Здоровьесберегающие технологии на уроке иностранного языка

red5;;;

Курсовая работа

«Здоровьесберегающие технологии на уроке иностранного языка»

Оглавление

Введение

Глава I. Применение здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе как важный аспект педагогики и методики.

§ 1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии».

§ 2. Средства и методы здоровьесберегающих технологий, используемые в образовательном процессе.

Глава II. Здоровьесберегающие технологии как компонент урока иностранного языка.

§ 1. Роль здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка.

§ 2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка.

Заключение

Литература

Введение

Как известно, люди во все времена уделяли особое внимание вопросу здорового образа жизни. Но наиболее широкую огласку данная проблема получила в современном обществе. Это связано с тем фактом, что на сегодняшний день, в век информационных технологий, у человека зачастую не хватает времени, чтобы адекватно и в полной мере оценить состояние своего здоровья.

К сожалению, это касается не только взрослых. Состояние здоровья современных школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. По данным Минздрава, в начале третьего тысячелетия первая группа здоровья отмечается только у 20 % детей. Что касается абсолютно здоровых детей, то их еще меньше – 2,5 %. Причем речь идет не только о таких серьезных заболеваниях, как синдром Дауна или олигофрения, а о дефиците внимания, минимальных мозговых дисфункциях, которые в 90% случаев поддаются корректировке [16; 9] Именно эти факты обуславливают актуальность нашего исследования. Ведь наряду с воспитанием нравственности и патриотизма в рамках образовательного процесса также необходимо уделять внимание развитию уважительного отношения к своему здоровью. Ведь это способно не только оказать благотворное влияние на физическое состояние детей, но и на их успеваемость. Видными психологами, такими как Ю.В. Щербатых, М.К. Акимова, К.М. Гуревич, Х. Уильямс, И. Ю. Митева и др., давно доказано, что внутреннее состояние человека оказывает непосредственное влияние на его деятельность, при этом важная роль отводится стрессовому состоянию, которое может привести к развитию психосоматических заболеваний. Зачастую дети в течение всего периода обучения в школе находятся в состоянии стресса из-за страха отвечать у доски, получить плохую отметку, быть наказанными за невыученный урок и др. Часто причина неуспеваемости школьника, вызывающая дистресс (разрушающий стресс), кроется не в его лености и нежелании учиться, а в неспособности справиться с учебной нагрузкой.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16, 8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения – 30-40%.

Все вышесказанное наглядно демонстрирует тот факт, что внедрение и развитие здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей любого школьного возраста.

Именно поэтому объект нашего исследования – это процесс обучения иностранным языкам в школе.

Предмет исследования – процесс применения здоровьесберегающих технологий при обучении иностранным языкам.

Цель исследования: на основе анализа литературы по данной теме, выявить ряд методов и средств, характерных для современных здоровьесберегающих технологий, которые используются в педагогическом процессе в средней школе.

Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить проблему применения здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания иностранных языков;
  2. Рассмотреть особенности здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  3. Проследить на практике, каково влияние здоровьесбрегающих технологий и их значение на уроке иностранного языка.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анализ и синтез, сравнение.

Наша работа имеет следующую структуру: введение, основная часть, состоящая из двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, заключение, библиографический список, а также приложение.

Во введении определяется актуальность и ставится цель исследования, обозначаются объект и предмет, выделяются ведущие цели и методы, дается характеристика методологии.

В первой главе «Применение здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе как важный аспект педагогики и методики» мы дали определение понятию здоровьсберегающих технологий, рассмотрели их методы и способы внедрения в образовательный процесс.

Во второй главе «Здоровьесберегающие технологии как компонент урока иностранного языка» мы изучили функционирование здоровьесберегающих технологий в контексте урока иностранного языка.

В заключении систематизируются полученные выводы, определяется, достигнута ли поставленная цель и решены ли задачи исследования, обосновывается практическая значимость проделанной работы и полученных результатов.

В приложения включен материал, необходимый для иллюстрации внедрения здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка.

Глава I. Применение здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе как важный аспект педагогики и методики.

§ 1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии».

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде ряда компонентов, из которых и складывается общая картина. К таким составляющим здоровья можно отнести: физическое, психическое, социальное, нравственное здоровье. [17]

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Безусловно, достижение этого результата невозможно без внедрения так называемых здоровьесберегающих технологий, которые представляют собой психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. [6; 57]

По определению Н.К. Смирнова, здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. [12; 17]

Также Н. К. Смирнов выделяет несколько групп среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования. К ним относятся:

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К ним относят контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Так, медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, во время занятий по программе «Лечебная педагогика» . Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. –тоже элементы этой технологии.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Они направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). К ним относят создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. Стоит отметить, что эта область здоровьесберегающих технологий пока явно недооценены и слабо задействованы.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Они реализуются специалистами по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторами, строителями, представителями коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. [13; 73]

Таким образом, мы рассмотрели такие определения, как «здоровье», «здоровьесберегающие технологии», а также выявили несколько их групп, которые применяются в системе образования. К ним относят: медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) и здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

§ 2. Средства и методы здоровьесберегающих технологий, используемые в образовательном процессе.

Существует ряд средств, направленных на достижение целей, которые ставят перед собой здоровьесберегающие образовательные технологии. К ним относят:

1) Средства двигательной направленности – это двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. К ним относят: движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастику (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебную физкультуру, подвижные игры, специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастику, тренинги и т.д.

2) Оздоровительные силы природы. Эти средства связаны с проведением занятий на свежем воздухе, с учетом метеорологических условий. Сюда же относят солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию. Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов – фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

3) Гигиенические факторы. К ним относят: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления [2; 26].

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа [8; 77].

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. И. П. Подласый определяет метод обучения как упорядоченную деятельность педагога, направленную на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:

1. Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления);

2. Общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). (см. приложение 1)

Следует помнить, что лишь оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Не следует признавать какой-либо метод как главенствующий.

Приемы – это составная часть метода, выделяемая в его структуре. Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам). [19]

Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Таким образом, мы можем выделить следующие средства, способствующие достижению целей, которые ставят перед собой здоровьесберегающие образовательные технологии: средства двигательной направленности, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Также стоит отметить, что в здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические и педагогические, но лишь их оптимальное сочетание способно обеспечить реализацию здоровьесберегающих технологий в полной мере.

§ 3. Этапы обучения в условиях применения здоровьесберегающих технологий

Как известно, обучение представляет собой целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнений учебной деятельности. Что касается обучения, проходящего в условиях здоровьесберегающих технологий, то стоит отметить, что оно включает в себя передачу компетенций, которые способствуют формированию представлений о здоровом образе жизни, его преимуществах и возможностях реализации. [14; 46]

Другими словами, главной задачей процесса обучения на основе здоровьесберегающих технологий является формирование у школьников необходимых компетенций  по здоровому образу жизни и их реализация в повседневной жизни.

На основе вышесказанного следует отметить, что весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. К ним относят:

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель: сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения,

Задачи:

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

На этом этапе следует отметить, что данные задачи осуществляются поочередно. Важное место отводится педагогу, поскольку с его помощью формируются представления об элементарных правилах здоровьесбережения. Это достигается в результате объяснения учителя, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного изучения.
Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Добиться  сознательного  выполнения   элементарных правил здоровьесбережения.
  3. Формировать практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.

Данный этап характеризуется тем, что решение поставленных задач может происходить одновременно. Важная роль отводится подбору оптимальных методов, которые определяют эффективность обучения. Так, используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия.

Для данного этапа также характерно широкое использование комплекса разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель: умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

Задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Что касается задач данного этапа, то они могут решаться как одновременно, так и последовательно, поскольку они характеризуются тесной связью друг с другом.

Также необходимо увеличивать количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

В целях углубления компетенций по здоровьесбережению используют различные методы и приемы:

  • практический метод,
  • познавательная игра,
  • ситуационный метод,
  • игровой метод,
  • соревновательный метод,
  • активные методы обучения,
  • воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть:

  • элементарные движения во время занятия;
  • физические упражнения;
  • физкультминутки и подвижные перемены;
  • «минутки покоя»;
  • различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
  • лечебная физкультура;
  • подвижные игры;
  • специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);
  • массаж;
  • самомассаж;
  • психогимнастика,
  • тренинги,
  • элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников),
  • фитобары в стенах школы,
  • кабинет физиотерапии,
  • оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся,
  • различные реабилитационные мероприятия;
  • массовые оздоровительные мероприятия,
  • спортивно-оздоровительные праздники,
  • тематические праздники здоровья др. [19]

Таким образом, здоровьесберегающие технологии реализуются в образовательном процессе на трех этапах: этапе начального ознакомления с основными понятиями и представлениями, этапе углубленного изучения и этапе закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Следует также обратить внимание на тот факт, что каждый из этапов ставит перед собой определенную цель и задачи, которые могут быть реализованы как поочередно, так и одновременно.

Выводы, основанные на содержании первой главы

По мнению Н. К. Смирнова, здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. [12; 17]

Существует несколько групп здоровьесберегающих технологий. К ним относят: медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) и здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Также в здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические и педагогические.

Внедрение здоровьесберегающих технологий происходит в образовательном процессе на трех этапах: этапе начального ознакомления с основными понятиями и представлениями, этапе углубленного изучения и этапе закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Следует также обратить внимание на тот факт, что каждый из этапов ставит перед собой определенную цель и задачи, которые могут быть реализованы как поочередно, так и одновременно.

Глава II. Здоровьесберегающие технологии как компонент урока иностранного языка.

§ 1. . Роль здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка.

Как известно, проблема здоровья учащихся в настоящее время приобрела социальный характер. Ведь в качестве ее причин называют как сложные социально-экономические условия современного общества, так и неблагоприятную экологическую ситуацию, преобладание у детей вредных привычек и т. д. Безусловно, что в таком положении одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Урок иностранного языка не является исключением. В его рамках должны быть созданы условия, которые бы способствовали сохранению и поддержанию здоровья учащихся. Учителю иностранного языка необходимо:

  1. Соблюдать физиологические основы учебно-воспитательного режима, т. е. учитывать время трудоспособности, утомляемость, учебную нагрузку, проводить физкультминутки;
  2. Производить гигиеническую оценку условий и технологий обучения, т. е. учитывать воздушно-тепловой, световой режим, особенности организации учебно-воспитательного процесса. [11; 200-207]

Следует также обратить внимание на тот факт, что внедрение здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка не должно выходить за некоторые рамки. Так, их не следует рассматривать как самостоятельную и обособленную часть урока. Здоровьесберегающие технологии должны стать одним из компонентов урока, реализуясь вместе с ним, образуя симбиоз.

При этом учителю необходимо использовать различные игровые моменты, способствующие расслаблению учеников. Мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз) становятся одним из обязательных условий проведения всех уроков. Это связано с тем, что учебная нагрузка должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, учет которых также является одной из обязанностей учителя. Одним из аспектов данной практики также является ограниченный объем домашней работы.

Кроме того, существует ряд требований, выполнение которых, дает право считать урок здоровьесберегающим. К ним относят:

  1. Построение урока на основе закономерностей образовательного процесса.
  2. Оптимальное сочетание специфических принципов и методов обучения.
  3. Создание условий для продуктивной познавательной деятельности.
  4. Активизация развития всех сфер личности.
  5. Логичность и эмоциональность всех этапов деятельности.
  6. Использование средств здоровьесбережения: физкультминуток, подвижных игр, вариативное использование правил здорового образа жизни.
  7. Мониторинг качества урока.
  8. Использования нестандартных форм обучения. [10; 67]

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. Для этого на уроках можно использовать различные методы:

  1. метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке;
    1. учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями;
    2. поддержание познавательного интереса к изучению английского языка;
    3. принцип двигательной активности на уроке. [19]

Метод позитивной психологической поддержки ученика заключается в том, что учитель всячески пытается ввести в урок те виды деятельности, которые способны поддерживать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим. Этот метод также направлен на смену микроклимата на уроке, с целью сделать его более благоприятным.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика, возможность выбрать свой уровень и объем задания. Учитель подбирает дополнительный языковой материал с учетом увлечений ученика. При работе на уроке и организации различных видов взаимодействия необходимо учитывать уровень экстравертированности /интровентированности учащихся. Педагог отдает предпочтение тому или иному виду работы, будь то групповая или индивидуальная деятельность. Здесь учитель выступает в роли психолога, от грамотной работы которого зависит настрой, с которым будет работать класс в течение урока, а также личное состояние каждого из учащихся.

Поддержание познавательного интереса к изучению английского языка способствует уходу от формального подхода к обучению, связанного с зазубриванием материала. Задачей учителя при этом является введение в учебный процесс игровых, развлекательных моментов, активизация познавательных мотивов обучения. В этом отношении иностранный язык –особый предмет. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка, т. к. именно оно способствует более продуктивному усвоению материала. Что касается старших классов, то для повышения их мотивации подходит метод проектов, позволяющий ученикам детально изучить тему и выразить свое видение ее перед классом.

Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, т. к. любая двигательная активность на уроке является моментом релаксации для детей. Кроме того, она также способствует лучшему овладению языковым материалом. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки продолжительностью 2-3 минуты через 15-20 минут после начала урока. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм является положительный эмоциональный фон учащихся. [19]

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. В подобных условиях именно здоровьесберегающие технологии приходят учителю на помощь и позволяют добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Как результат этого, происходит улучшение успеваемости.

Таким образом, следует отметить, что целью внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка является обеспечение высокого уровня реального здоровья учащихся, их вооружение необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитание у них культуры здоровья. [13; 115] Все это может быть реализовано с помощью ряда методов, таких как метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, принцип двигательной активности на уроке.

§ 2. Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка.

Безусловно, здороьесберегающие технологии играют крайне важную роль в учебном процессе. Именно они способствуют тому, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения учащихся чередовались с периодами эмоциональной разгрузки.

Говоря об особенностях внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, следует отметить, что по данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания. [8; 43]

В связи с этим, учитель иностранного языка должен сделать все возможное, чтобы здоровьесбережение стало одним из приоритетных направлений урока. Здесь следует отметить тот факт, что важно не только, какие именно приемы учитель намерен выбрать для своего занятия, но и то, как он реализует их. Особое внимание следует уделять созданию благоприятной атмосферы в классе. Немаловажную роль играет поведение учителя, его тон, который должен быть дружелюбным, открытым, т. е. таким, который бы создавал располагающую к занятиям обстановку.

Кроме того, важно разработать определенную систему приемов, которые были бы эффективны в рамках урока иностранного языка. Учитель в праве варьировать их в зависимости от вида урока, его цели и т.д.

Существует ряд устоявшихся видов деятельности, направленных на здоровьесбережение школьников. К ним относят:

1. Зарядки-релаксации

Как известно, релаксация –это расслабление после напряженной умственной деятельности. Ее цель – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.

В рамках урока иностранного языка зарядка-релаксация также является эффективным приемом. Для нее могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал, поскольку она служит для расслабления, задает общий тон работе. Релаксация не должна быть слишком длительной, следует отводить ей 3-5 минут на уроке, поскольку при избыточном ее применении детям зачастую довольно трудно настроиться вновь на рабочую атмосферу.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю на урок зарядку, с использованием различного вида движений, рифмовок, песен, танцев. Вот примеры такой зарядки:

Clap, clap, clap your hands,
Clap  your hands together.
Stamp, stamp, stamp your feet,
Stamp your feet together.


Turn, turn, turn around,
Turn around together.
Clap, clap, clap your hands,
Clap  your hands together.

Touch your shoulders,
Touch your nose,
Touch your ears
Touch your toes.
Raise your hands
High up in the air,
To the sides
On your hair. [15; 6]

2. Песни

Песня также является одним из эффективных видов релаксации. Следует отметить, что в рамках урока иностранного языка песня приобретает особое значение. Ведь она предоставляет учащимся возможность не только отдохнуть, но также служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Песня активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Широкое применение песен способствует формированию лингвистической компетенции учащихся, а содержание текстов песен расширяет словарный запас, поскольку они содержат часто употребляемую лексику. Песни обеспечивают тренировку учащихся в использовании грамматических явлений, механической памяти. Известно, что ученик лучше запоминает то, что непосредственно связано с эмоциональной сферой, а именно музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, ведь она проникает в глубины его сознания.

Не случайно, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке – это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас. [19]

На сегодняшний день песни стали неотъемлемой частью урока иностранного языка. Существуют специальные музыкальные произведения, содержащие в себе какую-либо конструкцию и помогающие ее усвоить. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом и с пояснительными комментариями, а также заданиями. (см. приложение 2)

3. Зарядка с использованием движений, танца

Как известно, мышечные движения снимают умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание школьников.

На первых этапах учитель должен сам проводить зарядку. Затем, когда дети разучат движения, можно вызывать кого-либо из учеников на роль учителя или обходится без чьей-либо помощи, позволяя детям самим вспомнить последовательность движений. При данных обстоятельствах учитель выступает в роли наблюдателя, который следит за тем, чтобы все движения выполнялись четко и правильно.

Кроме того, на уроках иностранного языка можно параллельно проводить и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику, буквы, числа. К примеру, учитель может разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и дать учащимся следующую установку: «Look at the yellow/ red / blue flower, please! Find the letter «H» in our classroom, please!» В средних классах тематика меняется, но смысл упражнения остается тем же: «Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / etc» [19]

Еще одним примером подобной гимнастики для глаз служит упражнение, которое часто применяется при изучении иноязычного алфавита. Оно проводится следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву G, T, A, C и т. д.» (см. приложение 3)

4. Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка –это система приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психологическими функциями, укрепить силу воли, улучшить внимание, регулировать частоту сокращения сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей аутогенной  тренировки является регуляция собственных эмоций.

В средних и старших классах аутогенная  тренировка обычно проводится в течение 3-5 минут в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности. Перед проведением аутогенной тренировки учителю необходимо уменьшить освещенность классной комнаты, включить тихую, спокойную музыку. После этого учащимся следует психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Далее все зависит от выбора учителя. Существует множество подобных упражнений. К примеру, учитель начинает на иностранном языке задавать какую-либо ситуацию:

Sit comfortably. Close your eyes.
Breathe in. Breathe out.
Let’s imagine it’s summer.
You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles, no serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. (Pause)
Your troubles float away.
You love your relatives, your school, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits.
Open your eyes. How do you feel? [15; 11]

Безусловно, подобное упражнение способствует расслаблению учеников, а значит дальнейшей активизации их внимания. (см. приложение 4)

5. Игра

Игра является одной из важнейших форм релаксации на уроке. Она способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, настраивает на работу с лёгкостью и удовольствием. Детский организм испытывает потребность в игровой деятельности. Именно поэтому применение игры на уроке способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы.

Кроме того, игра способна сделать процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей, а зачастую в ней особенно полно проявляются способности ребёнка. Существует несколько видов игр, среди них можно выделить:

1. Ролевые игры; (см. приложение 5)
2. Коммуникативные игры:
А) речевые
Б) аудитивные
3. Языковые игры:
А) фонетические
Б) орфографические
В) лексический
Г) грамматические. [10; 62]

Игра –мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у учеников готовность, желание не только играть, но и общаться. Кроме того, преимущество игр в том, что в них все равны. Они посильны даже слабым ученикам. Слабый по языковой подготовке ученик в игре может быть первым, т.к. находчивость и сообразительность здесь иногда бывает важнее знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задачи помогают преодолеть стеснительность, которая мешает свободно употреблять в речи иностранные слова. Ребёнок быстро усваивает языковой материал и начинает говорить наравне со всеми.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии реализуются на уроках иностранного языка посредством ряда практических приемов, которые способствуют формированию благоприятной атмосферы в классе, повышению активности учеников, усвоению языкового материала и т.д. К таким приемам относятся: зарядки-релаксации, песни, зарядки с использованием движений, танца, аутогенные тренировки, игры. Во избежание усталости учащихся должна применяться смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, «мозговой штурм» и т.д. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка также необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.











Выводы, основанные на содержании второй главы

Во второй главе мы более подробно рассмотрели особенности реализации и влияния здоровьесберегающих технологий на уроке иностранного языка. В его рамках должны быть созданы условия, которые бы способствовали сохранению и поддержанию здоровья учащихся. При этом учителю следует уделять особое внимание соблюдению физиологических основ учебно-воспитательного режима, т. е. учитывать время трудоспособности, утомляемость, учебную нагрузку, проводить физкультминутки; а также производить гигиеническую оценку условий и технологий обучения.

Цель применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка – это обеспечение высокого уровня реального здоровья учащихся, их вооружение необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитание у них культуры здоровья.

Существует ряд методов, которые помогают учителю организовать учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесбережения. К ним относят: метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, принцип двигательной активности на уроке.

Кроме того, здоровьесберегающие технологии реализуются на уроках иностранного языка посредством ряда практических приемов, таких как зарядка-релаксация, песни, зарядка с использованием движений, танца, аутогенные тренировки, игры. Они способствуют формированию благоприятной атмосферы в классе и обеспечивают эмоциональный отдых учащимся.

Заключение

В нашей работе мы изучили особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, их роль и значение. В первой главе мы уделили внимание теоретическому аспекту данной проблемы.

Мы дали определение понятию «здоровьесберегающие технологии», рассмотрели некоторые средства и методы их реализации. Проанализировав различные виды здоровьесберегающих технологий, мы акцентировали внимание на их роли в учебном процессе.

Также нами были выявлены три этапа, на которых происходит реализация здоровьесберегающих технологий в школе. Каждый из этапов (этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями, этап углубленного изучения и этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования) имеет ряд своих характерных особенностей и ставит перед собой конкретные цели. Что касается их решения, то оно может происходить как одновременно, так и поочередно.

Во второй главе мы проследили, как происходит внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, а именно, как они реализуются в контексте урока иностранного языка. Обеспечение высокого уровня реального здоровья учащихся, их вооружение необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитание у них культуры здоровья –это главная цель внедрения здоровьесберегающих технологий в урок иностранного языка.

Также нами были рассмотрены конкретные приемы, связанные со здоровьесбережением, которые учитель может использовать на уроке иностранного языка. В «Приложении» к данной работе мы привели конкретные примеры некоторых из них, причем ряд таких приемов представлен в аудио и видеоформатах.

Подобные разработки как нельзя лучше способны создать благоприятную атмосферу на уроке, что способствует более успешному дальнейшему обучению. Ведь проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Деятельность учителя строится на своих принципах здоровьесберегающей педагогики, главными из которых являются принцип не нанесения вреда и принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения играет важную роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения.

Одним из главных положительных аспектов применения подобных технологий является тот факт, что они способны научить детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Безусловно, столь положительная здоровьесберегающая педагогика может осуществляться в полной мере лишь под четким руководством учителя, цель которого не только помочь детям овладеть предметом, но и которому не безразлична судьба каждого из учеников.

Список литературы

  1. Evans, V. Spotlight [Text] : [УМК] / V. Evans, J. Dooley, N. Bykovа, M. Pospelova. –Просвещение –Express Publishing, 2007.
  2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. - №1.
  3. Всероссийский съезд «здоровое поколение –здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html
  4. Гринченко Н. А., Меркулова Е. Н. Обзорные лекции по теории и методике обучения иностранному языку. –Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. бунина, 2013. –с.
  5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. –М.: Аспект Пресс, 2001. –139с.
  6. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. –Мн., 2003. –с.
  7. Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/
  8. Лукина Н.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // 2012. - №2. http://festival.1september.ru
  9. Науменко Ю. Концепция образования, формирующего здоровье школьников. // Директор школы, 2004 г., № 5.
  10. Петровский Г. Н. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор / Г.Н. Петровский. –Мн.: НИО, 2000. –92с.
  11. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнина // Школьные технологии. –. –№2. –С.200-207.
  12. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003. –270с.
  13. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. –М.: АПК и ПРО, 2002. –с.
  14. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. –М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003.
  15. Ширигова Н.В. Информационные и здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // http://www.prodlenka.org
  16. Ямбург Е. Здоровых детей почти не осталось//Аргументы и факты. –. –№35. –С.9.
  17. http://pedagogika.by.ru/
  18. http://teachenglish.ucoz.ru
  19. http://zdorovayashkola.ru/zozh/


41

Здоровьесберегающие технологии на уроке иностранного языка