Конкурс «ЛитМотив»: первые итоги


Пришла пора подводить итоги проходившего в этом учебном году конкурса «ЛитМотив». Напомним: мы регулярно печатали материалы о жизни предмета/мотива в литературных произведениях — и просили вас поделиться идеями и находками о том, как можно на уроке или во внеурочной деятельности применить эти материалы, организовать исследовательскую работу школьников, продолжить “литмотивные” разыскания. Сегодня называем победителей конкурса и печатаем отрывки из некоторых работ. В нашем редакционном портфеле остаются более развёрнутые материалы — часть из них будет опубликована в рубрике «ЛитМотив» в следующих номерах.

Конкурс возобновится в самом начале нового учебного года. Не пропустите! Напоминаем, что, начиная со второго полугодия 2015 года, мы будем регулярно выпускать в качестве приложений к газетам диски (а значит, вы можете сопровождать свои конкурсные материалы мультимедийными презентациями). А с 2011 года мы становимся полноцветным изданием, то есть у нас появляются дополнительные возможности по иллюстрированию материалов рубрики «ЛитМотив».

Итак, победителями конкурса «ЛитМотив» в 2009/2015 учебном году стали:

Надежда Михайловна АЛИПОВА, учитель русского языка и литературы Ломоносовской школы-пансиона, п. Красково Московской обл.

Гертруда Геннадьевна ГОРОШНИКОВА, преподаватель русского языка и литературы Дебесского политехникума, Республика Удмуртия.

Наталья Владимировна КАРНИЗОВА, преподаватель русского языка и литературы ГОУ НПО ПУ-34 г. Электрогорска Московской обл., и её ученик Дмитрий Стеблев.

Елена Валерьевна КЛЕПАЧ, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16 г. Магнитогорска.

Наталия Николаевна КОНДРАТЬЕВА, учитель русского языка и литературы ЦО № 2006, Москва.

Ольга Станиславовна МАЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы «Газпром», Москва.

Татьяна Владимировна ПОПОВА, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 10 г. Вихоревка Иркутской обл.

Валентина Игоревна СИТНИКОВА, ведущий библиограф Коми республиканской юношеской библиотеки, г. Сыктывкар.

Марина Вячеславовна ТОМНИКОВА, учитель русского языка и литературы Новосельской СОШ Суздальского р-на Владимирской обл.

Людмила Константиновна ЧИЖИКОВА, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 18 имени Героя Советского Союза Э. Д. Потапова г. Мичуринска Тамбовской обл.

Маргарита ШЕПТИЦКАЯ, ученица 9-го класса МОУ «Стан-Бехтемирская СОШ» Бийского р-на Алтайского края, и научный руководитель исследовательской работы учитель русского языка и литературы Т. И. Шептицкая.

Ирина Геннадьевна ЮДИНА, учитель русского языка и литературы Шабуровской СОШ Частинского р-на Пермского края, и её ученики: Луиза Зайцева, Светлана Козлова, Вероника Байдина, Екатерина Фотина, Дарья Пичкалова.

Зеркало

Е. В. Клепач предложила в дополнение к материалу о литературных зеркалах стихотворение З. Гиппиус «Зеркала», в котором зеркало отражает окружающий мир, уравнивая большое и малое, верх и низ.

А вы никогда не видали?

В саду или в парке — не знаю,

Везде зеркала сверкали.

Внизу, на поляне, с краю,

Вверху, на берёзе, на ели.

Где прыгали мягкие белки,

Где гнулись мохнатые ветки, —

Везде зеркала блестели.

И в верхнем — качались травы,

А в нижнем — туча бежала...

Но каждое было лукаво,

Земли иль небес ему мало, —

Друг друга они повторяли,

Друг друга они отражали...

И в каждом — зари розовенье

Сливалось с зелёностью травной;

И были, в зеркальном мгновеньи,

Земное и горнее — равны.

Также к мотиву зеркала часто обращается А. Ахматова. Например, в стихотворениях «Музе» (“Завтра мне скажут, смеясь, зеркала: // «Взор твой не ясен, не ярок...»”), «Проводила друга до передней» (“Брошена! Придуманное слово — // Разве я цветок или письмо? // А глаза глядят уже сурово // В потемневшее трюмо”).


Героиня рассказа В. Брюсова «В зеркале» Смотрит в зеркала часто и внимательно. Что же она видит в них?

В маленьком ручном зеркальце жила наивная девочка с ясными глазами. В круглом будуарном таилась женщина, изведавшая все разнообразные сладости ласк, бесстыдная, свободная, красивая, смелая. В четырёхугольной зеркальной дверце шкапа всегда вырастала фигура строгая, властная, холодная, с неумолимым взором.

То, что героиня видит себя разной, можно рассмотреть с точки зрения реальной жизни. Каждая женщина сталкивается с этим: в одних зеркалах мы себе нравимся, в других — нет. С точки зрения литературы этот приём дал возможность автору показать многоликость героини, а также пронаблюдать, как происходит раздвоение личности.

Героиня — обеспеченная замужняя женщина — духовно абсолютно одинокая, ничем практически не занятая, большую часть своего времени погружённая в себя. Единственными её собеседниками, которые помогают ей разобраться в самой себе, являются зеркала. К зеркалам она относится как к людям: одни она любит, другие ненавидит. Сверхконцентрация внимания на одном предмете приводит героиню к тому, что она теряет границу между реальным (объективным) миром и миром воображения. Автор показывает изменения психики героини, которая начинает воспринимать отражения в зеркалах как другой мир. Своё зеркальное отражение она считает коварной соперницей, жаждущей занять её место в жизни.

Попав в мир зазеркалья, героиня от апатии постепенно переходит к активности. Вскоре она становится другим человеком, приобретая качества своей “соперницы”. Оказавшись в психиатрической больнице, героиня не может понять, кто она: реальная женщина или отражение.

Интересно, что при описании зазеркального мира Брюсов сравнивает его с миром мёртвых: “Я думаю, что такова жизнь мёртвых — неясное сознание своего «я», смутная память о прошлом и томительная жажда хотя бы на миг воплотиться вновь, увидеть, услышать, сказать. И каждый из нас таил и лелеял заветную мечту — освободиться, найти себе новое тело, уйти в мир постоянства и незыблемости”...

Г. Г. Горошникова

Яблоко

Здравствуйте, уважаемый ведущий рубрики «ЛитМотив»!

Приближалась пора школьного тура олимпиад. Что бы такое новенькое, интересное предложить моим старшеклассникам? Я перечитала материал о конкурсе (№ 17, 2009), нашла в энциклопедии одну из моих любимых картин (Д. Жилинский. «Под старой яблоней») и предложила ученикам написать сочинение: «С каким литературным произведением ассоциируется у вас картина Д. Жилинского “Под старой яблоней”»?

Моё предложение заинтересовало ребят, после короткого обсуждения они приступили к работе. Кратко расскажу о нескольких идеях.

• Самыми удачными считаю размышления Луизы З. и Светланы К., которые написали о «Последнем поклоне» В. Астафьева. Совсем недавно мы работали с этой книгой, готовясь к юношеским Астафьевским чтениям, ежегодно проходящим в нашем Пермском крае.

Пожилая женщина на картине как будто помогает держаться ветвям старой яблони; на лице её отпечаток прожитых лет. Бабушка Катерина Петровна в повести

В. Астафьева тоже прожила долгую и трудную жизнь, вырастила восьмерых детей, на плечах её забота о маленьком внуке, оставшемся без матери. Мальчик у Д. Жилинского и Витька Потылицын у Астафьева — ровесники. Серьёзность, задумчивость, мечтательность — эти черты можно отметить у обоих героев.

Яблоки на картине означают довольно богатый, урожайный год, некоторую стабильность в деревенских семьях. А у Астафьева деревенские жители радуются урожаю овощей, он всегда с любовью рассказывает об огороде и огородных делах и заботах.

Бабушка и внук, их прошлое, настоящее, тревога о будущем — это то общее, что объединяет рассматриваемые произведения живописи и литературы. Такие выводы сделали ученицы.

• Интересными оказались размышления ученицы 11-го класса Вероники Б. о картине и о повести А. Куприна «Олеся». Она сопоставила жизнь и судьбу бабушки и внуков на картине и судьбу старой Мануйлихи и её внучки Олеси. Отметила дружбу, взаимопомощь, поддержку старших и младших членов семей, их заботу друг о друге и любовь. Сад с созревшими яблоками для героев Жилинского — то же, что лес для героинь Куприна, те и другие благодарны земле, солнцу, подарившим урожай.

• Катя Ф. сопоставила картину с «Антоновскими яблоками» И. Бунина. Отметила, что сад объединяет представителей нескольких поколений одной семьи. Хотя эти произведения представляют разные эпохи, сад — творение человеческих рук. А человек приходит на нашу землю созидать, творить, но не разрушать.

• Оригинальной, на мой взгляд, является работа Даши П. Я удивилась, когда она заявила, что будет писать о «Ревизоре» Гоголя. Оказалось, что всё очень просто.

“На Зеркало неча пенять, коли рожа крива” — смысл комедии Гоголя. Даша под впечатлением от картины добавила такую известную мысль: “Яблоко от яблони недалеко падает”. И посвятила своё сочинение образам мамы и дочки из комедии «Ревизор». Да, действительно, “недалеко падает” не только доброе, светлое, красивое, как на картине Жилинского, но и тёмное, уродливое, неприятное, как у Гоголя.

Получилось так, что десятиклассница, ничего не знавшая о конкурсе «ЛитМотив», объединила (или поставила рядом) ваши мотивы «Зеркало» и «Яблоко». А это значит, что ваши идеи действительно начали работать!

И. Г. Юдина


Вспоминаются детские впечатления от рассказа М. Зощенко «Ёлка». Яблоко тогда выглядело не иначе как насмешка судьбы: все лакомства висели высоко на праздничном дереве, и пятилетний герой ничего не мог достать, кроме одного яблока, висящего низко. Пытаясь не ударить в грязь лицом, он вынужден был откусывать от этого пресловутого яблока по кусочку всякий раз, как более высокая сестра-авантюристка тянулась и срывала с ёлки то пастилку, то конфету, а то и всё разом. Бесспорно, в детском понимании яблоко проигрывало сладостям. И отчаяние Миньки рождало сострадание. Более того, оно казалось убедительнее обиды гостя, которому потом вручили это откусанное яблоко в качестве подарка. Хотя вот уж кому поистине не повезло!

Заметим, что в другом произведении и при других обстоятельствах обгрызенное яблоко выглядит очень даже привлекательно в глазах героя. Вспомним эпизод, когда Том Сойер Меняет ненавистную работу на яблочный объедок Бена. Делает он это с видимой неохотой, но внутренним ликованием. Ещё бы, ведь в его системе ценностей подобный бартер — знак власти, богатства и свободы.

А вот пример из современной литературы. Героиня рассказа Т. Толстой «Самая любимая», всю жизнь посвятившая чужим детям, в старости остаётся совершенно одинокой. Иногда она напоминает о себе телефонным звонком. Но выросшие воспитанники, едва ответив на приветствие, кладут трубку возле телефона и убегают по своим делам, не утруждаясь выслушиванием старческого монолога. А она говорит, говорит, не подозревая, что её собеседниками являются… пепельница и яблочный огрызок. Ярчайшая метафора использованной и отброшенной за ненадобностью чужой жизни!

Т. В. Попова

Окно

Вспомним сцену объяснения Базарова и Одинцовой (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»). Базаров продолжает бороться с собой (он воспринимает проснувшуюся в нём любовь как отступничество от идеи), заглушает в себе голос чувства. Неожиданным оказывается для него открывающееся окно: “Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось… Он не ожидал, что оно так легко отворялось; притом его руки дрожали. Тёмная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти чёрным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха”.

Открытое окно — символ готовности человека к чувству, открытости его сердца и души навстречу любви. Латышский поэт Янис Гротс написал такие строки:

Полуоткрытое окно

Ты для меня не отворяешь,

Не говоришь мне:

“Вот оно,

Всё то,

О чём ты так мечтаешь!”

И облаком волос своих

Меня окутать

Ты не хочешь.

В глазах,

Как солнце, золотых

Лучи не блещут мне

Средь ночи…

Жизнь стала бременем давно.

Полуоткрытое окно.

В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаём, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нём бурю чувств, желание изменить свою жизнь. Думается, что в этом эпизоде окно выполняет ту же функцию, что и в романе Тургенева.

Испытание для Базарова продолжается в 18-й главе. Поначалу он пытается сопротивляться, но любовь оказывается сильнее. Однако в этот раз Окно закрыто (“Базаров упёрся лбом в стекло окна”)! Чувства Базарова уже не встречают ответа у Одинцовой: “Вы меня не поняли, — прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он ещё раз, она бы вскрикнула… Базаров закусил губы и вышел”.

Почему же Одинцова не ответила Базарову? Ведь она хотела этих встреч, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова, именно она попросила Базарова отворить окно. Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, “изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом”.

Окно, как мы помним, символизирует готовность выпустить на волю сдерживаемые чувства, а что же означает Зеркало? В зеркале мы видим самих себя. Что же выбирает Одинцова? “«Или?» — произнесла она вдруг и остановилась, и тряхнула кудрями… Она увидала себя в зеркале…”

Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: “Спокойствие всё-таки лучше всего на свете”. То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

О. С. Маевская

М. В. Томникова провела со своими учениками творческую мастерскую, в ходе которой исследовались функции Мотива окна в произведениях А. С. Пушкина. Творческим группам были предложены для анализа стихотворение «Зимнее утро», повести «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Пиковая Дама», «Капитанская Дочка», роман «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне…», поэмы «Руслан и Людмила» и «Медный Всадник».

В начале работы ученики записывают ассоциации к слову окно. Они разнообразны: когда нет урока; большое, пластиковое, деревянное; свет, пробивающийся через окно; занавески на окне; подоконник, ставни; русский деревянный дом; наличники; окно в Европу; свет, утренняя заря, пение птиц; воры; тепло, холод; вид.

Затем группы последовательно работают с раздаточными материалами, распределёнными по нескольким конвертам. Ребятам предлагается фрагмент произведения, в котором упомянуто окно, и вопросы к нему.

1

1) Он проснулся уже ночью: луна Озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него прошёл; он сел на кровать и думал о похоронах старой графини. («Пиковая Дама».)

2) Солнце давно уже Освещало постелю, на которой лежал гробовщик. Наконец он открыл глаза и увидел перед собою работницу, раздувающую самовар. («Гробовщик».)

Вопросы

• В какое время суток происходят события? Покажите на примерах текста.

• Что является источником света? Как проникает свет в комнату?

• Какую функцию выполняет окно?

2

Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; Но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом… Он привстал. Это точно был Самсон Вырин; но как он постарел... как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика. («Станционный смотритель».)

Вопросы

• Каким настроением проникнут текст? Какие слова, выражения формируют это настроение?

• Какое предложение подчёркивает “ветхость и небрежение” жилища?

• Какую роль играет в этом тексте упоминание окна? Почему автор заостряет на нём внимание?

• В роли чего выступает здесь окно?

3

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей... («Руслан и Людмила».)

Вопросы

• Какие ассоциации вызывают у вас слова “избушка… стоит без окон”?

• От какого слова происходит слово “окно”? (Проверьте по словарю.)

• Какой вывод следует из этого? Избушка стоит без… чего?

• В какой роли выступает здесь окно?

4

...Теперь, как в доме опустелом,

Всё в нём и тихо, и темно;

Замолкло навсегда оно.

Закрыты ставни, Окны мелом

Забелены... («Евгений Онегин».)

Вопросы

• От какого слова происходит слово “окно”? (Проверьте по словарю.)

• Как вы понимаете слова “окны мелом забелены”? Можно ли что-либо увидеть через эти окна?

• В какой роли выступает здесь Окно?

5

Буря не утихала; я увидел Огонёк и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной Церкви был огонь. («Метель».)

Вопросы

• Что помогло героям во время бури добраться до деревни?

• Что является источником света?

• В какой роли выступает здесь окно?

6

Возвратясь домой, Она подбежала к окошку, — офицер стоял на прежнем месте, устремив на неё глаза. С того времени Не проходило дня, чтоб молодой человек, в известный час, не являлся под окнами их дома. Между им и ею учредились неусловленные сношения… Она видела острым взором молодости, как быстрый румянец покрывал его бледные щёки всякий раз, когда взоры их встречались. («Пиковая Дама».)

Вопросы

• С какой целью выделены отдельные предложения? Какую информацию несут они в себе?

• Как происходит свидание между молодыми людьми?

• Атрибутом чего является здесь окно?

7

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном. («Узник».)

Вопросы

• Почему стихотворение называется «Узник»?

• Что является способом связи узника с большим миром?

• В каком статусе здесь выступает окно?

8

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица У окна

Села ждать Его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи… («Сказка о мёртвой царевне…».)

Вопрос

• Какие важные для литературы мотивы связаны с окном в этом фрагменте?

В ходе работы с этими и подобными заданиями выявляются Функции окна в литературных произведениях. Например (цитируются ответы учеников):

• Окно — источник света, который создаёт атмосферу внутри дома. Именно через окно проходит свет в жилище.

• Окна — глаза дома. Прослеживается этимологическая связь слов око — окно. Избушка без окон как лицо без глаз. Создаётся ощущение чего-то мрачного, тёмного, неопределённого, бездушного. Окна в доме Самсона Вырина кажутся слепыми, а всё жилище ветхим, холодным, пустым.

• Окно — компас, маяк, проводник. Свет в окне помогает найти дорогу.

• Окно — посредник при свидании влюблённых. Но оно для них так и осталось закрытым. Закрытое окно — знак того, что им не быть вместе.

• Тюремное окно с решёткой — единственная связь лирического героя с большим миром, единственный источник жизни.

• Окно — ожидание. Ключевые слова этого текста: “простился”, “путь-дорога”, “ждать”, “ждёт-пождёт”. Дорога и окно — традиционные мотивы в русской литературе.

Затем группам предлагается отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный Всадник» (от слов “На берегу пустынных волн” до “И запируем на просторе”) и даётся задание подготовить вопросы по тексту для других групп. Вот, например, какие Вопросы задают ученики.

• Какую фразу текста можно считать ключевой?

• Что значит “В Европу прорубить окно”?

• Почему именно окно, а не дверь, форточку?

• Почему прорубить, а не пропилить, не вырезать?

• Почему окно именно в Европу?

• Кто такой “Он”? Почему сказано, что он хочет “заложить город” “назло”? и т. д.

Вот фрагменты письменных ответов учеников.

«В Европу прорубить окно» — метафора, она служит средством характеристики Петра I. Каждое слово данной фразы имеет глубокий смысл. Из истории мы знаем, что Пётр I учился в Голландии, приглашал учителей из-за границы и отправлял боярских сыновей учиться за границу. Он считал, что просвещение идёт с Запада” (Д. Фильчаков).

“Окно — источник света. Ученье — свет, а неученье — тьма. XVIII век — эпоха Просвещения, а

Пётр I считал, что науки к нам придут из Европы. Здесь окно как символ знаний” (П. Томникова).

“Пётр I был человеком деятельным, энергичным. Для преобразования России он принимал решительные действия. Он хотел, чтобы наша страна стала самой сильной, имела выход к морю, свой флот”(С. Клубков).

“Я считаю, что ничего нельзя делать назло. Зло к тебе же и вернётся, или к твоим детям. Подтверждением этого является наводнение в Петербурге” (И. Мозгалёва).


После изучения повести Гоголя «Тарас Бульба» и поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» Ученики выполняют работу «Два отца», сопоставляя образы двух главных героев, объясняя различие их характеров, отношения к семье, детям, быту разными эпохами. В грозный XV век, когда Русь объята пожарами, “лишившись дома и кровли, стал отважен человек”, именно поэтому старому Бульбе безразлично убранство дома, “окна маленькие, тусклые”, ему не нужен Дом, он всё время воюет. В поэме Лермонтова Степан Калашников — хранитель семейных традиций, нравственных устоев. Не застав жены дома поздним вечером, он смотрит в окно, она же, рассказывая об оскорблении опричника, говорит и об осуждении соседей, подглядывающих за ней. То есть здесь Окно — это граница, разделяющая “нравственное–безнравствен-ное”, “приличное–неприличное”.

В повести Гоголя «Невский проспект» окно — это символ фальши. То, что днём прилично и красиво, вечером оборачивается развратным. “Из низеньких Окошек магазинов выглянут те эстампы, которые не смеют показаться средь бела дня”. Преследуя красавицу, художник оказывается перед огромным зданием, где “все четыре ряда окон… глянули на него разом…”, будто увлекая его в стены разврата.

В повести Гоголя «Майская ночь…» — столкновение тёмных и светлых сил, ненависти и любви. Звёзды — это окошечки домиков ангелов Божиих. Ночью благочестивые люди спят, только светятся кое-где узенькие окна (сцена с пьяным Калеником). Мы помним, как Левко помогает панночке наказать мачеху-ведьму, и сначала старый дом “дремал с закрытыми ставнями” (зло ещё не наказано), но когда Левко помогает обнаружить ведьму, “вместо мрачных ставней глядели Весёлые стеклянные окна и двери”.

В поэме Пушкина «Медный Всадник» Автор показывает Петра великим преобразователем, которому суждено “в Европу прорубить окно” (развитие, расширение горизонтов России, но через насилие, нарушая естественный ход вещей). С другой стороны, это грозный Медный всадник, которому нет дела до трагедии маленького человека. И стихия мстит за попытки усмирения маленькому человеку (“Сердито бился дождь в Окно”, “злые волны, Как воры, лезут в окна”). Потеряв всякую надежду, лишившись всего, безумный Евгений питается “в окошко поданным куском” (за окошком тот мир добра, что уцелел).

В стихотворении Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...» — перекличка двух времён: прошлого и настоящего, счастья, молодости, красоты и старости, одиночества. Открытое окно — молодость, любовь, счастье. “На окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо”. “Мороз запушил Стёкла окон, приближающуюся смерть, одиночество”.

В повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» окно — это граница между скукой и грехом (в окно Катерина увидела Сергея, через окно он приходит к ней на свидание). Во время убийства Феди Лямина Окно — это путь от греха к наказанию. Именно через окно люди видят совершающееся злодеяние.

В романе Булгакова через большие, Просторные окна ведьма Маргарита ворвётся, чтобы отомстить за Мастера; в особняке С готическими окнами Она сходит с ума от тоски по любимому; через форточку влетает нечистая сила (вспомним эпизод с Римским). В то же время В подвале с маленькими окнами, в которых мелькают чьи-то грязные сапоги, будет проходить совсем другая, невидимая жизнь Мастера и Маргариты. В романе окно — это и путь возвращения героев (или ухода героев). В сновидениях Бездомного от постели к окну протягивается лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем. Через окно наши герои (Маргарита, Мастер, свита Воланда) Покинут Москву. Символично, что Мастер, который мечтает только о покое и тишине, заслужит “вечный дом с венецианским стеклом и вьющимся виноградом”. Венецианское стекло — это стекло разноцветное, которое создаёт иллюзию солнечного, гармоничного мира. Это и будет то погружение в мир тишины и сна, о котором мечтал Мастер.

В стихотворении Цветаевой «Вот опять окно...» весь мир — это тёмная ночь, а Окна — маленький мир любви, дружбы, тепла, “крик разлук и встреч”. И для того, чтобы весь мир не превратился в ночь, нужно “помолиться за окно с огнём”.

Н. Н. Кондратьева

Редакция