Бюджетная классификация

Лекция 6

Бюджетная классификация

Назначение бюджетной классификации

По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.

Бюджетная классификация - это группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке.

Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат - обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. Это, в частности, достигается группировкой доходов и расходов бюджета на условиях, обеспечивающих возможность объединения ряда отдельных видов поступлений и затрат, позволяет осуществлять финансовый контроль в народном хозяйстве и обеспечивать соблюдение бюджетной дисциплины.

В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок - одно из важнейших требований, предъявляемых к бюджетной классификации.

Значение бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточении основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.

Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных бюджетов за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения каких-либо потребностей.

Классификация создает условия для объединения смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств и использованием их по целевому назначению. Классификация дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.

В условиях самостоятельности всех звеньев бюджетной системы классификация дает основу для единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов, для сравнимости бюджетных показателей в отраслевом и территориальном разрезе.

Итак, бюджетная классификация необходима органам государственного управления и местного самоуправления для:

  • бюджетного планирования;
  • управления процессом исполнения бюджетов;
  • ведения бюджетного учета;
  • составления бюджетной отчетности;
  • осуществления бюджетного контроля;
  • анализа составления и исполнения бюджетов.

Бюджетная классификация обязательна для всех бюджетов бюджетной системы и организаций и строится в соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации

С 1 января 2009 г. в Российской Федерации действует новая бюджетная классификация, которая включает:

  1. классификацию доходов бюджета;
  2. классификацию расходов бюджета;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Для фиксирования бюджетных показателей каждому из них устанавливается определенное место в коде бюджетной классификации.

Код бюджетной классификации - агрегированный многоразрядный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.

Классификация доходов бюджетов

Эта классификация доходов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:

  1. главный администратор доходов бюджета;
  2. вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
  3. подвид доходов;
  4. классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

1

2

3

4

Главный админист- ратор доходов бюджета

Вид доходов

Подвид доходов

Статья (подста-

тья) классифи-

кации операций сектора государст-венного управления, относящаяся к доходам бюджетов

групп-па

подг-руппа

статья

подстатья

элемент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Главный администратор доходов бюджета. Представляет собой определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации или иную организацию, которые определяют перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являются администраторами доходов бюджета.

Код главного администратора доходов бюджета (разряды 1- 3 кода классификации доходов бюджетов) состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному главному администратору доходов бюджета, согласно с законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации и правовым актам, принятым органами местного самоуправления.

Вид доходов. Код вида доходов (разряды 4 - 13 кода классификации доходов бюджетов) состоит из десяти знаков и включает:

  • группу - разряд 4 кода классификации доходов бюджетов;
  • подгруппу - разряды 5 - 6 кода классификации доходов бюджетов;
  • статью - разряды 7 - 8 кода классификации доходов бюджетов;
  • подстатью - разряды 9 - 11 кода классификации доходов бюджетов;
  • элемент - разряды 12 - 13 кода классификации доходов бюджетов.

Код вида доходов предусматривает три группы:

  • 1 00 00000 00 - налоговые и неналоговые доходы;
  • 2 00 00000 00 - безвозмездные поступления;
  • 3 00 00000 00 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Группу 1 00 00000 00 «Налоговые и неналоговые доходы» детализируют следующие подгруппы:

  • 1 01 00000 00 - налоги на прибыль, доходы;
  • 1 02 00000 00 - налоги и взносы на социальные нужды;
  • 1 03 00000 00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 1 04 00000 00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 1 05 00000 00 - налоги на совокупный доход;
  • 1 06 00000 00 - налоги на имущество;
  • 1 07 00000 00 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 1 08 00000 00 - государственная пошлина;
  • 1 09 00000 00 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 1 10 00000 00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 1 11 00000 00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 1 12 00000 00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 1 13 00000 00 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • 1 14 00000 00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 1 15 00000 00 - административные платежи и сборы;
  • 1 16 00000 00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 1 17 00000 00 - прочие неналоговые доходы;
  • 1 18 00000 00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; (в ред. Приказа Минфина РФ от 23 марта 2009 г. 29н)
  • 19 00000 00 - возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет. (в ред. приказа Минфина РФ от 23 марта 2009 г. 29н) Группу 2 00 00000 00 «Безвозмездные поступления» детализируют следующие подгруппы:
    1. 01 00000 00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;
    2. 2 02 00000 00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    3. 03 00000 00 - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;
    4. 2 04 00000 00 - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
    5. 05 00000 00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
    6. 2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления;
    7. 08 00000 00 - перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Группу 3 00 00000 00 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» детализируют следующие подгруппы:

  • 01 00000 00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;
  • 3 03 00000 00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Установлены следующие коды элементов доходов:

  • 01 федеральный бюджет;
  • 02 бюджет субъекта Российской Федерации;
  • 03 бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга;
  • 04 бюджет городского округа;
  • 05 бюджет муниципального района;
  • 06 бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • 07 бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • 08 бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 09 бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 10 бюджет поселения.

Детализация подгрупп производится посредством статей.

Например, в подгруппу «Налоги на прибыль, доходы» (1 01 00 000 00) включаются две статьи:

1 01 01 000 00 - налог на прибыль организаций;

1 01 02 000 01 - налог на доходы физических лиц.

Детализация подгрупп производится посредством подстатей.

Например, в статью «Налог на прибыль организаций» (10101 000 000) включаются девять подстатей:

1 01 01 010 00 - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам;

1 01 01 011 01 - налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет;

1 01 01 012 02 - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации;

1 01 01 020 01 - налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;

1 01 01 030 01 - налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

1 01 01 040 01 - налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями;

1 01 01 050 01 - налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями;

1 01 01 060 01 - налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций российскими организациями;

1 01 01 070 01 - налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Подвид доходов. В рамках кода классификации доходов бюджетов выделен код подвида доходов.

Подвиды доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (разряды 14 - 17 кода классификации доходов бюджетов).

Детализация кодов подвидов доходов осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в следующем порядке. Министерство финансов Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов доходов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

По доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов и доходам от взимания государственной пошлины первый знак кода подвида доходов используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу. Главные администраторы указанных доходов (за исключением вывозных таможенных пошлин на сырую нефть) обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода подвида доходов:

1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов. Применяются следующие статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (разряды кода классификации доходов бюджетов 18-20):

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия;

150 - безвозмездные поступления от бюджетов;

151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;

153 - поступления от международных финансовых организаций;

160 - взносы на социальные нужды;

170 - доходы от операций с активами;

180 - прочие доходы;

410 - уменьшение стоимости основных средств;

420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;

430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;

440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

Классификация расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач. Классификация расходов состоит из:

  1. кода главного распорядителя бюджетных средств;
    1. кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
      1. кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - три знака, раздел - два знака, подраздел - два знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - семь знаков, код вида расходов - три знака, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, - три знака.

1

2

3

Главный распорядитель бюджетных средств

Раздел

Подраздел

Целевая статья

Вид расходов

Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящаяся к расходам бюджетов

Программа

Подпрог-рамма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Разделы, подразделы. Классификация расходов бюджетов содержит одиннадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы 95 подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы и подразделы представляют первый и второй уровни классификации расходов, являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Код

Раздел, подраздел

0100

Раздел ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Подразделы:

0101

Функционирование Президента Российской Федерации

0102

Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования

0103

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований

0104

Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций

0105

Судебная система

0106

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

0107

Обеспечение проведения выборов и референдумов

0108

Международные отношения и международное сотрудничество

0109

Государственный материальный резерв

0110

Фундаментальные исследования

0111

Обслуживание государственного и муниципального долга

0112

Резервные фонды

0113

Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов

0114

Другие общегосударственные вопросы

0200

Раздел НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

Подразделы

0201

Вооруженные Силы Российской Федерации

0202

Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований

0203

Мобилизационная и вневойсковая подготовка

0204

Мобилизационная подготовка экономики

0205

Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности

0206

Ядерно-оружейный комплекс

0207

Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества

0208

Прикладные научные исследования в области национальной обороны

0209

Другие вопросы в области национальной обороны

0300

Раздел НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Подразделы

0301

Органы прокуратуры

0302

Органы внутренних дел

0303

Внутренние войска

0304

Органы юстиции

0305

Система исполнения наказаний

0306

Органы безопасности

0307

Органы пограничной службы

0308

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

0309

Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона

0310

Обеспечение пожарной безопасности

0311

Миграционная политика

0312

Модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов

0313

Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности

0314

Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности

0400

Раздел НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Подразделы

0401

Общеэкономические вопросы

0402

Топливно-энергетический комплекс

0403

Исследование и использование космического пространства

0404

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

0405

Сельское хозяйство и рыболовство

0406

Водное хозяйство

0407

Лесное хозяйство

0408

Транспорт

0409

Дорожное хозяйство

0410

Связь и информатика

0411

Прикладные научные исследования в области национальной экономики

0412

Другие вопросы в области национальной экономики

0500

Раздел ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Подразделы

0501

Жилищное хозяйство

0502

Коммунальное хозяйство

0503

Благоустройство

0504

Прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства

0505

Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства

0600

Раздел ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Подразделы

0601

Экологический контроль

0602

Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод

0603

Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания

0604

Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды

0605

Другие вопросы в области охраны окружающей среды

0700

Раздел ОБРАЗОВАНИЕ

Подразделы

0701

Дошкольное образование

0702

Общее образование

0703

Начальное профессиональное образование

0704

Среднее профессиональное образование

0705

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

0706

Высшее и послевузовское профессиональное образование

0707

Молодежная политика и оздоровление детей

0708

Прикладные научные исследования в области образования

0709

Другие вопросы в области образования

0800

Раздел КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Подразделы

0801

Культура

0802

Кинематография

0803

Телевидение и радиовещание

0804

Периодическая печать и издательства

0805

Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации

0806

Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации

0900

Раздел ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Подразделы

0901

Стационарная медицинская помощь

0902

Амбулаторная помощь

0903

Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов

0904

Скорая медицинская помощь

0905

Санаторно-оздоровительная помощь

0906

Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов (в ред. приказа Минфина РФ от 23 марта 2009 г. 29н)

0907

Санитарно-эпидемиологическое благополучие

0908

Физическая культура и спорт

0909

Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта

0910

Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта

1000

Раздел СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Подразделы

1001

Пенсионное обеспечение

1002

Социальное обслуживание населения

1003

Социальное обеспечение населения

1004

Охрана семьи и детства

1005

Прикладные научные исследования в области социальной политики

1006

Другие вопросы в области социальной политики

1100

Раздел МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

Подразделы

1101

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1102

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

1103

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1104

Иные межбюджетные трансферты

1105

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

Целевые статьи расходов - функциональной третий уровень классификации расходов бюджетов - отражают расходы бюджетов по конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов. В рамках целевых статей расходов упорядочено отражение расходов на реализацию целевых программ в функциональной классификации расходов бюджетов.

Целевые статьи расходов позволяют реализовать функциональное наполнение деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса. Целевая статья 100 00 00 отражает федеральные целевые программы, целевая статья 522 00 00 отражает региональные целевые программы.

Пример целевой статьи расходов 001 00 00 Руководство и управление в сфере установленных функций

По этой целевой статье отражаются расходы на:

  • содержание Президента РФ, высшего должностного лица субъекта Федерации, органа местного самоуправления, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;
  • содержание и обеспечение деятельности федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, аппаратов управления государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение визитов делегаций высших органов власти за рубеж;
  • управление и содержание зарубежного аппарата;
  • управление и эксплуатацию федерального недвижимого имущества за рубежом;
  • оценку недвижимости, признание прав и регулирование отношений по федеральной собственности за рубежом;
  • обеспечение приватизации и проведение предпродажной подготовки объектов приватизации;
  • проведение статистических обследований и переписей;
  • управление находящимися в государственной и муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ;
  • реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства;
  • оплату исследований (испытаний) и экспертизы отобранных образцов (проб) продукции;
  • выполнение других обязательств государства в сфере установленных функций.

Виды расходов - четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов - детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов. Отражены в разрядах 15 - 17 классификации.

Примеры видов расходов

001 Президент Российской Федерации

По данному виду расходов отражаются расходы на оплату труда, с учетом начислений, Президента РФ.

002 Руководитель Администрации Президента РФ и его заместители

По данному виду расходов отражаются расходы на оплату труда, с учетом начислений, руководителя Администрации Президента Российской Федерации и его заместителей.

01 Полномочные представители Президента РФ и их заместители в федеральных округах

По данному виду расходов отражаются расходы на оплату труда, с учетом начислений, полномочных представителей Президента РФ и их заместителей в федеральных округах.

Статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к расходам бюджетов. В разрядах 18 - 20 20-значного кода классификации расходов бюджетов применяются следующие статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления:

211 Заработная плата;

212 Прочие выплаты;

213 Начисления на выплаты по оплате труда;

221 Услуги связи;

222 Транспортные услуги;

223 Коммунальные услуги;

224 Арендная плата за пользование имуществом;

225 Работы, услуги по содержанию имущества;

226 Прочие работы, услуги;

231 Обслуживание внутреннего долга;

232 Обслуживание внешнего долга;

241 Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;

242 Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций;

251 Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;

252 Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств;

253 Перечисления международным организациям;

261 Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения;

262 Пособия по социальной помощи населению;

263 Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления;

290 Прочие расходы;

310 Увеличение стоимости основных средств;

320 Увеличение стоимости нематериальных активов;

330 Увеличение стоимости непроизведенных активов;

340 Увеличение стоимости материальных запасов;

530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:

  1. код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 1-3);
    1. код группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (разряды 4-17);
      1. код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18-20).

1

2

3

Главный администра- тор источни-

ков финан-

сирования

дефицитов бюджетов бюджетов

Группа

Подгруппа

Статья

Вид источника

Статья (подста-

тья) классифи-

кации операций

сектора государ-

ственного управления, относящаяся к источникам финансирования дефицитов

Подстатья

Элемент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета - определенный законом (решением) об этом бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов включает группы 000 01 00 00 00 00 0000 000 «Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов» и 000 02 00 00 00 00 0000 000 «Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов».

Группы разделяются на подгруппы.

Например, группа 000 01 00 00 00 00 0000 000 «Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов» включает подгруппы:

000 01 01 00 00 00 0000 000 - Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.

000 01 02 00 00 00 0000 000 - Кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации.

000 01 03 00 00 00 0000 000 - Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и др.

Группа 000 02 00 00 00 00 0000 000 «Источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов» так же детализирована подгруппами.

Например: 000 02 01 00 00 00 0000 000 - Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

000 02 02 00 00 01 0000 000 - Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте и др.

Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов. Шестизначный код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов детализирован подстатьей и элементом (разряды 3 - 4 и 5 - 6) ее шестизначного кода.

Элемент источников финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Выделяются следующие коды элементов источников финансирования дефицитов бюджетов:

01 - федеральный бюджет;

02 - бюджет субъекта Российской Федерации;

03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

04 - бюджет городского округа;

05 - бюджет муниципального района;

06 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

07 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

10 - бюджет поселения.

В рамках вида источника (разряды 14 - 17 20-значного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов) законодательными актами субъектов Российской Федерации или решением муниципальных образований производится (при необходимости) дальнейшая детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.

Статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления, относящиеся к источникам финансирования дефицитов бюджетов. В разрядах 18 - 20 20-значного кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов применяются следующие статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления:

171 Доходы от переоценки активов;

310 Увеличение стоимости основных средств;

410 Уменьшение стоимости основных средств;

510 Поступление на счета бюджетов;

520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

540 Увеличение задолженности по бюджетным кредитам;

550 Увеличение стоимости иных финансовых активов;

610 Выбытие со счетов бюджетов;

620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;

630 Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

640 Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;

650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов;

710 Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

720 Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу;

810 Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу;

820 Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу.

Классификация операций сектора государственного управления

Эта классификация является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления в зависимости от их экономического содержания.

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп и статей.

Код

Группа, статья

100

Доходы

110

Налоговые доходы

120

Доходы от собственности

130

Доходы от оказания платных услуг

140

Суммы принудительного изъятия

150

Безвозмездные поступления от бюджетов

151

Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

152

Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

153

Поступления от международных финансовых организаций

160

Взносы на социальные нужды

170

Доходы от операций с активами

171

Доходы от переоценки активов

172

Доходы от реализации активов

173

Чрезвычайные доходы от операций с активами

180

Прочие доходы

200

Расходы

210

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

211

Заработная плата

212

Прочие выплаты

213

Начисления на выплаты по оплате труда

220

Оплата работ, услуг

221

Услуги связи

222

Транспортные услуги

223

Коммунальные услуги

224

Арендная плата за пользование имуществом

225

Работы, услуги по содержанию имущества

226

Прочие работы, услуги

230

Обслуживание государственного (муниципального) долга

231

Обслуживание внутреннего долга

232

Обслуживание внешнего долга

240

Безвозмездные перечисления организациям

241

Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям

242

Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций

250

Безвозмездные перечисления бюджетам

251

Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

252

Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств

253

Перечисления международным организациям

260

Социальное обеспечение

261

Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

262

Пособия по социальной помощи населению

263

Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления

270

Расходы по операциям с активами

271

Амортизация основных средств и нематериальных активов

272

Расходование материальных запасов

273

Чрезвычайные расходы по операциями с активами

290

Прочие расходы

300

Поступление нефинансовых активов

310

Увеличение стоимости основных средств

320

Увеличение стоимости нематериальных активов

330

Увеличение стоимости непроизведенных активов

340

Увеличение стоимости материальных запасов

400

Выбытие нефинансовых активов

410

Уменьшение стоимости основных средств

420

Уменьшение стоимости нематериальных активов

430

Уменьшение стоимости непроизведенных активов

440

Уменьшение стоимости материальных запасов

500

Поступление финансовых активов

510

Поступление на счета бюджетов

520

Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале

530

Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале

540

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам

550

Увеличение стоимости иных финансовых активов

560

Увеличение прочей дебиторской задолженности

600

Выбытие финансовых активов

610

Выбытие со счетов бюджетов

620

Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале

630

Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале

640

Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам

650

Уменьшение стоимости иных финансовых активов

660

Уменьшение прочей дебиторской задолженности

700

Увеличение обязательств

710

Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу

720

Увеличение задолженности по внешнему государственному долгу

730

Увеличение прочей кредиторской задолженности

800

Уменьшение обязательств

810

Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу

820

Уменьшение задолженности по внешнему государственному долгу

830

Уменьшение прочей кредиторской задолженности

Статья, в свою очередь, детализируется подстатьями.

Например в Группу 100 Доходы входит статья 110 Налоговые доходы, которая включает подстатьи:

Налоги на прибыль, доходы;

Налоги на социальные нужды;

Налоги на товары, работы, услуги, реализуемые на территории Российской Федерации;

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

Налоги на совокупный доход;

Налоги на имущество;

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

Государственная пошлина, сборы;

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

PAGE 16

Бюджетная классификация