Цвет в повести А. П. Платонова “Котлован”


Писательская судьба А. П. Платонова сложилась трагически: его взгляд на мир, его стиль, суровая правда жизни в его произведениях сначала встречали непонимание, а начиная с конца 20-х годов привели к преследованиям, политическому поношению в печати и запретам. В конце 20-х и в 30-е годы он достиг вершины своего творчества в романе «Чевенгур», повестях «Котлован», «Ювенильное море» и других. Но они не увидели света при жизни автора и, чудом сохранившись в рукописях, стали известны русским читателям почти через шестьдесят лет.

Замысел “Котлована” относится к осени 1929 года, а основная работа над повестью шла в первые месяцы 1930-го. Это краткий, но предельно насыщенный событиями отрезок истории России. Этими датами Платонов прямо привязывает “Котлован” к исторической ситуации “года великого перелома”. Строительство “общепролетарского дома” стало основой сюжета повести-антиутопии.

Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздаёт ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом, со словом как с фактом культуры и жизни человека. Разыскиваемой героем истине противостоит агрессивная бессмысленность, когда под содержание истины подводятся рождённые исторической суетой категории (директива, пролетариат, идея вождя…). Это оппозиция темы прошлого, настоящего и будущего России. Прошлое — это крестьянская Россия, настоящее — строительство “общепролетарского дома”, будущее — детство и воскрешение. Движение Вощева связывает в повести эти как бы распавшиеся пространства России.

Платонов развенчивает мечту о всеобщем счастье в “хрустальных дворцах”. Проект возведения общепролетарского дома осуществлён на уровне рытья котлована. Котлован — это метафора могилы, смерти. В финале повести единственное желание строителей — “спастись” в пропасти котлована.

В рукописи А. Платонов зачеркнул слово “конец” и дописал прямое публицистическое обращение к читателю: “Автор мог ошибиться, изобразив в виде смерти девочки гибель социалистического поколения, но эта ошибка произошла лишь от излишней тревоги за нечто любимое, потеря чего равносильна разрушению не только всего прошлого, но и будущего”.

С момента публикации в 1986–1988 годы повесть стала предметом активного исследования литературоведов В. Васильева, В. Чалмаева, Е. Шубиной, Н. Корниенко, Н. Малыгиной и других. Объектом литературоведческого анализа были особенности жанра, система образов, символика, стиль повести. И вместе с тем цвет и звук в “Котловане” Платонова пока ещё не были предметами специального изучения. Это и определило наш выбор темы исследования. В данном случае мы будем говорить о цвете.

В процессе исследования была составлена картотека примеров обращения А. Платонова к цветовым образам, насчитывающая 46 карточек.

Систематизация и анализ картотеки позволили нам понять взаимосвязь цветовой символики с концепцией произведения.

При анализе цвета в повести Платонова мы опирались, как на образец, на монографию С. М. Соловьёва “Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского”.

Функция цвета в повести “Котлован”

Картотека цветов составляет 46 карточек. Частотность обращения А. П. Платонова к отдельным цветам не одинакова.

Использование цвета А. Платоновым в повести “Котлован”