Особенности денежно кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе


Введение

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой одно из направлений единой государственной экономической политики, проводимое в целях сглаживания экономических колебаний, повышения благосостояния населения и обеспечения полной занятости, путем воздействия на экономическую конъюнктуру: регулируя кредитные отношения и денежное обращение в стране.

Главная цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение состояния рынка. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более узкие и доступные задачи, чем указанные выше глобальные перспективы, например на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, минимизацию инфляции, поддержание курсовых соотношений валютного курса, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования.

Денежно-кредитная политика - очень противоречивый инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключено усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. В ее основе лежит теория денег, изучающая, в том числе, воздействие денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Среди экономистов длительное время ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и разработанной Милтоном Фридманом современной теории монетаризма - с другой.

В России главным звеном банковской системы обеспечивающим равновесие денежного рынка является Центральный Банк. В соответствии с федеральным законом N 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» ему предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны.

Актуальность выбранной темы курсовой работы очевидна. Она объясняется значимостью монетарной политики в регулировании современных экономических отношений. Кризис экономики 2008-2009 гг. показал неготовность большинства стран, в том числе и России, к негативному развитию событий на финансовых рынках. Особенностью кризиса 2008 года для России стало то, что сработала вся комбинация возможных негативных факторов - одновременно шло и падение нефтяных цен, и падение валютного курса, и падение фондовых индикаторов. Но быстрые действия регуляторов, и прежде всего Банка России, способствовали смягчению кризиса.

Цель данной курсовой работы:

  • определить сущность монетарной политики, рассмотрев ее понятие, цели, виды и инструменты,
  • рассмотреть теоретические концепции денежно-кредитного регулирования,
  • проанализировать особенности денежно кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе, рассмотрев ее проблемы и перспективы развития.

Методами исследования, использованные в данной курсовой работе являются: экономико-математический, статистический, графический и другие.

Также в данной работе были использованы информационные материалы законодательных актов, труды отечественных и зарубежных авторов и периодические издания.

Раздел 1. Монетарная политика в рыночной системе

1.1 Понятие и цели монетарной политики

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой один из элементов единой государственной экономической политики наряду с социальной, институциональной, структурной, инвестиционной, бюджетно-налоговой, научно-технической, внешнеэкономической политикой. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за ее проведение. Его деятельность в этой сфере заключается в воздействии на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы - с целью стабилизации экономического роста, установления низкого уровня безработицы и инфляции. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен. Поэтому центральные банки в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают три группы показателей:

  1. конечные цели денежно-кредитной политики - глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. К ним относятся обеспечение стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, рост реального объема производства, равновесие платежного баланса;
  2. промежуточные цели (ориентиры) денежно-кредитной политики - более конкретные и доступные цели, которые ставятся при проведении текущей денежно-кредитной политики. Они являются средством достижения конечных целей. В практике центральных банков применяются такие промежуточные цели, как денежная масса, ставка процента, валютный курс;
  3. инструменты денежно-кредитной политики - совокупность мер, с помощью которых осуществляется корректировка промежуточных целей (минимальные резервы, операции на открытом рынке, ставки по операциям центрального банка и др.)

Необходимость постановки промежуточных целей объясняется следующими обстоятельствами:

- Конечные цели (например, платежный баланс или совокупный национальный продукт) измеряется периодически, с большим отставанием от момента применения того или иного инструмента денежно-кредитной политики).

- На передачу импульсов денежно-кредитной политики к ее конечным целям требуется время, что затрудняет оценку эффективности денежно-кредитной политики по ее конечным результатам (целям).

- Промежуточные цели обычно объявляются для того, чтобы информировать участников рынка о решениях центрального банка и ориентировать рынок относительно будущего поведения денежных величин (темпов роста денежной массы, процентных ставок, инфляции).

1.2 Виды монетарной политики

Вариант монетарной политики определяется причиной изменения спроса на деньги. Изменение скорости обращения денег является причиной для реализации гибкой монетарной политики. Инфляция является причиной для проведения жесткой монетарной политики.

Жесткая (сдерживающая) монетарная политика (политика дорогих денег) - означает такой вид деятельности Центрального банка, при которой наблюдается нахождение на определенном уровне количества денежной массы. Графически жесткую политику можно показать вертикальной кривой предложения денег, соответствующей уровню заданного показателя денежной массы (рисунок (а)). Проводя жесткую политику, Центральный Банк:

  1. продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что, в свою очередь, способствует сокращению резервов коммерческих банков и текущих счетов населения. Как следствие, это приводит к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.
  2. повышает ставку рефинансирования, поэтому коммерческие банки понижают объемы заимствований у Центрального банка и повышают процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.
  3. повышает обязательную норму банковского резервирования, что ограничивает рост денежной массы.

Таким образом, жесткой денежно-кредитной политике присущ ограничительный характер, который сдерживает рост денежных знаков в обращении, что способствует противодействию инфляции.

Гибкая (стимулирующая) монетарная политика - политика, заключающаяся в поддержании на определенном уровне ставки процента. Стимулирующая монетарная политика имеет место в период спада и предназначена для «взбадривания» экономики, стимулирования роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

На графике гибкую политику можно представить горизонтальной кривой предложения денег на уровне фиксированного значения процентной ставки (рисунок (б)). Гибкая политика Центрального банка заключается в том, что он:

  1. покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.
  2. снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.
  3. снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к расширению возможностей кредитования экономики.

1.3 Инструменты монетарной политики

монетарный денежный кредитный банк

Набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, после кризиса 1998 г. резко сократились операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, с января 2000 г. до апреля 2004 г. не использовался такой метод денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции: ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "репо" и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Уменьшение учетной ставки влияет на увеличение спроса коммерческих банков на кредиты ЦБ, что увеличивает кредит и предложение денег. Увеличение учетной ставки, наоборот же, способствует сокращению спроса со стороны коммерческих банков на кредиты ЦБ, вызывая сокращение кредита и предложения денег. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменение не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг. Снижение учетной ставки центрального банка, напротив, удешевляет кредиты и депозиты, что ведет к обратным процессам: растет спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается их рыночная стоимость.

Операции на открытом рынке представляют собой операции Банка России по купле - продаже государственных ценных бумаг. Термин «операции на открытом рынке» был заимствован из практики функционирования Федеральной резервной системы США. Сегодня операции с ценными бумагами являются важнейшим инструментом денежно-кредитной политики центральных банков экономически развитых стран. Данный инструмент - наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Операции на открытом рынке могут проводиться центральными банками непостоянно, а по мере возникновения потребности расширения или ограничения объема денежно-кредитной эмиссии. Как правило, средство проведения политики открытого рынка: операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Это характерно для многих стран, в частности ФРГ, Франции, Великобритании и Италии.

Рефинансирование банков заключается в кредитовании Банком России коммерческих банков. Им же и устанавливается процентная ставка по рефинансированным кредитам. Ее увеличение приводит к удорожанию кредитных ресурсов и уменьшению денежной массы в обращении, а снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Установление ставки рефинансирования происходит на уровне ставок финансового рынка. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Валютная интервенция представляет собой деятельность центрального банка, заключающуюся в устойчивом воздействии на валютный рынок и валютный курс, осуществляемом с помощью продажи или закупки банком иностранной валюты. Проведение валютной интервенции для России прежде всего связано с целью поддержки российского рубля, его стабильного курса по отношению к доллару США. Валютные интервенции не являются эффективным инструментом валютной политики в условиях валютных кризисов и нестабильной финансовой ситуации в стране. Примером может служить Россия. Банк России в течение лета 1998 г. осуществлял валютные интервенции с целью поддержания курса рубля в заданном коридоре, но кризис на финансовом рынке и отток с него рублевых средств буквально «смел» курс рубля на валютном рынке. Дальнейшее проведение валютных интервенций стало бессмысленным, валютный коридор был сначала расширен, а затем отменен.

Таргетирование - установление прямых ограничений роста объемов денежной массы.

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.


Раздел 2. Основные концепции денежно-кредитной политики государства

2.1 Неоклассическая теория как одна из основ денежно-кредитного регулирования

Наиболее ранними учеными - экономистами, выдвинувшей представления о денежном обращении и регулировании экономики с помощью денег, стали представители классической (неоклассической) школы последней трети XIX - начала XX в.: Д. Юм, А. Смит, Д. Риккардо, Дж. Милль, А. Пигу, И. Фишер и др. По их мнению, рыночная экономика - это эффективная саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система, которая может обходиться без постоянного контроля над экономическим сектором со стороны государства. Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в долгосрочном периоде. Деньги же рассматривались ими, как средство выражения стоимости произведенной продукции, определения объемов инвестиционных вложений, определения дохода. Многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики.

Наиболее известными являются следующие варианты неоклассической теории:

  • трансакционный подход И. Фишера;
  • теория кассовых остатков.

Ирвинг Фишер - американский экономист, выдающийся представитель математической школы в экономической теории, один из создателей и первый президент Международного эконометрического общества, разработавший и объяснивший в своих трудах концепцию зависимости между величиной денежного обращения и уровнем товарных цен. Данную зависимость можно проследить, рассмотрев уравнение обмена:

MV = PT, где:

М - количество денег в обращении,

V- трансакционная скорость обращения денег

P- цена типичной сделки,

T- количество сделок за определенный период времени.

MV = PT - цены стабильны;

MV < PT - цены снижаются;

MV > PT - цены растут.

Слабость трансакционного подхода И. Фишера заключается в том, что при расчете спроса на деньги он принимает во внимание лишь денежные средства, находящиеся в обращении, но не учитывает деньги в их функции средства накопления.

В 1920-е гг. появляется предложенная английским экономистом, Альфредом Маршаллом, так называемая теория кассовых остатков, или кембриджская версия количественной теории денег. В данной теории, в отличие от концепции И. Фишера, определяется количество денег, которое индивиды хотели бы иметь для осуществления всех трансакций, а не количество денег, необходимое экономике для реализации всех обменных операций. Таким образом, объектом анализа здесь является спрос на деньги со стороны отдельных индивидов, а не экономики в целом. Кембриджскую версию количественной теории денег и цен отражает формула:

М = kPY, где:

М - номинальное количество денег,

P - уровень цен на товары и услуги (дефлятор ВВП),

Y - реальный доход общества за определенный период времени (реальный ВВП),

PY - номинальный доход,

k - коэффициент ликвидности (степень монетизации ВВП).

M - предложение денег, задаваемое государством,

kPY - спрос на деньги, определяемый общим номинальным доходом общества с учетом того, что часть его хранится в виде наличности и временно изымается из обращения.

Вследствие выдвижения в качестве своего основополагающего принципа жесткую зависимость уровня цен от предложения денег, не признавая других вариантов развития этой теории, количественная теория денежного обращения потерпела чувствительное фиаско в 30 - е годы XX в. и стала объектом критики.

2.2 Кейнсианская теория денежно-кредитного регулирования

Антиподом неоклассической теории является теория спроса на деньги, представленная Дж. Кейнсом. Она является наиболее известным теоретическим обоснованием широкомасштабного государственного вмешательства в рыночную экономику.

В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы. Причину попадания экономики в ловушку равновесия в условиях неполной занятости Дж. Кейнс видел в недостаточном совокупном спросе и считал, что правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса.

С точки зрения Кейнса, спрос на деньги зависит от предпочтения ликвидности. Предпочтение ликвидности, по Кейнсу, означает предпочтение хранить деньги в наличной, то есть наиболее ликвидной форме. Кейнс сформулировал три мотива хранения сбережений в денежной форме: транcакционный, спекулятивный и мотив предосторожности.

Транcакционный мотив означает, что хозяйствующий субъект будет хранить определенную часть своих денежных средств в наличной форме для того, чтобы финансировать этими деньгами свои ежедневные расходы. Например, домохозяйству постоянно нужны деньги на покупку еды, на оплату проезда, других услуг.

По вертикальной оси отложим банковскую ставку процента (R), а по горизонтальной - объем денежной массы (М). Вертикальная линия спроса на деньги показывает, что независимо от величины процента, определенная сумма денег (ОМо) находится на руках у домохозяйств. То есть она не будет вложена ни в банковский сектор, ни в реальный сектор экономики в качестве инвестиции, а будет использоваться для расчетов.

Трансакционный спрос зависит от следующих факторов:

а) уровня цен, чье повышение закономерно повышает денежный спрос;

б) реального объема производства, по мере расширения которого растут и реальные доходы, так что населению требуется больше денег для их превращения в товары и услуги;

в) скорости обращения денег, нарастание которой объективно снижает потребность в деньгах.

Спекулятивный мотив, обусловленный желанием выгодно использовать сбережения, поощряет хозяйствующего субъекта вкладывать деньги в проекты, обеспечивающие наибольшую доходность. Как мы определили, деньги перемещаются между реальным и банковским сектором экономики. Поэтому когда доходность в реальном секторе экономики будет более высокой, чем в банковском, то деньги из банковского сектора уйдут в реальный. В противном случае из реального сектора экономики деньги вернутся в банковский сектор.

По вертикали отражается банковский сектор экономики, а по горизонтали - реальный. Наклонная линия спроса на деньги характеризует отток денег из банковского в реальный сектор (с M1 до М2) в связи с уменьшением процентной ставки (с R1 до R2), а значит и доходности от банковских вложений. Наоборот, если же мы поднимаемся по линии спроса, то видим, что с ростом процентной ставки происходит приток денежных средств в банковский сектор из реального в связи с сокращением доходности в последнем.

Мотив предосторожности - это желание хранить деньги для непредвиденных обстоятельств, например, внезапной болезни, несчастных случаев, срочного ремонта автомобиля и т.д. По своей сути мотив предосторожности близок к транзакционному мотиву. Хозяйствующий субъект, не уверенный в прибыльности инвестиционных проектов, будет хранить деньги в наличной форме и при неблагоприятном развитии событий в экономике страны он не понесет крупных потерь. Хотя в данном случае он не застрахован от инфляции, в какой бы валюте он ни хранил свои сбережения.

Дж. Кейнс и его последователи утверждали, что государство, используя методы денежно-кредитной политики, может оказывать воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост. Однако в большей мере отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. «Провалы» кейнсианской теории денежного обращения состоят в недооценке опасности развития инфляции, преувеличении роли прямых государственных инвестиций и бюджетных методов регулирования конъюнктуры, переоценке реального эффекта дефицитного финансирования.

В целом в 70-х годах XX столетия наблюдался кризис кейнсианской школы, приведший к развитию в экономической науке нового направления - монетаризма.

2.3 Неоконсервативный подход (монетаризм) в денежно-кредитном регулировании

Главными теоретиками современного монетаризма являются известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридмен и американский экономист чикагской школы Анна Шварц.

Монетаризм - школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости. Взгляды монетаристы и кейнсианцев расходятся не только в вопросах роли денег в экономике, но и прежде всего в оценке функционирования рыночного хозяйства в целом. По их мнению, рыночная экономика достаточно устойчивый механизм, который способен самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие. Именно поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государственного регулирования экономики, отстаивают принципы свободной конкуренции. Решающим фактором развития производства выступают деньги. Чрезмерное государственное вмешательство в экономику может спровоцировать, по их мнению, экономический кризис. Доказательство этому они находили не только в кризисах середины 70-х - начала 80-х гг.

Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики, которая выражается уравнением обмена И. Фишера, представленным выше.

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридмену и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Так, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную величину, считают, что предлагаемая ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменением темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем на цены. Это выражается следующей зависимостью:

kM = PY, где

k - коэффициент при постоянстве V (скорости обращения денег).

Например, в пределах одного делового цикла темпы роста денежной массы в обращении после некоторой задержки, обычно в несколько месяцев, вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП.

Монетаристы считают механизм влияния денег на объем ВНП скрытым, т.к. это влияние осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. М. Фридмен объясняет этот механизм, используя «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. Каждый человек формирует определенную структуру своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, что, в свою очередь, приводит к росту объемов ВНП.

Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег - в пределах 3-5% в год. Центральный банк должен проводить в жизнь постоянную предсказуемую денежную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, чтобы, с одной стороны, обеспечивать рост реального ВНП, а с другой стороны, не вызывать инфляционных процессов в экономике. Современная денежная теория все более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической "экономики предложения" и др.


Раздел 3 Центральный Банк: его роль в осуществлении монетарной политики.

3.1 Сущность и функции Центрального Банка РФ

В России монетарная политика имеет название денежно кредитная-политика и осуществляет ее Центральный банк России, а разрабатывают Центральный банк и Правительство (Минфин).

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Его правовой статус, функции, принципы организации и деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а так же Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В осуществлении своих функции и полномочий, предусмотренных законодательством, Банк России обладает независимостью от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Финансовая независимость заключается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а государство - по обязательствам Центрального Банка. Установлен запрет кредитования Банком России федерального бюджета и бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением тех случаев, когда такая возможность прямо предусмотрена законом о федеральном бюджете). Политическая независимость проявляется в отсутствии формальных связей между ним и Правительством Российской Федерации. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам назначения на должность и освобождения от нее Председателя Банка России. Так же Государственная Дума рассматривает основные направления единой денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка Росси.

Центральный банк образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики отражают цели политики Банка России и задают ключевые ориентиры эволюции монетарной сферы российской экономики.

Целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Для достижения этих функций Банк России выполняет следующие функции:

Как орган монетарной власти:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций:

  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила проведения банковских операций.

Как расчетный центр банковской системы:

  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Как банкир Правительства Российской Федерации:

  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация по исполнению и исполнение бюджетов.

3.2 Перспективы развития денежно-кредитной политики в РФ

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году - до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года).

Расчеты по денежной программе на 2012-2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта федерального закона “О федеральном бюджете на плановый период 2012 и 2013 годов”

Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012-2013 годов.

При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2012 году - 11-16%, в 2013 году - 9-13%. При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое согласно прогнозу в 2012-2013 будет происходить за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году. Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно. Как предусмотрено “Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на плановый период 2012-2013 годов”, в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе в 2012 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.

Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный рост цен на нефть в рамках прогнозного периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году -1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому. В 2012 году указанный прирост ЧМР будет частично компенсирован сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей. В условиях предполагаемого по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2012 и 2013 годах объем чистого кредита расширенному правительству будет снижаться на 0,1 трлн. рублей.

В соответствии с третьим вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2012 и 2013 годах прогнозируется увеличение ЧМР на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.

С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора. Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

Заключение


Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства и в экономической жизни нашей страны. Она способствует развитию экономики, стабилизации общественных отношений, развитию научно-технического прогресса, наукоёмких производств, снижению социальной напряженности, стабилизации государства в целом.

В данной работе были изучены цели кредитно-денежной политики, методы и инструменты государственного регулирования экономики, также выявлены её сильные и слабые стороны.

Проведённые мной исследования данной темы позволили сделать следующие выводы:

1. Денежно-кредитная политика является совокупностью мероприятий денежной политики, определяющей изменение денежной массы, и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. В то время как двуединой задачей денежно-кредитной политики является поддержание стабильной покупательной способности национальной валюты по отношению к товарам и услугам, обращающимся на внутреннем рынке (через обеспечение низких темпов инфляции), так и товарам и услугам, обращающимся на мировом рынке (через обеспечение стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранным).

2. Современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях, так как каждая из данных теорий имеет как ряд положительных, так и ряд негативных моментов. И одной из основных задач государства считается нахождение оптимального сочетания методов регулирования исходя из двух подходов к сущности денег.
3. Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, изменение норм обязательных резервов и операции на открытом рынке. Среди селективных методов выделяются прямое ограничение резервов банковских кредитов и контроль по отдельным видам кредитов.
4. С помощью инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит от причин изменения спроса на деньги.

5. Банком России в основном используются такие инструменты как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва, учетная ставка, регулирование валютного курса, регулярный выпуск облигаций Банка России, депозитные операции с кредитными организациями. Но их использование Банком России имеет свои особенности.
6. Специфика современной российской экономики накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. Каждый денежно-кредитный инструмент имеет свою ограниченную сферу применения и по существу не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими в настоящее время являются нормативы обязательных резервов, рефинансирование, проведение депозитных операций, валютные интервенции.

7. Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения (они прежде всего регулируют изменения денежной массы) и кредита (нацелены на регулирование объема кредитов, процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) представляет собой денежно-кредитную политику. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.


Список использованных источников

  1. Булатова. А.С – М.: Учебник. 3-е изд./ Экономика: , 2006г.
  2. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики. // 2008г.
  3. Игнатьев С.М. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации.// Деньги и кредит. 2007. №5.
  4. Николаева И.П. Казиахмедова Г.М. - Экономическая теория: учебник для студентов ВУЗов. 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.
  5. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учебное пособие, 2007г.
  6. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы.// Деньги и кредит. 2005. №2.
  7. Фетисов Г.Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики. // Вопросы экономики. 2007. №2
  8. Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной политики// Финансы и кредит.-2007.-№20(158)
  9. Мировая экономика и международные отношения. 2007. №3
  10. Кредитно-денежная политика. [Электронный документ] // Альманах. 2007. №7. (http://www.arett.ru).

35

Особенности денежно кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе