Производственный менеджмент, развитие, содержание, роль, составные части и системный характер. Понятие о «Системах»

Лекция №2

Производственный менеджмент, развитие, содержание, роль, составные части и системный характер. Понятие о «Системах».

Взаимосвязь “вход-преобразование-выход” в производственных системах:

Система

Основной “вход”

Ресурсы

Преобразующая функция

Ожидаемый “выход”

Больница

Пациенты

Доктора, медсестры, медикаменты, оборудование

Медицинская помощь (физиологическое преобразование)

Здоровые люди

Ресторан

Голодные посетители

Продукты, повара, официанты, оформление залов

Вкусные, сервированные блюда; красивый зал (физич. преобразов.)

Удовлетворенные посетители

Машиностроительный завод

Комплектующие, сырье, …

Станки, оборудование, рабочие

Монтаж и сборка машин (физическое преобразование)

Высококачественные

автомобили

Колледж, университет

Выпускники средних школ

Преподаватели, учебники, аудитории

Передача знаний и навыков (информационное преобразование)

Образованные специалисты

Универмаг

Покупатели

Витрины, запасы товаров, продавцы

Привлечение покупателей, реклама, (обмен)

Удовлетворенные покупатели

Оптовая база

Единицы учета запасов

Склады, погрузочно-разгрузочные машины

Хранение и перераспределение запасов (хранение)

Доставка, доступность запасов

Обобщенный вид Системы:

Место и содержание Производственного Менеджмента


В жизненном цикле существования товара "Производственный менеджмент" находится между стадиями маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). После производства следуют стадии подготовки нового товара к функционированию (стадия обращения), эксплуатации (включая ремонты) и утилизации товара. Отсюда можно сделать вывод, что в соответствии с принципом системного подхода эффективность производственного менеджмента, полностью зависит от «Входа», т.е. от качества работ по стратегическому маркетингу, НИОКР и ОТПП.

Производственный Менеджмент – это социально-экономическая, большая, сложная, открытая, материальная, динамическая, детерминированная, адаптивная, самоорганизующаяся Система, охватывающая собой процессы преобразования ресурсов в системе более высокого порядка - Производственной Системе.

Производственное предприятие является системой, которая среди множества своих Подсистем, имеет Систему под названием Производственный Менеджмент.

Производственный менеджмент, т. е. управление производственной деятельностью — одна из древнейших ветвей управленческого труда. Как только два человека приняли решение выполнять некую работу совместно, сразу же возникла необходимость в координации их действий, т. е. возникла необходимость в исполнении функции производственного менеджера

Закономерность эквифинальности – термин, характеризующий предельные возможности существования и развития системы. Управление малым предприятием, отличается от управления предприятием, работающим в федеральном масштабе, крупной корпорацией, или управления регионом. Однако, если Менеджмент выступает как саморазвивающаяся система, то управляющая система малого предприятия, может развиться в иную, адекватную новым условиям Систему, и приобрести соответственно новый уровень предельных возможностей (эквифинальности).

Закономерность аддитивности (независимости, обособленности), - представляет собой свойства «… которые проявляются у системы, как бы распавшейся на независимые элементы; тогда становится справедливым соотношение:

Qs= ;

где, Qs – свойства системы; qi - свойство i-го элемента;

Таким образом, функционирование систем, осуществляется в пределах от жесткой централизованной взаимосвязи ее компонентов, до состояния полного разрыва (отсутствия) этих связей. В зависимости от направления тренда, в определенные временные периоды, в системах могут быть наблюдаться те или иные состояния целостности.

Закономерность историчности означает, что любая Система не может быть неизменной. Она не только возникает, функционирует, развивается, но и погибает. Поэтому создавая Систему, можно предусматривать не только ее развитие, но и уничтожение.

Закономерность коммуникативности означает что «…она (система) образует особое единство со средой; - Как правило, любая исследуемая система, представляет собой элемент системы более высокого порядка; - Элементы любой исследуемой системы, в свою очередь обычно выступают как системы более низкого порядка».

Закономерность целостности (эмерджентности) - закономерность, проявляющаяся в системе, в виде возникновения, появления (emerge – появляться) у нее новых свойств, отсутствующих у элементов.

Закономерность целостности, в соответствие с теорией систем, обладает тремя важными отличительными сторонами.

  1. Свойства системы в целом, не являются простой суммой свойств, составляющих ее элементов:

Qs ;

где, Qs – свойства системы; qi - свойство i-го элемента;

  1. Свойства системы в целом, определяются свойствами, составляющих ее элементов:

Qs= f(qi)

  1. Объединенные в систему элементы, в большинстве случаев утрачивают часть своих прежних свойств, и способны приобретать новые свойства.

при условии

Закономерность целеобразования означает, что при выборе цели следует иметь в виду следующее:

- Цель на любом уровне управления вначале формируется «туманно», в виде некого образа, или множества целей;

- Цели формируются под воздействием внешних и внутренних факторов;

- Представление о ней как о Цели, может меняться в зависимости от развития системы: со временем Цель может переоформиться в результат, в средство достижения другой цели;

- Достижение Цели вышестоящего уровня, не может быть гарантировано достижением Целей нижестоящего уровня, хотя и зависит от них;

Закономерность иерархии означает строение Вселенной по принципу не только горизонтальных связей, но связей с вышестоящими системами, и с подсистемами. Т.е., всякая Система – «двуликий Янус», лик которого направлен вверх и вниз.

Пусть Менеджер (N), сталкивается с проблемой (D), которое имеет некоторое разнообразие решений (Vd). Этому разнообразию решений (проблем), противостоит разнообразие (возможности) Менеджера(Vn). Задача управленца - свести к минимуму, разнообразие:

(Vd- Vn) 0

Применительно к управляющим системам, Закон необходимого разнообразия утверждает что: «…разнообразие управляющей системы (Vsu), должно быть больше, или равно, разнообразию управляемого объекта (Vou): (Vsu Vou).

Тогда, решение проблем управляемого объекта можно за счет:

1. Увеличение численности аппарата управления (Vsu);

2. Уменьшение сложностей управляемых объектов, за счет унификации, стандартизации, типизации, введение поточного производства, автоматизации организаций, ….. (Vou);

3. Снижение уровня требований к управлению - сокращение числа контролируемых и регулируемых параметров управляемой системы (Vou);

4. Самоорганизация объектов управления(Vou) - ограничение вмешательства вышестоящих органов (Vsu) дела управляемых объектов до тех пор, пока результаты деятельности самостоятельных организаций, находятся в допустимых пределах.

Закон необходимого разнообразия предопределяет что для того чтобы решить какую либо проблему (управлять какой либо системой), имеющую в себе некоторое разнообразие сложностей, нужно обеспечить чтобы управляющая система имела большее разнообразие (знания, методы, опыт, количество и качество ресурсов, …), чем разнообразие решаемой проблемы (управляемая система).

Существование Систем, подвержено специфическим закономерностям. Важнейшими среди них являются:

Диффузные Системы, такие системы, в которых задача определить все компоненты и взаимосвязи между ними не ставится (пропускная способность, потоки информации, штатная численность обслуживающего персонала, …).

Закон необходимого разнообразия, Закономерность целеобразования, Закономерность аддитивности, Закономерность иерархичности, Закономерность историчности, Закономерность коммуникативности, Закономерность потенциальной эффективности, Закономерность целостности (эмерджентости), Закономерность экфинальности.

Хорошо организованные Системы – бывают в тех случаях, когда возможно определить все ее элементы и все взаимосвязи между ними.

Открытая система – Система, которая взаимодействует как с Внешней средой (большей Системой), так и Внутренней средой (меньшей Системой, или подсистемой). При этом цель открытой Системы, формируется и изменяется внутри самой Системы, из-за наличия у нее, так называемого Активного элемента (менеджер, предприниматель, органы управления..). В закрытых Системах, цель создается извне, ее Создателем, и используется им же, или Пользователем такой системы…

Простые и сложные

Малые и большие

Технические, производственные, социальные, социально-экономические, математические, физические, химические, экологические, биологические и т. д.

Абстрактные и материальные, статичные и динамические, детерминированные и стохастические, адаптивные и неадаптивные, хорошо организованные, диффузные, и самоорганизующиеся, ….

Открытые и закрытые

Сложная Система – это такая Система, которая имеет многоцелевой характер, и ее изучение возможно только по частям, с помощью Моделей, отражающих определяющую цель и характер Системы.

Классификация Систем

Под большими Системами понимают такие системы, которые невозможно отобразить, изучить или смоделировать в целом. Такие Системы изучаются по частям.

Использование для отображения рассматриваемого объекта (машина, процесс, человек, предприятие, и т.п., а также их соединение между собой в различной комбинации), понятия «Вход-выход», применяется исследователями и практиками для обозначения наличия у исследуемого объекта особого свойства - системного характера. В этом случае, сам исследуемый объект называют СИСТЕМОЙ. Современный взгляд на любую деятельность человека, окружающий его мир, процессы, … подразумевает их системный характер, а каждый элемент этого называют СИСТЕМОЙ! Таким образом, предприятие, его имущество, производство, производственные, технологические, социальные процессы, Менеджмент, деятельность человека за пределами предприятия – все это является СИСТЕМОЙ.

1732-1792г. Ричард Аркрайт, Англия механик, предприниматель, создает «Фабричный кодекс» - свод правил, предусматривавший систему штрафов за нарушение трудовой дисциплины в процессе производства и казарменный режим для рабочих.

"Фабричный кодекс", положил начало формированию науки об организации производства, явился первым теоретическим документом для регулирования общественного труда на предприятии и более сотни лет использовался на предприятиях разных стран мира.

Производственный менеджмент (ПМ) – истоки

Предметом изучения нашего курса, является специальный вид Менеджмента, его составная часть получившая название Производственный Менеджмент. Иногда его называют операционным менеджментом, поскольку значительная его часть приходится на управление людьми в процессе производственных или технологических операций

Производственный Менеджмент представляет собой сферу деятельности, в которой наука управления людьми объединяется с различными способами использования новейших технологий, оборудования, техники. Основная его цель заключается в разработке и применении максимально эффективных методов и инструментов создания благ для обеспечения потребителей качественной продукцией и услугами.

Т.е., производственный менеджмент охватывает своей сферой не только производственные предприятия, но и предприятия розничной и оптовой торговли, сферы услуг для бизнеса и для населения, предприятия общественного питания, здравоохранения, образования, органы государственного управления

Элтон Мейо, (1880-1949) американский социолог и психолог, профессор Гаварда, разрабатывая свою теорию «человеческих отношений», ставил следующие цели:

- повысить уровень мотивации человека к труду;

- психологически подготовить работника к принятию нововведений;

- улучшить качество организационных и управленческих решений;

- развивать сотрудничество среди работников и их трудовую мораль;

- содействовать личностному развитию работника.

Безостановочная работа конвейера, потребовала перестройки всех вспомогательных служб предприятия. И здесь весомый вклад в разработку теории и практики организации производства внес россиянин польского происхождения Кароль Адамецки (1866-1933), создатель теории производственных процессов во времени, разработавший графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

В 1913 г. американский капиталист Г. Форд-старший (1863-1947) на принадлежащих ему автомобильных заводах, внедряет новую систему организации производства («Фордизм»), на основе развитии систем Тейлора, Эмерсона и Файоля:

1. Максимальное разделение труда, в результате которого почти все операции производственного процесса становятся простыми и могут выполняться рабочими низкой квалификации, при напряженном темпе работы, задаваемом скоростью конвейера;

2. Механизация и автоматизация многих процессов производства, после разделения их на простейшие операции;

3. Последовательная стандартизация всех факторов производства, включая сырье, оборудование, инструмент, технологические режимы, трудовые приемы и формы организации.

4. В основе системы лежит сборочный конвейер, который предопределил возможность организации массового поточного производства, и в частности, организацию предметных участков и линий с прямоточным характером производства.

Француз Анри Файоль (1841-1925), создает систему управления производством, основанную на выделении следующих групп функций: технических, коммерческих, финансовых, охраны, счетных, административных и задач управления - предвидение, планирование, организация, стимулирование, координация и контроль.

С этих пор производственное предприятие приобретает знакомый для нас вид!

Американский ученый Ральф Эмерсон (1853-1931). В своей книге «Двенадцать принципов производительности» (1911 г.) он впервые изложил систему научной организации и управления коллективным трудом. Эмерсон впервые ввел понятие эффективности: Под эффективностью понимается максимально выгодное соотношение между затратами и результатами.

Ф. Тейлор и его соратники занимались рационализацией труда отдельного рабочего, и не пытались установить взаимосвязь и кооперацию между рабочими на участках, или предприятии в целом.

Ученик Ф. Тейлора, Генри Гант (1861—1919), замечает, что материальное стимулирование рабочих за качественное выполнение трудовых операций, приносит более лучшие результаты. Так появилась первая методика премиальной оплаты труда!

В основе системы Тейлора, лежит аналитический метод нормирования труда основанный на непосредственном измерении затрат времени на выполнение определенных операций и видов работ, с помощью хронометражных наблюдений.

Этот метод сводится к расчленению всех трудовых операций на простые трудовые действия и приемы, к устранению (в результате этого) излишних и бесполезных операций, к изучению способов выполнения отдельных элементов работ высококвалифицированными рабочими и отбору из них самых быстрых и удачных. В настоящее время этот метод получил название фотографии рабочего дня (ФРД).

Принципы организации труда Тейлора (система Тейлора):

- замена традиционных, рутинных приемов труда, методами и правилами, выработанными на основе обобщения лучшего опыта и изучения времени, необходимого для выполнения работы;

- отбор рабочих и систематическое обучение их новым приемам;

- отделение подготовки производства, от его исполнения, и в частности освобождение основного рабочего от выполнения функций, связанных с расчетом и подготовкой работ, с передачей этих работ специальным исполнителям;

- введение так называемой дифференциальной оплаты труда, при которой лишь выполняющим «урок» сохраняется установленный размер оплаты, а при недовыполнении его, размер оплаты за каждую выполненную единицу работы снижается (как правило, на 20-30% установленной ставки).

Фредерик Тейлор, США,(1856-1915), инженер, создает первую систему принципов научной организации труда (1903, 1911г.г.).

роизводственный менеджмент есть наука и практика эффективного управления процессами преобразования исходных ресурсов всех видов, в готовые товарные продукты и услуги

Производственное преобразование может иметь следующий характер:

Физическое преобразование как результат производственного процесса.

Изменение места расположения как результат транспортировки.

Обмен как результат торговой операции.

Складское хранение как результат складского обслуживания.

Физиологическое преобразование как результат медицинского обслуживания.

Информационное преобразование как услуга телекоммуникации

Одним из основополагающих в производственном менеджменте принципов организации производственной деятельности следует считать реализованный в 1800 г. американским инженером Э. Уитни принцип взаимозаменяемости деталей. Использование этого принципа дало ему возможность выполнить заказ правительства США на изготовление 10 тысяч мушкетов в весьма сжатые сроки, что в иных условиях было бы невозможно [14]. Принцип взаимозаменяемости лежит в основе современных концепций стандартизации и контроля качества, т. е. в основе организации современного производства.

«СИСТЕМА … – целое, составленное из частей; соединение, есть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство». Именно взаимосвязь между выделенными элементами, является всеохватывающей характеристикой, отличающей «систему», от других подобных категорий (совокупность, множество, и.т.д.).

Как правило, любая Система носит целевой характер, т.е. имеет цель.

В 1776 г. А. Смит (1723-1790) в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» описывает важнейшие категории трудовой теории стоимости. Он впервые наглядно показал, что именно разделение труда, специализация работника на относительно узком участке работы являются мощнейшим источником роста производительности труда, а в итоге — роста благосостояния нации. В дальнейшем разделение труда и специализация рабочих мест позволили организовать на промышленных предприятиях поточное производство массового продукта.

Контрольные вопросы:

  1. Развитие Производственного Менеджмента от А.Смита до Р. Аркрайта.
  2. Основные принципы организации труда по Тейлору.
  3. Роль Ганта, Эмерсона и Файоля в развитии Производственного Менеджмента.
  4. «Фордизм». Основные принципы. Принципы Элтона Мейо.
  5. Предмет и сущность Производственного Менеджмента.
  6. Основные преобразования, осуществляемые Производственным Менеджментом.
  7. Понятие о «Системе». Обобщенный вид «Системы».
  8. Основная классификация «Систем».
  9. Законы существования «Систем». Закон необходимого разнообразия.
  10. Законы существования «Систем». Закономерность целостности (эмерджентности).
  11. Законы существования «Систем». Закономерности целеобразования, аддитивности, иерархичности, историчности, коммуникативности, потенциальной эффективности, экфинальности.
  12. Производственный Менеджмент как «Система».
  13. Место, состав и содержание Производственного Менеджмента в системе Менеджмента предприятия.
  14. Принципы осуществления Производственного Менеджмента.

Производственный менеджмент, развитие, содержание, роль, составные части и системный характер. Понятие о «Системах»