Централизованно-управляемая и рыночная экономическая система: сравнительная характеристика
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт экономики и управления
Кафедра экономики
Курсовая работа
По дисциплине: Микроэкономика
Тема: Централизованно-управляемая и рыночная экономическая система: сравнительная характеристика
Выполнила:
Студентка гр. Э-12
Марполь Н.Д.
Проверила:
Кэн, доцент
Семенова Е.Н.
Абакан, 2014
Оглавление
Введение………………………………………………………………….………3
- Сущность экономической системы……………………………….5
- Понятие и содержание экономической системы………………....5
- Классификация экономических систем……………………………8
- Особенности рыночной и централизованно-управляемой экономических систем……………………………………………………11
- Централизованно-управляемая экономическая система……..….11
- Рыночная экономическая система……………………………….18
- Сравнительный анализ этих систем………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...28
Библиографический список…………………………………...………………...29
Введение
В любой экономической системе первичную роль играет производство вкупе с распределением, обменом, потреблением.
Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.
В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга; ими являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм), а также две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. Кроме того, переход бывших социалистических стран - России, других стран - членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, а также социалистического Китая и Вьетнама - к рыночным отношениям привел к формированию экономической системы переходного типа.
В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты основных типов экономических систем.
Целью курсовой работы является исследование особенностей централизованно-управляемой и рыночной экономических систем. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- проанализировать понятие и содержание экономической системы;
- изучить классификации экономических систем;
- исследовать особенности рыночной экономической системы;
- исследовать особенности централизованно-управляемой экономической системы;
- провести сравнительный анализ этих двух систем.
Объектом исследования данной курсовой работы являются централизованно-управляемая и рыночная экономические системы.
Предметом исследования изучить содержание экономических систем их классификацию и особенности каждой из двух выше перечисленных систем.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
- Сущность экономической системы
- Понятие и содержание экономической системы
Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого "система" означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность.
Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции.
Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.
Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ее структуры. Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом.
Важным свойством экономической системы является наличие структуры.
Экономика представляет собой сложную многоуровневую, развивающуюся систему. Экономическая система общества состоит из малых экономических систем - домохозяйств и предприятий. Домохозяйство - это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция домохозяйства - потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Предприятие - малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных
предприятий объединены в отрасли. Отрасль - это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы - межотраслевые.
Кроме того экономическая система общества может включать и другие элементы: социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природно-экономические системы); технико-экономическая система отраслевые, межотраслевые, региональные системы.
Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном взаимодействии.
Рассматривая с точки зрения формационного подхода структура экономической системы выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность. Следовательно, структуру экономической системы образуют отношения взаимодействия людей в процессе производства материальных и духовных благ и услуг, т.е. совокупность производственных отношений.
Экономическая система - сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.
Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.
Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.
Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе - общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения.
- Классификация экономических систем
Многообразие экономических систем . Экономические системы находятся в постоянном движении и развитии. На смену одной экономической системы приходит другая. В результате этих процессов осуществляется естественное историческое развитие общества. Надо отметить, что среди ученых не существует единого мнения относительно периодизации исторического развития общества. Это объясняется тем, что учеными используются различные критерии при характеристике этого процесса.
Формационный подход . В соответствии с формационным подходом историческое развитие общества сводится к смене одной общественно экономической формации другой, более прогрессивной. Основоположниками формационного подхода являются марксисты. История развития общества, согласно этому подходу, это пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая , состоящая из двух стадий: социализма и коммунизма. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, представляющий единство производительных сил и производственных отношений.
В настоящее время формационный подход не находит широкого круга сторонников в научном мире. Это связано с тем, что в ряде стран, прежде всего азиатских, эта классификация вообще не применима к процессу исторического развития. Более того, за пределами формационного подхода остается человек с его потребностями и ценностями. Все это обусловливает поиск новых критериев, посредством которых можно провести анализ общественного развития.
Стадийный подход . Этот подход возник в рамках исторической школы одного из направлений экономической мысли XIX в Германии. В ХХ веке теорию стадий экономического роста развил американский ученый Уолтер Ростоу. По его мнению, общество в своем развитии проходит пять стадий: традиционное общество (примитивная техника, преобладание сельского хозяйства в экономике, господство крупных землевладельцев); переходное общество (централизованное государство, предпринимательство); стадия сдвига (промышленная революция); стадия зрелости ( HTP , господство городского населения); стадия массового потребления (приоритетная роль сферы услуг, производства потребительских товаров). Основным фактором развития общества, как считают сторонники теории стадий, являются производительные силы. Эта концепция по экономическому содержанию близка к теории К. Маркса.
Цивилизационный подход. Название этого подхода происходит от латинского слова civilis гражданский, общественный. Суть цивилизационного подхода заключается в том, что историческое движение общества рассматривается как развитие различных этапов (циклов) цивилизации.
Цивилизационный подход рассматривает развитие общества как естественный, эволюционный процесс. В центре внимания рассматриваемой теории находится человек с его постоянно растущими потребностями, научные, экономические, культурные ценности.
Информационный подход. Современная экономическая мысль (Дж . Гэлбрейт, Р. Арон и др.) на основе такого критерия, как уровень развития техники, выделяет индустриальное, постиндустриальное, не индустриальное (информационное) общество. В соответствии с этим критерием наиболее развитые страны представляют информационное общество. Высший уровень развития науки и техники, использование информационных технологий позволяют обеспечить не только экономический рост, стабильность цен и полную занятость, но и эффективную систему социальной защиты населения, экологической безопасности и пр.
Организационный подход. Классификация экономических систем на основе способа организации хозяйственной деятельности учитывает следующие признаки:
•форма собственности на факторы производства;
•кто и как принимает основные экономические решения;
•способ координации экономической деятельности;
•мотивы, стимулирующие ведение экономической деятельности.
Эти критерии позволяют выделить следующие экономические системы: традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, переходная экономика. В настоящее время такая классификация экономических систем является наиболее распространенной.
- Особенности рыночной и централизованно-управляемой экономических систем
- Централизованно-управляемая экономическая система
Централизованно управляемая экономика была исторически первой экономической системой, которую часто называют организованной иерархией или инструментальной экономикой. Она характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Во все времена и повсюду ведение хозяйства человеком сводилось к составлению и осуществлению хозяйственных планов. 2
Простая централизованно управляемая экономика» или «обособленное хозяйство», которое занимает в истории столь важное место, решает проблему хозяйственного учета относительно просто. Но как обстоит дело с централизованно управляемым хозяйством, которому вследствие его величины необходим особый административный аппарат, т.е. с «централизованно-административной экономикой»?
Здесь размеры хозяйства и количество подлежащих оценке товаров не позволяют производить прямое количественное измерение ценности. В то время как в условиях меновой экономики редкость отдельных благ проявляется в ценах и меновых ценностях, централизованно-административная экономика не располагает каким-либо эффективным методом для точного измерения редкости отдельных средств производства и продуктов. Вследствие этого руководство оказывается не в состоянии использовать имеющиеся в наличии рабочую силу и средства производства в соответствии с их действительной редкостью. Однако в исторической реальности элементы централизованно-административной экономики в
большинстве случаев переплетаются с элементами меновой экономики. Например, по указаниям центральной администрации могут производиться и распределяться лишь отдельные сельскохозяйственные продукты. В таких случаях цены меновой экономики создают определенную основу для хозяйственного учета. Эта основа тем прочнее, чем слабее воздействие элементов централизованно-административной экономики и чем более они отступают перед явлениями меновой экономики. В других же случаях, как учит история, хозяйственный учет и, тем самым, вообще точное управление экономикой наталкиваются на величайшие трудности.
Система «централизованно управляемой экономики» характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это - система «меновой экономики»3.
В странах с централизованно-управляемой системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Историческое исследование показывает, что система «централизованно управляемой экономики существовала и существует в двух формах: как «простая централизованно управляемая экономика» (обособленное хозяйство) или как «централизованно-административная экономика». Элементы этой экономической системы имели место не только в некоторых странах и в отдельные времена, например в иезуитской общине Парагвая, или в государстве инков, или в России 40-х годов нашего столетия - они встречались повсюду и во все времена. Иногда они доминировали, иногда лишь дополняли общую картину, но всегда выступали в соединении с элементами меновой экономики. Эти две формы реализуются в трех вариантах.
Тотальная централизованно управляемая экономика.
Она характеризуется тем, что в ней вообще не допускается обмен. Использование производительных сил, распределение продуктов и их потребление осуществляется по указанию центрального руководства. Проявления этого варианта встречаются довольно часто: в семейных хозяйствах прошлого и настоящего; в крупных централизованно-административных хозяйствах, относящихся к разным культурам, а также, например, при административном регулировании распределения жилой площади, квартирной платы и охраны прав квартиросъемщиков в последние десятилетия.
В тотальном и в обоих других вариантах централизованно управляемой экономики центральная инстанция указывает каждому его профессию и его рабочее место. Рабочий не может реализовать собственную волю при выборе рабочего места и при выборе профессии. Рабство, государственное или частное, и крепостничество во многих его ипостасях составляют в совокупности первую важнейшую форму трудовых отношений в централизованно управляемой экономике. Ограничения на свободу передвижения, выбор профессии и смену места работы, существующие сегодня во многих странах, тоже относятся к этой системе и могут рассматриваться как вторая, более мягкая форма централизованного управления трудом. Третьей формой является экономическая зависимость молодого поколения от старшего, которая до сих пор сохраняется, например, в Китае, где профессия и род деятельности всех членов семейного хозяйства определяются старейшиной семьи. В централизованно управляемой экономике трудовые отношения не принимают форму трудового соглашения.
Централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления.
В чистом виде централизованно управляемая экономика со свободным обменом предметами потребления, казалось бы, мало чем отличается от первого варианта. В действительности же различие между ними весьма существенное. Возникает принципиально новое обстоятельство: единоличное господство планирующего центра подрывается из-за того, что потребности и хозяйственные планы отдельных получателей предметов потребления также имеют возможность хотя бы отчасти заявить о себе. Здесь уже нет «монизма» в чистом виде, и возникает определенный «плюрализм» планов. При обмене образуются «меновые ценности». Определенное количество хлеба некто обменивает на определенное количество мяса, или сахара, или ткани, или сигарет. Если этот обмен предметами потребления не является случайной сделкой, а имеет долговременный характер, то образуются рынки и цены, начинает использоваться всеобщее средство обмена - деньги. Рынки, правда, играют абсолютно второстепенную роль по сравнению с центральным руководством и его решениями; хозяйственные планы отдельных индивидов строжайшим образом подчинены хозяйственному плану центрального руководства. Несмотря на это, возможность обмена чрезвычайно важна для получателя предметов потребления, потому что он может выменять те предметы, в которых остро нуждается, на выделенные ему предметы, в которых он нуждается меньше. В каждом обществе с тотальной централизованно управляемой экономикой возникает следующая проблема: центральная инстанция не располагает надежными средствами для того, чтобы выяснить потребности членов общества. Между потребностями получателей потребительских благ и хозяйственными решениями руководства нет координации. Но благодаря обмену предметами потребления между их получателями в этом втором варианте централизованно управляемой экономики могут быть компенсированы, по крайней мере, наиболее крупные ошибки в распределении благ, что имеет для потребителей важное практическое значение.
Централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором.
В чем состоит свободный выбор потребителя? Он существует тогда, когда отдельный человек покупает в пределах своего дохода то, что он хочет. Кажется, что такую ситуацию легко отличить от принудительного потребления, когда центральная инстанция сама определяет, что получит каждый человек. Но центральная инстанция может влиять на структуру потребления и другими средствами, помимо приказов и рационирования. Например, она может изменить вид сырья, идущего на изготовление потребительских товаров, как в случае замены шерсти, хлопка и шелка штапельным волокном и искусственным шелком. Управление потреблением происходит здесь без принуждения в отношении конечного потребителя, через замену сырья, которую потребитель чувствует не сразу из-за похожести новых текстильных товаров на прежние. Можно ли в данном случае сказать, что имеет место принуждение в сфере потребления? Нет! Отдельный человек все еще может сам решать, какие из предложенных потребительских товаров он хочет купить. Можно называть это состояние «ограниченно свободным потребительским выбором» в отличие от «неограниченного свободного потребительского выбора». Но принуждение в сфере потребления начинается только с того момента, когда возникает давление извне, когда потребитель вынужден получать или покупать определенные блага на основе приказа центральной инстанции или под давлением общественного мнения, то есть когда он не может реализовать собственную волю.
В государстве с централизованно управляемой экономикой при свободном потребительском выборе отдельные граждане могут доводить свои хозяйственные планы до центрального руководства через спрос. Сколько требуется обуви и какой, сколько и какой мебели - все это устанавливается исходя из размеров спроса на соответствующие товары.
Центральная инстанция может вести себя по отношению к индивидуальным хозяйственным планам двояким образом. Во-первых, она может попытаться исключить или уменьшить влияние индивидуальных планов на свой план. Для этого у нее хватает властных средств. В частности, она может, как единственный продавец всех потребительских товаров, подавить своей ценовой политикой воздействие индивидуальных хозяйственных планов на управление экономикой. Если, например, растет спрос на обувь при сохраняющемся уровне цен, то центральная инстанция может ответить на такое увеличение потребностей повышением цен на обувь. Это снизит до прежнего уровня количество обуви, на которое предъявляется платежеспособный спрос, сохранит стабильный уровень производства и избавит центральный хозяйственный план от влияния индивидуальных потребностей. Во-вторых, центральное руководство может попытаться использовать объем спроса как показатель потребностей населения. На ежегодное повышение спроса на обувь по определенной цене оно может ответить увеличением ее производства, благодаря чему потребности населения станут удовлетворяться лучше. Это означало бы, что центральное руководство стремится составить свой хозяйственный план с учетом хозяйственных планов граждан. Если оно действительно делает это, то его хозяйственный план зависит от множества хозяйственных планов тех, кто предъявляет спрос на блага. Этот второй случай третьего варианта можно отнести уже к меновой экономике: администрация-монополист, которая владеет всеми рынками, пытается снабжать потребителей по принципу «наилучшего обслуживания».
- Рыночная экономическая система
Рыночная экономика является самой распространенной экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХI вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.
Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы. Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать4
.
Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми осуществляется обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть взаимная передача прав собственности.
На рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведенных благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними. В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.
В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты, рынка. Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.
Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки
ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта.
В экономике происходит обмен между домашними хозяйствами и предприятиями (фирмами). Домашние хозяйства владеют ресурсами и предоставляют их фирмам посредством рынков ресурсов. Фирмы используют ресурсы, производят продукты и поставляют их на рынки товаров и услуг. В результате взаимодействия между домашними хозяйствами и предприятиями формируется общий объем производства в экономике. Домашних хозяйств и фирм в экономике великое множество.
Домашние хозяйства получают доход, поставляя рабочую силу на рынок труда, капитал на рынок капитала, землю и сырье на рынки земли и сырья. Они продают фирмам услуги факторов производства, получают доходы (зарплату, процент, прибыль, ренту) и покупают производимые фирмами товары и услуги. Доходы домашних хозяйств превращаются в их расходы, когда они покупают потребительские товары и услуги на рынках товаров.
Фирмы покупают ресурсы на рынках факторов производства, используют их для производства продукции и затем поставляют эту продукцию на рынки товаров и услуг. Расходы фирм на покупку факторов производства превращаются в доходы домашних хозяйств. Продавая свою готовую продукцию на рынках товаров и услуг, фирмы получают доходы и тем самым возмещают свои расходы на покупку ресурсов.
Мы в самом общем виде выяснили, как действует сформировавшаяся рыночная экономика. Вместе с тем, надо иметь в виду, что процесс возникновения и развития рыночной экономической системы длительный это процесс. В истории экономически развитых стран он занял не одно столетие. В этом историческом процессе развиваются условия, или предпосылки для возникновения и развития рыночной экономики. Важнейшими из них являются общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности на средства производства, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства, государственное вмешательство в экономику, нравственность, нормы которой выработаны человечеством.
Мы рассмотрели общий механизм функционирования рыночной экономики на примере модели общего экономического кругооборота. Также была выявлена роль цен и рынков в решении фундаментальных экономических проблем общества. Выявлены условия возникновения и развития рыночной экономики. Дальнейшее рассмотрение особенностей функционирования рыночной экономики предполагает введение дополнительных важных элементов системы. Речь идет о том, что для нормального функционирования рынков товаров и факторов производства необходима рыночная инфраструктура.
Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование5. Во всем сложном и взаимосвязанном комплексе рыночной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка товаров и услуг.
Таким образом, рыночная экономическая система - это такая система, где ресурсы распределяются и используются, главным образом с помощью механизма рыночной конкуренции, центром которой является цена блага. Рыночный экономический механизм дополняется государственным регулированием экономики. С точки зрения социально-экономических отношений, в этой системе господствует частная собственность на средства производства, но вместе с тем большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность. Оценивая эту систему по уровню материально-технического развития, можно определить рыночную экономическую систему как индустриальную и постиндустриальную экономику. Большинство стран с рыночной экономикой представляют собой индустриальное общество со структурой отраслей, где преобладают отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности. В наиболее развитых странах сформировалась постиндустриальная информационная экономика с преобладанием сферы услуг в структуре национального хозяйства.
- Сравнительный анализ этих систем
В заключение попробуем представить краткую сравнительную характеристику централизлванно-управляемой и рыночной экономик.
Таблица 2.1
Сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономических систем
№ |
Централизованная экономика |
Признаки для сравнения |
Рыночная экономика |
1 |
Государственная |
Преобладающая форма собственности на средства производства |
Частная |
2 |
Жесткая регламентация этой деятельности со стороны государства |
Характер экономической деятельности |
Свобода предпринимательства и выбора партнера |
3 |
Централизованное планирование |
Способ согласования хозяйственной деятельности |
Рыночное саморегулирование |
4 |
Необходимость выполнять государственные планы |
Главный мотив экономической активности |
Личный экономический интерес |
5 |
Справедливое распределение |
Главная забота общества |
Эффективное производство |
Хозяйственный механизм централизованно-управляемой системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.
В рыночной экономике напротив одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.
Для наглядности тут уместно вспомнить притчу о рыбе и удочке: можно регулярно давать на прокорм человеку рыбу, а можно раз и навсегда дать ему удочку, чтобы он кормил себя сам. Первый вариант напоминает централизованную систему, второй рыночную (где «удочка» это государственные гарантии частной собственности и свободы предпринимательства, «легкие налоги» (Смит) и определенные правила бизнеса).
Сопоставляя централизованную (социализм) и рыночную (капитализм) системы, австро-англо-американский экономист Фридрих фон Хайек (1899-1992) подчеркивает, что они функционируют на разных принципах. А именно. В основе «централизованно-управляемой экономики» лежат «сознательные порядки» организации и институты типа фабрики, армии, жестких уставов, создаваемых с заранее определенной целью и действующих по плану, в заданном «сверху» режиме6.
В основе же рынка, напротив, - «спонтанные порядки», которые складываются без чьего-либо замысла в живом, стихийном процессе взаимодействия тысяч людей, в столкновении их самых разных интересов, целей, вкусов, идей (как это происходит, например, со спросом и предложением, свободными ценами, языком, моральными нормами, созданием семей и так далее).
Очень важно еще одно. Частно-конкурентный строй, по Хайеку, - «единственный, где человек зависит лишь от себя самого, а не от милости сильных мира сего». В условиях раздробленности собственности между множеством конкурирующих частных владельцев никто не может абсолютно господствовать над другим.
Хайек сравнивает ограниченную власть капиталиста с безмерной властью чиновника. Даже у работодателя (пусть мультимиллионера), пишет он, меньше власти над своим рядовым наемным работником, чем у «ничтожнейшего чиновника», в распоряжении которого государственный аппарат насилия и которому в централизованно-управляемой системе позволено диктовать согражданам, как им работать и жить. Вот почему, заключает Фридрих Хайек, «общество, в котором власть в руках богатых, все равно лучше общества, в котором богатыми могут стать только те, в чьих руках власть».7
Заключение
В заключение хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы.
Целью курсовой работы являлось исследование особенностей централизованно-управляемой и рыночной экономических систем.
В ходе написания курсовой работы, я выявила, что основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе, формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм.
Выяснила, что экономические системы классифицируются по:
- Формационному подходу
- Стадийному подходу
- Цивилизационному подходу
- Информационному подходу
- Организационному подходу
Исследовала, что в странах с централизованно-управляемой экономической системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.
Исследовала, что рыночная экономическая система это такая система, где ресурсы распределяются и используются, главным образом с помощью механизма рыночной конкуренции, центром которой является цена блага. С точки зрения социально-экономических отношений, в этой системе господствует частная собственность на средства производства, но вместе с тем большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность.
В конце хотелось бы сказать о том, что централизованно-управляемая экономика оказалась несостоятельной потому, что «сознательные порядки» противоестественны для живых, развивающихся, многосложных систем. Никакой сверх отлаженный госаппарат не способен собрать и обработать весь гигантский массив непрерывно меняющейся информации с мест, на которую надо к тому же оперативно и грамотно реагировать «руководящими указаниями», одновременно преодолевая все искажающий бюрократизм.
В отличие от этого рынок никто не придумывал и не строил. Он самоскладывался веками, эволюционно усваивая и развивая только те социальные институты, которые прошли мощный фильтр естественного отбора, проверку опытом и временем. Именно так возникли и закрепились в обществе частная собственность и свободное предпринимательство, взаимоответственность бизнесменов и честная конкуренция, уважение к правам личности и законам государства. Эти и многие другие «спонтанные порядки» лучше всякого госуправления обеспечивают гибкую сбалансированность и высокую эффективность в национальном хозяйстве.
Библиографический список
1. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория./ В.З Баликоев [Текст] - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. - 731 с.
. Бондарь, А.В. Макроэкономика./ А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новиков и др. [Текст] - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007, 415 с.
. Буфетова, А.Н. Основы экономики./ А.Н. Буфетова, Л.С. Веселая [Текст] - Новосибирск: Изд-воНГУ,2001. с.
. Видяпин, В.И. Экономическая теория./ В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева и др. [Текст] - М.: ИНФРА-М, 2007. - 671 с.
. Грязнова, А.Г. Экономическая теория./ А.Г. Грязнова, В.М. Соколинский [Текст] - М.: КноРус, 2006. - 462 с.
. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика -1, 2: Учебник./ Г.П. Журавлева [Текст] М.: Издательский дом Дашков и К, 2006, - 934 с.
7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. Учебник/ С.Н. Ивашковский [Текст]. М.: Дело. 2004, 472 с.
. Киселева, Е.А. Макроэкономика. Конспект лекций./ Е.А. Киселева [Текст] - М.: Изд-во Эксмо, 2006, 352c.
. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник./ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников [Текст] М.: Высшее образование, 2006, 654c.
. Фомин, Г.Н. Основы экономической теории./ Г.Н. Фомин [Текст] - М.: РДЛ, 2004, 407с.
.Николаева, И.П. Экономическая теория в вопросах и ответах / И.П. Николаева. [Текст] - М.: КноРус, 2005, 188 с.
12. Адамович, Т.И. Экономическая история. Учебно-методическое пособие/ Т.И.Адамович. [Текст] - Минск: БГУ, 2004. - 75 c.
13. Бартенев, С.А. Экономическая история: Учебник/ С.А.Бартенев. [Текст] - М.: Издательство Экономист, 2004. - 422 с.
2 Бартенев С.А. Экономическая история: Учебник / С.А.Бартенев. - М.: Издательство Экономистъ, 2004. С. 139
3 Экономическая теория в вопросах и ответах / под ред. И.П. Николаевой. - М.: КноРус, 2005 - С. 49
4 Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика -1, 2: Учебник . М.: Издательский дом Дашков и К, 2006, - С. 283
5 Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2006. С. 146
6 Бартенев С.А. Экономическая история: Учебник / С.А.Бартенев. [Текст] - М.: Издательство Экономист, 2004. С. 154
7 Бартенев С.А. Экономическая история: Учебник / С.А.Бартенев. [Текст] - М.: Издательство Экономист, 2004. С. 156
27
Централизованно-управляемая и рыночная экономическая система: сравнительная характеристика