Управленческий учет на ОАО «Кетовское ДРСП»

ВВЕДЕНИЕ

Для правильной организации бухгалтерского учета в целом необходимо более тщательно подходить к учету отдельных областей бухгалтерского управленческого учета.

Бухгалтерский управленческий учет – это система, позволяющая как отслеживать результаты деятельности компании в динамике, так и анализировать показатели за определенные периоды.

Основной целью управленческого учета является предоставление руководителям и специалистам организации и структурных подразделений

плановой, фактической и прогнозной информации о деятельности организации и внешнем окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.

Основными пользователями информации управленческого учета являются высшее руководство организации, руководители структурных подразделений и специалисты.

Основная цель производственной практики - закрепление и расширение теоретических и практических знаний по бухгалтерскому управленческому учету, применение этих знаний при решении конкретных управленческих задач.

Для достижений этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить вопросы технологии организации и управления организацией, необходимые бухгалтеру в его практической деятельности;

2. дать организационно-экономическую характеристику исследуемой организации;

3. изучить действующие инструктивные материалы о порядке учета затрат на производство и выход продукции;

4. самостоятельно заполнять первичные документы, отражающие действительные хозяйственные операции;

5. приобрести навыки самостоятельной работы в составлении регистров бухгалтерского учета по учету затрат на производство и выход продукции;

6. оказывать практическую помощь предприятию в выполнении учетных работ;

7. собрать полноценный фактический материал для написания отчета по практике.

Управленческий учет — это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Объектом исследования является ОАО «Кетовское ДРСП», которое находится в Кетовском районе.

Источниками данных послужили годовые отчеты, Устав, первичные документы, рабочий план счетов, регистры аналитического и синтетического учета, различные первичные бухгалтерские документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Также они помогают формировать полную и достоверную информацию о хозяйственной деятельности организации и ее имущественном положении, предотвратить отрицательные результаты этой деятельности, выявить внутрихозяйственные резервы, обеспечить финансовую устойчивость.

1 ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОАО «Кетовское ДРСП»

  1. Организационная характеристика ОАО «Кетовское ДРСП»

Открытое акционерное общество «Кетовское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее именуемое ОАО «Кетовское ДРСП») было создано 9 апреля 2009 года путем реорганизации областного унитарного предприятия «Кетовское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» по распоряжению Правительства Курганской области № 759-р от 30 декабря 2008 года. Предприятие осуществляет свою деятельность с 1965 года. Приказом №2 Кетовского районного доротдела в июле 1965 года был создан Кетовский производственный дорожный участок №1632. За период своего существования предприятие неоднократно реорганизовывалось:

  • Кетовское дорожное ремонтно-строительное управление – приказом Курганавтодора от 19 апреля 1979 года за №72;
  • Кетовское дорожное управление – приказом Курганавтодора от 17 марта 1997 года за №55;
  • Областное государственное унитарное предприятие «Кетовское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» - постановлением Губернатора Курганской области от 12 июля 2001 года за №141.

ОАО «Кетовское ДРСП» является правопреемником ОГУП «Кетовское ДРСП». Данное предприятие расположено по адресу: 641300, Курганская область, Кетовский район, поселок Балки, улица Дорожная, 6.

Основными направлениями деятельности ОАО «Кетовское ДРСП» являются:

- текущее содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;

- разметка автомобильных дорог;

- ремонт автомобильных дорог;

- выполнение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения.

Наряду с приоритетными направлениями деятельности Общество осуществляет другие виды деятельности, не запрещенные правовыми актами РФ:

- различные работы по благоустройству и ремонту автомобильных дорог, площадок для внешних заказчиков;

- оказание услуг дорожно-строительной техники.

Организационная структура ОАО «Кетовское ДРСП» представляет собой совокупность подразделений и служб производственного, хозяйственного назначения и выражает внутреннее построение и организационное сочетание структурных единиц (рисунок 1 ).

В соответствии с типом организационной структуры складывается структура управления (рисунок 2 ).

Рисунок 1 – Схема организационной структуры ОАО «Кетовское ДРСП»

Среднесписочная численность за 2011 год составила 47 человек. Это минимально-необходимый штат работников, который позволил выполнить обязательства по заключенным контрактам 2011 года.

Рисунок 2 – Состав и структура управления ОАО «Кетовское ДРСП»

Высшим должностным лицом предприятия является его руководитель (генеральный директор). Руководитель предприятия назначается на должность и освобождается от должности распоряжением департамента имущественных и земельных отношений Курганской области и осуществляет свою деятельность на основании устава. Ответственным за проведение основной деятельности организации - строительству дорог и сопутствующих работ является прораб. Ему подчиняются мастера. Водители, сторожа, кочегары и операторы газовой котельной находятся в непосредственном подчинении у главного механика. Главный инженер осуществляет контроль за выполнением работ на строительных участках. Он в свою очередь подчиняется директору. Так же есть отдел бухгалтерии, им управляет главный бухгалтер. В отдел бухгалтерии входит главный бухгалтер, бухгалтер по заработной плате, бухгалтер. Планово-производственный отдел состоит из двух работников, занимающихся планирование проведения работ (составление схем, смет) и осуществляющих контроль за проведение работ по укладке асфальтобетонной смеси посредством вырубки и отправки в лабораторию.

Организационная структура предприятия имеет линейно - функциональный вид. Это такая структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций. Преимуществом линейно-функциональной структуры является ее простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.

  1. Экономическая характеристика

Рассмотрим основные экономические показатели предприятия ОАО "Кетовское ДРСП".

Динамика размеров производства дает полное представление о хозяйстве и позволяет выявить произошедшие изменения. Рассмотрим показатели размеров производства в таблице 1.

Таблица 1 – Размеры организации

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

отклонение 2011 г. к 2009, %

Стоимость реализованной продукции, тыс. р.

22748

26868

33260

146,21

Стоимость основных производственных фондов, тыс. р.

25185

26986

27450

108,99

Среднесписочная численность работников, чел.

43

46

47

109,30

Прибыль, тыс. р.

2907

-960

509

17,51

Анализируя данные таблицы, мы видим, что за последние 3 года объемы реализации выросли на 46,21 %, стоимость основных производственных фондов возросла на 8,99%, численность работников увеличилась на 9,3 %.

Далее рассмотрим структуру товарной продукции ОАО «Кетовское ДРСП»

Таблица 2 – Объем и структура товарной продукции, услуг

Наименование продукции, услуг

2009 г.

2010 г.

2011 г.

в среднем за 3 года

сумма, тыс. р.

уд.

вес, %

сумма, тыс. р.

уд.

вес, %

сумма, тыс. р.

уд.

вес, %

сумма, тыс. р.

уд.

вес, %

Содержание автодорог регионального или межмуниципального значения

9586,7

42,1

15198,0

56,6

18228,0

54,8

14337,6

51,9

Ремонт автодорог

499,9

2,2

777,0

2,9

500,0

1,5

592,3

2,1

Разметка автодорог

12011,7

52,8

10372,0

38,6

13146

39,5

11843,2

42,9

в том числе:

регионального значения

11992,8

52,7

7480,0

27,8

10201,0

30,7

9891,3

35,8

муниципального значения

18,9

0,1

2892,0

10,8

2945,0

8,8

1952,0

7,1

Прочая реализация

649,9

3,0

521,0

1,9

1386,0

4,2

852,3

3,1

Итого

22748,2

100,0

26868,0

100,0

33260,0

100,0

27625,4

100,0

Из таблицы 2 делаем вывод о том, что данное предприятие специализируется в большей степени на выполнении работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автодорог, их благоустройстве, а также на производстве и реализации строительных материалов. Наибольший удельный вес во всем объеме продукции и услуг, оказываемых ОАО «Кетовское ДРСП», занимают работы по содержанию автодорог регионального или межмуниципального значения в 2011 году составил 54,8, а наименьший – ремонт автодорог (2,1%), что говорит о том, что предприятие мало заинтересовано в данном виде деятельности.

Проанализируем обеспеченность предприятия ресурсами. Для этого рассмотрим структуру основных производственных фондов (ОПФ).

Таблица 3 – Структура основных производственных фондов

Наименование основных производственных фондов

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонение,

(+/-)

сумма, тыс. р.

уд.вес, %

сумма тыс. р.

уд.вес,%

сумма тыс. р.

уд.вес,%

Здания

8462

33,6

8862

32,8

8862

32,3

400

Сооружения и передаточные устройства

717

2,8

717

2,7

717

2,6

-

Машины и оборудование

9428

37,4

10014

37,1

10478

38,2

1050

Транспортные средства

6116

24,3

6909

25,6

6909

25,2

793

Производственный и хозяйственный инвентарь

27

0,1

27

0,1

27

0,1

-

Другие виды основных средств

435

1,7

457

1,7

457

1,7

22

Итого

25185

100,0

26986

100,0

27450

100,0

2265

По таблице 3 можно сделать следующие выводы: наибольший удельный вес в структуре ОПФ в последнем году имеют машины и оборудование (38,2%); стоимость ОПФ за анализируемый период возросла на 9,0 % (или на 2265 тыс.р.), данное увеличение произошло в основном из-за увеличения стоимости транспортных средств (на 13,0%). Стоимость зданий за последние три года возросла на 4,7 %. Стоимость машин и оборудования возросла на 11,1 %, за счет приобретения новых средств.

Далее следует рассмотреть финансовые результаты ОАО «Кетовское ДРСП».

Таблица 4 – Показатели уровня интенсивности и эффективности интенсификации производства

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

отклонение 2011 г. к 2009 г. ,%

1

2

3

4

5

Выручка от реализации, тыс. р.

22748

26868

33260

146,21

Себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

14374

19414

22363

155,58

Среднегодовая стоимость основных средств

25185

26986

27450

109,0

Прибыль от реализации, тыс.р .

2907

-960

509

17,51

Среднегодовая численность работников, чел.

43

46

47

109,30

Производительность труда,тыс.р./чел

334,28

442,04

475,81

142,34

Фондовооруженность, тыс.р.

585,70

586,60

584,04

99,72

Фондотдача, р

903,24

995,63

1211,66

134,15

Фондоемкость, р

1107,13

1004,39

825,32

74,55

Рентабельность реализованной продукции, %

20,22

-4,94

1,53

-

Из выше приведенной таблицы мы видим, что за 2009 г. 903,24 р. продукции (услуг) произведено на 1 руб. стоимости основных фондов. Если рассматривать фондоотдачу в динамике, то можно сделать вывод о том, что за последние 3 года данный показатель вырос на 34,15 % и в 2009 г. составил 1211,66 р. произведенной продукции (услуг) на 1 руб. стоимости основных фондов. Рост фондоотдачи свидетельствует об улучшении использования основных фондов. Можно сделать вывод о том, что действующие основные производственные фонды используются предприятием эффективно.

Анализируя показатель фондоёмкости, мы видим, что 1107,13 стоимости основных производственных фондов приходится на 1 руб. произведенной продукции за 2009 г. Из таблицы 4 видно, что фондоёмкость снижается и в 2011 г. составляет уже 825,32.Снижение фондоёмкости означает экономию труда, овеществленного в основных фондах, участвующих в производстве, это свидетельствует, что потребность предприятия в основных фондах для получения необходимого объема продукции уменьшается.

Рассмотрим показатель фондовооружённости. В динамике за последние три года данный показатель снизился на 0,28 %, за счет роста численности работников.

Если рассмотреть фондоотдачу вместе с уровнем производительности труда в динамике за последние 3 года, мы увидим, что эти показатели растут. Можно сделать вывод о том, что предприятие располагает достаточным количеством основных фондов и использует имеющиеся средства эффективно.

Одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия является показатель рентабельности. Рентабельность реализованной продукции характеризует эффективность предпринимательской деятельности. В 2009 г. этот показатель составлял 20,22 % , что говорит о том, что 20,22% прибыли имеет предприятие с рубля выручки. К концу 2010 г. предприятие имело убыток, следовательно, следует говорить об окупаемости. Причина данного снижения в выросших издержках и повысившихся ставках налога. Но к 2011 г. предприятие реабилитирует свое положение и показатель рентабельности составил 1,53%. В целом можно сделать вывод о достаточно нестабильности деятельности предприятия и о низкой конкурентоспособности продукции (услуг) ОАО «Кетовское ДРСП».

Далее рассмотрим показатели ликвидности и платежеспособности предприятия так как, одними из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше времени требуется для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.

Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Для оценки ликвидности и платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитывают показатели представленные в таблице 5.

Таблица 5 –Показатели ликвидности и обеспеченности собственными средствами ОАО «Кетовское ДРСП» за 2009-2011 гг.

Наименование

норматив

2009г.

2010г.

2011г.

отклонение

2011 г. от

2009г.

2010г.

Коэффициент автономии

0,5

0,84

0,73

0,69

-0,15

-0,04

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала

0,7

0,19

0,36

0,45

0,26

0,09

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2

0,01

0,07

0,0

-0,01

-0,07

Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия)

2

1,21

0,44

0,92

-0,29

0,48

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,1

0,17

-1,29

-0,09

-0,26

1,2

1.3 Общая характеристика бухгалтерского учёта на ОАО «Кетовское ДРСП»

В ОАО «Кетовское ДРСП» используется автоматизированная форма учета. При автоматизированной форме бухгалтерский учет осуществляется путем внесения корреспонденций счетов непосредственно в журнал хозяйственных операций либо заполнением первичных учетных документов. При проведении заполненных первичных учетных документов происходит автоматическое формирование корреспонденции счетов. Также реализована возможность получения печатной формы созданного документа.

Автоматизированная форма учета позволяет проводить большое число различных операции, в частности начисление амортизации, заработной платы, отчислений на социальные нужды, распределение затрат, закрытие месяца и другие операции. Регистры бухгалтерского учета, такие как оборотные и шахматные ведомости, журналы-ордера и ведомости к ним, формы бухгалтерской и налоговой отчетности могут быть сформированы за любой отрезок времени. Существует возможность получать выходные формы, содержащие необходимую информацию по аналитическому и синтетическому учету. В ОАО «Кетовское ДРСП» используется программа «1С: Бухгалтерия 8.2».

Универсальным инструментом, позволяющим современному бухгалтеру с минимальными затратами времени и средств освоить все многообразие хозяйственных операций, является их кодирование в виде систем проводок на основе Плана счетов. Организация ОАО «Кетовское ДРСП» использует рабочий план счетов (приложение 1).

Движение первичных документов в организации регламентируется графиком документооборота, который составляется бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. В графике документооборота устанавливается назначение первичных документов, порядок их оформления и сроки сдачи в архив. Каждому исполнителю вручается выписка из графика документооборота, в которой перечисляются документы, относящиеся к сфере его деятельности, и сроки предоставления этих документов.

Контроль за выполнением графика документооборота осуществляет главный бухгалтер. Все первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат передаче в архив. До передачи документов в архив они хранятся в бухгалтерии в специальных шкафах и сейфах.

Для ведения бухгалтерского учета в системе управления организацией создана бухгалтерия. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером.

Аппарат бухгалтерии занимается ведением учета, составлением отчетности и осуществлением как предварительного, так и последующего контроля за соблюдением финансовой, кассовой, сметной и штатной дисциплины, рациональным расходованием денежных средств и материальных ресурсов, осуществлением строжайшего режима экономики и недопущением потерь и непроизводительных расходов.

Бухгалтер по зарплате ведет расчеты с рабочими и служащими по оплате труда и социальному страхованию, составляет отчетность по труду и заработной плате, так же он занимается учетом расчетов с поставщиками, учитывает движение основных средств, материалов. Проверяет правильность ведения складского учета материальных ценностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и других имущественных ценностей.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике организации, сформированной в соответствии с законодательством РФ и утвержденной решением руководителя организации.

2 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО, ВЫХОДА ПРОДУКЦИИ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Производство и реализация продукции (работ, услуг) требуют расхода определенных видов ресурсов в натуральном выражении: материальных, трудовых, информационных. Для оценки эффективности деятельности предприятия требуется оценка этих затрат в стоимостном выражении, или издержек. Под издержками понимается совокупность затрат предприятия, необходимых для осуществления производственно-сбытовой деятельности. Соответственно затраты предприятия в процессе производства представляют собой издержки производства, а сбытовые, снабженческие, торгово-посреднические затраты – издержки обращения.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:

1. По способу включения в себестоимость продукции (работ, услуг): прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно связаны с изготовлением определенного вида продукции (работ, услуг) и прямо относятся на ее себестоимость.

Косвенные затраты связаны с работой цеха или предприятия в целом и не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции (работ, услуг), а только косвенным образом, по заранее установленному признаку – пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, производственной себестоимости и др.

2. По отношению к объему производства: условно-переменные и условно-постоянные.

Условно-постоянные затраты – это затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства (работ, услуг). К ним относятся: амортизация зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата и др.

Условно-переменные затраты – это затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (работ, услуг). К ним относятся: сдельная заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо и энергию и др. В сумме постоянные и переменные издержки составляют общие или валовые издержки.

В ОАО «Кетовское ДРСП» для учета затрат на оказание услуг применяют счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы». По дебету указанных счетов отражают расходы, а по кредиту их списывают. По окончании месяца учтенные на собирательно - распределительных счетах (счет 26) затраты списывают на счет основного производства. С кредита счета 20 «Основное производство» списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг). Сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство.

Для обобщения информации о затратах на оказание услуг предназначен счет 20 «Основное производство». По дебету счета отражаются прямые расходы (затраты, которые можно непосредственно отнести на соответствующий вид услуг), связанные непосредственно с оказанием услуг. Прямые расходы относятся на дебет 20 счета с кредита счетов 10, 70 и других. Косвенные расходы кредита 26 счета распределяются между объектами калькулирования пропорционально прямым расходам. Счет 20 является активным. Закрытие счета проводится ежемесячно.

Затраты основного производства учитываются на счете 20 «Основное производство». Аналитический учет по счету 20 ведут по статьям калькуляции, по объектам учета затрат.

При составлении калькуляций фактической себестоимости услуг данные сводного учета используют для контроля за выполнением плана.

Для получения и анализа данных по остаткам и оборотам счетов бухгалтерского и налогового учета в «1С: Бухгалтерия» используются стандартные отчеты. Для каждого вида учета (бухгалтерского или налогового) предусмотрены свои наборы стандартных отчетов. Любой отчет может быть сформировании для определенной организации и для определенного периода времени.

В ОАО «Кетовское ДРСП» основным видом деятельности являются строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. Для учета рабочего применяют унифицированные формы Табеля учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12, № Т-13) . В Табеле указывают количество явок и неявок (и их причин) сотрудника на работу, сведения о сверхурочных работах, отпусках, командировках, простоях и т.д. Табель учета рабочего времени является основанием для начисления заработной платы сотрудникам(приложение 2).

Для обобщения информации по счету 20 предназначен анализ счета (приложение 3). На основании этих документов составим схему записей фактов хозяйственной жизни ОАО «Кетовское ДРСП» по счету 20 за май 2013г.

Таблица 6 – Схема записей фактов хозяйственной жизни по счету 20 «Основное производство» за май 2013г.

Дебет

Кредит

кор. счет

содержание фактов хозяйственной жизни

сумма, р.

кор. счет

содержание

фактов хозяйственной жизни

сумма, р.

Сальдо на 01.05.13

-

02

Начислена амортизация основных средств, которые используются в основном производстве

171651,69

90

5167836,94

10

Отпущены в основное производство материалы по учетным ценам

4232938,66

60

Учтена стоимость энергии, полученной от поставщика на цели основного производства

52262,07

69

Отражена сумма начислений на социальное страхование и обеспечение

119830,99

70

Отражена задолженность по оплате труда

407082,82

71

Учтены расходы из подотчетных сумм

24950

76

120000

96

32081,2

97

На основное производство списываются ранее сделанные расходы будущих периодов по освоению новых услуг

7039,51

Оборот по дебету

5167836,94

Оборот по кредиту

5167836,94

Сальдо на 01.06.13

-

За май 2013года обороты по счету 20 «Основное производство» составили 5167836,94 р.

Для обобщения информации по учету полуфабрикатов собственного производства предназначен счете 21 "Полуфабрикаты собственного производства". Счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства. Это счет используется, как правило, предприятиями, производственный цикл которых предполагает выпуск промежуточной продукции, имеющей двойное применение - как полуфабрикаты для дальнейшей переработки на последующих технологических этапах, и как продукция, подлежащая самостоятельной реализации.

По дебету счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства" отражаются затраты на выпуск соответствующей промежуточной продукции в корреспонденции со счетом 20 "Основное производство". Списание затрат с кредита счета 21 "Полуфабрикаты собственного производства" осуществляется либо в дебет счета 20 "Основное производство" (полуфабрикат используется в дальнейшем технологическом цикле), либо в дебет счета 90 "Продажи" (полуфабрикат подлежит реализации).

Важно учитывать различия в отражении стоимости полуфабрикатов в бухгалтерском и налоговом учете. В бухгалтерском учете материально - производственные запасы, прошедшие предварительную, с точки зрения общего производственного цикла, обработку могут быть оприходованы на склад материалов в качестве полуфабрикатов или комплектующих для последующей передачи в производство. С точки зрения налогового учета, данный полуфабрикат является готовой продукцией, имеющей свою фактическую себестоимость, которая может быть отнесена к расходам производства при расчете налога прибыль

Аналитический учет по счету 21 "Полуфабрикаты собственного производства" ведется по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).

Учет фактов хозяйственной жизни по данному счету в ОАО «Кетовское ДРСП» не ведется.

3 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ РАБОТ И УСЛУГ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Вспомогательные производства предназначены для обслуживания основных производственных цехов предприятия различными видами энергии (электроэнергией, теплоэнергией, сжатым воздухом), водой, транспортом и другими услугами, а также для выполнения работ по ремонту основных средств, снабжения инструментами, запасными частями для ремонта оборудования и прочее.

К ним могут относиться цеха или подразделения, осуществляющие:

- транспортное обслуживание;

- ремонт основных средств;

- изготовление инструментов, запасных частей

- стирка белья;

- электроэнергия;

- водоснабжение;

- канализация;

- отопление.

Вспомогательные производства, как правило, имеют самостоятельный законченный цикл, обособленный от процесса

В связи с этим учет затрат вспомогательных производств организуется на счете 23 «Вспомогательные производства». По дебету этого счета собираются затраты. По кредиту счета 23 отражаются суммы фактической себестоимости оказанных услуг, выполненных работ. Эти суммы списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов:

20 «Основное производство» - при отпуске продукции, работ, услуг основному производству;

29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при отпуске продукции, работ, услуг обслуживающим производствам и хозяйствам;

90 «Продажи» - при выполнении работ, услуг для сторонних организаций.

По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, выполнением работ, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств. Прямые расходы, связанные непосредственно с выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» со счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Обособленный учет расходов вспомогательного производства на счете 23 «Вспомогательные производства» преследует также цель правильного исчисления себестоимости продукции, работ, услуг основного производства на основе разделения прямых и косвенных расходов.

Для целей налогообложения состав прямых расходов вспомогательных производств должен быть аналогичен составу прямых расходов по основному производству.

По окончании месяца затраты вспомогательного производства распределяются пропорционально количеству потребленных услуг. Остаток по счету 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства. Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств.

Учет фактов хозяйственной жизни по данному счету в ОАО «Кетовское ДРСП» не ведется.

4 УЧЕТ ЗАТРАТ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА И УПРАВЛЕНИЮ

4.1 Учет общепроизводственных расходов

Счет 25 «Общепроизводственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации.

В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы:

- по содержанию и эксплуатации машин и оборудования;

- амортизационные отчисления и затраты на ремонт основных средств и иного имущества, используемого в производстве;

- расходы по страхованию указанного имущества;

- расходы на отопление, освещение и содержание помещений;

- арендная плата за помещения, машины, оборудование и др., используемые в производстве;

- оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;

- другие аналогичные по назначению расходы.

По дебету счета в течение месяца отражаются затраты, по кредиту осуществляется списание затрат на производственные счета. Расходы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Аналитический учет по счету 25 «Общепроизводственные расходы» ведется по отдельным подразделениям организации и статьям расходов.

Учет фактов хозяйственной жизни по данному счету в ОАО «Кетовское ДРСП» не ведется.

4.2 Общехозяйственные расходы

Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. На этом счёте могут отражаться следующие статьи общехозяйственных затрат:

  • амортизация основных средств и нематериальных активов;
  • арендная плата и содержание арендованных помещений;
  • оплата труда;
  • ЕСН от фонда оплаты труда;
  • прочие налоги и отчисления от фонда оплаты труда;
  • запасные части и материалы;
  • инвентарь и хозяйственные принадлежности;
  • командировочные расходы;
  • налог с владельцев транспортных средств;
  • обслуживание вычислительной техники;
  • обучение и аттестация работников;
  • оплата процентов по кредитам и займам;
  • оплата услуг банка;
  • оплата нотариуса, аудитора;
  • отопление производственных помещений и АБК;
  • плата за загрязнение окружающей среды;
  • потребление электро- и теплоэнергии, воды, холода;
  • расходы по страхованию имущества.

Аналитический учёт по счёту 26 «Общехозяйственные расходы» ведётся в разрезе подразделений организации и в разрезе перечисленных статей затрат

Общехозяйственные расходы отражаются на собирательно-распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.

В конце месяца собранные расходы списываются с кредита счета 26 в дебет счета 20. При данном варианте отнесения общехозяйственных расходов на счетах бухгалтерского учета формируется полная производственная себестоимость продукции, работ, услуг.

Примером расходов для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом в ООО «Попутчик +» является счет – фактура (приложение 5) и товарная накладная (приложение 6), на основании которых был получен бензин. Далее полученный бензин оформляется Приходным ордером(приложение 7), потом при отпуске бензина в производство оформляется накладная на отпуск материалов на сторону(приложение 8) и заполняют требование – накладную(приложение 9) и ведомость на списание ГСМ(приложение 10). В конце отчетного периода составляется материальный отчет(приложение 11).

Для обобщения информации по счету 26 предназначен анализ счета (приложение 12). На основании этих документов составим схему записей фактов хозяйственной жизни ОАО «Кетовское ДРСП» по счету 26 за май 2013г.

Таблица 7 – Схема записей фактов хозяйственной жизни по счету 26 «Общехозяйственные расходы» за май 2013г.

Дебет

Кредит

кор. счет

содержание фактов хозяйственной жизни

сумма, р.

кор. счет

содержание

фактов хозяйственной жизни

сумма, р.

Сальдо на 01.05.13

02

Отпущены материалы на содержание зданий и сооружений заводоуправления

11788,49

90

775865,68

10

48474,69

60

Учтена стоимость энергии, тепла, воды и т.п., полученных со стороны на содержание заводоуправления

79167,45

69

Учтены социальные отчисления с указанных выше сумм оплаты труда

129963,02

70

Учтены расходы на оплату труда специалистов и служащих заводоуправления

428631,81

71

4900

96

72009,29

97

930,93

Оборот по дебету

775865,68

Оборот по кредиту

775865,68

Сальдо на 01.06.13

-

За июнь 2013года оборот как по дебиту, так и по кредиту счета 26 «Общехозяйственные расходы» составил 775865,68 р.

5 УЧЕТ БРАКА В ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ

5.1 Учет брака в производстве

Для обобщения информации о потерях от брака в производстве предназначен счет 28 "Брак в производстве". Браком в производстве считают продукцию, которая не соответствует стандартам, техническим условиям, строительным нормам (правилам) и не может быть использована по своему прямому назначению без дополнительных затрат на их исправление.

В зависимости от характера дефектов, установленных при проведении технической приемки, брак делится на исправимый и неисправимый (окончательный). Исправимым браком считаются продукция, изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, исправление (доработка) которых для использования по прямому назначению технически возможно и экономически целесообразно. Окончательным браком считаются продукция, изделия, полуфабрикаты, детали, узлы и работы, исправление которых технически невозможно или экономически нецелесообразно. К браку относят также затраты по ремонту проданной (переданной) с гарантией продукции (отремонтированных машин и оборудования) в период гарантийного срока.

По дебету активного счета 28 "Брак в производстве" накапливаются все затраты по выявленному внутреннему и внешнему браку, т.е. стоимость неисправимого (окончательного) брака, расходы по исправлению брака и другие расходы, а также затраты на гарантийный ремонт. По кредиту счета проводят суммы, относимые на уменьшение потерь по браку, и суммы, списываемые на затраты производства как потери от брака.

К суммам, уменьшающим потери по браку, относят стоимость забракованной продукции по цене возможного использования; суммы, фактически удержанные с виновников брака, и суммы, фактически взысканные или присужденные арбитражем (судом) с поставщиков за поставку недоброкачественной продукции, сырья, материалов или полуфабрикатов, в результате использования которых допущен брак.

В случае если возвращенную продукцию исправляют, то ее включают в объем товарной и реализованной продукции в обычном порядке.

Потери от брака списывают ежемесячно на затраты соответствующего вида производства с кредита счета 28 и включают в себестоимость тех работ (услуг), по которым обнаружен брак. Аналитический учет по счету 28 "Брак в производстве" ведется по отдельным подразделениям организации, видам продукции, статьям затрат, причинам и виновникам брака.

Счет 28 «Брак в производстве» в ОАО «Кетовское ДРСП» не ведется.

5.2 Учет расходов будущих периодов

Счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером, освоением новых производств, осуществлением природоохранных мероприятий, неравномерно проводимым в течение года ремонтом основных средств (когда организацией не создается соответствующий резерв или фонд) и т. д.

Учтенные на счете 97 "Расходы будущих периодов" расходы списываются в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу" и др.

По статье «Расходы будущих периодов» отражается сумма расходов, в соответствии с установленным порядком, но не имеющем отношения к формированию затрат на производство продукции, работ, услуг отчетного периода. Основанием для отражения показателя по данной статье типовой формы бухгалтерского баланса служат остатки по состоянию на отчетную дату по счету 97.

Основную часть расходов будущих периодов в организациях составляют расходы на подготовку и освоение производства. Кроме того, к расходам будущих периодов относят: расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности (когда не создается ремонтный фонд); расходы по оплате аренды объектов основных средств или их отдельных частей (помещений); расходы на рекламу; на приобретение лицензий; расходы, связанные с оплатой услуг телефонной и радиосвязи, перечисляемой за последующие периоды, и др.

Для обобщения информации по счету 97 предназначен анализ счета (приложение 12). На основании этих документов составим схему записей фактов хозяйственной жизни ОАО «Кетовское ДРСП» по счету 97 за май 2013г

Таблица 8 - Схема записей фактов хозяйственной жизни по счету 97 «Расходы будущих периодов» за май 2013

Дебет

Кредит

кор. счет

содержание операции

сумма, р.

кор. счет

содержание

операции

сумма, р.

Сальдо на 01.05.13

63561,3

60

14845,78

20

Сумма расходов будущих периодов, относящаяся к текущему периоду, отражена в составе затрат основного производства

7039,51

26

Сумма расходов будущих периодов, относящаяся к текущему периоду, отражена в составе затрат вспомогательного производства

930,93

Оборот по дебету

14845,78

Оборот по кредиту

7970,44

Сальдо на 01.06.13

70436,64

В мае 2013 года начальное сальдо составило 63561,3р. Оборот по дебиту счета 97 «Расходы будущих периодов» составил 14845,78 р. Сальдо на конец периода составило 70436,64 р.

6 УЧЕТ РЕЗЕРВОВ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ

В целях равномерного включения затрат в издержки производства и обращения организации могут в установленном порядке создавать резервы предстоящих расходов и платежей:

  • на предстоящую оплату отпусков работникам,
  • на выплату вознаграждений за выслугу лет,
  • на ремонт основных средств,
  • производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства,
  • предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
  • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
  • покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Созданные резервы отражают по кредиту пассивного счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и дебету счетов издержек производства или обращения (20, 23, 25, 26). Фактически использованные суммы ранее начисленных резервов списывают в дебет счета 96 с кредита расчетных и других счетов.

Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется. Излишне на численные суммы резервов сторнируют, а по недоначисленным суммам резервов составляют дополнительные бухгалтерские проводки. Аналитический учет по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» ведется по отдельным резервам.

В ОАО «Кетовское ДРСП» счет 96 «Резервы предстоящих расходов» не используется.

7 НОРМИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Система нормативного учета затрат и нормативная калькуляция.

Система нормативного учета затрат и калькулирования себестоимости продукции основана на использовании нормативного способа калькулирования себестоимости продукции.

Нормативный метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительный норматив калькулирования, то есть калькулирование себестоимости, исчисляется по действующим на начало месяца нормам расхода сырья, материалов и прочих затрат.

Норма - это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Норматив калькулирования используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Нормативы должны непрерывно поддерживаться на уровне последних достижений науки и техники, путем их систематического пересмотра, совершенствования методов определения потребности предприятия в средствах производства и разработки технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии, времени.

При использовании нормативного метода учета все затраты предприятия разделяются на нормируемые и ненормируемые. В качестве нормируемых, как правило, выступают прямые затраты.

Нормативные калькуляции в управленческом учете имеют многоцелевое назначение. В планировании они используются для расчетов плановой себестоимости продукции, сметы затрат на производство, определения цен продажи продукции. В учете нормативные калькуляции необходимы для оценки незавершенного производства и брака продукции, контроля над себестоимостью продукции, исчисления фактической себестоимости отдельных видов продукции и всей продукции в целом.

Для составления нормативных калькуляций организация должна иметь соответствующую нормативную базу – нормативные документы технической подготовки производства (разрабатываются техническими службами), нормативы расхода производственных ресурсов (живого труда, сырья и материалов и др.), вспомогательную нормативную документацию. Таким образом, данная система включает разработку и учет норм затрат, их изменений по различным причинам, а также определяет порядок выявления отклонений от установленных норм и их отражения в учете. Эта система создает неразрывную связь учета затрат с работами по подготовке производства и его обеспечению необходимыми ресурсами. Благодаря ей возможны контроль за затратами, своевременное выявление отклонений от установленных норм затрат и причин, вызывающих эти отклонения.

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по системе «стандарт-кост».

Термин «Стандарт-кост» состоит из двух слов: «стандарт», который означает количество необходимых производственных затрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции, или заранее исчисленные затраты на производство  единицы продукции или оказания услуг, а слово «костинг» - это денежное выражение производственных затрат, приходящихся на единицу продукции. Таким образом, «Стандарт-кост» в полном смысле слова означает стандартные стоимости затрат.

Система представляет собой средство управления прямыми затратами. Используется несколько вариантов этой системы:

1. Затраты собираются по дебету счетов «Производство» и оцениваются по стандартной стоимости, готовая продукция списывается с кредита этих счетов также по стандартной стоимости, незавершенное производство оценивается по стандартной стоимости.

2. Сущность другого варианта заключается в том, что затраты, обобщенные на дебете счетов «Производства», оцениваются по фактической стоимости, а с кредита списывается готовая продукция по стандартной стоимости. Незавершенное производство оценивают по стандартной стоимости с учетом отклонений от фактических затрат в ту или иную сторону.


8 УЧЁТ ЗАТРАТ ПО СОДЕРЖАНИЮ ОБЪЕКТОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

Для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации, то есть объектами непроизводственной сферы, предназначен счёт 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

На данном счёте могут быть отражены затраты состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации: жилищно-коммунального хозяйства; подшивочных и других мастерских бытового обслуживания; столовых и буфетов; детских дошкольных учреждений; домов отдыха, санаториев и других учреждений оздоровительного и культурно-просветительского назначения; научно-исследовательских и конструкторских подразделений.

По дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Прямые расходы списываются на счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» с кредита счета 23 «Вспомогательные производства».

По кредиту счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счетов: учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами; учета затрат подразделений - потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами; 90 «Продажи» (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др.

Остаток по счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Аналитический учет по счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» ведется по каждому обслуживающему производству и хозяйству и по отдельным статьям затрат этих производств и хозяйств.

В ОАО «Кетовское ДРСП» счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» не используется.


9 УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ

Сбытовые и торговые организации, а также предприятия общественного питания учитывают затраты на основную деятельность на активном счете 44 «Расходы на продажу». В составе расходов на продажу включаются расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребителя, а также расходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собственного производства и продажей покупных товаров в организациях общественного питания.

В целях планирования, учета и отчетности расходов на продажу (издержек обращения и производства) организациями торговли рекомендуется применять следующую номенклатуру статей издержек обращения:

Статья «Транспортные расходы» включает оплату транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов, оплату услуг по погрузке и выгрузке, плату за экспедиторские операции, стоимость материалов, израсходованных в процессе эксплуатации транспортных средств, плату за обслуживание подъездных путей и складов и др.

По статье «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» учитываются: фактическая себестоимость материалов, израсходованных при переработке, сортировке и упаковке, плата за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров, расходы по содержанию холодильного оборудования, другие расходы на создание условий для хранения товаров.

По статье «Потери товаров и технологические отходы» отражаются: потери товаров при перевозках, нормируемые отходы, убытки от недостачи, потери от порчи товаров.

По статье «Расходы на тару» отражаются: амортизация и расходы на ремонт тары-оборудования, стоимость тары, списываемой из-за естественного износа, расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары, другие расходы на тару.

По статье «Расходы на рекламу», эти расходы признаются в бухгалтерском учете в том периоде, в котором они фактически произошли, независимо от времени их оплаты. В промышленных, производственных, строительных предприятиях, а также предприятиях, выполняющих и оказывающих различные виды работ и услуг, расходы на рекламу отражаются по дебету счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы». На предприятиях торговли рекламные расходы являются коммерческими и отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Рекламные расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, учитываются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим списанием этих сумм на основании актов выполненных работ (оказанных услуг) на счета затрат.

По статье «Прочие расходы» отражаются: суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, износ по нематериальным активам, оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительские расходы, расходы на командировки, связанные с торгово-производственной деятельностью, другие затраты, подлежащие включению в состав расходов на продажу, но не относящиеся к ранее перечисленным статьям.

По окончании месяца сумма расходов на продажу списывается полностью или в части, относящейся к реализованным товарам на счет 90 «Продажи». При этом сумма расходов на продажи, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

В ОАО «Кетовское ДРСП» данный счет не ведется.

10 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Бюджетирование - это процесс планирования будущих операций фирмы и оформления его результатов в виде системы взаимосвязанных бюджетов, особенностью которых является их ориентация на потребности рынка, а также чёткое установление и постоянное сравнение всех видов финансовых затрат, источников их покрытия и ожидаемых результатов.

Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия.

Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж (бюджет доходов), производственный бюджет (с детализацией в отдельных бюджетах по всем основным элементам производственных затрат), бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты коммерческих и общих и административных расходов.

а)  бюджет продаж.

План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж. 

К факторам, влияющим на прогноз объема продаж, следует отнести:

- объем продаж предшествующих периодов;

- производственные мощности;

- зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, уровня личных доходов и т.д.;

- относительная прибыльность продукции;

- изучение рынка, рекламная компания;

- ценовая политика, качество продукции;

- конкуренция;

- сезонные колебания;

- долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

б)  бюджет коммерческих расходов.

В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. Расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения.

в)  производственный бюджет.

 После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график. Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

г) бюджет закупки/использования материалов.

 В этом бюджете определяются сроки закупки, виды и количества сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на оценочные закупочные цены на эти материалы, получают бюджет закупки материалов.

д) бюджет трудовых затрат.

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда.

е) бюджет общепроизводственных расходов.

 Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде.

Этот бюджет имеет две цели:

- интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и

- аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

ж) бюджет общих и административных расходов.

Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде.

з)   прогнозный отчет о прибылях и убытках.

На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках. Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке оперативного бюджета.

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования в будущем периоде. Финансовый бюджет включает в себя:

а) бюджет капитальных расходов.

Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или строительство, а также выплаты процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.

б) прогноз денежных потоков/ бюджет денежных средств. 

Бюджет денежных средств состоит из двух частей — ожидаемые поступления денежных средств и ожидаемые платежи и выплаты. Для определения ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой, данные о порядке сбора средств по счетам к получению. Также планируется приток денежных средств и из других источников, таких, как продажа акций, продажа активов, возможные займы, получение процентов и дивидендов и т.д. Суммы ожидаемых платежей берутся из различных периодических бюджетов. Ответственный за подготовку бюджета денежных средств должен знать, какие затраты на материалы и рабочую силу предусмотрены за период, какие товары и услуги необходимо приобрести, а также будут ли они оплачены сразу же или возможна отсрочка платежа. В этой связи очень важно знать политику платежей и выплат предприятия. Помимо регулярных текущих расходов, денежные средства также могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, на возврат займов и других долгосрочных обязательств. Вся эта информация должна быть собрана для того, чтобы подготовить правильный бюджет денежных средств. Бюджет денежных средств преследует две цели. Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки.

в) прогнозный отчет о финансовом положении.

В процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения или проектного бухгалтерского баланса для предприятия в целом. После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо денежных средств на конец бюджетного периода и, определив чистую прибыль и сумму необходимых капитальных вложений, становится возможным подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления главного бюджета. Именно в этой точке руководство должно решить, принять ли предлагаемый общий бюджет.

В ОАО «Кетовское ДРСП» бюджетирование не практикуется.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Большим преимуществом для организации являются автоматизированные рабочие места. Применение компьютерной техники способствует не только росту производительности труда, но, прежде всего хранению всех необходимых данных, позволяет быстро вести расчеты, формировать в печатном виде необходимые документы.

Проанализировав процесс ведения бухгалтерского учета В ОАО «Кетовское ДРСП», можно сделать вывод о том, что имеются как преимущества, так и недостатки.

Основные преимущества в работе бухгалтерии:

  1. В ОАО «Кетовское ДРСП» сложилась линейная структура бухгалтерии: все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
  2. В бухгалтерии применяется уже достаточно распространенная программа «1С-Бухгалтерия» 8.2 версия, позволяющая формировать и выводить на печать документы бухгалтерского учета. Применение этой программы имеет большое преимущество, поскольку данные хранятся не на бумажных носителях и не требуют волокиты, а непосредственно расположены в памяти компьютера. Кроме того, она позволяет восстановить необходимые данные за любой период времени.
  3. Присутствует четкое распределение обязанностей среди работников бухгалтерии.
  4. У каждого рода бухгалтерских документов имеются свои отдельные места хранения, что позволяет обеспечить их наиболее быстрый поиск.
  5. Согласованность в работе между главным бухгалтером и руководителем организации.
  6. Разработан график документооборота.

Нельзя не отметить выявленные недостатки, нарушения и ошибки в организации бухгалтерского учета:

  1. В некоторых карточках учета материалов отсутствуют наименования поставщиков этих материалов.
  2. Установленные сроки предоставления и составления документов не соответствуют установленным нормативам.
  3. В некоторых документах в пустых строках не стоят прочерки, поэтому любой заинтересованный в своей выгоде человек сможет дописать в них нужные для себя данные.
  4. Отсутствует современная система бюджетирования.
  5. Имеются некорректные проводки.

Следует отметить, что ОАО «Кетовское ДРСП» для получения более высоких доходов необходимо искать новые резервы, что особенно актуально для современной рыночной экономики. Что касается ведения бухгалтерского учета, то следует своевременно исправлять все недостатки его ведения.

PAGE \* MERGEFORMAT- 4 -

Управленческий учет на ОАО «Кетовское ДРСП»