Основные направления организации таможенного оформления и таможенного контроля
Глава 1. Общие положения таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств
1.1 Понятие таможенного контроля
Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.
Среди большого количества функций, реализуемых таможенными органами России, значительную роль играют те, которые призваны обеспечить исполнение задач, непосредственно относящихся к таможенному контролю. В их число согласно Таможенного кодекса ТС входят:
обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защиты экономических интересов Российской Федерации;
осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;
обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
обеспечение эффективного исполнения таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и при ведении производственной и иной коммерческой деятельности на территории Российской Федерации и др.
Несмотря на то, что в Таможенном кодексе ТС непосредственно не сформулированы задачи таможенных органов, однако, основываясь на перечисленных функциях, можно сделать вывод, что они состоят из контроля за обеспечением соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза таможенный контроль производится в следующих формах:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности;
12) таможенная проверка.
По формам осуществления таможенного контроля его можно разделить на следующие виды:
1) проверка документов на товары и транспортные средства;
2) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;
3) таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
Следует отметить, что все эти виды таможенного контроля находятся в единстве и направлены на установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил.
Проверка документов на товары и транспортные средства. Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления. Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств. Однако возможны случаи, когда таможенный контроль заключается только в проверке документов.
По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам это транспортные документы, торговые документы, таможенные документы и другие документы.
К транспортным документам относятся те, по которым товары перемещаются через таможенную границу при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом накладные, коносаменты (применительно к железнодорожному транспорту также дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции) и др.
К торговым документам относятся: контракты, счета-фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы, составляемые поставщиками товаров.
К таможенным относятся документы, выданные и удостоверенные в надлежащем порядке должностными лицами таможенных органов.
К другим документам относятся: сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны сопровождаться некоторые товары; воинские пропуска; учредительные документы, дающие право российским юридическим и физическим лицам осуществлять внешнеэкономическую деятельность, и тому подобные документы.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (перевозчики), обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
Все четыре группы документов имеют прямое отношение к осуществлению таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами, и все они должны внимательно проверяться должностными лицами таможенных органов, прежде чем будет принято решение о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствии с содержанием примененного к ним таможенного режима.
Таможенный осмотр. Под таможенным осмотром следует понимать административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящегося в нем товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.
Таможенный осмотр обусловлен ст. 96 ТК ТС, согласно которой транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.
Под идентификацией следует понимать наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств, составление чертежей, масштабных изображений, изготовления фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации. Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами Российской Федерации или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. При этом таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
В процессе осуществления таможенного осмотра товаров и транспортных средств проверяется также наличие и состояние средств идентификации.
В соответствии со ст. 110 ТК ТС таможенный осмотр отнесен к осмотру территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, также других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Вместе с тем таможенный осмотр на практике имеет место в отношении товаров и транспортных средств при ввозе в таможне отправления, при вывозе в таможне назначения, о чем свидетельствуют, в частности, Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), утвержденное приказом ГТК РФ от 18 мая 1994 г. № 206 , а также требования приказа ГТК РФ от 19 августа 1994 г. № 426 «Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)». В соответствии с этим приказом должностные лица таможенного органа, разрешающего помещение транспортных средств (контейнеров) и товаров под таможенный режим транзита и доставки товаров или доставку транспортных средств (контейнеров) и товаров под таможенным контролем, проверяют наличие свидетельства о допущении дорожного транспортного средства либо таблички о допущении контейнера.
1.2. Задачи и функции таможенных органов
Основные цели, задачи и функции таможенных органов определяются в главе 46 ТК ТС и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таможенный кодекс определяет таможенные органы как правоохранительные и как составную часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они призваны непосредственно обеспечивать соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Многообразная по своему характеру деятельность таможенных органов направлена на решение следующих главных задач.
Решение экономических задач достигается посредством участия таможенных органов в обеспечении в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории России, а также взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Решение задач регулирования таможенного дела достигается посредством организации применения и совершенствования средств таможенного регулирования, исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации. Среди таких средств принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, о стране происхождения товара, о защите прав интеллектуальной собственности, об обеспечении единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства и др.
Решение правоохранительных задач достигается посредством выявления фактов нарушения правил, запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством, производства неотложных следственных действий и дознания по уголовным делам и производства по делам об административных правонарушениях по фактам таможенных правонарушений.
Деятельность таможенных органов выражается в выполнении ими многочисленных функций. Они раскрывают сущность и содержание исполнительной, контрольной и надзорной деятельности на всех уровнях управления таможенным делом и являются отражением распределения обязанностей между отдельными органами, составляющими единую систему таможенных органов.
Классифицируя функции таможенных органов, их можно подразделить на основные и обеспечивающие.
Основные функции раскрывают сущность управленческой деятельности таможенных органов. Перечень основных функций таможенных органов закреплен в ст.202 ТК ТС:
осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;
обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
обеспечение соблюдения установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;
борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации;
осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле;
ведение таможенной статистики внешней торговли;
обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
осуществление информирования и консультирования в области таможенного дела, обеспечение в установленном порядке государственных органов, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам;
проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ в области таможенного дела.
К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся все виды деятельности административно-хозяйственного характера:
кадровая деятельность;
финансовая, бухгалтерская деятельность;
психолого-воспитательная деятельность и социальное обеспечение;
материально-техническое обеспечение;
развитие таможенной инфраструктуры, капитальное строительство и др.
Перечень функций таможенных органов конкретизируется и детализируется в Положении о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области таможенного дела, и в общих положениях о других таможенных органах.
Таможенные органы осуществляют свои функции как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами. Это касается прежде всего финансовых и налоговых органов, пограничной службы, транспортных органов и других органов, непосредственно связанных функционально с таможенными органами.
Глава 2. Основные направления организации таможенного оформления и таможенного контроля
2.1 Анализ современного порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами
В соответствии с ТК ТС "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд является специальной таможенной процедурой.
Существуют особенности перемещения товаров для личного пользования. Ниже приведены термины товаров, использующиеся в таможенной практике.
1) Несопровождаемый багаж - товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза;
2) сопровождаемый багаж - товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу;
3) товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком - товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу;
4) транспортное средство для личного пользования - авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
Общие положения о перемещении товаров для личного пользования:
1. Товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза.
2. К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования.
3. Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств-членов таможенного союза.
Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях. Товары для личного пользования.
а) товары ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления лицом, перемещающим товары, и использование товаров не связано с осуществлением предпринимательской деятельности физическими лицами.
б) временно ввозимые на территорию РФ или в страну временного пребывания новые или бывшие в употреблении товары, предназначенные для личного пользования и потребления лица, во время поездки и пребывания на территории РФ или в стране временного пребывания и соответствующие по характеру, виду, количеству, продолжительности и цели поездки.
Рассмотрим формы декларирования:
1) Устная форма декларирования - форма заявления физического лица таможенному органу об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, перечень которых изложен в таможенной декларации формы ТД-6.
2) Письменная форма - предусмотрена для товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.
3) Конклюдентная форма - из поведения физического лица следует, что ему нечего декларировать. Самая замечательная форма декларирования и слово хорошее
Резиденты РФ - лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ (для физических лиц).
Нерезиденты РФ - лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ (для физических лиц).
Таможенное оформление товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, производится в пунктах пропуска через границу в специально выделенных местах (аэропортах, морских портах, автомобильных пунктах пропуска, на транспортных средствах, в том числе в вагонах, автомашинах, автобусах, на судах (морских, речных, воздушных), складах транспортных организаций и т.д.), обозначенных табличками с надписями "Таможня".
При пересечении границы железнодорожным, автомобильным или водным транспортом местами таможенного оформления являются, как правило, специальные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).
Физические лица, пересекающие границу, обязаны останавливаться в местах оформления и возобновлять движение только с разрешения должностных лиц таможенных органов, предъявлять по требованию товары, документы и сведения, необходимые для таможенных целей.
Таможенное оформление товаров, ввозимых физическими лицами в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых товаров производится в таможенном органе по месту проживания или регистрации физического лица, их ввозящего.
Доставка товаров от пункта пропуска до места таможенного оформления по месту жительства производится под таможенным контролем по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ). Если в день поступления товаров невозможно провести таможенное оформление, товары помещаются на СВХ.
Предназначение товаров (для личного пользования) определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу с учетом общепринятых международных норм и практики, а также всех обстоятельств поездки этих лиц.
Товары рассматриваются как предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, если ввозятся (вывозятся) исключительно для пользования или потребления самим физическим лицом и членами его семьи, и использование товаров не связано с извлечением дохода.
Предназначение товаров устанавливается должностным лицом таможенного органа с учетом следующего:
характер товаров (потребительские свойства, применение и использование). Ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, дает основание предполагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если лицо не докажет обратное количество товаров. Товары одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п. в количестве, превышающем потребность данного лица и членов его семьи, как правило, ввозятся (вывозятся) с коммерческими целями частота перемещения товаров. Периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом одних и тех же товаров, хоть и в небольших количествах, может рассматриваться как ввоз (вывоз) в коммерческих целях, если лицо не докажет обратное обстоятельства поездки (цель, продолжительность, страна, сумма заработанной валюты и т.д. отсутствие оснований полагать, что товары ввозятся (вывозятся) не в целях личного пользования физическим лицом и членами его семьи При необходимости лицо, ввозящее (вывозящее) товары, подтверждает, что товары предназначены для личного пользования.
Таможенный контроль производится:
при ввозе, с момента пересечения границы до момента выпуска товаров
при вывозе, с момента принятия таможенной декларации до момента пересечения границы
При таможенном контроле должностные лица таможенных органов:
проверяют документы
проводят досмотр товаров или личный досмотр (в исключительных случаях)
производят учет товаров и транспортных средств
проводят устный опрос
Личный досмотр может быть проведен только по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства.
2.2 Действия сотрудников таможенных органов при таможенном оформлении и контроле
Инструкция по применению сведений из электронной базы предварительных решений должностными лицами таможенных органов при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров (далее - Инструкция) определяет действия должностных лиц таможенных органов при проверке соответствия сведений в представленном при таможенном оформлении предварительном решении о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - предварительное решение) сведениям, содержащимся в электронной базе предварительных решений.
Инструкция разработана на основании Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796) (далее - Кодекс), Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 48, ст. 6252; 2011, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4291, № 50, ст. 7351; 2012, № 53 (ч. I), ст. 7608; 2013, № 14, ст. 1656, № 26, ст. 3207, № 27, ст. 3477, № 30 (ч. 1) ст. 4084) (далее - Закон).
Инструкция применяется в случае, если декларантом в таможенной декларации указаны сведения о выданном ФТС России предварительном решении и оригинал предварительного решения представлен одновременно с таможенной декларацией.
Должностные лица таможенных органов в процессе контроля правильности определения классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД проверяют подлинность представленного предварительного решения путем проверки его соответствия электронной версии предварительного решения в электронной базе предварительных решений.
Проверка соответствия представленного при таможенном оформлении предварительного решения электронной версии предварительного решения, содержащейся в электронной базе предварительных решений, осуществляется при помощи программной задачи анализа предварительных решений в составе комплекса программных средств "Тарифы-Анализ" информационно-аналитической системы "Тарифы - 1" до момента внесения соответствующих изменений в автоматизированную систему таможенного оформления согласно пункту 2 Плана работ по обеспечению представления таможенным органам при таможенном оформлении сведений из базы данных предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, утвержденного руководителем ФТС России 22 июля 2008 г.
Глава 3. Совершенствование системы таможенного оформления и таможенного контроля
3.1. Проблемы, возникающие в практике таможенных органов при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств
В таможенной практике существуют проблемы, возникающие при таможенном оформление транспортных средств перемещаемых физическими лицами.
В данной главе, буду рассмотрены часто встречаемые проблемы. Такие как определение таможенной стоимости транспортных средств.
Рассмотрим в чем заключается суть данной проблемы, какие пути решения существуют.
Особо значимую роль при таможенном оформлении транспортных средств играет таможенная стоимость автомобилей и ее определение для целей исчисления и уплаты таможенных платежей.
Таможенные посты оценивают перемещаемые транспортные средства по любой методике, обеспечивающей завышенную цену транспортного средства и соответственно, повышенные таможенные платежи.
На таможенных постах, сотрудники таможни, для определения таможенной стоимости транспортного средства, пользуются такими справочниками как: «SchwackeLISTE», или «Superschwacke».
«Справочник «Superschwacke» отражает уровень цен на рынке подержанных автомобилей. Содержащиеся в нем котировки установлены на основании наблюдения за изменением состояния конъюнктуры рынка во всех землях ФРГ и лично оценки издателя. Они являются средними ценами, полученными в результате выравнивания по регионам.
В справочнике содержатся коммерческие цены при покупке и при продаж на пригодные к эксплуатации, безопасные для движения, исправные автомобили износом шин 50 %, технический осмотр которых в соответствии с техническим требованиями к эксплуатации безрельсового транспорта должен быть проведен через 12 месяцев. Котировки определенного года выпуска предполагают, что автомобиль имеет серийное оснащение, впервые допущен к эксплуатации в мае месяце, и его пробег равен нормированному (среднему) пробегу. Для легковых автомобилей, комби и джипов приведены цены брутто, то есть с учетом НДС. Приводимые в таблицах наценки и скидки являются лишь приближенными. Они могут не совпадать с аналогичными величинами, определенными на ЭВМ с помощью программ "Система оценки Шваке" и "Автавер". Все данные приводятся без гарантии и не являются обязательными ..."
Сотрудники таможни, пользуются этим справочником еще и потому, что он прост в обращение. В нем цены даны готовые, правда, с довольно большими допущениями, а по методикам оценки автотранспортных средств надо пользоваться многочисленными формулами, разобраться в которых не всем под силу.
Для того чтобы сформировать представление об оценке транспортного средства, нужно что бы: транспортное средство предъявляется в чистом виде и осматривается условиях, обеспечивающих возможность проведения качественной оценки. Во вторых - перед началом осмотра транспортного средства технический эксперт, аттестованный в установленном порядке, знакомится с имеющимися документами уточняет (фиксирует) следующие сведения:
. полное наименование владельца транспортного средства (фамилия, имя отчество, адрес);
. данные паспорта транспортного средства (технического паспорта) - серия, номер, в том числе состоящего на учете в иностранном государстве;
. данные транспортного средства из паспорта (свидетельства о регистрации): вид, марка, модель, цвет, год и (по возможности) месяц выпуска, номер двигателя, кузова, шасси, государственный но мерной знак.
В-третьих, приступая к непосредственному осмотру транспортного средства, эксперт проверяет и устанавливает:
а) соответствуют ли номера агрегатов и цвет окраски записям в паспорт транспортного средства;
б) соответствует ли комплектность транспортного средства стандартной имеется ли дополнительное оборудование, оснастка.
Последующим осмотром специалист определяет общее техническое со стояние транспортного средства и устанавливает:
подвергалось ли транспортное средство восстановительным работам ранее и каков их объем, характер и качество;
производилась ли замена агрегатов, узлов, комплектующих изделий;
каковы характер и степень сложности имеющихся повреждений к моменту осмотра;
принадлежат ли выявленные поломки, деформации аварийного транс портного средства к рассматриваемой аварии;
возможность, способы и объемы восстановительных работ по отдельны деталям, узлам и агрегатам.
По окончании внешнего осмотра и проведения соответствующих записей эксперт, при необходимости (если это возможно), с помощью владельца приступает к проверке работоспособности агрегатов, узлов, систем и контрольных при боров, в том числе работы дополнительного оборудования, установленного н специализированном (специальном) транспортном средстве (если они попадают зону аварийного повреждения или если их работоспособность могла быть нарушена в силу каких-либо причин, связанных с рассматриваемым случаем, напри мер, инерционных воздействий).
По результатам проверки документов, внешнего осмотра и опробовании транспортного средства в работе технический эксперт составляет акт осмотра Акт осмотра подписывается экспертом, а после ознакомления - присутствующим лицами. При заполнении акта осмотра и других документов используются термины, принятые в официальных нормативно - технических документах. Зафиксированные в результате осмотра сведения позволяют техническому эксперту начать необходимые расчеты.
Для общего случая определения таможенной стоимости рекомендуется придерживаться следующей последовательности выполнения подготовительных расчетных операций:
1) уточнение цены нового предъявленного транспортного средства с учетом его комплектности;
2) при определении стоимости автомобиля для различных целей за точку отсчета принимается действующая на день обращения свободная розничная (отпускная) цена на новое идентичное транспортное средство.
Наиболее полную информацию для этих целей можно почерпнуть из сборников цен или каталогов: "Евротакс", "ДАТ", "Блэк бук", "НАМИ" и т.п. При этом справка-счет, чек или другой документ, выданный организацией, продавшей подержанный автомобиль, не могут быть использованы при назначении первоначальной цены для определений стоимости транспортного средства по настоящей методике. А при оценке автомобиля, комплектность которого не соответствует стандартной заводской, цена изменяется на величину стоимости указанного агрегата, узла (детали) и стоимости его установки на транспортное средство. При оценке автомобиля, снятого с производства, необходимо пользоваться коэффициентом приведения к ценам на соответствующие модели новых автомобилей.
Исходя из этого, наиболее целесообразной в данном случае будет разработка единообразно понимаемой методики определения таможенной стоимости во избежание повторных оценок транспортных средств таможенным органами.
Таможенную стоимость необходимо определять на основе внимательного анализа и сопоставления следующих документов:
1) заключения автоэкспертизы;
2) регистрационного документа иностранного государства на ввозимо транспортное средство или иных товаросопроводительных документов;
3) справки-счета, или купчей, или договора купли-продажи;
4) автокаталога фирмы "Eurotax".
Регистрационный документ иностранного государства, а также справка счет (купчая, договор купли-продажи) являются обязательными для представления в таможенный орган при подтверждении заявленной таможенной стоимости Заключение автоэкспертизы запрашивается таможенным органом и предоставляется владельцем в том случае, если в указанных выше документах отсутствует полный перечень сведений, необходимых для однозначного определения соответствующей данному автомобилю позиции в автокаталоге, а именно марка и наименование модели, год выпуска, объем и мощность двигателя, тип топлива, тип кузова и количество дверей, пробег, серийная комплектация, наличие или отсутствие специального и дополнительного оборудования.
Заключение автоэкспертизы используется лишь для уточнения указанны выше технических характеристик автомобиля.
Особое внимание следует уделять контролю за правильным определение пробега автомобиля. Заявленный владельцем пробег (в специальной графе декларации) считается документально подтвержденным, если показания спидометр совпадают со сведениями, указанными в сервисной книжке на автомобиль (ил ином официальном документе, выданном компетентными органами страны вывоза) и заключении автоэкспертизы, и соответствуют пробегу, заявленному в декларации.
Любые корректировки стоимости по перепробегу или недопробегу производятся только на основании сведений из сервисной книжки.
3.2 Развитие партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и повышение эффективности таможенного контроля
Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в России, для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности.
Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями.
Ключевым звеном в этой работе является переход на новую систему организации таможенного контроля и таможенного оформления (далее -Система), применение которой позволит снизить затраты времени на проведение таможенного контроля, повысить его эффективность и осуществлять максимально быстро таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Работа в этом направлении будет вестись на основе принципов, предусмотренных в концепции управления рисками.
Основой Системы являются порядок и условия проведения таможенного оформления и таможенного контроля, которые должны быть максимально понятными и "прозрачными", иметь единое информационное пространство, эффективное информационно-техническое обеспечение, правоохранительную поддержку.
Применение данной Системы предусматривает:
- внедрение информационных технологий в процесс таможенного оформления и таможенного контроля, в том числе электронного документооборота и электронного декларирования товаров и транспортных средств;
- четкую дифференциацию применения форм таможенного контроля по субъектам внешнеторговой деятельности и категориям товаров;
- исключение различного рода согласований с вышестоящими таможенными органами Российской Федерации при принятии решения о выпуске товаров;
- минимизацию таможенных формальностей в пограничных таможенных органах Российской Федерации и концентрацию основного таможенного оформления во внутренних таможенных органах Российской Федерации;
- использование для таможенных целей в большем объеме предварительной информации, получаемой из различных источников до прибытия товаров;
- активизацию работы по внедрению системы управления рисками и применению системы оперативного контроля;
- минимизацию применения фактического контроля товаров;
- перенос таможенного контроля с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров, осуществление таможенного контроля путем проведения таможенных ревизий.
Обеспечение национальной безопасности и соблюдение международных обязательств обуславливают необходимость повышения эффективности экспортного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и контроля их соответствия техническим регламентам.
Будет продолжена работа по совершенствованию порядка уплаты и учета таможенных платежей.
Для повышения эффективности исполнительного производства планируется ужесточить контроль за поступлением неналоговых средств в федеральный бюджет Российской Федерации, разработать дополнительные механизмы взаимодействия с компетентными государственными органами и совершенствовать нормативную базу, регулирующую исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Совершенствование валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок позволит в условиях изменения таможенного законодательства Российской Федерации осуществлять должный контроль за поступлением экспортной выручки и за обоснованностью платежей за импортируемые товары, а также снизить уровень непоступления выручки от экспорта товаров по сделкам, на которые в настоящее время не распространяется действие технологий таможенно-банковского валютного контроля.
Большое значение имеет таможенно-тарифная политика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономической деятельности путем применения таможенных пошлин.
Должен быть сформирован такой таможенный тариф, который стал бы интегрированной частью налоговой системы государства, способной адекватно выполнять регулятивную, протекционистскую и фискальную функции.
Основными ориентирами работы с тарифом на импортные товары станут:
- повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки товаров с учетом нынешней и оптимальной структуры российской экономики;
- привлечение инвестиций в отдельные отрасли промышленности за счет установления достаточно высоких ввозных таможенных пошлин на переходный период (5-7 лет) на импортные товары, являющиеся аналогами продукции, производимой этими отраслями;
- сохранение необходимого уровня тарифных мер защиты неконкурентоспособных отраслей;
- поэтапная либерализация ввоза товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации;
- либерализация тарифа на импортные товары, аналоги которых в России не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения экономических издержек.
Кроме традиционных тарифных мер защиты отечественных производителей активнее будут использоваться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Основные направления организации таможенного оформления и таможенного контроля