Теории международной торговли

Вопрос №1

Теории международной торговли

1.1 Меркантилизм

Богатство одной страны увеличиться только за счет обнищания другой.

Для увеличения богатства государство должно:

поддерживать положительный платежный баланс;

регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта;

запретить или ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья;

запретить торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров.

Теории международной торговли

1.2 Классические теории. Абсолютные и сравнительные преимущества.

Взгляды А. Смита:

правительства не должны вмешиваться во внешнюю торговлю;

внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда;

экспорт является положительным фактором для экономики страны;

субсидии на экспорт являются налогом с населения и должны быть отменены;

факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны.

Теории международной торговли

1.2 Классические теории. Абсолютные и сравнительные преимущества.

Содержание теории абсолютных преимуществ состоит в том, что:

страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издержками другими странами.

Д. Рикардо вводит понятие альтернативной цены.

Альтернативная цена — это отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного товара, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого товара.

Каждой стране целесообразно специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее отмиранию. Среди них:

1) наличие лишь двух стран и двух товаров;

2) господство свободной торговли;

3) затраты производства постоянны;

4) отсутствие транспортных затрат;

5) не учитывает действие НТР;

6) исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов.

Теории международной торговли

1.3 Теории соотношения факторов производства

1. Теория соотношения факторов производства Хекшера — Олина:

Различная фактороинтенсивность и факторонасыщенность определяют специализацию страны на производстве отдельных товаров

Фактороинтенсивность - отношение затрат различных факторов производства на изготовление определенного товара

Факторонасыщенность - относительная обеспеченность страны факторами производства определяет ее

Теорема Хекшера — Олина:

Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства,

и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Дополнительные выводы теории:

Развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, т.е. дохода, получаемого владельцем данного фактора (теория Хекшера — Олина — Самуэльсона)

Существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Испытание теории (парадокс Леонтьева):

В 1947 г. В. Леонтьев расчетами показал, что в экспорте США преобладают трудоемкие товары, а в импорте капиталоемкие.

Тогда США считались капиталообеспеченной страной и ей отводилась роль экспортера капитала и импортера трудоемких товаров.

Объяснение парадокса Леоньтьева:

специфика послевоенной экономики страны

наличие импортных тарифов

структура фактора труд

2. Теория специфических факторов производства – в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства,

причем

факторы, специфические для экспортного сектора, развиваются,

факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом сокращаются.

Специфический фактор производства – фактор, характерный только для данной отрасли

Влияние международной торговли на распределение доходов

Теорема Столпера — Самуэльсона

Международная торговля ведет к росту цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет,

и снижению цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого падает.

3. Теорема Т.М. Рыбчинского

С увеличением предложения одного из факторов в первую очередь развивается то производство, где этот фактор является относительно более интенсивным, и данные отрасли развиваются более быстрыми темпами, чем те, где фактор используется менее интенсивно

Правило распределения выгод от внешней торговли

Выгоды от внешней торговли распределяются между странами прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах

Соотношение индексов экспортных и импортных цен позволяет определить показатель условий торговли:

Т=Px/Pm, где

T - условия торговли;

Рx - индекс экспортных цен;

Рm - индекс импортных цен.

Теории международной торговли
1.4 Неотехнологические теории внешней торговли

Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (или страны) - новатора.

Государство при этом должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

К неотехнологическим относятся следующие теории:

1) теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);

2) теория пересекающегося спроса Э. Линдера (1961).

3) теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной

конкуренции П. Кругмана (1979 г.);

4) теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.);

5) теория внутриотраслевой торговли Б. Баласса (1967 г.);

6) теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.).

1. Теория технологического разрыва

Познер предположил, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией, в результате возникает технологический разрыв между странами.

В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что экспортируют, получают прибыль, а те, что импортируют — новые товары.

2. Теория пересекающегося спроса

Поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве которых на внутреннем рынке накоплен значительный опыт.

Теория Линдера объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне экономического развития.

3. Торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства, объясняется наличием экономики масштаба.

Модель торговли в рамках монополистической конкуренции исходит из того, что когда две страны торгуют друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, разнообразие товаров возрастает, а цена единицы товара снижается.
4. Международное перемещение товаров происходит в зависимости от определенного этапа жизненного цикла товара.

На этапе внедрения организуется производство и сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт.

На этапе роста создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом.

На этапе зрелости складываются условия масштабного производства в развивающихся странах, с последующим вывозом в страны нововведений.

На этапе упадка в развитых странах начинается внедрение на рынок новых более совершенных товаров.

5. Внутриотраслевая торговля отражает дифференциацию аналогичных товаров.

В рамках модели внутриотраслевой торговли страна производит один или узкую номенклатуру товаров и использует преимущества эффекта масштаба.

6. Теория международной конкурентоспособности наций М. Портера

Место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями:

количеством и качеством различных факторов производства

спросом на внутреннем рынке

наличием смежных и обслуживающих отраслей

стратегией фирмы и внутренней конкуренцией

Развитие теоретических основ международной торговли услугами можно представить по следующим направлениям:

Макроэкономический подход - истоки торговли услугами лежат в сравнительном преимуществе стран (Хиндли, Джонс, Мелвин и др.)

Неотехнологические теории - выделяют роль дифференциации услуг (Цвайфель, Хеллер) и наличие ступенчатого эффекта (Ричардсон, Крицовски и др.)

Микроэкономический подход - трансфер услуг внутри ТНК (Кругман, Маркузэн)

Эклектическая теория интернационализации производства услуг (Даннинг, Эндервик).

Вопрос 2.Основные тенденции развития международной торговли.

Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Отличия мирового рынка от внутренних национальных рынков:

только конкурентоспособные товары;

мировые цены;

большая степень монополизации;

решающее влияние могут оказывать политические факторы;

расчеты в СКВ.

Стимулы к экспорту товаров:

использование избыточных мощностей;

снижение себестоимости единицы изделия;

повышение прибыльности;

стремление продлить жизнь производимых товаров;

уменьшение риска сбыта и др.

Стимулы к импорту товаров:

более дешевые поставки товаров;

расширение ассортимента;

снижение риска нарушения поставок товаров.

Количественные и качественные характеристики внешней и международной торговли:

стоимостной и физический объем (товарооборот).

Стоимостной объем внешней торговли исчисляется в текущих ценах соответствующих лет.

Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах.

товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте.

географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами.

В идеале объем мирового экспорта должен быть равен объему мирового импорта,

но мировой импорт больше мирового экспорта.

Поскольку экспортные товары учитываются по ценам фоб, а импортные товары - по ценам сиф.

За 1980-2002 гг. стоимостной объем мирового экспорта увеличился 3,15 раза, объем мирового импорта в 3,17 раза.

Причинами быстрых темпов роста мировой торговли в послевоенные годы можно назвать:

1. Рост открытости национальных экономик (экспортной квоты) в 1,5-2 раза практически у всех стран мира.

2. НТП: ускорении морального износа изделий, обновлении основного капитала. Следствие: углублению международной специализации и кооперации производства.

3. Активизация деятельности ТНК.

4. Распад колониальной системы.

5. Усиление регулирования мировой торговли (благодаря деятельности ГАТТ средневзвешенные ставки пошлин сократились за 1947-2003 гг. с 45 до 3-4%).

Причинами быстрых темпов роста мировой торговли в послевоенные годы можно назвать:

6. Создания зон свободной торговли, таможенных союзов

и др.

7. Роль государства (милитаризация).

8. НТП в сфере транспорта, связи, банковского и

страхового дела, электронной торговли.

9. Рост цен на продукцию добывающих и обрабатывающих

отраслей экономики.

10. Эффект бильярда.

Факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на мировую торговлю:

1). Ценовой фактор: падение цен на основные товарные группы мировой торговли.

2). Финансовый фактор — финансовый кризис 1997-1998 гг. в Азии и в Латинской Америке.

3) Интеграционные группировки.

4). Внешнеторговая политика 90-х годов (либерализация национальной внешнеторговой политики многих азиатских государств).

5). Деятельность свободных экономических зон. (общее количество СЭЗ в мире достигло 850).

В 1980—2000-е гг. международная торговля претерпела существенные изменения и отличалась следующими тенденциями:

Темпы роста мировой торговли опережают темпы роста мирового ВВП (за последние годы среднегодовые темпы прироста мировой торговли составляли 7,0%, ВВП — 3,0%).

Неравномерность развития мировой торговли по десятилетиям.

Неравномерные темпы роста отдельных товарных групп (темпы прироста экспорта готовых изделий и полуфабрикатов оценивались в 7,0%, топлива - 6,0, продовольствия — 3,0, сырья - 2,0%).

Изменилась товарная структура мирового экспорта.

В 1980—2000-е гг. международная торговля претерпела существенные изменения и отличалась следующими тенденциями:

Неравномерные темпы роста экспорта групп стран (за 1990-2000-е годы наиболее динамично рос экспорт развивающихся стран (более 9%), а также стран с переходной экономикой (около 8%).

Высокая концентрация мировой торговли.

Рост преференциальной торговли, на которую пришлось 43% мирового экспорта в 2002.

Основные экспортеры товаров: США, Германия, Япония, Франция, КНР. Среди основных импортеров США, Германия, Великобритания, Япония, Франция.

Товарная структура мировой торговли

При анализе товарной структуры торговли применяют номенклатуру СМТК — Стандартную международную товарную классификацию.

СМТК включает 10 товарных групп с 0 до 9, которые сгруппированы в три раздела: продовольствие, сырье и топливо; готовые изделия и полуфабрикаты; прочие изделия.

Мировой экспорт готовых изделий и полуфабрикатов

Удельный вес в мировом экспорте более 75%

Тенденция к росту.

Причины:

рост обрабатывающей промышленности в мире;

сокращение срока морального износа;

концентрация производства;

повышение среднедушевых ВВП и спроса населения.

Основная товарная группа — машины, оборудование и средства транспорта.

Доля - более 40%.

В 2002 г. автомобили стали второй товарной группой по динамике роста (более 8%), уступил лишь химической продукции (фармацевтические товары).

В основе роста - расширение объема производства и спроса на продукцию.

Ведущий экспортер - страны ЕС.

По оценкам, за 20 лет объем экспорта технологичных товаров увеличился в 6 раз в мире, а в развивающихся странах в 21 раз. Чем выше технологический уровень продукции, тем динамичнее рост ее экспорта.

Экспорт технологически низкоемких изделий (доля затрат на НИОКР составляет менее 1%) возрос в 14 раз.

Экспорт технологически среднеемких изделий (от 2% до 10%) - в 11 раз.

Экспорт технологически высокоемких изделий (более 10%) - в 14 раз.

Мировой экспорт сырья, топлива и продовольствия.

Удельный вес – около 22%

Причины падения:

Влияние НТП (заменители сырья, использование вторичного сырья).

Энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии.

Рост экспорта продукции переработки сырья и топлива.

Проведение геологоразведочных работ по разработке собственных ресурсов.

Использование новых видов топлива и энергии.

Проведение политики самообеспечения.

Аграрный протекционизм.

Основными экспортерами сырья и продовольствия в мире являются промышленно развитые страны:

70% экспорта продовольствия;

65% экспорта промышленного сырья.

Основными экспортерами топлива остаются развивающиеся страны - 60%.

Географическое и региональное распределение мировой торговли

Развитые страны

Стоимостной объем экспорта увеличился за 1980-2002 гг. в 3,19 раза.

Удельный вес в мировом экспорте снижается (около 64%).

Географическое распределение экспорта

взаимная торговля - 71,3%

развивающиеся страны - 24,4%,

страны с переходной экономикой 4,3%

Развитые страны

Доли промышленных товаров (около 80%) и топлива (около 5%) растут

Удельные веса других товарных групп снижаются.

Ведущие товарные группы — транзисторы и полупроводники; текстиль; парфюмерно-косметические товары; оптические инструменты; компьютеры; пластмассовые изделия; музыкальные инструменты.

Развивающиеся страны

Особенности регионального распределения экспорта развивающихся стран:

постоянный рост доли Азии;

высокая концентрация регионального экспорта в нескольких странах.

Развивающиеся страны

Основой экспорта становятся готовые изделия и полуфабрикаты при существенном падении доли сырья, топлива и продовольствия.

Но, по оценкам МВФ, лишь 6 развивающихся стран (КНР, Индия, Малайзия, Пакистан, Таиланд, Бразилия) имеют промышленную продукцию в качестве основы экспортных доходов (более 50%).

Особенности промышленного экспорта развивающихся стран

Высокая концентрация;

Высокая доля трудоемкой потребительской продукции;

Специализация на вывозе ресурсоемкой продукции;

В последние годы прирост экспорта достигается за счет вывоза технически сложных товаров с более высоким уровнем обработки.

Страны с переходной экономикой

Стоимостной объем экспорта увеличился за 1980-2002 гг. в 1,92 раза

Удельный вес в мировом экспорте снижается (около 5,0%)

Географическое распределение экспорта

взаимная торговля - 24,8%

развивающиеся страны - 13,1%

развитые страны - 62,1%

В экспорте стран намного выше удельный вес топлива (около 23%) и ниже доля промышленных товаров (около 55%).

Вывод:

Региональная структура мирового экспорта характеризуется:

падением доли регионов развитых стран и ряда развивающихся регионов,

ростом удельного веса Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и Центральной и Восточной Европы.

Формы внешней торговли

Прямые экспортные поставки;

Встречная торговля (полная или частичная оплата импорта встречным экспортом):

- бартерные сделки;

- встречные закупки;

- операции с давальческим сырьем;

- выкуп устаревшей продукции.

Конкурсные продажи (биржа, аукцион, торги).

Эксперты ООН выделяют три основных вида международных встречных сделок:

бартерные сделки;

торговые компенсационные сделки;

промышленные компенсационные сделки.

Под промышленной компенсационной сделкой понимается сделка, в которой одна сторона осуществляет поставку второй стороне товаров или технологии, которые возмещаются посредством поставок товаров, произведенных на созданных таким образом предприятиях.

Метод торговли — это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торговой практике применяются два основных метода торговли:

• прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем);

• косвенный метод (совершение операции через посредника).

Биржевая торговля осуществляется через постоянно действующие посреднические рынки (биржи), на которых осуществляется торговля большими массами однородных товаров.

Функции:

- обеспечивать быстрый и легкий доступ к интересующим товарам по конкурентным ценам;

- посредством использования фьючерсных сделок защитить участников от потерь при резком колебании цен.

Аукционная торговля является специфической формой рынка, на котором покупатели сами предлагают цену за товары, конкурируя друг с другом.

Аукционы могут быть:

открытыми

закрытыми.

Выделяют английский и голландский аукционы.

Международные торги являются формой заключения договора купли-продажи, когда покупатель объявляет конкурс на товар с заранее определенными характеристиками и затем подписывает договор с выбранным производителем на выгодных для себя условиях.

В настоящее время применяются торги:

открытые

закрытые

Международная торговля услугами

Удельный вес мировой торговли услугами увеличился с 17% в 1980 г. до 25% в 2002 г.

Причины быстрого роста международной торговли услугами:

расширение взаимосвязи между торговлей и инвестициями,

глобализация мирового рынка,

повышение открытости национальных экономик.

Специфика услуг, которыми торгуют на мировом рынке:

отсутствие материальности, а значит, услуга невидима и неосязаема;

не поддается хранению;

ее реализация происходит одновременно с производством.

Классификация Мирового банка делит услуги на две группы:

факторные услуги, связанные с международным движением капитала и рабочей силы;

нефакторные услуги, т.е. остальные виды услуг.

Выделяется четыре способа международной торговли услугами:

Трансграничная торговля, т.е. когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга;

Потребление за границей;

Торговое присутствие в стране предоставления услуги;

Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу.

Сфера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции.

Основа международного регулирования — Генеральное соглашение по торговле услугами.

В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:

обеспечение прозрачности системы регулирования;

не увеличение ограничений в доступе на рынок;

соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО;

участие в будущих переговорах.

Теории международной торговли