Стратегический анализ фирмы и рекомендации по её развитию
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ имени А.С.ГРИБОЕДОВА»
Экономический факультет
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стратегический менеджмент»
по направлению 080200 «Менеджмент»
квалификация(степень) бакалавр экономики
на тему: «Стратегический анализ фирмы и рекомендации по её развитию»
Выполнила:
студентка 3 курса гр. М-33
Ермолаева Т. А
Научный руководитель:
К.э.н., доц. Мяки С.А.
Петрозаводск 2014 г.
«Цветочный киоск»
СОДЕРЖАНИЕ
Резюме
ООО «Камелия». Целью работы является создание предприятия, которое будет заниматься составлением подарочных букетов, цветочных корзин и композиций, свадебных букетов. Продукция отличается от других салонов, тем что в нашем салоне можно заказать цветы по телефону и интернету и осуществляет доставку их по любому указанному адресу, оформляются букеты для мужчин.
Основным конкурентами являются магазин-салон Флора-Люкс, магазин Цветы на Ленинградской. По сравнению с другими мы предлагаем наряду с дорогостоящими букетами и эксклюзивными цветами более дешевые варианты, чтобы каждый клиент ушел от нас удовлетворенным покупкой.
Каждому клиенту мы предоставляем возможность получения персональных скидок. Постоянные клиенты пользуются 10% скидкой в салоне «Камелия» по дисконтной карте. Карта выдаётся любому клиенту, совершившему в салоне покупку на сумму от 2000 рублей и заполнившему анкету.
Салон расположен по адресу ул. Мурманская, д.10
Площадь помещения киоска составляет 6 кв. м. 10 000 руб. в месяц (аренда+электроэнергия). Договор аренды заключается сроком на 3 года. Для окупаемости предприятия понадобиться два года.
Для эффективного и бесперебойного функционирования предприятия, штат сотрудников состоит в размере 4 человек.
Уставной капитал: 382 147
1. Описание предприятия и отросли
Нанесение надписей, картинок и фотографий на цветы и оформление букетов.
Основные сведения о предприятии
Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Камелия».
Сокращенное наименовании: ООО «Камелия»
Юридический адрес: Респ. Карелия; г. Петрозаводск; Район, адрес: ул. Мурманская, д.10
Учредители: Иванов А.В; Тихомирова Н.В
Уставный капитал: 382 147
Почтовый адрес: 185000; г. Петрозаводск; ул. Мурманская, д.10
Телефон: 56-78-45
Режим работы: Пн. Пт. с 10.00 до 19.00
Сб. Вс. с 11.00 до 17.00
I Глава. Формулировка миссии и стратегических целей
Миссия:
Главная цель состоит в том, чтобы создать новый, подход распределения, который значительно снизит цены для клиентов и обеспечит большие объемы оказываемых услуг при равном уровне качества. Компания будет захватывать рынок, разделять и создавать прибыль больше среднерыночной.
Цели:
Цели в течение следующих трех лет при открытии Магазина:
* Достигнуть доходности в первый год;
*Открыть второй магазин к окончанию четвертого года.
II ГЛАВА. Стратегический анализ
2.1 Анализ макросреды
Инфляция в 2014 году
Прогноз Минфина РФ: 5.5%. Прогноз МВФ: 6.3%. Прогноз ЦБР РФ: 5.0%. Прогноз Минэкономразвития (МЭР): 4.8%.
Прогноз предполагает индексацию регулируемых цен и тарифов для населения в 2014г. на величину инфляции за предыдущий год с понижающим коэффициентом 0.7 (формула инфляция минус). Это может дополнительно привести к увеличению темпа инфляции на величину около 0.5 процентного пункта. Тарифы на воду и канализацию в 2014 году вырастут на 2.1%.
Ежемесячные темпы инфляции:
- январь: 0.6%;
- февраль: 0.7%;
- март: 1%;
- апрель: 0.9%;
Причины инфляции в 2014 году
- Повышение акцизов на автомобильное горючее.
- Снижение курса национальной валюты в начале года (потенциальный вклад в инфляцию оценивается на уровне 0.5 процентного пункта).
- Рост инфляционных ожиданий в начале года.
Безработица РФ в 2014 году
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)
Месяц |
Циклическая безработица, % |
Уровень общей безработицы, % |
Уровень безработицы с исключением сезонного фактора, % |
Январь |
0.5 |
5.6 |
5.1 |
Февраль |
0.4 |
5.6 |
5.2 |
Март |
0.3 |
5.4 |
5.1 |
Апрель |
0.4* |
5.7* |
5.3* |
Государственные мероприятия по борьбе с безработицей в 2014 году
- стажировка (выпускники школ, ссузов и вузов);
- переподготовка (повышение квалификации);
- профессиональное обучение (смена вида деятельности);
- создание собственного дела (самозанятость);
- общественные и временные работы;
- переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по республике за январь 2014 года составила 27960,5 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2013 года на 8,3%.
2.2 АНАЛИЗ МЕЗОСРЕДЫ
10. Организационный план:
Персонал.
Из персонала нам понадобятся 1 продавца, 1 флорист, 1 бухгалтер, 1 человек, который будет принимать заказы через интернет и исполнять их. У продавца должна быть форменная одежда. Продавца должно быть два для того, чтобы они могли работать посменно: и в субботу и воскресенье.
Бухгалтерскую отчетность можно отдать на аутсорсинг (то есть заключаете со сторонней фирмой договор на бухгалтерское обслуживание), это может существенно сэкономить нам деньги. А человек, который будет принимать и обрабатывать заказы, он будет работать из дома. Поступил заказ, он едет в магазин, ему собирают букет, он везет его на такси в точку назначения, отдает. С такси можно договориться о льготных условиях на доставку цветов клиентам (подписать договор о сотрудничестве).
Оплата труда
Должность |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
Год |
||
1 |
2 |
3 |
|||||
Продавец |
7 000 |
7 000 |
7 000 |
21 000 |
21 000 |
21 000 |
84 000 |
Флорист |
8 000 |
8 000 |
8 000 |
24 000 |
24 000 |
24 000 |
96 000 |
Бухгалтер-аутсоринг |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
18 000 |
18 000 |
18 000 |
72 000 |
Человек заним.заказами через интернет |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
15 000 |
15 000 |
15 000 |
60 000 |
Итого: |
26 000 |
ИТОГО: |
312 000 |
У нас созданы условия для карьерного роста сотрудников. Кроме того, как и в любой торговой организации, принята система бонусов в зависимости от уровня продаж.
Рис.1 Организационная структура.
Тип организационной структуры цветочного магазина «Камелия» - линейный, так как во главе фирмы стоит руководитель, осуществляющий единоначалие руководства подчиненными ему работниками. Подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя.
Продавец обслуживает покупателей, подсчитывает стоимость покупки и выписывает, упаковывает товар, оформляет витрины и контролирует их состоянии, участвует в проведении инвентаризации.
Флорист составляет букеты, подсчитывает стоимость букета, осуществляет проверку реквизитов чека, контроль за пополнением рабочего запаса (цветов), подготавливает цветы и травку к продаже: проверяет наименования, количество, сортность, цены, состоянии упаковки и правильность маркировки, проводит зачистку, отрыв сухих листочков и лепесточков, уборка нереализованных цветочков и тары, подготовка цветочков к инвентаризации.
Бухгалтер - вынесение функций, связанных с организацией, ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности на предприятии за пределы компании, передачу их для исполнения аутсорсеру, бухгалтерский аутсорсинг является формой взаимодействия, при которой внешняя компания включается в рабочие бизнес-процессы компании-заказчика как целостное функциональное подразделение, оставаясь при этом организационно и юридически самостоятельным.
4. Конкуренция и конкурентные преимущества
Конкуренция:
Самым серьезным конкурентом является салон цветов ФЛОРА-ЛЮКС. Клиентам представлен большой ассортимент готовых цветочных букетов, композиций и подарков. Они оформляют заказ цветов, но минус в том, что отсутствует доставка. У него хорошее месторасположение.
Магазины конкурентов реализует комнатные растения и ряд сопутствующих товаров, но их цены ориентированы на покупателей с достатком выше среднего, и не всякий рядовой покупатель может позволить себе покупку именно в этом магазине.
- ООО ФЛОРА ЛЮКС:
Телефон: +7 (8142) 76-33-55
Адрес: город Петрозаводск, Ленина проспект, 37;
Почтовый адрес: 185000, г. Петрозаводск, Ленина пр.,
Свадебные букеты, бизнес букеты. Доставка букетов, композиций из цветов, корзин. Оформление цветами свадеб, праздников, торжеств. Отсутствует доставка.
- Цветы на Ленинградской
г.Петрозаводск, ул. Ленинградская, 18
Телефон: (8142) 74-30-06
Предоставляют:
- Розничную продажу букетов, цветов.
- Заказ и доставка цветов.
- Доставка цветов.
- Оформление торжественных мероприятий цветами.
- Свадебная флористика.
- Украшение автомобилей.
- Новогоднее оформление.
- Подарочная упаковка.
- Индивидуальный подход.
- Гибкая система скидок.
Цветочные отделы, в магазинах:
- "Ариана" ул. Гоголя,12
- Магазин №10 пр. Октябрьский, 9
- "Мариинский" пр. Маркса, 22
- "Водник" ул. Луначарского,19
Многоугольник конкуренции:
Факторы |
Камелия |
Флора ЛЮКС |
Цветы на Ленинградской |
Оформление букетов |
10 |
10 |
10 |
Свадебная флористика |
7 |
8 |
9 |
Доставка цветов |
8 |
- |
8 |
Обработка заказа |
9 |
9 |
9 |
Цена |
8 |
7 |
7 |
Широта ассортимента |
7 |
7 |
8 |
Оформление торжественных мероприятий. |
4 |
7 |
7 |
Изготовление и продажа наклеек на цветы (надписи, картинки) |
10 |
7 |
7 |
Система скидок |
8 |
8 |
8 |
Сотрудничество с другими компаниями |
9 |
7 |
7 |
По многоугольнику конкуренции можно сделать выводы, что магазин Флора Люкс обладает таким недостатком, как то, что не занимается доставкой, но недостаток это только для самой фирмы, для нашей же фирмы это будет являться значительным плюсом. Цены достаточно у всех приемлемы. Плюсом, магазина Цветы на Ленинградской, является то, что много внимания уделят оформлению свадебных букетов, помещений для различных торжеств, что нельзя сказать о нашей фирме. У всех представлен достаточно большой ассортимент цветочной продукции. Плюсом нашей организации является, что она занимает производством наклеек (фотографий, текстовых надписей) для живых цветов.
2.3 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
План маркетинга
Стратегия маркетинга: стратегия интенсивного роста. Развитие организации за счет увеличения объёма продаж чем больше продажи, тем больше прибыль организации. Организация планирует развивать рынок, увеличивать продажи, увеличивать число покупателей для того, что бы увеличить прибыль.
Главной задачей маркетинговой деятельности нашей компании является исследовать спрос и предложение на рынке, завоевать свою рыночную нишу.
Ценовая политика предприятия строится по принципу высокое качество - доступная цена. Для обеспечения сбыта на большое количество цветов используется цена ниже, чем у конкурентов. С помощью этого мы сможем завоевать большую долю рынка.
Наша главная задача является составление букетов и оформление цветов. Наша задача состоит в том, чтобы клиенты были довольны от наших услуг и обращались к нам снова.
Товарная политика: Стратегия товарной диверсификации. Организация «Камелия» предлагает широкий ассортимент продукции, как цветов, так и различного оформления. Постоянно работает над качеством своей продукции, так же постоянно обновляет и расширяет свой ассортимент.
Ценовая политика
У нас выбран рыночный метод, то есть мы учитываем рыночные факторы при установлении цены. Цену, которую мы устанавливаем, учитываем с учётом спроса покупателей. И конечно же следим за ценами конкурентов.
Реализацию своих товаров предприятие планирует осуществлять через свой магазин.
Сбытовая политика
На рынке города Петрозаводска имеется достаточное количество салонов, предоставляющих цветы, при этом следует отметить что, в основном фирмы и учреждения предоставляют дорогие цветы либо маленький выбор цветов, что говорит о конкурентоспособности нашей фирмы. Среди потенциальных конкурентов можно выделить следующие организации: Флора-Люкс, цветы на Ленинградской.
Канал реализации у нас выбран прямой, мы предоставляем наши услуги без посредников, то есть на прямую покупателю. Тем самым у нас нулевой канал.
Коммуникативная политика:
Для вступления на рынок компания делает упор на создание рекламы. От этого зависит успех компании. Основной упор в рекламе делается на наличие отличительных свойств услуги.
Рекламой может служить газета, телевидение, баннеры, а так же выставки.
1 мес |
2 мес |
ИТОГО |
|
Баннер |
2 073,5 |
2 073,5 |
4 147 |
Телевидение |
6 300 |
- |
6 300 |
ИТОГО: |
8 373,5 |
2 073,5 |
10 447 |
План производства
Прогноз объема продаж\штуки
Услуга |
1 квартал |
2кв |
3кв |
4кв |
Год |
||
1 |
2 |
3 |
|||||
Оформление букетов |
300 |
310 |
320 |
940 |
945 |
950 |
3 765 |
Доставка цветов |
50 |
55 |
60 |
170 |
175 |
180 |
690 |
Оформление цветочных корзин |
15 |
17 |
20 |
55 |
58 |
60 |
225 |
Оформление цветочных композиций |
10 |
11 |
12 |
35 |
37 |
40 |
145 |
Стоимость за единицу продукции:
Наименование |
Состав |
Кол-во |
Цена |
Букет |
Хризантема |
3 |
270 |
Зелень |
1 |
20 |
|
Гофрированная упаковочная бумага |
1 |
50 |
|
Упаковочная бумага |
1 |
25 |
|
Лента |
1 |
23 |
|
Итого: |
388 |
||
Доставка |
По городу |
1 |
100 |
Итого: |
100 |
||
Цветочная корзина |
Корзина |
1 |
200 |
Розы |
4 |
440 |
|
Лилии |
3 |
450 |
|
Зелень |
3 |
60 |
|
Лента |
1 |
47 |
|
Итого: |
1 197 |
||
Цветочная композиция |
Ромашки |
80 |
3 200 |
Итого: |
3 200 |
За товар в рублях:
Наименование |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
год |
||
1 |
2 |
3 |
|||||
Букет |
116 400 |
120 280 |
124 160 |
364 720 |
366 660 |
368 600 |
1 460 820 |
Доставка |
5 000 |
5 500 |
6 000 |
17 000 |
17 500 |
18 000 |
69 000 |
Корзина из цветов |
17 955 |
20 349 |
23 940 |
65 835 |
69 426 |
71 820 |
269 325 |
Композиция из цветов |
32 000 |
35 200 |
38 400 |
112 000 |
118 400 |
128 000 |
464 000 |
Итого: |
2 263 145 |
Канцелярия на год, в рублях
Наименование |
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
год |
||
1 |
2 |
3 |
|||||
Бумага формата А4 блая |
110 |
110 |
110 |
330 |
330 |
330 |
1 320 |
Папка для бумаг |
120 |
120 |
120 |
360 |
360 |
360 |
1 440 |
Ручка синяя шариковая |
80 |
80 |
80 |
240 |
240 |
240 |
960 |
Скрепки |
23 |
23 |
23 |
69 |
69 |
69 |
276 |
Степлер |
34 |
- |
- |
- |
34 |
- |
68 |
Ножницы |
56 |
- |
- |
- |
56 |
- |
112 |
Клей ПВА |
25 |
25 |
25 |
75 |
75 |
75 |
225 |
Катридж лазерный |
1 300 |
1 300 |
1 300 |
3 900 |
3 900 |
3 900 |
15 600 |
ИТОГО: |
19 964 |
Оборудование:
Номер |
Наименование |
Кол-во |
Цена за ед., руб. |
Всего, руб. |
1 |
Ноутбук |
1 |
13 000 |
13 000 |
2 |
Принтер струйный |
1 |
1 500 |
1 500 |
3 |
Сканер |
1 |
2 000 |
2 000 |
4 |
Телефон |
1 |
600 |
600 |
5 |
Модем |
1 |
600 |
600 |
6 |
Стол |
1 |
1 700 |
1 700 |
7 |
Стул |
1 |
500 |
500 |
8 |
Кассовый аппарат |
1 |
5 000 |
5 000 |
9 |
Холодильный шкаф |
1 |
25 000 |
25 000 |
10 |
Стеллажи |
1 |
7 000 |
7 000 |
11 |
Кондиционер |
1 |
12 000 |
12 000 |
12 |
Ваза малая гладкая D=18,5см; H=31см |
10 |
70 |
700 |
14 |
Ваза большая рифлёная D=21см; Н=44см |
5 |
90 |
450 |
Итого: |
70 050 |
Состав закупаемых расходных материалов на месяц:
Наименование |
Кол-во |
Цена за ед., руб |
Всего, руб |
1. Бумага формата А4 белая |
1 |
110 |
110 |
2. Папка для бумаг |
4 |
30 |
120 |
3. Ручка синяя шариковая |
10 |
8 |
80 |
4. Скрепки |
1 |
23 |
23 |
5. Степлер |
1 |
34 |
34 |
6. Ножницы |
1 |
56 |
56 |
7. Клей ПВА |
1 |
25 |
25 |
8. Картриджлазерный оригинальный Canon Cartridge 703 (7616A005) для LBP-2900/3000 (2000cтр) |
1 |
1300 |
1300 |
Итого: |
1 748 |
Состав закупаемых материалов на месяц:
Наименование |
Кол-во |
Цена за ед., руб |
Всго, руб. |
гофрированная бумага с рисунком 1 уп. |
50 |
25 |
1259 |
гофрированная бумага 1 уп. |
50 |
22 |
1100 |
упаковочная бумага 1шт. 1 уп. 20 шт. |
30 |
7р. - за шт. 140р. за уп. |
4200 |
пленка 1лист 1 уп. 95 шт. (50*50) |
3 |
228 |
|
лента 1 шт. (12*250) |
200 |
23 |
4 600 |
лента 1 шт. (25*500) |
50 |
47 |
2 350 |
лента 1 шт. (5*500) |
50 |
79 |
3 950 |
Тюльпан |
57 |
50 |
2850 |
Гербера |
45 |
50 |
2250 |
Гвоздика |
45 |
50 |
2250 |
Азалия |
30 |
50 |
1 500 |
Фиалка |
40 |
50 |
2 000 |
Хризантема |
60 |
30 |
1 800 |
Роза |
45 |
80 |
3 600 |
Украшающая зелень |
1 500 |
||
Коаллы |
35 |
59 |
2 065 |
Лилии |
40 |
80 |
3 200 |
Орхидея |
45 |
90 |
4 050 |
Ромашка |
50 |
30 |
1 500 |
Бамбук |
10 |
130 |
1 300 |
специальный самоклеющийся материал; 1 лист, формат А4 |
8 |
45 |
360 |
Итого: |
47 312 |
увеличить свой запас товаров, накануне таких праздников, как:
- 8 марта, 14 февраля, 23 февраля
- 1 сентября
- 24, 25, 30,31 декабря
- 7 января
- 9 мая, Пасха.
- последний звонок, экзамены, выпускной и т.д.
- пятница и суббота (свадебные дни)
Производственная мощность
Услуги |
Время изготовления за 1единицу |
Изготовление единиц в день |
Изготовление единиц в месяц |
Время изготовления в месяц |
Оформление букета |
20 мин. |
10 шт. |
300 шт. |
6000 мин. |
Изготовление наклеек |
2 мин. |
20шт. |
1200 шт. |
2 400 мин. |
Корзина, композиция из живых цветов |
40 мин. |
3 шт. |
90 шт. |
3 600 мин. |
Финансовый план
1 квартал |
2 кв |
3 кв |
4 кв |
год |
|||
1 |
2 |
3 |
|||||
Услуги связи |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
4 500 |
4 500 |
4 500 |
18 000 |
Оборудование |
70 050 |
- |
- |
- |
- |
- |
70 050 |
Сырьё |
47 312 |
47 312 |
47 312 |
141 936 |
141 936 |
141 936 |
567 744 |
З\П работникам |
26 000 |
26 000 |
26 000 |
78 000 |
78 000 |
78 000 |
312 000 |
Канцелярия |
1 748 |
1 658 |
1 658 |
4 974 |
5 064 |
4 974 |
19 964 |
Реклама |
8 373,5 |
2 073, 5 |
- |
- |
- |
- |
10 447 |
Аренда |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
120 000 |
Итого: |
164 984 |
88 544 |
86 470 |
259 410 |
259 500 |
259 410 |
1 118 318 |
Методология исследования рынка
Сегментирование.
- По географическому принципу; наша фирма предоставляет свои услуги в городе Петрозаводске.
- По демографическому принципу; наша фирма не придерживается данного сегментирования, наши услуги доступны всем слоям населения в не зависимости от пола, возраста, состава семьи, уровня доходов и т.д.
- По психологическому принципу, по поведенческому принципу; наша фирма предоставляет свои услуги всем желающим, если эти соответствуют нашим требованиям. Мы предоставляем свои услуги всем слоям населения, при выполнении заказа мы уточняем сумму, которую планируют потратить заказчик.
Сильные стороны. Преимущества |
Факторы |
Значимость |
Оценка |
Взвешенная оценка в баллах |
Доля |
широкий ассортимент |
5 |
5 |
25 |
0,17 |
|
Качественное оборудование |
5 |
5 |
25 |
0,17 |
|
модный стиль и дизайн |
4 |
4 |
16 |
0,11 |
|
Обученный персонал |
3 |
4 |
12 |
0,08 |
|
Быстрая обработка заказов |
3 |
4 |
12 |
0,08 |
|
Доставка цветов |
4 |
4 |
16 |
0,11 |
|
Качество продукции |
5 |
5 |
20 |
0,14 |
|
Удовлетворенность клиентов |
5 |
5 |
20 |
0,14 |
|
Итого: |
146 |
1 |
|||
Слабые стороны. Недостатки |
Неизвестная торговая марка |
4 |
4 |
16 |
0,34 |
зависимость от поставщика |
5 |
5 |
25 |
0,53 |
|
Мало оборотных средств |
3 |
2 |
6 |
0,13 |
|
Итого: |
47 |
1 |
|||
Возможности |
Новые виды продукции: нанесение наклеек на живые цветы (надписи, картинки, фото). |
5 |
5 |
25 |
0,28 |
Новые технологии: нанесение изображений с помощью струйного принтера и самоклеющийся бумаги. |
5 |
4 |
20 |
0,23 |
|
возможность сотрудничества с предприятиями города (Реализация наклеек через цветочные магазины, салоны, павильоны, оптовые базы цветов, через свадебные и рекламные агентства, фирмы по организации и проведении праздников.) |
4 |
3 |
12 |
0,13 |
|
Реклама: по телевидению; банеры. |
4 |
5 |
20 |
0,23 |
|
повышение цен во время праздничных мероприятий |
4 |
3 |
12 |
0,13 |
|
Итого: |
89 |
1 |
|||
Угрозы |
Срок хранения: хранятся цветы всего несколько дней. |
5 |
4 |
20 |
0,28 |
постепенное снижение цен у конкурентов |
4 |
4 |
16 |
0,22 |
|
более гибкая система скидок у конкурентов |
4 |
5 |
20 |
0,28 |
|
Активность конкурентов: больше каналов сбыта; эффективней реклама; лучше месторасположение |
4 |
4 |
16 |
0,22 |
|
Итого: |
72 |
1 |
SWOT-анализ
Цель стратегии:
- расширение деятельности предприятия;
- увеличение прибыли предприятия.
Преимущества: внутренний рост произойдет из-за расширения предоставляемых ассортиментов товаров.
Список литературы
- Грибов В. Д. Менеджмент В. Д. Грибов. М.: КНОРУС, 2011. 280 с.
- Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М.: Экономистъ, 2012. 416 с.
- Зуб А. Т. Антикризисное управление организацией: учебное пособие М. : ИД "ФОРУМ", ИНФРА-М, 2011. - 256 с.
- Кравченко А. И. История менеджмента: учебник - М. : КНОРУС, 2013. - 432 с.
- Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент М.: «Дело и Сервис», 2010. 400 с.
- Мишин В. М. Исследование систем управления М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 527 с.
- Мухин В. И. Исследование систем управления М.: Экзамен, 2012. 384 с.
- Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 453 с.
- Потемкин, В. К. Управление персоналом - СПб. : Питер, 2010. - 432 с.
Тебекин А. В. Управление персоналом М.: КНОРУС, 2010. 624 с. - Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент СПб.: Питер, 2011. 448 с.
- Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения. М.: «Интел-Синтез»,2010. 240 с.
- Шарипов, Ф. В. Психологические основы менеджмента - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 293 с.
- Шеметов, П. В. Менеджмент: управление организационными системами - М. : Омега-Л, 2011, - 406 с.
- Юкаева В. С. Управленческие решения М.: «Дашков и К», 2012. 324 с.
Стратегический анализ фирмы и рекомендации по её развитию