Правовое обеспечение энергосбережения

Лекция 4

Правовое обеспечение энергосбережения

1. Мировая практика нормирования энергосбережения

Проблема энергосбережения существовала всегда. Но первые меры регулирующего воздействия государства на уровень энергопотребления в промышленно развитых странах появились только после возникновения в 1973 г. кризисной ситуации в нефтеснабжении. В нашей стране в тот период это событие получило определение первого энергетического кризиса в капиталистическом мире: т. е. нам это не грозит! Какие первые меры были приняты этими странами в 1974 г.? Это меры запрещающего характера, направленные на снижение расхода моторного топлива, введение ограничений на скорость движения автомобильного транспорта, на продажу бензина для личных автомобилей в выходные дни, на световую рекламу, объем ночного освещения и др.

Все эти действия вряд ли можно назвать популярными и соответствующими правам человека, поэтому началась и продолжается до сих пор разработка и реализация на государственном уровне комплекса административно-законодательных мер, направленных на повышение эффективности использования топлива и энергии в различных сферах экономики и, следовательно, на обеспечение своей энергетической безопасности.

Пожалуй, первый закон об энергосбережении был принят в Федеративной республике Германии (ФРГ) 28 июля 1976 года. Он регулировал следующие направления деятельности:

теплоизоляцию зданий,

энергосбережение отопительных установок,

распределение оплаты за отопление.

Вызвано это было тем, что именно здесь сосредоточен основной потенциал энергосбережения, так как в ФРГ треть всего первичного потребления энергии составляют отопление и горячее водоснабжение.

В 1982- 1986 гг. во Франции, Бельгии, Дании был сделан существенный прорыв в области управления спросом на энергию с целью ее экономии посредством введения новых систем тарифов, отличающихся от предыдущих более широкой дифференциацией по различным критериям. Новые тарифы на электроэнергию стимулируют снижение нагрузки потребителей в период зимнего максимума за счет действия льготных тарифов в остальное время года. Широкая дифференциация тарифов, при которых пиковая энергия в определенных условиях стоит более чем в 20 раз дороже базовой, а в летнее время в отдельных тарифных зонах электроэнергия отпускается потребителям по ценам ниже среднегодовой себестоимости по энергосистемам, привела к существенному изменению графика энергосистемы Франции: появился третий суточный максимум нагрузки в районе 1 часа ночи.

В настоящее время в Европейском союзе вопросы ресурсосбережения и экологии регулируются специальными директивами, которые являются обязательными для исполнения всеми странами ЕС.

В США действует широкий спектр федеральных актов и законов штатов, регулирующих отношения производителей и покупателей энергии и энергоресурсов. Защита прав потребителей осуществляется активно развитой юридической и судебной практикой.

В Японии законодательство в области энергетики формировалось непосредственно после Второй мировой войны под влиянием американского опыта. Его результативность подтверждается тем, что Япония, не имея собственных энергетических ресурсов, стала одной из самых энергоэффективных стран мира. Энергоемкость валового продукта Японии более чем в 3 раза ниже, чем в России. А в 1947 г. наши страны были практически на одном уровне энергопотребления в промышленном производстве.

Основными из законодательных мер, используемых в настоящее время правительствами стран Европейского Союза при наличии свободных цен на топливо и регулируемых государством в большинстве стран тарифов на энергию, являются:

меры финансового (фискального) характера, поощряющие энергосбережение,

организация рекламно-информационных и пропагандистских компаний,

внедрение и периодическое ужесточение стандартов энергоэффективности и системы маркировки энергопотребляющего оборудования и приборов,

поддержка и проведение энергетических обследований,

поддержка новых исследований и разработок в сфере энергосбережения.

Очевидно, что идет процесс перевода рыночной экономики в директивно-рыночную.

2. Федеральная нормативная база в России

До 1996 г. в России не было законодательных актов, регулирующих деятельность в области энергосбережения.

Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.04.96 г. № 28-ФЗ вводит ряд понятий и определений; в том числе энергосбережение определяется как реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Данный закон - это закон непрямого действия, его цель сформулировать основные направления государственной энергосберегающей политики:

• предлагается при разработке стандартов, сертификации оборудования и метрологическом контроле блокировать выпуск энергорасточительного оборудования, материалов и изделий;

определяется правовое поле системы государственного надзора за энергоэффективностью использования энергии через обязательные энергетические обследования предприятий и организаций;

вводится обязательность учета добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых энергетических ресурсов. (В развитие этих требований за прошедший период введены в действие правила учета электрической и тепловой энергии, газа);

намечены базовые финансовые механизмы энергосбережения с участием энергоснабжающих организаций и местных органов исполнительной власти;

вводятся некоторые стимулы к развитию энергоэффективной малой автономной энергетики, использующей, в том числе, и возобновляемые источники энергии;

предлагается освобождать потребителей, реализующих энергосберегающие мероприятия, от платы за недоиспользование договорных объемов энергетических ресурсов;

вводятся требования обязательного обучения основам энергосбережения всех физических и юридических лиц и предоставления им необходимой информации по вопросам энергосбережения;

предусматривается широкое участие субъектов России в законотворческом процессе по проблемам повышения эффективности использование энергии.

Другим заметным нормативным актом следует считать федеральную целевую программу «Энергосбережение России», принятую в январе 1998 г. и вначале рассчитанную до 2005 г. В этой программе российскому законодательству рекомендовалось обеспечить создание конкурентной среды на рынке топлива и энергии, содействовать появлению независимых производителей энергоресурсов, создавать условия и экономическую заинтересованность в производстве продукции с хорошими энергетическими показателями, определять требования по участию топливо- и энергоснабжающих компаний в осуществлении энергосберегающих мер на стороне энергопотребителей.

Особую значимость имеет экономическое стимулирование потребителей энергоресурсов социальной сферы. Экономное и рациональное использование топлива, энергии и воды ведет к уменьшению бюджетных ассигнований на топливо- и энергообеспечение объектов в этой сфере, финансируемых полностью или частично из федерального или местных бюджетов. В настоящее время население оплачивает до 80 - 90 % затрат на энергообеспечение, а остальные затраты компенсируются бюджетными средствами. Дотации, согласно положениям программы «Энергосбережение России», должны выделяться непосредственно потребителям, а использованная ими энергия оплачиваться по единым для всех тарифам.

Для стимулирования энергосбережения в социальной сфере предусматриваются следующие меры:

введение субъектами РФ для различных природно-климатических зон социально обоснованных стандартов потребления населением тепло- и электроэнергии, горячей и холодной воды, природного газа;

передача объектов централизованного теплоснабжения малой и средней мощности в коллективную собственность потребителей тепла;

введение для организации бюджетной сферы порядка, при котором сэкономленные бюджетные средства, выделяемые на топливо- и энергообеспечение бюджетных объектов, остаются в течение двух лет в распоряжении этих организаций.

Однако многие из этих и других намечаемых законодательных мер остаются на федеральном уровне нереализованными. Одна из основных причин этого - недооценка важности и своевременности формирования определенной системы и структуры по рациональному снабжению и потреблению энергии на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и локальном - на предприятиях, организациях и каждым физическим лицом.

Федеральная целевая программа «Энергосбережение России» примерно к 2000 г. была трансформирована в программу «Энергоэффективная экономика».

В любом варианте финансирование конкретных мероприятий из этих и других программ ведется в ограниченных объемах.

Обзор основных нормативных правовых и методических документов по обеспечению энергосбережения

Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»

Определена необходимость включения в себестоимость электрической и тепловой энергии затрат на энергосбережение.

Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях»

Определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий. Законом регулируется, в частности, деятельность на услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Используется ценовое регулирование естественных монополий, определение потребителей или установление минимального уровня их обеспечения.

Основополагающим документом в области энергосбережения является Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 261-ФЗ от 23.09.2009.

Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения. Для создания экономических и организационных условий в целях эффективного использования в области энергосбережения основными являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной:

на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;

осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;

развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих дефицитных видов;

создание и использование энергоэффективных технологий, топливо- и энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;

обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергоресурсов.

Законом определены основные принципы энергосберегающей политики государства, положения о стандартизации, сертификации и метрологии и основы государственного управления энергосбережением.

Для практической деятельности хозяйствующих объектов большое значение имеют положения Закона, регламентирующие проведение энергетических обследований организаций, учет энергетических ресурсов и государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием.

Предусмотрены экономические и финансовые механизмы энергосбережения, образование и подготовка кадров и информационное обеспечение энергосбережения.

Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»

Введено требование подтверждения соответствия производимой продукции, в том числе энергопотребляющего оборудования и процессов

производства, положениям технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций:

-в части рационального использования ресурсов;

-обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Постановление Правительства РФ № 998 от 12.10.1995 «О государственной поддержке создания в РФ энергоэффективных демонстрационных зон»

Определен порядок государственной поддержки демонстрационных зон высокой энергетической эффективности.

Постановление Правительства РФ №793 от 12.07.1996 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)»

Утверждены основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), а также перечень коммерческих организаций - субъектов федерального рынка. Тарифы на электрическую энергию и размер платы за услуги, предоставляемые на ФОРЭМ, устанавливаются ФЭК.

Постановление Правительства РФ № 832 от 08.07.1997 «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы»

Устанавливается обязательность оснащения приборами учета расхода энергоресурсов и воды предприятий бюджетной сферы в 1998 г.

Указ Президента РФ № 1010 от 11.09.1997 «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ»

Минтопэнерго приданы функции государственного надзора за эффективным использованием энергии в РФ.

Постановление Правительства РФ № 1619 от 27.12.1997 «О ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их специальными знаками визуального контроля»

Предусматривает назначение ответственными за установку специальных знаков сбытовых организаций и органов энергонадзора; поручение Минтопэнерго разработать в 3-месячный срок порядок ревизии.

Постановление Правительства РФ № 1 от 05.01.1998 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов»

Утверждается порядок прекращения или ограничения подачи энергии при неоплате ТЭР.

Постановление Правительства РФ № 5 от 05.01.1998 «О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 г. за счет средств федерального бюджета»

Предусмотрено выделение средств для закупки ТЭР в пределах лимитов, заключение договоров в пределах установленных лимитов. Расчеты за потребленные ТЭР осуществлять только в денежной форме.

Постановление Правительства РФ № 166 от 12.02.1998 «О возложении на Министерство топлива и энергетики РФ функций государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ»

Дополнено Положение о Министерстве топлива и энергетики РФ словами об осуществлении государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ.

Постановление Правительства РФ № 588 от 15.06.1998 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России»

Приведены разработка программ энергосбережения, установка порядка формирования и использования средств для финансирования мероприятий по энергосбережению, разработка программы энергетических обследований.

Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1998 «О государственном энергетическом надзоре в РФ»

Утверждено положение о государственном энергетическом надзоре, в том числе надзоре за проведением мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции.

Постановление Правительства РФ №777 от 12.10.2000 «Об утверждении положения о Министерстве энергетики Российской Федерации»

Утверждено положение о Министерстве энергетики РФ. Определены задачи министерства, в том числе государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов, разработка государственной политики в области энергосбережения и обеспечения экологической безопасности при развитии ТЭК, координация работ по повышению эффективности энергопользования в экономике России.

Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. Одобрены Правительством РФ (протокол № 39 от 23.10.2000)

Сформулированы основные принципы и условия энергетической безопасности страны (региона), ее граждан. Для обеспечения безопасности определены цели и задачи энергетической стратегии и государственной энергетической политики. Предложена программа разработки первоочередных нормативно-правовых и организационных документов, формирующих механизмов реализации «Энергетической стратегии России на период до 2020г.».

Постановление Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики РФ»

Одобрены основные направления реформирования электроэнергетики России.

Сформулированы основные условия перехода на нерегулируемые государством тарифы на производимую электроэнергию с использованием механизма коммерческой диспетчеризации.

Распоряжение Правительства РФ № 1040-Р от 03.08.2001 «Об утверждении плана мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ»

Изложен план мероприятий по ГУ кварталу 2002 г., включающий в себя разработку проектов федеральных законов «Об электроэнергетике», о внесении изменений и дополнений в существующие федеральные законы и Указы Президента.

Постановление Правительства РФ № 796 от 17.11.2001 «О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика на 2002 -2005 годы и на перспективу до 2010 года" (с изменениями от 29.12.01)»

Основная цель программы - перевод экономики России на энергосберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосберегающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики.

Постановление Правительства РФ № 797 от 17.11.2001 «О подпрограмме "Реформирование и модернизация коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы»

Цель программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат и др.

Постановление Правительства РФ № 135 от 11.02.2002 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органом исполнительной власти. В области энергетики лицензируются:

деятельность по эксплуатации электрических сетей;

деятельность по эксплуатации тепловых сетей;

ряд видов деятельности по переработке, транспортировке, хранению и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.

Постановление Правительства РФ № 226 от 02.04.2002 «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»

Изложены нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен) и общие принципы и методы их формирования.

25 марта 1998 г. Министерством топлива и энергетики Российской Федерации введены в действие «Правила проведения энергетических обследований организаций». В правилах определены: область их применения, цели и порядок проведения энергетических обследований (энергоаудита), а также подробно изложены организация энергетических обследований, виды энергетических обследований, методы проведения энергетических обследований, требования к обследуемым потребителям топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), оформление результатов энергетических обследований, финансирование энергоаудита, права и ответственность обследуемых потребителей ТЭР.

Значительным ведомственным актом, регламентирующим одно из важнейших мероприятий в комплексе мер по энергосбережению, является Приказ № 10 от 16.02.2001 г. Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Министерства энергетики Российской Федерации «О проведении обязательных энергетических обследований на предприятиях и в организациях». Данным Приказом, изданным во исполнение закона «Об энергосбережении» и Постановления Правительства № 588 от 15.06.1998 г., вводится в действие «Положение об аккредитации энергоаудиторов в органах Госэнергонадзора Министерства энергетики Российской Федерации». В приказе определены критерии аккредитации, порядок ее проведения и требования к аккредитуемым. Установлены также порядок контроля за деятельностью аккредитованных энергоаудиторов, установлены случаи приостановления или отменены действия свидетельства об аккредитации.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51379-99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов»

Настоящий стандарт, введенный (впервые) Постановлением Госстандарта России № 471-ст от 30.11.1999 г., подготовлен Госэнергонадзором РФ в сотрудничестве с Московским агентством энергосбережения. Он регламентирует основные положения энергетической паспортизации, устанавливает формы документов - составных частей паспорта промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов, отражает накопленный опыт в области энергетической паспортизации и предлагает единый унифицированный подход к его составу и структуре. Документ необходим в работе энергоаудиторов и энергопотребителей, так как в Приложениях к нему приведены формы Паспорта и его составных частей.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51380-99 «Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям»

Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 472-ст от 30.11.99. Данный стандарт распространяется на энергопотребляющую продукцию производственно-технического назначения и бытового потребления на стадиях ее жизненного цикла и устанавливает требования к методам подтверждения соответствия показателей ее энергетической эффективности их нормативным значениям.

Нормативные значения показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции устанавливаются в нормативных документах - государственных, отраслевых стандартах, технических регламентах, стандартах научно-технических обществ и ассоциаций, стандартах предприятий.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение»

Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 485-ст от 30.11.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные понятия, принципы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих нормативных методических документов и распространяется на деятельность, связанную с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), на энергопотребляющие объекты (установки, оборудование, продукцию производственно-технического и бытового назначения), технологические процессы, работы, услуги. Положения, установленные в стандарте ГОСТ Р 51387-99, обязательны для применения расположенными по территории РФ предприятиями, организациями, региональными и другими объединениями, независимо от форм собственности и подчинения, а также органами управления РФ, имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению.

Положения, установленные в настоящем стандарте, применяются в научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании разработок и разработке нормативных, методических документов по энергосбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51388-99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения»

Принят и введен действие Постановлением Госстандарта России № 186-ст от 30.11.1999 г. В данном стандарте реализованы нормы и требования Закона РФ «Об энергосбережении». Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Стандарт устанавливает общие требования к информированию потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения, перечень видов изделий, информация об эффективности энергопотребления которых должен быть предоставлена потребителю (в перечень включены: оборудование и материалы электротехнические, изделия автомобильной промышленности, тракторы и сельскохозяйственные машины, продукция строительного, дорожного и коммунального машиностроения, оборудование санитарно-техническое, оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы, материалы строительные, конструкции и детали сборные железобетонные, изделия из стекла, фарфора). Стандартом установлены способы и формы информирования потребителей об энергоэффективности энергопотребляющих изделий, общие требования, правила и объем информации по энергоэффективности, которую необходимо доводить до сведения потребителей. Стандарт предназначен для использования юридическими и физическими лицами (независимо от формы собственности) в их деятельности по энергосбережению, при изготовлении и реализации на рынке энергопотребляющих изделий и оборудования, проведении энергетической экспертизы, энергообследований и паспортизации потребителей ТЭР.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей»

Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 882-ст от 29.12.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные виды показателей энергосбережения и энергетической эффективности, вносимых в нормативные (технические, методические) документы, техническую (проектную, конструкторскую, технологическую, эксплуатационную) документацию на энергопотребляющую продукцию, технологические процессы, работы и услуги.

Распространяется на все виды продукции, включая топливно-энергетические ресурсы, материалы и изделия, использование которых по назначению связано с расходованием (потерями) ТЭР, на технологические процессы, сопровождающиеся потреблением (потерями) ТЭР, а также на все виды деятельности, направленные на рациональное использование и экономию ТЭР.

Стандарт предназначен для использования юридическими и физическими лицами в их деятельности по энергосбережению, при разработке новых и пересмотре действующих нормативных документов в части, касающейся нормирования показателей энергетической эффективности, разработке и проведении (энергетической) экспертизы проектной документации, проведении энергетических обследований (энергетического аудита) и энергетической паспортизации потребителей ТЭР, разработке нормативных и методических документов в обеспечение программ энергосбережения и статистической отчетности в области энергосбережения.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51750-2001 «Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения»

Целью настоящего стандарта является установление методологии комплексного определения энергоемкости в технологических энергетических системах (ТЭС) различного назначения при производстве продукции и оказании услуг с учетом энергосбережения и экологической безопасности.

Настоящий стандарт применяют для определения, описания, анализа и сравнения технологической энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в ТЭС в целях обеспечения единой методической основы энергетического выбора при принятии решений любого уровня. Технология, обеспечивающая наименьшую полную энергоемкость конечных видов продукции и услуг при нормированных удельных энергозатратах на производство продукции, является более эффективной.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 31168-2003 «Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление».

Стандарт разработан с целью подтверждения соответствия показателя нормализованного удельного потребления тепловой энергии на отопление за отопительный период эксплуатируемого здания нормативным значениям согласно СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» с учетом требований ГОСТ Р 51380 и ГОСТ Р 51387. Дополнительно в результате обработки данных измерений стандарт позволяет рассчитывать общий коэффициент теплопередачи здания. Стандарт является базовым документом, обеспечивающим параметрами энергетический паспорт и энергоаудит эксплуатируемых зданий.

Строительные нормы и правила СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий

Данный СНиП устанавливает требования к тепловой защите зданий в целях экономии энергии при обеспечении санитарно-гигиенических и отопительных параметров микроклимата помещений и долговечности ограждающих конструкций зданий и сооружений.

Настоящие нормы предусматривают введение новых показателей энергетической эффективности зданий - удельных расходов тепловой энергии на отопление за отопительный период с учетом воздухообмена, теплопоступлений и ориентации зданий, устанавливают их классификацию и правила оценки по показателям энергетической эффективности как при проектировании и строительстве, так и в дальнейшем при эксплуатации.

3. Региональная нормативная база в России

Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» N 261-ФЗ от 23.09.2009 г. предусматривается разграничение полномочий в области энергосбережения между федеральными органами управления и субъектами федерации. Одно из направлений здесь - развитие законодательной базы энергосбережения, но уже на региональном уровне. Данным правом воспользовались многие из субъектов федерации. Региональные законы по энергосбережению имеют Челябинская область (принявшая подобный закон еще в 1995 г.), Тульская, Нижегородская, Томская и ряд других областей и республик.

Почему такие законы должны быть в каждом регионе? Регион представляет собой разомкнутую экономическую систему, которая участвует в многочисленных системах связей между предприятиями и организациями разных отраслей. В основу таких связей положены относительная экономическая и юридическая самостоятельность региона, его территориальная целостность, компетентность местных органов власти. Содержание целей и задач регионального управления экономикой можно разделить на следующие группы:

формируемые с позиций увеличения вклада региона в экономику и безопасность федерации,

формируемые с позиций комплексного развития региона, но при этом направленные на обеспечение более полного удовлетворения потребностей населения.

Непосредственная реакция населения на любые управляющие решения, принимаемые как на федеральном, так и на региональном уровнях, практически всегда направлена на местные органы власти или через эти инстанции власти. Именно в регионе, муниципальном образовании эта реакция ощущается острее. В последние годы мы все являемся, по крайней мере, свидетелями всякого рода социально-ориентированных акций - от самых мирных до уголовно наказуемых, поэтому региональный уровень управления наиболее сориентирован на достижение содержательных целей управления. Применительно к энергосбережению это означает, что прежде чем включать в полном объеме активные, но непопулярные энергосберегающие стимулы - рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, свободные цены на топливо, - необходимо создавать законодательно условия для реализации целого комплекса энергосберегающих мер на системной основе:

ввести учет вырабатываемых и потребляемых энергоресурсов с установкой измерительного и регулирующего оборудования, при необходимости с перестройкой систем подачи энергии;

организовать обучение персонала приемам повышения эффективности на всех стадиях энергетического цикла - от производства до потребления;

ввести меры финансового (фискального) характера или обеспечить доступность для потребителей энергосберегающего оборудования на рынке;

проводить разъяснительные, рекламно-информационные и пропагандистские кампании;

изыскать возможности компенсации наименее обеспеченным слоям населения энергозатрат по реальной рыночной цене;

разработать организационно-финансовые схемы инвестирования энергосберегающих мер.

В соответствии с действующим в России законодательством большинство из перечисленных проблем находятся в компетенции представительных органов власти.

На необходимость проведения таких работ указывает и опыт развитых стран, где, несмотря на реальные среднестатистические доходы населения в 10-20 раз большие, чем в нашей стране, энергосбережение - одно из основных направлений деятельности государственных органов управления.

Считаем, не требует дополнительных доказательств, что все эти этапы энергосберегающей деятельности не могут решаться только из центра, без учета особенностей конкретного региона.

Таким образом, энергосберегающая деятельность - это комплексная проблема и в соответствии с системными принципами должна решаться посредством формирования и реализации программ энергосбережения. Определенное представление о содержании и взаимосвязях целей и задач региональной программы энергосбережения дает табл. 1.

Таблица 1 Цели и задачи региональной программы энергосбережения

Виды деятельности

Этапы формирования и реализации программы

разработка

организация

обеспечение

реализация

контроль и анализ

Правовая сфера

Создание

нормативно-

правовой

базы

Организация

энергетических

обследований

предприятий

Обеспечение

единства измерений, сертификации и стандартизации

Борьба с хищениями и расточительным расходованием энергоресурсов

Осуществление контроля исполнения программы

Экономическая сфера

Создание экономических механизмов

Организация учета и контроля потребления энергоресурсов

Обеспечение

эффективности тарифной политики

Реализация проектов и зон высокой энергетической эффективности

Оценка и анализ эффективности мероприятий

Производственная

сфера

Создание производственной базы

Организация производства энергосберегающей техники

Энергетический менеджмент

Анализ эффективности производства

Информационная сфера

Энергетический маркетинг

Обеспечение

подготовки,

переподготовки

и повышения

квалификации

кадров

Общественное просвещение, разъяснительная работа, реклама

Создание региональных изданий и печатной продукции по энергосбережению

Москва является крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов в России, располагает значительным потенциалом энергосбережения — 11 млн т. у. т. в год. При таком потенциале и наметившемся дефиците энергетических мощностей в городе вопросы энергосбережения приобретают самое острое значение, т. к. во многих случаях энергосбережение является наиболее дешевой альтернативой строительству новых мощностей и, соответственно, многомиллиардным затратам бюджета. Эффект от энергосбережения с учетом многократного увеличения темпов работ в этой области может быть получен при условии дальнейшего развития правовой базы. И город предпринимает активные шаги по созданию такой базы, примером чему может служить принятый 5 июля 2007 г. депутатами Московской городской Думы закон г. Москвы «Об энергосбережении в г. Москве».

Целью закона г. Москвы от 5.07.2006 № 35 «Об энергосбережении в г. Москве» является создание законодательной основы для реализации в рамках городской политики в области энергосбережения мер финансового, технического и организационного характера, направленных на достижение высокого уровня энергоэффективности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и экономики города в целом при гарантированном энергообеспечении и снижении негативного воздействия производства и потребления энергетических ресурсов на окружающую природную среду, что позволит в полном объеме осуществлять программные энергосберегающие мероприятия, принятые государственной властью Москвы.

В рамках поставленной цели закон позволит решить целый комплекс задач, важнейшими из которых являются:

— совершенствование правового регулирования в области энергосбережения;

— финансовое обеспечение и осуществление механизмов реализации городской целевой программы по энергосбережению;

— организация системы контроля за расходом энергоресурсов и их эффективным использованием;

— сокращение удельных затрат на энергообеспечение, включая средства бюджета Москвы;

— обеспечение заинтересованности производителей, поставщиков и потребителей энергоресурсов в повышении эффективности их использования;

— обеспечение экологической направленности энергосбережения.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Правовое обеспечение энергосбережения