряду с эмоционально-волевой незрелостью имеют место выпячивание, преувеличение, односторонняя гипертрофия тех или иных свойств характера. У некоторых детей, подростков и юношей на первый план выходит чрезмерная вспыльчивость, у других - неустойчивость и слабоволие, у третьих - склон-ность к фантазированию, вранью и выдумкам. В любом случае это резко нару-шает социальную адаптацию этих лиц, приводя их в больницу, либо на скамью подсудимых и т. д.

Институт семьи ныне переживает не самые лёгкие времена. Атаки на тради-ционную семью следуют одна за другой с разных сторон. Морально-нравст-венная эрозия общества и ухудшение его психического здоровья ведут к посто-янно растущей неустойчивости семейно-брачных отношений. Число разводов стремительно растёт. Растёт число неполных семей и социальное сиротство.

Высокий уровень разводимости - одно из наиболее неблагоприятных явлений в брачно-семейной сфере современной Украины, это свидетельство сложности формирования и развития семейных отношений в обществе, их нестабильности. Распад брака имеет отрицательные социально-экономические и эмоционально-психологические последствия для каждой конкретной семьи, но наиболее тяже-лое его следствие - увеличение числа детей, которые проживают в неполных семьях, как правило, без отца, или в полной семье, но с неродным отцом. У большинства брачных пар, которые распадаются, имеются общие дети и, со-ответственно, каждый год тысячи несовершеннолетних детей переживают раз-вод родителей: в 2004 году таких детей было 127,4 тысячи, в 2005 - 135,7 тысячи, 2006 - 128,6 тысяч.

Процент неполных семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, в Украине настолько высок, что это может расцениваться как нарушение естественной среды развития и воспитания подрастающего поколения: 27,5% семейных ячеек, где есть дети в возрасте до 18 лет - это неполные семьи (в том числе 25,4% - неполные семьи, состоящие из матери с детьми; 2,1% - из отца с детьми).

Дежурный тезис о том, что "женщина - хранительни­ца семьи". Какой семьи? В 2005 году в АРК на 13 ты­сяч браков пришлось 8 ты­сяч разводов, из них 4,5 тысячи - в семьях, имею­щих детей. Почти 29% но­ворожденных - внебрач­ные. Значит, в этих семьях - проблемы, и прежде все­го экономические, ложатся на плечи женщин, средняя заработная плата которых составляет около 70% от среднего заработка мужчин.

Но если ситуация, когда мать-одиночка воспитывает детей оценивается об-щественным мнением как естественная, то отца-одиночку то же общественное мнение в подобной ситуации считает чуть ли не героем. А может так оно и есть? Для женщины воспитание детей даже в одиночку как бы естественно, а для мужчины - это реальная катастрофа.

Да, да! Катастрофа! Потому что многие мужчины просто заражены инфан-тилизмом т. е. откровенно беспомощны в этой жизни словно дети, считают что кто-то им обязан, а не они сами искать способ выживания. Многие же женщи-ны, даже оставленные мужьями с детьми, стараются делать всё для выживания и защиты своих детей.

Знаменитый американский психиатр Э. Фромм, автор книги "Быть или иметь", анализируя традиционную семью, выделил отцовский и материнский подходы к детям как два принципиально разных типа любви. Отцовская любовь требовательна, она стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше. Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует, за то, что он ее ребенок. Она не требует никаких заслуг: красивый и урод, умный и бестолко­вый, трудяга и лентяй - все в равной мере достойны материнской любви.

Разумеется, это описание относится к идеальным типам отцовской и материнской любви. Отношения конкретных же матерей и отцов к своим детям могут лишь в той или иной степени приближаться к этим типам. Отцовская и материнская любовь, по Э. Фромму, - это скорее два полюса, между которыми располагаются ре­альные чувства реальных людей.

По мнению Э. Фромма, любой человек для нормаль­ного развития нуждается как в отцовской, так и в материн­ской любви. Человеку необходима справедливая оценка его достоинств, его реальных успехов и заслуг; но с дру­гой стороны, он нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания од­ного из видов любви - отцовской или материнской - ведет к нарушению поведения ребёнка.

Современное западное об­щество, считает Э. Фромм, все в большей степени ста­новится "безотцовым". Падение авторитета отца свя­зано с крушением прочих сакральных авторитетов. Вспомним триаду Отец - Монарх - Бог: оказывается, стоит задеть один из ее столпов, как закачаются все остальные, и для современного "безотцового" молодого человека нет уже ни государства, ни церкви, нет авторитета ни на земле, ни на небесах.

В евро-американской цивилизации ныне возобладал "материнский" принцип аб­страктного гуманизма: все люди по-своему хороши, за­слуги и достоинства не имеют значения. От­сюда, по Э. Фромму, характерная для современного За­пада тяга к анархии, к утрате социальной организации, к распаду рациональной ку-льтуры и высокого искус­ства.

Но продолжим о мужчинах... Посмотрите на тех, кто дефилирует по улицам наших сёл и городов в День Защитника Отечества. Они, иной раз, не только не похожи на защитников, а и на людей-то мало похожи. В такой ситуации рас-считывать женщине на таких "защитников" не приходится, а потому она защи-щает себя и своих детей как может. Вот поэтому наблюдается всплеск интереса женщин к сугубо мужским, силовым и боевым видам спорта - самбо, бокс, кикбоксинг, штанга и др. Не это ли подвигло женщин довольно активно внед-ряться и в силовые структуры государства?

Женщины идут в спортзалы и в силовые структуры по необходимости: жизнь заставляет... В обществе происходит активный процесс трансформации гендер-ных ролей: мужчины становятся всё более женственными (феминизируются). Примеры!? Да ради Бога! Посмотрите на значительную часть российской и украинской т. н. эстрады. Фамилии называть не стану: они на слуху, а физио-номии их женоподобных обладателей до тошноты часто мелькают на экранах телевизоров. А женщины - в противовес - пытаются стать мужественными, иной раз до мужиковатости.

Несмотря на это сегодняшняя женщина нисколько не чувствует себя омужествленной от того, что занимается "мужским" делом, видом спорта или садится за руль автомобиля. Более того, она страдает от собственного омужествления совсем по другим причинам: в тех случаях, когда окружающие её мужчины - мямли, ленивцы, трусливы, так что приходится выполнять за них их мужские функции. Особенно горько, когда муж не научен быть нормальным семьянином и главой семьи - явно или скрытно - приходится быть ей, женщине и, далеко не всегда по собственному желанию.

Поистине знамением времени стали обоюдные претензии обоих полов по поводу деградации мужских и женских качеств. По мнению женщин, у мужчин на­прочь отсутствуют мужественность и смелость, актив­ность, ответственность; мужчины, в свою очередь, не забывают упрекнуть женщин за потерю мягкости и изя­щества, терпения и чуткости, за недостаточную заботу о семейном очаге.

Искажению гендерных ролей способствует и мода. Да, да! Именно мода! Если в прежние времена мужской и женский гардеробы имели довольно мало точек соприкосновения, то сейчас одежда всё более и более унифицируется, интерна-ционализируется и превращается в однополую для некоего "оно"-субъекта. Эти "оно"-субъекты поголовно, вернее поягодично, одетые в отвратительного кроя и неопределённого цвета джинсы, иногда опущенные до такого предела, что кажется переполненными неким содержимым, которое давно не вытряхивалось. Второй предмет этого бесполого гардероба - вездесущие футболки...

То, что женщины пришли в чисто мужские виды спорта, уже давно никого не шокирует. А такие извращения, как женские бои в грязи становятся популяр-ным развлечением, даже своеобразной модой. Тем временем мужчины, как бы в отместку, осваивают сугубо женские виды спорта: синхронное плавание и ху-дожественную гимнастику.

Адекватные читатели, прочтя эти строки, понимающе подмигнут и повертят пальцем у виска. Но в наш очень уж Толерантный век вполне можно ожидать включения этих новых спортивных дисциплин в программу олимпийских игр вместо традиционной мужской борьбы, потому что спорт является зеркальным отраженим ситуации в обществе.

Где-то в 70-х годах прошлого века на страницах "Литературной газеты" раз-вернулась нешуточная дискуссия под лозунгом "Берегите мужчин!" Дискуссия велась без всякой иронии. Этот призыв-лозунг до сих пор не потерял своей актуальности. Так по данным МВД в Украине не менее 107 тыс наркоманов. Реальная цифра в 10-15 раз больше. Подавляющую часть этих наркоманов сос-тавляют мужчины: женщины - лишь пятая часть. 95% наркоманов в возрасте от 15 до 30 лет. Только представьте себе какое количество юношей не познают счастья отцовства? сколько не будет создано семей? сколько не появится на всет детишек?

Нельзя умолчать и о проблеме сохранения муж­ского здоровья. Сегодня в Украине смертность мужчин в воз­расте 25-49 лет в 4 раза выше женской. В прошлом году в Крыму самоубийства унесли больше жизней, чем инфаркт миокарда. И суи­цид на 90% - мужской. А ведь это не только конкрет­ные человеческие траге­дии, женское одиночество, детское сиротство, но еще и такие последствия, как рост бедности общества и углубление демографичес­кого кри-зиса.

Мужчины психологически более уязвимы, чем женщины. Если и муж, и жена зарабатывают мало, кто боль­ше переживает? Мужчина. У него появляются комплексы из-за того, что он не может обеспечить семью, создать благоприятные условия для любимой. И это огромный стресс. Точно так же любую сложную ситу­ацию представителям сильного пола "переварить" гораздо труднее, неже­ли женщинам. И это давно доказанный и извест­ный медицине факт. А объясне­ние простое - мужские гормоны бо­лее чувствительны к стрессу. От-сю­да у мужчин выше частота инфарк­тов, заболеваний сердечнососудис­той системы.

Говоря об инфантильности, мы не будем иметь в виду чисто внешние признаки мужественности, т. е. говорить о субтильности или брутальности осо-бей мужского пола. Нет, речь будет идти не об анатомии и физиологии, а о пси-хологии. Инфантильность - это неумение и нежелание брать на себя груз ответ-ственности принятия решений, это - способ ухода от проблем и перекла-дывание их решения на плечи других. Это - задержка психического взросления, которая формируется не только и не столько в семье, сколько в воспитательно-обучающей системе общества (детские сады, школы, институты), в социальной среде, рекламой и СМИ.

Несколько слов о школе... В древних Греции и Риме мальчики находились на попечении матери только до семи лет. Далее наставниками мальчиков были пе-дагоги-мужчины. Подобная же ситуация сохранялась в Средневековье и прак-тически до конца XIX века. В русском языке слово учительница используется крайне редко. Это тоже отзвук того, что профессия учителя на протяжении мно-гих веков была мужским занятием.

Век ХХ перевернул многое в жизни европейской цивилизации. Две опусто-шительные мировые войны нанесли сокрушительный удар по мужской популя-ции и женщины просто вынуждены были заменять мужчин, в том числе и в учительской профессии. Конечно, на исчезновение мужчин из школ повлияли и другие факторы, но факт остаётся фактом: в школах современной России доля мужчин не превышает 13%.

Что свойственно всем психически незрелым людям? Преобладание игровых интересов, быстрая пресыщаемость, легкомыслие, безответственность, недоста-точно развитое чувство раскаяния, эгоизм, беззаботность, необязательность и жажда Потребительства. Они совершают поступки по первому побуждению, мало задумываясь над их последствиями. Им трудно отсрочить получение удо-вольствия, они нетерпеливы, раздражительны, обидчивы. Для них вся жизнь игра, а самым тяжелым является необходимость вести себя соответственно возрасту. Если же у них имеется ещё и биологическая предрасположенность к подобному поведению, то она всегда выявляется, усиливается, заостряется, ста-новится карикатурно выраженной из-за чрезмерной или недостаточной родите-льской любви, из-за неправильного воспитания.

И хотя, по мнению учёных, процесс инфантилизации есть некая закономерность, но трудно отделаться от впечатления, что в этом процессе заинтересованы определённые властные структуры, имеющие значительные финансовые возможности. Этим структурам для существования необходимо потребительст-во в планетарном масштабе. Огромные средства вкладываются в игровую ин-дустрию, вместо того, чтобы вкладывать средства в производство для ликвидации голода, нищеты и бедности на Земле.

Одним из проявлений философии потребительства является, получившая в последнее время широкое эпидемиоподобное распространение, игромания. Она имеет тяжёлые социальные последствия, в том числе и психологического (да, пожалуй, и психиатрического) плана. Все эти компьютерные "стрелялки" за-держивают психическое развитие юношей на подростковом уровне, когда им хочется попробовать всего, в том числе и запретного, даже с огромным риском для жизни, в том числе и для своей. А потом эти мужчины-недоросли приходят в армию и получают в руки оружие: винтовки с оптикой ночного видения, пу-льты беспилотников, штурвалы самолётов и вертолётов и т. п. "игрушки". И теперь, опять сидя перед мониторами, они продолжают те же "стрелялки", но совершенно в иных условиях и в ином качестве и не по виртуальным целям, а по вполне конкретным людям и объектам, при этом, скорее всего, воспринимая ситуацию как виртуальную и потому не терзая своё сознание муками стыда и совести.

Спутником инфантилизации мужчин является феминизация. Так всё-таки, феминизация - благо или зло. Ни то, ни другое. Феминизация, как считают некоторые учёные, нормальный и естественный процесс. Так что - в инфан-тилизации мужчин виноваты женщины? Конечно, воскликнет радостно жено-ненавистник. Они самые и виноваты. Это они стараются захватить мужские сферы деятельности, в том числе и спорт. Но не торопитесь с выводами: не всё так просто. Проблема вовсе не в том, что женщины "захватывают" всё новые и новые "территории, а в том, что мужчины "без боя" сдают их.

А начиналось всё с суфражисток. Суфражистки (от англ. Suffrage - избирате-льное право), участницы женского движения за предоставление женщинам из-бирательных прав. Движение получило распространение во 2-й половине 19 - начале 20 вв. в Великобритании, США, Германии и некоторых других странах. Суфражистки широко применяли (особенно в Великобритании) тактику обструкций, устраивали шумные манифестации. В 1904 была основана международная организация суфражисток - Международный альянс за избирательные права женщин (с 1946 - Международный альянс женщин - сторонниц равных прав и обязанностей). После Первой мировой войны 1914/18 гг., когда в ряде стран под воздействием революционной борьбы трудящихся женщины получили избирательные права, движение суфражисток прекратилось.

Но вместо суфражисток на политическом горизонте появилось другое движение женщин - феминизм. Феминизм (от лат. femina, "женщина") - общественно-политическое движение, целью которого являлось предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле феминизм - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Феминизм, как и любое общественно-политическое движение, не обошёлся без перекосов и крайних проявлений.

Равноправие, равенство мы должны понимать не как уравниловку между раз-ными полами. Говоря о социальном равенстве, мы не имеем права забывать о биологическом неравенстве, о том неравенстве, которое определила сама природа. Переступить границы её законов, значит не развивать, а терять красоту, создаваемую тысячелетиями

В прекрасном рассказе "Женщина" Н. В. Гоголя Платон говорит своему уче-нику Телеклесу: "Мы зреем и совершенствуемся; но когда? Когда глубже и со-вершеннее постигаем женщину... Что женщина? - язык богов!.. Она поэзия! На нас горят её впечатления, и чем сильнее и чем в большем объёме они отразились, тем выше и прекраснее мы становимся... Чем бы были высокие добродетели мужа, когда б они не осенялись, не преображались нежными, кроткими добродетелями женщины? Твёрдость, мужество, гордое презрение к пороку перешло бы в зверство. Отними лучи у мира - и погибнет яркое разноцветие цветов, небо и земля сольются в мрак, ещё мрачнейший берегов Аида".

А потому: да здравствует феминизм! Но феминизм без истерики, без надрыва, феминизм полный чувства собственной значимости и человеческого достоинства. Равноправие - не равенство. Хотелось бы, чтобы эту истину девочкам, потом девушкам и женщинам, своевременно привили бы матери и учителя. Это - один из фундаментов жизни. Неоспоримый и необходимый.

Однако вернёмся к мужчинам. С точки зрения биологов, инфантильные и феминизированные мужчины - это плата за сытую и спокойную жизнь об-щества. Существует теория по которой функция женщины состоит в том, чтобы сохранять признаки генотипа. Функция же мужчины состоит в том, чтобы приобрести новые признаки генотипа, которые необходимы для выживания и приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Потому-то, соглас-но этой теории, в периоды бурного и динамичного изменения окружающей среды доминируют особи мужского пола, а женский пол выходит на первый план в периоды стабильности. И этому есть косвенные доказательства. Изве-стно, что в годы войны мальчиков рождалось больше, чем девочек. И если уж дальше развивать логику этой теории то окажется, что для сохранения домини-рования мужчин в обществе необходимы войны и социальные потрясения. А мирная, сытая жизнь ведёт к вырождению, а в перспективе и к исчезновению, мужской популяции. Жутковато однако!

Революция, войны, БАМ, освоение целины и космоса... это только на первый взгляд политика. А с точки зрения биологов - это те качественные прорывы и изменения, за которые и отвечает мужчина. Нет глобальных прорывов, глобаль-ных целей, социальных потрясений, утверждают биологи, то и мужчины, по их мнению, не нужны. Свою теорию они подкрепляют наблюдениями этологов за "братьями нашими меньшими", в частности за поведением шимпанзе (баноба). При этом авторы теории и специального репортажа некорректно сравнивают человека с животными, забывая, что человек в большей степени является суще-ством скорее социальным, чем биологическим. Хотя и пренебрегать биологиче-ской сущностью человека ни в коей мере не следует. Но особенностью чело-века является и то, что он способен влияние некоторых биологических фак-торов компенсировать социальным воздействием, т. е. воспитанием.

В защиту своей точки зрения биологи приводят медицинский факт, что с 50-х годов ХХ века норма сперматозоидов в эокуляции уменьшилась примерно в 10 раз. И эта тенденция - прямая угроза мужскому полу. Уменьшилось не только количество, но и качество. Уже более 20 лет мужчины массово потребляют продукты содержащие ГМО, с химическими и гормональными добавками.

Тестостерон и экстрадеол по разному влияют на человека, но именно они от-вечают за статус мужчины или женщины, а значит могут трансформировать, в известной мере, и пол человека. Так что пищевые пристрастия современного человека ещё неизвестно каким образом отзовутся на следующих поколениях.

Человек, кроме прочего, отличается от животного в том числе и тем, что осознаёт содержание понятия "надо", т. е. имеет долженствование, долг, от-ветственность. Так что отказ сильного пола от ответственности приводит к катастрофе, потому что меняется психотип поведения. Появилась популяция 30-40-летних "детей", своеобразных недомужчин. Причину их появления психологи видят в том, что не происходит своевременного перехода из детства во взрослую жизнь.

В обществе, как и в природе, должна существовать гендерная гармония, равновесие. Школа является социальным организмом с гендерной дисгармонией и потому напоминает мать-одиночку, которая, измучившись, бьётся со своими непутёвыми детьми, как рыба об лёд, но толку никакого. Поэтому-то и реагирует она на поведение своих питомцев чисто (извините!) по-бабски, т. е. излишне эмоционально и скорее инстинктивно. Ну не может мать-одиночка воспитать психически полноценную личность! Об этом говорят многие психологи.

Первый возрастной кризис человека приходится примерно на 14 лет. В этот пограничный период подросток решает ряд принципиальных для себя во-просов: кто он? как будет зарабатывать себе на хлеб? И в этот момент рядом с ним нет мужчины-ориентира, лишь мельтешат учителя-"мамочки" или откро-венные "стервы". Как тут не скатиться на позицию послушного пай-мальчика или не стать женоненавистником?

Кроме осложнённых отношений со взрослыми, есть ещё одна существенная причина, мешающая подросткам найти в лице учителей референтную группу - феминизация школы. При всём уважении и симпатии к своей учительнице мальчик не сможет выбрать её эталоном мужского поведения, который ему особенно необходим. Феминизация школы приводит к тому, что подростку всё труднее иметь в школе образец мужского поведения, преобладание женщин в педагогическом коллективе постепенно приводит к преобладанию девочек в школьном активе. Мальчики вытесняются из общественной жизни, общественная активность становится привилегией девочек, круг интересов мальчиков сужается, а это остро ощущается в более зрелом возрасте. Порою складывается впечатление, что концертные, театральные, выставочные залы существуют только для женщин и девушек, а мужчины попадают туда случайно, благодаря настойчивости своих подруг, в то время когда всегда переполнены ими различные закусочные, рюмочные и пивные.

Вот таким образом и появляется значительное число психологически незре-лых мужчин, потому что сама структура постиндустриального общества не воспроизводит психологически зрелых мужчин: она воспроизводит мальчиков, подростков или, в лучшем случае, юношей.

Хотелось бы обратить внимание читателей и на откровенное ущемление прав мужчины и его общественное унижение. Учёные, чиновники и общество уде-ляют огромное внимание отношениям ребенка и матери, сплошь и рядом забывая о существовании отца. Так, за 1986 год в мире появилось 420 статей, посвященных роли матери в воспитании, и лишь 61 статья, где говорилось об отце.

Влияние семьи на ребенка мы, как правило, тоже рассматриваем как влияние ма­тери. Выходят книги о семейном воспитании, в которых отец вообще не упоминается. На родительские собрания в школы приходят в основном матери. До последнего времени, если ребенок заболевал, больничный лист по уходу получала мать, и только недавно это право в России было даровано отцам и другим родственникам. При разводе суд почти в 100% случаев оставляет ребенка матери, практически независимо от того, какие условия пред­лагают ре-бенку мать и отец. Наконец, после развода, если мать не хочет, чтобы ребенок продолжал общаться с отцом, ей почти всегда удается воспрепятствовать их встречам.

Все это, между прочим, прямо противоречит сущест­вующему законодательству о браке и семье, согласно которому оба родителя обладают равными правами и равными обязанностями по отношению к ребенку, при­чем это полное юридическое равенство прав и обязан­ностей не зависит от отношений между родителями - от того, состоят они в браке или нет.

Недоверие к мужчине-воспитателю проявляется не только на уровне семьи. Показатель этого недоверия - обилие женщин-педагогов всюду, от детского сада до университета. Не будем торопиться объяснять это при­вычной для нас низкой заработной платой педагогов. И в тех странах, где учителя хорошо материально обес­печены, количество мужчин среди них недостаточно.

Психолог Т. Юферева решила узнать, как восприни­мают московские подростки 13-14 лет положение муж­чины и женщины в семье. Женщина рассматривалась ими (особенно девочками) как мать и глава семьи, мужчину же и девочки и мальчики воспринимали в пер­вую очередь и в лучшем случае как помощника жены по хозяйству. "Приятно видеть мужчину в очереди в магазине, в прачечной", - сказала одна из девочек. Другие были более резкими в своих от-зывах: "Мужчи­на - это три Т: тапки, тахта, телевизор"; "Мужчина - это не то, что женщина, он гораздо меньше работает, но гораздо больше ест".

Мальчики 8-9 лет на вопрос "На кого ты хочешь быть похожим, когда вырастешь?" чаще отвечают "На маму". Отец не является ни примером для подражания, ни старшим другом, передающим свои знания и опыт.

С детства на мальчиков оказывается давление, пре­пятствующее развитию их мужского, отцовского начала. Общество в целом и школа как его боевой авангард по­ощряют пассивную дисциплину, бездумное послушание и нетерпимо относятся к таким традиционно мужским качествам, как инициатива, выдумка, активность. В шко­лах девочек меньше наказывают и больше хвалят, чем мальчиков. Девочки, особенно в начальных классах, пользуются большим авторитетом и значительно чаще становятся формальными лидерами. Так уже в школьном возрасте закладываются основы будущего доминирования женщины в семье и инфантилизации мужчины.

По утверждению учёных изменения в психологии изменило и представление о красоте. Посмотрите на подиумы салонов моды и полистайте страницы глян-цевых журналов и журналов мод: везде одни и те же анорексичные особи жен-ского пола, которые и назвать-то женщинами язык не поворачивается. Так что спешу успокоить девушек и женщин, имеющих пара-тройку лишних кило-граммов: не переживайте - вы прекрасны. Это мужчины не могут оценить ва-шей красоты, так как не созрели психологически.

Раньше эталоном женской красоты была женщина больших размеров. По-смотрите на картины Рембранта, Веласкеса, Рубенса, Рафаэля... Венецианова, Брюллова, Кустодиева... Почему для великих художников именно такой тип женщины был идеалом красоты? Кроме эстетики здесь был и огромный прак-тический смысл: большая женщина имела больший запас жира и могла выкор-мить своё потомство, даже в условиях неблагоприятной окружающей среды. Таким образом в аграрно-ремесленной цивилизации худые женщины просто "выбраковывались" мужчинами (мужчины на них не обращали внимания) и воспроизводство ими потомства было ограничено. Постиндустриальное обще-ство неблагоприятные условия окружающей среды исключило, тем самым изменив психологию и предпочтения мужчин, а заодно и стандарт женской красоты.

В настоящее время, если говорить о европейской цивилизации, ситуация бо-лее или менее стабильна. Ресурсов питания пока достаточно, а потому идеал женской красоты сместился в сторону подобия женщин. В результате, утвер-ждают психологи и биологи, женщин становится всё меньше и меньше. В психическом плане большая часть современных женщин - либо невыросшие девочки, либо мамочки.

А вообще-то проблема даже не в том, что настоящих мужчин становится меньше, а женщины теряют женственность. Проблема в том, что становится всё меньше ВЗРОСЛЫХ людей вообще. Взрослых людей заменяют "ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ".

"Взрослые дети" - коммерчески выгодный проект. Именно они потребители большинства взрослых игрушек. Только машинки и платья для кукол у "взрослых детей" становятся на порядок дороже, чем у детишек.

99% всех патентов, предлага­ющих игрушки для взрослых, регистри­руют представители сильного пола. В результате на полках магазинов как грибы пос-ле дождя появляются новин­ки с электронной начинкой. В англо­язычных странах эти товары называ­ют boys' toys - игрушки для парней. Они приводят в восторг даже серьез­ных мужчин.

Вероятно и вам приходилось наблюдать, как отцы и дедушки скупают для сво­их сыновей и внуков машинки, ком­пьютерные "стрелялки", модели само­летов, танков и подводных лодок, а по­том с удовольствием их собирают, склеивают, раскрашивают и играют вместе с ребенком. Быть может, они не наигрались в детстве и, став взрослыми, компенсируют это удовольствие, подсознательно покупая игрушки себе, а не своим детям? Вполне возможно.

Назойливая и беспощадная реклама упорно и агрессивно формирует идео-логию безудержного, бездумного потребительства и социального инфантили-зма, как мужчин, так и женщин. Вот только те, кто пожинает плоды этого про-екта упускают из виду тот факт, что "рубят сук на котором сидят".

Инфантильный мужчина женщину раздражает, возмущает. Но в том, что он таковой - немалая доля её "заслуги". Рождение ребёнка становится чертой, от-деляющей детство от взрослой жизни - для неё. У женщины всегда больше на одного ребёнка: рождённый ею и этот, который тоже живёт рядом.

Обычная ситуация: мужчина сидит за компьютером, а она хлопочет по хозяй-ству. Её это раздражает. Ей предлагают: "Ну ты тоже ничего не делай. Отдох-ни. Сходи к подруге. Он отдыхает и ты отдохни". Практически всегда в ответ мы услышим: "Так он же утром голодный пойдёт на работу и в несвежей ру-башке!" Вот она позиция "мамочки". А мужчина этим, без зазрения совести, пользуется. Позиция ребёнка для него очень удобна: так меньше ответст-венности. Конечно, в таком положении могут быть разные увещевания и но-тации со стороны "мамочки", но мужчина к ним привыкает и не обращает на них особого внимания.

На мой взгляд, можно говорить о парадоксе женской души. Суть его такова. Чтобы чувствовать себя в полной мере женщиной, женщине нужен истинный мужчина: сильный, решительный, заботливый, любимый человек и в то же время покровитель. Женщина мечтает подчинить себя власти мужчины, но час-то попросту не может этого сделать, потому что реальный спутник её жизни требует от неё быть женщиной, не требуя от себя самого быть в полной мере мужчиной. Она отнюдь не хочет быть главой семьи, но иногда вынуждена ею стать, иначе семья вообще останется без главы... Бывает ведь и так! А поэтому в наши дни нетрудно встретить женщину, которая верховодит, не желая верховодить, и подчиняется, не желая подчиняться. В послевоенные годы подчинение её нередко становилось вынужденным, "...потому что на десять девчонок по статистике девять ребят".

Мужчина всегда хочет ощущать себя сильным, и чем он реально слабее, тем глубже в нём эта жажда силы. Поэтому мужчина с подлинно сильным характером редко бывает агрессивным. К агрессивности чаще прибегают те мужчины, которым надо во что бы то ни стало "доказать" себе, что они сильны (между тем как в глубине души они сознают свою слабость). Подобный тип мужчин, чтобы приподнять свой социальный статус в мужской компании, почти всегда в ссоре склонен использовать тяжёлые и острые предметы.

В начале ХХ века этологами был проведён эксперимент, ставший классикой. К голове петуха, не пользующегося авторитетом в птичнике прикрепили боль-шой, красный, искусственный гребень. Эффект был поразительным: куры и остальные петухи стали автоматически определять обладателя большого греб-ня как лидера. Он же с особой жестокостью стал заклёвывать своих недавних собратьев-конкурентов, не получивших такого "подарка" судьбы.

Экстраполируя ситуацию на человеческие отношения, можно увидеть до боли знакомую аналогию. Не этим ли искусственным гребнем являются деньги, власть, мигалки, депутатские мандаты для инфантильных особей обоего пола? В этом случае между наклеенным гребешком и мигалкой на крыше "Мерсе-деса" разницы нет никакой.

Психологи давно заметили, что выскочка, случайно занявший роль лидера, является более жестоким руководителем (правителем), чем природные лидеры. Инфантильная особь не знает меры и пощады. Вот поэтому при назначении на руководящие должности, не худо бы советоваться с психологами (а то и с пси-хиатрами), а не тыкать падьцем в небо, надеясь на наше ментальное авось.

Качество тех, кто ныне определяет цели и задачи общества, это и есть самое главное и самое слабое звено - свидетельство морально-нравственного разло-жения общества. Отечественная мужская элита, если под элитой понимать спо-собность постановки новых целей и задач, способность к качественному про-рыву, может называться элитой весьма условно, т. е. формально. Громкие анти-коррупционные дела поражают полной бессмысленностью грандиозного воров-ства: украденные миллионы и миллиарды тратятся исключительно на игрушки - замки, яхты, самолёты, машины... При обысках у разных субъектов об-наруживается удручающе до неприличия одно и то же: чемоданы денег, ящич-ки с часами и антиквариатом, картины, ювелирные изделия... Истинно взрос-лых целей: стать лучше, умнее, достойнее - представители т. н. элиты, перед собой не ставят. А для развития и движения общества вперёд необходимы психологически зрелые, взрослые люди, которые не боятся брать на себя ответ-ственность и умеют смотреть вперёд, в будущее. Среди дорвавшихся ныне до власти субъектов таковых ныне не наблюдается.

"Ну и что из этого? - спросит недоумевая иной читатель.- Подумаешь, пси-хология!" Это только на первый взгляд психология, а на самом деле вопрос на-циональной безопасности. Мужское стремление к лидерству не демонстриру-ют даже те, кто отдаёт приказы. Наши т. н. элитарные ВУЗы не готовят элиту, патриотов. Пример: поездка младшего Гудкова - депутата Госдумы России - в США и его выступление там перед сенаторами-русофобами. А постоянные апелляции украинских депутатов к европейским парламетариям? Это и есть откровенный инфантилизм.

Да что там депутаты! Ведь всё начинается со школьной скамьи. Среди пяти-классников одной из московских школ провели опрос и попросили ребят проранжировать качества, которыми должен обладать, по их мнению, совре-менный мужчина. Результаты опроса оказались неутешительными: только одна девочка поставила на первое место самостоятельность и ответственность. Согласно опроса типичный идеальный мужчина будущего - ласковый, любя-щий, заботливый, любящий семью, романтичный, умеющий культурно выража-ться, скромный прилежный, с чувством юмора... в общем всё тот же Женя Лукашин.

Бытовой инфантилизм мужчин и женщин страны плавно трансформируется в инфантилизм государственный. Проблема инфантильности это не только проб-лема отдельной личности и её окружения. Если смотреть более широко, то это глобальная проблема. Психотип поведения основной массы населения, и в первую очередь правящего слоя, также оказывает влияние на психотип "пове-дения" самого государства на международной арене. Для примера давайте сравним хотя бы гимны и внешнюю политику Украины и таких государств-антиподов как Россия и США. Государственный гимн, как правило, должен формулировать национальную идею, цель, модель поведения данного государ-ства не только во внутренней, но и во внешней политике.

Государственные гимны трёх государств: Украины, России и США позволяют отчётливо увидеть три разные модели "поведения" государств.

Украина - инфантильное государство, которое только тем и занимается, что "плачет в жилетку", жалуется на свою горькую судьбу и уповает на то, что живущие кругом враги и проблемы исчезнут сами собой, "как роса на солнце". При этом украинское государство-недоросль не упускает случая пожаловаться на свою более успешную родственницу-соседку заморскому дяде Сэму или ста-рухе Европе. Украина у всех что-то просит... А этот смешной "европейский выбор"? Посмотрите аргументацию "евроинтеграторов" в его пользу и вы отчётливо увидите физиономию недоросля-политика, капризно требующего для себя особого внимания посторонних.

Уже банальным стало утверждение о том, что "как корабль назовёшь, так корабль и поплывёт". До каких пор наш государственный корабль будет называться названием данным поляками ещё в средневековье: Окраина Речи Посполитой? Есть ведь и гордое древнее название территории нашего нынешнего бренного существования - Киевская Русь, или более позднее - Малороссия. Но инфантильные политики как чумы боятся слов Русь и Россия, что свидетельствует об их явном комплексе неполноценности.

Неплохо бы политикам перед утверждением государственного гимна и других государственных символов проконсультироваться у текстологов, филологов, психологов и, не побоюсь этого слова, у психиатров, а не руководствоваться какими-то политическими галлюцинациями.

По иному ощущают и ведут себя Россия и США. Россия, как и положено зре-лой женщине, матушке, понимающе смотрит на свою нелёгкую жизнь (т. е. ис-торию) и на современную политическую чехарду в мире, терпеливо призывая остальные страны и народы к благоразумию и миру. От слов российского гимна веет величавым покоем и достоинством, уверенностью в своём могуществе и будущности.

Иначе видится "поведение" США. От слов гимна США несёт пороховой гарью, слышны свист пуль и грохот взрывов, крики и стоны раненых. Это госу-дарство уж слишком напоминает подростка-забияку, нахального задиру, кото-рый творит свои безобразия импульсивно, а потом, задним числом, иногда при-носит извинения за то, что натворил необдуманно, сгоряча. Как уже было напи-сано выше, гипертрофированное мнение о своей особости и о своей силе и возможностях - это тоже проявление психологической незрелости, инфанти-лизма (дисгармонический инфантилизм).

Истеричное нежелание многих американцев расстаться с правом на приобре-тение, ношение и хранение оружия очень уж напоминает каприз ребёнка, не желающегоо расстаться с любимой игрушкой. Это наглядный пример инфан-тильности нации и её подростковой агрессивности, не желающей решать возни-кающие проблемы цивилизованным способом.

В период становления американской нации звероподобное уничтожение ко-ренных жителей Америки (индейцев) ещё можно было как-то объяснить, но не оправдать, то нынешний планетарный терроризм США не поддаётся адекват-ному логическому объяснению. Хотя в историческом плане выживают и по-беждают народы с более высокой мужской доминантой в обществе, т. е. с боль-шей агрессивностью. Вот только время уже не то и эта агрессивность может плохо закончиться для земной цивилизации.

Резюмируя следует отметить, что суть проблемы даже не в том, что меняются гендерные роли, возможно в этом ничего предосудительного и ужас-ного нет. Речь идёт о процессе Тотальной инфантилизации, Как мужчин, так и женщин при крайнем усложнении технологий и общественной жизни. Фило-софия бесконечного и бездумного потребительства инфантильного общества лопнула как мыльный пузырь, обнаружив свою полную несостоятельность. Продолжение инфантилизации угрожает евро-американской цивилизации всеохватывающим кризисом и полным крахом. Возникает ситуация при которой в руки "взрослых детей" попадает всё более опасные и сложные технологии и техника, когда возникают всё более сложные социальные колли-зии, для решения которых необходимо взрослое, зрелое мышление и реши-тельность в принятии необходимых решений. Незрелое мышление способно довести научные и технические возможности человека до глобальной ката-строфы.

На смену тупиковой философии безмерного потребительства, стяжательства и социального инфантилизма должна прийти философия гармоничного и всестороннего развития возможностей и способностей личности.