Научные основы безопасности жизнедеятельности человека

На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивается с потребностью в обеспечении безопасности. Бурный научно-технический прогресс, характерный для XX века и особенно его второй половины, не только способствовал повышению производительности и качества труда, росту благосостояния и интеллектуального потенциала общества, но и привел к появлению большого количества новых угроз как для отдельной человеческой личности, так и для общества и цивилизации в целом. На наших глазах гибнет природа, истощаются ресурсные возможности земли, наблюдается рост количества возникающих катастроф природного и техногенного характера и масштабов ущерба от них. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые превышают все адаптационные, физиологические и психологические возможности организма.

Учебный материал посвящен рассмотрению проблем обеспечения безопасности человека в чрезвычайных ситуациях. Главную задачу учебного пособия авторы видят в формировании у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привитии основополагающих навыков прогнозирования, распознавания и оценки опасности, умении осуществлять надежную защиту от них, оказывать само- и взаимопомощь, а также организовывать и осуществлять ликвидацию последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В 20 веке, в результате исключительно быстрого развития цивилизации и роста антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальная экологическая угроза проявилась в четко регистрируемых феноменах — прежде всего в беспрецедентно быстром изменении содержания химических веществ в природной среде (например, накопление «парниковых газов» и истощение озонового слоя) и преобразовании естественной среды обитания в искусственную — техногенную. Это вызвало нарушение биохимического круговорота биогенов и других химических веществ и как следствие, сокращение биоразнообразия в природе. В результате такие возобновляемые ресурсы, как пресная вода, почва, многие виды биоресурсов суши и моря перестали воспроизводиться в пределах прежних естественных колебаний.

Наряду с этим антропогенное изменение климата, приводящее к росту числа и масштабов стихийных бедствий, проявление числа. генетических программ человека, появление новых болезней другие негативные явления приводят к пониманию того, что поступательно развитие цивилизации невозможно без формирования соответствующей культуры безопасности во всех сферах жизнедеятельности людей.

Более полувека мир живет без глобальных военных конфликтов, опустошительные последствия которых надолго остаются в памяти людей, однако, и в условиях относительного мира человечество несет огромные потери, связанные с локальными военными конфликтами, стихийными бедствиями, политическими и социальными коллизиями, а в последние годы с крупными промышленными авариями и террористическими актами.

Все вместе взятые проявления нестабильности способствуют серьезному обострению экологической ситуации и угрожают безопасности человека. Людские жертвы от последствий техногенных катастроф, террористических акций сопоставимы с потерями от локальных войн.

Достаточно сказать, что только за последние 20 лет в XX век пострадало более 900 млн. человек, включая более 200 тыс. погибших, а ежегодный материальный ущерб в мире исчисляется в раз-ре более 150 млрд. долларов.

Это требует принятие мер по формированию нового общественного мнения, пересмотру некоторых основополагающих принципов по обеспечению БЖ.

В ближайшее время настоятельно требуется преодолеть:

- технократическое мышление подавляющей части руководителей различных сфер общества.(полит., эконом., производ.). следствием которого явл. нарастающая деградация окруж. среды, нарушение естественного баланса и равновесие самой системы «человек-общество-природа».

- недостаточный уровень образованности населения по вопросам БЖ и поведения в условиях ЧС.

- просчеты в выборе и проектировании новых технологий, в них доминирует принцип экономической целесообразности за счет стремления экономить на надежности оборудования.

- усиление взаимодействия и взаимосвязи между ЧС природного и техногенного х-ра. Все чаще стихийные бедствия порождают техногенные катастрофы.

- возрастание роли человеческого фактора в возникновении техногенных катастроф. По оценкам экспертов человеческие ошибки 45% обуславливают экстремальные ситуации на АЭС, 80% авиакатастроф и свыше 80% на море, еще выше для автодорог. К этому фактору добавляются причины кризисного состояния России.

Научно-технический прогресс не только способствовал повышению производительности труда, росту благосостояния общества, но и привел к появлению большого количества новых угроз для отдельного человека и для цивилизации в целом. В современной техносфере формируются новые негативные факторы; условия труда и жизни человека значительно превышают адаптационные, физиологические и психологические возможности организма. По мере ускорения темпов технического прогресса воздействие хозяйственной деятельности человека на природу становится все более разрушительным. Поэтому проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека становится все более актуальной. Настало время задуматься о путях и возможностях поддержания качества среды обитания на уровне, необходимом для сохранения здоровья людей и устойчивого существования всех земных живых популяций. Иначе человечество окажется перед фактом возникновения в природе необратимых процессов глобального масштаба, приводящих к гибели всего живого.

Роль школы и вузов состоит в том, чтобы подготовить граждан не только к выживанию в условиях нарастающих техногенных опасностей, но и к освоению новой культуры безопасного поведения, основанной на ресурсо– и здоровьесберегающих технологиях, бережном отношении к окружающей нас природной среде.

Решение проблем безопасности жизнедеятельности человека и общества требует активной позиции молодежи, развития гражданского самосознания, готовности к добровольному ограничению некоторых индивидуальных прав и свобод во имя общей безопасности. Это возможно только в обществе, организованном на принципах демократии, дисциплины, законности и культуры безопасности, реализация которых возможна лишь на основе массового изучения и освоения культуры безопасного поведения и воспитания, охватывающей все ступени образования – от дошкольного воспитания до системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

С учетом этих задач и в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) и с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2005 г. № 715) студентам педагогических вузов предлагается к изучению курс «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них».

В предлагаемом пособии рассмотрены источники возникновения техногенной опасности, методы их предупреждения, предотвращения и ликвидации, освещены основные вопросы технической безопасности в сфере коммунальных и бытовых проблем. Изучение курса позволяет студентам получить систематизированное представление об опасностях техногенного характера и их прогнозировании, научиться оценивать их влияние на жизнь и здоровье человека, усвоить алгоритмы безопасного поведения с учетом складывающихся условий и возможностей.

В пособии предпринята попытка системного обобщения материалов разных школ и направлений в единой логике. Главы дополнены таблицами, схемами, контрольными вопросами и заданиями. При подготовке книги использованы материалы МЧС, Минобороны, МВД России, а также публикации известных специалистов (С. Белов, Ю. Воробьев, А. Зайцев, П. Ижевский, Л. Михайлов, В. Потапов, О. Русак, А. Смирнов, В. Сапронов, В. Шолох, С. Шойгу).

Учебное пособие разработано специалистами Московского и Оренбургского государственных педагогических университетов. Оно соответствует программам профессионального образования будущего учителя с квалификацией «Преподаватель ОБЖ».

Глава 1 Научные основы безопасности жизнедеятельности человека

1.1. Наука о безопасности жизнедеятельности Общие представления

Анализ истории и проблем развития человека свидетельствует о том, что потребности и мотивы обеспечения его безопасности относятся к числу основных. Стремление к безопасности обусловило объединение наших предков в сообщества, предопределило формирование силовых структур (армии, полиции, служб охраны), привело к созданию многих международных организаций, в т. ч. ООН и Совета Безопасности.

Безопасность — обусловленная законодательными и практическими мерами защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз, способных погубить их, нанести неприемлемый (недопустимый) ущерб.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

К числу глобальных проблем безопасности можно отнести следующие:

• невосполнимость природных ресурсов;

• предельная площадь и продуктивность возделываемых земель;

• загрязнение биосферы при ограниченных способностях биосферы к регенерации;

• резкий рост численности населения планеты;

• снижение динамики развития мировой цивилизации;

• перенасыщенность планеты оружием массового уничтожения.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности предполагает:

• анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени;

• определение и описание опасностей;

• разработку эффективных систем и методов выявления опасностей и защиты от них;

• формирование требований по безопасности деятельности к операторам различных систем и населению;

• организацию систем мониторинга и контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

• разработку и реализацию мер по ликвидации последствий проявления опасностей;

• организацию обучения населения основам безопасности и подготовку специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности

Анализ реальных ситуаций, событий и опыта позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере:

1. Любая деятельность потенциально опасна и в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, основная задача – свести риски к минимуму.

2. Техногенные опасности существуют, если потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения. Соблюдение предельно допустимых значений этих потоков сохраняет безопасные условия жизнедеятельности человека и уменьшает негативное влияние техносферы на природную среду.

3. Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей. Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за ошибок обслуживающего персонала, наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем.

4. Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени. Они существуют везде и всегда при использовании любых технических систем, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и пр.).

5. Техногенные опасности одновременно оказывают негативное воздействие на человека, социум, природную среду и элементы техносферы. Человек и окружающие его природа, общество и техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек – общество – техносфера – природная среда».

6. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приводят к травмам, материальным потерям, деградации природной среды, социальным проблемам. Воздействие вредных факторов, как правило, длительное; оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к изменению и уничтожению представителей флоры и фауны. Травмоопасные воздействия возникают при авариях и катастрофах, при взрывах, разрушениях зданий и сооружений. Зоны таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно их распространение на значительные территории (например, авария на Чернобыльской АЭС).

7. Защита от техногенных опасностей достигается совершенствованием технических объектов, являющихся источниками опасности; увеличением расстояния между источниками опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

8. Компетентность людей, знание опасностей и способов защиты от них – необходимое условие достижения безопасности жизнедеятельности. Рост техногенных опасностей, отсутствие естественных механизмов защиты от них требуют приобретения человеком навыков обнаружения и нейтрализации опасностей, применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопасности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный –с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

9. Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно. Наибольшие трудности в ограничении размеров зон воздействия опасных факторов имеют место при эксплуатации систем повышенной энергоемкости (хранилищ углеводородов, химических производств, АЭС и т.п.). При авариях на таких объектах опасные зоны охватывают, как правило, не только производственные зоны, но и зоны пребывания населения. Основными направлениями снижения опасности подобных объектов являются: • совершенствование систем безопасности объектов;

• уменьшение размеров опасных объектов;

• дистанцирование промышленных и жилых зон;

• активное использование защитных систем и устройств;

• непрерывный контроль источников опасности;

• достижение высокого профессионализма операторов технических систем;

• массовое обучение населения основам безопасности жизнедеятельности, решение насущных социально-бытовых потребностей.

Безопасность жизнедеятельности (БЖ) как наука находится в стадии своего формирования. Она опирается на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях, на достижения в профилактической медицине, биологии, основывается на законах и подзаконных актах. Черпая информацию, методы, подходы, знания из всех областей научных знаний, БЖ находится на стыке многих наук, имея явную практическую направленность.

1.2. Образование в области безопасности жизнедеятельности

История развития образования в области БЖ

Первопричиной многих аварий, катастроф, несчастных случаев часто становятся просчеты и некомпетентность людей. Устранить эту причину можно, только создав систему непрерывного образования и воспитания населения в области безопасности жизнедеятельности.

Системное изучение наиболее вероятных опасных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение с детских лет поведению в таких условиях призвано подготовить человека к принятию правильных решений в экстремальных ситуациях.

Основы образования в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности в нашей стране были заложены еще в XIX столетии в образовательных учреждениях, готовивших специалистов для военных нужд, для органов безопасности и внутренних дел, промышленности и медицины, а подготовка специалистов в области БЖД начата недавно, лишь в 1990-х годах.

Образование в области БЖ — процесс и результат приобретения систематизированных знаний, умений и навыков; осуществляется в основном в общеобразовательных учреждениях высшего профессионального образования.

«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в виде специального курса (предмета) введены в общеобразовательных учебных заведениях России с 1 сентября 1991 года

Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253.

С 1995 года обучение студентов высших учебных заведений осуществляется по программе «Безопасность жизнедеятельности», более 40% учебного времени которой отводится на изучение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Современное состояние образования

Сегодня образовательная структура выглядит следующим образом:

Первый общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖ, вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности. Реализуется этот уровень подготовки введением в средней школе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) (Приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56). Школьный возраст – наиболее благоприятный для формирования у человека чувства личной и коллективной безопасности в экстремальных ситуациях.

Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. Примерная программа курса ОБЖ рассчитана на 176 учебных часов, из них 5 дней (40 часов учебного времени) отводится на учебные сборы при воинских учреждениях; реализуется в 10–11 классах общеобразовательных учреждений.

Указанная программа в целом отражает государственную образовательную политику в области защиты от чрезвычайных ситуаций и позволяет формировать у обучаемых ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Ежегодно около 14–15 млн учащихся изучают курс ОБЖ в более чем 60 тыс. школ страны и столько же – в других ОУ.

Второй уровень образования по БЖ — подготовка специалистов инженерно-технических работников (ИТР) всех специальностей, поскольку создаваемая и эксплуатируемая техника и применяемые технологии являются основными источниками травмирующих и вредных факторов, действующих в среде обитания. Разрабатывая и эксплуатируя технику, специалист обязан обеспечить не только ее функциональное совершенство, технологичность и приемлемые экономические показатели, но и достичь требуемых уровней ее экологичности и безопасности.

Решение задач БЖ при разработке и эксплуатации социальных, военных и иных технических систем невозможно без знания уровней допустимых воздействий вредных факторов на человека и природную среду, а также негативных последствий, возникающих при нарушении требований безопасности.

Знания БЖ важны также и для педагогов всех специальностей, которые готовят кадры для нужд промышленного производства. Обучение в вузах целесообразно вести на основе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с изучением отдельных вопросов безопасности труда на курсах по специальности или специализации.

Третий уровень образования — подготовка инженеров и специалистов по безопасности жизнедеятельности, то есть специалистов, профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. К ним относятся прежде всего специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности различных объектов, мониторингу окружающей среды, эксперты по охране труда, безопасности детского досуга, разработчики экобио защитных систем и защитных средств. Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка социальных, образовательных и технических систем и производств с позиций БЖ, разработка новых средств и систем экобиозащиты, управление в области БЖ на местном и региональном уровнях.

Для реализации этого уровня образования в нашей стране с 1994 года введены новые специальности: 330100 «Безопасность жизнедеятельности», 330200 «Инженерная защита окружающей среды» (по отраслям), 330500 «Безопасность технологических процессов и производств» (по отраслям), 330600 «Защита в чрезвычайных ситуациях», а также направление 553500 «Защита окружающей среды». Вузы активно откликнулись на это решение.

Подготовка кадров ведется уже более чем в 100 вузах России. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 553500 и специальностям группы 330000 определены соответствующими государственными стандартами. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает включение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для технических специальностей в объеме 187 часов. Для остальных направлений и специальностей изучение вопросов безопасности предусмотрено в рамках 100-часовой программы. В половине образовательных учреждений высшего профессионального образования имеются кафедры безопасности жизнедеятельности. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования БЖ изучается по 68-часовой учебной программе.

Четвертый образовательный уровень — последипломное образование. Это связано с тем, что наука о безопасности постоянно развивается, совершенствуются методы контроля негативных факторов, прогноза их появления и оценки последствий воздействия, защиты от опасностей и негативного воздействия, расширения и видоизменения техники защиты. С течением времени в профессиональной деятельности происходит не только приобретение практического опыта, но и потеря знаний, умений и навыков. Кроме того, развивается привыкание человека к опасности, появляется мнимая адаптация к опасности. Все это требует введения в систему непрерывного образования последипломного образования (обучения), которое призвано восполнить утерянные знания и навыки. Этот уровень образования реализуется в системе повышения квалификации. Как правило, последипломное образование (обучение) имеет узкопрофессиональную направленность в форме общего курса БЖ или в виде специализированных курсов по безопасности и экологичности в системах институтов повышения квалификации – при Министерстве чрезвычайных ситуаций (МЧС) РФ и других подобных структур.

На фоне роста аварий, эпидемий и других опасностей повышение качества преподавания ОБЖ и БЖ имеет первостепенное значение для снижения количества погибших и раненых в стране, защиты имущества, прав и интересов граждан. После развала прежних систем профилактики и контроля преподавание этих дисциплин остается одним из существенных рычагов профилактической пропагандистской работы в сфере борьбы с угрозами безопасности населения.

Образовательная область ОБЖ внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования, особое внимание уделяется вопросам усиления подготовки учащихся и персонала образовательных учреждений к действиям в опасных техногенных, криминальных и иных ситуациях.

Новая редакция Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» (квалификация – учитель БЖ) открыла дополнительные возможности для повышения качества подготовки специалистов по безопасности для образовательной и социальной сферы. В обновленном стандарте предусмотрен отказ от громоздких курсов в пользу выделения более компактных и актуальных дисциплин предметной подготовки, дополнительных специализаций, востребованных обществом. Усилены теоретические, социологические, психологические, социально-правовые, культурные, медико-гигиенические аспекты подготовки будущих педагогов в сфере БЖ.

Проблемы преподавания

Вместе с тем в преподавании ОБЖ есть ряд проблем.

1. Слабое знание населением основ безопасности жизнедеятельности и отсутствие культуры и навыков обеспечения личной безопасности. К сожалению, сегодня в 30–40% школ курс ОБЖ не преподается или преподается в неполном объеме; не хватает учителей, современных учебных пособий.

2. В стране нет единого подхода к преподаванию ОБЖ, поскольку образовательные учреждения руководствуются различными базисными учебными планами и программами. Контроль за объемом и качеством преподавания ОБЖ в данной ситуации затруднен.

3. Низкий уровень отдельных занятий ОБЖ. Обучающиеся получают искаженные представления о культуре БЖ. За пределами занятий и учебных пособий остаются многие актуальные вопросы криминальной, продовольственной, информационной, семейной, финансовой, международной безопасности. Проблематика ОБЖ часто сводится к проблемам чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в ущерб знаниям о защите от опасностей в быту, от недобросовестной рекламы, фальсифицированных лекарств и товаров, экстремизма, иных социальных угроз.

4. Мало используются формы самостоятельной творческой работы учащихся (конкурсы, соревнования), много времени тратится на пересказ учебников в ущерб отработке конкретных практических навыков.

5. Образовательные учреждения редко привлекают региональные силовые структуры к проведению совместных мероприятий (семинаров, круглых столов, брифингов). Работникам правоохранительных органов следует рассказывать в образовательных учреждениях об интересных и поучительных ситуациях и уголовных делах.

Направления развития преподавания БЖ

В целях повышения эффективности образования необходимо осуществлять развитие преподавания БЖ и ОБЖ по следующим актуальным направлениям.

1. Привести содержание образовательных программ по основам безопасности жизнедеятельности в соответствие с Конституцией РФ, законами в области обеспечения безопасности населения и Концепцией национальной безопасности РФ; дать более четкое определение в программах и учебных материалах конкретных навыков и умений, которыми должен овладеть обучаемый.

2. Обеспечить реализацию рекомендаций Минобрнауки РФ об усилении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности при изучении других учебных предметов базисного учебного плана и проведении занятий во внеурочное время (п. 2. письма Минобрнауки РФ от 30 августа 2005 г. № 03-1572); ходатайствовать перед руководством Минобрнауки РФ об организации изучения основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе во всех классах с 1-го по 11-й в объеме не менее одного часа в неделю; обратиться к федеральным органам власти и главам субъектов РФ с предложениями об усилении организационной и финансовой поддержки для развития новых форм непрерывного обучения населения и молодежи культуре безопасности.

3. Создать в вузах факультеты безопасности или совмещенные факультеты: физической культуры и БЖ, химии и БЖ, экологии и БЖ, географии и БЖ. Это соответствует рекомендациям Минобразования РФ по совмещению педагогических специальностей от 31 декабря 2002 г. Одна кафедра не в силах подготовить все материалы по разным разделам БЖ.

Необходимо иметь несколько кафедр БЖ, по аналогии с наличием нескольких кафедр по другим образовательным областям. Это позволит во многих вузах начать подготовку педагогов по дополнительной специальности – учитель БЖ, что повысит социальную защищенность выпускников.

4. Увеличить набор студентов по специальностям в сфере БЖ; расширить набор тем и предметов для дополнительной подготовки, например, безопасность туризма и спорта, методики оздоровления и ЗОЖ, экологическая безопасность, охрана труда, информационная безопасность, охранная деятельность в сфере образования, профилактика социальных отклонений (превентология).

5. Широко вовлекать обучающихся в практические формы овладения навыками и умениями БЖ в составе общественных формирований (служба спасателей, добровольная народная дружина, добровольная пожарная дружина и т. д.); улучшать и расширять формы взаимодействия вузов с центрами субъектов РФ по профилактике ВИЧ, органами социальной защиты населения, Росспорта, МВД, МЧС России, других ведомств, с международными и общественными организациями, ведущими профилактическую деятельность.

6. Укреплять и развивать постоянные формы связи образовательных учреждений с силовыми структурами (в предложениях МВД и Госнаркоконтроля РФ не раз отмечалось важное профилактическое значение учебных материалов по защите от социальных, криминальных опасностей, экстремизма, от проявлений наркомании и пьянства, от которых ежегодно страдают миллионы наших сограждан). 1.3. Перспективы развития систем обеспечения жизнедеятельности

Необходимость оценки опасности техносферы

Негативное воздействие опасностей на человека в наибольшей степени проявляется в крупных городах и промышленных центрах. Данные о характере заболеваний населения являются одними из основных показателей для принятия решений в области безопасности жизнедеятельности.

Для достоверной оценки опасностей техносферы необходимо ясно представлять истинное состояние здоровья работающих на промышленном предприятии и различных групп населения города и региона. Часто оценка состояния здоровья, базирующаяся на данных обращаемости населения в медицинские учреждения, недостоверна.

Важнейшую роль в деле сохранения здоровья населения в ближайшем будущем будет играть информация об опасностях техносферы и среды обитания. Она должна содержать значения и прогноз величины критериев безопасности и показателей негативности среды обитания как в производственных помещениях, так и в регионах. Наличие информации о среде обитания позволит населению рационально выбирать места деятельности и проживания, рационально пользоваться методами и средствами защиты от опасностей. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, активно развивается сеть наблюдательных станций и систем мониторинга окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды

Термин «мониторинг» впервые появился в 1971 году в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО, а в 1972 году были разработаны первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде).

Мониторинг окружающей среды — слежение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях. Его основными задачами являются:

• наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

• наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

• наблюдение за состоянием окружающей среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия; оценка фактического состояния среды;

• прогноз опасных изменений природной среды под влиянием негативных факторов воздействия и оценка прогнозируемого состояния.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177 утверждено Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, в соответствии с которым информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при прогнозировании ЧС и проведении мероприятий по их предупреждению.

Информационная стратегия государства и каждого производственного объекта по укреплению здоровья и профилактике болезней населения должна включать:

• регулярную информацию об опасностях для среды обитания;

• регулярную информацию о токсичных выбросах в окружающую среду;

• регулярную информацию для работающих о негативных факторах производства и их влиянии на здоровье;

• информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;

• информацию о методах и средствах защиты от опасностей;

• информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за допущенные нарушения в сфере охраны здоровья, безопасное состояние среды обитания.

Развитие технических и программных средств обеспечения безопасности

Решение этих задач предполагает широкое внедрение специальных компьютерных программ, разнообразных датчиков и систем слежения, а также их объединение в современные интегрированные системы мониторинга и управления.

Достоинствами таких интегрированных систем являются:

• автоматическая координация сигналов от различных датчиков, автоматическая обработка сообщений для операторов;

• автоматическая запись всех событий и действий персонала;

• полноценное управление на всех стадиях происшествия (операторы реагируют на предупреждающие сигналы и информацию о создании чрезвычайной ситуации при помощи автоматизированного списка сценариев и рекомендаций для принятия решения);

• удобный и легко настраиваемый интерфейс, позволяющий следить за десятками объектов одновременно (программа автоматически выводит на экраны сигналы и изображения с тех мест, где произошло отклонение от нормы или опасное событие).

Основные понятия и определения.

Главное в деятельности человека – обеспечение гармоничного развития и благополучия в природной и техногенной среде обеспечения.

ЧС – это обстановка на определенной территории, сложившееся в результате аварии.

Техногенная чрезвычайная ситуация — обстановка, при которой результате возникновении источника техногенной чрезвычайной ситуации нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное явление, авария или опасное техногенное происшествие, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Динамика ЧС может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития(предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению техногенной катастрофы, накапливаются отклонения состояния или процесса.

На первой стадии происходят инициирование техногенного бедствия и последующее его развитие, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду.

На второй стадии осуществляется локализация источников чрезвычайной ситуации и ликвидация последствий разрушающего воздействия поражающих факторов. Этот период в некоторых случаях может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

На третьей стадии проводится ликвидация долговременных последствий техногенного бедствия. Она имеет место только тогда, когда эти последствия требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Практически после ликвидации большинства чрезвычайных ситуаций какая-то часть последствий остается не устраненной надолго или совсем.

Последнее происходит в тех случаях, когда не имеет смысла, например, восстанавливать по-старому, а выгоднее сделать по-новому и лучше. Таким образом, некоторые чрезвычайные ситуации как бы частично компенсируютущерб, расчищая место будущему и создавая предпосылки для развития.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации — составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются иливыражаются соответствующими параметрами. Поражающие факторы могут быть первичными, т. е. прямого действия, и вторичными — побочного действия. Источник опасности - это ограниченные в некоторой области пространства процессы, которые могут привести к возникновению негативных воздействий на людей и объекты.

Потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС. Сосредоточенный на подобных объектах потенциал опасности создает угрозу причинения ущерба здоровью, объектам. Поэтому потенциально опасные объекты являются источниками возможных техногенных ЧС.

Основным и наиболее распространенным понятием, обозначающим чрезвычайное техногенное событие, является авария.

Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающем природной среде.

Техногенная катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, либо разрушение и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде.

Инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение нормативных правовых положений и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. Инцидент — менее масштабное неблагоприятное событие, чем авария и техногенная катастрофа, и чаще всего не ведет к возникновению чрезвычайной ситуации даже локального масштаба.

Безопасность в чрезвычайных ситуациях - состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект экономики, окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайных ситуаций.

Организационной структурой противодействия опасным техногенным событиям в мирное время является единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а для защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий — гражданская оборона.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - система органов исполнительной власти Российской Федерации, предназначенными для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения обеспечения безопасности населения.

В настоящее время идет процесс объединения (интеграции) РСЧС и ГО на основе:

Идентичности задач и сходства большинства методов защиты людей и объектов экономики и инфраструктуры от поражающих факторов;

Возможности решения многих задач мирного и военного времени практически одним и теми же органами управлении;

Сходство контроля и оценки обстановки при различных обстоятельствах.

Ущерб.

Одним из ключевых понятий в области безопасности в чрезвычайных ситуациях, определяющих их масштабность, является понятие ущерба.

Ущерб — потери у некоторого субъекта или группы субъектов части или всех своих ценностей. В качестве субъекта может выступать физическое или юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное или территориальное образование.

Ушерб - можно рассматривать как результат изменения состояния объектов, выражающийся в нарушении их целостности или ухудшении других свойств, в том числе утрата имущества или других материальных, культурных, исторических или природных ценностей.

В области оценки ущерба техногенных чрезвычайных ситуаций выделяют следующие основные виды ущербов:

собственный ущерб — ущерб субъекта, который владел источником опасности, ставшим причиной возникновения ущерба сторонний ущерб — ущерб субъектов, которые не владели источником опасности, ставшим причиной возникновения ущерба;

совокупный ущерб — потери субъекта, включающие собственный и сторонний ущерб;

фактический ущерб — ущерб от свершившихся чрезвычайных ситуаций;

вероятный ущерб — интегральная величина, учитывающая величину ущерба и вероятность его возникновения;

возможный ущерб — ушерб от возможных чрезвычайных ситуаций;

максимально возможный ущерб — ущерб, равный максимальному ущербу из возможных чрезвычайных ситуаций.

Различают также ущерб физическому лицу, ущерб коммерческой организации, ущерб некоммерческой организации, ущерб муниципальному или территориальному образованию, ущерб субъекту Российской Федерации.

Свойства технического объекта.

Важнейшими свойствами технического объекта и в целом системы «среда — технический объект», позволяющими противостоять определенным уровням воздействия на них техногенных опасностей являются: стойкость, уязвимость, живучесть и надежность. Совокупность этих свойств обеспечивает безопасность системы «среда — технический объект».

Стойкость — это свойство объекта сохранять свои параметры в пределах установленных допусков и выполнять свои функции во время и после действия внешних нагрузок. Стойкость объекта характеризуется критической нагрузкой (уровнем поражающего фактора), меньше которого разрушение объекта еще не наступает (например, сейсмостойкость).

Уязвимость - свойство объекта, противоположное стойкости (будем называть ее условной, т. е. при условии действия нагрузки). Характеристикой условной уязвимости является критическая нагрузка начиная с которой наступает разрушение.

Например, для промышленных зданий скорость ветра, равная 35 м\с, является критической нагрузкой. При скорости ветра меньше 35, промышленные здания обладают свойством устойчивости, при большей скорости ветра – эти здания уязвимы.

Живучесть — свойство объекта сохранять работоспособность в условиях внешних воздействий со стороны окружающей среды, выходящих за пределы нормальных условий эксплуатации, на которые был рассчитан объект.

Защищенность — приобретенное свойство объекта, повышающее его живучесть за счет проведения заблаговременных мероприятий по инженерной и другим видам защиты самого объекта, а также населения и территорий (например, сооружения инженерной зашиты от затоплений).

Предметом живучести являются существенные причинно-следственные взаимодействия среды с объектом, при этом причина генерируется средой, а следствия проявляются в объекте.

Надежность — внутреннее свойство объекта, характеризующее его способность к функционированию в условиях действия внутренних дестабилизирующих факторов и внешних факторов, характерных для нормальных (регламентированных) условий эксплуатации. Условия нормальной эксплуатации объекта в течение срока его службы известны с большой степенью точности. Нерегламентированные воздействия на объект могут привести к авариям

Предметом надежности считаются существенные связи и причинно-следственные взаимодействия, не выходящие за пределы объекта.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Научные основы безопасности жизнедеятельности человека