История школы-интерната города Можги в контексте социальной работы с детьми в УАССР (1960 – 1989 гг.)

История школы-интерната города Можги в контексте социальной работы с детьми в УАССР (1960 – 1989 гг.)

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Политика Советского государства в осуществлении социальной защиты детей-сирот……………………………………………………………….8

Глава 2. Деятельность школы-интерната в Можге

2.1. Становление школы-интерната (1960 – 1979 годы)………………………13

2.2. Жизнь школы-интерната на последнем этапе функционирования советской системы социальной защиты детства (1980 – 1989 годы)………...20

Заключение…………………………………………………………………….…23

Список источников и литературы……………………………………………....25

ВВЕДЕНИЕ

Среди категорий населения, нуждающихся в общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения, в частности, детские дома, школы-интернаты. Статус социально незащищенных предоставляется этим детям временно, например, по части воспитания, - до 18 лет. Задача педагогического сообщества и социальных работников состоит в том, чтобы до достижения указанного возраста вырастить физически и психологически здоровых граждан, дать им общее образование, привить различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию. Школа-интернат города Можги образованно в 1960 году вследствие увеличения количества неблагополучных семей в городе, семей находившихся в сложной жизненной ситуации, в результате этого увеличивается количество беспризорных детей, нуждающихся в опеке и попечительстве и в связи с постановлением СССР вышедшее 1956 году «Об организации школ-интернатов».

Цель работы: рассмотреть социальную работу в УАССР на примере школы-интерната города Можги.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1960-го по 1989-й годы, т.е. с начала жизнедеятельности школы-интерната и преобразованием его в детский дом семейного типа.

В первой главе речь идет о защите прав детей в школах-интернатах и улучшения их положения, как эта работа организовывается в советское время правительством.

Во второй главе речь идет о становлении школы-интерната в городе Можге, о его воспитанниках, системе воспитании, образования и трудовой деятельности в школе-интернате. Также характеризуется педагогический коллектив, который помогал организовывать работу с воспитанниками школы-интерната, вкладывая в них свою заботу.

История школы-интерната города Можги еще не стала объектом научного исследования историков. В представленной литературе на общесоветском уровне проблема школ-интернатов раскрыта очень хорошо, представлена законодательная база о принятии законов и постановлений об улучшении положения и воспитания в школах-интернатах воспитанников и этапы развития этой системы. Данная тема чаще всего рассматривается в работах, посвященных социально защите детей-сирот. Например, в книге Нечаева A.M. «Охрана детей-сирот в России: (История и современность)1», рассматривает законодательные меры в отношений детей-сирот государством, каким образом происходит становление законодательной системы в России и статья Зенина М.Р. «Система социальной защиты детей-сирот в СССР»2 освещается законодательная база в отношении школ-интернатов и детских домой. Организационная и структурная деятельность детских учреждений. В книге прослеживается, как в период после падения сталинского режима правительство берет курс на строительство новых детских учреждений для более успешной реализации своих задач в отношении воспитания, обучения и развития будущего поколения. В статье Иванчина А.Г. «История становления и развития воспитания детей – сирот в России в XVIII-XXI веке»3 анализируются этапы системы общественного воспитания детей-сирот, в России начиная с XVIII века и заканчивая современным периодом. Представлен материал о борьбе с беспризорностью в Среднем Поволжье. Прослеживается процесс реформирования учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

В контексте УАССР история школ-интернатов освещена очень слабо, в книгах представлен лишь небольшой материал. Например, в книге «История Удмуртии: ХХ век»4 обобщены исторические знания об Удмуртии ХХ века, освещены этапы становления государственности, социально-экономического развития и общественно-политические процессы. Представлена панорама культурной жизни. Вместе с тем упоминается об образовании в УАССР первых школ-интернатов, и приводятся сведения о количестве воспитанников в них. Создаются первые школы-интернаты с 1956 года, к 1960 году в таких школах обучалось уже 1500 человек.

А в энциклопедии «Удмуртская Республика»5 представлены сведения о государстве и праве, об общественных организациях, о населении, развитие народного хозяйства, науки, культуры и искусства и т.д. А также сведения о том, что на территории УАССР создаются первые школы интернаты в 1956 году в селе Дебесы. К 1997 году существует уже 5 общеобразовательных школ-интернатов в Республике.

При написании курсовой работы нами использованы немногочисленные источники и комплекс архивных сведений. Так, в научно-популярной краеведческой книге Г. Данилова «Можга» рассказывается об основании города, как развивалась в нем промышленность, рос рабочий класс, о культурном строительстве. Значительная часть очерков показывает современную жизнь города, то есть, показана обобщающая картина социально-экономического и культурного развития в Можге. В этой книге также представлены общие сведения о создании школы-интерната в 1960 году6. В сборнике документов и материалов «Можга: документы материалы 1835-2005»7, содержатся документы и материалы по истории города Можги с момента основания до наших дней. Из «Отчета Можгинского райкома ВЛКСМ о мерах по ликвидации детской беспризорности в городе Можге и районе» в ней говорится об организации шефства над детскими домами, вследствие нарушения детьми общественного порядка. В этом случае проводятся с детьми профилактические беседы, оборудуются спортивные площадки для проведения досуга, организуется лагерный режим и распределение детей в учебные заведения для их обучения и воспитания. И «Из протокола заседания бюро Удмуртского Обкома ВЛКСМ о работе с детьми, оставшимися без родителей, в городе Можге и районе», в котором говорится, что за каждым детским домом закреплены шествующие комсомольские организации, берут и индивидуальное шефство над воспитанниками. Так же отмечено, что органы образования и здравоохранения района в ряде случаев неудовлетворительно решают вопросы по воспитанию детей-сирот. Из дополнения к «Справке президиума Верховного Совета УАССР в президиум Верховного Совета РСФСР с ходатайством об отнесении города Можги к категории городов республиканского (АССР) подчинения, в ней говорится, что в 1962 году на территории города Можги существует школа-интернат с количеством в ней учащихся 385 человек8.

Что касается собственно школы-интерната, то его история освещается лишь в статье Ф. Бакиевой «Ради детей-сирот», опубликованной в газете «Можгинские вести». Статья повествует о первых директорах и педагогическом составе интерната, и об их вкладе в социальную защиту сирот-детей9. Документальной основой настоящего исследования является фонд Можгинского районного архива Удмуртской республики (МРА УР), где содержатся сведенья отражающие ситуацию школы-интерната на всем периоде его существования, в большей степени освещаются материалы воспитательного, образовательного характера и трудности связанные с их обучением. Например из фонда 288. Можгинская школа-интернат министерства просвещения УАССР 1960-1979 – 1991 гг., рассматривалась книга протоколов заседаний педсовета 23 августа 1960 года – 8 сентября 1966 года. Из протокола № 4 от 26 октября 1960 года не успевающих составляет 27 человек, Из протокола № 5 1961 года говорится о слабой воспитательной работе в отношении не успевающих. Плохо освещен контингент интерната, его материальная база, о них говорится лишь в общих словах.

Все вышесказанное подчеркивает, что данная тема мало исследована и нуждается в комплексном изучении.

Конкретное воплощение цель получает в следующих задачах:

- показать политику Советского государства в области защиты школ-интернатов в советский период

- изучить образовательно-воспитательную работу в интернате

- осветить историю образования школы-интерната и его контингент.

Глава 1. Политика Советского государства в осуществлении социальной защиты детей-сирот

Проблемой улучшения жизни детей-сирот продолжало оставаться в центре внимания партийных властей и в советское время. Следует подчеркнуть, что во второй половине 1950-х – начале 1960-х годов отчетливо проявилась тенденция к усилению общественного характера воспитания, которая обуславливалась переходом к «развернутому строительству коммунизма». Распространялось мнение о том, что семья имеет ограниченные возможности в коммунистическом воспитании подрастающих поколений и поэтому часть ее функций должно взять на себя государство. В связи с этим 15 сентября 1956 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ-интернатов», в котором ставилась задача организовать новый тип учебно-воспитательного учреждения, способного «решать на более высоком уровне задачи подготовки всесторонне развитых, образованных строителей коммунизма»10. Как высказался Хрущев на ХХ съезде КПСС в своем отчетном докладе, где он безудержно фантазировал: «Мы должны приступить к строительству разветвленной сети закрытых школ или школ-интернатов (над названием надо подумать), расположить их в пригородах, в живописных дачных местах, в здоровых лесных массивах. Здесь должны быть светлые просторные классы, хорошие спальни, благоустроенные столовые, заботливо оборудованные центры для всякого рода внеклассных занятий, создающие все условия для всестороннего физического и духовного развития молодого гражданина советской страны. В такого рода действительно социалистических очагах мы можем готовить физически крепких, всесторонне развитых и хорошо образованных сынов и дочерей своего народа, строителей новой жизни. На это дело не нужно жалеть средств и усилий»11.

Во время Великой Отечественной войны в нашей стране оказалось много детей, потерявших одного или обоих родителей, вдов-матерей, которым трудно было самостоятельно содержать и воспитывать детей; в ряде семей не было нормальных условий для физического развития, обеспечение режима питания и всей жизни, санитарно гигиенические условия и условий для учебной деятельности для воспитания и развития детей. В школы-интернаты принимаются дети одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сироты, а также дети, для воспитания которых отсутствуют необходимые условия в семье. Зачисление детей в школы-интернаты осуществляется исключительно по желанию родителей или лиц, их заменяющих. На полное государственное обеспечение принимаются дети, не имеющие родителей, а также в отдельных случаях по решению исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся дети из многодетных, малообеспеченных семей. Остальные родители вносят плату соответственно своему материальному положению. Предполагалось, что именно школа-интернат станет основным типом учебного заведения, которое будет осуществлять социальное воспитание детей, заменяя семью. В советский период, преобразования, происходившие в обществе, привели к изменениям в предоставление помощи детям – сиротам. В 1956 году начали создаваться школы – интернаты для детей- сирот, которые брали под свой контроль детей одиноких матерей, детей, чьи семьи нуждались в помощи государства.

С этого времени начинается преобразование детских домов школьного типа в интернатные учреждения. Интернат - это социальная и материальная поддержка родителям. Особенно семьям, находящимся в сложной жизненной ситуации, а это может быть что угодно: и низкий достаток в семье, и невозможность находиться с ребёнком по вечерам из-за загруженности на работе, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено…. В желании реально помочь школа-интернат открывает свои двери всем. Школа – это, так же как и школа – интернат учебно-воспитательное учреждение, только с дневным пребыванием. То есть школа-интернат выступает в роли образовательного учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей12. Школа-интернат  должна помочь ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, создавать условия для гармоничного развития личности, осуществлять гуманистическое воспитание, ориентированное на общечеловеческие ценности как основу современного миропонимания.

В мае 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по развитию школ-интернатов в 1959 – 1965 годах». В нем поставлен вопрос о завершении к 1965 году реорганизации детских домов в школы интернаты и увеличение контингента воспитанников. Особое внимание обращалось на укрепление учебно-материальной базы этих учреждений: предусматривалось строительство учебных, жилых и подсобных зданий13. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966 г.) четко определены функции и назначение интернатных учреждений: «оказание государственной помощи детям, оставшихся без попечения родителей, и детям из многодетных семей»14. Школы-интернаты получили педагогический статус как учреждения народного образования. Вместе с тем в системе детских домом и школ-интернатов в 1970-е - 1980-е годы стали проявляться негативные моменты: несоответствующий тому времени уровень учебно-материальной базы, проникновение в организацию жизни детей формализма, казенщины15. Решая названные проблемы, правительство обратило особое внимание материальному положению интернатов. Почти на 30% увеличивает средство на питание детей. Доходы, получены от работы воспитанников в мастерских и подсобных хозяйствах интернатных учреждений, оставались в их распоряжении и направлялись на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания детей. В детских домах и школах-интернатах проводилась большая работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. К воспитательной работе в учреждениях интернатного типа привлекались комсомольские и профсоюзные организации ближайших фабрик и заводов, студенты, шефы, члены попечительских советов16.

За период с 1980 по 1989 годы число школ-интернатов в стране увеличилось с 182 до 291, а численность воспитанников в этих учреждениях - с 53,8 до 64,4 тысячи17. Увеличение числа школ–интернатов было вызвано новой негативной тенденцией, касающейся изменения социального состава воспитанников: подавляющее большинство теперь составили дети, отобранные по суду или «отказные». Появились группы детей с диагнозом - задержка психического развития (ЗПР), дети родителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, находящихся на лечении в наркодиспансерах и психиатрических клиниках. Изолированность интернатных учреждений, их закрытость значительно осложняла и затрудняла организацию воспитательной работы.

В 1985 году ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение «О мерах по улучшению обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах»18. Это постановление можно охарактеризовать как начало качественно нового этапа в государственной политике в отношении к детям-сиротам и детям, лишенных родительского попечения. Были приняты государственные документы: Постановления № 85 от 24 января 1985 г. и № 872 от 31 июля 1987 г. Они декларировали коренное улучшение не только материального обеспечения детей-сирот, но и их обучения и воспитания, защиты интересов и профессиональной подготовки, оздоровления, установления льгот выпускникам этих учреждений.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в связи с общим кризисом социально-экономической системы СССР наблюдается ухудшение материального положения интернатных учреждений, сокращаются размеры государственного финансирования, что было вызвано системным кризисом, который поразил страну. Именно в это сложное время по инициативе Детского фонда начинается переход к новой модели детских учреждений семейного типа19. Новый вид детского учреждения – школа-интернат позволил реализовать решение задачи в образовательном и воспитательном плане, помогая вырастить семьям будущую опору и надежду государства. Правительство СССР всячески стремилось помогать материально – покупая необходимую мебель, одежду, выделяя средства на питание, улучшая условия учебно-воспитательного процесса и создавая благоприятные условия для жизнедеятельности воспитанников.

Глава 2. Деятельность школы-интерната в Можге

2.1. Становление школы-интерната (1960 – 1979 годы)

С 1956 года в республике начали создаваться школы-интернаты для детей-сирот и детей, не имевших условий для обучения и воспитания. В 1960 году в таких школах обучалось уже 1500 человек20.

В городе Можге школа–интернат была открыта в 1960 году на 300 воспитанников21, в связи с принятым постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ-интернатов». Перевели в него воспитанников детских домов города Можги и Ольгинского приюта села Можги (после его закрытия в августе 1968 года). В школу-интернат принимались в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством). В документах отмечается, что в период 1960-1962 годов количество воспитанников обучающихся в школе-интернате увеличивается до 385 человек22. В 1960 – 1980-е годы школа-интернат была средней. Дети, проживающие в школе-интернате, были разного возрасти: от 6 - 7 до 14 лет. К сожалению, мы не можем проследить динамику численности и половозрастного состава воспитанников школы-интерната. В архивных документах приводятся лишь общие сведения о количестве детей-воспитанников.

Работа в школе-интернате отличается от работы в других образовательных учреждениях - детском саду или общеобразовательной школе. Общеобразовательная школа-интернат города Можги создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формировании у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития творческих способностей детей. Режим дня, обеспечивающий научно-обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате. Основное направление из устава работы школы-интерната города Можги об осуществлении образования в школе - это адаптация учащихся к жизни в обществе на основе общего основного образования, обеспечивающих, прежде всего, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности.

Система дополнительного образования, в школе-интернате предоставляла возможность заниматься разным возрастным группам. На начало открытия школы-интерната при ней были организованы кружки «умелые ручки» для учащихся 1-6 классов, акробатический, в котором занимались дети 4-6 классов. В драматический кружок можно было записываться ученикам 3-4 классов, авиамодельный, судостроительный, кружок фото и танцевальный посещали ученики 4-6 классов, в кружке немецкого языка обучались лишь учащиеся 6 класса, в кружок истории, рисования и литературы ходили учащиеся 5-6 классов, вышивания посещали учащиеся 3-6 классов, туризма и экскурсии в летнее время года23. Работа в названных кружках, по мнению педагогического состава интерната, помогает воспитанникам развивать свои способности, и помогает дополнительно получать знания и более глубоко изучать некоторые учебные предметы, развивая познавательный интерес. Как видим, основной целью этих кружков было педагогическое воспитание, а задачей являлось расширение знаний и умений учащихся, в различных видах декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей, эстетического вкуса, инициативы, воспитание трудолюбия.

В архивных документах особое внимание уделяется физической культуре и спорту. Отмечается огромная роль в физическом и нравственном воспитании человека. В школе этой работе уделяется огромное внимание, спортивно-оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе школы-интерната. Действуют спортивные секции (волейбол, баскетбол, игровые виды спорта), открыты тренажёрный зал, библиотека24. Ребёнок в развитии охвачен всесторонне. Из годового отчета о спортивной работе за период 1973-1974 гг. можно сказать следующее, всего посещает уроки физкультуры 275 учащихся с 4 по 10 классы. Из этого же отчета следует, что посещают секции волейбола – 82 учащихся, баскетбол – 110 учащихся, занимаются лыжным спортом – 50 учащихся25. То есть воспитанники активно приобщаются к спорту, идет укрепление их здоровья и прививается здоровый образ жизни. Такая структура воспитательной работы позволяет охватить всех учащихся и воспитанников школы-интерната, исходя из их склонностей и интересов, способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка.

В течение всего учебного года проводились ежегодные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся:

- спортивно-массовые мероприятия и Дни здоровья;

- внутришкольные спортивные соревнования и подготовка команд для участия в районных соревнованиях;

- внутришкольные соревнования по баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике (эстафеты в рамках Дней здоровья), «Весёлые старты» (начальная школа)26.

В связи с постановлением «Об организации школ интернатов» в рамках него осуществлялась такая воспитательная работа, которая знакомила воспитанников с прошлым народа жизнью и деятельностью В.И. Ленина и руководителями Коммунистической партии, был создан в интернате музей Ленина и созданы стенды, посвященные жизни и деятельности Ленина в библиотеке. По мнению педколлектива, эти мероприятия помогали воспитывать учащихся, прививая им чувство патриотизма, гордости и преданности Родине. Гражданско-патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательной работы школы-интерната, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну27. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям.

По данному направлению проводились следующие мероприятия:

- концертные программы к праздничным датам, например к 8 марту и 23 февралю организовывался концерт воспитанниками – рассказывали стихотворения, выступали с песнями и небольшими театрализованными сценками, приглашались их родители, после мероприятия учащиеся дарили им свои поделки сделанные на кружках.

- тематические классные и воспитательные часы, например, на тему толерантное воспитание, Беседа «История о вредных привычках» и т.д.

- встречи с героями Великой Отечественной войны и ветеранами труда, в 9 мая приходили в школу-интернат, рассказывали о военных подвигах своих и фронтовых событиях в период войны, это проводилось в виде беседы с воспитанниками. И организацией учащимися небольшой поздравительной программы: выступали воспитанниками со стихами о войне и песнями фронтовыми.

- выпуск стенгазет, выставки рисунков и поделок к праздничным датам, например, конкурс рисунков, плакатов «Быть здоровым здорово!», выставка поделок «Новогодняя игрушка» и т.д.

- тематические линейки, например, посвященные дню знаний 1 сентября28.

Главным результатом деятельности общешкольного коллектива интерната по патриотическому воспитанию являлось трепетное и уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, гордость за нашу Родину, желание служить в рядах защитников Родины.

Знакомили воспитанников с деятельностью науки и техники. Два раза в месяц выпускалась стендовая газета «Хочу все знать» и ежемесячно выпускалась газета «Новости науки и техники» силами воспитанников29.

Этическое и эстетическое воспитание организовывалось на основе проведения этических бесед с учащимися, внеклассное чтение литературы, организовывались встречи с людьми, имеющие заслуги перед Родиной, воспитанники посещали один раз в месяц музей. Особое внимание уделялось культуре – два раза в месяц проводили уроки культуры и организовывали выставку30. Расписание на неделю общеинтернатских мероприятий в годы с 1960-1961 было очень разнообразными: в понедельник – работа бригад, по вторникам и четвергам – работа кружков, в среду – пионерский день, день кино и песни, в пятницу – санитарный день31.

Однако не только педагогическими мероприятиями ограничивался день воспитанников. У них имеется свободное время, организованные зоны «уединения» - уголки, где ребенок может побыть один, отдохнуть от длительного пребывания в коллективе, создано «личное пространство» (у детей имеются личные полки, тумбочки, им предоставлена возможность свободного пользования личными вещами и бытовыми приборами). Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём32. Всем этим их обеспечивает государство, так как детские дома, школы-интернаты находятся на его обеспечении, поэтому самым необходимым оно старается их обеспечить.

Трудовое воспитание в условиях школы-интерната выступало важнейшим средством социализации и освоения мира воспитанниками-сиротами. Все участники воспитательного процесса учатся жить и работать в атмосфере доброжелательности, взаимопонимания, внутреннего единства детско-взрослого сообщества.

Ребята ежедневно занимались самообслуживанием, общественно-полезным трудом на приусадебном участке, что позволяет им приобретать с трудовые навыки, участвовать в благоустройстве территории – озеленяя цветник, прилегающей к зданию школы-интерната. В помощь кастеляншам была организована бригада девочек для ремонта одежды, для мальчиков организована бригада «сапожной мастерской»33. Проводилось обучение азам домоводства, то есть учили воспитанников ухаживать за своей одеждой, аккуратности и бережливости. Таким образом, через коллективный, общественный и четко организованный труд коллектив воспитателей и педагогов формировал в детях социальные навыки. Труд стал основным орудием нравственного и общественного воспитания.

В школе-интернате города Можги ежемесячно собирался Совет воспитателей. Целью их заседаний является заслушивание докладов о вопросах неуспеваемости и поведении проблемных детей. Регулярно воспитателями, администрацией школы, социальным педагогом организуется работа с «трудными воспитанниками», то есть неуспевающими в учебной деятельности. Из анализа архивных документов это проблема существовала всегда. Впервые года обучения в школе-интернате выявлено 27 неуспевающих, постепенно количество их сокращается и уже к концу работы школы-интерната выделяются 2-3 неуспевающих воспитанника34. При анализе архивных данных об обучении учащихся показывает что это неуспеваемость и второгодники - показатель недостаточной обученности, и незаинтересованность учителя в оказании помощи таким учащимся школы. Дополнительные занятия идут со слабоуспевающими, принятие
мер дисциплинарного воздействия по отношению к «нерадивым» учащимся,
активизация работы с семьями учащихся создают ситуацию, в которой
«благополучные»    учащиеся    остаются    как    бы        вне   «поля    зрения» педагогического коллектива, вследствие чего ослабляется мотивационное обеспечение их учебной деятельности, что сказывается на ее результатах.

С целью улучшения качества воспитательной работы в школе-интернате ежегодно проводилось психолого-педагогическое изучение контингента учащихся. Повышенного внимания требовали неблагополучные семьи, неполные семьи35. Дети из таких семей зачастую не получают достаточного внимания со стороны родителей и старших родственников, предпочитают проводить свой досуг в компании сверстников, что не всегда положительно влияет на формирование личности. Дети из многодетных семей, часто пополняют ряды «трудных» учащихся.

На особом контроле в школе-интернате находятся опекаемые дети, дети-сироты и дети, оказавшиеся без попечения родителей36. Данные учащиеся находятся в стрессовом состоянии, испытывают дефицит общения со старшими родственниками и нуждаются в постоянном контроле со стороны педагогов. Необходимую помощь (социальную и психологическую) ребята всех этих групп получают от школьного психолога, социального педагога.

Исполнительный комитет местных Советов народных депутатов УАССР и правительства города Можги: улучшает координацию деятельности государственных органов и общественных организаций по выявлению и своевременному устройству в интернатное учреждение детей, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье. Содействует развитию шефской помощи предприятий (завода «Свет», «Дубителя», «Красного пути»), учреждений и организаций школе - интернату в проведении воспитательной работы, укреплении учебно-материальной базы, оказывать помощь в ремонте здания.
Создают необходимые жилищно-бытовые условия для руководящих и педагогических работников интернатных учреждений.
Обеспечивает путевками на определенное количество мест ежегодно в летние лагеря и санатории для оздоровления воспитанников школы – интерната37.

Обеспечивает контроль правительством УАССР и города Можги за организацией питания, физического воспитания, развитием гигиенических навыков у детей, за санитарно - гигиенической подготовкой педагогов38. Медицинское обслуживание осуществляется врачом и фельдшером. Постоянно проводятся лечебно – профилактические мероприятия. Ежегодно проводится диспансеризация учащихся бригадой врачей всех специальностей.  Обеспечивается бесперебойное снабжение интернатного учреждения медикаментами, предметами медицинского назначения, бактерийными препаратами и дезинфекционными средствами39.

Таким образом, на первом этапе идет выстраивание системы работы в связи с образованием школы-интерната в городе Можге. Накопление и становление его методологической базы в отношении воспитательной, эстетической, трудовой, учебной деятельности. Правительство УАССР и города Можги оказывает активную помощь и поддержку школе-интернату, создавая благоприятные условия для жизни, роста, развития воспитания, учебного процесса, досуговой и трудовой деятельности воспитанников.

2.2. Жизнь школы-интерната на последнем этапе функционирования

В 1980 году школа-интернат стала восьмилетней, и в ней открылось дошкольное отделение. В ней стали проживать и обучатся дети с дошкольного возраста до 14 лет. Вместе с дошкольным число детей в разные годы колебалось от 200 до 26040. То есть состав воспитанников значительно увеличился. Главный акцент в своей деятельности школа-интернат, исходя из неоднородности контингента учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Так как в этот период возросло количество детишек с нарушением интеллекта и с нарушением развития речи. Таких детей к 1989 году насчитывалось в дошкольной группе 26 человек41. К таким детям требовался особый подход не только в воспитании, но и обучении. Таким образом, учебно-воспитательный процессе строится, а технологии обучения подбираются так, чтобы каждый ученик (по своим возможностям) был вовлечен в активную учебную и внеучебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе-интернате комфортно42. Для этого правительство УАССР направляет на обучение воспитателей для работы с такой категорией детей.

В обозначенном контексте работала в исследуемый период Можгинская школа-интернат. Она являлась адаптивной школой, то есть образовательным учреждением со смешанным контингентом учащихся, где учатся дети одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Наряду с этим все также остается проблема с неуспевающими воспитанниками. Как отмечается в архивном документе, комиссия по делам несовершеннолетних 15 учащихся оставила на повторный год обучения, 5 человек были переведены в следующий класс условно, 5 - направлены во вспомогательную - коррекционную школу города Ижевска43. В отчете также отмечается, что в 1980-е годы сокращается количество кружков по сравнению с 1960 - 1970-ми годами, группы старших мальчиков занимаются столярным делом, они изготовляют - плечики, лопаты, мебель, девочки работают в швейных мастерских, шью различные швейные изделия.

Дети, находившиеся в школе-интернате постоянно и круглосуточно, день их подчинен утвержденному режиму дня для всего интерната. День в интернате чётко организован и наполнен разнообразной деятельностью. В 7 часов — подъём, зарядка. После наведения порядка в комнатах — завтрак. С 8.30 начинается учебный процесс, который заканчивается, в зависимости от количества уроков, у младших школьников уроки заканчиваются в 11: 30, у старших школьников во втором часу. По окончании уроков — прогулка, затем обед и «тихий час», для детей дошкольного возраста. После него — полдник и самоподготовка: время для приготовления домашнего задания. Затем начинается работа в кружках, с детьми работает воспитатель. После ужина дети идут на вечернюю прогулку, а затем могут выбрать занятия по душе. В 22.30 звенит звонок означающий что ребятам пора идти спать44.

Системный социально-экономический кризис, охвативший страну в целом, отразился и на жизнедеятельности школы-интерната города Можги. Сократилась государственное финансирование. А между тем, в обществе вновь увеличивается контингент неблагополучных семей и, соответственно растет число детей, лишенных родительской заботы и внимания. Становится больше неуспевающих детей. Заботу о них берут на себя воспитатели социальных учреждений. Большое значение для сиротских учреждений имеет, безусловно, умелый, скрупулезный подбор педагогических кадров. Они должны быть укомплектованы опытными воспитателями и другими специалистами помогающие в реализации задач, поставленных перед ними государством

Из статьи Ф. Бакиевой в газете «Можгинские вести» следует, что первым директором школы-интерната был Григорий Иванович Микрюков. После него возглавил Андрей Кузьмин Копытов. В 1980-е годы педагогический коллектив под его руководством проводил большую работу по учреждению материально-технической базы, при нем и открылось дошкольное отделение. В 1989 году директором стал Сергей Григорьевич Симушин, - бывший воспитанник школы-интерната. Изучив опыт ленинградских и ульяновских педагогов, он получил поддержку Министерства образования УАССР реализовать интернат в детский дом семейного типа45.

Также сюда направлялись самые лучшие педагоги. Более 30 лет проработала воспитателем Елена Ивановна Горшкова. Длительное время в интернате работали воспитательницы Нина Александровна Дыляева, Тамара Петровна Колеватова, Альбина Николаевна Кузнецова, Людмила Павловна Ленько и многие другие46. Проанализировать полностью деятельность директоров и воспитателей школы-интерната мы не можем из-за небольшого количества информации.

Заключение

Органам государственной власти и органам местного самоуправления в советское время создаются новые детские учреждения это школы-интернаты. Новое советское правительство пытается проводить более эффективную политику в отношении детей-сирот, детей оставшихся без попечительства родителей, детей из многодетных семей нуждающихся в помощи и т.д берет их под опеку и организовывает воспитательную и образовательную работу на закладывание ценностей коммунистических общественных идей, чтоб взрастить будущую опору и надежду государства. Заложить в них те основы, которые более приоритетны правительству на данном этапе. Поэтому правительство выделяет и вкладывает средства на строительство школ-интернатов и прикладывает для реализации этой системы усилия. Так как будущее в руках подрастающего поколения.

Исследовательская работа – это попытка анализа социальной работы государства УАССР на примере школы-интерната города Можги. Изучение этой проблемы на материалах архивных данных дает утверждать, что государство всячески стремилось выполнить и реализовать задачи, поставленные перед ним правительством советского государства.

Но эта система просуществовало лишь до того момента, пока не начался распад СССР. Так как за этот период школы-интернаты не оправдала надежд государства. Происходит их рост, и появляются новые виды школ-интернатов коррекционного типа. А в 1989 году правительство реализует закон о создание детских домов семейного типа, так по приказу МНО УАССР № 108 от 09.08.1989 года реорганизовать школу-интернат города Можги в детский дом семейного типа.

Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как способа сохранения и стабилизации жизни. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать.

Список источников и литературы

Источники:

Можгинский районный архив Удмуртской Республики (МРА УР)

1. Ф.190. Государственное образовательное учреждение Можгинский детский дом. Министерства народного образования УР за 1987 – 2006 гг. Оп.1.

2.Ф. 288.Можгинская школа-интернат Министерства просвещения УАССР 1960-1979 – 1991 гг. Оп. 1.

3. Можга: Документы, материалы. 1835-2005. - Ижевск / Комитет по делам архивов при Правительстве УР, 2006. – 584 с. (документ № 214 «Отчет Можгинского райкома ВЛКСМ о мерах ликвидации детской беспризорности в городе Можге и районе от 4 августа 1952 года», документ № 229 «Из протокола заседания бюро удмуртского обкома ВЛКСМ о работе с детьми, оставшимися без родителей, в городе Можге и районе от 23 мая 1959 года»)

Литература:

1. Бакиева Ф. Ради детей-сирот // Можгинские вести. - 1999. – 27 августа.

2. Данилов Г. Можга. Ижевск: «Удмуртия» 1976. – 176 с.

3. Зенина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. М., 2000. № 3. – С. 58-66. URL: http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1191498212&archive=&start_from=&ucat - дата обращения: 26 октября 2013 г.

4. Иванчина А.Г. – История становления и развития воспитания детей – сирот в России в XVIII-XXI веке// Известия ПГТУ им. В. Г. Белинского. 2009. - № 11 (15). – С. 105-110. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-sistemy-vospitaniya-deteysirot-v-rossii-v-xviii-xxi-vekah-na-materiale-penzenskogo-kraya - дата обращения: 24 декабря 2013 г.

5. Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: (История и современность). М., 1994. – 176 с.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (онлайн версия). URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-10944.htm - дата обращения: 3 ноября 2013 г.

7. История Удмуртии: ХХ век/ Под ред. К. И. Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. - 544 с.

8. Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000. – 800 с.

1 Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: (История и современность). М., 1994.

2 Зенина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. М., 2000.

3 Иванчина А.Г. – История становления и развития воспитания детей – сирот в России в XVIII-XXI веке// Известия ПГТУ им. В. Г. Белинского. 2009. - № 11 (15). http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-sistemy-vospitaniya-deteysirot-v-rossii-v-xviii-xxi-vekah-na-materiale-penzenskogo-kraya - дата обращения: 24.12.2013.

4 История Удмуртии: ХХ век/ Под ред. К. И. Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005.

5 Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2000.

6 Данилов.Г. Можга. Ижевск, «Удмуртия» 1976 г.

7 Можга: Документы, материалы. 1835-2005. - Ижевск / Комитет по делам архивов при Правительстве УР, 2006.

8 Можга: Документы, материла. 1835-2005.- Ижевск / Комитет по делам архивов при Правительстве УР, 2006

9 Бакиева. Ф.Ради детей- сирот// Можгинские вести.- 1999. – 27 августа.

10 Нечаева. A.M. Охрана детей-сирот в России: (История и современность). М., 1994. С.23

11 Там же. – С.24

12 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (онлайн версия). URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-10944.htm - дата обращения: 3 ноября 2013 г.

13 Иванчина А.Г. – История становления и развития воспитания детей – сирот в России в XVIII-XXI веке// Известия ПГТУ им. В. Г. Белинского. 2009. - № 11 (15). – С.109. http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-sistemy-vospitaniya-deteysirot-v-rossii-v-xviii-xxi-vekah-na-materiale-penzenskogo-kraya - дата обращения: 24. 12 2013.

14 Там же. – С. 109

15 Там же. – С. 109

16 Иванчина А.Г. – История становления и развития воспитания детей – сирот в России в XVIII-XXI веке// Известия ПГТУ им. В. Г. Белинского. 2009. - № 11 (15). – С.109 http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-sistemy-vospitaniya-deteysirot-v-rossii-v-xviii-xxi-vekah-na-materiale-penzenskogo-kraya - дата обращения: 24 декабря 2013 г.

17 Нечаева A.M. Охрана детей-сирот в России: (История и современность). М., 1994. С.25

18 Зенина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. М., 2000. №3. С.66

19 Иванчина А.Г. – История становления и развития воспитания детей – сирот в России в XVIII-XXI веке// Известия ПГТУ им. В. Г. Белинского. 2009. - № 11 (15). – С. 109. http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-sistemy-vospitaniya-deteysirot-v-rossii-v-xviii-xxi-vekah-na-materiale-penzenskogo-kraya - дата обращения: 24 декабря 2013 г.

20 История Удмуртии: ХХ век/ Под ред. К. И. Куликова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. – С. 364

21 Данилов.Г. Можга. Ижевск, «Удмуртия» 1976 г. – С.122

22 Можга: Документы, материла. 1835-2005.- Ижевск / Комитет по делам архивов при Правительства УР, 2006. – С.369

23 МРА УР. Ф. 288. Оп.1. Д.3. Л.15

24 МРА УР. Ф. 288. Оп.1. Д.46. Л.15

25 Там же. Д.12. Л. 1

26 Там же. Л.3

27 МРА УР. Ф. 288. Оп.1. Д.9. Л.3

28 Там же. Л.4

29 МРА УР. Ф. 288. Оп.1. Д.3. Л.3

30 Там же. Л. 5

31 Там же. Д.3. Л.5

32 Там же. Д.17. Л.2

33 МРА УР. Ф. 288. Оп.1. Д.3. Л.1

34 Там же. Д.4. Л.7

35 МРА УР. Ф. 288. Оп.1. Д.20. Л.3

36 Там же. Л.3

37 МРА УР. Ф.228. Оп.1.Д. 20. Л.6

38 Там же. Л.9

39 Там же. Л.11

40 МРА УР. Ф.190. Оп.1. Д.3. Л.3

41 МРА УР. Ф. 190. Оп.1. Д.2. Л.1

42 Там же. Д.2. Л. 2

43 Там же. Д. 4. Л. 4

44 МРА УР. Ф. 288. Оп. 1. Д.4

45 Бакиева Ф. Ради детей-сирот // Можгинские вести. - 1999. – 27 августа. – С.2

46 Бакиева Ф. Ради детей-сирот // Можгинские вести. - 1999. – 27 августа. – С.2


История школы-интерната города Можги в контексте социальной работы с детьми в УАССР (1960 – 1989 гг.)