Государственный долг и его влияния на экономическую стабильность
8
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Инженерно-экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
На тему:
Государственный долг и его влияния на экономическую стабильность
Выполнил
студент группы 714
очной формы обучения
Инженерно-экономического факультета
Катаев Алексей Евгеньевич
Научный руководитель:
Шавина Евгения Викторовна
Москва
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА |
5 |
1.1 Сущность понятия «государственный долг» |
5 |
1.2 Виды государственного долга |
8 |
1.3 Причины возникновения государственного долга |
12 |
1.4 Методы регулирования государственного долга |
13 |
2. Анализ Динамики внутреннего и внешнего долга Российской федерации |
5 |
2.1 Внутренний долг РФ |
15 |
2.2 Внешний долг РФ |
16 |
2.3 Влияние государственного долга на экономику страны |
20 |
3. Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики |
24 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
27 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ |
29 |
ВВЕДЕНИЕ
Развитие народного хозяйства России, и в первую очередь обеспечение финансовыми ресурсами неотложных нужд экономической, социальной, оборонной и других областей, требуют больших денежных вложений, которые формируются как из бюджетных финансовых средств, так и из дополнительных вложений, представленных государственными заимствованиями. В настоящее время ни одна страна не обходится без внешних и внутренних займов. Государственные займы и кредиты России были направлены на финансирование военных расходов в первой половине двадцатого столетия и помогли обеспечить социально-экономическое развитие страны во второй половине девятнадцатого века.
В годы новой экономической политики (НЭПа) правительству бывшего СССР после отмены государственного долга дореволюционной России в 1918 г. стоило больших усилий возобновить функционирование рынка государственных заимствований, после отмены государственного долга дореволюционной России в 1918 г. Финансовой стабилизации экономического роста того времени большую поддержку оказывали займы. К 1930 году с целью выхода из сложной экономической ситуации правительством была предпринята политика распространения среди населения государственных займов, которые, в сущности, стали обязательными для всего населения страны, и практически не погашались, что обусловило рост внутреннего долга, а в дальнейшем, привело к замораживанию всех государственных долговых обязательств, кроме трехпроцентного выигрышного займа, имеющего большое хождение.
В начале 90-х годов в России стали формироваться первые рыночные отношения, которые обнаружили полное отсутствие практики и знаний по существованию и выживанию в условиях свободного рынка, а также по способу организации и осуществлению государственных долговых операций. Первые навыки деятельности российского предпринимательства в новых экономических условиях формировались на опыте зарубежных государств, имеющих достаточный срок существования в условиях рыночной экономики.
В настоящее время ситуация на рынке государственных заимствований значительно переменилась в сторону улучшения, но остаётся ещё достаточно проблем, связанных с выбором эффективной долговой политики, регулированием и управлением государственными займами и кредитами. Важной и актуальной остаётся проблема контроля общего направления выпуска государственных займов, предоставления гарантий и кредитов государством с целью предотвращения тяжёлых последствий в перспективе. Этого можно избежать, зная все специфические особенности государственного долга, методы эффективного управления, основываясь на опыте и практике других стран, концепциях ученых - экономистов.
Важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, роль и место страны на мировой арене в полной мере зависят от состояния государственного долга в кредитно-финансовой системе страны.
Цель данной курсовой работы рассмотреть сущность государственного долга и его влияние на экономическую стабильность в стране.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия государственный долг,
- изучить виды государственного долга,
- проанализировать обстоятельства, способствующие образованию государственного долга, механизмы его регулирования,
- провести анализ состояния в Российской Федерации за период с 1993 по 2012 гг. внешнего и внутреннего долга, его динамики,
- рассмотреть значение и роль в экономике страны государственного долга.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Сущность понятия «государственный долг»
Долг Российской Федерации зарубежным и национальным физическим и юридическим лицам, субъектам хозяйственных отношений иностранных государств, организациям, осуществляющим свою деятельность в рамках международных отношений, перед прочими субъектами международного права, а также все обязательства, предоставленные Российской Федерацией по государственным гарантиям, составляют её государственный долг.
Дефицит бюджета государства и существование незадействованных денежных средств у физических и юридических лиц являются главными факторами формирования государственного долга, который должен отвечать таким специфическим особенностям, как возвратность, срочность и платность данных в долг средств, которые в корне отличают его от банковского кредита. С целью расширения и увеличения производства товаров и услуг, повышения результативности производственных процессов в целом, проводится кредитование хозяйствующих субъектов используется частный ссудный капитал.
Существуют следующие формы, на которые подразделяются государственные долговые обязательства:2
- Кредитные договоренности Российской Федерации в пользу кредитов с зарубежными странами, международными финансовыми организациями, кредитными организациями и прочими хозяйствующими субъектами;
- Выпущенные от лица РФ государственные ценные бумаги;
- Договорные обязательства по предоставлению государственных гарантий РФ, об обеспечении поручительства по обязательствам третьими лицами;
- В соответствии с федеральными законами долговые обязательства третьих лиц переводятся в государственный долг РФ;
- Соглашения о пролонгации и реструктуризации имевшихся у РФ долговых обязательств предыдущих лет.
При выборе форм долговых обязательств правительство стран старается, в меньшей степени зависеть от иностранных кредиторов, так как это ослабляюще действует не только на суверенитет, но и на экономическую независимость государства. Учитывая это, страны стремятся в качестве кредиторов иметь население своей страны.
Долговые обязательства по структуре государственного долга РФ классифицируются на следующие группы:
- По наличию долгов владельцам ГКО-ОФЗ;
- По наличию долгов Минфина Центральному банку России за кредиты, взятые на возмещение дефицита бюджета;
- По наличию долгов, образовавшихся в результате исполнения государством обязательств по восстановлению сбережений населения;
- По возмещению внешней задолженности бывшего СССР, взятой на себя РФ;
- По наличию задолженности РФ перед зарубежными странами, международными организациями и компаниями, образующимися вновь.
Бюджетным кодексом .при предоставлении для РФ права приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга регулируется количество долговых обязательств и организация их исполнения.
По срокам реализации все долговые обязательства делятся на следующие: долгосрочные продолжительностью от 5 до 30 лет; среднесрочные продолжительностью от 1 года до 5 лет; краткосрочные продолжительностью до 1 года. Предельная продолжительность долговых обязательств ограничивается сроком - не более 30 лет.
По уровню управления государственный долг подразделяется на следующие виды: государственный муниципальный долг, государственный долг субъектов РФ, государственный долг РФ.
По характерным признакам деление государственного долга происходит на следующие виды: - капитальный долг, который формируется из общего объёма средств, выпущенных и невыполненных государством долговых обязательств, а также из погашения обязательств, оплата которых подошла по срокам.
Государственный долг в соответствии с функционирующим законодательством делится на государственный и общегосударственный. Общегосударственный долг формируется из задолженности Правительства РФ, аппаратов управления республиками, находящимися в составе Российской Федерации и задолженностей местных органов власти.
Большей части стран, имеющих развитую экономику, на современном этапе присущ высокий государственный долг и затяжной недостаток финансовых средств в бюджетах на уровне государств и местных органов власти. Государства постепенно накапливают как внутреннюю, так и внешнюю задолженность, что увеличивает их государственный долг, причиной которого является существенное привлечение дополнительных финансовых ресурсов, с целью своевременного финансирования бюджетных расходов.
Следует отметить, что внешний государственный долг, складывающийся из межправительственных займов, взятых под проценты финансовых средств у международных банков и финансовых рынков, внешних государственных гарантий и кредитов, - это не только финансовая зависимость государств между собой, а действенный механизм, способствующий мировой экономической стабильности, укреплению международного сотрудничества и взаимопонимания.
1.2 Виды государственного долга
Классификация государственного долга в соответствии с видом валюты заимствований, кредитора и рынка заимствований определяет внутренний и внешний государственные долги.
Задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям составляет внешний долг, погашение которого обусловлено переводом процесса производства товаров (услуг) за пределы своей страны и снижением объёмов их потребления в стране.
Внутренний государственный долг состоит из долговых обязательств федерального правительства, выраженных в национальной валюте, которые обеспечиваются всеми активами, имеющимися в распоряжении правительства.
В соответствии с экономической теорией, внешними займами называются займы, заключение которых проводится через иностранные банки в иностранной валюте, или на иностранных фондовых биржах. Однако в действительности, внешними займами считаются займы, находящиеся в руках кредиторов- иностранцев. В руки иностранных кредиторов и обратно может попасть и внутренний заём.
Объём государственного внутреннего долга Российской Федерации на основании Бюджетного кодекса РФ состоит из:3
. Номинальной суммы долга, обусловленного государственными ценными бумагами и обязательств по ним, выраженых в национальной валюте;
. Полученного РФ полного пакета основного долга по займам и обязательств по этим кредитам, выраженных в национальной валюте;
. Полученного РФ пакета основного долга по займам бюджета.
На основании Бюджетного кодекса РФ в пакет государственного внешнего долга РФ вводятся:4
. Номинальная сумма долга, обусловленного государственными ценными бумагами и обязательства по ним, выраженные в иностранной валюте.
. Полученный Российской Федерацией пакет основного долга по займам, и обязательства по этим займам, выраженные в иностранной валюте, и привлечённые под государственные гарантии РФ целевые иностранные кредиты (заимствования);
. Выраженный в валюте зарубежных стран пакет обязательств по государственным гарантиям РФ.
На основании федерального, субъектов и местного законов о бюджете утверждаются предельные объёмы внутреннего долга на соответствующий финансовый год. Правительство РФ имеет право превысить предельный объём внутреннего долга, при условии, что это уменьшает затраты на обслуживание государственного долга. Также законом о бюджете утверждается используемый на финансирование дефицита бюджета Правительства РФ, субъекта РФ или муниципального образования, предельный объём заёмных средств. Предельный объём привлекаемых заёмных средств ограничен.
При этом он не может быть больше:
- 30% доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год, не считая материальной помощи из средст федерального бюджета и займов, полученных в текущем году;
- 15 % доходов местного бюджета на текущий финансовый год, не считая материальной помощи из средств федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ, полученных в текущем году займов.
Кроме ограничения предельного объёма привлекаемых заёмных средств законом о бюджете также ограничиваются допустимые величины расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга. При этом он не может быть выше 15 % объёма затрат бюджета соответствующего уровня. При условии, что на текущий финансовый год затраты на поддержание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга превосходят допустимый предел, то осуществляется следующее:
. Организуется контрольная проверка бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета;
. Исполнение бюджета проводится под жёстким контролем субъекта РФ для местных органов власти и под контролем Министерства финансов РФ для субъекта РФ;
. Прочие меры, ограничивающие превышение затрат, идущих на обслуживание государственного долга местными бюджетами и бюджетами субъектов Российской Федерации.
МФ РФ в процессе записи в долговой книге проводит учет и регистрацию долговых обязательств субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с требованиями единой системы учета и регистрации государственного долга.
Можно выделить две группы внутренних долговых обязательств:
. Рыночные внутренние долговые обязательства, представленные в виде выпущенных ценных бумаг, (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
. Внутренние долговые обязательства, не относящиеся к сфере товарного обращения, эмиссированные для покрытия финансовой бюджетной задолженности, к которым относятся: векселя МФ РФ, долги перед ЦБ РФ и др.)
Стремительный рост государственного внутреннего долга в России способствовал превышению расходов по обслуживанию долга над доходами, полученными при размещении государственных ценных бумаг. В целях уменьшения таких расходов, были проведены следующие мероприятия:5
. Допуск нерезидентов на рынки российских ценных бумаг, где им было разрешено приобретать государственные ценные бумаги, с открытием счетов типа «С»;
. Организация выпуска займов и золотых сертификатов, не относящихся к сфере товарного обращения;
. Организация выпуска еврооблигаций, что обеспечило возможность перевода внутреннего долга РФ во внешний долг, так как затраты на обслуживание внешнего долга (до 25 % годовых) ниже по сравнению с внутренним долгом.
Государственный долг оказывает существенные негативные последствия: так растут проценты по внутреннему долгу, погашение которых приводит к неизбежности роста налогового гнёта, что приводит к снижению экономических стимулов, способствовавших развитию производства; обуславливает неравенство в доходах; сдерживает инвестирование.
Путём использования финансовых средств федерального бюджета, покрываются расходы, идущие на размещение, выплату доходов и погашение долговых обязательств Российской Федерации.
Банк России и его структурные подразделения, если Правительством РФ не оговорены другие условия, за счёт проведения сделок по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их покрытию и выплате доходов в форме процентных доходов по ним (или в иной форме), обслуживает государственный внутренний долг. Данная операция проводится органом, получившим право от Правительства РФ, реализовывать обязанности эмитента государственных ценных бумаг на основании особых договоров, заключаемых ЦБ России с органом исполнительной власти на уровне Федерации. Реализация Банком России функциональных обязанностей генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга, исполняется на безвозмездной основе.
1.3 Причины возникновения государственного долга
Образованию государственного долга способствуют:
. Используемые на покрытие дефицита бюджета Государственные, субъектов РФ и муниципальные заимствования.
. Заключаемые субъектами РФ и муниципальными органами власти кредитные соглашения и договоры с иностранными государствами, международными финансовыми организациями и кредитными организациями от имени РФ.
. Государственные гарантии и поручительства выполнения обязательств прочих заемщиков.
. Обязательства третьих лиц, принятие на себя государством или муниципалитетами.
. Внутренние и внешние соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет РФ или её субъекта, заключенные от имени РФ или её субъектов.
Также в последнее время к причинам возникновения государственного долга относят обусловленные кризисами и связанные с реструктуризацией госдолга банковские проблемы, например, такие как: условия и методы реструктуризации долга, доля валюты, в которой деноминирован долг, степень зависимости банков от правительства и др.
Недостаточная капитализация финансовых учреждений или, в особых случаях и неплатежеспособность всей банковской системы, когда банки владеют значительными активами в виде государственных долговых бумаг, может быть обусловлена крупномасштабной реструктуризацией. При этом властным и политическим структурам необходимо знать, что применение финансовых ресурсов для решения проблем банковского сектора, сдерживается определёнными условиями. Одним из таких условий является ограничение роли правительства, как собственника или гаранта, в ситуации, когда долг уже не может быть обслужен, и необходима его реструктуризация, которая требует точной разработки стратегии и мер влияния на банковскую систему.
1.4 Методы регулирования государственного долга
Главным направлением в настоящее время в экономической политике России является решение вопросов, относящихся к управлению государственным долгом, что обусловлено его ростом и необходимостью погашения, т.е. уменьшение долгов и обязательств по их погашению является главной целью управления внутренним и внешним государственными долгами. Однако это связано с большими трудностями, а именно: выбор способов регулирования долга узок, характер отношений с кредиторами сложен и пр.
На настоящий момент существуют и применяются такие методы управления государственным долгом, как:
. Рефинансирование - обусловливает погашение долга (части основного или всего полностью) и процентов по данному долгу, используя средства от вновь размещенных займов.
2. Аннулирование или дефолт означает несогласие государства выплачивать долг и проценты по данному долгу по выпущенным раньше займам.
. Конверсия решение, принятое государством в отношении изменения доходности выпущенных ранее займов, что возможно, если правительством будет снижена величина выплачиваемых процентов.
. Новация характеризуется ситуацией, когда заемщик и кредитор заключают соглашение об аннулировании ранее действующих обязательств, их замене новыми, обусловливающими иные условия погашения долгов, более лояльными по отношению к заёмщику.
. Унификация - объединение двух или нескольких выпущенных ранее займов, при котором совершается обмен облигаций раньше выпущенных займов на облигации новых займов, на основе принятого государством решения.
. Консолидация характеризуется преобразованием краткосрочных займов в средне и долгосрочные, среднесрочных в долгосрочные, что является достаточно выгодным для бюджета страны.
. Отсрочка погашения займа, части займов или всех предыдущих выпущенных займов проводится тогда, когда продолжение выпуска новых займов не обеспечивает финансовой активности для страны.
В отношении внутренних займов, чаще всего используются такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация. Мера отсрочки погашения займа применяется для внешних займов, как наиболее эффективная.
2. Анализ Динамики внутреннего и внешнего долга Российской федерации
2.1 Внутренний долг РФ
Рассмотрим динамику размера государственного внутреннего долга Российской Федерации за период с 1993 гг. (таблица 1):
Таблица 1
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации6
По состоянию на |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. |
|
всего |
в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в рублях |
|
01.01.1993 |
,57 |
,08 |
01.01.1994 |
,64 |
,33 |
01.01.1995 |
,06 |
,14 |
01.01.1996 |
,74 |
,46 |
01.01.1997 |
,46 |
,24 |
01.01.1998 |
,92 |
,47 |
01.01.1999 |
,94 |
,88 |
01.01.2000 |
,23 |
,82 |
01.01.2001 |
,42 |
,02 |
01.01.2002 |
,51 |
,02 |
01.01.2003 |
,91 |
,62 |
01.01.2004 |
,02 |
,58 |
01.01.2005 |
,47 |
,93 |
01.01.2006 |
,43 |
,86 |
01.01.2007 |
,88 |
,23 |
01.01.2008 |
,15 |
,68 |
01.01.2009 |
,82 |
,49 |
01.01.2010 |
,73 |
,36 |
01.01.2011 |
,39 |
,25 |
01.01.2012 |
,55 |
,33 |
Данные таблицы дают возможность проследить динамику размера государственного внутреннего долга Российской Федерации за 20 лет. При этом установлено, что размер внутреннего государственного долга за эти годы имеет отрицательную динамику: рост его произошёл более чем на 1300 %, причём, в 2001 и 2002 гг. происходило незначительное, но снижение размера внутреннего долга РФ, а с 2011 по 2012 гг. произошёл резкий скачок почти в 1,5 раза.
На рисунке 1 представлена структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 марта 2012 года.
Рисунок 1. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1 марта 2012 года7
2.2 Внешний долг РФ
За двадцатилетний период внешний государственный долг РФ постоянно варьировался. После распада Советского Союза внешний долг РФ постоянно возрастал и достиг своего максимума после финансового кризиса, случившегося 1998 году. В это время внешний долг РФ доходил до 146,4 % от ВВП. В начале 2000 года он равнялся 146 млрд. долл. (суммарный государственный долг составил 84 % от ВВП).
В 2004 - 2008 годы, по поручению президента В. В. Путина, учитывая растущие доходы России от продажи нефти и газа, связанные с быстро растущими мировыми ценами на данные сырьевые ресурсы, государственный долг резко уменьшился. В результате длительных переговоров, в августе 2006 года Россия досрочно погасила 22,5 млрд. долл. в счёт долгов по кредитным обязательствам Парижского клуба, после чего государственный долг РФ стал равняться 53 млрд. долл, что составляло 9 % от ВВП.
В качестве сопоставления, по сведениям рейтингового агентства Standard&Poor's за 2005 год, по убывающей: государственный долг Германии был равен 68 % ВВП, Франции - 66 %, США - 53 %, Великобритании - 43 %, Норвегии - 36 %, Австралии - 12 %, Казахстана - 10 %, Гонконга - 2 % .
К началу 2007 внешний государственный долг РФ был на уровне 52 млрд. долл., что составляет 5 % от ВВП. Не смотря на мировой экономический кризис 2008-2009 гг., правительство страны продолжало снижать объем государственного долга. По данным Минфина РФ государственный внешний долг по состоянию на 1 ноября 2011 года был равен 36 млрд. долл. США, этот показатель является самым низким среди стран Европы. Внешний государственный долг РФ на 2011 г. находился в пределах от 5 до 10 % от ВВП.
На конец 2011 года внешний государственный долг РФ равнялся 35,8 млрд. долларов. По прогнозам рейтингового агентства Moody's внешний государственный долг России на 1 марта 2012 года остается очень низким - не более 10% от ВВП страны, что является самым низким показателем среди всех стран, имеющих рейтинг инвестиционной категории.
Используя данные о размере внешнего государственного долга РФ за 1991-2012 гг. последим динамику его развития (рисунок 2, таблица 2).
Согласно диаграмме с 2000 г. наблюдается тенденция ежегодного сокращения государственного внешнего долга РФ. Но по заявлению министерства финансов в 2012 году РФ намеревается выйти на рынок внешних заимствований. В государственном бюджете на 2012 год предусмотрена сумма займов в размере 7 млрд. долларов со сроком погашения не менее 10 лет.
Рисунок 2. Динамика государственного внешнего долга (1997-2012 гг.)
Таблица 2
Динамика развития государственного внешнего долга (1997-2012 гг.).8
Дата |
Сумма (млрд. долл. США) |
1997, 31 декабря |
,5 |
2000, 1 января |
,7 |
2001, 1 января |
,7 |
2002, 1 января |
133,5 |
2003, 1 января |
125,7 |
2004, 1 января |
121,7 |
2005, 1 января |
114,1 |
2006, 1 января |
76,5 |
2007, 1 января |
52,0 |
2008, 1 января |
44,9 |
2009, 1 января |
40,6 |
2010, 1 января |
37,6 |
2011, 1 января |
36,0 |
2012, 1 января |
35,8 |
В 2011 году для займов на мировом рынке не было необходимости, т.к. ожидалось, что госбюджет будет без дефицита. По заявлению министра финансов А.Г. Силуанова 12 января 2012 года, профицит госбюджета по итогам 2011 года равен 427,8 млрд. рублей. Однако в 2012 году дефицит госбюджета РФ по прогнозам Минфина и МВФ может составить до 1,5%.
Структура внешнего государственного долга России по данным на 1 ноября 2011 года согласно данным Минфина представлена в таблице 3.
Согласно данным, внесённым в таблицу 3, в структуре государственного долга преобладают долги, не погашенные по внешним облигационным займам, и долги по гарантийным обязательствам РФ, выраженные в иностранной валюте.
Таблица 3
Структура государственного внешнего долга (на 1 ноября 2011 г.)9
Наименование |
Сумма (млн. долларов США) |
Эквивалент (млн. ЕВРО) |
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
964,4 |
369,9 |
Задолженность бывшим странам СЭВ |
1 043,1 |
,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР |
57,8 |
,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 626,7 |
852,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
29 183,4 |
586,5 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) |
,8 |
,2 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
,6 |
,0 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
,8 |
,3 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР в структуре государственного долга представлена лишь незначительными остаточными суммами, выплата которых будет осуществлена после предоставления кредиторами всех необходимых документов, подтверждающих факт займа. Основные долги СССР были погашены еще в 2009 году.
Незначительным, но достаточно принципиальными аспектом является задолженность Всемирному Банку, которая достигает 2-х млрд. долл. Основной причиной освобождения от этой задолженности является репутация. РФ единственное государство из «Большой 8-ки», имеющее долги перед ВБ, который спонсирует экономические программы в странах с развивающейся экономикой. Освобождение России от долгов и обязательств по их покрытию перед ВБ даст возможность избавиться от статуса «развивающейся» страны и окончательно перейти в класс «развитых».
Российский внешний государственный долг в настоящее время по независимым данным является самым низким из всех стран Европы. Это положение, несомненно, усиливает позитивные прогнозы по укреплению Российской экономики в мире.
2.3 Влияние государственного долга на экономику страны
В сфере государственного долга главными направлениями политики Правительства Российской Федерации являются:
- Формирование условий для повышения роли государственных заимствований, как одного из главных источников, позволяющих осуществлять рефинансирование государственного долга.
- Объёмом государственного долга ограничение объёмов государственных заимствований.
3. Повышение в структуре государственного долга значимости внутреннего долга.
. Сведение к минимуму затрат на поддержание и сопровождение государственного долга.
. Минимизация использования финансовой поддержки от международных финансовых организаций в целях материального обеспечения общегосударственных проектов в области инфраструктуры.
. Окончание урегулирования и погашение всех долговых обязательств союзного государства.
Основными целями долговой стратегии, по мнению Минфина РФ являются:
. Рефинансирование долга, сохранение его объёмов и структуры, дающих возможность гарантировать выполнение долговых обязательств, направленных на его обслуживание и погашение.
. Реализация государственных внутренних заимствований в размерах, дающих возможность активно формировать рынок частных и муниципальных займов, используемых на инвестирование регионов и отраслей экономики.
. Модифицирование структуры государственного долга РФ по разделу перспективного повышения значимости внутреннего долга в составе общего государственного долга.
Таким образом, обеспечение роста результативности по управлению государственным долгом становится реальным только при условии применения научно обоснованной концепции формирования и реализации государственных долговых отношений в целях интересов населения страны.
Результативность управления государственным долгом требует систематического контроля и измерения, так, например, объём реализации финансовых средств для наполнения бюджетного дефицита свидетельствует о наличии чистой выручки, полученной от использования государственных займов. Эффективность государственной долговой деятельности в полном объёме изображается отношением суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного долга к сумме расходов, выраженных в процентном отношении. При этом, эффективность управления (Э) можно определить с использованием следующего соотношения:
Э = (П - Р) / Р * 100,
где:
П поступления по системе государственного долга;
Р расходы по системе государственного долга.
Наиболее общим показателем долговой нагрузки является отношение совокупного государственного долга к объёму ВВП, выраженного в процентном отношении, величина которого по международным стандартам не может быть больше 40-42% ВВП. Также наглядную характеристику состоянию долговой нагрузки даёт отношение платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к объёму ВВП, к доходам или расходам федерального бюджета, выраженных в процентном отношении.
Данные показатели долговой нагрузки при проведении основательного анализа, считаются как для внутреннего долга, так и для внешнего.
Коэффициент обслуживания внешнего государственного долга, который не должен превышать 25%, определяется как отношение совокупных платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям страны в результате экспорта товаров и непроизводственных услуг. Такой уровень коэффициента обслуживания внешнего государственного долга считается оптимальным.
Сложности с погашением внешнего долга перед странами-кредиторами испытывают все государства, что способствовало разработке большого количества методик и программ. Технология погашения внешнего долга предусматривает, например, следующие действия:
- оплату долга в национальной валюте с дальнейшим использованием её для инвестирования сфер экономики или превращения в собственность;
- покрытие долговых обязательств по согласию сторон товарными поставками;
- обмен долга на долговые обязательства третьих стран;
- равноценный обмен на ценные бумаги частных предприятий страны-должника долговых обязательств.
Такие совместные действия стран - кредиторов и стран - должников по обеспечению замены внешнего долга прочими видами обязательств, не такими «болезненными» для экономики и финансового состояния стран - должников методами, носят название конверсия внешнего долга. На сегодняшний день Правительство России использует только один способ: покрытие товарными поставками внешней задолженности. Для погашения имеющегося внешнего долга РФ, прочие формы конверсии являются выгодным механизмом, что требует тщательного исследования и анализа, а также подготовки и реализации соответствующих программ и методик. В перспективе выгодным механизмом погашения имеющегося внешнего долга РФ может также стать выкуп правительственных долгов на национальную валюту и передача их для инвестирования сфер экономики, а также замена акциями приватизированных предприятий долговых обязательств.
3. Валовой внешний долг частного и федерального сектора РФ: Его нынешняя позиция в мировом рейтинге и прогноз дальнейшей динамики
Валовой внешний долг - представляет собой совокупность государственного долга и долга частного сектора в иностранной валюте, погашаемого товарами или услугами.
Таблица 4.
Страны, имеющих крупнейший валовой внешний долг на 30 июня 2011 г.10
Страна |
Внешний долг (млн. долларов США) |
Внешний долг на душу населения (долларов США) |
Внешний долг (% к ВВП) |
США |
15033607 |
% |
|
Великобритания |
9836000 |
% |
|
Франция |
5633000 |
% |
|
Германия |
5624000 |
% |
|
Нидерланды |
3733000 |
% |
|
Япония |
2719000 |
% |
|
Италия |
2684000 |
% |
|
Испания |
2570000 |
% |
|
Ирландия |
2357000 |
% |
|
Люксембург |
2146000 |
% |
|
Бельгия |
1399000 |
% |
|
Швейцария |
1346000 |
% |
|
Австралия |
1302000 |
% |
|
Канада |
1181000 |
% |
|
Швеция |
1016000 |
% |
|
Гонконг |
903200 |
% |
|
Австрия |
883500 |
% |
|
Норвегия |
644500 |
% |
|
Дания |
626900 |
% |
|
Греция |
583300 |
% |
Этот показатель, по мнению многих экономистов мира, наиболее точно отражает состояние внешнего долга страны.
В таблице 4 отображен список 20 стран, имеющих крупнейший валовой внешний долг на 30 июня 2011 г. Список составлен по данным крупного международного рейтингового агентства Standard&Poor's на 30 июня 2011 г.
Россия в этом находится на 23-м месте с суммой долга 519,4 млрд. долларов, что составляет 23% ВВП страны. Сумма долга по международным данным практически совпадает с оценкой Центрального Банка РФ, валовой внешний долг РФ на начало 2012 года по его оценке составил 538,9 млрд. долл. США. Однако по данным ЦБ РФ валовой долг в процентном соотношении равен 10,4% ВВП. В независимости от отечественной и международной оценки по относительным показателя к размеру ВВП, размер валового долга России является одним самых низких среди развитых стран мира.
По данным Центробанка размер валового внешнего долга по состоянию на начало 2012 года в РФ возрос примерно на 50 млрд. рублей и составил 538,9 млрд. долл. Выросла с 31,5 млрд. до 329,6 млрд. долл. США задолженность предприятий в реальном секторе экономики. Долги российских банков к началу 2012 года увеличились на общую сумму около 20 млрд. долл. США (более чем на 12 %). и приблизились к 164 млрд. долл.
Рисунок 3. Карта стран по внешнему долгу
По вышеизложенным данным видно, что основные объемы мирового долга сконцентрированы на территории Северной Америки и Европы (рис. 3).
В результате быстрого уменьшения внешнего государственного долга и быстрого роста национальной экономики, РФ сама становится страной, предоставляющей кредиты, так в 2011 году правительству Кипра был выделен РФ кредит на срок 4,5 года общей суммой около 2,5 млрд. евро по ставке 4,5% годовых, это при том, когда европейские государства предлагали этот кредит со ставкой не ниже, чем 15% годовых. В августе 2007 года РФ стала держателем долговых обязательств США и др. стран. Так за 5 лет доля РФ повысилась с 0% до 3% на рынке долговых обязательств. В 2008 году РФ вошла в 5ку крупнейших стран-кредиторов Америки, до 2011 года Россия занимала 8-е место в рейтинге кредиторов США (2,5 % всего своего государственного долга США 115 млрд. долларов). Параллельно РФ остается крупнейшим кредитором стран-членов СНГ.
Возрастающая роль РФ как страны-кредитора, ее экономическое и политическое влияние в скором времени позволят России стать одним из Международных экономических центров. Это станет новым этапом экономического развития страны, приведет в страну новые иностранные инвестиции, что, конечно, положительно отразится на жизни общества в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время не установлены жёсткие границы государственного долга.
Чаще всего оптимальным считается размер совокупного государственного долга, который устанавливается в пределах до 60% от национального ВВП.
При этом в мировой практике отмечены примеры, когда объем государственного долга, превышал допустимый предел, т.е. был достаточно высок, а экономика страны функционировала вполне стабильно; также, при сравнительно невысоких и вроде бы незначительных размерах государственной задолженности в странах возникали серьезные долговые проблемы.
Общий внешний государственный долг РФ на январь 2012 г. по данным Правительства не превышает 10, 5% ВВП. Это один из самых низких показателей в мире и самый низкий в Европе.
Однако как видно на практике, такой низкий показатель не гарантирует лидерских позиций в мировой экономике по уровню жизни, темпам развития и роста производства.
Страны с государственным долгом, превышающим их годовой ВВП (США %, Германия- 159%, Великобритания %) намного превосходят Россию по многим экономических показателям.
Эта ситуация происходит потому, что государственный долг этих стран компенсируется огромной материальной и производственной базой, значительными золотовалютными сбережениями, а также экономическим влиянием этих стран в мире.
Экономика России же до сих спор стабилизируется после распада СССР и дефолта 1998 года, и говорить о ее мировом лидерстве еще рано.
Однако в последнее время РФ выступает в мире как страна-кредитор.
Это явление выглядит достаточно противоречиво, т.к. с одной стороны средства, даваемые в заем другим государствам могли бы пойти на развитие своей все еще проблемной экономики.
С другой стороны выступая в качестве страны-кредитора, Россия увеличивает свое политическое влияние в мире и одновременно укрепляет партнерские отношения с другими странами, это привлекает в страну новые международные инвестиции и благотворно влияет на ее экономическое развитие.
ОТЗЫВ
о курсовой работе студента
Раздел 1.
Кафедра_____________________________________________________________________
Дисциплина_________________________________________________________________
Тема____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент (Ф.И.О.)_____________________________________________________________
Курс_____________________ Группа____________________________________________
Руководитель курсовой работы________________________________________________
Раздел 2. Критерии, при наличии хотя бы одного из которых работа оценивается только на «неудовлетворительно».
1. |
Тема и (или) содержание работы не относится к предмету дисциплины |
|
2. |
Работа перепечатана из Интернета или других информационных источников |
|
3. |
Неструктурированный план курсовой работы |
|
4. |
Объем работы менее 15 листов машинописного текста |
|
5. |
В работе отсутствуют ссылки сноски на нормативные и другие источники |
|
7. |
Оформление курсовой работы не соответствует требованиям РЭУ |
Раздел 3. Рейтинг работы (при неудовлетворительной оценке не заполняется)
№ |
Наименование показателя |
Баллы |
Студент 1 |
Студент 2 |
Студент 3 |
Студент 4 |
Студент 5 |
||
1. |
Содержательная составляющая |
|||||
1.1 |
Степень раскрытия темы |
|||||
1.2 |
Полнота охвата научной литературы |
|||||
1.3 |
Использование нормативных актов |
|||||
1.4 |
Индивидуальность подхода к написанию КР |
|||||
1.5 |
Последовательность и логика изложения материала |
|||||
Итого по содержательной составляющей (максимум 55 баллов) |
||||||
2 |
Оформление и информационное сопровождение работы |
|||||
2.1 |
Качество оформления, язык, стиль и грамматический уровень работы |
|||||
2.2 |
Использование иллюстрационного материала (рисунки, таблицы, графики, диаграммы и т.п.) |
|||||
Итого по оформлению и информационному сопровождению работы (максимум 20 баллов) |
||||||
3 |
Защита (максимум 25 баллов) |
|||||
4 |
Всего: |
Дополнительные замечания___________________________________________________
_____________________________________________________________________________Оценка (прописью)__________________________________________________________________
Научный руководитель_______________________________________________________
(подпись)
«___» ___________________________ 20__г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
- Закон Российской Федерации №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992г.//«Российская газета», N 279, 29.12.1992.
- Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184.
- Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности: Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2004 года №1107// Российская газета-2004-1 октября.
- Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Микроэкономика: Учебник, 2-е изд., под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В. Сидоровича. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 2009.
- Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. М. .
- Андрианов В.Д. Макроэкономика (Основы экономической политики): Учебник. - М.: Издательство «ДИС», 2008.
- Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и дополн. - М.: Перспектива, 2007. с.
- Государственный и муниципальный долг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ушвицкого Л. И.. М.: Финансы и статистика, 2007.
- Градов А.П. Национальная экономика. Курс лекций. - СП6.: «Специальная литература», 2009.
- Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности. Ж. «Финансы» №12 2010.
- Дробозина Л.И. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Финансы и статистика, 2007.
- Илларионов А. Бремя государства//Вопросы экономики. 2008. №9. С. 4-27.
- Карелин О.В. Регулирование международных кредитных отношений России. М.: Финансы и статистика, 2008. - 176 с.
- Каратуев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности, М. 2007.
- Корнилин Д.М. Структура бюджетной системы / Экономика. Финансы. Управление. 2011. №9. С.101.
- Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России/А. И. Лебедев //Проблемы теории и практики управления - №3-С.37-40.
- Лушин С.И. Об эффективности государственного бюджета /Финансы. 2011. №10. С.12-16.
- Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. / М.: Международные отношения. 2008. с.
- Мультан Г.К., Киреева Е.Ф., Пузанкевич О.А. Государственные финансы: Учеб. пособие - М.: Вита-Пресс, 2009.
- Поляк Г.Б., Пилипенко О.И., Эриашвили Н.Д. Финансы: Учебник для вузов / 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009. с.
- Таксир К.И. Бюджетные технологии / Финансы. 2008. №1. С.26 .
- Тарасов В.Ф. Бюджет и финансовый прогноз / Экономика. Финансы. Управление. 2008. №1. С.99 103.
- Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. 9. №2С.22-24
- Фридман М. Доходная часть бюджета производная финансового состояния предприятий / Финансы. Учет. Аудит. 2008. №7. С.8 - 14.
- Федеральная служба государственной статистики http://www.пgks.ru
- Standard&Poor's - http://www.standardandpoors.com
2 Мультан Г.К., Киреева Е.Ф., Пузанкевич О.А. Государственные финансы: Учеб. пособие - М.: Вита-Пресс, 2009.
3 Мультан Г.К., Киреева Е.Ф., Пузанкевич О.А. Государственные финансы: Учеб. пособие - М.: Вита-Пресс, 2009.
4 Дробозина Л.И. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Финансы и статистика, 2007.
5 Дробозина Л.И. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Финансы и статистика, 2007.
6 Федеральная служба государственной статистики http://www.пgks.ru
7 Федеральная служба государственной статистики http://www.пgks.ru
8 Фридман М. Доходная часть бюджета производная финансового состояния предприятий / Финансы. Учет. Аудит. 2008. №7. С.9.
9 Федеральная служба государственной статистики http://www.пgks.ru
10 Standard&Poor's - http://www.standardandpoors.com
7
Государственный долг и его влияния на экономическую стабильность