Урок по геометрии в 11 классе «Углы в пространстве»


Самоанализ урока

Урок по геометрии в 11 классе «Углы в пространстве»

Тема урока:

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.

Урок является подготовительным к сдаче ЕГЭ, работает на последующие уроки, так как тема «Углы в пространстве» тесно связана со следующими темами 11-го класса. Знания этих тем проверяются на едином государственном экзамене, используются в разных областях человеческой жизни.

Цели и задачи урока:

    Образовательные: рассмотрение всех возможных комбинаций углов в пространстве (угол между двумя прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями), решение геометрических задач классическим и координатно-векторным методами; формирование навыков чтения чертежей, умений проводить дополнительные построения и вычисления;

    Развивающие: формирование умения выполнять обобщение и конкретизацию, развитие качества мышления: гибкость, целенаправленность, рациональность, критичность с учетом индивидуальных особенностей;

    Воспитательные: развитие взаимовыручки и взаимопомощи, умение вести культурную дискуссию, умение четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу.

Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: доска, мел, линейка, раздаточный материал для индивидуальной работы, числовой веер; компьютер, мультимедийный проектор, экран.

В соответствии с целями урока был произведен отбор содержания, форм и методов обучения. Перед началом урока класс был разделен на три группы.

На первом этапе «Организационный» была объявлена тема и цели урока. Учащиеся были ознакомлены с планом работы на уроке:

Повторение теоретического материала;

Решение геометрических задач;

Самостоятельная работа в группах;

Решение дополнительных задач.

Урок начинался с эпиграфа А. С. Макаренко «Мастерство – это то, чего можно добиться».

На этапе «Повторение теоретического материала» был проведен фронтальный опрос по теоретическому материалу. Учащиеся вспоминали:

Угол между скрещивающимися прямыми;

Нормаль к плоскости;

Угол между прямой и плоскостью;

Угол между двумя плоскостями.

Записывали формулы для вычисления углов координатно-векторным методом.

На этапе «Решение геометрических задач» учащимся было предложены три задачи на нахождение углов разных комбинаций. Задание1 на нахождение угла между прямыми было разобрано совместно со мною в качестве устной работы, а остальные две задачи оформляли учащиеся у доски. С остальными учащимися была проведена дискуссия по определению координат вершин многогранников. Затем весь класс заслушивал учеников, работающих у доски. Ученики получили отметки.

При переходе на следующий этап «Самостоятельная работа в группах», проводилась динамическая пауза, способствующая мобилизации энергетического потенциала школьников.

На данном этапе были предложены группам задачи разного уровня сложности для самостоятельной работы, а затем, по истечении времени, по выбору учителя, с каждой группы один ученик объяснял решение задачи у доски. При решении задач в каждой группе возникали небольшие проблемы, которые решались с моей помощью. Я добивался, чтобы ученики обосновывали результаты своей работы. Все ученики получили отметки.

На этапе «Решение дополнительных задач» учащимся предлагалось разобрать две задачи из вариантов ЕГЭ 2015 классическим методом.

Работа велась фронтально. Я корректировал ход решения, направлял действия учеников. Каждый этап решения сопровождался эффектами анимации, решение записывалось в тетрадь.

Учащимся с более высоким уровнем подготовленности было предложено решить задания координатным методом самостоятельно группой по 2 человека.

Активные учащиеся получили отметки.

Завершающий этап урока закончен словами великого математика Г. Лейбница «Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвИдеть – и далее подтвердить это. Следуя этому методу, мы достигнем цели». БЫли подведены итоги работы учеников и проведена рефлексия в виде притчи. В качестве домашнего задания ученикам было предложено задание: § 12 (конспект), тренировочные работы ЕГЭ 2015 (МИОО) № 6, 7,11, дополнительная задача. Дополнительную задачу на дом ученики получили на карточках.

Учащиеся 11-го класса были активны, постоянно вовлечены в процесс познания.

Все поставленные мною цели и задачи урока были реализованы.