Как соотносятся понятия житейская и научная психология

Лекция 1. Психология как наука.

Как соотносятся понятия житейская и научная психология?

Представления о психологических явлениях и процессах могут носить разный характер. С одной стороны, человек отражает и воспринимает воздействия окружающей действительности и других людей, мыслит, чувствует и переживает, общается с другими людьми и влияет на них, а поэтому в процессе своей жизни и деятельности постоянно накапливает психический опыт и психологические знания. Все это «житейская» психология -- психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни, из непосредственного взаимодействия с реальным миром и другими людьми. Ей обычно присущи следующие основные характеристики:

  1. конкретность — привязанность к реальным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;
  2. интуитивность — свидетельствует о недостаточной осознанности происхождения таких знаний и закономерностей функционирования;
  3. ограниченность знаний — характеризуется слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;
  4. опора на наблюдения и размышления — означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;
  5. ограниченность в материалах — свидетельствует о том, что человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может сравнить их с подобными у других людей.

С другой стороны, человек стремится с научных позиций систематизировать свои представления о психике. Это уже научная психология, т.е. устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Она имеет свои особенности:

обобщенность -- осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, в различных условиях, применительно к разнообразным задачам человеческой деятельности;

рационализм — свидетельствует о том, что научные психологические знания максимально исследованы и осознаны;

неограниченность — эти знания могут использоваться множеством людей;

опора на эксперимент — научные психологические знания исследуются в различных условиях;

слабая ограниченность в материалах. — означает, что научные психологические знания получены на основе многочисленных экспериментов и часто в уникальных (специально созданных) условиях.

«Житейская» и научная психология взаимосвязаны, выполняют одну функцию — совершенствование представлений о человеческой психике, однако они играют разную роль: «житейская» психология лишь развивает психологические представления, а научная - - их систематизирует.

Что составляет предмет и задачи психологии как науки?

Психология — это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой.

Основные задачи и трудности изучения психологии.

Основной задачей психологии является изучение психики в ее филогенетическом и онтогенетическом развитии на уровне человека и животных.

Психология изучает процессы, состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его формирования как активного деятеля социального прогресса.

Принципы психологии:

- принцип детерминизма. Этот принцип означает, что все психические явления причинно обусловленные объективной действительностью.

- принцип единства сознания и деятельности. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека.

- генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых, этот принцип означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений.

Психика — это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку способность отражать воздействия предметов и явлений окружающей действительности, это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Психика присуща не только человеку, но и животным. Она многообразна в своих формах и проявлениях и включает в себя, во-первых, сознательное, т.е. ощущения и восприятия, внимание и память, представления и воображение, мышление, чувства и переживания, общение и поведение, мотивы и намерения — все то, что составляет субъективный и полностью контролируемый внутренний мир человека, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях и взаимодействии с другими людьми. В целом сознание человека - - высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития людей, результат их всестороннего совершенствования в процессе труда.

Во-вторых, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение. Бессознательное — это форма отражения действительности, при которой человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. В то же время психологическая наука рассматривает каждого человека как самостоятельную личность, которой присущи определенные индивидуальные и социально-психологические особенности. Деятельность человека представляет собой совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов. Поведение — это внешние проявления психической активности человека, его непосредственные поступки и действия.

Основными задачами психологии как науки являются следующие:

  1. изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов как отражения непосредственных воздействий объективной действительности и взаимодействия людей;
  2. изучение качественных (структурных) особенностей психических явлений и процессов;
  3. изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений, для правильного овладения практическими средствами их формирования и развития;
  4. внедрение научных знаний и представлений психологической науки в жизнь и деятельность людей, изучение их взаимодействия и взаимопонимания (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализация процесса труда в различных видах деятельности людей).

Термин "психология" впервые появился в научном обиходе в XVIII в. (в книгах немецкого философа Х. Вольфа "Рациональная психология" и "Эмпирическая психология"). Если первоначально он относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX в. в сферу исследований психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.

В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Самостоятельной же она стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершенствованы методы исследования. Основанная В. Вундтом в конце XIX в. в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (а позже Институт экспериментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.

Предмет психологической науки. Что же в настоящее время включается в систему знаний, которые составляют предмет психологии и исследуются ею? Это, конечно же, психика человека: ощущения и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности и многое другое, что будет рассмотрено нами позже.

Таким образом, одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика. Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов), сложным и многообразным отражением объективного мира.

Итак, душа, психика — это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека.

На этой основе в истории науки были и, вероятно, еще будут преувеличения или игнорирования специфичности психических явлений у животных и человека. Здесь же мы отметим, что имеются самостоятельные отрасли знания — зоопсихология и психология человека. Нас интересует последняя.

Как психология связана с другими науками?

Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками.

Так, философия, социология и другие общественные науки дают психологии возможность правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология позволяет более точно понять строение и функции нервной системы, ее роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности позволяют психологии правильно осмыслить функционирование психики и сознания в условиях труда и отдыха, определить требования к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию психического развития людей и найти пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, которая позволяет ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Таким образом, психология впитывает в себя из других наук изученные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического под влиянием тех конкретных феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания и совершенствовать их в интересах развития всего общества.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических условиях, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают последние данные, связаны с психологическими причинами.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам предприятий, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в коллективе и т.д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут продуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понимание своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности является тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

3 Чем отличается психология от других наук?

Психология имеет ряд особенностей, значительно отличающих ее от других наук, при этом большинство законов психики и закономерностей проявления психологических явлений до сих пор не изучено.

В психологии объект и субъект научного исследования совпадают. Объясняется это тем, что человек с помощью психики (сознания) сначала познает окружающий его объективный мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее. Слияние объекта и субъекта познания в психологии часто бывает неоднозначным (например, человек не всегда ведет себя так, как ему диктуют объективные обстоятельства его жизни и деятельности) и имеет очень много форм проявления, достаточно сложных для изучения (например, один и тот же человек может выступать как представитель разных общностей – национальных, региональных, конфессиональных и других и вынужден вести себя так, как того требует та группа, в которой он в настоящее время находится).

Знание психологических явлений и процессов предполагает уникальные практические следствия: результаты исследований имеют большое значение для людей, поскольку, с одной стороны, очень важно осмыслить причины многих проблем человечества, связанных с психикой и сознанием, а с другой — познав сущность и содержание психики и сознания людей, закономерности их проявления и функционирования, впоследствии значительно легче осмыслить и правильно интерпретировать их поведение, деятельность, общение и взаимопонимание.

Психология и ее исследования чрезвычайно перспективны. Это обусловлено постоянно возрастающей ролью и значением психики и сознания людей. Возможно, что наибольшую сложность в будущем будет представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование поведения людей в ходе их реализации и эксплуатации. Об этом свидетельствуют и события, происходящие в современном мире. Так, например, в настоящее время руководители государств стремятся к объединению, отказу от старых границ, но население многих государств психологически к этому еще не готово, хотя технически объединиться не так и трудно.

Каковы основные этапы развития психологии как науки?

Как и любая система научных знаний, психология имеет свою историю, которую условно можно разделить на четыре этапа.

1. психология как наука о душе.

На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер: каждый предмет наделялся душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, вьщеляя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику -материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

2. психология как наука о сознании.

На втором этапе развития психологии как науки, в XVII в., были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни.

Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных; сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств.

Отсюда и известное выражение, принадлежащее Декарту " Мыслю - значит, существую".

Причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в своем учении он утверждает, что существуют две независимые друг от друга категории — материя и дух.

В истории психологии это учение получило название "дуализм".

Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, он выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее не разложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социальном опосредовании психики человека.

3. психология как наука о поведении.

На третьем этапе развития психологии, в XIX в., большую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыграли разработка теории условных рефлексов в физиологии И. П. Павловым и практика лечения психических заболеваний, а также проведение непосредственных экспериментальных исследований психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде.

По мнению Уотсона определенное внешнее воздействие вызывает у человека определенную ответную безусловную (врожденную) реакцию или комплекс безусловных (врожденных) реакций.

Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы "S-R" для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или "промежуточные переменные" — V, в результате схема приобрела вид: "S-V--R". Под "промежуточными переменными" Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула.

Другим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение оперантного обусловливания, которое заключается в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью.

Согласно теории бихевиоризма, классическое (т. е. павловское) и операнткое обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека.

4. психология как наука, изучающая факторы, закономерности и механизмы функционирования психики.

На четвертом (современном) этапе развития психологической науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества.

И наконец, на 4 этапе, психология стала изучать факторы, закономерности и механизмы функционирования психики, возникло множество различных школ (К.К.Платонов, Маслоу, Роджерс, Эриксон).

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.), бихевиористский (Д. Утсон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.), когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.), гуманистический (Г. Олпорт, Г. Мюрреи, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Российская психологическая наука придерживается диалектика-материалистического взгляда на происхождение психики. В советский период ее исследования носили неоднозначный характер. В них активно участвовали П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е годы XX в. эти исследования прекратились на тридцать лет. В 60—80-е годы началось возрождение отечественной психологии. Значительный вклад в разработку ее проблем внесли Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Небылицын, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов и др.

PAGE 5

Как соотносятся понятия житейская и научная психология