Полоролевые особенности детских страхов

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Детские страхи и способы их коррекции…………………….………5

1.1. Понятие о детских страхах…………………………………………..……..5

1.2. Профилактика и коррекция детских страхов……………………..……..8

Глава 2. Полоролевые особенности детских страхов…………………….…..13

Заключение……………………………………………………………….………22

Список литературы…………………………………………………………........23

ВВЕДЕНИЕ

Психическому состоянию детей свойственны обостренная восприимчивость, ранимость, неспособность к противостоянию неблагоприятному воздействию. Основой множества детских страхов являются неправильные семейные отношения, присутствие попустительства, непоследовательности в процессе воспитания, отрицательного либо очень требовательного отношения к детям, это отношение и является породителем в ребенке чувств тревоги и может привести к формированию у него враждебности ко всему окружающему [12, с. 134-135].

Важное место в современной психологии занимает изучение полоролевых аспектов тревоги и страха. Оказывается, что интенсивность переживания тревоги и страха, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Слишком большое количество страхов у мальчиков и у девочек может указывать на развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устранения, наряду с более критичным подходом к своим отношениям с детьми, собственным страхам и тревогам. Чем старше становятся дети, тем ярче определяется тип «мальчиковой» или «девочковой» тревожности [7, с. 138].

В настоящее время диагностика и коррекция детских страхов приобрела, очень важную роль в психологии, так страхи в современном мире имеют очень широкое распространение среди детей. Соответственно, необходим комплексный подход для решения проблем, связанных с коррекцией страхов у детей, главным здесь является привлечение к этой проблеме родителей такого ребенка. Необходимо ознакомлять родителей с результатами исследования в допустимой форме, направлять родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам [17, с. 99-100]

Объект работы: страхи у детей как психолого-педагогическое явление.

Предмет работы: полоролевые особенности детских страхов.

Цель работы: изучение полоролевых особенностей страхов у детей.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие о детских страхах.

2. Изучить профилактику и способы коррекции детских страхов.

3. Проанализировать полоролевые особенности детских страхов.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование.

Теоретическая база исследования. Теоретической базой исследования послужили работы Божович Л.И, Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Запорожца А.В., Петровской Л.А., Мухиной В.С., Спиваковской А.С., Ушинского К.Д., Лидерса А.Г., Изарда К., Фрейда З., Адлера А., Хорни К., Перлза Ф., Фромма Э., Уотсона Д., Салливана Г. и многих других.

Структура работы. Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ДЕТСКИЕ СТРАХИ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

1.1. Понятие о детских страхах

В современном мире на ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных затормозить развитие потенциальных возможностей личности. Одним из таких факторов является страх. Большое внимание проблеме страха уделяется в школе, так как наблюдается увеличение стрессовых ситуаций в образовательном процессе, отмечается рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью [1, с. 12].

Согласно определению, которое дают педагогические словари, страх - это эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу [3, с. 27]. А психологический словарь дает следующее определение страху: страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека; входит в число базальных эмоций [4, с. 91].

С момента возникновения жизни существа стали временами переживать страх, и наилучшим средством избавления от него стало бегство из положения, которое содержало угрозу. В прошлом реакция на страх бегством в большинстве случаев была эффективным средством, и вследствие этого она передается по наследству, как инстинкт самосохранения [11, с. 61].

Под влиянием страха возникают виды поведения, которые в прошлом от него избавляли. Избавление от страха является сильным эмоциональным подкреплением тех видов поведения, с которыми это избавление сочетается. В природе бегство приобретает простые формы: непосредственно бегство, оцепенение, стремление стать незаметным [8, с. 94].

Применительно к людям избавление от страдания путем физического, внешнего бегства большей частью невозможно. Человек вынужден оставаться в ситуации. В этом случае происходит внутренний уход из нее, который может быть реализован путем отказа участвовать в каких-то делах, путем неприятия результатов, отказа проявлять активность. В некоторых случаях этот уход состоит в следующем:

1) в увлечении каким-либо занятием, что способствует уходу из реальной ситуации;

2) в перцептивной защите, когда в процессе непроизвольного внутреннего торможения замедляется процесс восприятия объектов, которые вызывают тревогу. В смягченных формах такая защита проявляется в склонности не думать о вещах, связанных с неприятностями; но это в некоторых случаях может привести даже к невротической глухоте, слепоте или к выключению чувствительности кожи;

3) в оцепенении, которое оказывается эффективным не только в смысле безопасности, но и в смысле экономии энергии: это проще, чем бежать. Поэтому возможна реакция на угрозу оцепенением, когда человек прекращает любое действие, впадает в апатию и ничего не хочет делать;

4) в идентификации, когда в состоянии угрозы человек может менять свое поведение так, чтобы оно походило на поведение тех людей, на которых угроза не распространяется [21, с. 78-79].

Страх можно квалифицировать как состояние ожидания неблагополучия, то есть порождающее у организма избегающее поведение или поведение избавления. Следовательно, педагогическая задача состоит в том, чтобы в будущем сходная ситуация, вызывавшая в прошлом эмоцию страха, вызывала иную, менее патологичную эмоцию и, как следствие, иное поведение. Научиться по-новому, чувствовать или думать обозначает не что иное, как научиться новым видам эмоционального и умственного поведения [24, с. 115].

Функционально страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. Так же страх можно рассматривать как одно из средств познания действительности, ведущее к более избирательному отношению к окружающему миру. Он выполняет определенную социализирующую и оберегающую роль в процессе формирования личности [6, с. 80].

В самом общем виде страх условно классифицируют на ситуационный (возникающий в необычных ситуациях) и личностно обусловленный (предопределяемый характером человека, тревожной мнительностью) [9, с. 44-45].

Страх бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Принято выделять также возрастные страхи, появление которых чаще всего совпадает с определенными изменениями в жизни ребенка, другими словами, возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка [5, с. 103].

Одним из немаловажных условий для такого или другого действия страха является общее состояние здоровья. Слабосилие физическое является благодатной почвой для развития страха. Другой причиной для возникновения детских страхов являются некоторые личные качества характера, в частности, неумение сдерживать себя, управлять собой, мягкость, впечатлительность [16, с. 67].

Кроме внутренних причин, в возникновении страхов большую роль играют внешние - социальные факторы. В частности, неблагополучная адаптация детей в новом коллективе. Не последнюю роль в возникновении страхов играют семейная обстановка и поведение родителей как дома, так и за его пределами [13, с. 140].

В детском возрасте проявляются следующие виды страхов:

- страх социального несоответствия (ведущий страх в данном возрасте - страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают);

- страх смерти;

- страх перед одноклассниками;

- страх творчества;

- страх быть униженным;

- страх получить «плохую» оценку, не соответствовать предъявленным к нему требованиям;

- страх животных;

- страх стихии. [7, с. 67].

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценные страхи. К навязчивым страхам относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. [2, с. 40].

Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь [8, с. 89].

1.2. Профилактика и коррекция детских страхов

Проводить профилактику страхов у детей необходимо комплексно, включая в процесс детей и их родителей, а также работников дошкольного и школьного учреждений [2, с. 66].

О.В. Масляная выделяет две основные задачи психопрофилактических мер по проблеме детских страхов:

- Это, во-первых, профилактика появления сильно выраженных страхов и их большого количества, профилактика закрепления возрастных страхов.

- Во-вторых, профилактика неблагоприятной динамики уже имеющихся страхов, включающая проведение коррекционных мер, то есть профилактика появления интенсивных и стойких страхов, страхов иррационального характера (рис.1) [3, с. 50-51].

Рис.1. Основные задачи психопрофилактических мер по проблеме детских страхов.

О.В. Масляная, предлагая осуществлять с детьми комплексный подход в применении психопрофилактических мер, выделила его аспекты (рис. 2) [10, с. 30].

Рис.2. Аспекты психопрофилактических мер по проблеме детских страхов.

Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Поэтому основными задачами работы по профилактике страхов у детей являются:

1. Познакомиться с детьми и установить эмоциональный контакт.

2. Провести обследование детей и оценить полученные результаты: выявить наличие или отсутствие страхов у детей, их количество и интенсивность проявления, выделить группы риска.

3. Провести профилактико-коррекционную работу с детьми.

4. Провести повторную диагностику со всеми детьми.

5. Оценить результаты проведенной повторной диагностики и сравнить их с данными первоначальной диагностики [23, с. 59].

К проведению профилактических мер должны привлекаться работники детского сада, школы; используемые ими формы работы, включающие профилактико-коррекционные элементы, преимущественно групповые: занятия, физкультурный праздник, музыкальное развлечение. Методы и приемы профилактики детских страхов: психологическое просвещение (беседы и дидактические игры), игровая терапия, поведенческая игротерапия, психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, арт-терапия, упражнения (на снятие психомышечного напряжения и дыхательное) [16, с. 170-171].

П.Ф. Каптерев главную роль в уменьшении детских страхов и силы их воздействия на ребенка отводит взрослым. Особое значение имеет семейное влияние (близких взрослых). Обобщая рекомендации различных авторов по проблеме страхов, можно выделить следующие взаимосвязанные аспекты «семейной» профилактики страхов детей: эмоционально-волевой, когнитивный, психогигиенический (рис. 3) [12, с. 34].

Рис.3. Аспекты профилактики детских страхов в семье.

Важным моментом является эмоциональная поддержка ребенка в семье: принятие, признание личностной и человеческой ценности независимо от того, какими качествами обладает ребенок. Б. Рассел в книге «О воспитании» писал, что ребенок, выросший в атмосфере добра и мудрости, станет в будущем искренним и бесстрашным. И наоборот, по мнению В.Н. Белкиной, «величайший страх испытывают дети, когда им кажется, что родители их не любят» [25, с. 51].

Следует упражнять детей в самообладании, воспитывать смелость и решительность, волю. Родителям нужно разговаривать с детьми о страхах, при необходимости объяснять причины тех или иных событий. Только так ребенок сможет обрести силу, достаточную для взаимодействия с окружающим миром. Целесообразно использовать предупредительную информацию. Недаром сомалийская пословица гласит: «Удар, о котором ты знаешь заранее, не страшен». «Причина страха - неизвестность», - утверждал римский историк Ливий Тит [13, с. 69].

Развитие физической силы: обильное питание, гигиеническая обстановка в соединении с правильным образом жизни, ежедневные прогулки и упражнения на свежем воздухе и, по возможности, физический труд - все это укрепляет и физически и психически. Всем известна фраза: «В здоровом теле здоровый дух». Кроме того важна правильная организация труда и отдыха ребенка. Если день его может быть наполнен движением, играми, радостью, новыми, но не чрезмерными впечатлениями, то и сон будет приятным и легким. Следует укладывать ребенка в одно и то же время, не слишком рано или слишком поздно, иначе у него нарушится естественный биоритм сна.

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи [23, с. 116].

Перечислим некоторых из них: коррекция посредством сказкотерапии и куклотерапии; рисование, фантазирование, арттерапия, улучшение детско-родительских отношений [8, с. 15].

Коррекция посредством рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами [10, с. 115].

Коррекция посредством игротерапии. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств [1, с. 120].

Коррекция посредством сказкотерапии. Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами [22, с. 34].

Коррекция посредством куклотерапии. Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом [11, с. 109].

Коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений. Работа совместно с семьёй ребёнка позволяет устранить страхи, создать условия для раскрытия личности малыша, создать ему возможности проявить себя, свои чувства и эмоции.[13, с. 40-41].

Коррекция посредством индивидуально-групповых занятий. Остановимся еще на одном интересном методе коррекции. Оригинальным методом психотерапии детей является драматическая психоэлевация[8, с. 25].

С детьми необходимо проводить философские беседы о ценности жизни; беседы о здоровом образе жизни как факторе долголетия; проводить профилактику вредных привычек. Для снижения страха смерти родителей нужно проводить нравственные беседы о том, что нужно заботиться о своих родственниках, помогать [10, с. 36-37].

Для профилактики архаических и магических страхов необходимо у школьников формировать научное мировоззрение. Если учащиеся смогут объяснить природные явления и как нужно себя вести во время природных аномалий, тогда данные страхи будут менее актуальными [19, с. 56].

Для устранения пространственных страхов можно порекомендовать конструирование макета города или дома, улицы; вычерчивание маршрута пути от дома до школы. На уроках и классных часах проводить тренинги общения с целью профилактики страха боязни одноклассников, а также проводить различные психотерапевтические упражнения для профилактики тревожности [1, с. 123].

ГЛАВА 2. ПОЛОРОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

По различным данным, распространенность тревоги и страха в популяции сильно варьируется и зависит от многих факторов. К этим факторам относятся социокультурные особенности среды, половые и возрастные особенности и др. Замечено, что интенсивность переживания тревоги и страха, уровень тревожности у мальчиков и девочек также различны. Итак, как же проявляются половые и возрастные особенности детей в их объяснениях причин собственной тревоги [2, с. 10].

Оказывается, что и сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. В 9-11 лет интенсивность переживаний у представителей обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается, хотя именно среди последних чаще встречаются серьезные нарушения в этой сфере [6, с. 45-46].

Различаются девочки и мальчики и тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Их волнует отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с близкими [19, с. 100].

Девочки тревожатся за родных и близких, опасаются доставить им неприятности, переживают об их здоровье, душевном состоянии. Для них характерны такие высказывания: «Мне было очень тревожно, когда бабушку увезли в больницу» или «Я всегда беспокоюсь, когда мама задерживается на работе». Даже: «Мне так страшно, когда мой Тоби (собака) выбегает на дорогу: вдруг его задавит машина, а он мне все равно как братик». Ведь и пес может быть близким и родным, не правда ли?

К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя: девочки боятся так называемых опасных людей - пьяниц, хулиганов, бандитов [8, с. 113].

Мальчики и девочки больше всего опасаются физической травмы («побьют», «глаза вышибет», «поломают руки-ноги» и т. д.). Но если для мальчиков физическая травма воспринимается как результат несчастного случая («попаду под машину», «в руках разорвется взрывчатка»), то для девочек главной причиной травмы являются действия этих самых «опасных людей» («нападут из-за угла», «начнет приставать») [22, с. 39].

Ведущими страхами в этом возрасте являются страх смерти родителей (практически у всех мальчиков к 15-летнему возрасту и всех девочек к 13-му году жизни) и страх войны (в 13 лет - у мальчиков и в 12 лет - у девочек). Оба страха тесно переплетаются между собой, поскольку война несет реальную угрозу смерти родителей. Это связано с тем, что у девочек более выражена аффективная сторона переживаний по поводу смерти. У мальчиков страх смерти проявляется в более интеллектуализированной форме и имеет тенденцию быть связанным с самооценкой [17, с. 78-79].

Другая группа выраженных и опять же взаимосвязанных страхов - это страхи собственной смерти (в 13 лет - у мальчиков и в 11 лет - у девочек), нападения (в 13 лет - у мальчиков и в 11 лет - у девочек), пожара (в 10 лет - у мальчиков, в 10 и 11 лет - у девочек).

У мальчиков в подростковом возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть, у девочек - страхи стихии и замкнутого пространства. Не достигают максимума в данном возрасте, но достаточно выражены у девочек страхи животных (в 14 лет), глубины (в 11 лет) и опоздания (в 10 и 11 лет) [23, с. 99].

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов, как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.

В 11-12 лет девочки часто опасаются всяких вымышленных страшилищ (мертвецов, чудищ), а также волнуются в ситуациях, традиционно тревожных для людей. Подобные ситуации - это темнота, гроза, пожар, высота - мы назвали архаическими, потому что они пугали еще наших далеких предков. В 15-16 лет острота таких переживаний снижается [25, с. 70].

То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом - «насилие». Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или «начальников» вне семьи: учителей, директора школы, милиционера [2, с. 67-68].

Если при проверках девочки боится не справиться с заданием, то мальчиков в таких ситуациях волнует лишь возможность грядущего наказания. Нами выявлены два варианта продолжения фразы «Мне страшно, когда меня вызывают к доске, потому что…».

Вариант первый (девочка): «Я боюсь растеряться и плохо ответить»; вариант второй (мальчик): «Вдруг получу ,,2", дома обязательно влетит». Видимо, жизненный опыт мальчиков к 15-16 годам не развил в них чувство личной ответственности за свои неудачи. Провал неприятен лишь тем, что за ним последует наказание [19, с. 40].

Тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

Так, девочки чаще называют причиной беспокойства собственные действия, слова, поступки, а тревожащим их последствием нередко оказывается чувства вины или стыда. Это говорит о возрастающей ответственности за себя, об упрочнении моральных норм [24, с. 60-61].

А вот мальчики пятнадцати - шестнадцати лет, к сожалению, часто связывают тревогу с внутренними причинами («мои ошибки», «мои угрызения совести»). Но и внешние причины (наказания, замечания, двойки) в этом возрасте утрачивают для них свою остроту: девятиклассники существенно реже, чем младшие подростки, опасаются взрослых - родителей или учителей. Наибольшего пика к 15 годам достигают межличностные и другие социальные страхи, такие как страх одиночества, страх сделать что-нибудь не так, некоторых людей, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх не справиться с порученным делом [20, с. 178].

Отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего в области межличностных (социальных) отношений.

Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения [13, с. 56-57].

В двенадцать лет у мальчиков меньше всего выражены как природные, так и социальные страхи и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти [10, с. 46].

Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего, у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности [3, с. 40].

Половые различия в проявлениях совладания страха в эмоционально напряженных ситуациях заключаются в следующем: исследователями Т. Вероффом, Б. Кулком, С. Доунованом (1981) было показано, что девочки и мальчики предпочитают разные стратегии совладания со страхами. Так, установлено, что мальчики либо ничего не предпринимают для выхода из создавшейся ситуации, зачастую не думая о поиске выхода из нее, либо предпочитают самостоятельно, не обращаясь за помощью к окружающим, прилагать усилия и выходить из положения, перебороть свой страх. Девочки прибегают к поиску поддержки [6, с. 57].

Э.Э. Стоун, Дж.М. Нил (1984) обнаружили, что мальчики чаще идут на прямое активное действие, а девочки предпочитают пассивную стратегию или поиск помощи в преодолении страхов [10, с. 111].

Существуют данные, свидетельствующие о том, что девочки хуже справляются со страхами, с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают страхи [17, с. 80].

Девочки в состоянии страха и подавленности, склонны думать о возможных причинах своего состояния, что зачастую приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает их уязвимость к воздействию стрессора. Мальчики, наоборот, более свойственно отгораживание от страхов, депрессивных эмоций, через концентрацию на посторонних проблемах

или через физическую активность для разрядки возникшего негативного напряжения [6, с. 56-57].

В монографии «Психологическая защита у детей» И.М. Никольская и

Р.М. Грановская пишут о том, что: «Половые и возрастные различия в своей

основе являются природными, наследственно обусловленными. Они заставляют мальчиков и девочек разного возраста развиваться по жестко заданной природной генетической программе.… если мужчину генетически должны

отличать стремление к самоутверждению, «борьбе и подвигам» - значит, он

должен быть сильным и независимым. И напротив, если генетической функцией женщины является сохранение и передача информации, то она должна зависеть от той информации, которой овладеют мужчины, и уметь взаимодействовать с окружением, чтобы не только получить эту информацию, но и передать ее своим детям и внукам» [23, с. 60].

Существует и другая точка зрения на эту проблему. Она связана с дискуссией о том, что является определяющим в реагировании на страх, - врожденное или приобретенное: «Типичные стили реагирования на страх вполне могут являться продуктом социализации, обучения в процессе жизни в соответствии с общественными ожиданиями[7, с. 90].

С.К. Нартова-Бочавер указывает на тот факт, что: «…практически во всех работах авторы подтверждают обусловленность способа психологического преодоления жизненных страхов полоролевыми стереотипами: девочки

(и фемининные мальчики) склонны, как правило, защищаться и разрешать

страхи эмоционально, а мальчики (и маскулинные девочки), напротив, инструментально, путем преобразования внешней ситуации» [7, с. 112].

Изучая различия в выборе способов совладающего со страхом поведения между мальчиками и девочками, необходимо учитывать и биологические, и социокультурные факторы: «…приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обоих групп факторов - биологического и социального порядка [3, с. 89].

В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Что касается возрастных особенностей в переживании страхов (но не в проявлении), то некоторые исследователи полагают, что возраст сам по себе не влияет на это, а причины, порождающие определенное переживание находятся и под влиянием возраста, и под влиянием психической зрелости личности [15, с. 97].

Коллектив авторов, изучавших особенности формирования копинг-поведения у подростков 11–12 лет установил, что ведущей для младших под-

ростков является стратегия поиска социальной поддержки. Г. Крайг пишет: «Подростки используют разнообразные формы совладающего поведения со страхами, чтобы справиться со страхами и стрессом повседневной жизни [19, с. 79].

Позитивные совладающие стратегии, такие как тщательное планирование и организация, установление приоритетов, обретение близкого друга или поверенного в сердечных делах могут содействовать облегчению умеренного страха и стресса. При сильном страхе возрастет использование более негативных защитных стратегий. В общем, как показали исследования, употребление наркотиков, отвлекающие и бунтарские реакции являются одними из основных способов совладания со страхом и стрессом у подростков. Все учащиеся указывают на алкоголь, курение и наркотики как на средства ослабления страха. Отвлекающие реакции включают в себя хождение по магазинам, горячую ванну или душ, прогулки с друзьями, сон, телевизор или еду. Эти занятия не являются прямым решением проблем, но отвлекают от них внимание [1, с. 56].

Основными причинами стресса и, следовательно, объектами совладания для детей являются страхи и тревога. Маленькому ребенку тяжело самостоятельно справляться с ними, поэтому ему необходимы помощь и поддержка взрослого. В противном случае, ребенок будет использовать только механизмы психологической защиты, что затруднит в дальнейшем овладение зрелыми стратегиями совладания. «Лучший способ помочь детям совладать с тревогой и страхом - снизить излишнее напряжение, с которым они должны справиться [16, с. 78].

K. Stansbury, M. Sigman (2000), анализируя ответы дошкольников (3-4 лет) в двух фрустрирующих ситуациях в контексте формирования сложных стратегий эмоциональной регуляции страха, выделили четыре типа реакций на фрустрацию: стратегии конформного, инструментального, деструктивного поведения и когнитивной переработки. Помимо этого, установлена значимая связь между типом стратегии, используемой родителем, чтобы помочь ребенку решить ситуацию со страхом, и типом стратегии используемой ребенком. Дети гораздо раньше, по мнению авторов, начинают использовать, чем осознавать различные стратегии эмоциональной регуляции страхов [21, с. 156-157].

Анализ особенностей совладания со страхами младших школьников выявил наиболее популярные и эффективные с их точки зрения способы поведения. Так, мальчиками чаще используются способы, касающиеся детских развлечений и «детской работы», также признание своей неправоты и расслабление; они чаще используют способы, связанные с вербальной и физической агрессией [23, с. 96].

Девочки предпочитают способы, связанные с установлением отношения привязанности, телесного контакта и доверительного отношения, отреагирование через горе и страдание, детские развлечения и расслабление [11, с. 45].

Е.Е. Данилова провела психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения детьми страхами, переходящими из младшей школы в среднюю, с точки зрения их конструктивности. Был зафиксирован способ поведения, отличающийся отсутствием каких-либо активных действий. Мальчики используют способы, помогающие им овладеть страхами и наилучшим образом реализовать в ситуации себя, девочки используют способы, уводящие их от страхов через переинтерпретацию ситуации [9, с. 81].

Переживания страхов имеют свои особенности, проявляющиеся у представителей разного пола. У девочек эмоциональная сфера, более дифференцированная и сложная, чем у мальчиков. Девочки более пугливы, чем мальчики, их страхи отличаются большей интенсивностью, длительностью и устойчивостью [4, с. 159].

Помимо биологических причин для различий в проявлениях страхов, существуют и социальные, выражающиеся в особенностях воспитания детей разного пола. Кроме того, существуют половые различия в переживании страхов. Во всех возрастных группах склонность к страху у девочек значительно больше, чем у мальчиков [6, с. 89].

Проявление эмоции страха в 12-13 лет у мальчиков и девочек уменьшается. Важную роль в переживании страхов играет тот факт, что эти эмоции постепенно обретают социальную окраску (так называемое социальное преобразование эмоциональных реакций по Ф. Гудинаф, 1931), поэтому и реагирование на ситуацию, вызывающую тот или иной страх с возрастом изменяется [8, с. 67].

Таким образом, содержание тревоги и страха девочек отличается от тревоги и страха мальчиков, причем, чем старше дети, тем значительнее эта разница.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под эмоциональным развитием детей понимается разнообразие их чувств. Ребенок радуется, плачет, испытывает чувства страха, печали, тревоги. Но разные дети имеют различную глубину, а также и интенсивность эмоциональных состояний [20, с. 50-51].

Полоролевые особенности имеют немаловажное значение в проявлении страхов у детей. Содержание тревоги и страха девочек отличается от тревоги и страха мальчиков, причем, чем старше дети, тем значительнее эта разница [12, с. 70-71].

Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми, их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки. Основной причиной тревоги девочек становится страх за родных и близких, опасения доставить им неприятности, переживания за их здоровье, душевное состояние. Чем старше становится ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги. Если маленьких детей беспокоят сверхъестественные чудовища, прорывающиеся к ним через порог подсознания, то подростков - ситуация, связанная с насилием, ожиданием, насмешками [11, с. 88].

Наличие жизненной нестабильности в наше время, многочисленных социальных проблем, издержек в воспитании ребенка, как в семьях, так и в детских садах и многих иных условий является причинами возникновения у современных детей дошкольного возраста комплекса невротических отклонений [7, с. 113-114].

Возможным является предупреждение формирования страхов у детей, при помощи продуманного социального, психолого-педагогического и медицинского мероприятия, имеющего психопрофилактический характер, а также расширяющего воздействие воспитателей на процесс эмоционального развития детей [9, с. 50].

Цель работы достигнута. Задачи работы решены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асеев В. Г. Возрастная психология. - М.: Издательство Академия, 1994. - 320 с.
  2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: Сфера, 2007. - 208 с.
  3. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2003. - С. 29-46.
  4. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Психология личности. - М.: Издательство Академия, 2009. - 304 с.
  5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1996.- 212 с.
  6. Выготский Л. С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
  7. Гуревич П. С. Психология и педагогика. - М.: Издательство Юнити-Дана, 2005.-320 с.
  8. Гуревич П. С. Психология. - М.: Издательство Юрайт, 2011.- 608 с.
  9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. - М.: Издательство Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
  10. Детская практическая психология./Под ред. Богдана Н. Н. -Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2003. - 216 с.
  11. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Издательство Деловая книга, 1995, - 346 с. 
  12. Кроль В. М. Психология и педагогика. - М.: Издательство Высшая школа, 2009. - 325 с.
  13. Куликова Т.А Дошкольная педагогика. М.: Издательство Академия, 2010. - 414 с.
  14. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательство Академия, 2000. - 456 с.
  15. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001. - 688 с.
  16. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. - 606 с.
  17. Немов Р.С. Психология. Книга 3. М: Издательство ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. - 640 с.
  18. Нуркова В.В. Психология.- М Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Издательство МГУ, 1988. – 225 с.
  19. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Издательство Просвещение, 1976. - 479 с.
  20. Обухова Л. Детская психология: Теории, факты, проблемы. - М.: Издательство Академия, 1995. - 360 с.
  21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство Питер, 2002. -720 с.
  22. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М.: Издательство Академия, 1997. - 306 с.
  23. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 1997. - 736 с.
  24. Холодная М. А. Общие вопросы психологии. - СПб.: Издательство Питер, 2002. - 272 с.
  25. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Издательство Просвещение , 1960. - 293 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Полоролевые особенности детских страхов