Рынок ценных бумаг

PAGE \* MERGEFORMAT22

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы и кредит»

на тему: Рынок ценных бумаг


Содержание

[0.1]
Введение

[0.2] Исторические этапы развития рынка ценных бумаг в РФ

[0.3]
Структура рынка ценных бумаг

[0.4]
3. Развитие рынка ценных бумаг в России в 1993 – 1996 гг.

[0.5]
Рынок ценных бумаг и кризис 1998 г.

[0.6] ГКО – 2002 г.

[0.7]
Практическая часть. Решение задач

[0.8] Заключение

[0.9] Библиография

[0.10]
Приложение I


Введение

Биржевая торговля в современной России - относительно новый вид деятельности и для большинства россиян - экзотичный. Причина кроется в недостаточной информированности и существующих мифах. 
Между тем, во всем мире миллионы людей участвуют в биржевой торговле. Профессионалы делают огромные состояния, обычные люди используют биржевую торговлю, как средство накопления, пенсионеры получают ощутимую прибавку к пенсии.

Рынок ценных бумаг, будучи составляющей современной финансовой системы, призван обеспечить беспрестанность процесса расширенного воссоздания и ускорения обращения капиталов, товаров и других видов общественного продукта. Сокращение времени обращения капиталов, товаров, повышает эффективность использования основных фондов, передовых ресурсов, уменьшает потребность в оборотных средствах, банковском кредите и тем самым дает возможность увеличить ресурсы, которые можно направить в другие отрасли народнохозяйственного комплекса страны.

Актуальность выбранной темы очевидна, ведь в условиях выхода отечественных товаропроизводителей на мировой рынок растет интерес к ценным бумагам, их экономическим функциям, роли и места в рыночной экономике, к технике осуществления биржевых операций.

Цель курсовой работы: рассмотрение рынка ценных бумаг в России. Анализ тенденций и перспектив.

Для достижения цели необходимо рассмотреть данную проблематику в следующих аспектах:

  • Рассмотрение рынка ценных бумаг, как экономической категории;
  • Анализ рынка ценных бумаг в России;
  • Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в России..

  1. Исторические этапы развития рынка ценных бумаг в РФ

Рассмотрение рынка ценных бумаг невозможно, если не рассмотреть объект этого вида рынка. Гражданский кодекс РФ дает следующее определение ценной бумаге: «Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».[1]

Это определение, не отражает именно экономического смысла ценной бумаги, это определение носит чисто юридический характер.

С экономической точки зрения можно дать определение ценной бумаги как формы существования капитала, которая облегчает его перераспределение и может обращаться на рынке как товар и приносить доход.

Чтобы глубже разобраться в понятии «ценная бумага» следует рассмотреть историю появления данного вида финансово – экономической единицы.

 В истории развития рынка ценных бумаг в России можно выделить несколько этапов. Попробуем проследить, каковы эти периоды.

Дореволюционный период.  Развитие рынка ценных бумаг уходит своими корнями в глубь XVIII в. Дискуссия о точной дате возникновения российского фондового рынка до сих пор остается открытой. Одни исследователи полагают, что рынок ценных бумаг возник еще при Петре I, другие считают, что «его институциональное становление произошло через 200 лет после учреждения первой в России товарной биржи в Петербурге в 1703 г.», третьи ведут отсчет времени его основания от 2 апреля 1769 г. - дня издания «Рескрипта о выпуске первого русского государственного займа». В определенной степени эти точки зрения имеют как сильные, так и слабые стороны. Оставим это исследователям для поисков новых доказательств. Справедливости ради заметим, что первые ценные бумаги в России появились одновременно с первыми бумажными деньгами - в 1769 г. Именно тогда Россия разместила в Голландии первый государственный внешний заем.[5]

Следующий период можно обозначить как Советский период. Именно в годы НЭПа существовало большое разнообразие ценных бумаг. Активно велась работа на биржах. Стоит отметить, что в период правления И.В. Сталина в стране добровольно-принудительно размещались облигации государственного сберегательного займа. Иногда, такие облигации выдавались вместо заработной платы. Сохранившиеся облигации были погашены через примерно 40 лет. В начале 90-х отмечается такое явление как возрождение рынка ценных бумаг и появление акций трудовых коллективов. Впервые в России разрабатывается нормативно-правовая база фондового рынка.[5]

Современный этап можно обозначить с 1997 года. Как известно, в эти годы существовала политическая нестабильность в России, бюджетный кризис, проблемы в области сборов налогов. В результате вышеперечисленных факторов имело место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, да и вообще, существовала угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре-ноябре 1997г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.[5]

После августовского кризиса 1998 г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998 г. и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997 г. Главенствующими задачами нового этапа развития фондового рынка России являются создание условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и защита прав инвесторов.[5] 

Говоря о XXI веке, безусловно, можно отметить то, что «революция» в области систем и средств связи позволила увязать рынки ценных бумаг всех стран мира в единый мировой биржевой рынок и обеспечить его круглосуточный характер функционирования.

Компьютеризация биржевой деятельности разрушает ее границы и потенциально позволяет любому желающему непосредственно участвовать в торгах. Компьютеризация позволяет расширять круг биржевых товаров, вводить разнообразные методы торговли, повышает надежность операций, увеличивает количество торгующих и т.д.

В этом смысле можно сделать прогноз о том, что дальнейшее развитие рынка в XXI в. приведет к тому, что торговля всеми ценными бумагами переместится во внебиржевую торговлю, как это случилось с торговлей товарами.


  1. Структура рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг – это система отношений юридических и физических лиц, связанная с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг.

Накопление денежного капитала играет важную роль в рыночной экономике. Непосредственно самому процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. После того как денежный капитал создан или произведен, его необходимо разделить на часть, которая вновь направляется в производство, и ту часть, которая временно высвобождается. Последняя, как правило, и представляет собой сводные денежные средства предприятий и корпораций, аккумулируемые на рынке ссудных капиталов кредитно-финансовыми институтами и рынком ценных бумаг.[3]

Источники формирования денежного или финансового рынка могут быть внутренние и внешние. К внутренним источникам обычно относят сбережения населения, амортизационные отчисления, чистую прибыль предприятий, средства негосударственных пенсионных фондов, страховых фондов, трастовых компаний. По сути, денежные средства этих внутренних источников являются основой формирования денежного капитала, возможно используемого для прибыльного инвестирования производства товаров или предоставления услуг, приобретения антиквариата, драгоценностей и т.п., включая ценные бумаги.[3]

К внешним источникам рынка могут быть отнесены ссуды банков и средства, полученные от продажи ценных бумаг различных эмитентов.

Ввиду переплетения множества источников и многогранности функций, которые выполняет государство и другие участники фондового рынка, вряд ли представляется возможным говорить о каком-либо точном соотношении внутренних и внешних источников формирования фондового рынка. Существуют, правда, теоретические проработки, свидетельствующие о том, что внутренние источники должны составлять не менее 75% всех денежных средств.

Различают рынки по географическим признакам и общественному признанию. К ним относятся:

  • Международные и национальные рынки ценных бумаг;
  • Местные и региональные (территориальные) рынки;

Существуют также рынки, отличающиеся финансовыми инструментами, к примеру, рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.) или рынки опционов, фьючерсов, валюты.

Отличаются рынки по организации торговли ценными бумагами:

  • первичные и вторичные рынки;
  • биржевые и внебиржевые;
  • стихийные и организованные рынки;
  • простые и двойные аукционные рынки;
  • онкольные и непрерывные аукционные рынки;
  • дилерские рынки;
  • кассовые и срочные.

На первичном рынке размещаются новые выпуски ценных бумаг, эмитентом которых являются корпорации, правительство и муниципальные органы.[3]

Бумаги, приобретенные инвесторами при эмиссии, могут быть перепроданы. Такие сделки купли-продажи совершаются на вторичном рынке. До недавнего времени считалось, что вторичный рынок состоит из фондовых бирж и внебиржевого рынка. Однако в последнее время получила признание концепция четырех рынков.[3]

В качестве первого рынка выступает фондовая биржа, на которой осуществляются сделки с зарегистрированными (котируемыми) на ней фондовыми ценностями.[3]

Второй рынок называют внебиржевой рынок, на котором осуществляются операции с незарегистрированными (на бирже) на ней фондовыми ценностями.

Третий рынок - внебиржевой рынок, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг, зарегистрированных через посредников и в обход фондовых бирж, где установлены высокие ставки комиссионных.[3]

Четвертый рынок (или компьютеризированный рынок), где торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников. С помощью такой системы инвесторами достигается крупная экономия на комиссионных и риск дестабилизации фондового рынка уменьшается.[3]

Если заинтересованным лицам необходима немедленная купля-продажа ценных бумаг, то ими используется, так называемый кассовый рынок ценных бумаг («кэш» - рынок или «спот» - рынок). Сделки на этом рынке исполняются в течение 1-2 рабочих дней.

В случае необходимости могут заключаться разнообразные по виду сделок со сроком исполнения, превышающим два рабочих дня и составляющим порой три месяца. Такие сделки совершаются на срочных рынках ценных бумаг.[6]


3. Развитие рынка ценных бумаг в России в 1993 – 1996 гг.

По итогам 1992 года в России сформировалась начальная законодательная база для развития рынка ценных бумаг. Принятые исполнительной властью нормативные акты и инструкции позволили как отечественным, так и иностранным инвесторам более или менее спокойно выходить на рынок. К началу 1993 года на рынке ценных бумаг России сформировалась смешанная структура, состоящая из банков и небанковских инвестиционных институтов, имеющих одинаковые права.

К середине 1993 года в России насчитывается более 60 фондовых бирж, товарно-фондовых бирж через год и становится уже 63. Размеры капиталов данных бирж колебались от 3 млн. до 250 млн. (осень 1994). Более 60 биржевых структур в России составляет свыше 40 % мирового количества (около 150). По 7 фондовых бирж имеют США и Франция, в Германии и Японии их по 8, в Великобритании - 6, в Италии - 10. Реальное содержание понятия "фондовая биржа" в российской и международной практике существенно различается. Несопоставимы объемы операций ( в   России   1993 -1994гг. - это 10 или чуть выше этого количества видов ценных   бумаг , обращающихся на бирже, и до нескольких десятков операций с ними в месяц, неразвитость материальной, информационной, кадровой, регулятивной и других сторон деятельности бирж).

С конца  1993  г. реализуется несколько проектов, претендующих на создание общероссийских или межрегиональных внебиржевых компьютерных  рынков   ценных   бумаг  (системы типа NASDAQ в США - Российская телекоммуникационная фондовая система, проекты корпорации "АСТ", НТБС, ФЭС, международный проект с участием "КПМТ Пит Марвик" и т.д.) Официальная статистика по многим компонентам российского  рынка  ЦБ отсутствует, в силу чего при его анализе преобладают экспертные оценки (данные на конец 1994 г.) Одним из наиболее объемных является  рынок государственных долговых обязательств, включающий: долгосрочные и среднесрочные облигационные займы.

В  1996  г. усилия по развитию  инфраструктуры фондового  рынка, объективные потребности развязывания проблемы неплатежей привели к тому, что стабилизировалась та часть банков, которая активно работает с  ценными   бумагами  реального. Кроме того, увеличилась доля банков, осуществляющих финансовое управление дочерними предприятиями и организациями. Именно в этой сфере проводятся операции, по существу аналогичные лизингу, факторингу, доверительному управлению и обеспечивающие сращивание банковского и промышленного капиталов. Кроме того, начало роста  рынка   ценных   бумаг   России  ознаменовалось увеличением числа чековых инвестиционных фондов, а емкость  рынка  приватизационных чеков (ваучеров) составляет 80 - 100 млн. штук.

И, наконец, апогей начальной стадии развития рынка ценных бумаг России - выпуск Государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Создание этого рынка означало технологический прорыв на российском рынке ценных бумаг (базой рынка являлась компьютерная система торговли, электронные депозитарии и клиринговая система расчетов). Впервые на российском рынке была продемонстрирована работающая технология двойного непрерывного аукциона, на базе которого работают все развитые фондовые рынки мира. Более того, в сентябре 1993 года по образу и подобию «царских» золотых червонцев был размещен государственный облигационный займ, обеспеченный золотом (индексируемый по стоимости золота, с возможностью конечного платежа золотом, эквивалентным одной облигации). Номинал выпущенных бумаг - 10 кг золота пробы 0.9999. Было размещено, по разным оценкам, около 20 - 30% всего объявленного объема.

Важнейшим качественным отличием данного этапа (1993 – 1996 гг.) развития рынка ценных бумаг в России было также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски «еврооблигаций», публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО “Вымпелком” в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков “надежным иностранным депозитарием” и др.


  1. Рынок ценных бумаг и кризис 1998 г.

Шаги, предпринятые правительством Российской Федерации в конце лета 1998 года имели в перспективе многочисленные неблагоприятные последствия для действующих в стране иностранных инвесторов, кредиторов российских компаний, банков и самого российского государства. Данные шаги можно проследить в следующей последовательности. В соответствии с мораторием на 90 дней (с 17 августа по 14 ноября 1998 г.) вводится запрет (временное приостановление) на осуществление российскими юридическими лицами (включая кредитные учреждения) платежей в иностранной валюте в отношении иностранных кредиторов по следующим типам операций: выплаты по возврату основной суммы долга иностранным кредиторам по финансовым кредитам, полученным на срок свыше 180 дней. При этом мораторий не распространяется на следующие категории сделок:

  • выплаты, осуществляемые от лица Российской Федерации, Центральным банком РФ и субъектами Российской Федерации (например, по еврооблигациям, выпущенным правительствами Санкт-Петербурга и Москвы);
  • выплаты, осуществляемые Внешэкономбанком в части обслуживания внешнего государственного долга России;
  • сделки с иностранной валютой <текущего> характера и не связанные с движением капитала, не требующие лицензирования ЦБ РФ в соответствии с российским валютным законодательством (например, для оплаты импорта товаров, дивидендов по иностранным инвестициям);
  • платежи по операциям, в отношении которых Российская Федерация приняла на себя обязательства не вводить ограничения (например, по кредитам, предоставленным Европейским банком реконструкции и развития).

После ввода в действие вышеперечисленных документов и предпринятых мер, состояние  рынка   ценных   бумаг  стало ухудшаться прямо на глазах. Резко упали объемы торгов на ведущих фондовых биржах страны (до середины лета 1998 года - 4.3 трлн. руб. в сентябре - октябре 1998 года - 560 млн. руб.). Стремительно упал интерес к российским  ценным   бумагам  со стороны иностранных инвесторов и началась кампания по выводу капитала с  рынка. Больше всего пострадали владельцы ГКО-ОФЗ. Объемы средств вложенных, в эти ценные   бумаги  впечатляют - более 40 млрд.долл.

После замораживания торгов по ГКО-ОФЗ потери владельцев составили 51,9 млрд. долларов по номиналу или 41 млрд. долларов по цене размещения. В основном, объемы рынка поддерживали два его участника - Центральный Банк России и иностранные инвесторы. Поэтому, когда в 1998 году прирост рынка ГКО-ОФЗ стал понемногу замедляться (около 5% в год), стало известно, что дальнейшая судьба рынка будет полностью зависеть от действий Центрального Банка, а по сути своей от возможностей бюджета.

Результаты кризиса 1998 года непременно сказались и на региональных рынках. Так на  рынке  субфедеральных  ценных   бумаг  Санкт-Петербурга резко снизился оборот (на 70%), произошло уменьшение доходности по облигациям займа Санкт-Петербурга (максимальная доходность составила 14% годовых), наблюдался стремительный отток денежных средств. Обращающиеся вместе с Санкт-Петербургскими облигациями, облигации Оренбургской, Омской, Свердловской областей постигла та же участь, но если принять во внимание, что обороты по этим облигациям до кризиса и так оставляли желать лучшего, то можно с полной уверенностью сказать, что  рынки  по этим  ценным   бумагам  практически умерли. Данные эмитенты не смогли полностью и в срок погасить свою задолженность по облигациям и прекратили обращение своих  ценных  бумаг  на вторичном  рынке.По заявлениям всех ведущих российских и мировых аналитиков, только рынок субфедеральных облигаций Санкт-Петербурга оставался единственным, на котором надежность вложения средств меньше всего подвергалась сомнению.

Рынок до начала лета 1998 года считался прогрессирующим и сулил высокие прибыли. После финансовых кризисов августа 1997 и августа 1998 годов стало ясно, что большинство участников торгов постараются вывести свои капиталы с рынка и тем самым значительно уменьшить обороты практически по всем финансовым инструментам, торгующимся на биржах. К концу 1998 и началу 1999 года рынки акций и облигаций субфедеральных займов считаются наиболее привлекательными на российском фондовом рынке, если это так можно назвать, среди отечественных инвесторов. Интерес нерезидентов практически сведен к нулю. Запреты на участие нерезидентов на российском фондовом рынке способствовали резкому снижению интереса отечественных участников, так как высокие обороты на рынке, в основном, поддерживались именно западными банками и компаниями. Условия обмена и реструктуризации задолженности по ГКО-ОФЗ перед иностранными инвесторами, которые предложило Правительство РФ оказались настолько неприемлемыми, что заинтересованность нерезидентов еще долго не будет изменена в лучшую сторону. И только в начале лета 1999 года, Правительство РФ и Центральный Банк РФ вводят послабления в ранее издававшиеся постановления. Теперь нерезиденты могут участвовать в торгах на рынке только лишь через российские уполномоченные банки. 

Последствия кризиса 1998 года сказываются до сих пор.

Основной задачей сейчас является формирование антикризисного управления, качественные изменения инфраструктуры рынка, развитие реального сектора экономики и недопущение дисбаланса между реальным и финансовым секторами, стабилизация валютного курса, развитие системы страхования вкладов и т.п.

  1. ГКО – 2002 г.

2002-й стал переломным годом посткризисного (после августа 1998 г.) развития рынка ГКО/ОФЗ. В условиях стабильности и предсказуемости валютного курса, сравнительно невысокой инфляции и достаточного поступления средств в бюджет, государственная власть сочла возможным резко увеличить объем эмиссии гособлигаций. В результате впервые за последние несколько лет по итогам года был отмечен рост облигационного долга. Кроме того, выручка от продаж госбумаг в 2002 г. оказалась заметно больше по сравнению с объемом средств, затраченных на выплаты по гособлигациям, - в последний раз такое соотношение данных показателей было зафиксировано в 1997 г.[4]

Масштабная эмиссия гособлигаций была бы невозможна без появления на рынке ГКО/ОФЗ нового крупного институционального инвестора - Пенсионного фонда России (ПФР). Проводимая пенсионная реформа позволила ему инвестировать значительные денежные средства в госбумаги; при этом в отличие от коммерческих банков и других инвесторов, для которых доходность данных инструментов оставалась одним из важнейших рыночных факторов даже в посткризисные годы, спрос со стороны ПФР, помимо его высоких объемов, характеризовался более низкой требовательностью к уровню процентных ставок по размещавшимся ГКО/ОФЗ. Поэтому Минфину в течение почти всего прошедшего года без каких-либо затруднений удавалось продавать существенные объемы государственных бумаг как на аукционах, так и на вторичных торгах под приемлемую для него доходность, которая устанавливалась эмитентом едва ли не ниже уровня инфляции.[4]

Всего в 2002 г. Минфин провел 27 аукционов по размещению ГКО/ОФЗ разных выпусков, а также дополнительных траншей по ним. Объемы первичных продаж гособлигаций заметно колебались от месяца к месяцу, однако можно было заметить, что в период с января по август выручка от аукционной эмиссии госбумаг не превышала 7 млрд. руб. в месяц, а в сентябре-декабре, напротив, не опускалась ниже этого уровня.

Состав выпускавшихся в 2002 г. гособлигаций в течение года также претерпевал изменения. Почти каждый месяц (исключая апрель и июнь) Минфин размещал по одному выпуску традиционных ГКО со сроком обращения в 5-8 месяцев и объемом эмиссии в 4-6 млрд. руб. по номиналу. Эти бумаги пользовались довольно стабильным спросом со стороны инвесторов, и лишь в одном случае эмитенту не удалось реализовать более половины заявленного объема выпуска. Аукционные доходности к погашению по ГКО в 2002 г. понизились с 15.2% годовых (у самого «длинного» мартовского выпуска) до 13.4-13.5% у июльского-октябрьского выпусков, а в последние два месяца упали ниже уровня в 13%.[4]

Кроме ГКО в феврале-ноябре Минфин провел 10 размещений ОФЗ-ФД, выпустив в феврале и марте по одной новой серии облигаций этого вида, в дальнейшем он выставлял на аукционы лишь дополнительные транши уже эмитированных облигаций. И только в октябре участникам рынка была предложена еще одна новая серия ОФЗ-ФД. Параметры купонных облигаций у всех новых выпусков были стандартными: ставка купонного дохода в 2002 г. равнялась 15% годовых, в 2003 г. - 14%, в последующие годы вплоть до погашения - 12%, объем выпуска составлял от 6 до 9 млрд. руб., срок обращения - 2.5-3.5 года. Аукционный спрос на ОФЗ-ФД до самой осени (за единственным исключением) не превышал заявленного объема эмиссии, и поэтому результативность первичных продаж данных бумаг, особенно весной, была невысокой. Однако в сентябре-ноябре покупки ОФЗ-ФД на аукционах резко возросли - инвесторы приобретали до 88% предлагавшихся облигаций. Аукционные процентные ставки по этим инструментам в течение года сократились с 17.9 до 14.2% годовых.[4]

Помимо традиционных размещений ГКО и ОФЗ-ФД в 2002 г. Минфин предложил инвесторам новый вид гособлигаций - амортизационные ОФЗ-АД, погашение номинальной стоимости которых будет осуществляться четырьмя равными частями в течение последних двух лет их обращения. Указанный порядок выплат по ОФЗ-АД позволил эмитенту заметно увеличить объем продаж облигаций нового выпуска - до 10 млрд. руб., а затем с помощью дополнительных траншей нарастить его еще больше, не опасаясь тех затруднений, которые могли бы возникнуть при погашении таких бумаг традиционным способом - единовременной выплатой нескольких десятков миллиардов рублей.[4]

В середине мая Минфин выпустил первую серию ОФЗ-ФД сроком на 4.5 года. Параметры выплаты купонного дохода по этим бумагам практически повторяли условия выпуска ОФЗ-ФД: в 2002 г. процентная ставка по новым облигациям равнялась 15% годовых, в 2003 г. - 14%, в 2004 г. - 12%, а с 2005 г. - 10%. Почти каждый последующий месяц Минфин проводил аукцион по размещению дополнительного транша ОФЗ-АД первой серии, а в сентябре и затем в декабре предложил инвесторам вторую, еще более «длинную», серию этих инструментов со сроком обращения до сентября 2008 г., но с теми же условиями купонных выплат. Являясь самыми "длинными" облигациями на рынке, ОФЗ-АД вызвали повышенный интерес его участников, и всего за несколько месяцев активных продаж доля новых бумаг среди всех облигаций, находящихся в обращении, выросла почти до 20%. Аукционные доходности к погашению ОФЗ-АД также ощутимоо изменились: в мае-сентябре они оставались в интервале 17.3-17.8% годовых, на ноябрьском размещении облигаций первой серии упали до 14.6%, а в декабре по бумагам второй серии составили 13.9% (см. приложение I).[4]

Итоговая выручка Минфина от первичных продаж ГКО в 2002 г. составила 29.637 млрд. руб., ОФЗ-ФД - 31.26 млрд. руб., ОФЗ-АД - 18.36 млрд. руб., в сумме по всем видам бумаг - 79.257 млрд. руб. Общий объем аукционной эмиссии гособлигаций выразился значением 84.373 млрд. руб. по номиналу.[5]


  1. Практическая часть. Решение задач

Задача 1.

Определить текущую стоимость денег, будущая величина которых через 10 периодов оценивается в 2000 ден.ед. Ставка дисконтирования – 3% за период.

Дано:

FV=2 000 ден.ед.

i=3%

n=10

Решение:

PV=

PV=ден.ед.

Ответ: 1 488 ден.ед.

Задача 2.

Облигации государственного займа номиналом 15,0 тыс. ден.ед. со сроком обращения девять месяцев продаются в день выпуска по цене 7,0 тыс. ден.ед., а через 30 дней 8,2 тыс. ден.ед. Определить доходность облигаций к погашению и текущую доходность.

Дано:

FV=15 тыс. ден.ед.

PV=7 тыс. ден.ед.

t=9 мес.

Y=12 мес.

=?

Решение:

i=

i==152,4%

Ответ: 152,4 %;205,7%

Дано:

FV=8,2 тыс. ден.ед.

PV=7 тыс.ден.ед.

t=30 дней

Y=360 дней

=?

Решение:

i=

i==205,7%

Заключение

Эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и преумножать их сбережения.

Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения. Рынок ценных бумаг, являясь одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств.

Несмотря на многие проблемы, с которыми столкнулся в настоящее время российский фондовый рынок, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок, который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий, быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур, привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.

Библиография

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: КОДЕКС, 2011
  2. Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2010 г. -832 с.
  3. Ценные бумаги: Учебник /под ред. В.И. Колесникова, В. С. Торкановского.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2009.-448с.:ил.
  4. Основы биржевой деятельности./ Э. Н. Кроливецкий, Л. Н. Бабкина, А. Д. Евменов.- учебное пособие.- Санкт-Петербург: изд. СПИКиТ. – 2010 48С.
  5. http://www.rcb.ru/rcb/2008-13/13983/
  6. http://financial-helper.ru/rynki/finansovyj-rynok/funkciya-i-struktura-rynka-cennyx-bumag.html


Приложение I

Таблица 1

Результаты аукционов по ГКО/ОФЗ в 2002 г.

№ выпуска

Дата

Объем выпуска, млрд. руб.

Выручка, млрд. руб.

Цена продаж, % от номинала

Доходность к погашению, % годовых

аукциона

погашения

минимальная (цена отсечения)

средневзвешенная

по цене отсечения

по средневзвешенной цене

21157

30.01.02

07.08.02

4

2.817

93.24

93.38

14.00

13.69

27017

06.02.02

04.08.04

7

2.291

96.19

96.62

15.60

15.36

29003*

06.02.02

30.03.16

4.819897

0.266

99.62

99.66

14.15

13.81

29004*

06.02.02

10.05.17

4.819896

0.150

99.40

99.42

14.27

14.17

21158

20.02.02

21.08.02

6

4.189

93.37

93.52

14.24

13.90

21159

13.03.02

06.11.02

6

3.779

90.82

90.87

15.50

15.22

27018

20.03.02

14.09.05

9

1.867

89.45

90.56

18.43

17.90

27014

03.04.02

15.12.04

5

1.586

91.74

91.97

17.50

17.37

27015

03.04.02

04.02.04

5

2.274

94.27

94.51

17.40

17.22

45001

22.05.02

15.11.06

10

2.326

89.41

89.62

17.50

17.41

21160

22.05.02

20.11.02

5

1.907

93.29

93.30

14.42

14.40

45001

05.06.02

15.11.06

5

2.440

89.62

89.79

17.40

17.32

27013

05.06.02

02.06.04

5

3.847

95.44

95.61

16.15

16.03

27013

17.07.02

02.06.04

5

3.230

96.34

96.53

15.54

15.40

21161

17.07.02

05.03.03

4

3.439

92.10

92.12

13.55

13.52

27017

07.08.02

04.08.04

5

2.197

95.90

96.12

15.52

15.38

45001

21.08.02

15.11.06

4

0.731

89.69

89.86

17.34

17.26

21161

21.08.02

05.03.03

5

2.721

93.26

93.29

13.45

13.40

21162

04.09.02

02.04.03

4

3.258

92.69

92.79

13.70

13.52

46001

18.09.02

10.09.08

7

1.165

82.49

83.08

18.01

17.79

27018

18.09.02

14.09.05

5

3.710

94.51

94.85

15.95

15.79

27021

09.10.02

20.04.05

6

5.116

97.04

97.27

15.25

15.13

45001

09.10.02

15.11.06

7

3.331

90.60

90.66

16.87

16.84

21163

23.10.02

23.04.03

4

3.258

93.65

93.75

13.60

13.38

27015

06.11.02

04.02.04

6

5.142

98.15

98.32

14.35

14.18

21164

20.11.02

07.05.03

5

1.675

94.42

94.44

12.84

12.79

45001

20.11.02

15.11.06

6

3.792

95.28

95.35

14.64

14.61

26197*

28.11.02

05.10.12

8

1.360

99.61

99.62

10.99

10.95

21165

04.12.02

23.07.03

5

2.593

92.34

92.44

13.10

12.92

26198*

11.12.02

02.11.12

20

0.450

99.60

99.63

10.96

10.55

46001

18.12.02

10.09.08

7

4.574

93.39

93.76

13.99

13.87

* - Облигации из портфеля Банка России; доходности - к дате их обратного выкупа

Рынок ценных бумаг