Конспект урока по ОРКСЭ Этикет 4 класс


Модуль «Основы светской этики»

Учитель: Веденеева Наталья Николаевна

Тема: Этикет

Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

Задачи:

    познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, работу со словарем;

    познакомить с некоторыми правилами этикета;

    развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

    воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, толковые словари.

Ход урока.

Орг. момент.

Проверка домашнего задания (слайд 1)

1. Духовный мир-это…

а) предметы,

б) духовный мир,

В) знания,

г) вещи.

2.Мы называем Родину Отечеством потому, что-

а) соблюдаем традиции народа,

б) прадеды защищали нашу землю от врагов,

в) отцы и деды здесь работали и учились,

Г) верны все ответы.

3.Культурные традиции помогают:

а) получать хорошие отметки в школе,

Б) быть честным,

в) вырасти сильным.

4. Материальная культура – это…

а) правила поведения,

б) природа,

в) животный мир,

Г) предметы человеческого труда.

5. Духовная культура – это…

а) знания музея,

б) природа,

в) предметы материального мира,

г) традиции и обычаи.

Сообщение темы и целей урока.

- тема нашего урока «ЭТИКЕТ» (слайд 2)

- на уроке мы узнаем, что такое этикет (слайд 3)

- поговорим об одежде и этикете

- а также о значении речи для этикета

- и выясним, какие правила этикета должен знать каждый

Изучение нового материала

Работа с толковым словарем Ожегова.

(Учащиеся самостоятельно в парах работают со словарем) (слайд 4).

Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет (учащиеся делают вывод самостоятельно).

Вывод:

Что ж такое этикет?

Кто-то знает, кто-то - нет.

Это ПРАВИЛА такие

ПОВЕДЕНИЯ, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил ЭТИКЕТ,

И дурных привычек нет! (ЮРИЙ ЧИЧЁВ)

Беседа по теме.

Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово Этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Особую роль в этикете играет одежда.

Этот выбор зависит от времени года, вкусов, финансовых возможностей человека и моды. (слайд 5).

Но с точки зрения этикета главное – уместность одежды. (слайд 6).

Для работы необходим деловой костюм, для занятий физической культурой – спортивный костюм. Дискотеки и театры предполагают нарядную одежду, но тоже разную.

- Так какую роль одежда играет в этикете? (учащиеся делают вывод самостоятельно).

Учитель: Огромное значение в этике придается речи. (слайд 7).

Откройте учебники стр. 56-57 прочитайте самостоятельно и ответьте на вопрос: Какую роль речь играет в этикете?

Ответы учащихся… (слайд 8).

Учитель: Ребята мы с вами посещаем театр. А кто мне сможет рассказать как правильно вести себя в театре? (слайд 9)

Ответы учащихся…

Учитель: хорошо ли зверята ведут себя в зрительном зале? Почему? (слайд 10)

Ответы учащихся…

Вывод: (слайд 11)

Воспитанным детям пора это знать:

Во время спектакля не нужно жевать!

Во время спектакля другим не мешай.

И громко с соседкой своей не болтай!

Учитель: Как вы думаете, правила повеления за столом будут относиться к этикету? Почему?

Ответы учащихся…

- да действительно, правила поведения за столом являются частью этикета.

Послушайте несколько правил о поведении за столом: (слайд 12-13)

    садиться за стол можно только с чистыми руками

    сидеть надо прямо, не раскачиваясь, не на краю стула, но и не приваливаясь к его спинке, не болтать ногами и не толкать соседей

    на стол можно положить только запястье, а не локти

    руки следует держать как можно ближе к туловищу, не расставляя их слишком широко в стороны

    сидя за столом, только слегка наклоняют голову над тарелкой, а не низко сгибаются над ней

    разговаривать во время еды не следует.

    есть нужно не торопясь.

    не облизывайте тарелку

    не допивайте суп из тарелки


Вывод:

Медвежонок хлеб жевал -

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом -

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот -

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

- Ты не знаешь? За столом.

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола.

В шубке чистой, как была.

Учитель:

Ребята, какие правила этикета должен знать каждый из нас? (в школе слайд 14-16, транспорте слайд 17-19). Приведите примеры.

Вывод:

Правил этикета много. А вот основа у всех правил один – здравый смысл и уважение к другим людям. Каждый может быть уверен: люди, которые не знают вас близко, не знают, какой вы замечательный человек, будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правила этикета конкретны, ценны и доступны каждому. Знание этих правил не передаётся по наследству. Правилам этикета люди должны учиться.

Закрепление изученного материала.

Задание 1. Составь пословицы. Соедини линией.

У себя как хочешь,

















Молчание – золото

Хоть не богат,

По делам гляди

В деревню, где живут одноногие,

А гостям рад

Слово – серебро,

Дорога любовь

По одежде не суди,

А в гостях – как велят

Не дорог подарок –

Надо идти на одной ноге

Задание 2. Давай «отправимся» на спектакль вместе с героиней стихотворения.

А. Барто «В театре».

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею.

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нет номерка.

Фея кружится на сцене –

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени –

Номерка не нахожу.

Может он под стулом где-то?

Мне теперь не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу.

Мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то…

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала –

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала.

И наконец, нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

– Мне очень нравится балет, -

Ребятам я сказала.

Ответь на вопросы.

Увидела ли спектакль героиня? ____________________________________________________________________

Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Вставь пропущенные слова.

Правила поведения в театре.

      Главное правило – приходить _____________________________________. Приезжайте в театр минут за 20-30.

      Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в _______________________________________ ряда, остальным нужно подождать.

      У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись __________________________________________________________ к сидящим.

      Если бы вы опоздали и пришли с началом Спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после _________________ (перерыва) сесть на своё место.

      Нельзя в театре занимать ___________________________________ места!

      В театр приходят _______________________ одетыми, ведь это праздник.

      Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________, ________________________________________________________________. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка.

      Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия__________________________________ мобильные телефоны.

      Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов ___________________________________________________________________

      Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз.

      На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно ________________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от этого праздника – посещения театра.

Бутерброды,

Вежливы,

Лицом антракта

V. Подведение итогов.

    Что такое этикет?

    Какие правила этикета запомнили?

    Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.


VI. Лист самооценки.

Характерные черты

Кое-как

VII. Домашнее задание. (слайд 20)

Читать стр. 56-57

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.