Зачем оно, гуманитарное образование?


Гуманитарное образование подвергается сегодня массированной критике. И хорошо бы, если просто ей. Это означало бы, что не всё в нём так, как нужно, — но не вставал бы вопрос о том, зачем оно нужно вообще. Современная ситуация, похоже, иная. Нынешняя власть делает вполне осмысленные шаги в формировании общественного мнения по поводу избыточности, нерациональной организации гуманитарного образования. Приводимые аргументы отчасти опираются на реальное положение дел — но лишь отчасти. Действительно, общество столкнулось с перепроизводством специалистов в области экономики и юриспруденции, с отсутствием конкурсов на филологические специальности (русская филология), с малой востребованностью социологов, политологов, историков. Поэтому в логике чиновников предложить сокращение государственных мест на эти специальности, а кое-где и закрыть их, и пополнить за счёт освободившихся от гуманитарных иллюзий абитуриентов ряды квалифицированных рабочих, которых сегодня так не хватает.

Такая логика закономерна. О возникновении подобного образа мыслей, кстати, давно предупреждали сами гуманитарии. Хосе Ортега-и-Гассет в своих «Размышлениях о технике» когда-то написал, что власть в обществе захватил новый тип человека, равнодушного к основам Культуры, пользующийся плодами Цивилизации. Homo oeconomicus, человек расчётливый, обладая сознанием “массового человека” (в понимании Ортеги), понимает, что техницизм, гарантирующий комфортное существование, требует выбирать лишь те знания, которые приносят материальную пользу.

В чём здесь опасность? Прежде всего, во всё более усиливающейся специализации, которая имеет по крайней мере два важных следствия. Первое: люди утрачивают целостное истолкование мира, целостную культуру и презрительно именуют Дилетантизмом Тягу к совокупному знанию. Другое следствие — экспансия профессиональной корпоративности, поглощающей всякую человеческую самость. Современное общество выработало очень утилитарное и очень рациональное отношение к процессу обучения: Человек должен получить определённую сумму знаний. И эта сумма увеличивается год от года. Ребёнок видит мир целостно, воспринимает его непосредственно, и, абсолютизируя одну из форм мыслительной деятельности и один канал связи с миром взрослых, мы разрушаем весь строй маленького человека и сковываем возможности его мозга.

Гуманитарное образование — это построение и умножение разнообразных душевных и интеллектуальных связей ребёнка с внешним миром. Оно должно поставить человека перед лицом опыта поколений, запечатлённом в текстах, в том числе и художественных. Этот опыт нужен ребёнку не для того, чтобы Знать нечто, а чтобы Реализовать Себя в завтрашней жизни. Значит, это постижение неотрывно от постижения языка/речи, ибо сам смысл любого языка — в высказывании, в выражении себя для других. Язык, речь рождаются из потребности говорить, а не из потребности слушать и повторять услышанное. Поэтому сегодня гуманистическая педагогика не может удовлетвориться банальным позитивистским тезисом: быть человеком — значит быть интеллектуалом, знание человеку выгодно и т. п. Знание не делает проблемы из себя самого. Преподавание гуманитарных дисциплин уже имеет иной опыт: Оно помогает ребёнку осознать, зачем это знание ему нужно, как оно сможет ему помочь жить завтра. Проблема возникает не там, где обнаруживается, что ребёнок не знает чего-то. Проблема начинается тогда, когда он пытается и не может ответить себе, какова должна быть его собственная позиция в связи с чем-либо, когда из множества услышанных и вычитанных мыслей ребёнок не может найти собственно ему принадлежащую, в которую он на самом деле верит.

Цель гуманитарного образования — помочь ребёнку решить главную проблему его жизни — сформулировать по отношению к внешним вещам свой набор мнений, верований, линий поведения, ибо чтобы жить, человеку необходимо мыслить. Если обратиться к самим детям с предложением закончить фразу “Я бы хотел(а) понять…”, мы прочитали бы следующее (привожу реальные ответы школьников разного возраста).

Зачем мы живём в этом мире?

Почему в современном мире больше ценится наглость, чем кротость и скромность?

Почему деньги занимают гораздо большее место в жизни, чем собственные чувства?

Как нужно жить в этом мире, оставаясь собой, но не выпадать из него?

Как можно оставаться при своём мнении, но не конфликтовать с окружающими?

Почему лето приходит только после весны? Почему за утром придёт день, а за днём вечер и, наконец, ночь… Откуда эта гармония, никому неясная, непонятная, незыблемая, великая, прекрасная?!

Какое место занимает наш маленький “голубой шарик” — планета Земля на этом большом, исписанном звёздами чёрном месте Космоса?

Может ли человек сам себя построить, изменить?

Главным образом, я, конечно, хотела бы понять себя, но зачастую люди мне в этом мешают, когда пытаются навязать своё мнение, задавить моё “я” или своими поступками, словами, действиями заставляют меня усомниться в правильности моих убеждений.

Я хотела бы понять других людей, почему они так думают, чувствуют, поступают, к чему стремятся, ради чего живут. К чему стремлюсь я? Имеет ли жизнь какой-либо смысл и что думают на этот счёт другие?

Я бы хотела понять, что представляет собой жизнь. Может быть, это игра умелых актёров; иллюзия, которую мы создаём для себя? Почему дети больше ценят её, чем взрослые люди? Зачем люди подавляют себя?

Я бы хотела понять, почему у людей такая разная судьба? Почему одни могут любить, уважать, терпеть, а главное — прощать, в то время как другие обманывают, лицемерят, убивают в себе добрые чувства. Почему люди не хотят принимать реальность? Правда ли, что каждый человек в жизни умеет делать что-то лучше всех? Почему после счастья обязательно должно быть горе и разочарование?

Когда люди научатся понимать свои ошибки и делать выводы?

Я бы хотела понять те жизненные проблемы, через которые мне предстоит пройти.

Я всегда хотел понять, почему люди не хотят быть добрее, почему у меня не получается быть добрее. Люди зациклились на своих проблемах и готовы задушить тебя, если ты наступил кому-нибудь на ногу. Ссоримся, обижаемся — всё из-за гордыни… Надо научиться прощать.

Почему, дав нам определённые инстинкты и возможности, жизнь ставит противоположные правила игры?

Почему человек должен смиряться с теми или иными жизненными ситуациями?

Это те вопросы, которые в большинстве своём остаются без ответов в стенах школы. Поглощённый жизнью, вчерашний ребёнок сам будет искать их либо не увидит в этих поисках смысла.

И ещё одна подборка детских высказываний, имеющих прямое отношение к тому, как школьники оценивают собственные внутренние силы, чтобы жить дальше. Жизнь требует от подростка совсем не тех умений и способностей, на которых настаивает школа. Она требует способности выживания. Кто справится с этой задачей? Тот, кто приспособится к правилам игры, заданным временем и сильными мира сего? Или тот, кто найдёт в себе силы остаться собой?

Я достаточно способна, чтобы учиться и познавать жизнь, потом работать.

Я достаточно способен, чтобы держать удар (не физический), однако держать его вечно и не закричать невозможно.

Я достаточно способна, чтобы быть самостоятельным человеком и отвечать за свои поступки, создавать своё суждение по поводу разных вопросов; уметь слушать других людей.

Я достаточно способна, чтобы заглянуть в себя и выразить свои мысли; чтобы осуществить свои мечты; чтобы соизмерить свои силы со своими способностями; чтобы быть счастливой, чтобы радоваться тому, что у меня уже есть и не просить более, если нет необходимости.

Старшеклассники мечтают, по их словам, о том, что не будет войны, что люди перерастут свою глупость и перестанут зацикливаться на деньгах, научатся понимать других и себя, будут добиваться выполнения своей цели так, чтобы потом никто не обвинял их в подлости; мечтают что-то сделать для своей страны; чтобы всех людей объединяла общая вера, идея, психология; чтобы не ссорились близкие в семье (кстати, помните у А. Платонова: “У вас ребёнок живёт, а вы ругаетесь — он же весь свет родился окончить”).

Детские мечты и представления о себе и мире неизбежно столкнутся с реальностью жизни, и исход этой драматической коллизии отразится в каждой индивидуальной судьбе. Нынешняя ситуация такова, что гуманитарное образование, понимаемое как построение мировоззрения человека, свободно мыслящего в контексте культурного опыта прошлых поколений, свободно выражающего себя в речи, противоречит процессам усиливающегося расслоения общества и всё более суживающейся специализации. В этом смысле гуманитарное образование опасно и избыточно. Чтобы уменьшить риск социальных потрясений, государственная элита стремится ограничить образовательный уровень основной массы населения и формирует соответствующее общественное мнение, оправдывая идеологией рынка потребность в узкофункциональной обученности человека, в услугах которого она нуждается. Рынок разрушает образование, понимая, что свободным сознанием трудно манипулировать. Утилитарно-прагматический подход к изучению гуманитарных наук (тестирование, ЕГЭ), отсутствие концепции целостного построения мировоззрения растущего человека, равно как и отсутствие внятных целей образования, свидетельствуют об этом.

Имеет ли сколько-нибудь удовлетворительное решение проблема гуманитарного — в том числе и литературного — образования сегодня, сказать трудно. Но совершенно точно, что педагог в своём классе, в своей аудитории может создать условия для того, чтобы вместе со своими учениками искать ответы на их вопросы, понимая, на что в их душах он может рассчитывать, вместе читать книги, писать о прочитанном и думать, высказывая свои мысли и надеясь быть услышанным.