Аффективные и волевые расстройства. Двигательные расстройства

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет

«Башкирский государственный медицинский университет МЗ РФ»

Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИПО

«Утверждаю»

Зав. Кафедрой

Профессор _______ В.Л. Юлдашев

12 февраля 2013 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

лекции по психиатрии

1. Тема: «Аффективные и волевые расстройства. Двигательные расстройства »

2. Курс 5 семестр 9,10

3. Продолжительность лекции 1 академический час

4. Контингент слушателей: студенты лечебного факультета Башкирского государственного медицинского университета.

5. Учебная цель: Изучение расстройств эмоционально-волевой сферы являются манифестными для многих психических заболеваний, начинающихся как во взрослом, так в детском и подростковом возрасте, кроме того эти расстройства часто отмечаются при различных соматических заболеваниях, что и определяет актуальность темы. Изучение данной патологии для диагностики симптомов и синдромов эмоциональных и волевых расстройств.

6. Иллюстративный материал и оснащение: таблицы, плакаты, учебный видеофильм, ноутбук, мультимедийный проектор.

7. Подробный план лекции:

История вопроса: первые шаги в изучении аффективных расстройств и волевых расстройств относятся к донозологическому этапу развития психиатрии. Приблизительно с середины XIX столетия началось целенаправленное изучение аффективной патологии. В литературе, посвященной этой теме, описывались, как правило, выраженные психотические формы нарушений. В. Гризингером (1867) они описывались в группе меланхолий.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Определение: эмоций – это реакции в виде субъективно окрашенных переживаний человека, связанные с потребностями и мотивами. Это переживания приятного и неприятного. Они выражают отношение человека к происходящим событиям Эпикритические эмоции - корковые, присущи только человеку(морально-этический, нравственные) и протопатические эмоции – подкорковые, элементарные (удовлетворение чувства голода, жажды, полового влечении). По субъективному тону: положительные и отрицательные. По влиянию на деятельность: стенические (мобилизующие) и астенические (дезорганизующие, угнетающие).

Осн. Эмоции : интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыди вина.

По продолжительности и силе эмоциональнвх переживаний:

Аффект – сильное и кратковременное переживание. Аффект физиологический – не сопровождающийся помрачением сознания, автоматизмами и амнезией, патологический аффект – кратковременное психическое расстройство в ответ на интенсивную псих. Травму, сопровождающееся сужением сознания, аффективным разрядом, расслабленностью вплоть до сна с последующей амнезией.

Настроение – более или менее продолжительное эмоциональное состояние. Онтогенез эмоций

Симптомы эмоциональных нарушений:

-Эксплозивность –склонность к бурным проявлениям эмоций, неадекватная по силе реакция по незначительному поводу.

-эмоциональное застревание –возникшая эмоциональная реакция фиксируется на длительное время,

-амбивалентность –противоположные чувства к одному и тому же объекту.

Симптомы расстройств настроения: гипертимия,

  • эйфория,
  • гипотимия,
  • дисфория,
  • тревога-ожидание несчастья,
  • эмоциональная слабость –лабильность настроения,
  • болезненная психическая нечувствительность (anesthesia psihica delarosa) или скорбное бесчувствие, больной ощущает исчезновение прежних чувств, их болезненную утрату;
  • апатия-безразличие к себе и окружающему;
  • эмоциональная монотонность ровное холодное отношение ко всем событиям,
  • эмоциональное огрубение – утрата тонких эмоциональных реакций: деликатность, стыд, сочувствие, появляется рсторможенность, грубость, бесцеремонность
  • эмоциональная тупость –эмоциональная холодность, переходящая в полное равнодушие и безучастность.

Эмоциональные (аффективные) синдромы:

а) маниакальный синдром состоит из характерной триады: повышенного настроения, ускорения мышления и двигательного возбуждения. Отмечается, что при этом синдроме могут встречаться бредовые идеи величия.

б) депрессивный синдром - состоит из триады прямо противоположной маниакальной: резкое понижение настроения, замедленность мышления и движений. Суточные колебания настроения. Сезонность.

Соматовегетативные проявления в структуре депрессивного синдрома: потливость, тахикардия, колебания АД, жар, холод, запоры, диспепсия, снижение аппетита. Повышение тонуса симпатической нервной с-мы.

Нарушается сон. Вялость и разбитость по утрам. Неувереноость в себе, сомнения, вялость, апатия, склонность к слезам, обидчивость, раздражительность, снижение влечений. В более тяжелых случаях бредоые идеи самообвинения, самоуничижения. Меланхолический раптус

Варианты депрессивного синдрома: тревожный (ажитированная Д, апатический, ипохондрический, истерический. Субдепрессия.

Суицидальные тенденции. Тактика врача. Особенности ухода и надзора.

Маскированная депрессия.

Современные представления о патогенезе депрессивного и маниакального синдрома. Серотонинергическая концепция депрессии, роль дофаминергической и катехоламинергической систем.

Динамика депрессивного синдрома в сравнительно-возрастном аспекте. Роль биологических и социальных факторов в формировании депрессивных состоянии в разных возрастных группах.

Большое внимание в последние годы уделяется нозогенной депрессии - возникающей у пациентов с соматическим страданием

Новая информация по этиологии и патогенезу. Роль оксидативного стресса, развитие эндогенной интоксикации при депрессивных состояниях, повышение активности СОД у больных маниакально-депрессивным психозом.

ВОЛЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА

Потребности – являются побудителями деятельности. Низшие, инстинктивные потребности: пищевые, самосохранения, продолжения рода. Высшие, духовные: интеллектуальные, этические, эстетические.

Потребности человек переживает в виде влечений и желаний. То, что побуждает деятельность, называют мотивом. Мотив – это то, ради чего достигается цель. Цель - это то, что достигается действием.

Волевой акт: 1) побуждение 2) осознание возможностей достижения цели 3) борьба мотивов и выбор 4) принятие решения 5)действие

Симптомы нарушений воли

Абулия-отсутствие желаний и побуждений воли.

Гипобулия -снижение волевой активности.

Гипербулия –повышение активности.

Парабулия –извращение волевой активности.

Нарушения влечений(инстинктов)

К пище: булимия, анорексия, полидипсия, парорексия поедание несъедобных веществ.

Расстройства инстинкта самосохранения –усиление (агрессивность, страх, паника, сост «мнимой смерти), ослабление (суиц поведение)

Расстройства половых влечение – усиление (сатириазис, нимфомания), ослабление (гипосексуальность, фригидность), извращение (перверзии):

-гомосексуализм (в нек странах-девиация) истинный и ложный, сочет с бисексуализмом

-трансвестизм – стремление носитьодежду противоположного пола и играть его роль

-транссексуализм –с детства страстное желание изменить свой пол

-фетишизм –потребность в определенной вещи противоположного пола, которую прикладывают к пол органам или созерцают

-эксгибиционизм –удовлетворение от обнаженных половых органов

-вуайеризм влечение к рассматриванию или подглядыванию

-педофилия пол влечение к детям

-геронтофилия

-зоофилия

- садизм и мазохизм

-нарциссизм

Импульсивные влечения– непреодолимые, без борьбы мотивов и действия-

Дромомания – к перемене мест

Дипсомания – влечение к пьянств, непреодолимое, сопровождающееся тяжелыми алкогольными эксцессами.

Пиромания

Клептомания

Копролалия

Мифомания

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Ступор –полная обездвиженность, мутизм, ослабление реакций на раздражители.

Кататонический – пассивный негативизм и восковая гибкость, м/б с мышечным оцепенением

Депрессивный

Апатический

Двигательное возбуждение

Гебефреническое

Кататоническое- манерное, вычурное, стереотипии, импульсивность

Маниакальное

Галлюцинаторно-бредовое

Истерическое

Ажитированная депрессия

Кататонический синдром. Отличие кататонического ступора от депрессивного и психогенного. Психомоторное возбуждение (маниакальное, гебефреническое, галлюцинаторно-бредовое, эпилептиформное, истерическое, ажитированная депрессия), его отличие от кататонического. Связь психомоторного возбуждения с синдромами расстроенного сознания. Социально опасное поведение при двигательных расстройствах. Копирование психомоторного возбуждения, допустимые меры стеснения.

Основы симптомы кататонии: ступор, симптом “капюшона’ и симптом “воздушной подушки”, мышечная скованность, активный и пассивный негативизм каталепсия (восковая гибкость), мутизм, двигательные и речевые стереотипии, импульсивные действия, пассивная (автоматическая) подчиняемость, эхо-симптомы, манерность, вычурность, парамимии. Понятие люцидной и онейроидной кататонии. Уход за больными в состоянии ступора, зондовое кормление, методика растормаживания. Диагностическое значение синдромов двигательных расстройств, особенности их проявления при различных заболеваниях и в различные возрастные периоды.

8. Методы контроля знаний и навыков: опрос на практических занятиях, тестовый контроль, семестровый экзамен.

9. Литература:

Основная:

  1. Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г., Чирко В.В., Кинкулькина М.А.Психиатрия и наркология: учебник-М.: ГЭОТАР - Медиа 2006
  2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: Учебник.- М.: МЕДпресс-информ, 2008.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник.- М.:Медицинское информационное агентство, 2009.
  2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. – Изд-во «Речь», 2010.
  3. Наркология. Национальное руководство /Иванец Н.Н., Анохина И.П., Винникова М.А. .- М.: ГЭОТАР - Медиа 2008.
  4. Незнанов Н.Г. Психиатрия - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.
  5. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия: Учебник.- СпБ.: Питер. 2005.
  6. Психиатрия. Национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, и др.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.

Аффективные и волевые расстройства. Двигательные расстройства