Описание по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» (Первый вариант)
С холста художника Валентина Александровича Серова на нас глядит загорелая девочка-подросток, с чудесными большими темными лучистыми глазами и с коп ной непокорных густых волос - будто смотрит в душу. Как-то не хочется называть эту красавицу персонажем картины. Она живая, кажется, вот-вот выйдет из-за стола и пойдет навстречу гостю. Через мгновение, может быть, рассмеется и, схватив вас за руку, увлечет за собою в сад. А может быть, начнет показывать дом, познакомит с его обитателями. Но, увы, девочке не суждено выйти из-за стола - художник как будто остановил мгновение жизни, беззаботного детства этой девочки. Такой она останется на века, ибо этой картиной "Девочка с персиками" художник обессмертил не только себя, но и Верушу Мамонтову, двенадцатилетнюю дочь Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля. В его подмосковной усадьбе Абрамцево были многие замечательные русские живописцы. В семью Мамонтовых Валентин Серов вошел еще ребенком. Он был здесь как родной, дружил с детьми Саввы Ивановича - сыном Всеволодом и дочкой Верушой. "Девочка с персиками" была создана Серовым, еще не достигшим и двадцати двух лет, в 1887 году. После написания этого шедевра художник проживет двадцать четыре года. Рано уйдет из жизни и сама Веруша Мамонтова.
Смуглое, с проступающим сквозь загар румянцем лицо Веруши оттеняется в картине голубоватым, холодного тона цветом, который смягчается теплыми тонами фруктов и листьев и красным бантом на груди. Блуза розоватого цвета подчеркивает юную свежесть лица. Кажется, что Веруша лишь на минуту уселась за столом, чтобы позировать художнику. Она искоса поглядывает на стоящего за мольбертом друга озорными карими глазами, в которых притаились веселые чертики. У нее чуть раздуваются ноздри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее губы серьезно сжаты, но в них столько детского беззаботного и счастливого лукавства! Двенадцатилетнюю жизнерадостную девочку в летний погожий день так и тянет на волю побегать, пошалить. А тут сиди неподвижно в комнате за столом.
Эта работа Серова потребовала много сеансов. Веруше, по воспоминаниям ее брата, пришлось долго позировать. Да и сам Серов признавал медлительность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил Веруше, что он неоплатный ее должник.
Комната, в которой сидит девочка, вся залита светом. Он врывается через окна и играет разноцветными отблесками на стене, на майоликовом блюдце, повешенном в простенке, на спинках стульев, на столике у окна, на подсвечнике, на серебре ножа и лежащих на столе бархатистых плодах.
Нельзя ни минуты сомневаться в том, что дело происходит в России, старом помещичьем доме. В картине обращаешь внимание на старую мебель. Наверное, хозяева называли ее неуклюжей и неудобной старой рухлядью, намеревались заменить изящной мебелью, да все как-то некогда было.
За деревенским окном не видишь, но чувствуешь аллеи парка, песчаные дорожки и все то очарование, которым насквозь пронизана каждая безделица старой русской усадьбы.