Конспект урока «Как человек приручил огонь?»
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 28 с приоритетным направлением познавательно – речевого развития детей Московского района города Санкт – Петербурга.
Конспект урока
«Как человек приручил огонь?»
подготовила воспитатель
Евстигнеева Юлия Евгеньевна
г. Санкт – Петербург
2015г.
Цель:
- Расширять и уточнять знание детей о истории возникновения огня.
- Дать детям понятие, какой бывает огонь, как человек приручил огонь, как человек заставил работать огонь.
- Развивать речевую активность, поощрять стремление рассуждать, высказывать свое мнение.
- Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.
Материал:
- Иллюстрации к беседе первобытные люди, вулканов, грозы.
- Набор картинок с изображением плит, посуды.
- Бумага для рисования, цветные карандаши.
Предварительная работа:
- Беседа об огне.
- Чтение рассказов Е. Пермяка «От костра до котла»
Ход занятия:
Воспитатель. Давным-давно) когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днём людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашёлся среди богов один, пожалевший людей. Звали его Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принёс его людям. Рассердился за это на Прометея самый главный бог Зевс и велел приковать виновного к скале в горном ущелье. Долгие годы страдал в горах прикованный Прометей. По приказу Зевса его терзал огромный орёл, а цепи не позволяли узнику отогнать злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь Геракл, убив орла и разорвав цепи. А люди в благодарность за то добро, что принёс им Прометей, сложили о нём эту легенду.
- Как древние люди согревались?
Игра «Прошлое и современное»
Во время этой игры дети должны называть похожие по назначению предметы и объекты, которые заменили устаревшие.
Дети. От солнца.
Воспитатель. Какой бывает огонь?
Мир, который ты видишь вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце согревает нашу землю, - это огонь. «Огнедышащие горы» - вулкан, из которых время от времени выползает раскалённая лава, - это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молнии, сверкающие во время грозы, - это тоже огонь.
Огонь даёт тепло и свет всему живому на нашей планете. Посмотри, как на землю посеяли зерна; под лучами Солнца из них выросли хлебные колосья; из этого урожая испекли хлеб; потом ты съел кусочек хлеба. Выходит, что ты съел кусочек Солнца и к тебе, перешла часть его силы!
Вот почему в древности люди поклонялись Солнцу, считали огонь священным и почитали его наравне с водой, землёй и воздухом.
- Почему древни люди поклонялись огню?
Дети. Огонь даёт тепло всему живому на нашей земле.
Воспитатель. Как человек огонь приручил?
Кто-то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два кусочка дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться и наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добывать своими руками! Не нужно дожидаться, когда молния зажжёт дерево или случится пожар в лесу.
Стали люди разные приспособления делать, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева руками крутить – получилось! Потом изобрели маленький лук для этой палочки – дело быстрее пошло. Наконец догадались из камней огонь извлекать: стукать камень об камень – выскочит искра. Упадёт она на сухой мох, вот и костёр готов. Это способ и сейчас живёт – в кремневых зажигалках.
Много лет назад изобрёл человек спички: удобно, легкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане приручённый огонь.
- Ребята, а как древний человек добывал огонь?
Дети. При помощи палочек, камня.
Пантомима «Покажи пословицу»
Из маленькой искры большой огонь бывает. От жара и камень треснет. С огнем не шути, обожжешься! Не подкладывай к огню соломы. Не хочу возле пламени ставать: может дунуть так, что обгоришь. Огонь не вода - охватит, не выплывешь. Огня огнем не затушишь, надо воды.
Воспитатель. Как человек огонь работать заставил?
- А в чём мама готовит еду?
Дети. В посуде
Воспитатель. Хорошей посуды у людей долго не было. Пищу готовили на плоских камнях, потом научились лепить горшки из глины. Только что это было за горшки? Чуть стукнешь по нему он и расколется. Стали готовые горшки после сушки на огне обжигать: они получались крепкими, звонкими. Через много-много лет люди научились делать красивые белые тарелки, чашки, вазы. Они хоть и не похожи на тёмный горшок, а тоже сделаны из глины, только белой. Ещё из обожженной глины стали делать кирпичи и строить большие дома. Даже книги когда-то писали на глиняных плитках, обжигали их для прочности на гоне и складывали в ящики. Каждая плитка это листок, а ящик - целая книга. Некоторые глиняные книги сохранились до наших дней, а веди им по пять-шесть тысяч лет. Из обыкновенного песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло, из камней добывать металлы: медь, олово, железо. Шли годы, а человек всё думал, где ещё можно заставить работать огонь? Думал-думал и придумал. Решил он подружить самых непримиримых врагов: воду и огонь, а потом использовать их силу. Сделал человек хитроумную машину и стал в ней огнём нагревать воду. Когда вода нагреется, из неё появиться пар. Вот этот могучий сын воды и огня и стал делать, а человека самую тяжелую работу: откачивал воду из шахты, поднимал грузы. А вскоре даже стал возить эти грузы и людей по железной дороге и по морю. Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах, тепловых электростанциях, в автомобилях и теплоходах, выводит в космос спутники Земли.
Воспитатель. Сейчас я загадаю вам загадку:
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины —
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита.)
Чтение рассказа Е. Пермяка «От костра до котла»
Упражнение «Опиши свою плиту»
Воспитатель предлагает описать по памяти все плиты, которые есть в доме, на даче (где стоит, форма, цвет, сколько конфорок...).
Выберете те картинки, на которых изображены различные пожароопасные ситуации. Воспитатель. Молодцы. Рефлексия. Воспитатель раздаёт различные игры по теме.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность., СПб, «Детство - пресс», 2002 г.
2. Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности., Москва, Дрофа, 1998 г
3.Попок Е. Л. Чтобы не было пожара, Москва, Просвещение, 1985 г.
4. Пидручная С. Огонь - наш друг, огонь - наш враг // Дошкольное воспитание №5, 2006г.
5. Шорыгина Т. А. «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет», М., Творческий центр, 2005 г.
6. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М., Книголюб, 2004 г.