Учебное исследование по литературе как вид работы


Лето — отличное время для планирования будущего учебного года. Нужно прикинуть раскладку часов, продумать логику построения курса в том или ином классе, подготовить дидактический материал, кое-что почитать, освежить в памяти. Особое внимание стоит уделить системе подготовки к будущим экзаменам. Сегодня мы поговорим о таком важном её аспекте, как подготовка учащимися исследовательских работ. С введением профильной школы эта форма работы прочно занимает своё место не только в гимназиях и лицеях, но и в обычных общеобразовательных школах. Исследовательская работа должна вестись учеником, ориентированным на экзамен, в течение всего года, поэтому учителю, который будет этой работой руководить, стоит продумать стратегию и тактику её ведения заранее.

Предлагаем вашему вниманию два материала на эту тему, подготовленные нашими школьными редакторами. Разные и по форме, и по методическим подходам, в одном важном аспекте они похожи: эти материалы нацелены на конкретную помощь школьному учителю. Публикуем также одну из присланных в редакцию исследовательских работ учеников. Надеемся, что этот блок материалов откроет важную и пока ещё не очень разработанную методикой тему, пригласит к спору и совместным размышлениям многих коллег.

Известно, что интеллектуальный потенциал школьников в полной мере развивается, если они приобретают знания в ходе самостоятельной деятельности, то есть учатся обрабатывать информацию и добывать знания.

В связи с этим в Государственный образовательный стандарт по литературе для старших (10–11-х) классов гуманитарного профиля включена учебно-исследовательская работа в качестве обязательной.

Учебное исследование школьника — это шаг будущего студента к выполнению диплома (исследования для получения высшего образования). Состоявшийся филолог, возможно, займётся научно-исследовательской работой, напишет диссертацию (лат. dissertatio — Рассуждение, исследование).

Школьное исследование как начальный этап научной деятельности старшеклассников не может полностью соответствовать указанным работам. Вместе с тем в нём должны сохраняться характерные признаки теоретического исследования. Это самостоятельная работа научного характера с обзором литературы, определением проблемы, её решением и аргументацией.

Начинается она с выбора темы, которая должна быть интересна ученику, и хорошо, если инициатива исходит от него. Учитель может быть советчиком, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку.

Объём и содержание материала, подлежащего исследованию, должны соответствовать возрасту учащихся и Государственному образовательному стандарту по литературе и действующим программам, что облегчит итоговую аттестацию ученика, то есть принесёт ему практическую пользу. Не стоит выдумывать замысловатые, не связанные с Государственным стандартом темы как средство борьбы со списыванием. Лучше показать ученику, выбравшему филологическую науку, различие между использованием источников (что делают взрослые) и списыванием.

В список литературы, который прилагается к исследованию, включаются основные литературоведческие и критические работы, отражающие своеобразие трактовок художественных произведений. Можно обращаться как к текущему учебному материалу, так и ранее изученному в основной школе с целью повторения и освоения его на более глубоком уровне.

Темы могут быть связаны с исследованием жанровых и других художественных особенностей произведения, с выяснением авторской позиции, со сравнением произведений (их фрагментов), литературных явлений и опираться на анализ текста художественных произведений.

Правда, не стоит давать темы на сравнение переводной литературы с оригинальной русской. Правомерным и полезным будет сравнение произведения зарубежной литературы на соответствующем языке: английском, немецком, французском и др. (если учащиеся их изучают) с русскими переводами. Можно сопоставить, например, два перевода с оригиналом.

Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует. Обращаться к информационным ресурсам Интернета нужно с обязательной ссылкой на источник. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументированно доказать её решение.

Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято для научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа.

Если к диссертационному исследованию предъявляется в качестве обязательного требования научная новизна (то есть указание на то, что уже сделано другими в этой области знания и что в разработку темы вносит автор работы), то в учебном исследовании школьник может (и это приветствуется), но не обязан делать научных открытий. Знания, не являющиеся новыми в области научного познания, для него являются “новыми”, поэтому понятие “новизны” не включается в школьное исследование. Ученик выбирает близкую ему точку зрения и на её основании решает поставленную проблему.

Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.

Примерная структура и содержание ученического исследования.

    Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить. Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно дать план, выделить параграфы). Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Так, своим содержанием и структурой учебно-исследовательская работа школьника отличается от сочинения и реферата (объединяет их анализ текста произведения), а также от учебного проекта — работы, основанной на выполнении практического задания, которое ученик (группа учеников) выполняет самостоятельно под руководством учителя, чётко планируя свою деятельность и применяя необходимые знания из разных областей наук. Примерными темами для учебного проекта могут стать такие, как: «Круг чтения моих сверстников», «Речь современной молодёжи», они могут быть связаны с литературным краеведением, например с фольклорной экспедицией, и т. п.

Учебное исследование в старших классах профильной школы — это не простой вид работы для учащихся. Но нельзя не согласиться с проводившейся в программах классических гимназий XIX века мыслью, что всякое основательное учение способствует становлению скромности, “а скромность есть первый признак истинного просвещения”.