Технологическая карта по географии Озера 6 класс


Урок « Озера» (6 класс)

Гладкова Н. В., учитель географии

МБОУ «Первомайская СОШ Цивильского района Чувашской Республики»

Данная разработка представляет собой технологическую карту и краткий конспект урока. Может применяться на уроке усвоения новых знаний по названной теме. На данном уроке используется технология сотрудничества, работа в парах. Тема имеет большую практическую значимость. Для проведения урока используется также материалы ММД «Уроки географии».

Технологическая карта урока

Предмет, класс


География, 6 класс

Тема урока

Актуальность использования ИКТ

-Возможность представления в мультимедийном виде рисунков, схем, таблиц.

-Визуализация материала

Задачи урока

Рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.


Продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.


Воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.


Вид используемых на уроке средств ИКТ

Демонстрация карточек - заданий, выполненных в среде МS Power Point, Word, электронный диск

Организационная структура урока

Этап 1

Организационный момент

Настрой на восприятие учебного материала

Длительность этапа

1 минута

Этап 2

Актуализация знаний об озерах.

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Длительность этапа

3 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации, выполненных в среде

Power Point,

Форма организации деятельности учащихся

Ответы на вопросы, сравнение сообщения детей с авторскими в учебнике

Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе

Координатор, организатор

Организация фронтальной беседы

Этап 3

Изучение нового материала

Воспроизведение и первичное осознание нового материала, ее осмысление

Длительность этапа

15 минут

Форма организации деятельности учащихся

Вступительное слово учителя

Работа в парах, делают записи, заполняют таблицу

Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе

Рассказывает об образовании озерных котловин и демонстрирует видеофрагменты

Контроль выполнения работы учащимися, координация работы

Промежуточный контроль

Воспроизведение задач работы в парах на уроке.

Этап 4

Выступления учащихся с выступлениями

Повышение познавательной деятельности учащихся

Длительность этапа

10 минут

Форма организации деятельности учащихся

Защита презентации (выступления сообщениями об удивительных озерах, уникумах)поиск дополнительных информаций

Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе

Координатор, организатор


Этап 4

Закрепление и обобщение знаний

Закрепление полученных знаний

Длительность этапа

9 минут

Форма организации деятельности учащихся

Функции и виды деятельности преподавателя на данном этапе

Координатор, организатор


1)Практическая работа на контурной карте (отметить крупные озера мира, выделить сточные и бессточные озера )

2)Описание озера (в рабочих тетрадях)

Этап 5

Подведение итогов урока

Завершение урока, впечатления от урока


7 минут

Вывод, оценивание учителем учащихся

Конспект урока

Цель урока: Сформировать представление о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах, изучить особенности озер. Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.

Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край.

Методы и приемы: Частично - поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, самостоятельная работа с книгой

Основные понятия и термины: озеро, тектонические, вулканические, запрудные, ледниковые, остаточные, сточные, бессточные, котловина.

Оборудование: физическая карта полушарий, учебник “Начальный курс географии” Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова, “Дрофа”, М - 2005 г., атласы, контурные карты, дополнительная литература об озёрах, иллюстрации озер, презентация, подготовленная в программе Power Point, проектор, экран, ПК.

Использование форм классной работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Географическая номенклатура: Озёра: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мёртвое, Эйр.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды -

В нем все отражается…

Как это зеркало называется?

- Ребята, кто догадался, что это?

- Чем оно отличается от реки? От моря?

- Попробуйте сами объяснить, дать определение, что такое озеро?

- А сейчас сравните эти сообщения с авторскими в учебнике.

- Итак, ребята, как можно назвать тему сегодняшнего урока?...

3.Изучение нового материала.

А)Объяснение темы учителем, показ презентации.

Сегодня мы приступаем к изучению озёр. Запишите, пожалуйста, тему урока. Озеро это скопление воды в природном углублении на суше. Это углубление на суше называется Котловина . от того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид. В озере вода тоже движется, образуя течение. Различие между руслом реки и озерной котловиной. Важное отличие озера от других водоемов - замедленный водообмен. Если в реках полная смена воды происходит в течение 20-25 суток, то в озерах от нескольких до сотен лет. Питание озер происходит в результате мирового круговорота воды. Запасы воды в озерах пополняются за счет атмосферных осадков, вод рек и ручье и грунтовых вод. Величина озер может быть различна. По режиму озера делятся на сточные и бессточные.

Сточные - это озера, в которые реки втекают и вытекают.

Бессточные - это озера, в которые реки впадают, но не вытекают.

Б) Самостоятельная работа с учебником и атласами в парах или группах. Заполняют таблицу. Каждая пара будет заниматься с одним видом котловин по плану:1)происхождение котловины, 2)как образуются, 3)примеры озер.

В процессе составления таблицы, учитель рассказывает об образовании этих котловин и демонстрирует видеофрагменты об условиях образования озерных котловин.

4.Сообщения учащихся об удивительных озерах. Озера - уникумы.

-Сладкое озеро (Урал)

-Озеро чернил (Алжир)

-Озеро асфальт

-Озеро - кастрюля(Африка)

5.Закрепление. Практическая работа:

1)Нанести на контурную карту крупные озера мира

2)Описание озера по плану в рабочих тетрадях.

План :

Название озера.

На каком материке и в какой его части расположено озеро?

Между какими параллелями и меридианами располагаются?

Происхождение котловины.

Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.

Солёное или пресное?

6.Итог урока.

Выводы: 1)Природный водоем, расположенный в замкнутом углублении земной поверхности называют озером. Озера отличаются от других водоемов замедленным водообменом.

2)Углубления земной поверхности, в которых располагаются озера, называют озерными котловинами. Наиболее распространенные: тектонические, вулканические, запрудные, старицы, ледниковые.

3)Озера существуют до тех пор, пока получают воду со своего водосборного бассейна. Озера делят на сточные и бессточные, соленые и пресные.

Домашнее задание: Параграф № 31, выполните в тетради работу “Описание озёра” (на выбор).

Рефлексия.

-Что нового узнали?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Что еще хотелось бы узнать?

Спасибо, ребята, вам за урок!

Пусть ваших детских, глубоких и чистых глазах как озера, светятся лучинки этого солнышка!