Сочинение на тему Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?» о человеческих отношениях


Роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?» о человеческих отношениях Первое прочтение романа Н. Г. Чернышевского вызовет у современного молодого человека, скорее всего, усмешку. В самом деле, странными кажутся отношения, принятые в семье Лопухова и Веры Павловны. В доме существуют ней­тральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные ком­наты ни муж, ни жена не могут войти без стука. Да и вооб­ще, вежливость супругов по отношению друг к другу балан­сирует на грани неестественности, а очень часто и переходит эту грань. Ну а то, что Лопухов и Вера Павловна постоянно называют друг друга "миленький» и "миленькая», и вовсе заставляет думать о полной неестественности их отношений. Первое, что заставляет иначе увидеть суть отношений между этими людьми и заподозрить себя самого в непрони­цательности, — это то, что Лопухов оставляет медицинскую Академию за два месяца да окончания, чтобы, женившись, избавить Верочку Розальскую от гнета в родительском доме. И это тот Лопухов, который разумно и рационально утверж­дает, что поступками его всегда руководит выгода!

Что же понимает этот человек под словом "выгода», если он способен на поступки, явно нелогичные именно с точки зрения житейского удобства? Эта мысль позволяет увидеть отношения между собою "новых людей» — ас их-то помо­щью Чернышевский и представляет человеческие отношения в романе — другим взглядом... Начинаешь понимать, что студент Лопухов, оставляя Академию, действительно поступает в соответствии со своей выгодой. Все дело в том, что подобные дела выгодны доброму и порядочному человеку.

А ведь именно о Дмитрии Лопухове Чернышевский пишет: "У этих людей, как Лопухов, есть магические слова, привлекающие к ним всякое огорченное, обижаемое существо». Нетрудно догадаться, что "магические слова» являются выражением высоких свойств человеческой души. Чернышевский уверен, что по-настоящему творит добро тот, кто не любуется в это время собой. Эта характе­ристика как нельзя лучше подходит к личности Лопухова. Для Лопухова человеческие отношения — не торг по прин­ципу: "Ты — мне, я — тебе», — а эстафета: "Ты — мне, я — другим». Не случайно Верочка, не испытывая любви к Лопухову, дружески общаясь с ним, сразу воспринимает этот нрав­ственный принцип.

Ее первый сон, в котором она освобождает людей из подвала, как раз и свидетельствует об этом. Стоит почувствовать этот главный, в самой сути заложен­ный принцип человеческих отношений, исповедуемый глав­ными героями, как начинаешь думать: а может быть, не так и важно, каким образом они устраивают свой семейный быт? Конкретные приметы быта меняются в зависимости от вре­мени, а главное остается неизменным... Для современного человека важно понять то главное, что определяет отноше­ния "новых людей» в романе "Что делать? ». В полной мере отношения между людьми раскрываются, когда на сцене появляется Александр Кирсанов. Во многом он похож на Лопухова. Оба они, по словам автора, грудью, без связей, без знакомств прокладывали себе дорогу. Оба прило­жили немало сил для того, чтобы реализовать свои способнос­ти. И когда в отношениях Кирсанова, Лопухова и Веры Пав­ловны сложился неразрешимый "любовный треугольник», оба повели себя достойно в тяжелейшей ситуации.

Кирсанов долго пытался отказаться от всяких отношений с женой своего друга. Но чувство оказывается сильнее логи­ческих построений, и герои романа "Что делать?» не были бы самими собой, если бы строили свою жизнь только по за­конам логики, игнорируя чувства. Но существуют еще условия повседневной жизни, и каж­дый сам решает, как соотнести с ними свои чувства. Кирсанов и Вера Павловна не могут соединить свои жизни, не пройдя перед этим через унизительную для всех процедуру развода. Понимая это, Лопухов предпринимает единственный возмож­ный шаг: решает уйти со сцены. Он делает это, подчиняясь ве­лениям той самой "выгоды», которая определяет для него че­ловеческие отношения вообще и собственные поступки в част­ности. А по этой выгоде, если стремиться к преобразованию жизни, мечтать о будущем, в котором люди будут гармоничны и духовно свободны, то и сегодня нужно быть не только образо­ванным, трудолюбивым и честным, но и счастливым, полага­ясь в этом не столько на судьбу, сколько на себя.

Возможно, кто-то посчитает, что Лопухов поступил не­верно, кто-то одобрит его поступок — это уже зависит от ко­декса чести каждого из нас. Лопухов повел себя так, как нашел нужным: инсценировал самоубийство и дал возмож­ность Вере Павловне и Кирсанову быть вместе. Он уезжает за границу и возвращается в Петербург только тогда, когда былое чувство прошло. Но самое главное заключается в том, что человеческие от­ношения, построенные на такой нравственной основе, не кажутся Чернышевскому чем-то из ряда вон выходящим. Он прямо пишет об этом в романе: "Я держу пари, что до пос­ледних отделов этой главы Вера Павловна, Кирсанов, Лопу­хов казались большинству публики героями, лицами высшей натуры... Нет, друзья мои, не они стоят слишком высо­ко, а вы стоите слишком низко...

На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди». Здесь высказан главный урок, данный героями романа "Что делать?». Меняются политические системы, меняются жизненные устремления людей, а нравственные принципы человеческих отношений остаются неизменными во все вре­мена. Можно быть благодарным писателю, который напоми­нает об этом.