Как развить интерес к чтению


Говоря с учениками о современной литературе, можно предложить им задания, которыми поделилась с нами С. П. БЕЛОКУРОВА из Санкт-Петербурга. Задания помогут провести диагностику и одновременно простимулировать интерес к чтению.

1. Прочитайте фрагмент статьи критика А. Немзера «Замечательное десятилетие» (Новый мир. 2000. № 1), посвящённой литературе рубежа XX–XXI веков. Подчеркните разными линиями произведения или фамилии авторов: а) которые(х) вы читали; б) о которых слышали; в) с которыми хотелось бы познакомиться (например потому, что заинтересовало название). Составьте свой список лучших, с вашей точки зрения, российских писателей первого десятилетия XXI века (тоже по-своему замечательного) и их произведений.

“Замечательное десятилетие” предполагает сумму текстов, своего рода рекомендательный список. Я попытался сформировать десятку лучших прозаических сочинений 90-х годов (предполагая, что писатель может быть представлен в ней лишь одним произведением) — и потерпел поражение. Не смог остановиться и на цифрах 15, 20, 25 — пришлось составить “тридцатку”. Привожу результаты в азбучном порядке: Анатолий Азольский. «Клетка»; Виктор Астафьев. «Так хочется жить»; Пётр Алешковский. «Жизнеописание хорька»; Леонид Бородин. «Царица Смуты»; Юрий Буйда. «Прусская невеста»; Михаил Бутов. «Свобода»; Светлана Василенко. «Дурочка»; Марина Вишневецкая (тут я не могу сделать выбор: практически вся её — сверхплотная, подразумевающая взаимосоотнесённость текстов — проза; впрочем, у Буйды я ведь тоже назвал сборник рассказов); Георгий Владимов. «Генерал и его армия»; Валерий Володин. «Паша Залепухин — друг ангелов»; Нина Горланова, Вячеслав Букур. «Роман (бессмертное произведение) воспитания»; Юрий Давыдов. «Бестселлер»; Андрей Дмитриев (трудно, но всё-таки — «Закрытая книга»); Борис Екимов (строгая и словно бы скромная проза Екимова совсем не похожа на наступательно-поэтичные опыты Вишневецкой, а случай тот же: все рассказы 90-х); Олег Ермаков. «Знак зверя»; Игорь Ефимов. «Не мир, но меч»; Владимир Кравченко. «Ужин с клоуном» <…>; Владимир Маканин. «Андеграунд, или Герой нашего времени» (и — вопреки собой же установленным правилам — рассказ «Кавказский пленный»); Афанасий Мамедов. «На круги Хазра»; Анатолий Найман. «Б. Б. и др.»; Марина Палей. «Кабирия с Обводного канала»; Михаил Панин. «Труп твоего врага»; Людмила Петрушевская. «Время ночь»; Ирина Полянская. «Прохождение тени»; Евгений Попов. «Подлинная история “Зелёных музыкантов”»; Ольга Славникова. «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки»; Алексей Слаповский (опять трудно, но всё-таки «Первое второе пришествие» и «День денег»); Сергей Солоух. «Клуб одиноких сердец унтера Пришибеева»; Михаил Успенский. «Там, где нас нет»; Александр Хургин. «Страна Австралия». Список, разумеется, субъективный < …>. Кому не нравится, может составить другой — без моих любимых писателей и, к примеру, с Чингизом Айтматовым, Борисом Акуниным, Дмитрием Бакиным, Владимиром Березиным, Андреем Битовым, Алексеем Варламовым, Эргали Гером, Анастасией Гостевой, Михаилом Кураевым, Анатолием Королёвым, Евгением Лапутиным, Дмитрием Липскеровым, Юрием Малецким, Александрой Марининой, Александром Мелиховым, Виктором Пелевиным, Олегом Павловым, Диной Рубиной, Владимиром Сорокиным, Андреем Столяровым, Викторией Токаревой, Людмилой Улицкой, Антоном Уткиным, Владимиром Шаровым, Михаилом Шишкиным <...>. Даже одно перечисление имён заставляет задуматься о разнообразии нашей словесности. И вновь повторить: замечательное десятилетие!

2. Представьте себе, что вы — учредитель престижной премии в области современной литературы. Придумайте название премии и критерии отбора произведений (жанровые, тематические, эстетические, этические и т. д.). Предложите состав жюри из пяти современных авторов, которым вы доверили бы отбор претендентов. Обоснуйте свой выбор. Составьте лонг-лист (длинный список) из десяти современных авторов, “претендующих” на премию, а затем шорт-лист (короткий список) из трёх авторов-претендентов. Присудите премию и напишите небольшое приветственное слово в адрес победителя, объяснив, за какие заслуги перед современной литературой автор удостоен премии.

Светлана Белокурова,

Учитель санкт-петербургской гимназии № 405