Гендерные различия в представлениях молодежи об отцовстве и материнстве
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Гендерные различия в представлениях молодежи об отцовстве и материнстве……………………………………………………………….…………..…….6
1.1. Представления молодежи о материнстве……………………………….…..6
1.2. Представления молодежи об отцовстве……………………...……………11
Заключение…………………………………………………………………...…..19
Список литературы………………………………………………………...…….20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Глобальные перемены, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране, обусловили необходимость исследования процесса социализации, так как затронули практически все стороны жизни общества, в том числе привели к изменению социально-психологических представлений о материнстве и отцовстве. Поскольку в последние десятилетия в обществе отчетливо прослеживаются изменения, касающиеся вопросов пола, а также намечается тенденция их постепенного преобразования, особый интерес вызывает вопрос о том, как социум влияет на формирование и закрепление в общественном и индивидуальном сознании гендерной идентичности как компонента основы социализации. в связи с этим встает целый ряд вопросов, непосредственно связанных с процессом социализации в юношеском возрасте: как изменились за последнее время представления о мускулинности и феминности, материнстве и отцовстве, предлагаемые обществом индивиду, каковы особенности личностных систем социальных ценностей [7, C. 71-72].
Гендерные различия в представлениях о материнстве и отцовстве в настоящее время изучаются представителями различных наук: психологии, медицины, педагогики, социологии и др. Такой интерес вызван, в первую очередь, социальными изменениями, при которых женщина становится активным участником общественных отношений (например, в сфере труда) [4, C. 123].
Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. Так, мужчина по современному российскому законодательству имеет право на оформление отпуска по уходу за ребенком [11, C. 58].
В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи, ее дестабилизации и появления большого числа неполных семей полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный, фактически неуправляемый процесс [20, C. 134-135].
Немногочисленные исследования по проблеме гендерных различий материнства и отцовства практически не отражают особенностей формирования представлений о материнстве и отцовстве в контексте гендерной идентичности. В существующих исследованиях отсутствует подробный анализ содержания образа матери и отца, что, в свою очередь, не позволяет полно и подробно проводить диагностику индивидуальных материнских и отцовских особенностей, причин девиантного материнства и отцовства, разрабатывать методы их психологической профилактики и коррекции. В связи с этим большое значение имеет целостное представление о феномене материнства и отцовства, его содержании, структуре и онтогенетическом формировании.
Цель работы: провести анализ различных литературных источников по проблеме гендерных различий в представлениях молодежи об отцовстве и материнстве.
Задачи работы:
1. Рассмотреть особенности представлений молодежи (юношей и девушек) о материнстве.
2. Изучить представление молодежи (юношей и девушек) об отцовстве.
3. Выявить степень изученности данной проблемы.
Объект работы - отцовство и материнство.
Предмет работы - особенности гендерных различий в представлениях молодежи об отцовстве и материнстве.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование.
Структура работы. Работа написана на 20 листах печатного текста. Состоит из введения, литературного обзора, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.
1. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ ОБ ОТЦОВСТВЕ И МАТЕРИНСТВЕ
1.1. Представления молодежи о материнстве
Сегодня как в отечественной, так и в зарубежной психологии накоплен значительный опыт исследований феномена материнства. В то же время нельзя не отметить, что преимущественно это проблемное «поле» рассматривается в рамках психологии развития, педагогической психологии и психологии личности. Высоко оценивая значимость теоретического и эмпирического материала, полученного данными исследователями, нельзя не обратиться к анализу социально-психологического ракурса рассмотрения феномена материнства, который до сих пор не привлек, на наш взгляд, достаточного внимания [8, C. 102-103].
Материнство - уникальный объект психологических исследований, представления о котором у молодежи последнее время претерпели существенные изменения. Произошло смещение акцентов с материнства как ухода за ребенком на материнство - внутреннее личностное образование женщины [7, C. 71-72].
Представления о материнстве, возникая в процессе жизнедеятельности субъекта, будут обусловлены социокультурным контекстом развития; выполняют регуляционную функцию деятельности, направляют субъекта в процессе осуществления его потребности [2, C. 78].
Интересным является эмпирическое исследование особенностей содержания социальных представлений о материнстве и отцовстве, проведенное Мецлер В.В. В своем исследовании, автор пришел к выводу о том, что выделяются 3 ключевые составляющие представления о феномене материнства у молодых женщин. К ним относят наличие у матери практичности и хозяйственности, эмоциональной стабильности и влиятельности, а также комплекса характеристик, которые отражают наличие всевозможной гаммы эмоционально-ценностных отношений. В представлениях же молодых мужчин о феномене материнстве, по мнению автора, характерно наличие традиционного и стереотипного представления о ролевом поведении матери. Таким образом, матери представляются в оценке молодых мужчин как, прежде всего, «хозяйки», способные к тому, чтобы дарить любовь и ласку, общительные, это женщины которым характерны наличие авторитета, самостоятельные, активные, решительные и влиятельные [10, C. 118-119].
Представления о материнстве у молодых мужчин и женщин имеет свои особенности. Так, материнские качества, и мужчинами и женщинами, характеризуются гуманистическим отношением к ребенку: это любовь, ответственность, понимание, уважение, доверие, искренность, сочувствие, сострадание, терпимость, принятие и др. Мужчины в отличии женщин, выделяют группу качеств материнства, необходимых в процессе воспитания и развития ребенка: требовательность, справедливость, настойчивость, коммуникабельность, гибкость [13, C. 24-25].
В качестве источника содержания представлений выступают также внутренние условия личности как ценности. Материнство, реализуясь в рождении и воспитании детей, наполняет жизнь женщины смыслом, позволяя ей реализовывать как ценности созидания и творчества, так и ценности переживания в отношениях с ребенком. Возникновение и развитие материнской любви проходит на основе детского опыта взаимодействия с собственной матерью, на основе связей, которые устанавливаются между матерью и ребенком после родов в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве, во взаимодействии с реальными или воображаемыми маленькими детьми. При этом речь здесь не идет о том, что интересующая нас проблематика под этим углом зрения не подвергалась содержательному анализу [18, C. 124].
Представление у молодежи о современном материнстве противоречиво. С одной стороны, характеристика матери дается через идеальный образ, подчеркивается значимость ее здоровья, с другой - многие молодые люди отмечают женский эгоизм, наличие вредных привычек, халатное отношение к выполнению материнских функций, особенно выделяют кратковременность и эпизодичность взаимодействия с ребенком, неполноценное общение. Как отрицательный фактор рассматривается неготовность к материнству. Считают, что современным женщинам присущи следующие личные характеристики: независимость, успешность, динамичность, самодостаточность, уверенность, потребность в социальной самореализации [19, C. 56].
Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам [9, C. 61].
Несомненно, уже предпринимались попытки рассмотрения материнства именно с социально-психологической точки зрения. В отечественной науке изучение материнства начиналось с работ, посвященных взаимодействию матери и младенца, а также особенностям семейных и детско-родительских отношений, то есть эта проблематика как бы изначально носила социально-психологический характер. В этом русле осуществлялись разработки, в частности, Н.М. Щелованова, А.Я. Варги, Э.С. Эйдемиллера, Г.Т. Хоментаускаса и др. Проведенное Т.Н.Счастной и М.Ю.Чибисовой эмпирическое исследование показывает, что материнство может быть рассмотрено как социально-психологическая проблема через призму таких феноменов, как тендерные различия, возраст, социальный статус, референтная группа, социальные роли. В то же время можно предположить, что социально-психологический подход к изучению материнства может не ограничиваться лишь этими концептами, и целесообразно, помимо этого, рассматривать материнство как самоценный феномен социального познания, причем особый интерес в этом смысле приобретает рассмотрение социальных представлений о материнстве. Ключевую роль в изучении данной проблемы приобретает образ матери, репрезентирующий специфическое содержание нормативных и дескриптивных представлений о материнстве. Очень мало исследований, посвящено гендерным различиям в представлении о материнстве [21, C. 65].
Проблематика социальных представлений (или «репрезентаций») в современной социальной психологии стала особенно продуктивно развиваться в русле решения вопросов социального познания французскими социо-психологами и прежде всего С. Московичи и др. (Ж.К. Абрик, В. Дуаз, Д. Жоделе, Ж.-П. Кодол). Этот ученый, объясняя природу социальных представлений, считает их конструктами, возникающими в обыденной жизни в процессе межличностного общения и в некотором роде схожих с мифами в архаической культуре. Г.М. Андреева подчеркивает, что базовая идея С. Московичи заключается в том, что социальное представление не есть «мнение» отдельного человека, а именно «мнение» группы. Социальные представления, согласно Московичи, носят макросоциальный, общественный характер. В связи с этим предметом исследования становятся не отрывочные мнения отдельного индивида, а высказывания, реакции и оценки его как члена социальной группы [19, C. 104-105].
В современной отечественной социальной психологии социальные представления изучаются как одно из функционально образующих социальное мышление процедур такими учеными, как К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Г.Э Белицкая, О.П. Николаева, В.В. Знаков и др. [3, C. 140].
Опираясь на теорию социальных представлений, разрабатываемую в зарубежной и отечественной психологии, мы предложим определение социальных представлений о материнстве: это совокупность обыденного знания в виде понятий и идей, обозначающая ценностную значимость, дескриптивные (описательные) характеристики и социальные нормы материнского поведения [6, C. 107-108].
Анализируя результаты исследований формирования материнской сферы в онтогенезе и психологической готовности к материнству у молодежи (Н.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, Л.Л. Баз, О.В. Баженова, В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.В. Добряков, О.Ю. Дубовик, Е.И. Захарова, Е.И. Исенина, О.А. Карабанова, Т.В. Леус, С.Ю. Мещерякова, М.С. Родионова, Г.В. Скобло, Ю.Е Скоромная, Е.О. Смирнова, Г.Г. Филиппова), мы можем сделать вывод о том, что современные авторы указывают на общие тенденции формирования материнской сферы в онтогенезе, причем особо подчеркивают феномен, который получает разные названия (установки, компетентность и т.д.), но по сути как раз и является социальными представлениями о материнстве. Аналитический обзор литературы позволяет утверждать, что социально-психологические представления о материнстве у молодых женщин представляют собой продукт онтогенетического развития и формируются до того, как у женщины появляется первый ребенок. Отметим, что при всем разнообразии теоретических и эмпирических исследований материнства, формирование материнской сферы у женщины до рождения ребенка описано явно недостаточно [5, C. 78-79].
Так, Г.Г.Филипповой показано, что материнство не формируется только с рождением ребенка, оно подготовлено всей жизнью женщины. В отечественной психологии подробно исследуется готовность к материнству, которая трактуется, как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребенка, проявляющаяся в определенном типе материнского отношения (В.И. Брутман, И.Ю. Хамитова, Е.Ю. Шулакова) и как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектная ориентация в отношении к ребенку (С.Ю. Мещерякова). Ю.Е.Скоромная отмечает, что психологическая готовность женщины к материнству существует латентно в форме внутренней позиции до появления ребенка; уровень ее выраженности зависит от индивидных и личностных характеристик женщины [9, C. 109].
Особый интерес представляет эмпирическое исследование Соколюк Н.В. о содержании социальных представлений о матери при достижении репродуктивного возраста, т.е. в студенческий период, а также при переходе от юношеского к молодому возрасту. Поскольку социальные представления - это групповой феномен, то включенность в отношения межличностной значимости может проявляться в содержании социальных представлений. Автор считает, что данные представления имеют выраженную возрастную специфику, т.е. существует динамика содержания представлений о материнстве у нерожавших женщин, причем окончательное оформление данных представлений является пожизненной задачей, их содержание будет подвергаться постоянной трансформации в зависимости от социального опыта женщины. Наконец, у юношей также формируются социальные представления о материнстве и отцовстве, но, вероятно, их содержание будет отличаться от содержания социальных представлений у девушек [17, C. 88-89].
Образ матери у современных молодых девушек, в общем, имеет положительную коннотацию, тем не менее, он значительно сдвигается в «негативную» сторону. Содержание социальных представлений о материнстве в юношеском возрасте имеет содержательные различия в зависимости от факторов тендера, возраста и группового статуса, хотя в целом образ матери сохраняет положительную коннотацию [12, C. 123].
1.2. Представления молодежи об отцовстве
Начиная с античных времен, ученые уделяли пристальное внимание феномену отцовства, так, еще древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), говоря о происхождении государства в своем труде «Политика», отмечал тот факт, что изначальным видом человеческого общежития была патриархальная семья с неограниченной властью отца семейства над женами, детьми и рабами; семьи образовывали селения, а селения - государства. Аристотель высказал мысль о том, что отец учит, мать растит, безусловно отдав важнейшую роль в формировании личности ребенка отцу. Каждодневное общение детьми и эмоциональное общение с ними было в целом уделом женщин [12, C. 87].
Но собственно научное изучение семьи и феномена отцовства начинается с первой половины XIX в. В это время вырабатываются различные подходы к изучению отцовства. Рассматриваются такие важные аспект данного культурного феномена, как социальная роль и статус мужчины-отца, в рамках психологии исследуются представления и стереотипы о роли мужчины в семье, изучаются личностные факторы отца, влияющие на развитие личности ребенка [15, C. 141].
Именно в начале XIX в. в свет вышла книга швейцарского историка Иоганна Бахофена (1815-1887) «Материнское право». Автор проанализировал классическую литературу древности как исторический источник и одним из первых отметил, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины [8, C. 99].
В современном обществе отцовство претерпевает существенные изменения. Происходит размывание традиционной роли отца, меняются ролевые функции в семье. Появляются и получают поддержку новые модели отцовства, которые предполагают активное участие отца в воспитании, заботе, повседневной жизни ребенка. Однако однозначно одобряемых образцов отцовского поведения сегодняшнее общество мужчине не предоставляет. Трансформация института отцовства проявляется и в его отделение от биологической основы. Многие отцы не проживают вместе с детьми, являясь только биологическими отцами. Одновременно растет число отцов, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами. Многие мужчины фактически являются многодетными, участвуя в воспитании и содержании внебрачных детей или детей от первого и последующих браков. Другие же не становятся ни биологическими, ни фактическими отцами [13, C. 26].
Обязательность рождения детей в браке как социальная норма постепенно уходит из российской культуры. Социологи отмечают вариативность представлений об отцовстве и реальных отцовских практик. По мнению Гурко Т.А. от поколения к поколению обязательность, нормативность отцовства уменьшается [19, C. 79-80].
Меркуль И.В., проведя эмпирическое исследование гендерных различий по вопросу об оптимальном возрасте для того, чтобы стать родителем и быть психологически готовым к этому, пришла к выводу, что более 70% юношей-студентов полагают, что девушки могут стать матерью в «20-22 года»; оптимальным возрастом для отцовства около 43% юношей считают «23-24 года» и такое же количество - «25 лет». Около 44% девушек, не имеющих детей, полагают, что оптимальным возрастом для материнства является «25 лет», и более половины респондентов этой подгруппы (56%) полагают, что лучшим возрастам для отцовства и наличия психологической готовности к появлению детей является возраст - «25-27 лет».
Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества [16, C. 70].
Выделяют следующие этапы формирования отцовства как стадии половозрастной и личностной идентификации мужчины:
1. Формирование матрицы отцовского отношения. Особенности отцовского отношения определяются социальным статусом мужчины и его собственной психической историей. Взаимоотношения со своим отцом (или с лицом, его заменяющим, или отсутствие этих взаимоотношений), осмысление и интерпретация отцовства, особенно в связи с половой жизнью и супружеством, влияют на отношение отца к своему ребенку, к своему отцовству.
2. Начало психологической адаптации к отцовской роли. Начало адаптации во многом зависит от успешности формирования матрицы отцовского отношения на предыдущем этапе. Этап начинается с момента известия о беременности супруги. Беременность жены влияет на самосознание мужчины в плане принятия им новой социальной роли, на осознание изменений образа «Я», осознание себя отцом. Процесс адаптации мужчины к отцовству включают переоценку мужчиной смысложизненных приоритетов, расширение спектра реализуемых социальных ролей, обогащение эмоционального опыта, изменение межличностных отношений.
3. Роды и появление ребенка. В отличие от матери, у отца привязанность к будущему младенцу формируется вне связи с новыми телесными ощущениями. Особенно сильная привязанность к своему ребенку появляется у тех мужчин, кто присутствовал на родах.
4. Ухаживание за ребенком и налаживание отцовско-детского взаимодействия. Рождение ребенка заставляет мужчину осваивать новые для себя сферы деятельности. Ребенок позволяет мужчине утвердиться в обществе в новой роли - роли отца. Отцовство предполагает достижение нового уровня самоидентичности [17, C. 145-146].
В своем эмпирическом исследовании, Борисенко Ю.В. и Белогай К.Н. в результате всестороннего изучения проблемы формирования отцовства выделяют следующие три основных этапа:
1. Теоретический этап - стереотипное представление об отцовстве до
беременности жены (партнерши). Этот этап начинается с рождения мальчика и продолжается до момента получения сведений о беременности его жены. Формирование стереотипов отцовства происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями, влияние оказывает семейная ситуация и социальная среда, окружающая ребенка. В среднем к 18-23 годам складываются основные стереотипные представления об отцовстве.
2. Второй этап - изменение стереотипов в течение беременности партнерши. Начинается с того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, и продолжается до начала взаимодействия с уже родившимся ребенком. Момент сообщения о беременности и осознание факта реальности ребенка разнесены во времени. Реакция на сообщение о беременности может быть различной и зависит от намерения мужчины относительно конкретной
женщины, материальной, социальной готовности принять ответственность за будущую жизнь. Середина беременности, когда положение женщины становится явным и ребенок становится более реальным, является поворотным моментом в формировании чувства отцовства. Поведение мужчины зависит от его личностного склада, зрелости отношения к семье, осознанной оценки возникающих трудностей, способности справиться с ними и отношения с собственной матерью и отцом.
3. Третий практический этап - формирование чувства отцовства после
рождения ребенка - является критическим с точки зрения возникновения эмоциональной связи мужчины с родившимся ребенком [9, C. 111].
Таким образом, формирование отцовства, по мнению авторов, это сложный многоступенчатый процесс, на который влияют различные факторы. Но первоначальным этапом в этом процессе является первичная социализация в родительской семье, опыт общения мальчика с собственным отцом, в процессе которого формируются представления о будущей отцовской роли [6, C. 99].
Изучение содержательных аспектов представлений об идеальном отцовстве у молодых женщин и мужчин, позволило выявить гендерные особенности в представлении об отцовстве. Важными и совпадающими и у мужчин и женщин моментами в отцовстве являются положительные личностные качества отца, обеспечение семьи, хорошие отношения с женой, хозяйственность, уход отца за ребенком, забота, теплые отношения отца с детьми [6, C. 77].
В числе дополнительных категорий, не встречающихся у мужчин, оказались следующие: внешность отца, его общественная деятельность, взаимоотношения с родственниками. Самым значимым качеством в отцовстве у молодых женщин оказался уход за ребенком и забота о нем. При этом, в отличие от представлений мужчин, характеристики этого качества отцовства у женщин предполагают большую заботу, внимание отца по отношению к ребенку. Заметим, что в отличие от мужчин у женщин следующей по степени значимости в системе представлений женщин об отце являются личностные качества. Они включают в себя не только перечисление качеств идеального отца, отсутствие у него вредных привычек, но и необходимость идеального отца быть еще и идеальным мужем. Иными словами, с точки зрения женщин, мужчине мало быть идеальным отцом, ему еще нужно стать и идеальным мужем, уделяющим внимание не только детям, но и жене [7, C. 80].
Представление женщины об идеальном отце является наиболее дифференцированным и эмоционально насыщенным, в сравнении с мужчиной. При этом в образе идеальных отцов женщины наделяют их как гендерно-стереотипной, так и не стереотипной характеристикой [17, C. 120].
Проблема отцовства имеет комплексный характер, и ее понимание тесно связано с темой семьи, семейных традиций, воспитания молодого поколения, культуры семьи. Перечисленные вопросы в разное время вызывали интерес у философов, историков, социологов, психологов, антропологов и этнографов. Отцовство и материнство представляют собой два разных института родительства, также имеющие свои специфические функции в зависимости от социокультурных факторов. Отцовство - это целый комплекс явлений культуры: от рождения ребенка, устанавливающего факт отцовства, до отцовских практик и связанных с ними чувств и переживаний [4, C. 69].
Существование распространенного мнения о том, что мужчине свойственна ограниченность таких свойств как родительские способности и возможности часто может приводить к такому явлению, при котором отец оттесняется матерью, педагогом, медиком на задний план и оказывается исключенным из близкого детско-родительского взаимоотношения. Проводя медико-психологические и педагогические консультации психологи главным образом ориентируются на материнское начало, приписывают матерям решающую роль в развитии детей [10, C. 76].
Большинством исследователей по данной проблеме, подчеркивается наличие у мужчин способностей к проявлению полноценной заботы о своем ребенке, многие отцы такие же чувствительные к детям, как и матери. Специалистами по проблеме психологической привязанности утверждается, что ребенок способен развивать в одинаковой степени сильную привязанность, как к своей маме, так и к своему папе. Так, даже четырехнедельный младенец реагирует на отца по-другому, чем на постороннего человека. Чем более интенсивное общение отца со своим ребенком, тем более эмоциональное откликание к отцу у ребенка, а этот момент в свою очередь влечет пробуждение в мужчине очень глубокой привязанности к своему ребенку [4, C. 91].
Но ряд поведенческих характеристик отцов и матерей, составляющих индивидуальное начало родительства связан с гендерными различиями родителей. Исследователями показано, что для мужчин и для женщин характерно разное поведение себя с ребенком в некоторых ситуациях, но при этом содержание их родительской функции, ожидание от ребенка и ряд конкретных навыков в заботе имеет намного более общего, чем различного. Что же касается предпочтения отца и матери в отношении пола будущих детей, то здесь имеется информация, о том, что для мужчин, как правило, характерно желание иметь сына и мужчина уделяет сыну гораздо более внимания, чем дочери [16, C. 126].
Не смотря на то, что представление о главенствующей роли биологических факторов в процессе формирования родительства с современной научной точки зрения оказывается несостоятельным, это представление еще является очень распространенным мнением многих людей, в т. ч. и специалистов в оказании социально-педагогической и психологической помощи семьям. Наличие жесткого представления о «мужском» и «женском» не позволяет видеть своеобразие каждой семейной пары и выстраивать к ним индивидуальный подход. Именно из-за этого будущие социальные работники и педагоги, по нашему мнению, должны обладать адекватными и в то же время достаточно гибкими представлениями о мужской и женской родительских ролях [12, C. 88].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такие феномены, как отцовство и материнство, несмотря на наличие повышенного интереса к данным проблемам, по-прежнему остаются окутанными массой мифов и стереотипов. Ряд серьезных научных исследований по данным проблемам лишь начинают появляться в России, в тоже время СМИ, педагоги и практические психологи не перестают констатировать наличие недостатка родительской компетентности среди отцов и даже матерей, наличие у молодого поколения неспособности и немотивированности к заботе о своих детях.
На формирование у молодых людей, как мужчин, так и женщин, представлений об отцовстве и материнстве, то есть понятий, идей и взглядов относительно своей будущей отцовской или материнской роли, стиля воспитания, выполнения родительских функций, влияет множество факторов: тип семьи, характерный для данного общества, религия, экономические условия (уровень дохода, экономическая стабильность), социальные стереотипы маскулинности и феминности, отцовства и материнства, отношения мужчины или женщины с собственной семьей и т.д.
Важной проблемой эмпирических исследований по данной теме является именно, процесс выявления гендерных особенностей представлений об отцовстве и материнстве у современного молодого поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве// Дошкольное воспитание. - 2005. - №3. - С. 89-100.
- Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. - СПб.: Лань, 2008. - 392 с.
- Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2007. - 301 с.
- Безрукова О.Н. Одинокие матери: проблемы жизни в мегаполисе // Вестник СанктПетербургского университета. - 2007. - № 4. - С. 71-83.
- Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб: Лань, 2001. - 234 с.
- Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 164 с.
- Леви В.Л. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок. М.: Академия, 2002. - 156 с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 616 с.
- Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2007. 672 с.
- Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Академия, 2007. - 335 с.
- Столяренко Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 444 с.
- Сухов А.Н. Социальная психология / А.Н. Сухов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 240с.
- Сущенко С.А. Социальная психология / С.А. Сущенко.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 345с.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М.: АСТ, 2006. - 209 с.
- Синявина Е.Н. Особенности воспитательного процесса в школе интернатного типа // Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов: сборник трудов международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов. Шуя: изд-во ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2008. - с.169-170.
- Синявина Е. Н. Влияние условий закрытых учреждений на личностное развитие воспитанников //Материалы пятой региональной научно-практической конференции «Психологическая наука в образовательном пространстве». Нижний Новгород, - 2008.- с.121-123
- Синявина Е. Н. Исследование личностных особенностей детей школы-интерната санаторного типа и массовой общеобразовательной школы // Материалы международной научно практической конференции «Проблемный ребенок в современном социокультурном пространстве образования и семьи. Н. Новгород.: НГПУ. 2009. - с.201 204 (0,17 п. л.)
- Синявина Е. Н. «Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков, обучающихся в школе-интернате // сборник статей: Региональной научнопрактической конференции «Межэтническая толерантность и профессиональная культура педагога как условия социализации личности учащихся». Лукоянов. 2011. с.68-71(0,14 п. л.).
PAGE \* MERGEFORMAT 21
Гендерные различия в представлениях молодежи об отцовстве и материнстве