Отрицательные параметры влияния Информационных Технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Социализация молодежи и информационные технологии…………………..6

2. Положительные параметры влияния Информационных Технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи…………………………….8

2.1. Факторные параметры образования…………………………………8

  1. Возможности для общения…………………………………………9
  2. Возможности для познания мира…………………………………10
  3. Возможности для работы………………………………………….10
  4. Возможности для времяпровождения…………………………….11

3. Отрицательные параметры влияния Информационных Технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи………...…………………14

.1. Воздействие социальных сетей на процесс социализации молодых людей………………….………………………………………………………….14

3.2. Деструктивное воздействие информационных технологий……….15

3.3. Мошенничество в сети…………………………...………………….15

  1. Вред для здоровья………………………………………………….16

3.5. Новые технологии как причина несамостоятельности молодого поколения…………………………………………………………………….17

  1. Интернет - зависимость……………………………………………17

Заключение………………………………………………………………..19

Список использованных источников……………………………………21

Введение

В настоящее время социализации молодежи уделяется большое внимание, по причине глобального реформирования всех сфер общества. Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».  Для начала стоит разобраться с понятием социализации, ее составляющими и факторами, на нее влияющими.

Социализация - это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности.[1] Цель процесса социализации - вхождение человека в общество, поэтому социализация является стихийным и направленным процессом одновременно. Человек не станет полноценной личностью, не пройдя процесс социализации, потому что не приобретет определенных социальных качеств. Исходя из определения, можно заключить, что составляющими параметрами социализации являются:

  • Усвоение человеком системы духовных, психических и физических идеалов;
  • Формирование духовных, психических и физических ценностей;
  • Формирование духовных, психических и физических потребностей;
  • Формирование отношений индивида к социальной и физической среде;
  • Формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, моделей поведения человека;
  • Приобретение навыков поведения.

Обстоятельства и условия, побуждающие человека к активному действию, иначе называются факторами социализации. Все факторы подразделяются на 3 большие группы:[2]

  1. Макрофакторы. Это, прежде всего общество, государство и его социальные институты, средства массовой информации.
  2. Мезофакторы. К ним можно отнести те факторы, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит, местные СМИ, предприятия, учебные заведения, учреждение, в котором личность работает или учиться.
  3. Микрофакторы. Непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, структуры, непосредственно взаимодействующие с человеком.

Меняющаяся среда жизнедеятельности человека оказывает сильное влияние на формирование новых параметров образования. В системе факторов, оказывающих влияние   на формирование личности в процессе социализации сегодня активно формируется  инновационный вид - информационные технологии.  

Эра информационных технологий неумолимо набирает обороты. Могли ли мы еще пять лет назад представить себе все то, что будет происходить сейчас. А сколько еще предстоит открыть и изобрести пытливому уму человека, остается только догадываться.

Темпы технологического развития ускоряются с каждым годом. Компьютер, интернет и другие информационные технологии позволяют человеку, не выходя из дома, общаться с друзьями, обучаться, работать, путешествовать. Персональные компьютеры становятся все компактнее, что позволяет человеку не расставаться с ними, где бы он ни был. Уже изобретены поистине гигантские хранилища памяти, вместимость которых измеряется петабайтами. Особенно информационные технологии коснулись, а если точнее стали неотъемлемой частью жизни молодежи, которая теперь именуется «поколением Google». И неудивительно, ведь сегодня на любой вопрос своего чада родителям легче всего ответить: «Посмотри в интернете».

Однако, казалось бы, исключительно позитивные передовые технологии имеют и обратную сторону. Лишь малая часть молодого поколения задумывается о том, как правильно пользоваться плодами научно-технического прогресса. Остальные же молодые люди под воздействием информационных благ растут равнодушными, малоактивными и несамостоятельными. Об этом и стоит задуматься.

В данном исследовании будет рассмотрены компоненты, влияющие на становление молодого поколения под воздействием новейших информационных технологий.


1. Социализация молодежи и информационные технологии.

Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся на свет после 1993 года, с детства приобщаются к инновационным технологиям и владеют совсем иным подходом к информации. Термин "поколение Google" появился на свет для идентификации пользователей, за плечами которых нет опыта досетевого существования.[4]

И действительно, информационные технологии способствовали появлению новых форм становления молодого человека. Существует даже особая классификация молодежной группы по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему образу жизни.

Согласно такой классификации, все молодые люди делятся на: «продвинутых», «умников», «реальных пацанов», «новых бедных» и «массу».[5]

Две группы нового поколения, в сумме составляющие чуть больше четверти молодежи (29%), можно отнести к самой передовой ее части.

«Умники» - группа, обладающая большим объемом ресурсов, как реальных, так и потенциальных. Они явно руководствуются современными модернистскими ценностями. Группа состоит преимущественно из взрослеющей молодежи. Во многом именно из-за возраста представители этой группы наиболее ресурсоемки. Группа активно осваивает новые технологии, отличается обильным потреблением, которое носит обдуманный, рациональный характер.

Сегмент, называющийся «продвинутые» объединяет в себе более юную молодежь, определенно относящуюся к цифровому поколению. Это «поколение Интернета», социальных сетей. Пока еще не обладает большим объемом ресурсов, но с большой долей вероятности с течением времени будет вносить в информационное пространство новые элементы, ценности, тренды. Это те, у кого еще есть время побыть молодыми и беззаботными. Отличается очень активным культурным потреблением, спонтанными покупками. Тем не менее, пока еще контролируются родителями.

Примерно один из десяти представителей нового поколения относится к группе «реальных пацанов», в которой объединены молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое. В вышеупомянутые традиционные ценности вливаются современные тренды и новые веяния.

Самый большой сегмент - «масса» около 40% молодежи состоит из самой обычной молодежи. Это инертное большинство, характеризующееся отсутствием четких ценностных позиций. Это группа тех, кто не имеет устоявшегося мнения, но активно стремится быть «как кто-то». Последователи модных веяний и трендов, уже освоенных более передовыми группами. В зависимости от обстоятельств, представители этой группы вполне могут переходить в остальные типы.

Последний выделенный сегмент - представители социальных низов - названы «новыми бедными». К этой группе относится каждый пятый представитель молодого поколения. Они направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется Интернетом.

Данная классификация опубликована Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.

Вышеприведенная классификация подтверждает то, что происходит трансформация массового сознания под воздействием достижений научно-технического прогресса.

Важно проанализировать положительные и отрицательные параметры взаимодействия молодого человека и информационного окружения, чтобы понять, как влияют информационные технологии на процесс социализации молодежи.

2. Положительные параметры влияния Информационных Технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи.

2.1. Факторные параметры образования.

В условиях реформировании школы и университеты широко практикуют использование электронных учебников и аудиокниг. К примеру: как сообщают «РИА Новости», студенты медицинских ВУЗов России будут переведены на учебники в электронном виде[6], а для школьников впервые появилась бесплатная онлайн - библиотека аудиокниг, где российские школьники могут бесплатно прослушать и скачать аудиокниги из школьной программы в исполнении известных российских артистов на новом интернет - ресурсе "Аудиохрестоматия.рф". Предполагается, что внедрение подобного рода технологий существенно сэкономит время школьников и студентов, затрачиваемое на поиск и обработку информации. Более того, по данным Интернет - опроса,  портала для молодых специалистов Career.ru более - 40% студентов голосуют за введение электронных зачеток,[7] объясняя это тем, что хранение документов данным образом является более безопасным.

Тысячи обучающих курсов по разнообразным темам существуют в режиме онлайн, позволяя человеку получить дополнительное образование, не выходя из дома. На данный момент, самые популярные из таких курсов специализируются на обучении английскому языку.

Очень популярны интерактивные формы проведения занятий и тренингов, позволяющие обмениваться знаниями преподавателю и студенту, даже если они находятся на разных континентах. К примеру, такие интерактивные занятия уже проводятся в медицинских ВУЗах столицы.  Более того, в связи с полной реорганизацией, интерактивные занятия стали одной из основных форма проведения лекций и теоретических курсов в Дальневосточном Федеральном Университете. О применении  новых технологий в процессе обучения  в данном учебном заведении будет рассказано более подробно в практической части исследования.

Кроме всего прочего, новые технологии позволяют молодому поколению оперативно получать самую новую, самую «свежую» информацию о том, что происходит в мире. Интернет - самый популярный источник получения информации среди прочих у молодого поколения. Так, по данным доклада некоммерческой организации Online Computer Library Center, около 83% учащихся школ, колледжей и университетов начинают сбор любой информации с поисковой системы и лишь 2% обращают внимание на сайты библиотек или реальные книжные фонды.[8] Приведем на этот счет интересный факт. Каждый месяц Google обрабатывает 31 миллиард поисковых запросов. В 2006 году это число составляло 2,7 миллиарда. Кому задавались эти вопросы до рождения Google!?[9]

2.2. Возможности для общения.

Когда мы говорим о теме «Информационные технологии и общение», первое, что приходит в голову - это интернет и социальные сети. Конечно, социальные сети оказывают спорное воздействие на молодое поколение. Однако трудно спорить со статистикой.

 Вновь приведем весьма интересные факты. Если бы социальная сеть MySpace была страной, то эта страна занимала бы 5 место в мире по населению (между Индонезией и Бразилией), так как количество человек, зарегистрированных в сети, составляет 200 миллионов. Чтобы набрать аудиторию в 50 миллионов человек, радио понадобилось 38 лет, телевидению - 13 лет, Интернету - 4 года, iPod - 3 года, а социальной сети Facebook - всего 2 года. Что же так тянет молодежь к общению через Интернет - пространство? Опрос пользователей социальной сети MySpace в возрасте от 14 лет до 21 года показал, что 36% из них легче говорить о своих проблемах в онлайне.[10] Поэтому интернет - друзья знают о них больше, чем офлайновые знакомые. Значит ли это, что молодое поколение стало менее доверительно относиться к своему реальному окружению и испытывать затруднения при личном общении? Об этом стоит задуматься. Однако факт остается фактом, социальные сети позволяют найти молодым людям единомышленников, сторонников, разделяющих их интересы и общаться с ними вне зависимости от местоположения.

К тому же, новые технологии способны разбивать языковые барьеры, что также способствует упрощению процесса общения. Уже изобретен онлайн - переводчик для программы Skype, который может переводить на более чем 56 языков мира.[11] Работает он довольно просто. Пользователь пишет сообщение на своем родном языке и отправляет, а переводчик Google translate переводит текст в режиме реального времени и адресат получает сообщение, уже переведенное на свой язык.

Еще одна любимая «игрушка» молодежи - мобильный телефон. Несомненным плюсом является возможность связаться, с кем бы то ни было, в любом месте и в любое время. А статистика пользования молодежью мобильными телефонами просто ошеломляет. По статистике, количество отправленных и полученных смс - сообщений за сутки превышает количество людей на планете. В среднем, мобильными телефонами пользуются 1,6 миллиарда молодых юношей и девушек. Ежегодно они тратят на мобильную связь 330 миллиардов долларов. А свой первый мобильный телефон средний европеец покупает в возрасте 7 лет. [12]

2.3. Возможности для познания мира.

Сейчас, чтобы полюбоваться видами Ниагарского водопада или красотой пляжа в Майами, не обязательно покупать билеты на самолет, а можно увидеть все это и многое другое, не выходя из дома.  Кроме традиционных сайтов с фотографиями существуют сайты с постоянным онлайн - видео в режиме реального времени. Видео передают камеры, установленные в разных уголках планеты. Десять лет назад о таком можно было только мечтать.

2.4. Возможности для работы.

Интернет способствовал появлению десятка новых профессий и тысяч новых рабочих мест, что, некоторым образом, помогает решать проблему безработицы. Сегодняшним школьникам и студентам интернет дает возможность дополнительного заработка. Два наиболее распространенных занятия в сети для молодежи - это копирайт и рерайт, то есть работа с написанием статей и обработкой текста. А информационные технологии дали путевку в жизнь миллионам выпускников ВУЗов. Удивительно то, что 10 самых востребованных работ в 2010 году не существовало в 2004. В эту десятку как в 2010, так и в 2011 году входят IT - специалисты, логисты, руководители IT - проектов, инженеры и специалисты по нанотехнологиям.[13] Прогресс не стоит на месте. Сейчас общество готовит студентов к работе, которая еще не существует. Используя технологии, которые еще не изобретены. Чтобы решить проблемы, которые возникнут в будущем.

2.5. Возможности для времяпровождения.

Кроме вышеупомянутых социальных сетей, в интернете существуют тысячи блогов, форумов, чатов, интернет - магазинов, сайтов с картинками, музыкой и видео. Для того чтобы представлять масштабы распространения данных информационных направлений, приведем факты из статистики.

В Азии, например, более 580 миллионов пользователей посещают Интернет за месяц. В Европе - около 390 миллионов, в Северной Америке - около 250 миллионов, в Латинской Америке - около 140 миллионов, в Африке - около 60 миллионов.[14]

.3 миллиарда человек используют EMAIL. Более 300 миллионов писем посылалось в среднем в день в 2011 году. 70% этих писем - спам. На апрель 2008 года уже насчитывалось более миллиона компьютерных вирусов. Сейчас эта цифра намного превышает данные 2008 года.

Согласно статистике Technorati общее количество блогов в сети составляет 133 миллиона, а среднее количество новых блогов в день - 900 тысяч. Лишь за 2008 год число новых блог - публикаций составило 329 миллионов.

Что касается фото и видео, данные представлены следующим образом:

  • 10 миллиардов фото размещаются на Facebook;
  • 12.7 миллиардов видео роликов и фильмов онлайн просматривает средний американский интернет пользователь в месяц. [15]

В России самым популярным видео - порталом является YouTube. На нем размещено видео от любительского до профессионального, а рейтинг некоторых роликов исчисляется миллионами просмотров. К примеру, ролик простого пользователя под названием «Эволюция танца» в 2006 году набрал 71 миллион просмотров.[16] Ролик знаменитой Сьюзан Боил на конкурсе талантов набрал 120 миллионов просмотров. Рекордсменом в 2011 году стал шестнадцатилетний канадский певец Джастин Бибер, набравший своим видеоклипом 400 миллионов просмотров.[17]

Сейчас становится модно делать покупки в интернет - магазинах. Существует даже возможность заказывать брендовые вещи из-за границы по приемлемым ценам, так как покупки осуществляются на прямую у поставщиков и изготовителей. К тому же очень удобно делать покупки в спокойной обстановке, не выходя из дома. Крупнейший онлайн мегамаркет России - Ozon.ru, в котором можно купить практически все.

Нововведения коснулись и технических устройств. Ушли в прошлое те вещи, которые раньше казались для нас удивительными, сегодня мало кто из молодых людей согласиться поменять свой новенький iPod на кассетный плеер, а DVD-плеер на видеомагнитофон. К примеру, по мнению респондентов, DVD-плеер теряет свою популярность, так как молодежь все больше приобщается к Интернету и онлайн - видео.

Можно сделать вывод, что информационные технологии делают молодежь более мобильной и коммуникабельной, быстро реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде, а главное способной воспринимать большое количество информации одновременно выполняя сопутствующие действия. Несомненно - это оказывает влияние на формирование ценностей, мировоззрения и практического опыта, а значит, происходит изменение параметров и форм процесса социализации молодежи. Все мировое сообщество наблюдает за формированием новых параметров  и форм процесса социализации на основе опосредованных информационных технологий. Сегодня можно утверждать, что изложенные факты говорят о развитии другого сознания, совершенного иных ценностей и морали нового поколения, что существенно отличает его от предыдущего.


3 Отрицательные параметры влияния Информационных Технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи.

3.1. Воздействие социальных сетей на процесс социализации молодых людей.

Рассмотрев положительную сторону влияния социальных сетей на процесс социализации молодежи, нельзя не принимать во внимание и отрицательную сторону этого явления.

Вот что думают об этом пользователи одной из социальных сетей: «Социальные сети подобны инфекции. Сам пользуюсь, но никому не советую и прошу отвыкать. Раньше нормально без интернета жили. Учёбе мешает, и с друзьями вижусь раз в месяц. Ведь проще ВКонтакте поговорить», «Согласна... Знаю только одну девчонку, у которой есть интернет и т.д. Но в ВК незарегистрированна... Как я ей завидую... Честно...», «Просто нужно сети использовать для чего-то по-настоящему значимого...»[18]

И действительно, социальные сети занимают важную часть в жизни современной молодёжи, так как общение в сети является для них важнее всего и именно на это они тратят всё своё свободное время. Можно сказать, что социальные сети нужны молодым людям только для развлечения, так как основной целью их посещения является - просмотр видео, скачивание музыки и другое. В сети молодые люди не обсуждают ничего серьёзного, просто болтают с друзьями, знакомыми. В этих переписках сплетни, бытовые проблемы, а порою и просто пустые разговоры. И общение это довольно примитивное. В связи с этим речь идёт о простой коммуникации, и теряется ценность самого духовного общения. Юноши и девушки перестают интересоваться чем-либо, только чаты, только переписка.

По данным опроса пользователей социальной сети MySpace 72% опрошенных сообщили, что в реальной жизни они часто ощущают себя вне социума, им трудно отнести себя к определенной социальной группе. Все это, по оценкам самих же пользователей, приводит к сложностям в поддержании тесных дружеских отношений в реальной жизни.

Таким образом, существует опасность, что Интернет - пространство станет основным местом обитания молодых людей и реальная жизнь перестанет их интересовать.

3.2. Деструктивное воздействие информационных технологий.

Интернет и телевидение в наши дни являются «рассадником» социально-деструктивной информации.

Антигуманная и криминальная информация, навязчивая реклама - все это насаждает в обществе культ насилия, жестокости, искажая моральные устои и порождая ситуацию вседозволенности.

Проблема информационной среды имеет взаимосвязь с нарушениями установленных норм русского языка и использованием в этих информационных сферах, таких как быт и литература, ненормативной лексики, сленга, жаргонных выражений, иноязычных заимствований.

Все это дезориентирует молодежь. Поэтому молодежи, как наиболее подверженной влиянию разнообразной информации, следует научиться с осторожностью относиться к ней.

3.3. Мошенничество в сети.

Все больше подростков начинают заниматься компьютерным мошенничеством, предупреждают специалисты по сетевой безопасности.

"В моей практике были случаи, когда дети 11 и 12 лет обменивались данными кредитных карт и спрашивали совета о том, как взломать сайт", - рассказывает директор отдела по выявлению вредоносных программ в компании FaceTime Security Крис Бойд. [19]

Как показывает практика, основной целью незаконной деятельности молодых людей в сети является не жажда обогащения за чужой счет, а желание в признании своих «заслуг». Это и выдает их.

Основные преступления в сети: обмена номерами чужих кредитных карт, взлом сайтов, выуживание и обмен чужой личной информацией, распространение вредоносных программ.

Примеров незаконных Интернет - действий можно привести массу. Так, в октябре 2011 года в Москве были пойманы и задержаны молодые хакеры, которые похитили 2 млн. рублей, взломав интернет - банкинг одной из подмосковных фирм. Схема на первый взгляд не сложная - они, получив контроль над системой "банк-клиент" фирмы, составили поддельное электронное платежное поручение на сумму более 2 млн руб., а затем перечислили эти средства на счет фирмы-однодневки. [20]

Основная проблема данного явления в том, что среди молодых людей не проводится какой-либо особой профилактики, чтобы предотвратить возможные преступления. А в Интернет - пространстве вообще бытует мнение о том, что «хакерство - это круто».

3.4. Вред для здоровья.

Почти все специалисты призывают пользователей с осторожностью относиться к Интернету и компьютеру, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для здоровья.

  • Педиатры не устают повторять, что длительное сидение за компьютером портит зрение и осанку;
  • Психологи сообщают, что дети и подростки, проводящие много времени за компьютером, чрезмерно возбудимы, у них развивается агрессия, фобии, выйдя из компьютерного зазеркалья, они с трудом ориентируются в реальном мире.[21]

Таким образом, чрезмерное увлечение новыми технологиями уже с детства грозит нездоровым и не вполне адекватным состоянием нового поколения.

3.5. Новые технологии как причина несамостоятельности молодого поколения.

Несомненно, новые технологии делают нашу жизнь проще. Однако, относительно молодого поколения, в этом и может заключаться опасность. Большинство молодых людей, избалованных достижениями научно-технического прогресса, уже не в состоянии самостоятельно мыслить и принимать решения. Обработку информации и формирование аналитических выводов молодежь оставляет за поисковыми системами. Потребляя огромное количество информации, они зачастую не думают о ее содержании.

Но прогресс не стоит на месте и не ограничивается разработками только в сфере Интернет. Уже сегодня Япония с каждым годом удивляет нас своими изобретениями в области роботостроения. В нашем арсенале уже есть роботы-официанты, роботы няни. Возможно, не далек тот день, когда человек полностью переложит свои обязанности на роботов.

3.6. Интернет - зависимость.

Пожалуй, самый большой минус информационных технологий - это зависимость.

Современный человек уже не представляет свою жизнь без техники, делающей его жизнь в сотни раз проще. Что же касается молодежи, самая большая их зависимость - это Интернет. Сегодня Интернет - зависимостью страдает каждый второй посетитель Сети. Психологи считают ее психическим заболеванием, не менее опасным, чем алкоголизм и наркомания. Однако специалистов, помогающих от него избавиться, мало, а число "Интернет - больных" с неумолимой скоростью растет. Уже сейчас, по самым скромным подсчетам социологов, число больных исчисляется миллионами.[22]

В данной работе наиболее исчерпывающе раскрыты отрицательные и положительные аспекты влияния информационных технологий на процесс социализации молодого поколения. Однако, изначально все зависит от личности. Какую роль будут играть информационные технологии в жизни молодого человека - прогрессирующую или регрессирующую - это личное предпочтение каждого. Информационные технологии - это зло или благо? Невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Они могут нести в себе возможности, как для развития, так и для деградации личности. Данная работа не выражает субъективного мнения, а лишь констатирует и анализирует факты. Основная ее идея - донести до масс мысль о том, что стоит задуматься: какое место в нашей жизни должно быть отведено информационным технологиям.


Заключение.

В заключение хотелось бы привести несколько удивительных фактов.

Количество интернет - устройств в 1984 году составляло 1000, в 1992 - 1.000.000, в 2008 - 1.000.000.000.

Сегодня в английском языке около 540.000 слов. Это примерно в 5 раз больше, чем во времена Шекспира. 

В выпуске New York Times за одну неделю содержится больше информации, чем человек 18 века получал за всю жизнь.

экзабайта уникальной информации было сгенерировано в 2008 году. Это больше чем за последние 5 тысяч лет.

 Факты говорят сами за себя. Мы  вступаем в новое время тотальной информатизации, когда на человека «сваливается» огромное количество информации. И молодым людям приходится ускорять темпы потребления и менять образ мышления в соответствии с новыми запросами постиндустриального общества.

Сейчас молодежь усваивает всю необходимую информацию, формирующую ее мировоззрение, через СМИ и Интернет. Усвоение ценностей из данных источников приводит к их искажению и частичной замене. Таким образом, информационные технологии трансформируют процесс социализации молодежи, постепенно меняя идеалы, ценности, потребности, отношение к окружающей среде и модели поведения.

Информационные технологии - это лишь инструмент, который способствует становлению личности. Но все зависит от изначальных параметров личности. ИТ усиливает дифференциацию в молодежной среде, когда активные, используя положительные параметры информационных технологий, становятся активнее, а пассивные берут минимум и становятся пассивнее.

Сегодня общество стремится целенаправленно повлиять на становление молодежи посредством ИТ, внедряя новые технологии в сферу образования.

Главное, что необходимо усвоить молодежи, - не полагаться безоговорочно на прогресс, а использовать его лишь как инструмент для достижения своих целей. И помнить, что человек тоже обладает мощным интеллектом, способным самостоятельно мыслить и пока превосходящим любой компьютер.


Список использованных источников

1. Бердюгина Ольга Георгиевна Социология: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по несоциологическим специальностям / [Бердюгина О. Г. и др.] ; отв. ред. В. А. Глазырин ; Уральская гос. юридическая акад. Москва: Юрайт, 2012.