История Центрального Банка Российской

red54;;МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Деньги, кредит, банки»

на тему: «История Центрального Банка Российской»

Проверила: к.э.н., ст. преподаватель

Выполнил: студент ЗФО, группа З-111Сатаева Г. Д.

Кызыл – 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………3

  1. Сущность Центрального Банка …………………………………..4
  2. Понятие Центральный банк ……………………………………….4
  3. Цели и Функции Центрального банка…………………………….6
  4. История развития Центрального Банка Российской Федерации …………………………………………………………..12
  5. Государственный банк Российской Империи ………………….12
  6. Народный банк РСФСР, Государственный банк СССР ……….15
  7. Центральный банк Российской Федерации …………………….19
  8. Национальный банк Республики Тыва ………………………..22
  9. Понятие и функции Национального банка ……………………..22
  10. История развития Национального банка Республики Тыва …..24

Заключение …………………………………………………………….31

Список использованной литературы ………………………………32

ВВЕДЕНИЕ

Объектом исследования данной курсовой работы является Центральный Банк Российской Федерации и Национальный банк Республики Тыва.

Актуальность данной темы заключается в том, что Банк России занимает особое место в финансовой и экономической системе страны а Национальный банк Республики Тыва в Республике, определяя и регулируя ситуацию на финансовом и кредитном рынках, то есть обладает реальными инструментами для стабилизации экономики. Центральный банк Российской Федерации является главенствующим банком над огромной системой коммерческих банков. Центральный Банк Российской Федерации выполняет множество различных функций, без которых государство не смогло бы нормально функционировать. Осуществляя свою политику, Центральный банк Российской Федерации поддерживает финансовую стабильность в государстве и формирует предпосылки, обеспечивающие устойчивость экономического роста страны.

Изучение истории становления, современного состояния Центрального банка Российской Федерации и Национального банка Республики Тыва стало основной целью данной работы.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

  • Изучить историю становления и определить сущность Центрального банка России, Национального банка Республики;
  • Выявить и охарактеризовать основные цели, задачи и функции Центрального Банка Российской Федерации, Национального банка Республики Тыва.

  1. СУЩНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
  2. ПОНЯТИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

Банки –огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги.

Термин «банк» происходит от итальянского слова «банко», что означает, лавка, скамья или конторка, за которой менялы оказывали свои услуги.[16 c. 26]

Центральный банк - «Государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является “банком банков”, агентом правительства при обслуживании госбюджета».[6 c. 334]

Обеспечение устойчивости кредитно-денежной системы, стабильного функционирования её отдельных звеньев, и в первую очередь –коммерческих банков, является одной из главных задач Центрального Банка страны. Выполняя роль главного координирующего и регулирующего кредитного органа страны, он занимает особое место в кредитно-денежной системе.[7. с. 67]

В настоящее время в банковской системе России Банк Центральный Банк Российской федерации определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной кредитно-денежной политики, при этом со стороны Центрального Банка Российской Федерации используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

Принципы организации и деятельности Банка России, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами. [11 с. 15]

Организационная структура Банка России –это единая вертикальная система управления Центрального Банка Российской Федерации. В нее входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, подразделения безопасности, Российское объединение инкассации и другие организации, которые необходимы для осуществления деятельности Центробанка. Центральный аппарат Центрального банка состоит из 27 подразделений, управлений и департаментов. [6. с. 342]

Территориальные учреждения - обособленные подразделения Банка России, выполняющие часть его функций на территории субъекта Российской Федерации.

Расчетно-кассовые центры (РКЦ) - структурные подразделения, действующие в составе территориального учреждения ЦБ РФ и осуществляющие банковские операции с денежными средствами.

Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также положением о полевых учреждениях ЦБ, утверждаемым совместно Центробанком и Министерством обороны РФ.

Вычислительные центры Центрального Банка занимаются информационно-вычислительным обслуживанием управлений Банка России.

Российское объединение инкассации –крупнейшая в России инкассаторская организация, созданная согласно закону о ЦБ как самостоятельное юридическое лицо. Осуществляет инкассацию для подразделений Банка России, но также оказывает услуги на коммерческой основе для организаций.[7. с. 89]

  1. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

 Основными целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.[1]

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.[5]

К основным функциям Центрального Банка Российской Федерации относятся:

  • монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения
  • функция финансового агента, банкира Правительства
  • финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)
  • кредитно-денежное регулирование и банковский надзор

Остановимся подробно на каждой из функций.

Монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения - эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль Центрального Банка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета –государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в Центрального Банка, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.

Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения Центральным Банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию Центрального Банка. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»). Рефинансирование коммерческих банков –предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные и краткосрочные); целевого характера (корректирующие и продленные сезонные кредиты). [10 с. 40]

Функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита. Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.[8. с. 296]

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Начало деятельности банков в России можно отнести к середине XVIII в.2 Основной причиной запоздалого распространения коммерческого кредита в России явилась неразвитость рыночных (капиталистических) отношений, вследствие чего торговля велась за наличный расчет, а промышленность развивалась главным образом за счет средств государства.[9. с. 179]

Дороговизна ростовщического кредита явилась одним из побудительных стимулов к созданию казенных банков. Их предшественницей стала учрежденная в 1733 году в Петербурге Монетная канцелярия. Ее назначение состояло в выдаче ссуд под залог золота и серебра из расчета 8% годовых. Это положило начало развитию кредитных операций и возникновению банков в стране.[11 с. 691]

Первоначально ссуды предоставлялись исключительно лицам, приближенным к царскому двору. В дальнейшем стали создаваться банки, обслуживающие более широкий круг заемщиков. Развитие кредитно-банковской системы России до 1917 года можно условно разделить на два этапа:

  • 1 этап 1733 –гг.;
  • 2 этап 1860 –гг.

Первый этап характеризовался государственной монополией в банковской сфере. Кредитная система в основном состояла из центральных и местных казенных кредитных учреждений. Государственные банки выдавали кредиты, источником которых являлись средства казны.

В 1770 г. российские банки приступили к осуществлению депозитных операций. Крупнейшими центральными государственными банковскими институтами являлись Монетная контора, государственный Заемный банк, Дворянский, Купеческий и Медный банки и ряд других, предназначенные для заемщиков определенных сословий. Ссуды выдавались, как правило, сроком на 3-5 лет из расчета 6-8% годовых. Некоторые банки предоставляли долгосрочные кредиты на 20 лет, в основном под залог населенных имений.[13 с. 186]

Основная особенность банковской системы России заключалась в том, что сначала была создана система государственных банков, а затем под эгидой Госбанка Российской империи были созданы первые частные коммерческие банки.[11 с. 185]

В условиях краха банковской системы и расстройства денежного обращения после Крымской войны 1853-1856 гг. было принято решение о ликвидации казенных банков и передаче их средств и обязательств новому Государственному банку Российской империи. Он был создан 31 мая 1860 г. Основой для его образования стали Государственный коммерческий банк, Заемный банк и некоторые другие кредитные учреждения. Первым управляющим был назначен барон Александр Людвигович Штиглиц. Основная задача Государственного банка состояла в регулировании денежного обращения России, находившегося после Крымской войны в плачевном состоянии.[12 с. 700]

С образованием Госбанка Российской империи начался второй этап развития кредитной системы России, длившийся до 1917 г.

Развитие капиталистических отношений (после реформы 1861 г.) потребовало создания новой кредитной системы. При поддержке Госбанка стали создаваться частные коммерческие и ипотечные банки.

В деятельности Госбанка Российской империи можно выделить два этапа:

  • 1860 –-е гг. XIX в.;
  • 90-е гг. XIX в. –.

В первые годы своей деятельности Госбанк не являлся эмиссионным центром, а выпускавшиеся им кредитные билеты не были банкнотами. Главным источником ресурсов банка служили депозиты и вклады в текущие счета. Банк осуществлял преимущественно учетно-ссудные операции, покупку и продажу золота и серебра, прием вкладов. Госбанк выдавал ссуды промышленным предприятиям сроком до 3 лет, а также осуществлял другие операции, не свойственные центральным банкам. В то время Госбанк являлся в значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов.[11 с. 187]

В рамках реформы Витте 1895-1898 гг. исключительное право эмиссии и банкнот, и кредитных билетов было предоставлено Госбанку. Госбанк превратился в эмиссионный центр. Одновременно он перестал привлекать средства во вклады и на текущие счета, предоставлять средства на нужды казначейства. Наоборот, временно свободные денежные средства казначейства начали поступать на счета Госбанка. Он стал превращаться в банк банков

Итак, в начале XX в. в России сложилась развитая двухуровневая банковская система. В 1914 г. сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Кроме того, банковские операции осуществлялись 791 местным (уездным) казначейством. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс. Их количество превышало 8 тыс. Свободные остатки денег в виде накоплений населения хранились в Госбанке. Золотой запас составлял 1604 млн. руб., увеличившись за 54 года функционирования Госбанка в 21 раз.

Государственный банк Российской империи накануне Первой мировой войны занимал четвертое место в рейтинге центральных банков экономически развитых мировых держав и имел членство в международной системе золотого стандарта.

  1. НАРОДНЫЙ БАНК РСФСР, ГОСУДАРСВЕННЫЙ БАНК СССР

После октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. Их содержание определялось идеологическими и экономическими воззрениями партии большевиков. [9. с. 243]

Таблица 1

Основные вехи истории Государственного банка России с 1917 –г.г.

№ п\п

Года

Событие

1

1918 г.

Государственный банк переименован в Народный банк РСФСР

2

1920 г.

Народный банк РСФСР ликвидирован

3

1921 г.

вновь образован Государственный банк РСФСР

4

1923 г.

Государственный банк РСФСР реорганизован в Государственный банк СССР

5

1922-24 г.г.

Госбанк СССР становится эмиссионным центром

6

1927 г.

на Госбанк возложены руководство банковской (кредитной) системой и контроль за деятельностью соответствующих учреждений

7

1928 г.

Госбанк становится монополистом в краткосрочном кредитовании

8

1930-32 г.г.

Госбанку придан статус единого центра кредитования, расчетных и кассовых операций

9

1990 г.

создан Центральный банк РСФСР (параллельно с Госбанком СССР)

10

1991 г.

Государственный банк СССР упразднен, его функции переданы Центральному банку РСФСР (Банку России)

После октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. Их содержание определялось идеологическими и экономическими воззрениями партии большевиков.

Одним из решающих элементов воззрений большевиков было утверждение о неизбежности отмирания товарно-денежных отношений при социализме. В то же время предполагалось, что сохранит свое значение принцип распределения по труду. Поэтому было сформулировано требование наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайший учет и контроль за мерой труда и потребления.

В качестве инструмента такого контроля В.И.Ленин рассматривал крупный государственный банк, который должен был сконцентрировать общегосударственное счетоводство, общегосударственный учет производства и распределения продуктов.

Сразу после Октября большевики энергично приступили к реализации идеи единого банка. Тогда же был принят декрет «О национализации банков», которым банковское дело объявлялось государственной монополией, а все частные банки подлежали объединению с Госбанком. В конце ноября 1918 г. акционерные капиталы бывших частных банков передаются Госбанку на основе полной конфискации. Объединенный с бывшими частными банками Госбанк стал называться Народным банком РСФСР.[13 с. 173]

В 1917-1919 гг. происходил процесс ликвидации кредитной системы дореволюционной России. Денежная эмиссия стала неконтролируемой, а рубль - неконвертируемым. Финансовая система стала стопроцентно госмонополизированной, полностью лишив заемщиков иных источников кредита. Были ликвидированы рынок ценных бумаг, биржи, страховые общества. Курс рубля, процентные ставки назначались приказом «сверху» и колебались в пределах 0,2-1,5%.

Как следствие курса на свертывание товарно-денежных отношений проводилась политика, направленная на ликвидацию денег. Предполагалось, что неограниченная эмиссия должна в короткий срок привести к такой степени обесценивания, что деньги сами по себе отомрут. Местным органам Советской власти было предоставлено право изготовления денег от имени Российского правительства по мере возникновения потребности.[15 с. 108]

В период «военного коммунизма» промышленность пришла в упадок. Предприятия безвозмездно передавали свою продукцию государству, а оно безвозмездно передавало им сырье, топливо и продовольствие. В стране обращались триллионы различных денежных знаков. Только с июля 1921 г. по январь 1922 г. Наркомат финансов выпустил совзнаков на сумму в 14 трлн.

Провал политики «военного коммунизма» был очевиден (развал производства, массовые крестьянские восстания, Кронштадский мятеж). Поэтому в начале 1921 года было объявлено о переходе к новой экономической политике (нэпу). Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковской системы. Иными словами, речь шла о возврате к рыночным отношениям. И естественно, что одним из первых шагов на этом пути стало в октябре 1921 г. решение об учреждении Государственного банка РСФСР (с июля 1923 г. –Госбанк СССР).

В течение 1922-24 гг. Госбанк провел три денежные реформы, уменьшив денежную массу в 50 млрд. раз. Новые деньги способствовали развитию товарно-денежных отношений и возрастанию роли Госбанка в экономике страны. Значительно расширилась сеть учреждений Госбанка (в начале 1922 г. –филиал, в 1929 г. –).

В конце 1922 г. принимается решение о создании специальных, вспомогательных банков –отраслевых, территориальных, а также банков с участием иностранного капитала.

Таким образом, в период нэпа идея «единого банка» оказалась забытой. Возникшие наряду с Госбанком спецбанки оказались по сути коммерческими.

Однако во второй половине 20-х гг. в связи с отказом от нэпа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея «единого банка». Но на данном этапе эта идея реализовывалась уже с иной целью, нежели в послереволюционный период: не для создания предпосылок перехода к безденежным отношениям, а для централизации управления экономикой командно-административными методами.

К началу 30-х гг. сформировалась в общих чертах административно-командная система управления экономикой, что потребовало скорейшего завершения централизации банковской системы. В этих целях в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имевшую аналогов. Банки страны были превращены в один из обязательных и важнейших элементов административно-командной системы управления экономикой.

В последующие десятилетия кредитная система не подвергалась существенным преобразованиям. Госбанк находился то в подчинении Минфина, то в подчинении Правительства. Количество спецбанков постепенно сокращалось и, наконец, в стране осталось три банка: Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Первые два осуществляли операции на внутреннем рынке, последний –на внешнем (обслуживание экспортно-импортных контрактов).[9 с. 164]

Госбанк СССР был самым крупным банковским учреждением. Он включал правление, конторы и отделения (филиалы). Центральным звеном являлось правление, которое руководило всей системой через конторы –республиканские, городские, областные и краевые. Всего насчитывалось 185 таких контор. Им непосредственно подчинялись 4274 отделения, функционировавшие практически в каждом административном районе. Они обслуживали предприятия и организации, расположенные на территории данного района и имевшие в этом отделении свой расчетный или текущий счет.

В условиях административно-командной системы кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк обладал почти неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Средства этого фонда распределялись централизованно, в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль кредитных учреждений на местах сводилась по сути к распределению кредитов между конкретными заемщиками на цели, предусмотренные планом.

Крайне неэластичная, лишенная необходимой оперативности, банковская система служила «зеркалом» функционировавшего в стране хозяйственного механизма. Длительное господство административно-командной системы вызывало все большее отставание экономики СССР от экономик развитых стран.[15 с. 110]

  1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Был подотчётным Верховному Совету РСФСР. Первоначальное название: Государственный банк РСФСР.

декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), в соответствии с которым Банк России стал юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР. В июне 1991 года был принят Устав Банка России, который сохранил подотчетность Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 года Центральный банк РСФСР стал единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались полномочия Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля.

декабря 1991 года Государственный банк СССР был упразднён и все его активы, пассивы и имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России), который затем был переименован в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).[9. с. 296]

В течение 1991—годов в России под руководством Банка России была создана широкая сеть коммерческих банков на основе филиалов спецбанков. Также была изменена система счетов, созданы расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России. С 1992 года Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на созданном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. В этот же период начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному казначейству.[22]

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст.22), банк осуществляет функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.[2]

В 1992—годах для поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 года Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С 1998 года Банк России для преодоления последствий финансового кризиса проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. Также было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК). В 2001 году в результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в основном преодолел последствия кризиса.

В 2003 году Банк России начал внедрять систему международных стандартов финансовой отчётности.

В декабре 2003 года был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», в котором были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.[22]

1 сентября 2013 года банку перешли функции упразднённой Федеральной службы по финансовым рынкам[4], сделав банк финансовым мегарегулятором.[20]

Денежно-кредитная политика Банка России ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагирует на изменение реального спроса на деньги, способствует поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.[8. с. 254]

В 2014 году Банк России перешел по на политику инфляционного таргетирования. С 2015 года планируется перейти к свободному курсу рубля.[19]

Инфляционное таргетирование  —комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля над уровнем инфляции в стране.[16 с. 169]

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции —манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.

Кроме того, повышение учетной ставки повышает уровень процентной ставки кредитования в банках и снижает уровень спроса на кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снизить уровень процентной ставки кредитования. Таким образом, происходит увеличение количества денег на руках у населения; соответственно, снижение учётной ставки повышает уровень инфляции. Повышение учетной ставки понижает уровень инфляции.[15 с. 106]

  1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
  2. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА

Территориальное учреждение Центрального банка - обособленное подразделение Банка России, осуществляющее часть его функций на территории субъекта Российской Федерации. Теручреждения входят в единую централизованную структуру Центрального Банка и не являются самостоятельными юридическими лицами. Они не могут принимать нормативные акты, а также давать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.[5]

Территориальные учреждения Банка России, выполняющие часть функций Банка России на территории субъектов Российской Федерации, наделены одинаковыми полномочиями и имеют сходную организационную структуру. При этом в зависимости от уровня развития экономики регионов и банковского сектора значительно различаются по масштабам деятельности и численности персонала. Происходящие в последнее десятилетие процессы сокращения количества обслуживаемых Банком России клиентов, ликвидация расчетно-кассовых центров, централизация ряда функций Банка России на межрегиональном и федеральном уровне, совершенствование банковских технологий создали предпосылки для оптимизации их структуры.[10 с. 94]

Территориальные учреждение Банка России наделяется следующими полномочиями:

Область денежно-кредитного регулирования:

  • заключает кредитные договоры, рефинансирует банки;
  • контролирует выполнение кредитными организациями обязательных резервных требований и производит их регулирование, проводит проверки, применяет меры воздействия за нарушение установленного порядка депонирования;
  • по решению кредитного комитета Банка России организует работу по приобретению государственных долговых обязательств и контролирует своевременное их погашение;
  • осуществляет прием средств в депозит Банка России;
  • взаимодействует с кредитными организациями региона, а также с их ассоциациями и союзами, разъясняет им порядок применения нормативных актов Центрального Банка, рассматривает предложения и запросы кредитных организаций по вопросам денежно-кредитного регулирования;

В сфере организации денежного обращения и расчетов:

  • прогнозирует, организует и регулирует денежное обращение в регионе;
  • организует межбанковские расчеты, а также кассовое обслуживание кредитных организаций, осуществляет контроль за соблюдением ими установленного порядка ведения кассовых операций;
  • контролирует качество денежных знаков, находящихся в обращении, организует работу по проведению в РКЦ территориального учреждения экспертизы платежеспособности дензнаков и изъятию из обращения ветхих и поврежденных банкнот и дефектной монеты;
  • участвует в разработке регионального баланса денежных доходов и расходов населения, оценивает их объем и структуру на основе кассовых оборотов, прогнозирует прирост денежных средств граждан;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными актами Банка России;

В области обслуживания счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов:

  • осуществляет контроль за обслуживанием РКЦ территориального учреждения счетов по учету бюджетных средств, за своевременным и правильным составлением РКЦ и кредитными организациями отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • оказывает соответствующим государственным органам содействие при реализации ими своих функций в сфере организации, осуществления и контроля за исполнением бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • организует и осуществляет контроль за правильностью совершения операций по счетам федерального бюджета в период завершения бюджетного года;
  • осуществляет контроль за правильностью и своевременностью перечисления поступивших по региону доходов федерального бюджета на финансирование расходов регионального бюджета, осуществляемых органами Федерального казначейства, а также за перечислением средств с транзитных счетов государственных внебюджетных фондов на их основные счета.

Кроме того, территориальные учреждения Банка России наделены рядом функций по регулированию, надзору и осуществлению проверок деятельности кредитных организаций, в т. ч. на рынке ценных бумаг, участвуют в их санировании и ликвидации, занимаются валютным контролем. Они также принимают участие в информатизации банковской деятельности, в обеспечении безопасности и защиты информации, взаимодействуют со средствами массовой информации и общественностью. [17 с. 128]

  1. ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

В 1921 году было провозглашено новое независимое государство - Народная Республика Танну-Тува. К этому моменту число коренных жителей Тувы составляло примерно 60 тыс. человек, насчитывалось свыше двух десятков русских деревень, более 100 хуторов и заимок, около 80 торгово-промышленных предприятий.[22]

Республике необходимы были структуры, управляющие финансовыми потоками. Формирование таких структур началось с образования 1 сентября 1922 года Министерства финансов Тувинской Народной Республики. В создании и укреплении банковской системы большую помощь Туве оказал Государственный банк СССР.

В сентябре 1925 года начал свою деятельность Тувинский торгово-промышленный банк (Тувинбанк). Основные средства банка на момент его учреждения составляли 300 тыс. руб., из которых две трети внес Госбанк СССР, одну треть —правительство Тувинской Народной Республики. Тувинбанк являлся акционерным банком. Согласно его уставу вновь выпускаемые акции могли быть распределены только среди акционеров-учредителей, передача акций банка одним из акционеров-учредителей третьим лицам была возможна только с согласия других акционеров-учредителей.

Руководство Тувинбанком осуществляли собрание акционеров и Совет банка. Текущей деятельностью руководил директор-распорядитель, избираемый собранием акционеров. Первым директором был назначен уполномоченный представитель Госбанка СССР В.С. Руденский. На должность председателя Совета всегда выдвигался кандидат от тувинской части акционеров. Первым председателем Совета Тувинбанка был избран председатель Совета министров Тувинской Народной Республики Куулар Дондук.

По мере совершенствования работы Тувинбанка менялась и структура управления им. В 1930 году собрание акционеров избрало Правление Тувинбанка в составе трех человек: один от правительства Тувинской Народной Республики и два от Госбанка СССР —в соответствии с долями их участия в основном капитале банка.

В 1934 году по инициативе Госбанка СССР были внесены изменения в структуру управления Тувинбанком: Правление банка упразднялось, были введены единоначалие и равное участие в акционерном капитале тувинского правительства и Правления Госбанка СССР. Руководство Тувинбанком возлагалось на управляющего. Эту должность занял Оюн Данчай, вошедший в историю как первый тувинский банкир. Заместитель управляющего представлял Госбанк СССР.[23]

В первые годы своего существования Тувинбанк, помимо основной работы по организации кредитно-финансовой системы, осуществлял также хозяйственную и коммерческую деятельность. Эта деятельность не являлась приоритетной для банка, но имела чрезвычайно большое значение для создания и укрепления государственной собственности в Туве.

При непосредственном участии Тувинбанка в республике создавалась золотодобывающая отрасль: банк организовывал разведку, горно-подготовительные работы и собственно добычу золота, а также скупал его у частных артелей и отдельных старателей, обеспечивая их средствами для приобретения необходимых инструментов и товаров. В Тувинбанке функционировал Горный отдел, который позднее выделился в самостоятельную организацию.

Тувинбанком организовывались первые сельскохозяйственные предприятия в Тувинской Народной Республике, в том числе “Тарлакская экономия”, целью деятельности которой было разведение овец и маралов.

Коммерческая деятельность Тувинбанка включала заготовки хлебопродуктов и снабжение ими населения, доставку из СССР машин и оборудования для сельского хозяйства. Так, в 1927—годах Тувинбанком было заготовлено 8 тыс. пудов зерна, в 1928—годах —уже 40 тыс. пудов зерна.

По мере развития государственной и кооперативной торговли Тувинбанк освобождался от непрофильных активов. Торговые операции были прекращены банком в 1929 году, остатки товаров переданы в Тувинценкооп. В 1931 году были прекращены операции по закупкам, сельскохозяйственные экономии переданы госхозам, мельницы —Тувинценкоопу.

С момента создания банка в Тувинской Народной Республике основной его функцией было кредитование народного хозяйства. Объем активных операций Тувинбанка динамично увеличивался, о чем свидетельствуют данные отчета председателя Правления Тувинбанка за 1931 год. Согласно этому отчету доля продуктивных активов в общем объеме ресурсов банка увеличилась с 64,7% на 1 октября 1926 года до 95,9% на 1 января 1932 года, доля непродуктивных активов сократилась с 21,1 до 3,8%. Тувинбанком кредитовались фактически все отрасли народного хозяйства. На 1 января 1932 года в активах банка числилась задолженность по кредитам, выданным: на торгово-заготовительные операции в размере 3593 тыс. руб. (78,4%), правительству на нужды народного хозяйства —тыс. руб. (4,1%), госхозам —тыс. руб. (8,4%), на сельскохозяйственное машиноснабжение —тыс. руб. (5,5%), сельскохозяйственному сектору и единичным беднякам —тыс. руб. (3,4%), кустарно-промысловым артелям и пр. —тыс. руб. (0,2%). На нужды горной промышленности Тувинбанком только в 1931 году было выделено 1 829 тыс. рублей.

Уровень процентных ставок по активным операциям Тувинбанка до 1929 года составлял: по закупочным операциям —%, по целевым ссудам —%. В 1931—годах утвержденные ставки по выдаваемым кредитам составляли: на товарные закупки —%, на сельскохозяйственные работы —%, единоличному населению —%, кустарно-производственным артелям —%, на кредитование бедноты —%.

Ресурсы Тувинбанка на этапе становления формировались примерно в равной степени за счет собственного и привлеченного капитала. По мере развития народного хозяйства существенно увеличилась доля участия средств на текущих счетах и вкладов населения, но наибольшую часть ресурсов составляли целевые кредиты и расчеты с банками СССР.

Основную массу текущих счетов и вкладов составляли средства государственных и общественных организаций, доля средств населения не превышала 5%. В отчете председателя Правления Тувинбанка как отрицательный момент отмечается отсутствие текущих счетов и вкладов коренного тувинского населения.

До 1932 года Тувинбанк проводил операции только в городе Кызыле. Впоследствии были открыты его отделения в районных центрах: в 1932 году —в Чадане и Шагонаре, в 1937 году —в Самагалтае и Кызыл-Мажалыке, в 1938 году —в Сарыг-Сепе, Бай-Хааке и Туране, в 1941 году —в Тодже.

В связи с переходом от товарных отношений к денежным, развитием промышленности, заготовок, торговли перед Тувинбанком встали задачи по организации в республике денежного обращения. До создания Тувинбанка в Тувинской Народной Республике имели хождение китайские ланы и фуны, монгольские тугрики, советские рубли, встречались старые царские рубли, в 1923 году Министерством финансов Тувинской Народной Республики были выпущены правительственные боны, которые, однако, не получили широкого распространения. Все это создавало трудности в расчетах.

Правительство Тувинской Народной Республики еще в 1925 году, желая установить более тесные экономические отношения с СССР, высказало пожелание об использовании в качестве основной денежной единицы советского рубля.

Рубль был введен в обращение в Тувинской Народной Республике в 1928 году. К 1929 году в Туве было выпущено советских денежных знаков на сумму 1 291 тыс. руб., в обращении находилось около 1 млн. рублей. В 1932 году объем денежной массы в обороте достиг 1,9 млн. рублей.

В 1933—годах Тувинбанк с целью упорядочения денежного обращения осуществил обмен всей валюты, обращавшейся в Туве, на новые советские знаки со штампом “Имеют хождение только в Тувинской Народной Республике”. Это была подготовительная мера к введению национальной валюты. Первая тувинская денежная единица —акша (1 акша = 1 руб. 33 коп.) —была введена при помощи Советского правительства. Монета была выпущена в 1934 году, купюры —в 1935 и 1940 годах. Данная денежная единица просуществовала до 1944 года, когда Тува добровольно вошла в состав СССР.

В соответствии с решением правительства СССР с 1 января 1945 года на территории Тувинской автономной области был введен в обращение советский рубль. Обмен производился до 1 мая 1945 года по курсу 1 акша = 3 руб. 50 копеек. Тувинский торгово-промышленный банк с 8 отделениями был преобразован в Тувинскую областную контору Госбанка СССР. Количество отделений Тувинской областной конторы Госбанка СССР в районах постепенно росло, и к 1970 году их было уже 13.

Еще в 1933 году в Тувинской Народной Республике при помощи Госбанка СССР начало развиваться сберегательное дело. Тувинбанк проводил операции по привлечению средств физических лиц во вклады в 1933—годах. С сентября 1934 года часть вкладов была передана Министерству связи Тувинской Народной Республики. Сберегательные кассы в структуре Министерства связи просуществовали до 1937 года. В 1937 году сберегательное дело было выделено в самостоятельную отрасль финансов, подчиненную непосредственно Министерству финансов. К началу 1945 года в республике действовали 14 сберегательных касс, в которых хранили деньги 2500 вкладчиков. Дальнейшее развитие сберегательного дела в Туве характеризуется расширением сети учреждений и ростом привлеченных от населения средств. К началу 1971 года сеть сберегательных учреждений включала 109 касс, количество вкладчиков превысило 50 тысяч.

По мере развития экономики Тувы в 1950—-х годах кредитные связи Тувинской областной конторы Госбанка СССР с хозяйством республики расширялись. Если на 1 января 1951 года общая сумма предоставленных конторой кредитов составляла 4,6 млн. руб., то на 1 января 1961 года —,4 млн. руб., а на 1 января 1971 года —,3 млн. рублей. Увеличение объемов кредитования способствовало развитию личных хозяйств, а также переходу кочевников к оседлому образу жизни. На эти цели до 1950 года кредиты выдавались по 500 руб. на одно хозяйство на срок до 7 лет, с 1951 года —до 1000 руб. на срок до 10 лет. С 1949 по 1954 год таких ссуд было выдано на сумму 400 тыс. рублей. На эти средства, в частности, было построено более 15 тыс. домов. Впоследствии большинство ссуд, предоставленных аратам, было списано за счет государства.

В связи с реорганизацией банковской системы страны в конце 1980-х —начале 1990-х годов Тувинская областная контора Госбанка СССР в 1987 году была преобразована в Тувинское республиканское управление Госбанка СССР, в 1990 году —в Главное управление Центрального банка РСФСР по Тувинской ССР, а в 1992 году —в Национальный банк Республики Тыва Банка России.[22]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История возникновения и становления Банка Российской Федерации имеет как положительные, так и отрицательные стороны, несмотря на поздний приход Центрального банка на территорию, как России, так и Республики Тыва никак не отразились на общем развитии банков. Центральный Банк Российской империи в сравнительно короткие сроки стал одним из ведущих банков «света» того времени. Однако в период 1917 по 1991 года в виду «нелогичного» ведения экономического хозяйства привело банк к сильному отставанию в сфере экономики. Что касается Центрального банка Российской Федерации, то мы имеем и горькой опыт «полного краха» банковской системы в 1998 и 2008г.г..в виде экономического кризиса. С 2008 года на настоящее время существует стойкая тенденция к экономическому росту.

Что касается Национального Банка Республики Тыва, то его история оказывается более стабильной и успешной на первых этапах его развития. Далее история тесно связанно с Центральным банком, имея разницу лишь в «размере цифр».

На современном этапе рыночных преобразований экономики России роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют движению экономики в сторону рынка, с другой –энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших ее секторов. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес.

Как и в других странах, в России Центральный Банк преследует цели защиты и обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, выполняет общие для всех Центральных Банков функции.[20]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Статья 75 Конституции Российской Федерации
  2.  Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  3. Указ Президента РФ № 645 от 25.07.13 Администрация Президента РФ (25.07.13). —«Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации».Проверено 25 июля 2013.
  4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  5. Положение о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.98 N 46-П
  6. Андрюшин С. А. Банковские системы: учебное пособие. М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011.- 453 С. (333-334.)
  7. Балабанов И. Т., Банки и банковское дело: учебник, Санкт-Петербург, Питер, 2003. –с. (см с 60 по 100)
  8. Белоглазова Г.Н., Деньги, кредит, банки: учебник, М.: Высшее образование, 2009. –с. (см с 250 )
  9. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник, Под ред. Е.Ф. Жукова. —М.: 2004. - 491 с.
  10. Братко А. Г. Центральный банк в банковской системе России. — М.: Спарк, 2001. - 200 С.( 4.)
  11. Голикова Ю.С, Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000. –с.
  12. Жуков В.Ф., Деньги, кредит, банки: учебник, М.: Юнити-Дана, 2010. –с. (см с 680 стр)
  13. Коробова Г.Г., Банковское дело: учебник, М.: Экономистъ, 2006. - 766 с. (см с 100 по 200)
  14. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело, Пер.с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. –с.
  15. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учеб.пособие для вузов Пер.с англ. М.: Аспект Пресс, 1999. –с.
  16. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Экспресс-справочник для студентов вузов. Изд-е 2-е, испр. и доп. –М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. –с.
  17. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». — М.: Дело, 2001. - 258 С. (12-13).
  18. http://www.gazeta.ru/business/2014/04/12/5990501.shtml - Газета.рu «ЦБ держится за ориентир»
  19. http://rapsinews.ru/legislation_news/20130725/268322925-print.html РАСПИ «Путин подписал указ об упразднении ФСФР»
  20. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 Википедия «Центральный банк Российской Федерации»
  21. http://www.cbr.ru Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
  22. http://www.vep.ru/bbl/history/cbr-195.html Агенство ВЭБ «Национальный банк Республики Тыва»
  23. http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikCBR/2009/VBR200909041947/VBR200909041947_p_030.htm Бюджетная система Российской Федерации «Из истории банковского дела в Республике Тыва».

2 Однако впервые попытка создания кредитного учреждения в России была предпринята в 1665 г. в Пскове. Ее инициатором был псковский воевода боярин А.Л. Ордын-Нащекин.

41

История Центрального Банка Российской