Унификация в МЧП
Тема № 3. Унификация в МЧП.
3.1 Понятие, виды и способы унификации
3.2 Деятельность международных организаций по унификации
3.1 Понятие, виды и способы унификации
Унификация (unie facere делать единым) права это создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных норм во внутреннем праве разных государств.
Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств.
Отсюда унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса. Главной ее особенностью выступает то, что она происходит в двух правовых системах в международном праве и во внутреннем праве государства с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов.
Существует несколько классификаций унификации в зависимости от критерия, положенного в ее основу.
1) По способу правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом:
- унификация коллизионного права (Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о простом и переводном векселе 1930г.) ;
- унификация материального частного права (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.);
- смешанная, когда один международный договор предусматривает унификацию и коллизионных, и материальных норм (Всемирная конвенция об авторском праве 1952г.).
2) В зависимости от вида частноправовых отношений (предметный критерий) выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материальных), предназначенных для регулирования отношений, являющихся предметом:
- отраслей;
- подотраслей;
- институтов частного права.
3) По субъектам международных договоров:
- универсальную (для всех государств), (Венская конвенция 1980г.);
- региональную (региональные договоры) (Евразийская патентная конвенция 1994г.);
- двустороннюю (двусторонние договоры), (Российско-польский договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996г.);
______________________________________
Темы для докладов:
1. договор международной купли-продажи (Венская конвенция 1980 г., Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.);
2. новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.)
______________________________________
3.2 Деятельность международных организаций по унификации
В мире существует большое количество международных организаций, занимающихся проблемами МЧП, - Гаагские конференции по МЧП, Международный симпозиум по Кодексу Бустаманте, Всемирная торговая организация (ВТО), УНИДРУА, МТП, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ. Эти организации проводят большую работу по унификации и гармонизации законодательства в сфере МЧП. В их рамках заключено огромное количество международных договоров, регулирующих различные аспекты межгосударственного сотрудничества по частноправовым вопросам.
Учитывая трудности применения внутреннего права отдельных государств для регулирования внешнеэкономических отношений и одновременно необходимость сохранения коллизионного метода регулирования, большинство международных конвенций в области МЧП имеет комплексный характер - они представляют собой сочетание унифицированных и материальных и коллизионных норм. В соответствии с положениями этих конвенций унифицированные материальные нормы обладают доминирующим положением, а коллизионный метод играет роль субсидиарного начала и средства восполнения пробелов.
Унификация права - это процесс создания единообразных, одинаковых норм законодательства разных государств посредством заключения международных договоров. В любом международном договоре устанавливаются обязанности государств по приведению своего внутреннего права в соответствие с нормами данного договора. Главная особенность унификации права: она происходит одновременно в двух различных правовых системах - в международном праве (заключение международного договора) и в национальном праве (имплементация норм этого договора во внутригосударственное право). Унификацию права можно определить как сотрудничество, направленное на создание международного механизма регулирования отношений в сфере общих интересов государств.
Унификация права - это разновидность правотворческого процесса, который происходит в основном в рамках международных организаций. Результаты унификации наиболее ощутимы в области МЧП, поскольку только эта отрасль национального права затрагивает интересы двух и более государств. Унификация затрагивает практически все отрасли и институты МЧП. Ее основные итоги - выработка единообразных коллизионных норм (Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1986)), единообразных материальных норм (Конвенция
УНИДРУА о международном факторинге и о международном финансовом лизинге (1988)), полисистемных нормативных комплексов (сочетающих и коллизионные, и материальные нормы - Бернские конвенции о международных железнодорожных перевозках (1980)).
Унификация МЧП происходит на двух уровнях - универсальном и региональном. На американском континенте приняты и успешно действуют Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным договорам (1994) и Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже (Панамская конвенция) (1975); разработан проект Межамериканской конвенции о международной юрисдикции в сфере экстерриториального действия иностранных судебных решений. В рамках Совета Европы постоянно разрабатываются и принимаются конвенции по вопросам МЧП - например, Брюссельская конвенция об иммунитете государств 1972 г., Европейская конвенция об усыновлении 2008 г.
Наиболее успешный пример унификации МЧП на региональном международном уровне показывают страны ЕС. Гаагская программа, принятая Европейским Советом 5 ноября 2004 г., инициировала унификацию коллизионного права ЕС. В настоящее время в ЕС идет процесс замены наиболее востребованных конвенций (например, Брюссельская конвенция о подсудности, признании и исполнении решений по гражданским и торговым делам (1968) и Римская конвенция 1980 г.) регламентами Европейского парламента и Совета.
Регламенты имеют юридически обязательную силу и прямое действие в национальных правоприменительных органах государств - членов ЕС. В области МГП действуют регламенты Брюссель I и Брюссель II bis. Коллизионные нормы унифицированы в регламентах Рим I (договорные обязательства) и Рим II (внедоговорные обязательства). Европейская комиссия готовит новые источники коллизионного права ЕС. Было принято решение об одобрении Регламента Совета (ЕС) № 1259/2010 о праве, применимом к вопросам о разводе и раздельному проживанию супругов по решению суда от 20 декабря 2010 г., который подлежит применению с 21 июня 2012 г. (Рим III). Также планируется подготовить проект регламента Рим IV, обобщающий коллизионное регулирование в сфере наследственного права.
В 2012 г. была подготовлена новая редакция Брюссель I.
Во всех регламентах ЕС прямо декларируется цель:
- усовершенствовать содержание и расширить сферу применения единообразных коллизионных норм ЕС;
- упростить и демократизировать процедуру внесения изменений и дополнений, направленных на дальнейшее совершенствование коллизионных норм ЕС;
- создать единообразную судебную практику (прецедентное право) на основе решений Суда ЕС, дающих нормативное толкование регламентов.
На универсальном уровне разработкой унифицированных коллизионных норм занимается прежде всего Гаагская конференция по МЧП; разработкой унифицированных материальных норм - Римский институт по унификации частного права (УНИДРУА). Унификацией права международной торговли главным образом занимаются ВТО, ЮНСИТРАЛ и МТП.
Гаагская конференция по международному частному праву (международная межправительственная организация) была создана в 1893 г. (участники - 69 государств). К настоящему времени в рамках этой организации разработано и принято свыше 40 конвенций, которые традиционно именуются "Гаагские". Среди наиболее значимых конвенций можно выделить1:
o Конвенцию о праве, применимом к трастам, и об их признании (1985);
o Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении межгосударственного усыновления (1993);
o Конвенцию о международной защите совершеннолетних (2000);
o Конвенцию о соглашениях об исключительном выборе суда (2005);
o Конвенцию о праве, применимом к определенным правам на ценные бумаги, находящиеся во владении посредника (2005);
o Конвенцию о международном возмещении расходов на содержание детей и других форм семейных алиментных обязательств (2007);
o Протокол 2007 г. о праве, применимом к алиментным обязательствам, заменивший аналогичную конвенцию 1973 г.
Цель Гаагской конференции - проведение работ по унификации норм МЧП (ст. 1 Устава). Работу Конференции обеспечивает Государственная комиссия Нидерландов для содействия кодификации МЧП, учрежденная в 1897 г. Сессии Конференции проводятся каждые четыре года.
Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА) расположен в г. Риме. Как самостоятельная международная межправительственная организация он существует с 1940 г. (участники - 61 государство). В рамках УНИДРУА разработаны многие конвенции в различных областях МЧП:
o Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания (1973);
o Женевская конвенция о представительстве при международной купле-продаже товаров (1983);
o Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге (1988);
o Оттавская конвенция о международном факторинге (1988);
o Кейптаунская конвенция о международных имущественных правах на подвижное оборудование (2001) с Кейптаунским протоколом 2001 г. по авиационному оборудованию и Люксембургским протоколом 2007 г. по железнодорожному подвижному составу;
o Конвенция о материально-правовом регулировании ценных бумаг (2009);
В рамках УНИДРУА разрабатываются и документы, входящие в состав lex mercatoria:
o Типовой закон о раскрытии информации в отношении франчайзинга (2002);
o Принципы международных коммерческих контрактов (первая редакция - 1994 г., вторая - 2004 г., третья - 2010 г.);
o Принципы транснационального гражданского процесса (2004);
o Руководство по составлению международных рамочных франчайзинговых соглашений (2007).
Основная задача УНИДРУА - изучение средств гармонизации и сближения частного права государств и подготовка к принятию национального законодательства, содержащего единообразные нормы частного права. На территории каждого государства-участника УНИДРУА обладает правоспособностью, необходимой для осуществления своей деятельности и достижения своих целей.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) (вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН; учреждена в 1966 г.; участники - 60 государств). ЮНСИТРАЛ занимается подготовкой проектов конвенций и кодификацией международных торговых обычаев. На основе проектов, разработанных ЮНСИТРАЛ, были приняты:
o Венская конвенция 1980 г.;
o Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974) (с Протоколом 1980 г.);
o Нью-Йоркская конвенция о международных переводных и международных простых векселях (1988);
o Нью-Йоркская конвенция о независимых гарантиях и резервных аккредитивах (1995);
o Нью-Йоркская конвенция об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (2001);
o Нью-Йоркская конвенция об использовании электронных сообщений в международных договорах (2005);
o Роттердамская конвенция о договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов (2009).
ЮНСИТРАЛ участвует в подготовке типовых законов (model laws) и типовых законодательных положений (model legislative provisions) по вопросам права международной торговли. К настоящему времени разработаны:
o Типовой закон о международном коммерческом арбитраже (1985, ред. 2006);
o Типовой закон о международных кредитовых переводах (1992);
o Типовой закон о закупках товаров, работ и услуг (1994);
o Типовой закон об электронной торговле (1996);
o Типовой закон о трансграничной несостоятельности (1997);
o Типовой закон об электронных цифровых подписях (2001);
o Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре(2002);
o Типовые законодательные положения по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников (2003).
Международная торговая палата (МТП) (международная неправительственная организация; создана в 1919 г.) играет главную роль в области неофициальной систематизации и кодификации обычаев и обыкновений, действующих в МЧП. Основная цель МТП - организационное, техническое и правовое обеспечение глобального бизнеса. В настоящее время МТП объединяет свыше 7 тыс. компаний, промышленных и торговых ассоциаций, федераций и торговых палат в 130 странах мира. Основным звеном структурного механизма МТП являются комиссии, формируемые по отраслевому признаку и включающие свыше 500 экспертов в различных областях мирового бизнеса. МТП занимается составлением и изданием сборников унифицированных обычаев, правил и обыкновений:
o Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (Инкотермс; последняя ред. 2010);
o Унифицированные обычаи и правила для документарных аккредитивов (ред. 2006);
o Унифицированные правила по инкассо (ред. 1995);
o Международная практика по резервным аккредитивам (1998);
o Международный кодекс по прямым продажам (1999);
o Международный кодекс по продвижению торговли (2002);
o Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов в электронной торговле (E-TERMS) (2004);
o Руководство по маркетингу и рекламе с использованием электронных средств массовой информации (2004);
o Консолидированный кодекс рекламной и маркетинговой практики (2006);
o Международные стандарты банковской практики для рассмотрения документов по операциям с документарными аккредитивами (2007);
o Типовой контракт о слияниях и поглощениях: соглашение о приобретении акций (2008).
Гармонизация права представляет собой процесс сближения национальных правовых систем, уменьшение и устранение различий между ними. Гармонизация права и его унификация - взаимосвязанные явления, но гармонизация является более широким понятием, так как сближение национально-правовых систем осуществляется и за пределами унификации права. Главное отличие гармонизации от унификации - отсутствие международных обязательств (международных договорных форм) в процессе гармонизации. Отсутствие договорных форм предопределяет специфику всего процесса гармонизации права в целом, который может быть как стихийным, так и целенаправленным. Суть стихийной гармонизации - в процессе сотрудничества и взаимодействия государств в их правовых системах появляется похожее или даже идентичное правовое регулирование (рецепция римского права в Европе, Азии, Латинской Америке). Целенаправленная гармонизация - это осознанное восприятие одним государством правовых достижений других государств (действие ФГК в Бельгии; использование положений ФГК и ГГУ в ГК РФ).
В области МЧП интенсивно идет процесс целенаправленной гармонизации. При разработке законодательства по МЧП зачастую имеет место рецепция такого регулирования в форме прямого заимствования (использование Лихтенштейном в 1996 г. Закона о МЧП Австрии (1978); в Румынии (1992), Болгарии (2005) и странах СНГ - Закона о МЧП Швейцарии (1987)). Еще в большей степени применяются идеи и подходы - структура швейцарского Закона 1987 г. заимствована итальянским (1995), бельгийским (2004) и чешским (2012) законодателями. Первый проект Закона о МЧП Венесуэлы (1998) появился в 1963 г. и оказал большое влияние на кодификации МЧП в Перу (1984) и Мексике (1987). В подготовке регулирования принимают активное участие иностранные научные центры и специалисты (проекты законов о МЧП Грузии (1998) и Азербайджана
(2000) были подготовлены немецкими юристами)'. Закон Грузии, (как и Закон о МЧП Эстонии (2002)), реципировал многие нормы и подходы Вводного закона к ГГУ.
Несмотря на масштабные процессы унификации и гармонизации права, деятельность международных организаций, функционирование международного коммерческого права, МЧП остается наиболее противоречивой, пробельной и сложной отраслью права. Государства неохотно идут на принципиальные изменения своего законодательства в целях сближения его с правом других государств или с международным правом. Особую сложность вызывают частноправовые отношения с участием государств (концессионные договоры, соглашения о разделе продукции). В целях устранения наиболее острых противоречий в области внешней торговли создана система международных правоприменительных органов - Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), Арбитражный суд при МТП.
Унификация в МЧП