Технологическая карта по географии Озера 6 класс
Урок « Озера» (6 класс)
Гладкова Н. В., учитель географии
МБОУ «Первомайская СОШ Цивильского района Чувашской Республики»
Данная разработка представляет собой технологическую карту и краткий конспект урока. Может применяться на уроке усвоения новых знаний по названной теме. На данном уроке используется технология сотрудничества, работа в парах. Тема имеет большую практическую значимость. Для проведения урока используется также материалы ММД «Уроки географии».
Технологическая карта урока
География, 6 класс |
|||
Тема урока |
|||
Актуальность использования ИКТ |
-Возможность представления в мультимедийном виде рисунков, схем, таблиц. -Визуализация материала |
||
Задачи урока |
|||
Рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира. |
Продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану. |
Воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край. |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Демонстрация карточек - заданий, выполненных в среде МS Power Point, Word, электронный диск |
||
Организационная структура урока |
|||
Этап 1 |
Организационный момент |
||
Настрой на восприятие учебного материала |
|||
Длительность этапа |
1 минута |
||
Этап 2 |
Актуализация знаний об озерах. |
||
Активизировать познавательную деятельность учащихся |
|||
Длительность этапа |
3 минуты |
||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация презентации, выполненных в среде Power Point, |
||
Форма организации деятельности учащихся |
|||
Ответы на вопросы, сравнение сообщения детей с авторскими в учебнике |
|||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Координатор, организатор Организация фронтальной беседы |
||
Этап 3 |
Изучение нового материала |
||
Воспроизведение и первичное осознание нового материала, ее осмысление |
|||
Длительность этапа |
15 минут |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Вступительное слово учителя Работа в парах, делают записи, заполняют таблицу |
||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Рассказывает об образовании озерных котловин и демонстрирует видеофрагменты Контроль выполнения работы учащимися, координация работы |
||
Промежуточный контроль |
Воспроизведение задач работы в парах на уроке. |
||
Этап 4 |
Выступления учащихся с выступлениями |
||
Повышение познавательной деятельности учащихся |
|||
Длительность этапа |
10 минут |
||
Форма организации деятельности учащихся |
Защита презентации (выступления сообщениями об удивительных озерах, уникумах)поиск дополнительных информаций |
||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Координатор, организатор |
||
Этап 4 |
Закрепление и обобщение знаний |
||
Закрепление полученных знаний |
|||
Длительность этапа |
9 минут |
||
Форма организации деятельности учащихся |
|||
Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе |
Координатор, организатор |
||
1)Практическая работа на контурной карте (отметить крупные озера мира, выделить сточные и бессточные озера ) 2)Описание озера (в рабочих тетрадях) |
|||
Этап 5 |
Подведение итогов урока |
||
Завершение урока, впечатления от урока |
|||
7 минут |
|||
Вывод, оценивание учителем учащихся |
Конспект урока
Цель урока: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах, изучить особенности озер. Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.
Методы и приемы: Частично - поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа с книгой
Основные понятия и термины: озеро, тектонические, вулканические, запрудные, ледниковые, остаточные, сточные, бессточные, котловина.
Оборудование: физическая карта полушарий, учебник “Начальный курс географии” Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, “Дрофа”, М - 2005 г., атласы, контурные карты, дополнительная литература об озёрах, иллюстрации озер, презентация, подготовленная в программе Power Point, проектор, экран, ПК.
Использование форм классной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Географическая номенклатура: Озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мёртвое, Эйр.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядятся в него молодые рябинки
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды -
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
- Ребята, кто догадался, что это?
- Чем оно отличается от реки? От моря?
- Попробуйте сами объяснить, дать определение, что такое озеро?
- А сейчас сравните эти сообщения с авторскими в учебнике.
- Итак, ребята, как можно назвать тему сегодняшнего урока?...
3.Изучение нового материала.
А)Объяснение темы учителем, показ презентации.
Сегодня мы приступаем к изучению озёр. Запишите, пожалуйста, тему урока. Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление на суше называется Котловина . от того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид. В озере вода тоже движется, образуя течение. Различие между руслом реки и озерной котловиной. Важное отличие озера от других водоемов - замедленный водообмен. Если в реках полная смена воды происходит в течение 20-25 суток, то в озерах от нескольких до сотен лет. Питание озер происходит в результате мирового круговорота воды. Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, вод рек и ручье и грунтовых вод. Величина озер может быть различна. По режиму озера делятся на сточные и бессточные.
Сточные - это озера, в которые реки втекают и вытекают.
Бессточные - это озера, в которые реки впадают, но не вытекают.
Б) Самостоятельная работа с учебником и атласами в парах или группах. Заполняют таблицу. Каждая пара будет заниматься с одним видом котловин по плану:1)происхождение котловины, 2)как образуются, 3)примеры озер.
В процессе составления таблицы, учитель рассказывает об образовании этих котловин и демонстрирует видеофрагменты об условиях образования озерных котловин.
4.Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера - уникумы.
-Сладкое озеро (Урал)
-Озеро чернил (Алжир)
-Озеро асфальт
-Озеро - кастрюля(Африка)
5.Закрепление. Практическая работа:
1)Нанести на контурную карту крупные озера мира
2)Описание озера по плану в рабочих тетрадях.
План :
Название озера.
На каком материке и в какой его части расположено озеро?
Между какими параллелями и меридианами располагаются?
Происхождение котловины.
Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.
Солёное или пресное?
6.Итог урока.
Выводы: 1)Природный водоем, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности называют озером. Озера отличаются от других водоемов замедленным водообменом.
2)Углубления земной поверхности, в которых располагаются озера, называют озерными котловинами. Наиболее распространенные: тектонические, вулканические, запрудные, старицы, ледниковые.
3)Озера существуют до тех пор, пока получают воду со своего водосборного бассейна. Озера делят на сточные и бессточные, соленые и пресные.
Домашнее задание: Параграф № 31, выполните в тетради работу “Описание озёра” (на выбор).
Рефлексия.
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Что еще хотелось бы узнать?
Спасибо, ребята, вам за урок!
Пусть ваших детских, глубоких и чистых глазах как озера, светятся лучинки этого солнышка!