Конспект урока «Как человек приручил огонь?»


Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 28 с приоритетным направлением познавательно – речевого развития детей Московского района города Санкт – Петербурга.

Конспект урока

«Как человек приручил огонь?»

подготовила воспитатель

Евстигнеева Юлия Евгеньевна

г. Санкт – Петербург

2015г.

Цель:

- Расширять и уточнять знание детей о истории возникновения огня.

- Дать детям понятие, какой бывает огонь, как человек приручил огонь, как человек заставил работать огонь.

- Развивать речевую активность, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение.

- Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.

Материал:

- Иллюстрации к беседе первобытные люди, вулканов, грозы.

- Набор картинок с изображением плит, посуды.

- Бумага для рисования, цветные карандаши.

Предварительная работа:

- Беседа об огне.

- Чтение рассказов Е. Пермяка «От костра до котла»

Ход занятия:

Воспитатель. Давным-давно) когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днём людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашёлся среди богов один, пожалевший людей. Звали его Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принёс его людям. Рассердился за это на Прометея самый главный бог Зевс и велел приковать виновного к скале в горном ущелье. Долгие годы страдал в горах прикованный Прометей. По приказу Зевса его терзал огромный орёл, а цепи не позволяли узнику отогнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь Геракл, убив орла и разорвав цепи. А люди в благодарность за то добро, что принёс им Прометей, сложили о нём эту легенду.

- Как древние люди согревались?

Игра «Прошлое и современное»

Во время этой игры дети должны называть похожие по назначению предметы и объекты, которые заменили уста­ревшие.

Дети. От солнца.

Воспитатель. Какой бывает огонь?

Мир, который ты видишь вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце согревает нашу землю, - это огонь. «Огнедышащие горы» - вулкан, из которых время от времени выползает раскалённая лава, - это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молнии, сверкающие во время грозы, - это тоже огонь.

Огонь даёт тепло и свет всему живому на нашей планете. Посмотри, как на землю посеяли зерна; под лучами Солнца из них выросли хлебные колосья; из этого урожая испекли хлеб; потом ты съел кусочек хлеба. Выходит, что ты съел кусочек Солнца и к тебе, перешла часть его силы!

Вот почему в древности люди поклонялись Солнцу, считали огонь священным и почитали его наравне с водой, землёй и воздухом.

- Почему древни люди поклонялись огню?

Дети. Огонь даёт тепло всему живому на нашей земле.

Воспитатель. Как человек огонь приручил?

Кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два кусочка дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться и наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добывать своими руками! Не нужно дожидаться, когда молния зажжёт дерево или случится пожар в лесу.

Стали люди разные приспособления делать, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева руками крутить – получилось! Потом изобрели маленький лук для этой палочки – дело быстрее пошло. Наконец догадались из камней огонь извлекать: стукать камень об камень – выскочит искра. Упадёт она на сухой мох, вот и костёр готов. Это способ и сейчас живёт – в кремневых зажигалках.

Много лет назад изобрёл человек спички: удобно, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане приручённый огонь.

- Ребята, а как древний человек добывал огонь?

Дети. При помощи палочек, камня.

Пантомима «Покажи пословицу»

Из маленькой искры большой огонь бывает. От жара и камень треснет. С огнем не шути, обожжешься! Не подкладывай к огню соломы. Не хочу возле пламени ставать: может дунуть так, что обгоришь. Огонь не вода - охватит, не выплывешь. Огня огнем не затушишь, надо воды.

Воспитатель. Как человек огонь работать заставил?

- А в чём мама готовит еду?

Дети. В посуде

Воспитатель. Хорошей посуды у людей долго не было. Пищу готовили на плоских камнях, потом научились лепить горшки из глины. Только что это было за горшки? Чуть стукнешь по нему он и расколется. Стали готовые горшки после сушки на огне обжигать: они получались крепкими, звонкими. Через много-много лет люди научились делать красивые белые тарелки, чашки, вазы. Они хоть и не похожи на тёмный горшок, а тоже сделаны из глины, только белой. Ещё из обожженной глины стали делать кирпичи и строить большие дома. Даже книги когда-то писали на глиняных плитках, обжигали их для прочности на гоне и складывали в ящики. Каждая плитка это листок, а ящик - целая книга. Некоторые глиняные книги сохранились до наших дней, а веди им по пять-шесть тысяч лет. Из обыкновенного песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло, из камней добывать металлы: медь, олово, железо. Шли годы, а человек всё думал, где ещё можно заставить работать огонь? Думал-думал и придумал. Решил он подружить самых непримиримых врагов: воду и огонь, а потом использовать их силу. Сделал человек хитроумную машину и стал в ней огнём нагревать воду. Когда вода нагреется, из неё появиться пар. Вот этот могучий сын воды и огня и стал делать, а человека самую тяжелую работу: откачивал воду из шахты, поднимал грузы. А вскоре даже стал возить эти грузы и людей по железной дороге и по морю. Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах, тепловых электростанциях, в автомобилях и теплоходах, выводит в космос спутники Земли.

Воспитатель. Сейчас я загадаю вам загадку:

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины —

До завтра солнца не нужны.

(Газовая плита.)

Чтение рассказа Е. Пермяка «От костра до котла»

Упражнение «Опиши свою плиту»

Воспитатель предлагает описать по памяти все плиты, которые есть в доме, на даче (где стоит, форма, цвет, сколько конфорок...).

Выберете те картинки, на которых изображены различные пожароопасные ситуации. Воспитатель. Молодцы. Рефлексия. Воспитатель раздаёт различные игры по теме.

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность., СПб, «Детство - пресс», 2002 г.

2. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности., Москва, Дрофа, 1998 г

3.Попок Е. Л. Чтобы не было пожара, Москва, Просвещение, 1985 г.

4. Пидручная С. Огонь - наш друг, огонь - наш враг // Дошкольное воспитание №5, 2006г.

5. Шорыгина Т. А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет», М., Творческий центр, 2005 г.

6. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М., Книголюб, 2004 г.