Конспект урока для 2 класса «Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №147 «Улыбка» комбинированного вида»

города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект урока для 2 класса

«Пересказ русской народной сказки «Лиса и волк»

подготовила

воспитатель

Симакова Татьяна Леонидовна

декабрь 2012

Тема: Пересказ русской народной сказки « Лиса и волк»

Программное содержание:


    Познакомить детей с новой русской народной сказкой « Лиса и волк»

    Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

    Учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей мимикой, жестами.

    Закреплять у детей умение подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений, расширять и активизировать словарь детей через игру ТРИЗ « Цепочка слов»

    Формировать у детей представление о доброте, честности. Воспитывать отрицательное отношение к хитрости, лживости. Подвести детей к пониманию замысла сказки (с хитрыми нужно быть настороже, не верить им).


    Продолжать развивать творческое воображение, логическое мышление (игра « Да - нет»)

    Развивать память, внимание, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

    Развивать потребность заботиться о своём здоровье.

Словарь: ловкая, хитрая, находчивая, умная лиса; доверчивый, простоватый, глупый волк.

Оборудование: Текст сказки « Лиса и волк», опорные картинки по содержанию сказки (иллюстрации художника Е. Рачева), картинки волка и лисы; магнитофон, пособие к игре « Цепочка слов», « Да-нет ».

Предварительная работа: Игры « Цепочка слов», « Да-нет», «Превращения в животных» (метод эмпатии), чтение русских народных сказок про животных, свободное рисование на тему « Дикие животные»

Ход занятия

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения

    Игра « Да-нет»

Воспитатель. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в сказку. Но о ком эта сказка вам надо отгадать. Поиграем в игру « Да-нет». Вы задавайте вопросы, а я буду отвечать « Да» или «Нет».

Дети. Эта сказка волшебная?

Воспитатель. Нет

Дети. Эта сказка о животных?

Воспитатель. Да.

Дети. Эта сказка о диких животных (домашних)?

Воспитатель. Да.

Дети. Эти животные живут в наших лесах? ( в жарких странах, в пустыне, в холодных странах)?

Воспитатель. Да.

Дети. Эти животные хищные (травоядные, всеядные) ?

Воспитатель. Да. В этой сказке два героя - диких животных. Отгадайте, какие.

Дети. Эти животные живут в норе ( в берлоге, в логове) ?

Воспитатель. Да, одно из героев сказки живет в норе.

Дети. Это лиса?

Воспитатель. Да. ( Выставляется картинка с изображением лисы) Отгадайте второе животное.

Дети. Это животное живет в логове?

Воспитатель. Да.

Дети. Это волк?

Воспитатель. Да. ( Выставляется картинка волка) Ребята, какую мы встречаем лису в русских народных сказках? Поиграем в игру « Цепочка слов»

    Игра « Цепочка слов»

Воспитатель. Вот этот паровозик будет словом «лиса» (воспитатель выставляет модель паровозика), а вагончики – словами, которые вы подберете к слову «лиса».

- Какая лиса в русских народных сказках?

Дети. Хитрая, хитроватая, рыжая, пушистая, плутоватая, коварная, находчивая, умная, ловкая, лукавая.

Воспитатель. Второй паровозик будет словом «волк».

- Какого мы встречаем волка в русских народных сказках?

Дети. Доверчивый, простоватый, глупый, бестолковый, злой, серый, зубастый волк.

2. Физкультминутка. Превращение в животных. Дети под музыку в движении передают повадки животных.

3. Чтение сказки воспитателем (без предупреждения о последующем пересказе) с опорой на иллюстрации по тексту сказки.

4. Разбор сказки (содержание, язык, выразительность).

Воспитатель. Кто главные герои в сказке?

Дети. Волк и лиса.

Воспитатель. Какой мы увидели лису в этой сказке? Может, она стала доброй, справедливой, честной?

Дети. Хитрая, плутовка, безжалостная, жадная.

Воспитатель. Какой волк?

Дети. Волк глупый, доверчивый.

Воспитатель. Давайте вспомним, как волк сидел у проруби, наверное, шел снег, дул сильный морозный ветер. Давайте попробуем изобразить вьюгу.

5. Физкультминутка. Дыхательные упражнения

Упражнение «Вьюга» Вытяните губы трубочкой и пропойте протяжно звук у-у-у (Дети поют звук на одной высоте). Если рука поднимается, то вьюга воет громче. Если рука опускается, вьюга воет тише (дети пропевают звук дифференцируя силу голоса).

Волк сидел, ему становилось все холоднее и холоднее.

Артикуляционная гимнастика « Молоточек»

Воспитатель. Попробуем показать, как волк дрожал от холода.

Дети. Выполняют упражнение «Молоточек» Язык ударяет по верхней стороне (Д-Д-Д; Д-Д-Д-; Д-Д-Д )

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

Воспитатель. Представим, как волк грел свои лапы. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)

6. Повторное чтение сказки с установкой на последующий пересказ.

Воспитатель. Каким голосом говорил волк, когда просил у лисы рыбу?

Дети. Ласковым, нежным, добрым.

Воспитатель. Каким голосом говорил волк, когда хотел проучить лису?

Дети. Зло, сурово.

Воспитатель. А лиса, когда ехала на спине у волка?

Дети. С насмешкой.

7. Пересказ текста детьми с опорой на иллюстрации к сказке (Пересказ по частям )

8. Пересказ по ролям (2-3 ответа).

10. Итог занятия.

Воспитатель. Какие выводы мы можем сделать из этой сказки?

Дети. Не надо быть такими глупыми, как волк. Плохо хитрить, как лиса.

Использованная литература:

Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. Подготовительная группа. М., Центр педагогического образования, 2015

Кыласова Л. Е. Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы.. Волгоград, «Учитель», 2015

Страунинг А. М., Страунинг М. А. Игра на развитие творческого воображения по книге Дж. Родари «Грамматика фантазии» Ростов –на - Дону,1992