Причины, значение и цели инвестирования в рыночной экономике
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Причины, значение и цели инвестирования в рыночной экономике………….4
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Инвестирование - это вложение капитала, финансовых средств в программы и проекты, предпринимательство, ценные бумаги, от которых ожидается получение дохода превышающего затраты.
Инвестиции - важнейший и наиболее дефицитный экономический ресурс, использование которого способствует росту эффективности производства и конкурентоспособности предприятий, созданию новых рабочих мест, повышению занятости населения и уровня его благосостояния. Успешная деятельность предприятий в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития в значительной степени определяются уровнем инвестиционной активности и масштабами инвестиционной деятельности, расширении которой требует создания специальных условий, и в первую очередь увеличение объема инвестиций и повышения их эффективности.
Термин "инвестиции" в России стал широко использоваться в годы рыночных реформ. Наиболее распространенным, часто встречающимся является такое понятие инвестиций: это долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в объекты различной деятельности, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты инвестиционной сферы с целью получения экономического (прибыль) и социального эффектов. 1
ПРИЧИНЫ, ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В любой экономической системе инвестиции создают дополнительные условия для развития основного капитала, который, будучи специфической формой проявления результатов научно-технического прогресса, предопределяет возможность экономического развития.
Сложившаяся в российской экономике деформированная модель инвестирования характеризовалась обособленностью финансового и реального секторов экономики и неэффективной инвестиционной инфраструктурой как звеньев механизма трансформации сбережений в инвестиции.
Цель инвестирования заключается в поиске и определении такого способа вложения инвестиций, при котором обеспечивался бы требуемый уровень доходности и минимальный риск.
Важной составляющей инвестирования является максимальное увеличение вложенных средств. По абсолютным величинам трудно судить о степени выгодности альтернативных инвестиций, поэтому желательно использовать относительную величину - доходность.
Доходность определяется как отношение суммарного денежного потока от инвестиционного объекта к инвестиционным затратам. Суммарный денежный поток будет складываться из конечной цены (цены продажи инвестиции), начальной цены (цены покупки инвестиции), а также дохода, который получает инвестор в виде дивидендов при покупке акции или в виде процента, который получает инвестор, приобретая облигацию.
Другой составляющей является риск. В инвестиционной деятельности существует опасность денежных потерь. Вкладывая средства в тот или иной инвестиционный объект, инвестор может лишь с определенной долей уверенности прогнозировать будущую отдачу инвестиций. Инвестор прекрасно понимает, что ожидаемая им отдача инвестиций может существенно отличаться от фактической отдачи, которая будет наблюдаться по прошествии инвестиционного периода. Скажем, он приобретал акции в надежде на быстрый рост их цены, а на самом деле цена акций понизилась и соответственно изменилась доходность акции. Собственно, отсутствие у инвестора 100%-ой гарантии получения планируемого дохода от инвестиций и составляет основу риска инвестиционной деятельности.
Рыночные преобразования в России привели к пересмотру основных моделей инвестиционного процесса.
Теперь, кроме государства, в него включаются различные структуры: отечественные и зарубежные юридические и физические лица, которые могут выступать в качестве прямых или портфельных инвесторов, а также экономические субъекты, содействующие инвестированию - коммерческие банки, финансовые учреждения, поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы. 2
Новые условия хозяйствования изменили государственную инвестиционную политику, главной задачей которой становится формирование благоприятного инвестиционного климата для роста инвестиционной активности, оказание поддержки конкурентоспособным производствам, объектам инфраструктуры.
В государственной политике активизации источников инвестирования выделилось два направления.
Во-первых, оздоровление традиционных источников: собственные средства предприятий, амортизационные отчисления, бюджетные средства, целевые кредиты, средства внебюджетных фондов.
Второе направление связано с развитием новых источников: среднесрочные кредиты коммерческих банков, средства от эмиссии акций предприятий, средства пенсионных, страховых и других негосударственных фондов.
Складывание системы инвестиционного обеспечения на макро- и мезоуровне неразрывно связано с трансформацией российского экономического регионализма (с укреплением властной вертикали, переделом ресурсов и полномочий в пользу федерального центра, дальнейшей экспансией крупного бизнеса в регионы, ростом влияния транснациональных сетевых структур и др.) и сопровождается углублением асимметрии в субъектном, отраслевом и территориальном разрезе, усилением конкуренции за инвестиции, актуализирует поиск эффективных форм и механизмов инвестиционного обеспечения российской мезоэкономической периферии.
В децентрализации инвестиционного обеспечения наблюдалось расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов в использовании инвестиционных ресурсов, а также перераспределение части прав собственности на мезо - и микроуровне.
Началось формирование региональных инвестиционных ресурсов за счет прибыли предприятий и организаций, поступающей через налоги и взносы в местные бюджеты и внебюджетные фонды.
Развитие регионального обеспечения имело свои сложности: в одних регионах инвестиционные программы были приостановлены, в результате чего возросли объемы незавершенного строительства, другие оказались в тяжелом положении из-за концентрации в них фондоёмких и низкорентабельных отраслей, а третьи - нефтегазодобывающие регионы, пользуясь государственной поддержкой, сумели активизировать инвестиционный процесс и улучшить социально-экономическое положение.
Анализ источников финансирования позволяет выявить региональные особенности инвестиционного обеспечения и определить за счет чего в одних регионах инвестиционная ситуация сложилась более благополучно в отличие от других. Региональное инвестирование имеет два основных источника: собственные средства субъектов федерации (прибыль, амортизационные отчисления, внутрихозяйственные резервы, средства, выплачиваемые органами страхования) и привлеченные, которые в свою очередь могут быть бюджетными (РФ и региона) и внебюджетными.
К внебюджетным относятся: собственные средства предприятий, заемные, средства внебюджетных фондов, индивидуальных застройщиков, иностранные инвестиции, специфические средства.
В результате децентрализации источников финансирования в 1990-2003 гг. инвестиции в основной капитал сократились более чем в 4 раза. С 1996 по 1999 гг. в финансировании инвестиций России преобладает доля собственных средств предприятий, а удельный вес заемных и привлеченных средств снижается.
В составе привлеченных средств в 95 % регионов доминируют средства федерального бюджета. С 1998 г. ситуация изменилась: растёт число регионов с преобладанием привлеченных средств. Росло значение государственных целевых программ и национальных проектов.
В 2000-2008 гг. средства федерального бюджета преобладают в объёме привлечённых средств в 54-66 % регионов, причём объём средств региональных бюджетов постоянно снижается, а доля прочих привлечённых средств (средства от эмиссии акций предприятий, средства пенсионных, страховых и других негосударственных фондов) возрастает. Доля банковских кредитов в привлечённых средствах увеличивается и к 2008 г. они доминируют над бюджетными средствами в 15 регионах, в основном из Центрального округа. Всё это свидетельствует об укреплении внебюджетных источников инвестиционного обеспечения регионов.3
Экономика России, в том числе и за счёт зарубежных инвестиций, развивалась в направлении сырьевого придатка промышленно развитых стран, а её экономическая и финансовая системы стали сверхчувствительными к колебаниям и спекулятивным операциям на мировых фондовых рынках, что проявилось в период финансового кризиса в Юго-Восточной Азии и в России летом 1998 г.
В переходных экономиках необходимым условием роста инвестиций, как правило, выступает повышение нормы сбережений, например, в восточноевропейских странах главной проблемой активизации являлся поиск дополнительных ресурсов для инвестиций (через сокращение госрасходов, стимулирование корпоративных сбережений, рост экспорта), так как в этих странах норма сбережений на 4-5 процентных пункта была ниже нормы накопления.
Система инвестиционного обеспечения в России складывается из ограниченного единства источников и методов финансирования (бюджетный, кредитный, комбинированный и самофинансирование). Структурами, реализующими эти методы, являются различные субъекты рынка: инвестиционные фонды, коммерческие банки, бюджеты двух уровней, предприятия, иностранные инвесторы.
В условиях глобализации, которая активизировалась в России в процессе рыночных преобразований, происходит отрыв институтов инвестирования от расширенного воспроизводства основного капитала (реального сектора экономики).
Происходит качественный сдвиг в социально-экономической структуре капитала и собственности. Теперь приоритет принадлежит инвестициям, а значит финансовому капиталу, а не производительному.
Финансовый капитал как новый базис экономики поставил производительный потенциал в функциональную зависимость от объема и структуры стратегических инвестиций независимо от происхождения финансовых ресурсов (внутренние или внешние).
Инвестирование в России является сферой, которая переживает период становления. Основными крупными инвесторами на сегодняшний день являются иностранные компании. Наш сектор инвестирования страдает от низкого качества менеджмента, отсутствия конкретной методики работы, неразвитости законодательства, защищающего права инвестора. Но, несмотря на эти недостатки, институт инвестирования в России в последнее время стал зоной повышенного внимания и отечественных, и зарубежных инвесторов.
Самыми популярными зонами инвестирования в России традиционно остаются сферы нефте -, газо - и металлодобычи. Но в последнее время наблюдается тенденция интенсивного повышения роста интереса инвесторов к российской отрасли информационных технологий.
Важным является инвестирование предприятий. В развитии многих современных предприятий большое значение имеют инвестиции в производство, которые позволяют обновить техническое оборудование, установить современные устройства для производства той или иной продукции, а также выполнить реконструкцию всего предприятия в целом.
При этом приток капитала позволит предприятиям:
- значительно улучшить оснащение производства;
- использовать более современные технологии;
- повысить качество выпускаемой продукции
- создавать новые рынки сбыта.
Особое место занимает венчурное инвестирование предприятий, которое дает возможность развивать новые, наукоемкие производства. В этом случае инвесторы должны помнить о высокой степени риска таких вложений.
Целью инвестирования в предприятия является получение прибыли, при этом инвестирование предприятия может предусматривать несколько способов вложения капитала:
- приобретение всего предприятия в собственность;
- инвестирование средств в уставной капитал;
- покупка акций или других ценных бумаг;
- приобретение оборудования, лицензий, товарных знаков и другого имущества.
Верный путь развития предприятия является основой стратегического управления, для чего необходим четкий, выработанный механизм работы организации в нынешних экономических условиях. Факторы, влияющие на уровень политики инвестиционной организации, в первую очередь зависят от активности инвестиций в экономике нашей страны, это уровень инфляции и налогов, невысокая результативность инвестиционных вложений, а также увеличение инвестиционного риска.
Ключевыми основами политики инвестиционной предприятия является выявление размера, направление и организация инвестиций для более эффективного результата. Анализируя вид деятельности предприятия, можно увидеть два ярко выраженных вида инвестиционной политики - это капиталообразующие капитала в портфельные инвестиции, инвестиции и вкладывание. Оба направления политики имеют свои особенности проведения. Исходя из этого, для нормального функционирования политики инвестиционной организации, необходимы регулярные исследования в области внутренней и окружающей сферы предприятия, для определения потребностей, поиска и выработки инвестиционных перспектив.
В рамках развития финансовой экономики государство приобретает свойства одного из макросубъектов этой экономики.
Совместными усилиями они формируют рынок стратегических инвестиций, который создает посыл экономического роста, распространяющийся на все сферы и уровни рынка.
Рынок стратегических инвестиций становится функцией интенсификации процесса включения России в глобализацию.
От отраслевой и территориальной (региональной) структуры капитальных вложений зависит их экономическая эффективность. В развитии инвестиционной структуры в переходном периоде выделились следующие этапы.
Первый этап - «созидательной деструкции» - до финансового кризиса 1998 г. (сокращение инвестиционных расходов) - характеризовался интенсивной структурной ломкой: удельный вес производственной сферы в инвестициях упал с 56,7 до 40,5 %, но возросла доля транспорта и связи, торговли, сферы услуг, что было не типично для советского периода инвестиционного развития.
Второй этап - после 1998 г. в инвестиционной структуре резко возросла доля промышленности за счёт топливной составляющей, при падении обрабатывающих отраслей, а в 2001-2003 гг. заметно выросли темпы прироста инвестиций в машиностроении. Особенностью инвестиционного подъёма явился быстрый рост вложений в капитальный ремонт устаревшего оборудования.
Третий этап - с 2003 г. Распределение инвестиций по отраслям экономики изменилось: доля вложений в топливную и пищевую промышленность незначительно сократилась, в торговую и финансовую - стабилизировалась, а в транспортную - стабильно возрастала, что соответствует общемировым тенденциям. 4
Анализ инвестиционного обеспечения на мезоуровне включает отраслевой и региональный аспекты.
Последний очень важен для России по причине обширности территории, многообразия условий, а также отсутствия четкой региональной политики.
Вследствие этого в процессе рыночной трансформации наблюдалась дифференциация инвестиционного климата, усиливающая неравномерность регионального распределения отечественного и иностранного капитала.
За годы реформ России не удалось привлечь ни ожидавшихся объемов, ни обеспечить надлежащее "качество" иностранного капитала. В целом объем прямых иностранных инвестиций в российской экономике был незначительным и характеризовался неустойчивой динамикой, так как в отношениях с другими странами
Россия опиралась на недостаточные конкурентные преимущества (в основном на природные ресурсы).
По оценкам ЮНКТАД Россия отнесена к группе стран с высоким потенциалом привлечения ПИИ и их низким притоком. Стране пока не удалось превратить приток ПИИ в действенный фактор активизации инвестиционного процесса. Она отстает от среднемирового уровня, и от ряда «возникающих рынков» по доле накопленных ПИИ в ВВП.
Базовую основу процесса глобализации составляют торгово-экономическая и финансовая интеграции. Это отразилось и на видах зарубежных поступлений в Россию: с конца 90-х гг. большую долю в иностранных вложениях занимают прочие инвестиции, причём за счёт торговых и прочих кредитов.
В распределении ПИИ просматривается мезоэкономический аспект.
Так, в Приморском крае почти две трети накопленных ПИИ осуществляются фирмами из Японии, Республики Кореи, США и КНР. В 1998 г. Россия стала полноправным членом АТЭС, членом которой являются ещё 20 государств (авангард составляют США, Канада, Япония; НИС: Индонезия, Таиланд, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, а также Китай). Этому способствует и взаимодополняемость экономик: регион АТЭС богат сырьём и необходимыми России источниками капитала и современных технологий. Россия включается в интеграционные процессы благодаря своим ресурсам, технологии, морскому торговому и рыболовному флоту, телекоммуникациям и рекреационному потенциалу. А территориальная близость стран региона и дальневосточных регионов России способствует хозяйственному партнёрству, в частности, за счёт экономии на транспортных издержках.
Территориальное распределение иностранных инвестиций во многом определяется: 1) сравнительными преимуществами регионов, их оснащенностью традиционными базовыми факторами производства (обильные природные ресурсы, дешевая квалифицированная рабочая сила, концентрация использующих их отраслей); 2) конкурентными преимуществами регионов (научно-технический и инфраструктурный потенциал, развитость рыночных институтов).
Для иностранных инвесторов из отдалённых государств решающим фактором является экономическое лидерство и инфраструктурная обустроенность территории г. Москвы и области. В Московской области расположено много научно-производственных комплексов и опытно-экспериментальных производств. Здесь самая высокая в России концентрация «наукоградов».
Поэтому территориальное размещение ПИИ отличалось их сосредоточенностью (почти 80 %) в Центральном округе, Санкт-Петербурге, Свердловской и Тюменской областях. Анализ обеспеченности иностранными инвестициями показал, что иностранных инвесторов привлекают крупные промышленные и ресурсодобывающие регионы, а также высокая диверсифицированность их промышленности.
Для территориально близких государств эффект соседства позволяет экономить на транспортных издержках (сборка из иностранных комплектующих), информировать потенциальных инвесторов-участников внешней торговли на приграничных территориях, а также координировать и управлять из головного предприятия.
Поэтому первые инвестиции ТНК из соседних стран размещаются уже в крупных городах приграничных регионов, а не в г. Москве: в Псковской области преобладают ПИИ из Эстонии и Латвии, в Карелии - из Финляндии, а шведские, датские, голландские и британские инвесторы предпочитают Северо-Западный ФО. Что требует развитой производственной и транспортной инфраструктуры.
В 90-е гг. в мире произошли серьёзные изменения в области производственной инфраструктуры.
Новый этап в развитии инфраструктуры требовал гигантских инвестиций (4-6 % ВВП), источником которых всё больше становился частный капитал, при сохранении позиций государства. Именно этот аспект требует в России дифференциации финансовых поощрений по регионам и развития государственных инфраструктурных инвестиций. Государственная поддержка инфраструктуры, её инвестирование ведёт за собой частные инвестиции.
Межрегиональные различия в поступлении ПИИ связаны с закономерностями при выборе первых мест размещения предприятий и дальнейших направлений диффузии зарубежного капитала. Региональные стратегии почти всех инвесторов из стран ЕС описываются схемами иерархически-волновой диффузии (кроме проектов по добыче сырья), которая приводит к постепенному снижению территориальной концентрации иностранного бизнеса в России.
Анализ специфики освоения зарубежными фирмами российского рынка, показал, что сдвиги в инвестиционных связях России и ЕС определяются не только изменениями инвестиционного климата в регионах и стране в целом, но и действием общих закономерностей пространственной диффузии иностранных капиталовложений: растёт число регионов-объектов ПИИ, усложняется отраслевая структура ПИИ, появляются новые формы инвестиционного взаимодействия.
Таким образом, современная система инвестиционного обеспечения российских регионов характеризуется неустойчивостью протекающих в ней процессов, сочетанием элементов старой и новой модели, что принципиально отличает ее от стационарных региональных экономик. 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Основными задачами, которых является стимулирование развития экономики и обеспечение устойчивого экономического роста.
Постоянное инвестирование в наивысшей степени способствует поддержанию стабильного развития экономики как каждого инвестируемого предприятия или организации в отдельности, так и всего государства в целом.
Тем самым инвестиции гарантируют постоянное и стремительное развитие организаций в долгосрочной перспективе, повышение рентабельности и конкурентоспособности их продукции на рынке, что в свою очередь обеспечивает создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы, повышение благосостояния населения и улучшение его жизненного уровня.
Развитие экономики всего государства гарантирует решение таких проблем, как проблемы экологии, здравоохранения, развития системы образования и других.
В сегодняшней тяжелой мировой экономической ситуации многие организации и частные инвесторы боятся инвестировать капитал в различные проекты, чем тормозят налаживание стабильности и развитие экономики. 6
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гребнев Л. С. Экономика. - М.: Издательство «Логос». - 2010. - 408 с.
- Дружинин А.Г., Джурбина Е. Региональная парадигма экономического развития: фактор межбюджетных трансфертов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005. - С. 14-50.
- Евстигнеева Л.П. Экономический рост: либеральная альтернатива. Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. РАН. - М.: Наука, 2005. - 482 с.
- ЕС и Россия: от прямых капиталовложений к инвестиционному сотрудничеству / Отв. ред. А.В. Кузнецов. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - М.: Наука, 2008. - С. 47-49.
- Корчагин Ю. А. Современная экономика России. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». - 2008. - 672 с.
- Родимкина А.М. Россия. Экономика и общество. - С-Пб.: Издательство «Златоуст». - 2007. - 160 с.
1 Родимкина А.М. Россия. Экономика и общество. - С-Пб.: Издательство «Златоуст». - 2007. - 160 с.
2 Корчагин Ю. А. Современная экономика России. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». - 2008. - 672 с.
3 ЕС и Россия: от прямых капиталовложений к инвестиционному сотрудничеству / Отв. ред. А.В. Кузнецов. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - М.: Наука, 2008. - С. 47-49.
4 Евстигнеева Л.П. Экономический рост: либеральная альтернатива. Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. РАН. - М.: Наука, 2005. - 482 с.
5 Дружинин А.Г., Джурбина Е. Региональная парадигма экономического развития: фактор межбюджетных трансфертов. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2005. - С. 14-50.
6 Гребнев Л. С. Экономика. - М.: Издательство «Логос». - 2010. - 408 с.
PAGE \* MERGEFORMAT 3
Причины, значение и цели инвестирования в рыночной экономике