Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» на уроках литературы и истории


СИнхронизированный курс «История–Литература–МХК» предлагает в 6-м классе познакомиться с романом Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». На его чтение и изучение отводится несколько уроков литературы. Также он вписывается в исторический контекст на интегрированных уроках литературы и истории. Приведём примеры двух уроков по роману: один из них — чисто литературный (проводится после знакомства с сюжетом и жанровыми особенностями романа; автор урока — Наталья ВАНЮШЕВА), второй — литературно-исторический (разработан Натальей Ванюшевой и Мариной ЯРОСЛАВЦЕВОЙ).

Урок 1. Понятие о гиперболе и гротеске

I. Актуализация знаний

1. Учитель говорит ученикам о том, что им известно такое средство художественной выразительности, как Гипербола, и просит напомнить её функцию. Здесь можно вспомнить об употреблении гиперболы в произведениях устного народного творчества. Ученики выделяют гиперболу и объясняют функции использования в тексте (повторение за 3–5-й классы).

2. Практическая работа: в указанной учителем главе романа Рабле ученики находят примеры использования гиперболы. Примеры записываются в тетрадь в одну колонку.

II. Формирование понятия о гротеске

1. Во вторую колонку учитель вместе с учениками записывает примеры гротеска, не комментируя записи. Пример записи: